Суббота - для иудеев, воскресенье – для христиан?


Сегодня утром, исследуя Библию, я обратила внимание на один текст из Нового Завета. Конечно же, многие христиане прочли Священное Писание целиком хотя бы несколько раз.

Мы привыкли бегло читать знакомые истории, по привычке припоминая их смысл, значение тех или иных фраз как нечто очевидное и само собой разумеющееся. Но внимательное и вдумчивое исследование, пусть даже знакомых наизусть текстов, всегда приносит новые открытия.

Итак, сегодня я читала в 24 главе Евангелия от Матфея повествование о том, как к Иисусу подошли ученики, чтобы показать здания Храма:

"И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ..." (Mатфея 24:1-4 RST)

Читая рассказ Иисуса, я остановилась на 20 стихе: "Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу". Возможно, в другой день я стала бы читать дальше, но сегодня что-то задержало мое внимание на этом стихе, и я прочла его еще раз. И вдруг поняла, насколько удивительна и важна эта фраза Иисуса! Я хочу поделиться с вами тем, что поможет взглянуть по-новому на отношение Самого Иисуса к субботе. Все, что говорил или делал Иисус, и все что вошло в книги Нового Завета, имеет глубочайший смысл и важность для каждого верующего человека. Ведь читая их, мы учимся следовать за Богом, любить Его и людей.

24 глава содержит величайшие пророчества о признаках "пришествия и кончины века", и часто христиане любят цитировать один из них: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Матфея 24:14 RST)... Можно представить, что чувствовали ученики Христа, первые глашатаи Царства Мессии, слушая Его рассказ о будущих событиях! Тем более, они были наедине (особо – еще одно значение этого слова) с Ним, и, затаив дыхание, внимали словам Учителя. Всем известно, что этот рассказ Иисуса включает себя пророчества как о разрушении Храма, так и о втором пришествии. И они настолько переплетены, что нам трудно их разделить: трагедия жителей Иудеи перед разрушением их святыни в 70 году первого века н. э. станет лишь тенью того, что ждет мир перед вторым пришествием Христа. Учитывая эту двойственность пророчества, мы будем исследовать 20 текст: "чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу".

Итак, Иисус предупреждает своих ближайших друзей - первых христиан, что их ждет бегство. Господь в любящей заботе советует: "Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего..." (Матфея 24:15-17 RST). Уместно заметить, что, согласно свидетельствам Иосифа Флавия и Евсевия Кесарийского [1], христиане, помнившие слова Иисуса и послушавшие Его предостережения, видя, что пророчества исполняются на их глазах, успели покинуть Иерусалим, не пострадав при его разрушении римскими войсками!

19 текст показывает, с какой печалью Иисус говорит о судьбе женщин: "Горе же (или: возглас скорби "увы!") беременным и питающим сосцами в те дни!". Но удивительно, зачем Он призывает Своих последователей молиться, чтобы это бегство не случилось "зимою или в субботу"? Греческое слово, переведенное как "зима", имеет также значение "буря, ненастье". Известно, что зимой в Израиле часто бывает непогода, идут затяжные дожди, и дороги становятся непроходимыми, поэтому бегство может затрудниться. Еще недавно, в декабре 2012 года мы видели, как зимние ливни в Израиле привели к паводкам и наводнениям, повредившим дороги и парализовавшим движение в центре страны.

Следующее, о чем говорит Иисус: "или в субботу". Здесь я хочу попросить Вашего особого внимания. Иисус, все также заботясь об учениках, говорит, что еще одним переживанием при бегстве может стать то, что оно случится в субботу. Но как это может относиться к тем христианам, которые в 70 году или "в конце мира" будут вынуждены бежать "в горы"? Какая может возникнуть проблема с бегством в этот день? Ведь, согласно мнению большинства христиан, лишь иудеям следует оставаться в покое в субботу: "суббота – для иудеев, воскресенье – для христиан". Иисус, воскреснув в первый день недели, по их убеждению, навсегда сделал его "Своим днем", отменив субботний покой.

Но о чем хочет сказать Сам Иисус? Что говорит нам эта короткая, и часто пренебрегаемая, фраза в масштабном пророческом полотне?

Во-первых, Иисус остался с учениками наедине, в отсутствии представителей традиционного иудаизма. С Ним в этот момент находились те, кто должен был нести благую весть об искуплении "по всей вселенной", - первые христиане. Следовательно, предупреждение о предстоящих событиях - "бегство ваше" - касается в первую очередь их и других христиан грядущих времен.

Во-вторых, пророчество говорит как о 70-м году н.э., так и о времени "конца мира".

В-третьих, Иисус выражает личную заботу и предупреждает учеников о возможном времени года и дне недели, в которое может случиться бегство.

Из этого можно сделать бесспорный логический вывод. Иисус понимает, что для Его любимых детей будет трудно "бежать в горы" в непогоду, будь то зимнее бездорожье или летний хамсин – пыльная буря. Он считает, что суббота будет все так же важна для христиан как первого, так и "последнего" века. Он переживает о том, что святость, радость и покой субботы, ставшей венцом Его творения, могут быть омрачены. Иисус понимает, что бегство будет связано с болью, страхом, переживанием, суетой, и все это является прямой противоположностью Его замысла о святом дне радости, исцеления и покоя.

Итак, Иисус, предостерегая Своих учеников, определенно знал, что они будут продолжать святить субботу на протяжении всей истории земли, вплоть до Второго пришествия, следуя примеру их Господа [3]. Если бы факт Его воскресения в первый день недели стал причиной отмены субботнего покоя, то слова предостережения в Матфея 28:20 были бы бессмысленны. Неужели Иисус, пророчествуя об отдаленном для них времени конца мира, не упомянул бы о том, что суббота потеряет свой смысл через несколько дней?

Пророк Исаия, не раз возвещавший в свой книге и о первом, и о втором пришествии Мессии, будучи вдохновлен Всевышним, говорит о непреложности святости субботнего дня не только на земле, но и в вечности: "Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить,- то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это" (Исаия 58:13-14 RST) и "Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь" (Исаия 66:22-23 RST).

Иоанн, бывший в тот день с Иисусом на горе Елеонской, остался единственным учеником, пережившим других апостолов. Он увидел точное исполнение пророческих слов Иисуса, став свидетелем и разрушения Храма, и удостоившись принять откровение своего Господа о предстоящей истории земли и Его втором пришествии. В конце первого века Иоанн записал в книге пророческие слова Иисуса, завершающие Священное Писание: "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами" (Откровение 22:14 RST).

Суббота, одна из непреходящих заповедей Божьих, всегда была и будет особенным знаком и благословением Его любящих детей. Дающая блаженство покоя хранящим ее в этом мире, она обещает великое блаженство всю вечность быть с Тем, Кто "грядет скоро". Так почему бы нам не довериться Творцу и Искупителю, приняв великий дар Его любви и блаженства, и в ответ на него быть послушными Его воле во всем, в том числе и в верности в исполнении заповеди о святом субботнем дне? [3]

 

Александра Обревко

3.02.2013 г.

Примечания
1 Иосиф Флавий, Иудейская война, II.20.1; Евсевий, «Церковная история», III, 5.

2 Матфея 12: 8; 19:7, Марк 1:21, Марк 16:1, Лука 4:16,31; 23:54-56, Иоанна 14:15, 21; 15:10, Деяния 13:14; 16:13; 17:2; 1 Иоанна 2:3, 4; 5:3, Евреям 4:9, Откровение 12:7; 14:12.

3 «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:8-12).

Комментарии  

0 # Павел 18.04.2014 21:46
Добрый день Александра. Прочитал Ваше исследование. Относительно бегства в субботу недавно познакомился с другим взглядом, который , как мне кажется , тоже имеет право на жизнь. Интересно бы еще услышать мнение Александра Болотникова по этому поводу. Так вот, суть такова. Христос в Мф.12: 11,12 примечает, что даже овцу в субботний день спасать, это не грех. Сколько же лучше человек овцы. Из этого следует, что спасение своей жизни в субботний день не есть грехом, и я думаю что это каждый из нас понимает. Если на субботнем Богослужении кому-то стало плохо, мы не задумываясь окажем помощь, и если надо побежим в аптеку и купим необходимые лекарства, например валидол. Поэтому вряд ли Христос об этом говорил.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Павел 18.04.2014 21:47
Немного ранее он предупреждает о том, чтобы в определенной ситуации покинуть Иерусалим немедленно, и мы уже знаем как спаслись в 70 г. те жители Иерусалима, которые поверили словам Христа. Молиться о том, чтобы бегство не случилось зимой или в субботу, Христос говорит по той причине, что Иерусалимские ворота закрывались зимой и по субботам. Об этом мы можем прочитать в книге Неемии 13: 16-19. Открытыми оставались небольшие двери, через которые большое количество народа не смогло бы пройти за короткое время, и кто-то не успел бы спастись. Лично мне этот взгляд кажется более логичным, и это никак не умаляет актуальность субботы . Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Хотите редактировать Ваши комментарии? Зарегистрируйтесь на сайте.


Защитный код
Обновить