Всеоружие: римский солдат или нечто большее? (I)


В Письме к Ефесянам Павел приводит образ воина, который стал одной из его самых ярких иллюстраций. Этот воин, а вернее, призыв стать таковым воином, находится в 6 главе письма Павла. Согласно Синодальному переводу, Павел написал:

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Еф. 6:10-17

Издавна комментаторы интерпретировали процитированные слова следующим образом: Павел ссылается на образ римского солдата, который был хорошо известен всем жителям Римской империи. Если в поисковой строке напечатать «всеоружие Божье» и переключиться на картинки, то в результате пользователь получит множество изображений римского легионера. Отмечу, что язычники, населявшие Римскую империю и впервые читавшие слова Павла, скорее всего, именно так и воспринимали написанное. Но тем не менее, необходимо задать вопрос: возможно ли что Павел, «фарисей от фарисеев», понимавший кто захватил его страну, кто смешивал кровь жертв с кровью приносивших эти жертвы, и кто жесточайшим образом подавлял любое недовольство, использовал образ этих людей как образец для подражания? Неужели Павел настолько адаптировался к римской реальности, что образ грубого легионера-головореза казался ему наилучшей иллюстрацией духовного воина? Очень жаль, но даже сегодня есть серьезные библейские ученые, которые продолжают так верить. Однако же, я очень сильно сомневаюсь в том, что образ бравого служивого, покорно исполняющего капризы Цезаря был использован Павлом в его тексте.

В первой части моего исследования я постараюсь ответить на вопрос что послужило фоном для текста Павла в Танахе, и отчасти в раввинистическом Иудаизме, а в следующей части постараюсь истолковать текст о всеоружии Божьем.

Танах и Послание к Ефесянам 6:10-17

Для того чтобы истолковать исследуемый текст, необходимо обратить внимание на то, что Павел неоднократно цитирует текст Пророков, кроме того, он делает прямые и непрямые аллюзии на Танах.

Наиболее значительные тексты – это ссылки на Ис 11:5, 59:17 и 52:7.

Исайя 11:5

Данный текст говорит о препоясании истиной, но не просто о препоясании. Посмотрим на широкий контекст:

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его—истина. Ис. 11:1-5

Из прочитанного видно, что пророк предсказывает приход Мессии, который будет препоясан истиной. Мессия данного текста – это победоносная фигура и препоясание истиной в данном контексте – это секрет силы и триумфа Помазанного. Именно с препоясания истиной Павел начинает описание всеоружия Божьего (см. Еф 6:13) не потому, что «пояс держал все доспехи римского солдата» и не потому, что «на Ближнем востоке люди ходили дома не подпоясавшись, а препоясание являло собой готовность к действию». Павел отсылает своих читателей к книге пророка Исайи для того, чтобы они могли увидеть: им надлежит сражаться (причем не против плоти и крови) вместе с Мессией и силой Мессии, что возможно тогда и только тогда, когда они препоясаны так же, как и Мессия – Божьей истиной. Если это условие выполнено, то Мессия не просто наблюдает за такими людьми, а непосредственно участвует в их победах.

Исайя 59:17

После препоясания истиной Павел говорит о «броне праведности» (6:14). В книге пророка Исайи броня праведности описана в контексте отсутствия справедливого суда у людей. Бог, Который видит беззаконие Сам вмешивается и вершит правосудие, причем первым шагом Бога является возложение на себя правды как брони:

И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим—яростью, врагам Своим—местью, островам воздаст должное. И убоятся имени Господа на западе и славы Его—на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. Ис. 59:14-19

В данном тексте Господь показан абсолютным победителем: «Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его». Текст Исайи переходит к мессианской теме: «И придет Искупитель Сиона…» Ис 59:20, и это сказано в контексте описания непобедимой мощи Господа, Который одет в броню правды, а точнее – праведности )δικαιοσύνη в LXX или צְדָקָה в BHS), что в точности соответствует описанию Павла, который призывает облечься в «броню праведности».

Шлем спасения – это еще один элемент из доспехов, которые Бог возлагает на Себя перед победоносной битвой. Броня и шлем – это не образы, навеянные римскими легионерами, а элементы доспехов Бога Израилева.

Исайя 52:7

Чтобы понять, насколько для Исайи было важным воцарение Бога, необходимо вспомнить, что вследствие идолопоклонства и отступничества царей Израиля и Иудеи Ассирия и Вавилон совершили мщение Божье, разрушив вначале Самарию (это сделала Ассирия), затем Иерусалим (это сделал Вавилон). Исайя жаждал увидеть Совершенного Царя и в его тексте такой царь – Сам Бог:

Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: ‘воцарился Бог твой!’ Ис. 52:7

Воцарение Бога – это наступление Царства Праведности и совершенства, это – мессианский век, и именно поэтому «ноги благовестника» названы «прекрасными». Благовестник – это тот, кто является глашатаем Праведного Царя и Его наступившего Царства. Павел призывает обуться в «готовность благовествовать мир» по той причине, что такое благовествование или возвещение мира говорит об окончательной победе Праведного.

Раввинистический взгляд на силу

В раввинистической мысли первого века слово «сила» часто использовалось как синоним слова «Бог» или, возможно, как одно из Его имен. Это отражено в тексте Евангелий, где, например выражение «сидящего одесную силы» Матф. 26:64, Мар. 14:62 равнозначно выражению «сидящего возле Бога» (см. Евр. 10:12). Бог в понимании евреев всегда был единственным и абсолютным источником силы.

Кого Павел приводит в пример?

Итак, о ком же говорит Павел в своем письме? Как я уже сказал выше, представляется очень неправдоподобным, что Павел видел в марширующих легионах объект для подражания. Римские солдаты, представлявшие языческую империю, выполнявшие приказы цезаря и прославлявшие римских идолов не могли быть истинным примером для слушателей Павла. Истинным примером и образцом являлся и является Бог Израиля и Его победоносный Мессия. Павел пишет о божественных доспехах не просто подобных небесным, а именно тех, которые использует Творец в сражении против нечестия. И если человек хочет победить в нелегкой битве с грехом, то смотреть необходимо не в сторону другого, пусть даже и хорошо вооруженного человека, в сторону Бога, одно из имен Которого – Сила, и доспехи которого уникалны.

 

Дэниел Гордан

Изображение: https://freebibleimages.org/ by David Padfield released under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Комментарии  

+5 # Александр Корсунов 12.05.2019 05:43
Яков, хорошее исследование и ход мысли очень мне по духу, однако следует заметить, что Павел все же употребляет для иллюстрации своих мыслей примеры из язычества. Так например: ристалище (ипподром), венцы...
Поэтому не исключаю образ римского воина. Тем более вы пока не указали на щит и меч. Поэтому с терпением жду продолжение Вашей замечательной статьи.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Хотите редактировать Ваши комментарии? Зарегистрируйтесь на сайте.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Католицизм: правда из первых рук

    • разве слово толерантность плохое? В статьи говорится, что в католицизме произошли ...
  • Отче наш – еврейская молитва

    • В молитве прости нам долги наши или грехи наши речь идёт о прощении денежных ...
       
    • Евреи ждали Мессию для того чтобы он освободил их от римлян никакое новое учение ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Дварим / Второзаконие | Ницавим נצבים

Тора близко

В Недельной главе сказано: «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно [было] говорить: `кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?' и не за морем она, чтобы можно [было] говорить: `кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?' но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Второзаконие 30:11-14).

Подробнее...

Выбор Редакции

Доисторический киббуц

ПОСЕЛЕНИЕ ШААР ХА-ГОЛАН СТАРШЕ ИЕРУСАЛИМА, ТВЕРИИ И МОСКВЫ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ.

Молитва Януша Корчака

В дневнике, который Януш Корчак начал писать месяца за три до гибели, в мае 1942 года, воспроизводится разговор двух «дедов».

 

Путешествия