Моисей – Освободитель II


Безуспешные попытки

Все старания Моисея кажутся напрасными. Принц Египта теперь пасет стадо.

Ex. 3:1   Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского.

Данный текст кажется как нельзя лучше описывает провал Миссии Моисея. Все что делалось – делалось напрасно. Из принца Моисей превращается в пастуха. Но это не совсем так. Бог исполняет молитвы и желания Своих детей, но так как это угодно Ему, а не им. И такое исполнение превосходит все возможные ожидания.

Пастух против пастуха

Для того, чтобы понять, насколько превосходный и в то же время ироничный подход избрал Бог, необходимо вспомнить атрибуты царской власти принятые в Египте. Фараоны носили цеп (нехаха) и пастушеский посох (хека), которые представляли монарха как могущественного пастуха (хека) и дающего хлеб (нехаха) народу Египта. Моисей, лишенный всех привилегий Египта, остается только лишь с пастушеским посохом. Но теперь время задать вопрос: «Только лишь»?

Слова о том, что Бог услышал стенания Своего народа играют роль связки между жизнью Моисея до Исхода и его жизнью после. Бог решает нарушить молчание. До этого Он как бы пассивен. Мы только лишь видим Его благословения, проявленные в умножении народа и защите акушерок. Теперь пришло время говорить и действовать, и камера резко меняет угол съемки. Вместо пастуха, который бессилен спасти своих братьев, мы видим пастуха – достойного оппонента фараону.

Фараон-пастух теперь должен встретиться с Моисеем-пастухом. Фараон-пастух имеет инкрустированный золотом и дорогими камнями посох. Моисей держит в руках простой пастуший посох. За фараоном стоит пантеон египетских богов. Перед Моисеем идёт единственный Бог. Только теперь становится понятно, что Бог все эти годы готовил фараону достойного противника и чем больше Моисей был гоним, тем больше он соответствовал тому образу, который видел в нем Бог.

Ex. 3:3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

История начинается подобно тому, как Моисей вышел посмотреть на тяжкие работы своих братьев. Человек, который отказался от царских почестей и Египетского усыновления ради братьев теперь удостаивается намного большей чести. Тогда он вышел и увидел тяжкие работы и притеснения. Теперь он говорит «пойду и посмотрю на сие великое знамение».

Бог видит благородное сердце Моисея и его желание спасать. Недостает одного компонента. Силы. И Бог говорит: «и иду избавить» (3:8); и как результат, обращается к Моисею: «итак, пойди» (3:10), иными словами Бог приглашает Моисея идти вместе. Вопрос Моисея звучит: «кто я?» (стих 11), Бог же отвечает «Я» (стих 12). После диалога, в котором приводятся детали Божьего поручения, Бог задает один потрясающий вопрос: «что это в руке у тебя?» как будто не зная, что это такое. Но на самом деле Он хочет, чтобы Моисей ответил на этот вопрос. На самом деле посох, которому не сможет противостать посох фараона был вложен Богом в руки Моисея через жизненные обстоятельства, и теперь Моисей еще не подозревает, что у него в руках оружие, превосходящее по силе многотысячный ядерный арсенал. «Что это в руке у тебя»? «Посох» (или жезл), отвечает Моисей. Жезл Моисея наполняется беспрецедентной силой, и причиной тому является принятое Моисеем приглашение идти вместе с Богом. В Исх 4:17 мы находим напоминание: «жезл сей возьми в руку твою», так сказал Господь». Но сам Моисей уже больше не считает жезл своим, в 20 тексте он называет его теперь «жезлом (или посохом) Божьим».

Ex. 4:20 И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.

История безуспешных попыток Моисея спасти свой народ вдруг изменяется. Из пораженного пастуха он становится великим пастухом народа Божьего, которому не смогут теперь противостать ни пастух-фараон, ни его чародеи, ни его армия и слуги.

Почему Бог избирает таких как Моисей

Можно много размышлять о том почему Моисей был избран для такой великой роли. Но текст недвусмысленно показывает нам что одной из причин такого избрания было желание Моисея спасать других людей, вторая же причина – его желание и умение сотрудничать с Тем, кто из деревянного посоха может сделать несокрушимое оружие.

Часто жизнь складывается не так как того хотелось. Человек просит у Бог одного, а получает не совсем то, чего хотел бы. Но что очень интересно, когда впоследствии люди анализируют то, как Бог ответил, то оказывается, что, во-первых, Бог делает так, что в итоге все происходит еще лучше, чем хотелось, а во-вторых, все равно учитывает запросы и предпочтения человека, который просил.

Моисей не только спас свой народ, но еще дал ему Тору и потрясающе мощный духовный импульс, который мы все видим и ощущаем даже сегодня.

 

 

Яков Чернин

Изображение: The crook and flail on the coffinette of Tutankhamun. Public domain. 

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

Вход на сайт

 

Недельная глава

Ваикра / Левит | Мецора מצרע

Какова цель закона о ритуальной нечистоте?

15 глава говорит нам о разных ритуальных нечистотах, как у мужчины, так и у женщины. Законы 15 главы книги Левит до сих пор обязательны среди ортодоксальных иудейских женщин. И это можно понять. По логике раввинистического понимания 613 заповедей человек должен соблюсти все, что можно соблюсти. Поэтому в ортодоксальном иудаизме ожидание восстановления храма напрямую связано с возможностью полного исполнения всех 613 заповедей Торы. Пока храм не восстановлен, из всех заповедей, связанных с очищениями, только заповедь омовения по окончании периода у женщин является исполнимой. Для этого при синагогах строится специальный бассейн – миква – куда может прийти каждая еврейская женщина для ритуального омовения.

Подробнее...

Выбор Редакции

Девятое Ава и изгнание из Испании

Согласно указу, подписанному испанскими монархами Фердинандом и Изабеллой 31 марта 1492 года, все евреи королевства, не пожелавшие креститься, должны были покинуть Испанию до конца июля того же года[1].

Придворные евреи и ливреи

«Ой, не шейте вы, евреи, ливреи, / Не ходить вам в камергерах, евреи», — писал Александр Галич. История, однако, показывает, что в камергерах (высокий придворный чин) в разное время ходило много евреев, хотя для них это часто кончалось плохо. «А сидеть вам в Соловках и Бутырках / И ходить вам без шнурков на ботинках» (Галич, «Предостережение»).

 

Путешествия