По словам христианского философа доктора Жана Зюрчера библейскую антропологию все более и более подтверждает научно-технический прогресс.
Доктор Жан Зюрчер родился в Швейцарии. Его образование включает в себя степени в теологии и докторскую степень в философии в Женевском университете. Доктор Зюрчер опубликовал множество книг и статей на французском и английском языках. Его работы по библейской антропологии получили широкое признание критиков. Он продолжает принимать активное участие в преподавательской, научной и издательской деятельности. Доктор Зюрчер сделал блестящую карьеру преподавателя на трех континентах и является признанным международным авторитетом в области образования, теологии и философии.
Шабат шалом: Кто оказал наибольшее влияние на Вас в Вашей философии человеческой личности?
Зюрчер: Поскольку рассматриваются библейские знания о человеке, то я бы назвал своих преподавателей теологии, особенно Альфреда Ваучера, в области философии - профессора Карла Вернера из Женевского университета и его курсы «Философия экзистенциализма» и «Проблема души в истории философии».
Кроме того, конференции, представленные профессором Анри Баруком в Женевском университете в 1951 году по проблеме личности. Профессор Барук никогда не прекращал объяснять свою концепцию человека на основе откровений Еврейской Библии. Вот что он написал мне после прочтения моей диссертации, опубликованной в 1953 году: «Ваша работа произвела на меня большое впечатление, потому что она подчеркивает важную и слишком часто пренебрегаемую проблему единства души и тела. Вам хватило мужества решать эту проблему, не избегая ее, и разбираться в глубине всех ее тонкостей. Вам хватило мужества сказать правду без притворства. Эта большая заслуга помещает Вашу книгу среди главных философских трудов».
Шабат шалом: Каково Ваше представление о человеке как у христианина и философа?
Зюрчер: Веря во вдохновенность Библии, я пытался понять человека рационально, с учетом библейской антропологии, а также сегодняшних научных знаний. Фундаментальные библейские утверждения, отголоски которых мы можем проследить во всей Библии, таковы, что человек был создан Богом по Его образу (Бытие 1:27). Павел напоминает афинским философам, что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деяния 17:28). Второе заявление в Книге Бытия сообщает нам о природе человека более прямо: «И создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). В соответствии с этими короткими строками человек представляет собой синтез земного вещества, adama, и жизни, данной Богом всем живым существам. Результатом этого творческого синтеза является человек как живая душа. Таким образом, в соответствии с текстом, человек не получил душу, но стал живой души, то есть живым существом. Другими словами, сказано, согласно библейской антропологии, что человек не обладает бессмертной душой, существовавшей прежде его создания. Это душа не является нематериальной субстанцией, отдельной от тела, как учит сегодня дуалистическая антропология. Напротив, согласно учению Библии, душа просто является результатом творческого действия Бога и обозначает человека в его целостности и в единстве его личности. В библейской лексике не говорится, что человек обладает душой, но что является душой.
Шабат шалом: Хорошо ли встраивается это представление о человеке в наш век?
Зюрчер: И да, и нет. Очевидно, что это утверждение, что человек является результатом Божественного действия Творца Вселенной, находится в радикальной оппозиции к различным эволюционным теориям современности. В этом библейская антропология не вписывается в философские убеждения нашего времени. Вместе с тем, поскольку рассматривается концепция человека, то библейская антропология все более и более подтверждается научно-техническим прогрессом. Слишком долго существовала тенденция противопоставить рационализм греческих философов иррационализму библейских писателей. Конечно, мы имеем дело с двумя несовместимыми метафизическими структурами. Однако, вопреки распространенному мнению, это небиблейская концепция, которая является мифической, но гораздо более вероятно - дуалистической антропологией, которая и по сей день продолжает поддерживать могущественное господство привычек мышления, таких, как двойственность души и тела и бессмертие души.
Шабат шалом: Является ли правильное понимание природы человека важным в отношении счастья?
Зюрчер: Оно имеет основное значение. Исследования в области антропологии установили, что в основании всей цивилизации, как любой социальной организации, насколько примитивной она бы ни была, всегда есть определенное представление о человеке. История каждого народа зависит от понимания человека каждым из них. Даже каждая эпоха имеет свой собственный образ человека, часто бессознательный, но пронизанный обычаями, религиозными верованиями, а также определенным набором правил. Даже политическое мышление нации связано с тем или иным определением человека. И, наконец, каждый человек индивидуально, сознательно или бессознательно, формирует свою жизнь в соответствии с его собственной идеей человека, или с тем, чем должен быть человек. Этот образ человека, который создают и поддерживают, состоит из представлений, традиций и предрассудков, несомненно, основанных на религиозных, философских или политических понятиях человека. Поэтому важно правильное понимание человека, которое насколько можно максимально соответствует подлинному образу человека. Об этом справедливо сказано: «Иметь неправильное представление о человеке – значит иметь неправильное представление обо всем».
Шабат шалом: Что касается иудео-христианского диалога, - не могли бы Вы рассказать нам, в чем иудаизм и христианство отличаются в понимании человека?
Зюрчер: В основном, современные теологи признают, что с первых веков христианства библейский образ человека был омрачен теологией Платона. Традиция церкви часто объясняла библейскую антропологию на основе классических представлений философии Платона. Поступая таким образом, церковь дистанцирует, даже противопоставляет себя синагоге. Сегодня современные экзегеты единодушно признают, что библейское представление о человеке радикально противопоставляет себя платоновской и декартовской антропологии. В этом можно рассмотреть возможность иудео-христианского диалога. Тем не менее, в сознании наших современников все еще глубоко укоренены старые формы мыслительного процесса, которые, весьма вероятно, препятствуют налаживанию плодотворного диалога. Нам нужно мужество, чтобы признать это. Это радикальное противостояние библейской и платоновской антропологии, позже принятой церковью, безусловно, сыграло определенную роль в светском отношении христиан к евреям. Я убежден, что возвращение к подлинно библейскому представлению о человеке будет способствовать иудео-христианскому диалогу.
Шабат шалом: Каков вклад адвентистов седьмого дня в этот предмет?
Зюрчер: Возвращаясь к библейским источникам, адвентизм седьмого дня вновь открывает библейский образ человека. Это понятие о человеке, по сути, представляет собой основное место в вероучении адвентистов седьмого дня и проникло в большинство практических аспектов жизни адвентистов, как на физическом, так и на духовном уровне, через соблюдение законов, провозглашенных в Библии. Для адвентистов седьмого дня библейское учение имеет существенную нормативную ценность. Для них главная проблема нашего общества сосредоточена вокруг человека. Моральный кризис, создающий угрозу для человечества, связан с ложными представлениями о человеке, на которых строится западное общество.
Д-р Жан Зюрчер
Это интервью было проведено доктором Бернаром Сованья
Перевод с английского Александры Обревко
Метки: Природа человека, дух душа тело, антропология, представление о человеке