Урок 1| I кв. 2019 | Евангелие с Патмоса

Евангелие с Патмоса

Библейские тексты для исследования: Откр. 1:1–8; Ин. 14:1–3; Втор. 29:29; Ин. 14:29; Рим. 1:7; Флп. 3:20; Дан. 7:13, 14.



Памятный стих: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3).

Пророчества книги Откровение были показаны в видении апостолу Иоанну более 19 веков назад во время его ссылки на Патмосе — небольшом скалистом острове в Эгейском море (см. Откр. 1:9). В тексте Откр. 1:3 содержится благословение для читающих эту книгу, слушающих ее и повинующихся ее наставлениям (ср. с Лк. 6:47, 48). Текст указывает на общину, собравшуюся для того, чтобы послушать весть. Однако верующие обретают благословения не только потому, что читают или слушают книгу, но и потому, что исполняют слова этой книги (см. Откр. 22:7).

Пророчества книги Откровение свидетельствуют о заботе Бога о Своем народе. Они указывают нам на кратковременность земной жизни, спасение в Иисусе, Его служение в качестве нашего небесного Первосвященника и Царя и наше призвание распространять Евангелие.

Библейские пророчества подобны светильнику, сияющему в темном месте (см. 2 Петр. 2:19). Их цель — направлять нашу нынешнюю жизнь и дарить надежду на будущее. Мы будем нуждаться в пророческом руководстве до тех пор, пока не придет Христос и не установит вечное Царство.


 

 

В. Олийник

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Урок №1, «Евангелие с Патмоса»

 

5 января 2019

 

I. Название, цель, и язык книги Откровение (ВС,ПН,ВТ).

  1. Каково полное традиционное название книги Откровение? (Откровение святого Иоанна Богослова)
  2. Прочитайте Откр. 1:1-3 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Каковы два смысла фразы «Откровение Иисуса Христа»? (это откровение от Него; это открывается Он)

б. Какова заявленная цель книги? (2 ст. – открыть будущее, начиная с дней Иоанна)

в. Для чего знать будущее? (3 ст. – «соблюдающие написанное» – для исполнения; см. Ин. 14:29 – укрепление веры)

г. Проверьте вторую половину 1 ст. в иных переводах «Он возвестил его знамениями» (Восстановительный); («дал как знамение» (Кассиан); в ориг. σημαίνω (сэмайно) – «показать с помощью знака или символа»; это природа языка книги!)

д. Какой материал содержит книга Откровение? (2 ст. – Слово Божие, свидетельство Иисуса и то, что видел Иоанн)

е. Что означает фраза «слово Божие»? (см. 1:9 – Священные Писания, за проповедь которых Иоанн был в ссылке)

ж. Какими должны быть правила истолкования Апокалипсиса во свете 2 ст.? (Откровение – последняя книга Библии; для ее разумения нужно искать значение слов в предыдущих книгах)

  1. Что из этого раздела для вас полезнее всего для разумения книги Откровение?

 

II. Божественность (СР).

  1. Прочитайте Откр. 1:4,5 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Кто обозначается словами «Который есть и был и грядет»? (Бог Отец – см. Откр. 4:8)

б. Проверьте иные переводы фразы «и от семи духов» («и от семисложного Духа» (Стерн); «или: семикратного Духа; или: Духа в полноте проявлений» (Кулаков, сноска); см. Ис. 11:2 – 7 характеристик Духа)

в. Сколько раз в книге Откровение используется фраза «Дух говорит церквам»? (7 раз – 2:7,11,17,29; 3:6,13,22 – один Дух!)

г. На что указывают титулы Христа? (5 ст. – «свидетель верный» – μάρτυς (мартюс) означает и свидетель, и мученик – см. 2:13; 17:6 – ссылка на смерть; «первенец из мертвых» – ссылка на победу над смертью; «владыка царей земных» – Его власть)

д. Что факт нисхождения благодати и мира свидетельствует о природе Тех, от Кого они исходят? (личностная природа!)

  1. В чем для вас лично значимость служения Отца, Сына и Духа?

 

III. Основная мысль книги Откровение (ВТ).

  1. Прочитайте Откр. 1:7,8 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Чем завершается пролог книги Откровение? (7 ст. –  обещание 2-го пришествия)

б. Каким будем пришествие Христа? (7 ст. – увидят все народы)

в. В силу чего Христа увидят «те, которые пронзили Его»? (см. Мк. 14:61,62 – личное обещание Иисуса Синедриону)

г. Что потребуется для исполнения этого обещания Иисуса? (см. Дан. 12:1,2 – две категории воскресших)

д. Кого описывает 8 ст.? (Бога Отца – см. 4:8 – Вседержитель)

  1. Что нового вы узнали из этого раздела?

 

 

Виталий Олийник

 

Марианна Глебушко

ПАСХА
1глава кн.Откровение

«…те, которых Ты дал Мне…»[1]

«Откровение Иисуса Христа,

 которое дал ему Б-г, …» (Откр.1:1).

 

Господь что-то даёт моему Господу[2], – как такое может быть? разве можно в действительности что-то дать…   Б-гу? Книга Откровение начинается с утверждения одной простой истины, которая когда-то стала началом нашей Вселенной. Эту истину Иисус многократно повторил ученикам в Своём последнем разговоре с ними:

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое»,                            (Иоан.17:6[3]).

Кем мы являемся по замыслу Вседержителя, согласно Его собственных слов? как Воплощенный и Предвечный определил нас? Мы – дар одной Ипостаси Б-жества другой, мы – то, что выражает Их отношения друг ко другу. Подумайте, как велик наш статус, если мы – подарок, выражающий полноту Любви одной Личности  Б-жества к другой! Их близость и единение растут от того, что Каждый из Них делает в Их единых деяниях для творения:

«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее»                         (Ин.10:17).

 «Б-г есть любовь», и преставьте то безвременье, когда еще не существовало и мельчайших пылинок Вселенной: для того, чтобы там оставаться Любовью, нужно не быть одному (ведь любовь к себе, единственному, это эгоизм). Он был Любовью всегда, даже когда не существовало мира и его живых существ, и эта Любовь выражала себя в жертвенности и преданности Ипостасей Единой Троицы друг другу: «…да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Иоан.17:24)

Встречая взаимность, понимаешь, что живешь. Мы чувствуем счастье в сопричастности с чьим-то миром, и эта сопричастность проявляется в том, что кто-то другой может продолжить мой мир. Из ощущения такой проникновенности и верности внутри Троицы родилась идея Творения: любовь непременно требует выражения, и Они стали творить. Творить друг для друга, и каждый элемент творения был способом открытия Их отношений между Собой. Поэтому, за нас, даже уже за сломанных и исковерканных грехом, Он не мог не вступиться: слишком много памяти о Любви и Преданности было связано с нами: «В том любовь, что не мы возлюбили Б-га, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин 4:10). За то, что подарено тебе Любящим и Любимым хочется бороться, особенно когда не всё досказано, и ещё есть множество горизонтов открытия Друг перед Другом.

Вспомним сцену распятия Иисуса. По необходимости и закону Суда, Бодрствующий и Судящий, – Тот, Кого мы называем Отцом, – скрыл Свой Лик от Иисуса. Связанный ограничением Воплощения и Униженный грехом Иисус должен был претерпеть это отчуждение. Но чем был занят в этот трагический момент Предвечный Дух, – третья личность Б-жества? –

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Б-га, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю»                                                 (Лук.23:39-43).

Судя по евангельскому сюжету, Вседержитель-Дух в это трудное время направляет Свои усилия на то, чтобы дать разбойнику покаяние («и Сердцеведец Б-г дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам…верою очистив сердца их», Деян.15:8-9). Почему же так? Почему Вездесущий Дух не утешает и не поддерживает Иисуса? Он – Б-г, и по условиям игры Он не может сейчас говорить с Ним. Но Он сделал то, что делал всегда, когда желал явить Свою любовь к Единосущому с Собой: Он что-то вложил от Себя в творение, в человека. И то, что Дух сделал для разбойника, несомненно, утешило Иисуса и даже через Его вынужденное одиночество открыло Ему, что Б-г всё ещё на Его стороне.

Он сотворил мир таким, что мы остаемся в нём Его способом выразить Свою великую и неумолимую потребность любить и заявлять о Своей Любви. Иоанн, любимый ученик Иисуса, – т.е. более других заметивший это Его качество и более других описавший его, – начал свою книгу с этого постулата и закона Творения:

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Б-г, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре»                                                        (Откр.1:1), –

Вечносущий и Всевластный что-то даёт Единосущному с Собой, и это что-то оборачивается благословением человеку, новым откровением о Нём. Семь дней Единый и Единственный творил материю и облик нашей планеты. В семь посланий (2,3 гл. Откровения) к Своему народу Иисус обратил благословение, полученное Им от Вседержителя.  «Смотри и слушай» – призыв и вызов, звучавший при творении нашей планеты. «Смотри и слушай!» – требует Иоанн вначале своей книги: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откр.1:3).

 

«…Тот, Который есть и был и грядет…»[4]

«…благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет,...» – кажется, первое благословение книги Иоанн передает от Иисуса, так как именно Его мы привыкли связывать с глаголом "грядет".

«...и от семи духов, находящихся перед престолом Его,...."  – мы догадываемся, что это определение в Отправителе благословения относится к Вездесущему Духу.

«...и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных...» (Откр.1:4,5), – на этих строках послания мы задерживаемся и признаём, что первая часть стиха, несомненно, относилась всё же к Той Личности Б-жества, Которую мы обычно называем "Отец": это Он, – Тот, Который есть и был и грядет. Позже этим определением Иоанн снова опишет именно Его, Сидящего на Престоле Суда:

«И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Б-г Вседержитель, Который был, есть и грядет»                                                          (Откр.4:8),

а Иисус будет стоять одесную Его: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный,... И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле»                                                 (Откр.5:6-7)

Далее в первой главе Откровения опять появляется попытка описать Б-га:

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8), –  и если мы попытаемся сузить это определение только до характеристик Б-га-Отца, мы опять попадем впросак, поскольку через эти имена далее Иисус говорит о Себе: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний...; Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясомИ когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр.1:10,12,13,17,18).

Даже внешнее описание Иисуса в книге Откровение совпадает с видом Сидящего на Престоле: 

«глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих...  И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний»                        (Откр.1:14-17).

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан.7:9,10, это об Отце, поскольку далее: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему», Дан.7:13).

Описание разных Ипостасей Троицы совпадает почти дословно, поскольку каждый из Них одинаково являет и открывает Себя миру: через близкие деяния, соделанные вместе, так что их Единство невозможно разделить. И все же хорошо заметно, что Иоанн в первых главах книги совмещает, прежде всего, образы Сидящего-на-Престоле и Прощедшего-через-смерть: Их свидетельства о Себе он подчеркнуто приравнивает, – «который свидетельствовал слово Б-жие и свидетельство Иисуса Христа»   (Откр.1:2). Схожие черты выражения себя обычно обретают прошедшие одинаковый жизненный опыт. Почти одинаковое описание качеств и внешнего выражения этих двух Личностей Б-жества, – причем в контексте переживания смерти!  – показывает, что Их, такой, кажется, несхожий опыт Голгофы, совпадает: они Оба прошли его. Отчего же так? Да, глубокая «пророщенность» друг в друга заставляет переживать и даже чувствовать то же, что и твой близкий в его болях. И все же то, что подметил и выделил Иоанн в первых главах своей книги об Их Единстве, гораздо серьёзнее, чем просто сопереживание. Творение всегда-зависимого от Их благорасположения мира изначально требовало от Творца вечного умаления: Он, Безграничный и Непостижимый, с момента начала творения должен был смирять и сдерживать Себя до уровня сотворенных, которые требовали Его постоянного внимания и ежесекундного наполнения от Него жизнью. Решение о сотворении сделало Его Мессией, – т.е. Тем, Кто согласился отдавать Свою жизнь за сотворенных[5]. Голгофа только сделала зримой ту готовность к Жертве, которую Творящий нёс в Своём сердце от начала мира.

Грех, т.е. разделение с Создателем, убил Иисуса: Его человеческое сердце и естество не выдержало разобщения с Единосущным Ему. Что же сделало это разделение с Сидящем-на-Престоле? Как Он отозвался на этот разрыв? Смерть Иисуса поставила Его в ситуацию, когда Он оказался в мире, в котором не было Того, с Кем Он был связан узами верности и преданности. Должен ли такой мир существовать? Рухни в тот миг Вселенная, ничего не изменилось бы в Его Сути и власти: остался бы только Он, Единственный и Единый в трех Своих Ипостасях, и более ничего. В том числе, – ничего такого, что впредь могло бы разлучить Их, – очень удачный вариант бытия для Того, Кто только что испытал потерю. Судьба всего творения решалась не только тогда, когда Иисус в Гефсимании принял на Себя грех, но и тогда, когда Вершащий-Суд нёс три дня молчания, в которые принял решение: «Б-г во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения»       (2Кор.5:19).

Соглашаясь на воскрешение Иисуса[6], Предвечный принимал мир, в котором Единосущному с Ним отныне предстояло навсегда оставаться в человеческом теле. Тот, кто когда-то прощал и пробовал рассмотреть чудо прощения, знает, что примирение – это разрыв с прошлым, позволяющий более не принадлежать произошедшему, в том числе эмоционально, не зависить от него и его боли. Примирение – это дистанция от прошлого времени, т.е. оно подразумевает временнУю паузу от него. Тогда это были три дня. Согласно многочисленным текстам Писания (в том числе самой книги Откровение), действия Творящего при возникновении греха в Его вселенной были обдуманы и оговорены Их Единством еще до сотворения мира[7]. Но существование паузы в три дня показывает, что Он не играет Вселенной, Он Сам живет здесь, выстраивает Себя и Свой внутренний мир из того, какие решения Он принимает в этом пространстве. И иногда это достаточно жесткий выбор для Него и он требует времени, но Он не отказывается от этого мира, поскольку мы – все еще знак верности внутри Его Единства.

 

"...был мертв, и се, жив во веки веков..."

 "...И Он положил на меня десницу Свою и сказал м'не: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти." (Откр. 1:17-18)

Однажды Предвечный так уже представлялся человеку:

"Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Б-га," (Ис.44:6).

Вместе с тем, хорошо заметно, что в разговоре с Иоанном Вседержитель изменил Своё Имя Искупителя: Он добавил "был мертв, и се, жив во веки веков". Его Имя изменилось, поскольку изменился Его опыт. Но может ли Б-г ... меняться? Кажется, вопрос праздный при точном указании Писания: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены», (Иак.1:17). И все же в этом тексте Иаков соотносит неизменняемость Вседержителя только с Его вечным намереньем благословлять Своё творение добром и совершенными дарами. Но помимо неизменности Завета внутри Троицы о сотворенном мире возможно ли развитие или углубление каких-то личностных качеств Всегда-Творящего? Слова Иисуса подсказывают нам, что да, это возможно и даже непременно:

«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» (Ин.10:17).

Сидящий на престоле любил Предреченного нам еще до появления этой вселенной, но после Его воплощения и распятия эта любовь обрела новую глубину и силу. Мир, Который Он держит Своим Словом,  постоянно обновляется («Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли», Пс.103:30), потому что растет Его праведность, Его святость, Его желание отдавать Себя:

«...ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!»  (Плач3:22-23)

Он продолжает творить, потому что Его любовь и святость обретают новые формы выражения. Поэтому после размышлений о неизменности Творца в Его решении подавать благо и дары Своему творению, Иаков добавляет:

«Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак.1:18).

Апостол отметил:  Его Слово к творению меняется. Всё новое, что совершается с Ним, Он желает, насколько это возможно, передать творению. Глубокий опыт Гефсимании и Голгофы настолько сильно коснулся всех трёх Ипостасей Его Единства, что навсегда задал новое направление развития вселенной. В контексте этих изменений в Нём у нас появилась власть побеждать грех и очищаться от соприкосновения с ним: мы можем быть новыми, потому что Он Сам стал новым[8].

 

Священодействователь.

«Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр.1:12-13).     

Иоанн видит Иисуса, одетого в одежды Храма[9], видит Его внутри Храма: семисвечник стоял во Святом отделении (Кодеш) Иерусалимского святилища[10], которое было возведено как копия или образ Небесного Храма, –

«[здесь] такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на Горе» (Евр.8:4-5, ссылка на Исх.27:8).

Предметы Иерусалимского Храма повторяли расположение и контуры различных видов служения возле Небесного Престола. Давайте задумаемся об этом месте, где сегодня, согласно первой главе книги Откровения, находится Тот, Которого мы любим. Обратимся к свидетельству Священной истории:

«И козла жертвы за грех искал Моисей, и вот, он сожжен. И разгневался на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: «почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом; вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы должны были есть ее на святом месте, как повелено мне». Аарон сказал Моисею: «вот, сегодня принесли они жертву свою за грех и всесожжение свое пред Господом, и это случилось со мною; если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу?» И услышал Моисей и одобрил»               (Лев.10:16-20).

Моисей вспоминает случай, когда священники правильно принесли жертву, – но в чём же тогда была причина его гнева? Кровь жертвы оказалась не внесена во святилище. А это значит, что она была принесена напрасно. Чтобы исправить ситуацию, священникам пришлось совершить новое жертвоприношение: если кровь не внесена во святилище, для прощения греха необходима новая жертва.

Обратим внимание, что, согласно апостольским посланиям, принёс Иисус потомкам Адама:

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею Скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения[11], и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во Святилище и приобрел вечное искупление»                                          (Евр.9:11,12).

Иисус принёс для нашего искупления две вещи: святилище и кровь. Причем в этом списке святилище поставлено апостолом Павлом не первое место. Поскольку согласно пророчествам, оставленным в Законе Моисея, закалываемое животное обретало статус жертвы только во святилище, в том месте, где горел огонь Б-жьего присутствия: «Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, … приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе»                (Втор.12:13,14).

В своём земном служении Воплощенный и Вечный хотел обратить внимание Своего народа на преимущественное положение Храма по отношению к Жертве: 

«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: … «если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?»     (Матф.23:16-19)

Еще раз проговорим себе, что больше: Жертва или Жертвенник, освящающий Жертву?  Мы привыкли, что Жертва Иисуса – это самое главное в искуплении, но, может быть, мы чего-то не прочитали в Его евангелиях?

Для чего жертва для выполнения своего предназначения непременно должна попасть во святилище, и никак иначе? «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак образы небесного должны были очищаться сими (жертвами), самое же небесное – лучшим сих жертв» (Евр.9:22,23). Грех может быть очищен только во святилище. Из Священной истории нам известно, что пред Лицом Вседержителя огнём Его святости уничтожается всё, что не свято. Когда Иисус внёс Собой нашу человечность во святилище, грех потомков Адама был уничтожен. А Человек-Иисус остался. И, будучи Б-гом, Он имеет власть наделять нас этой новой, очищенной и освященной Б-жьим огнём, человеческой природой. Так кратко законы Иерусалимского святилища представили нам то, что происходит в Небесном Храме[12]. Именно там, в Великом Святилище, пребывают свидетели наших проступков, происходит оценка наших дел, суд над ними. Там осуществляется покрытие нашего греха. Если мы согрешаем, мы приучены молиться и просить Небо о прощении. Но где, согласно Писания, происходит разбор наших молитв?

«И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Б-га»  (Откр.8:3,4).

Наши молитвы имеют смысл только в контексте служения Небесного Храма. Без него и его порядков они были бы тщетны.

Всегда ли Иисус будет находиться в Вышнем Святилище? Писание предупреждает нас, что вовсе нет: «…Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). Однажды Он вернется на Землю, и Храм, лишившись Жертвы, завершит своё служение. Закончится всё: молитва[13], покрытие грехов[14]. Оттого нам, как и Иоанну, надлежит сегодня исследовать и знать расписание работы Небесного Храма.

 

Начало Храмового года: Пасха.

 "месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,.. это — Пасха Господня." (Исх12:2-3,6,11)

Храмовый год, – цикл служения Храма, – начинался в месяце Нисане, в месяце принесения Пасхи. Рассказ о служении Воплощенного в Небесной Скинии Иоанн начал с обращения к этому празднику: в первой главе книги Иисус появляется как "Первенец из мертвых" (5ст.), Ему воздают славу как "омывшему нас от грехов наших Кровию Своею" (5ст.), Он Тот, Кого "узрит ... всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные" (7ст.). Он представляется Иоанну как Тот, Кто "был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (Откр.1:18). От дня грехопадения, через всю историю человечества, Небесный Храм выполнял, главным образом, служение свидетельства (по крайней мере, с точки зрения сотворенных существ): здесь хранились свидетельства веры и честности людей (а также их проступков), отсюда посылались ангелы ответом на молитвы для потомков Адама[15] и  для свидетельства о воле и служении Неба для них. Но Иисус, появившийся в том Месте после распятия и вознесения, открыл новое служение Скинии: служение Великой Пасхи.

Пасха – праздник освобождения; она начинается еще во время рабства (в Египте, как это было с Израилем; на острове Патмос, как это произошло с Иоанном), но переводит участвующих в ней в состояние и статус свободных. Хотя искупление потомков Адама совершалось от дней падения человека, о Жертве Иисуса известно, что только после неё мы обрели полноту власти освобождения от греха[16].

Как нам участвовать в том богопоклонении, которое (судя по 3:20[17]) будет совершаться в Небесном Храме всё время, пока в нём пребывает Жертва? Какого участия, согласно Закону, требовала Пасха от своих сопричастников? Открытое Иоанном об этом служении повторяет заповеди Пасхальной вечери, как они представлены в Пятикнижие. Так, например, Пасха требовала непременного чтения и провозглашения своей истории:

«и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь»                                    (Исх.10:2).

Иоанн расширяет заповедь чтения и декламации Пасхальной Агады до изучения и провозглашения пророчеств, особенно провочеств самой книги Откровение:

«...послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Б-жие ... Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко»                                                 (Откр.1:2,3).

Читающий и слушающие книгу Откровения тем самым участвуют в Пасхальном служении Небесного Храма так же, как для участия в Пасхе во время работы Иерусалимского святилища вам было бы необходимо дома читать вслух и обсуждать Пасхальную Агаду.

Также, Пасха остается одним из трех паломнических праздников, т.е. она предполагает, что совершающий её обязательно увидит Храм:

«наблюдай праздник опресноков... наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою. Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа»       (Исх.23.15-17).

Это то, что произошло и с самим Иоанном, оставившим для нас советы, как человеку Земли почтить служение Великой Пасхи Небесного Святилища:

«Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр.1:12-13).

Служение Пасхи в Небесном Храме, т.е. ходатайство Его Жертвы для прощения и очищения наших грехов, совершается без нас. И все же, если мы хотим разделить благословения этого Высокого служения, нам следует обратиться и увидеть Святого в Его святилище, нам следует жить, держа в уме и задавая вопросы о Его действиях в том Месте. Иудеи, многократно пережившие потерю Храма, но не оставившие стремления к нему,  сохранили представление, что читающий и изучающий храмовое служение при невозможности прийти во святилище, обретает то же благословение, что и участвующий в нем. Жить в контексте Храма, это то, чего апостол Павел требует от христиан, претендуюших на участие в Жертве:  «... мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая ... входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником...» (Евр.6:18-20).

Святилище и востание ангелов.

Отчего же ищущим Господа необходимо сопоставлять свою жизнь с распорядком Небесного Храма? Премудрый и Вечносущий при Своём явлении предостерег: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мат.12:43-45). Согласно этим словам Святого, грех и наша склонность уступать внушениям падших ангелов не убираются из нас, но, скорее, вытесняются Царствием Б-жьим и славой его. И если освобожденное от связанности грехом сердце не занять служеним Господу, оно вернется к прежнему состоянию: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? ... Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим.6:16-18). Служение Господу возможно лишь в контексте Святилища, через участие в распорядке его деяний. Образ небесного был оставлен нам в Законе с тем, чтобы мы могли заместить потворство греху поклонением Небу. Оттого Премудрый через повеление Моисею построить скинию, повторяющую черты и порядок служения у Места Своего Престола, счел необходимым обязательно напомнить человеку Земли о Небесном Храме и его вехах его служения. Оттого восставшего ангела беспокоит, прежде всего, Небесное святилище:

 «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Б-жиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»  (Ис.14:13-14).

Согласно прозрению пророка Исайи, своё "уподоблению" Всевышнему сатана видел, прежде всего, в восседании на престоле, превосходящем Место Предвечного; свой мятеж он направил, главным образом, на попрание славы небесного Святилища. Согласно Писанию, оказавшись низверженным на Землю, сатана не отказался от этого намерения:

«и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было Место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.

И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда Святилище очистится»             (Дан.8:11-14).

Слово Праведного говорит: продолжая восстание против Предвечного («вознесся на Вождя воинства сего») и уже оказавшись на  Земле, сатана будет пытаться уничижать работу небесного Святилища («и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было Место святыни Его»). Он будет иметь успех в этом действовании (и он, повергая истину на землю, действовал и успевал), поэтому воинство небесное, т.е. ангельские силы, не смогут передавать человеку в должной мере благословения Неба, как это возможно в обетованиях ежедневного служения Храма (воинство предано вместе с ежедневною жертвою).

С начала своей книги вопрос встречи с Господом и поклонения Ему Иоанн вносит только в контекст богослужения: "Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко" (Откр.1:3). Такой порядок, – один читающий Священный текст и несколько слушающих его, – предполагает проведение литургии.

 

Служение тамид.

Открывая планы восставшего ангела в отношении Небесного Святилища Даниил переходит на терминологию служения тамид:

И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве (тамид) и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?»

И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда Святилище очистится»             (Дан.8:13,14).

Обратите внимание, в каком храмовом Законе появляется временное деление "вечер" и "утро": «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым и скажи им: наблюдайте, чтобы приношение Мое, хлеб Мой в жертву Мне, в приятное благоухание Мне, приносимо было Мне в свое время. И скажи им: вот жертва, которую вы должны приносить Господу: два агнца однолетних без порока на день, во всесожжение постоянное (тамид); одного агнца приноси утром, а другого агнца приноси вечером… это - всесожжение постоянное (тамид), какое совершено было при горе Синае…»                                 (Чис.28:1-6).

Вечером и утром в Храме должно было происходить служение тамид: именно на него посягал сатана (согласно книги Даниила), именно его он пытался срывать две тысячи триста раз. Служение тамид является основой распорядка Храма; его важность показывает хотя бы то, что главной обязанностью Своих священников Вседержитель называет проведение именно этого служения:

«Давид оставил… Садока священника и братьев его священников пред жилищем Господним, … для возношения всесожжений Господу на жертвеннике всесожжения постоянно, утром и вечером, и для всего, что написано в законе Господа, который Он заповедал Израилю»     (1Пар.16:37,39,40).

Служение тамид складывается из трех составляющих: служение у жертвенника всесожжений, служение у храмового светильника (меноры), служение у жертвенника воскурений (кадильницы). Одновременность служений обеспечивается звучанием труб. Действо тамид каждый день года совершалось потомками Аарона согласно их двадцати четырех священнических черёд и по жребию (среди священников одной череды); лишь раз году это служение обязан был выполнить первосвященник[18]. (Поскольку сатана, согласно книги Даниила, отнял у Него, т.е. у Первосвященника, служение ежедневной жертвы[19], значит, временной период в 2300[20] тамид  в пророчестве Даниила занимал 2300 лет.)

Если мы попытаемся собрать случаи (насколько это возможно) описания Небесной Скинии в той части Писания, которая называется Ветхим Заветом, мы заметим, что очень часто они описывают служение тамид. Например, служение у колесницы (меркавы) в видении Иезекииля:

«И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах. Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек, и облако наполняло внутренний двор. И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа…» (Иез.10:1-4 и далее).

Посвящение пророка Исайи на служение происходило в рамках служения тамид:

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениямиТогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,...» (Ис.6:1-6).

Пророк Захария, рассматривающий устройство Небесного Храма, также видел «обслуживание» семисвечника:

«И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ееэто слово Господа ... выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах.4:1-3,6).

Захарии узнал для нас, читающих Писание, что работу ангельского воинства в служении семисвечника направляет Предвечный Дух. Иоанн в книге Откровение отметил ту же закономерность:

«Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом…Он держал в деснице Своей семь звезд, … Он … и сказал мне:…  «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр.1:12,13,16,20). И далее: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам…» (Откр.2:7,11,17, 29; 3:6,13,22). 

Если служение Жертвы достаточно близко поставило деяния Сидящего на Престоле и Воплотившегося (или, иначе говоря, Жертва одинаково открывает умаление Их Обоих ради Своего творения[21]), то служение «семисвечника», – это то служение Небесного Храма, при котором открывается (и исследуется, – ведь главное предназначение Храма, это свидетельствовать о Нём) единение действий Вечного Духа и Обещанного нам[22]

Судя по текстам Священной Истории (например, по  приведенным выше), служение тамид в Небесном Храме совершалось и до пришествия Предреченного на Землю. Небесный Храм, т.е. Место явления видимой Славы невидимого Б-га, существовал до появления нашей планеты, и сохранялся определенный порядок действований в нём. Временное деление при творении Земли ("И был вечер, и было утро...", Быт.1:5 - терминология служения тамид) показывает, что наша планета создавалась в контексте происходящего у Небесного Престола и для отражения его служений. Поскольку Земля была сотворена образом и подобием того Места, о порядке чинов Вышнего Храма можно узнать, обратившись к обязанностям нашей планеты, переданным нам от творения:

«И сказал Б-г: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен (מועד), и дней, и годов» (Быт.1:14).

Моэд (מועד), – определенное время и место для проведения этого времени (от  יעד «определять», «назначать»); это нечто, что повторяется из года в год в одно и то-же время («…в сие самое время \מועד\ на другой год ...» Быт.17:21; «В назначенный срок \מועד\ буду Я у тебя в следующем году» Быт.18:14.). Поэтому о семи праздниках, внесенных в Закон, и о субботе написано моэд:

«(Лев.23:2) …объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках \מועד\ Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники \מועד\ Мои: (Лев.23:3) шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.

(Лев.23:4) Вот праздники \מועד\ Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время \מועד\: (Лев.23:5) в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; (Лев.23:6) и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; … (Лев.23:15) Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, (Лев.23:16) до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу… (Лев.23:24) в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание…(Лев.23:27) также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание… (Лев.23:34) с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; (Лев.23:36) в [течение] семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте.

(Лев.23:37) Вот праздники \מועד\ Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день…

(Лев.23:44) И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках \מועד\ Господних»[23].

Не просто наша планета должна была отражать реалии Небесного Храма, согласно Быт.1:14 само её время должно было сохранять распорядок служения у Небесного Престола. За сохранение этого распорядка должен был отвечать человек:   

«И взял Господь Б-г человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить (שמר) его» (Быт.2:15).  Но также и о праздниках:

«повели сынам Израилевым и скажи им: наблюдайте (שמר), чтобы приношение Мое … приносимо было Мне в свое время (מועד)» (Числ.28:2)[24].

Законы и время Земли от своего сотворения по воле Вечносущего призваны были отражать чины и порядок у Небесного Престола. Даже если бы не произошло  грехопадения, род Адама развивался бы в контексте свидетельства и изучения откровений о Храме. Эту обязанность нашего рода мы несем и сегодня, только на иных условиях, чем её принял Адам.

      (Приведем пример этой обязанности.

«…видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении (מצלה), а позади него кони рыжие, пегие и белые, – и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал Муж, который стоял между миртами[25], и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю»  (Зах.1:8-10)

мецула (מצלה), переведенное здесь как «углубление», буквально: «место в тени» (от צלל «крыть», «осенять», «давать тень»). צל, цель, «тень», вторичное значение: «покров», «осенение». Эта этимология позволила Хвольсону Д.А. перевести мецула как «Скиния небесная»[26]. Действительно, из текста видно, что действие этой и последующих глав книги происходит в Небесном Святилище. Но возникает вопрос: почему в Небесном Святилище находятся миртовые деревья, которые создают какое-то тенистое место, откуда и начинается действие книги? Книга Неемии подсказывает, для чего употреблялся мирт в то время, когда народ Господень на Земле чтил Закон:

«И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви [других] широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем.8:15).

Миртовые ветви использовались для постройки кущей (тенистое место!). Захария видел в видении[27], как Небесный Храм отмечает праздник кущей (Суккот). Интересно, что свою книгу пророк заканчивает предупреждением:

«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей. Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!»                                       (Зах.14:16-19)

Захария начинает свою книгу с описания праздника кущей в Небесном Святилище и заканчивает предупреждением о том, что если человек на Земле не присоединится к этому Небесному служению, его постигнет поражение.)

 

Марианна Глебушко 

[1] Ин.17:24

[2] Здесь используется  цитата: «Сказал Господь Господу моему: …» (Пс.109:1)

[3] Также Ин.17:9,11,12,24; 18:9.

[4] Откр.1:4

[5] Об этом решении Писание многократно напоминает нам: «…в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Б-г прежде вековых времен», (Тит.1:2); «…спасшего нас и призвавшего званием святым … по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9).

Сам же Предреченный-нам записал для нас, что то Его решение настолько изменило Его, словно заставило Его переродиться (в отрывке Он называет Себя Мудростью, оттого в тексте появляется женский род):

«Господь имел Меня Началом (ראשית, как в Быт.1.1) пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия Земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной…» (Прит.8:22-26).

[6] Писание многократно подчеркивает, что решение о Воскрешение исходило от Сидящего-на-Престоле: Деян.2:24,32; 3:15 и т.д.

[7] Например: «...Агнца, закланного от создания мира...», Откр.13:8.

[8] Уже Его воплощение уникальным образом изменило порядок Вселенной: отныне и навсегда Он положил для Себя законом развиваться и выражать Себя как человек.

[9] «И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона»  (Исх.28:8).

[10] «ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое"…»                    (Евр.9:2).

[11] Это место в переводе Кассиана: «скинию, нерукотворенную, то есть не этого творения»; в переводе Стерна: «нерукотворный (то есть не принадлежащий к сотворённому миру) шатёр…» 

[12] Здесь нами представлено служение Судного Дня (Йом Киппура)

[13] «…И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Б-га. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение»  (Откр.8:4,5).

[14] «Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись. Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их»            (Ам.9:1,2).

[15]  Небесный Храм в книге Откровения назван именно так: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся Храм скинии свидетельства на небе» (Откр.15:5).  Поэтому земная скиния, построенная по образу Небесной, имела то же название: «Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному» (Деян.7:44).  С таким наименованием, отражающим её назначение, святилище осталось описанным в Законе Моисея:

«… у входа в скинию свидетельства…» (Исх.38:30).

[16] Например, это замечание Писания: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Б-га, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:3-7).

[17] «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…» (Откр.3:20). Текст описывает время перед вторым Пришествием Иисуса на Землю.

[18] Эта традиция осталась зафиксированной в трактате Йома, гл.1, мишна 2: «Все семь дней (подготовки к Судному дню – наше примечание) он (первосвященник) плещет кровь (на жертвенник  утром и вечером), и воскуряет благовония (на золотом жертвеннике), и исправляет светильники, и приносит голову и ногу (при служении тамид эти части животного первыми поднимались на жертвенник), а во все остальные дни — если пожелал принести жертву».

[19] «и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его» (Дан.8:11).

[20] «И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится», (Дан.8:14).

[21] Обратите внимание на 17гл. Иоанна, где Иисус, подводя итог Своего жертвенного служения, постоянно обращается к образу и деяниям Сидящего на престоле.

[22] Об этом Их едином служении: Ин.16:7-15.

[23] Далее все эти праздники, как вместе, так и по отдельности, назывались моэд:

«пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время \מועד\» (Числ.9:2, также 3,7,13); «Исполняй же устав сей (Пасхи и Опресноков) в назначенное время \מועד\, из года в год» (Исх.13:10); «наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время \מועד\ месяца Авива» (Исх.23:15, также Исх.34:18); «И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения (буквально: в моэд \מועד\, в год отпущения), в праздник кущей, (Вт.31:10).

«и в день веселия вашего, и в праздники ваши \מועד\, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших…» (Числ.10:10, также 15:3; 29:39).

[24] Например, о субботах: «Субботы Мои храните (שמר) и святилище Мое чтите. Я Господь» (Лев.19:30).

 

[25] Далее из текста (например, 11ст.) становится понятно, что Муж, стоящий между миртами, это именование Иисуса, Вождя воинства Господня, представленного здесь в виде конного войска.

[26] Перевод 1877 года, издаваемый под названием: «Священные книги Ветхого Завета, переведенные с еврейского текста. Для употребления евреям»

[27] Само видение было дано пророку 24 швата (Зах.1:7), но, судя по  увиденному (например, 3гл.), относилось к отдаленному будущему.

 

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Хотите редактировать Ваши комментарии? Зарегистрируйтесь на сайте.


Защитный код
Обновить