Был ли Иисус фарисеем?


Однажды мой хороший друг и наставник поделился увлекательной историей о семье своего тестя, который служил пастором в Азербайджане в 1970-х годах. 

Его теща познакомилась группой местных евреев, которые не могли собираться в своей синагоге, потому что советские власти не разрешали их раввину проводить служения. Тогда она предложила им, что придёт ее муж и они вместе с ним будут изучать Тору у него дома. Несколько месяцев они изучали Пятикнижие и Пророков, после чего пастор Анатолий, тесть моего друга, начал рассказывать им об Иисусе. Тогда раввин попросил его: « Если Вы докажите нам, что Иисус был евреем, и мы последуем за вами». После того, как раввин и его община получили убедительные доказательства того, что Иисус был евреем, вся еврейская община стала адвентистами седьмого дня.

Эта история сильно повлияла на мое понимание того, как я должен представлять Евангелие еврейскому народу. Я понял, что вместо того, чтобы пытаться бомбардировать мою еврейскую аудиторию многочисленными ветхозаветными пророчествами, я должен начать читать с ними Евангелия и продемонстрировать им, что Иисус был не только евреем, но и раввином. Удивительно, но эта концепция встретила сопротивление со стороны некоторых моих христианских слушателей.

Например, однажды, когда я проповедовал в Германии евреям, иммигрировавшим из бывшего Советского Союза, в конце проповеди ко мне подошел один из пресвитеров церкви. Этот человек слышал, как я сказал на одной из своих презентаций, что Иисус был фарисеем. Мужчина подошел прямо к сцене и буквально попытался вырвать микрофон у меня из рук! Пастору пришлось вмешаться, чтобы успокоить его. 

После программы этот пресвитер настоял на том, чтобы я никогда и ни при каких обстоятельствах не называл Иисуса фарисеем. Он был очень обижен: «Невозможно, чтобы Иисус был фарисеем! Говоря это, вы произносите хулу на Святого Духа и потеряете свое спасение!»

Был ли этот пресвитер прав? Я действительно богохульствовал? Прежде чем мы углубимся в библейские истории, описывающие теологию Иисуса и фарисеев, я хотел бы сначала обратиться к заявлению этого пресвитера о том, что Иисус не мог быть фарисеем. 

Я знаю, что многие, если не большинство христиан, верят в это. Почему так? Что такого особенного в фарисеях, что заставляет людей верить, что Иисус не мог быть одним из них? Во-первых, Иисус назвал некоторых из них лицемерами, хотя, по ошибочному мнению большинства обычных читателей Библии, Он имел в виду всех фарисеев. Во-вторых, многие христиане считают, что фарисеи были политиками. Эта идея не точна. Во время римской оккупации Иудеи фарисеям даже не разрешалось иметь какую-либо политическую власть или влияние, потому что римляне доверяли саддукеям, которые были священниками. Римляне рассчитывали на то, что они будут пользоваться большим авторитетом среди саддукеев, поскольку их теология была более гибкой и приветливой. Следовательно, именно саддукеи, а не фарисеи составляли большинство местных иудейских политиков! 

Основным направлением деятельности фарисеев было обучение еврейской общины принципам Торы. Писание говорит нам, что фарисеи были прежде всего учителями Библии. Ранняя раввинистическая литература, содержащая труды фарисеев I века н. э., свидетельствует о том, что они разработали уникальную методологию изучения Библии, основанную на очень внимательном чтении библейского текста с уделением пристального внимания мельчайшим деталям. Это методология, которую использовали ранние протестантские реформаторы, создавшие принцип Sola Scriptura в отношении к Библии. Давайте применим этот метод в нашем изучении нескольких отрывков из Евангелий, которые показывают, как Иисус использовал этот фарисейский метод в Своем преподавании Писания.

В Луки 10:25-28 рассказывается о том, как к Иисусу подошел законник. Прежде чем мы проанализируем этот отрывок, важно отметить, что слова «законник», «фарисей» и «книжник» взаимозаменяемы в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Объяснение этому заключается в том, что в своих школах фарисеи обучали учеников быть законниками и книжниками, чтобы этим зарабатывать на жизнь. Итак, фарисеи часто были и книжниками, и законниками. Представьте себе фарисейскую школу как университет с отдельными факультетами, но вместо сестринского и инженерного отделений у них были отделения книжников и законников. 

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Луки 10:25-28). Мы видим, что Иисус подтверждает ответ фарисея. Интересно, что ответ, который фарисей дал на вопрос Иисуса, совпадал с теми же принципами, которым учил Сам Иисус.

В Евангелиях от Матфея и Марка у Иисуса происходит похожая беседа, но уже с другим фарисеем. Фарисей из Луки спрашивает, как наследовать вечную жизнь, а фарисей из Матфея и Марка спрашивает, какая заповедь самая важная. «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Maтфея 22:35-40).

Мы видим здесь две отдельные истории, в которых ответ, данный Иисусом, совпадает с учением фарисеев. Что это должно значить для нас? Внимательное чтение Евангелий показывает, что основные учения Иисуса совпадают с учениями фарисеев. Одинаковыми были не только их основные учения, но и метод, который фарисеи использовали для обучения Писанию, — это тот же метод, который использовал Иисус, чтобы преподавать Библию Своим ученикам.

Обычай задавать своему учителю трудные вопросы в современной американской культуре имеет совершенно иное значение, чем традиция задавать те же самые вопросы в еврейской культуре времен Иисуса и даже сегодня. Всегда похвально задавать своему еврейскому учителю трудные вопросы! Еще одна уникальная характеристика этого раввинистического стиля обучения может быть проиллюстрирована типичной любительской игрой в настольный теннис. Играя, вы надеетесь, что ваш мяч сможет оставаться в воздухе как можно дольше. Чем дольше оба игрока возвращают мяч друг другу, не уронив его, тем большее удовольствие они получают. То же самое можно сказать и о раввинистическом процессе обучения. Учеников учат не довольствоваться простым ответом. Как только раввин отвечает на вопрос ученика, ученику предлагается продолжить игру, придумывать более сложные вопросы и снова бросать «мяч» раввину. 

В еврейской культуре очень ценится этот вид умственной гимнастики, и считается, что он способствует обучению и росту в познании Писания. Когда Иисус хвалит первого законника как хорошего еврейского ученика за его понимание двух фундаментальных принципов Торы, тот решает еще больше продвинуться в обмене мнениями с рабби Иисусом: «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Луки 10:29). 

Здесь следует упомянуть, что греческую фразу, переведенную как «желая оправдать себя», не следует понимать так, как будто этот законник чувствовал необходимость оправдаться за какое-то плохое поведение. В ответе Иисуса не было ничего, что указывало бы на это, потому что «[Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Луки 10:28). «Оправдаться» перед этим великим учителем означало то, что законник хотел продемонстрировать свои способности и знание Торы. Он хотел, чтобы рабби Иисус его заметил. Это похоже на то, когда вы получаете от учительницы свою работу, за которую она поставила пятерку, но чувствуете необходимость попросить дополнительное задание, чтобы получить дополнительный балл — даже пятерку с плюсом!

Спрашивая: «Кто мой ближний?», законник хотел заслужить доверие Иисуса, задав очень важный, этический и экзегетический вопрос. Говоря: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», Иисус имел в виду текст Левит 19:18, где эти слова были записаны впервые. Понимая это, мы сможем понять, почему законник спросил Иисуса, кто его ближний. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Левит 19:18).

Почему Иисус цитирует только половину стиха? Для ранней раввинистической литературы очень характерно цитировать только фрагмент определенного стиха, как это сделал Лука в своем Евангелии. Авторы предполагают, что все уже знают полный текст. Важно помнить, что в то время все были религиозны и очень хорошо знали Библию. Этот законник не был исключением. Он сразу уловил, что в тексте Торы, на который ссылался Иисус, говорится не держать зла конкретно на «сынов народа твоего». Опять же, западный человек может подумать, что этот законник кажется настойчивым, задавая вопросы о том, кто его ближний, но в древней еврейской культуре такие вопросы были типичным способом, посредством которого раввины обсуждали друг с другом этические вопросы. Вместо того, чтобы нам концентрироваться на споре этого законника, перед нами в действительности открывается великолепная возможность наблюдать дискуссию в раввинистическом стиле.

Но какое отношение раввинистические дискуссии имеют к Иисусу? Мы всегда слышали, что Иисус был раввином, и даже читали об этом в Писании. Но знаем ли мы, что это означает? Был ли Иисус просто «учителем»? Или Он был кем-то больше? По собственному опыту еврея и выпускника Иудейского Религиозного Института, я имел честь знать многих раввинов, вести с ними долгие беседы и учиться вместе с другими студентами-раввинами. Проблема, которую я вижу, заключается в том, что, когда большинство христиан читают, что Иисус был раввином, они не до конца понимают, что это подразумевает, главным образом потому что у них нет опыта общения с раввинами. 

Для раввинов Писание — это образ жизни. Раввины дышат Писанием, они знают текст наизусть, регулярно цитируют его и принимают все свои жизненные, семейные и этические решения, основываясь на библейском тексте. Такой образ мышления создает уникальную культуру и среду, которую вы можете полностью понять, только если погрузитесь в нее. Большинству христиан, у которых нет такой роскоши, следует полагаться на исторический контекст, библейские тексты и ученых, специализирующихся на раввинистической литературе.

Интересно, что, хотя Библия и говорит нам, что слово «раввин» означает «учитель», нигде в Священном Писании этот термин полностью не объясняется. Слово «раввин» впервые встречается в Библии в Евангелии от Иоанна 1:38: «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?» Как только Иоанн Креститель представляет Иисуса своим ученикам, они тут же называют его «равви». Корень слова «раввин» происходит от арамейского слова «рав», от которого происходит слово «раввин». «Рав» буквально означает «великий». Таким образом, использование этого термина в отношении человека подразумевает авторитетную личность.

Кем были первые раввины? Их происхождение восходит ко второму веку до нашей эры. Это название связано с образовательной и судебной системой, возникшей в Иудее после победы Маккавеев, когда народ Иудеи подавляющим большинством решил отказаться от эллинистического отступничества и следовать путями Торы. 

В Писании есть несколько мест, которые говорят нам о том, что в древнем израильском обществе священники и левиты занимались образованием людей. В древнем обществе, существовавшем за тысячу лет до Рождества Христова, не было школ и университетов. Единственными образованными и грамотными людьми были священники, получившие свои знания от других священников из предыдущего поколения. Однако, в отличие от языческих обществ, где все, кроме жрецов, были необразованными и неграмотными, Бог хотел, чтобы израильтяне знали Тору. В Левит 26 говорится, что народ будет благословенным благодаря соблюдению Божьих заповедей. Кто-то должен был научить народ, что на самом деле представляют собой эти заповеди и как их соблюдать! Вот почему 2 Паралипоменон 17 описывает, как царь Иосафат посылал священников и левитов в города Иудеи для обучения народа основам Писания. Бог избрал колено Левия в качестве духовного лидера всего израильского народа после того, как Израиль отступил, поклонившись золотому тельцу. 

Однако 1200 лет спустя, во время Маккавейских войн, многие священники отступили от истины и предали доверие еврейского народа. Они встали на сторону сирийского царя Антиоха IV и позволили внести в Храм греческих богов, что потрясло общину Иудеи. В результате эти священники потеряли свое влияние среди обычных евреев, которые считали их незаконно обогатившимися коррумпированными последователями эллинистических традиций и философии. Вместо этого появился новый класс более преданных своему делу просветителей! Этих людей называли фарисеями. Ранее мы упоминали, что у Ездры были ученики, которые, хотя и не имели священнического происхождения, выступили в роли новых учителей Писания. 

Сразу после Вавилонского плена Ездра стал первым известным в Писании священником, обучавшим простых израильтян несвященнического происхождения искусству быть учителями Библии. Это создавало конкуренцию между священниками и простым народом, но именно простые израильтяне имели несомненное преимущество. Почему? У священника не было выбора стать служителем Святилища и религиозным просветителем. Если у сына священника не было желания быть священником, это не имело никакого значения! Он просто был обязан им быть! Однако простые израильтяне с большим энтузиазмом относились к преподаванию Библии, потому что у них был выбор, а не принуждение к этому. Народу было легче доверять им, поскольку они не получали десятину, как священники, за свое преподавание, и предлагали свои услуги бесплатно. Народ считал этих учителей великими («рав»!), потому что они были искренне посвященными людьми, и им можно было доверять, по сравнению с неверными священниками. Они и были первыми раввинами. Еврейская история, сохранившаяся в Мишне, говорит нам, что эти верные учителя стали первыми людьми, которых назвали раввинами. 

Слово «раввин» с самого начала его употребления ассоциировалось с учителями (или просветителями) Священного Писания. Вот почему Иоанн говорит, что раввин означает «учитель» (Иоанна 1:38). Раввинистическая, несвященническая система образования была неотъемлемой частью того, за что выступали фарисеи. Они считали, что отступничество от принципов Торы было главной причиной Вавилонского плена. С того времени первые фарисеи хотели быть уверенными, что они сделают все возможное, чтобы предотвратить второй плен. Таким образом, фарисеи поддержали восстание Маккавеев, которое выступило против идолопоклонства, введенного Антиохом Епифаном. После победы Маккавеев фарисеи поставили перед собой цель научить всех евреев путям Торы.

Поддержание такого типа образовательной системы имело решающее значение, потому что во времена Иисуса эта библейская форма образования серьезно оспаривалась римлянами, оккупировавшими Иудею в первом веке до нашей эры. Поселившись в городах Иудеи, римляне создали собственную школьную систему, основанную на философии, и представили заманчивую альтернативу раввинистической школьной системе, потому что у ученика их школы было больше возможностей для карьерного роста. Философия служила основой для различных прикладных наук, таких как математика, медицина, физика и многих других. Римские школы были весьма престижными, как сегодняшние школы Лиги плюща. Выпускники этих школ могли получить более высокооплачиваемую работу, сотрудничая с римским правительством. Например, человек, преуспевающий в математике, мог выучить «бухгалтерский учет» и стать богатым сборщиком налогов. Только богатые евреи могли позволить себе отправить своих детей в эти школы. Очевидно, такие евреи не были очень духовно посвященными.

Именно система фарисейских раввинистических школ легла в основу метода ученичества, который, как мы видим, Иисус использует во всех Евангелиях, призывая Своих учеников. Этот метод ученичества для изучения Писания очень древний: он восходит ко временам пророка Самуила. История Самуила на самом деле является хорошей иллюстрацией проблемы наследственного священства. 

В 1 книге Царств рассказывается история о том, как мать Самуила посвятила его Богу, и он стал близким учеником первосвященника Илия. Библия рассказывает, что, к большому сожалению, собственные сыновья Илия, Офни и Финеес, были порочными и безбожными. В результате Бог избрал вместо Илия Самуила, чтобы он руководил Израилем. У Офни и Финееса не было мотивации идти по стопам своего отца Илия, но у них и не было выбора. Они родились в семье священников, а это означало, что они должны были стать священниками. К сожалению, согласно 1 Книге Царств 2, они стали порочными священниками. 

К сожалению, такова человеческая природа, что часто дети родителей, несущих служение, не хотят следовать путям, которым их учили их родители, и не в восторге от обучения Слову Божьему. Однако, в отличие от детей священников, сыновья пророков хотели изучать Тору. Из-за отсутствия благочестивых священников, у которых можно было бы учиться, пророки, такие как Самуил, Илия и Исаия, предоставили им эту возможность. 

Например, пророк Исаия прямо говорит о своих учениках в Исаии 8:16: «Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих». 4 Книга Царств 3:11 говорит об Елисее как об ученике Илии, «который подавал воду на руки Илии». Такое выражение используется для иллюстрации того факта, что Елисей следовал за Илией в манере, очень похожей на то, как ученики следовали за Иисусом. Иисус набирал Своих учеников подобно тому, как Илия выбрал Елисея. И Елисей был не единственным учеником Илии. В 4 Книге Царств 2:15 говорится о «сынах пророков», которые также были учениками Илии. Важно отметить, что фраза «сыны пророков», упоминаемая в 4 Книге Царств, — это еврейское идиоматическое выражение. Слово «сыновья» следует понимать не в прямом, а в переносном смысле: это были ученики пророков. После того, как Елисею выпала честь быть свидетелем восхождения Илии на небеса на небесной колеснице, он стал преемником Илии, и сыновья пророков считали его новым «Учителем». В 4 Книге Царств 2:3 говорится: «И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею?» 

Когда мы смотрим на структуру ранних раввинистических школ первого века нашей эры, важно знать, что они близко следовали образцу школ пророков. Например, когда великие раввины первого века держали возле себя круг учеников, он назывался «Дом [такого-то]» и затем упоминалось имя этого конкретного раввина. Учеников этого раввина буквально называли «сыновьями дома». Раввины встречались со своими учениками в своих домах, где эти ученики считались членами их семьи. После смерти раввина наиболее способный ученик, выбранный раввином, наследовал почившему раввину, продолжая руководить кругом учеников, подобно тому, как Елисей стал преемником Илии.

Ученики Ездры несвященнического происхождения упоминаются по именам в Неемии 8:7,8: «Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное». Именно фарисеи продолжили эту модель ученичества, основанную пророками, и разработали систему образования, которая сегодня известна как раввинистическая система. Если вы желаете получить представление об одном дне образовательной жизни Иисуса и Его учеников, посетите традиционную еврейскую школу, известную как иешива. Там вы увидите метод преподавания Иисуса в действии в наши дни.

Тот факт, что Иисуса называли раввином и что Он использовал метод ученичества, поддерживаемый фарисеями, указывает на то, что Иисус Сам был частью этой раввинистической системы образования, установленной пророками. Кроме того, каждый раввин во времена Христа был фарисеем. Никакие другие еврейские секты, такие как саддукеи, ессеи, зелоты или другие, не использовали этот метод ученичества. Многие саддукеи, которые были священниками и представителями иерусалимской элиты, предпочитали отправлять своих детей в римские школы, чтобы они могли лучше вписаться в римское общество. Ессеи отделились от общества и стали отшельниками. А зелоты были воинствующими революционерами, сосредоточившимися в основном на военной подготовке. Метод ученичества принадлежал только фарисеям.

Но нашему мозгу трудно приспособиться к такой тесной связи Иисуса с фарисеями не только потому, что большинство из нас не знают об историческом происхождении фарисеев, но и потому, что Иисус так резко упрекал фарисеев и книжников. Кроме того, то, что Он делал это, конкретно на них указывая: «Горе вам, книжники и фарисеи», может быть понято так, будто Иисус отгораживался от них. Однако есть и другой взгляд на упрек Иисуса, когда Он упоминает фарисеев. Когда чернокожий человек называет другого чернокожего словом на букву «н», это можно считать уместным. Но только не в случае, когда это делает не чернокожий человек. Здесь, в 23-й главе Евангелия от Матфея, Иисус просто обращается к Своим братьям.

В Евангелии от Матфея 28:19 Иисус говорит нам: «Итак, идите, научите все народы». Но знаем ли мы, как это сделать или как это выглядит? Ортодоксальный еврей очень редко оставляет свою религию. Модель ученичества, в которой они выросли, представляет собой теплую, сплоченную, организованную, родственную среду, которая дает им смысл и глубокую духовность. Сегодня наши церкви не только постоянно задаются вопросом, как привлечь в церковь нехристиан, но и сами страдают от того, что наша собственная молодежь уходит толпами. Следует задать вопрос: неужели христианство забыло, как выглядит истинное ученичество? Чтобы делать людей учениками, мы должны уметь «читать внятно», чтобы смочь объяснить Слово Божье. Грубо высмеивая фарисеев, мы неосознанно отвергаем указание, данное нам Иисусом, — подготавливать учеников. 

Строфа в известной англоязычной детской песенке, которую многие адвентисты пели в детстве в церкви, гласит: «Я не хочу быть фарисеем». И далее в тексте: «Я просто хочу быть овечкой… Я просто хочу быть Божьим дитём». Но овцам нужны пастухи. И работа пастуха состоит в том, чтобы наставлять своих овец. Можем ли мы быть и дитём Божьим, и фарисеем? 

Да поможет нам всем Бог быть верными фарисеями!

Александр Болотников
Доктор богословия

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Хотите редактировать Ваши комментарии? Зарегистрируйтесь на сайте.


Защитный код
Обновить