Блаженны миротворцы…

Александр Болотников
Просмотров: 8253

Российский медиацентр «Голос Надежды» на съемках в мусульманской святыне.

- Я не могу разговаривать с этими людьми!!! – Воскликнула израильский турагент после того, как еще один человек по ту сторону телефона бросил трубку.

- Я весь день звоню на разные номера, чтобы узнать о разрешении на съемки на Храмовой горе, но как только они слышат мое приветствие на иврите «ШАЛОМ», то сразу вешают трубку. Похоже, мы попали в сложную ситуацию.

У нашей группы из российского медиацентра «Голос Надежды» (г. Тула) были амбициозные цели снять серию документальных фильмов о служении библейских пророков. Съемки в районе Храмовой горы, расположенной в стенах Старого города Иерусалима были крайне важны для нашего проекта. Тема Храма – его значение для народа Израиля, его разрушение как часть проклятий в рамках завета и его восстановление как акт милосердия Божьего к Своему народу – пронизывает книги Исаии, Иеремии и Иезекииля. С другой стороны, эти вопросы стали для многих христиан источником большинства заблуждений. Основываясь на видении, записанном в 40-48-й главах книги пророка Иезекииля, многие проповедники и даже богословы считают, что Храм должен быть восстановлен. Археологические находки вокруг Храмовой горы, а также ее история и нынешнее положение обнаруживают сложности, которые следует принимать во внимание всем, кто интерпретирует пророческие послания Иеремии и Иезекииля. Несмотря на то, что Храм Соломона и Храм Ирода были разрушены в один и тот же день, скудные следы периода Первого Храма в сочетании с обилием руин великолепного проекта Ирода, который превратил Второй Храм в одно из чудес света, демонстрируют значительные различия в исторических условиях разрушения Первого и Второго Храмов. По этой причине пророчества Иеремии и Иезекииля не могут иметь двойное исполнение.

Чтобы продемонстрировать это зрителям, нам нужно было провести съемки возле Храмовой горы. Эта задача не из легких. Буквально все четыре стены, оставшиеся от грандиозного проекта Ирода, контролируются тремя разными организациями. Южная стена является частью археологического парка «Дэвидсон», принадлежащего Министерству туризма Израиля. Парк содержит остатки уникальных Двойных и Тройных ворот, известных как Врата Хулды (Олдамы), названных в честь пророчицы, которая пророчествовала во время правления царя Иосии, и ступени, ведущие к этим воротам. Раскопанный в 1967 году Бенджамином Мазаром, этот комплекс ворот служил главным входом для паломников, которые приходили на ежегодные праздники в 1-м веке.

Западная Стена – это еврейская святыня. Тысячи людей, евреев и неевреев каждый день приходят к Стене, чтобы помолиться. Но это общеизвестное религиозное и туристическое место представляет лишь вершину всего комплекса Западной Стены. Главные сокровища находятся внутри туннеля, раскопанного Уилсоном и Уорреном в 1864-1870 гг. Он тянется вдоль улицы 1-го века, что находится примерно на 9 метров ниже современного уровня площади Западной Стены, которую обычно посещают туристы и верующие. Туннель обнаруживает великолепные камни размером 13,7х2,7х3,5 метров и весом 520 тонн. Эти камни составляли основу подпорной стенки для большой насыпи, которую приказал соорудить Ирод, чтобы создать ровное основание для Храмового комплекса. Одно из самых выдающихся мест находится внутри туннеля, на расстоянии около 46 метров от входа. Это замурованные ворота, расположенные в непосредственной близости к месту, где когда-то находилось Святое Святых. Это место Западной Стены и ее туннеля находится в распоряжении Фонда Наследия Западной Стены, принадлежащего ортодоксальным иудеям.

Тем не менее, верхняя часть Храмовой горы, где когда-то возвышались оба Храма, контролируется мусульманской организацией Вакф, финансируемой Иорданским Хашимитским Королевством. Арабы называют его Харам аль-Шариф, Благородное Святилище. Комплекс включает в себя золотой Купол Скалы, который стоит на предполагаемом месте горы Мориа, где Авраам должен был принести Исаака в жертву. Также эта территория, контролируемая Вакфом, включает мечеть Аль-Акса, третью по значимости святыню мусульман. В связи с продолжающимся ближневосточным конфликтом политическая ситуация в этом районе крайне сложна. Из-за этих обстоятельств местные мусульманские лидеры чувствуют себя оскорбленными и ущемленными любым заявлением, в котором даже вскользь упомянут библейский факт расположения Древнего Храма на территории, что в настоящее время является их святыней. По этой причине представители Вакфа даже не хотели говорить с нашим израильским турагентом. Мы поняли, что получение полного доступа для съемок в этом районе было почти невозможной задачей. Только Бог и Его вмешательство могли разрушить стену подозрений. Адвентистскому медиацентру нужно было доказать всем сторонам наши мирные намерения и политический нейтралитет.

Хотя еврейский ортодоксальный Фонд Наследия Западной Стены разрешил нам снимать в синагоге, расположенной внутри Храма, получить разрешение на съемку внутри Купола Скалы мы даже не надеялись. Прежде всего, немусульманам запрещено заходить в Купол Скалы и мечеть Аль-Акса. Во-вторых, говорить на камеру с Библией в руках непозволительно даже на площади между двумя этими зданиями. Вход для туристов, расположенный на мосту у площади Западной Стены, серьезно регулируется. Все, чего хотела наша съемочная группа – это пройтись по двору, где разрешено находиться туристам, и отснять видеоматериал. На мне был прикреплен микрофон, чтобы я мог кратко говорить во время нашей прогулки по этой территории. Мы знали, что даже для такой короткой съемки нам необходимо разрешение. Но после нескольких неудачных попыток нашего израильского агента связаться и поговорить с кем-то из организации Вакф, наша слабая надежда быстро исчезла.

Вдруг после очередной попытки недружелюбный голос в трубке сказал моему расстроенному агенту, что для того, чтобы получить разрешение, мы должны написать письмо с подробным изложением целей нашего проекта. Мы также должны были предоставить список всех участников съемок с копиями паспортов, подтверждающих, что мы не израильтяне. Такое условие сразу лишало нас одного крайне необходимого помощника. Вадим родился в Молдове и не был евреем, однако он женат на израильской еврейке и у него израильское гражданство. Что касается меня, то хотя я и еврей, у меня есть украинский паспорт. Это означало, что у меня был шанс зайти на эту территорию с российской телевизионной командой.

Нам потребовалось много часов размышлений и молитв, чтобы написать в мусульманскую организацию письмо, объясняющее, кто мы и каковы цели нашей съемки. В письме говорилось, что мы – представители российского телерадиоцентра, выпускаем программы с духовным и образовательным содержанием для всей Российской Федерации, в которой проживает христианское и мусульманское население. Наши документальные фильмы посвящены рассказам о пророках прошлого.

Ответа не было семь долгих дней. Мы потеряли надежду и составили другой график съемок. Вдруг во время съемок на Пастушьих полях возле Вифлеема зазвонил телефон. Наш турагент взволнованно сообщила, что представитель Вакфа хочет поговорить со мной лично. Мне действительно была нужна мудрость как у змеи и невинность как у голубя. Итак, я помолился и набрал номер.

- Здравствуйте. Я из российского телерадиоцентра по поводу разрешения на съемку. – Сказал я на английском, помня о негативной реакции на моего израильского агента, говорившего на иврите.

Голос в трубке был все так же не очень приветлив.

- Вы понимаете, что здесь, в нашей святыне, в Благородном Святилище мы находимся под израильской оккупацией? - Голос ответил мне по-английски с сильным арабским акцентом.

«Боже, дай мне мудрость, что я должен сейчас сказать», - молился я.

- Сэр, - я говорил вежливо с сильным русским акцентом, - мы россияне. Мы снимаем исторический фильм о пророках. Мы вообще не заинтересованы в политике.

Голос в трубке смягчился.

- Окей, - сказал он, - приходите завтра в 9 утра. У вас будет 3 часа до начала нашей полуденной молитвы. Увидимся у нашего северного входа.

На такое я не мог и надеяться! Северный вход был открыт только для верующих мусульман. Я облегченно вздохнул, и мы все прославили Бога за то, что Он сделал.

На следующее утро мы прошли через Львиные ворота Старого города и повернули налево в сторону полицейского пропускного пункта. В саду возле него нашу группу встретили два представителя Вакфа. Они улыбнулись Василию Ничику, ведущему программы, директору телекомпании «Голос Надежды», который был одет в национальный арабский мужской платок – куфию, купленный накануне.

- Я люблю Россию и Путина, - сказал один из встречающих. – Я проведу вам экскурсию.

Что это была экскурсия! Сначала мы пошли в мечеть Аль-Акса, которая была построена на фундаменте сооружения Ирода, известного как двор язычников. Южная стена мечети, по направлению к которой, согласно традиции, мусульмане молятся в сторону Мекки, содержит замурованные ворота Хулды, которые в 1-м веке служили одним из входов в Храм Ирода. Только мусульмане могут находиться в этой третьей святыне их религии. Но никто не задал нам ни вопроса. Мы сняли обувь и последовали за гидом, который рассказал нам об этом здании, его архитектуре и истории.

К моему величайшему удивлению на просьбу о разрешении говорить на камеру внутри мечети ответили утвердительно. Но самый большой приз был впереди. Гид провел нас через двор к Куполу Скалы. Туристам запрещено заходить внутрь здания с 1999 года. Купол восьмиугольного строения находится непосредственно над известняковым скалистым образованием, которое считается вершиной горы Мориа. Согласно талмудической традиции Ковчег Завета находился прямо на этом самом камне.

Действительно, Бог помог съемочной группе медиацентра «Голос Надежды» получить уникальный доступ к труднодоступным местам. Отснятый там материал в настоящее время монтируется. Десять 30-минутных документальных фильмов о жизни и вести библейских пророков станут благословением для многих тысяч русскоговорящих зрителей, проживающих на территории бывшего СССР и во всем мире.

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

Перевод с английского Александры Обревко

Изображение: Фото Виталия и Александры Обревко

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Отправить