Разница между еврейским и христианским ожиданием Мессии.
Интервью с Раввином Харви Спиваком.
Раввин Харви Спивак работает раввином в Конгрегации Моисея, Каламазу, штат Мичиган. Раввин Спивак окончил Еврейскую теологическую семинарию Америки, а также Корнельский университет (с научной степенью), он также является обладателем различных наград и премий, таких как Премия д-ра Майкла Хиггера по Талмуду (1978) и Гомилетическая премия Лампорта за лучшую проповедь выпускника Раввинской Школы (1983).
Шабат шалом: Во многих религиях очень важной темой является ожидание Мессии или Спасителя. Чем отличается в этом плане иудаизм?
Спивак: Эта тема также важна для иудаизма. Она была важна в течение многих столетий и продолжает быть важной. Это часть наших молитв. В каждом служении есть молитвы, содержащие явное желание пришествия Мессии. В них обращаются к Богу, чтобы он привел Мессию так, как считает нужным это сделать.
Шабат шалом: Для чего нам нужен Мессия? Может ли Бог совершить это Сам, без участия Мессии?
Спивак: Бог мог бы сделать это без участия Мессии. С еврейской точки зрения не Мессия приносит эру мира в конце времени. Это делает Бог, Творец. В еврейском понимании, Мессия - посланник Божий, что-то вроде пророка, имеющего весть от Бога в соответствующем времени, и который будет совершать необходимые действия. Но превращение нашей действительности в эпоху мира будет деятельностью Бога. Так что не Мессия принесет конец дней, а Бог.
Шабат шалом: Есть ли разница между еврейским Мессией, описанным в Ветхом Завете, ТаНаХе, и Мессией, описанным в Новом Завете?
Спивак: Разница есть, и она существенна. Концепция Мессии - одно из самых важных различий между иудаизмом и христианством. По мнению евреев Мессия – человек, а не Бог, не божество. Это полностью противоречило бы традиционным еврейским верованиям. Библейские пророки говорили о Мессии как о человеческом существе. Слово «Мессия» на иврите означает «помазанник». Помазание елеем – это древняя церемония коронации царя. И, по сути, титул «Мессия» означает «царь», национальный лидер. Вот как пророки представляли Мессию. Они верили, что Мессия будет потомком царя Давида. Они верили, что Мессия должен дать независимость евреям в земле Израиля и суверенитет на этой земле. Они верили, что в то время евреи со всех концов мира придут на эту освобожденную землю и будут вместе поклоняться Богу, и люди всех наций будут поклоняться Богу и жить вместе в мире. Это описание времени Мессии. Таким образом, это не только описание Мессии, это своего рода и лакмусовая бумажка. Так, если вы спросите еврея: «Пришел ли Мессия?», - еврей скажет: «А что, описание мессианского времени исполнилось?». Очевидно, что ответ будет «нет». Следовательно, Мессия не пришел. До времени, в которое жил Иисус и после этого времени (постбиблейское время), евреи, в общем, все еще придерживались этой идеи. Идея о Мессии, как о ком-то, кто может прийти в любом году, в любой день, была жива в течение времени, когда жил Иисус. Евреи представляли Мессию как кого-то, кто будет национальным героем, даже военным деятелем. Придание Мессии образа военного деятеля не является оскорблением. Действительно, через столетие после Иисуса произошло важное восстание евреев против Римской власти во главе с человеком по имени Бар Кохба. Бар Кохба не был раввином. Он не был особенно религиозной или духовной личностью, хотя и был другом раввинов, в частности, рабби Акивы, который был одним из величайших раввинов того времени, одним из крупнейших раввинов в истории. Рабби Акива считал, что Бар Кохба был Мессией. Это не означает, что рабби Акива считал, что Бар Кохба был святым человеком в том смысле, как мы используем этот термин, но Бар Кохба был тем, кто должен был освободить евреев от власти Рима, освободить землю Израиля для еврейского суверенитета и положить начало времени мира, которое является временем Мессии.
Рабби Акива поддерживал восстание Бар Кохбы против власти Римской империи. Восстание было подавлено. Бар Кохба был убит, а рабби Акива сказал: «Похоже, я совершил ошибку». Вот такое признание выдающейся личности. А по логике его собственных убеждений он должен был сказать вот что. Он должен был сказать, что Бар Кохба - не Мессия, потому что он не сделал то, что должен был сделать Мессия, и это явно не тот период истории.
Поэтому мы были вынуждены продолжать ожидать. В еврейской истории были и другие мессии, - лжемессии, некоторые из которых навели огромный переполох среди евреев по всему миру, или, по крайней мере, локально, а в некоторых случаях – и на международном уровне. Но в каждом случае, конечно, стало ясно, что этот человек не был Мессией, и евреи должны были приспособиться к этому факту. Это явление длится и по сей день.
Вам может быть известен Любавический Ребе, последний Любавический Ребе, живший в Бруклине, чьи последователи считали его Мессией. Ребе дожил до старости, и они постоянно ожидали, что он откроет себя в полной сущности как Мессия. Он умер, и им пришлось привыкнуть и к этому. Это было довольно трудно сделать. Некоторые из них до сих пор не привыкли, и продолжают верить, что даже после смерти Любавический Ребе найдет способ раскрыть свою личность как Мессия. Они никогда не говорят об этом, но это своего рода вера во второе пришествие, хотя большинство последователей Любавического Ребе сейчас, наверное, смирились с тем, что он не Мессия.
Итак, в любом случае, Мессия является очень важной фигурой в истории еврейского народа с древнейших времен и до современности. Но его еврейская концепция значительно отличается от христианской концепции тем, что Мессия - не божественная фигура и, по сути, не отличается от других человеческих существ.
Шабат шалом: Читая Еврейскую энциклопедию, видно, что в тринадцатом веке считалось, что когда придет Мессия, он не принесет немедленные изменения, но начнет процесс. Придерживаются ли этого мнения в настоящее время, или, если Мессия придет, то принесет ли он мгновенные изменения?
Спивак: На самом деле существует расхождение во мнениях среди евреев, в зависимости от их личной теологии, и так было в течение длительного времени. В настоящее время многие евреи не думают о Мессии как о конкретной личности, но как о времени, времени мира, например. И это становление должно быть постепенным. Вы не можете утвердить мир за один день. Все это зависит от точки зрения и по сей день. Многие евреи, особенно ортодоксальные, представляют Мессию как личность.
Шабат шалом: Кем или чем является Мессия? Является ли он человеком, народом?
Спивак: Традиционной является та концепция Мессии, в которой он представлен человеком. Ничего большего, чем мужчина. Некоторые люди предпочитают думать о Мессии, как о времени, об эпохе, а не о личности. В этом вопросе существуют разногласия.
Шабат шалом: А что должно отличать Мессию от любого другого человека? Может ли любой человек быть Мессией?
Спивак: Это интересный вопрос. Люди задают его с незапамятных времен. Как мы признаем Мессию, когда он придет? Основной ответ на этот вопрос таков: когда все пророческие писания исполнятся, мы узнаем, что время настало, даже если мы не сможем определить этого человека. О Мессии возникло много легенд. Одна из популярных – сохранившаяся древняя легенда о том, что Мессия будет отвержен обществом. Человек, которого вы меньше всего ожидаете увидеть Мессией, окажется этим великим пророком и посланником Бога.
Шабат шалом: Основано ли это на Исаии 53, главе о страдающем рабе?
Спивак: Нет. Евреи читают эту главу иначе. Страдающий раб – это Израиль, а не личность. Но это древняя легенда.
Шабат шалом: Продолжает ли еврейский народ ожидать Мессию и, в частности, что он ожидает от Мессии?
Спивак: Они ожидают, что Мессия будет подлинным вестником Божьим, полагая, что верят в личностного Мессию, а не в мессианскую эру, и что это должно быть время истинного мира, когда евреи будут собраны с четырех сторон света в землю Израиля. Евреи приобретут суверенитет в своей земле, и все будут поклоняться Богу в гармонии.
Шабат шалом: Мартин Бубер сказал: «Когда Мессия придет, евреи и христиане признают его, и он будет одним и тем же Мессией». Что Вы думаете об этом заявлении?
Спивак: Откуда у вас это заявление? Это интересно. Было бы интересно увидеть его в определенном контексте, потому что я его не понимаю.
Шабат шалом: Я думаю, в его контексте говорится, что, в конечном счете, Мессия, ожидаемый христианами, и Мессия, ожидаемый еврейским народом, окажется одной и той же личностью. Если это то, о чем говорит Бубер, какова Ваша реакция на это?
Спивак: Как я уже сказал, я не понимаю этого. Бубер был очень образованным человеком, и если он сделал заявление, не имеющее смысла для меня, это значит, что я что-то не понимаю в этом заявлении, поэтому я не могу ответить на этот вопрос.
Шабат шалом: Когда и как придет Мессия, и могут ли евреи в индивидуальном или общественном порядке сделать что-то, чтобы ускорить или замедлить пришествие Мессии?
Спивак: Мы не знаем, когда придет Мессия, но есть очень древняя традиция, что люди могут что-то сделать, чтобы ускорить пришествие Мессии. Это обычно значится под термином Тиккун Олам. Тиккун Олам значит "восстановления мира". Иными словами, когда мы сделаем мир, пригодный для пришествия Мессии, тогда придет Мессия. Когда мы все сделаем с нашей стороны, Бог ответит эрой Мессии. Многие люди считают, что это все в теории, и вы не можете доказать это. Но многие современные комментаторы полагают, что широкое еврейское участие в движении реформы по всему миру в течение последних двух столетий, является своего рода выражением этого древнего еврейского убеждения, что мы должны что-то делать.
Традиционно это уравновешивается убеждением, что мы не должны, не обязаны и не нуждаемся в том, чтобы делать что-либо. То есть мы не должны устраивать мир в Эдемском саду, мы не можем. Так, мы должны ожидать, что Бог сделает свою долю работы. Среди светских реформаторов, революционеров и так далее на протяжении последних двух столетий в различных странах этот баланс склонялся в другую сторону. Основным является то, что мы должны все сделать, мы сделаем рай для тружеников или для кого-либо еще, сами.
Более традиционен (в религиозных рамках) баланс между этими двумя убеждениями, что Бог будет делать свою часть, но мы также должны делать нашу.
Шабат шалом: Чего больше всего ожидаете лично Вы от пришествия Мессии и почему?
Спивак: Я никогда не задавал себе этот вопрос. Может быть, потому что трудно представить себе то, чему будет подобен тот период времени. Так что я не знаю, хотя я не прочь привыкнуть к нему.
Шабат шалом: Итак, Вы говорите, что для большинства евреев концепция прихода Мессии - это скорее концепция времени, по крайней мере, это акцентируется? Мессия должен быть человеком, но что более важно - это время после пришествия Мессии?
Спивак: Вот это правильно, правильно. Это правда, что если Мессия из плоти и крови, то он умрет. Но, по-видимому, та эпоха, которая начнется, будет продолжаться, так что период времени больше, чем человек. Существует интересная дихотомия в еврейской вере, ее можно назвать балансом, можно назвать напряженностью, в зависимости от того, как вы хотите взглянуть на нее. Одна сторона - стремление к пришествию Мессии. Другая – мнение, что мы должны быть терпеливыми, потому что это может быть очень не скоро.
Еще в древние времена существовала старинная легенда в одной из классических книг рабби Йоханана бен Заккая. Он жил в первом веке, был одним из видных деятелей еврейской истории. Он сказал: "если вы сажаете молодые деревья, а к вам приходят и говорят: «Мессия пришел», - сначала закончите посадку дерева, а затем отправляйтесь навстречу Мессии".
Это говорит мне следующее.
Во-первых, здесь присутствует намек на скептицизм. Если люди говорят, что Мессия пришел, вы еще не удостоверены, что это правда.
Во-вторых, даже если это правда, то пришествие Мессии не означает конец света. Вы все еще нуждаетесь в деревьях. Мы по-прежнему должны совершать нашу долю работы. Мы по-прежнему должны работать и выполнять обязанности, поэтому я не думаю, что это конец света или конец того, что нам нужно делать. Продолжайте, закончите свою работу и вымойте руки.
Шабат шалом: Вы рассматриваете его приход как влияющий и на евреев, и на христиан, - людей в целом?
Спивак: В целом, евреи не обсуждают подробности времени прихода Мессии. Так же как и еврейские особенности учения о загробной жизни. У нас есть сильная вера в жизнь после смерти, но мы не так уж сильно размышляем о том, на что будет похожа эта жизнь. Мы оставляем это в общем виде и не рассматриваем детали до того времени, когда это произойдет.
Шабат шалом: Что бы Вы хотели, чтобы христиане больше поняли о еврейской концепции Мессии?
Спивак: Наверное, очень немногие христиане понимают основные различия между христианской и еврейской идеями Мессии. Я думаю, для христиан будет поучительным понять, что это основное отличие еврейской веры.
Христианам также будет полезно понять еще следующее: еврейская идея Мессии, вероятно, существовала во время Иисуса. Пока не ясно, считал ли себя Мессией сам Иисус или нет. Он мог так думать. Предположительно, и это довольно верное предположение, что ценности Иисуса были стандартными раввинскими еврейскими ценностями, он вполне мог называть себя Мессией, но он мог бы сделать это, не называя себя божеством, или не говоря, что «Я тот, кому следует поклоняться». Потому что, если он называл себя Мессией или думал о себе как о Мессии, он думал о себе как о национальном Спасителе, национальном герое, который мог быть истолкован с политической или военной точки зрения.
Достаточно ясно, как из христианских Евангелий, так и других исторических документов, что римские власти, вероятно, отреагировали на Иисуса именно так, полагая, что он был либо военной, либо политической фигурой, или обеими.
Они, естественно, противостояли ему, потому что последнее, чего они хотели – это наличие каких-либо политических беспорядков в какой-либо провинции империи. Я думаю, христианам было бы хорошо это понять.
Шабат шалом: Вы говорите, что Мессия должен был быть человеком, обычным человеком, который своим примером, учением, возможно, с помощью своих военных и политических установок мог бы ввести людей в новый период. Но я не вижу никакого Божественного вмешательства в эту концепцию. Принимая во внимание постоянное вмешательство Бога в историю древнего Израиля, почему же нет Божественного вмешательства в действия Мессии?
Спивак: Да. Понимание такое, что Бог установит этот период, когда Он посчитает нужным, и, следовательно, мы и по сей день молимся об этом периоде времени. В каждом еврейском служении существуют молитвы о Мессии, непосредственные молитвы к Богу. Это не молитвы о человеке или о создании правильного типа человека, или молитвы, чтобы любой человек совершал магические вещи, чтобы вступить в этот период. Это прямые молитвы к Богу, чтобы Он установил этот период мира как можно скорее.
Шабат шалом: В этот период мира будет ли продолжаться повседневная работа? Что будет с сердцами людей, останутся ли они прежними или изменятся?
Спивак: Сердца людей, видимо, будут изменены, если это будет эра мира. Будь то через образование или нет, я не знаю, но что-то случится. Мир будет таким же, и мы будем теми же, по-видимому, придется зарабатывать себе на жизнь.
Интервью провел Майкл Вайз, аспирант богословия университета Эндрюса
Перевод с английского Александры Обревко
«Лучше один час блаженства в мире грядущем [Олам hаба], чем вся жизнь в этом мире [Олам hазе]»... «Лучше один час покаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в мире грядущем» (М. Авот 4:17).