«Чтение Шма является высшим актом веры, когда человек прислушивается к Голосу давшему начало бытия Мира, Голосу создавшего нас и в любви ведущего нас по жизни.»
Ионафан Сакс
В 1945 году раввин Элиэзер Сильвер возглавлял поиски тысяч перемещенных и разбросанных по всей Европе еврейских детей. Многие из них были укрыты от цепких и безжалостных лап нацистов в домах, на фермах, в монастырях, католических женских школах, и теперь, после войны, раввин пытался вернуть их семьям, если, конечно, это вообще было возможно.
Элиэзер имел информацию о том, что один монастырь, на юге Франции, принял и укрывал еврейских детей. Но священник к которому обратился раввин не мог особо помочь ему, заявив, что по его сведениям, все дети находившиеся в монастыре были христианами и что раввин Сильвер может лично убедиться в этом просмотрев фото и списки детей.
Шварц ... Кауфман ... Шнайдер ... Эти фамилии были, явно, немецкие, но они могут принадлежать и евреям ровно как и нееврям. Раввин пристально всматривался в лица детей, многие из них попали в монастырь еще будучи совсем маленькими. Любой из них мог быть из еврейской семьи, как теперь это узнаешь?
Элиэзер спросил, может ли он лично увидеть ребят. И вот, зайдя в помещение, в присутствии детей он начал петь на иврите, "Шма, Исраэль! Адонай Элохейну, Адонай Эхад! (Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; Втор.6:4)
Внезапно лица некоторых ребят просияли, и робкие тихие голоса по всей комнате подхватили сакральные слова. Дети узнали этот древний текст составляющий основу их молитвы перед сном, произвольно всплывший в их сознании из самых ранних воспоминаний о родном доме, о маме и папе произносящих эту молитву каждое утро и каждый вечер.
Эти первые шесть слов Шма (Шемá ¬– ивр. שְׁמַע, слушай, внемли),
являются началом трех отрывков из Пятикнижия, которые повторяются два раза в день, чтобы напомнить каждому человеку его обязательства перед Богом (Втор. 6:4-9; Втор. 11:13-21; Числа 15:37-41).
На протяжении тысяч лет, как только ребенок начинал говорить, родители Народа Божьего учили своих детей словам Шма. Очевидно что и Иисус, когда он был еще малышем, так же научился этому сидя на коленях Иосифа и Марии. Шма занимала центральное место в еврейской молитвенной жизни на протяжении веков еще задолго до рождения Мессии.
Йешуа и Законник
Прежде чем я начал изучать еврейский контекст Иисуса, я, как и большинство христиан, никогда даже не слышал о Шма, хотя многократно читал в Евангелии эти слова. Текст ясно повествует о том высоком статусе которое занимала Шма в религии нашего Господа. Так, когда один законник спросил, какую заповедь Иисус считает самой важной в Законе, Господь ответил цитатой из Шма: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. » (по синод. Марка 12:29-31)
Многие верующие, если бы их спросили обобщить эту известную историю, уверенно отчеканили бы, что это слова Иисуса о любви к Богу и ближнему, но при этом совершенно упустив основную преамбулу того, что Бог «Один» – именно те самые слова, которые еврейские дети знали наизусть. Именно они являлись краеугольным камнем библейской веры! Именно они помогали на протяжении веков сохранять библейское мировозрение и не расствориться в той массе и хаосе лже-религий, которые всегда окружали народ Божий. Воспитание детей на основе текста Писания всегда являлось основной задачей родителей и учителей Слова.
Противодействие угрозе ассимиляции
Поведение Иосифа в Египте, Даниила и его друзей в Вавилоне вовсе не случайны. Это результат осознанного и упорного библейского воспитания в семье. Целенаправленное, серьезное воспитание - вынуждено противодействовать угрозе ассимиляции. Понятие ассимиляции в социологическом смысле означает "процесс интеграции людей, живущих внутри иной, отличной от их собственной, этнической или расовой группы, в эту коренную группу."
Основы библейского воспитания
Еще от Синая общей основой для народа Божьего оставалось трепетное отношение к первым пяти книгам Библии. Поэтому ставя вопрос, что значит воспитывать по-библейски, прежде всего необходимо обратиться к этому тексту.
Как основной источник библейского права и библейской этики, Пятикнижие ясно и просто регулирует отношения между человеком и Богом и между человеком и человеком. Приобщение к содержащимся в ней заповедям и образует цель воспитания в соответствии с духом Писания. Пожалуй, самое известное место, отражающее долг верующего учиться и передавать знание, содержатся именно в продолжении текста Шма: (Втор. 6: 4-7): "... Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь."
Современный вызов для родителей
Прочитав историю о монастыре во Франции я подумал о своих детях, о наших детях, которые воспитываются сегодня в современных «христианских» церквах. Что вспомнили бы наши чада окажись они в тех условиях? Что происходит сегодня в христианском мире? Не об этом ли времени говорил Господь: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8)
Каким незыблимым библейским основам могут их научить официально служащие «христианские» пастора-гомосексуалисты, епископы-педофилы, священнослужители исповедующие эволюционизм или те, кто отстаивает законность сонма скульптур-идолов и различных изображений ежедневно кадя им в «христианских» храмах, в «достопочтимый день Солнца» (англ. Sunday, немец. Sonntag…)?
Требование Всевышнего поклоняться лишь Ему Одному, сегодня понимается как разрешение поклоняться смертному человеку, в случае, если он канонизированный святой; ясный запрет заповеди на поклонение скульптурам и изображениям трактуется прямо наоборот: кланяйтесь и целуйте их себе на здоровье. Заповедь о субботе, ка о дне который Бог: « благословил, и освятил, и почил от всех дел Своих...» (Быт.2:1-3) и поэтому заповедал «помни день субботний, чтобы святить его» в память о том, что Он – Творец, сегодня, сынок, нужно понимать совершенно иначе. А как, папочка? - А так, как сказали «Отцы церкви» или наш пастор: - «день праздничный празднуй!»
Чему мы учим своих детей? Незыблемым основам вечного Закона Божьего или преданиям старцев? Если последнему, то тогда не нужно удивляться их безпринципности и вседозволенности в ставших нормой среди христиан таких понятиях как: «гражданский брак», добрачный секс, развод и повторный брак и т.д...
Для юноши Иосифа заповедь Божья была не философским понятием, а буквальным Законом, который нельзя нарушить даже если тебе угрожают жестокой расправой. Для молодых пленников в Вавилоне слова Бога о пище и напитках были не просто ветхозаветним иудейским законничеством, которое можно проигнорировать или отменить; на кону была жизнь ребят. Их верность Вечному и неизменному Библейскому Закону, вышедшему из уст Бога, была превыше демагогии и словоблудия тысяч современных ораторов пытающихся оправдать свои плотские пороки и желания и научить этому своих прихожан.
Для еврейских детей, наученных с измальства Закону Божьему из Пятикнижия, было совершенно недопустимо оскверняться «со стола царского» нечистой пищей и алкогольными напитками точно также как и невозможно поклоняться золотому истукану.
Наше самое дорогое
Сегодня дети наученные соблюдать субботу, по заповеди, и к тому же не есть нечистую пищу, уже лишь по этим признакам конфронтируют себя с внешним окружением. Хотим мы этого или нет, но современный светский и религиозный мир находится в оппозиции к тем, кто пытается жить согласно Закону записанному в Торе. Мы и наши дети сталкиваемся с этим противостоянием каждый день и это не началось вчера и не закончится завтра.
Готовы ли мы, толково и понятно, объяснить нашим детям то, что происходит сегодня в религиозном мире? Ведь у них много хороших и близких друзей среди множества различных христианских деноминаций.
Насколько здраво и логично для них наши ответы? Если в них фундаментальная прагматичность и строгая последовательность. Например: почему мы соблюдаем субботу, а не первый день недели, но при этом отмечаем Рождество, наряжаем елку и ожидаем подарки от Santa Claus? Насколько такая странная логика поможет нашим детям перенять эстафету Иосифа и Даниила?
Сегодня разные изначальные предпосылки и потому философские взгляды и этическо-нравственные нормы, как производные от этих установок, глубоко разделяют человечество ставя нас по разные стороны баррикад.
Идя на поводу «цивилизованного» естественного развития – мы будем заложниками популярных эволюционистических теорий, которые давно приняты как историческим и протестанстким христианством, так и современным либеральным иудаизмом. Заигрывание и подыгрывание этой песенке чрезвычайно опасно.
На родителях, а не на воспитательных учреждениях, какими бы они известными не были – лежит ответственность за будущий нравственный выбор их детей. Даже если дети в будущем принимают неправильные решения и уходят, отвергая родительские библейские принципы, существует огромная вероятность того, что в бурях реальной жизни им будет что вспомнить и наши дети будут знать куда вернуться! (см. притчу о блудном сыне, Луки 15 глава). Но если родители не дали Библейского воспитания, то вероятность возвращения в отчий дом, увы, будет ничтожно мала.
Воросы для размышления:
1. Если бы объстоятельства жизни отобрали у нас детей - подумайте, что вы оставили в их сознании и чему успели научить?
2. Является ли то, что вы в них вкладываете непреходящим и выдержит ли оно проверку временем и масштабному натиску ассимиляции.
3. Не является ли то, чему мы учим наших детей просто навязанной общественным сознанием конюктурой, определяющей для нас принятые установки и штампы, следуя которым нашим детям гарантирован успех и счастье?
4. Задумайтесь, что способствовало или что не смогло поспособствавать достижению успеха и личного счастья в вашей жизни? Вы хотите, чтобы ваши дети повторили вашу судьбу?
5. Какое место в шкале ваших жизненных приоритетов занимает религиозное воспитание вашего ребенка? Осознаете ли вы всю ответственность за то, что ожидает вашего ребенка в будущем?
Валерий Ручко, Миннесота
Изображение: Фрагмент молитвы Шма. Общественное достояние
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.