На вебсайте, посвященном родителям и детям, терзаемая горем мать разместила следующее письмо: «2 года назад у меня разбился брат.
В тот момент, когда мне об этом сообщили, мне казалось, что тяжелее быть ничего не может! Но рядом со мной был мой сын Олеженька (Лёлик). Он только смотрел мне в глаза и повторял: "Мамочка, не переживай всё будет хорошо! Ты только не плачь! Обещаешь?" Ему тогда было 3,5 года. После этого случая мой Олеженька стал настоящим мужчиной! Если бы вы видели, как он заботился обо мне – мой «взрослый малыш»!
8 марта этого года мой Лёлюшка (и такое, оказывается бывает!) подавился виноградинкой! Боже! Когда я прилетела домой с работы (за какие-то 3 минуты) и увидела его – уже бездыханного, я почувствовала как моя душа отлетает... Скорая ехала 8!!! минут, когда мозг может быть без кислорода всего 5–7 мин. После получаса клинической смерти его сердце заставили биться! Если бы вы знали, как я просилась в реанимацию, как на коленях умоляла, чтобы побыть хоть немного с моим солнышком! Но, тщетно... 9-го марта моего сына не стало... Олеженька не дожил до своего первого юбилея 1 месяц и 2 дня... Вы, наверное, подумаете «зачем я вам всё это пишу?» Честно? Сама не знаю! Вот только 7 месяцев уже прошло, а я до сих пор каждый день прокручиваю в голове тот день... ...если бы только я могла быть с моей кровиночкой рядом!!! Всё бы отдала... Никому не пожелаю пережить подобное горе!
Пишу, а у самой – слёзы ручьём текут! Почему Бог не забрал меня? Почему он не дал пожить моему АНГЕЛОЧКУ?» (http://mykids.org.ua).
Как бы Вы, уважаемый читатель, ответили на главный вопрос этого письма? После выражения соболезнования матери и совершения молитвы о ней Богу, что бы Вы сказали о Божьей роли в этой трагедии?
В этом письме выражено широко распространенное представление о том, что день смерти определяет Бог. Такие фразы как «Бог забрал его к Себе», «Бог решил, что она уже достаточно пожила» и подобные им возлагают ответственность за смерть на Бога. В действительности, коль скоро Он есть Всевышний Владыка, не Он ли заведует и смертью?
На самом деле, в Священном Писании есть целый ряд примеров, свидетельствующих о том, что Бог умерщвлял людей: «Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь» (Бытие 38:7). «...ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота» (Исх. 13:15). «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву» (1 Паралипоменон 10:13,14).
Библия также сообщает, что Бог определяет человеку век: «...скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий» (Псалтирь 38:5,6). «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалтирь 138:16). «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: „возвратитесь, сыны человеческие!"» (Псалтирь 89:4).
Вместе с тем, Священное Писание недвусмысленно заявляет, что смерть – это дело дьявола. Согласно словам Христа, дьявол «...был человекоубийца от начала» (Евангелие от Иоанна 8:44). Его цель – «убить и погубить» (Евангелие от Иоанна 10:10). От начала же он вдохновляет и тех, кто встает на его сторону, к осуществлению его «похотей». Первым их таковых стал Каин, «...который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Послание Иоанна 3:12).
Еще один яркий пример – Саул: «И было на другой день: напал злой дух... на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него» (1 Царств 18:10,11).
Дух зла преследует цель погубить и того, через кого действует: «и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его» (Евангелие от Марка 9:22).
Библия также предостерегает: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Послание Петра 5:8). «Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откровение 2:10).
Во свете этих свидетельств Библии приобретает особый смысл отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин», касающийся роли дьявола в смерти:
«Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
Наш экскурс не преследует цель всеобъемлющего исследования темы смерти в Библии – это слишком монументальная проблема, не связанная с целями нашей статьи напрямую. Мы желаем лишь представить ряд свидетельств Библии, которые призваны помочь сформировать более полную и сбалансированную картину по данной проблеме. Для нас важно в первую очередь ответить на следующий вопрос: зависит ли день смерти от выбора и действий человека?
Для этого прежде всего важно знать, как к смерти относится Бог: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Послание к Коринфянам 15:24-26).
Оказывается, для Бога смерть – враг! В личности Иисуса Христа Священное Писание демонстрирует Божью реакцию на смерть: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Евангелие от Иоанна 19:41-44). «Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился» (Евангелие от Иоанна 11:32-35).
Еще одно свидетельство Библии: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Псалтирь 115:6). Божьи чувства в отношении смерти также ясно выражены у пророка Иезекииля: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? ...Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иезекииль 18:23,32). «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иезекииль 33:11).
Итак, смерть для Бога является врагом. Он не желает смерти грешника. Он скорбит, когда лицезрит смерть. Спаситель обещает истребить смерть. Диавол же, напротив, стремится истребить человеческий род, будучи по природе «человекоубийцей». Это есть его «похоть», внутреннее устремление и цель.
По этомй причине на заре истории человечества Бог предостерег наших прародителей: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:15-17).
К сожалению, Адам и Ева проявили непослушание, в результате чего смерть стала общим уделом всех землян: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Послание к Римлянам 5:12). «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу... Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе» (Екклесиаст 7:2; 8:8).)
Поэт выразит эту истину так:
«Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден» (Самуил Маршак).
Все дети Адама умирают. В этом отношении не имеет значения, праведником или беззаконником является человек. Человек стал смертным по природе. Это положение вещей останется неизменным до наступления царствия Божия, до победы над смертью: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:3,4).
Посему нам следует делать различие между смертью как общей долей всех живущих на Земле, и безвременной смертью: «...если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа» (Числа 16:29,30). «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих» (Исаия 38:10).
Теперь мы готовы конкретнее ответить на вопрос о том, зависит ли день смерти от выбора и действий человека. Вот несколько важных свидетельств Библии на эту тему: «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Екклесиаст 7:17).
Удивительно, но факт: несмотря на то, что умирают все, продолжительность жизни может зависеть от выбора человека. Если человек предается греху и безумству, он может умереть «не в свое время». Каждый из нас от рождения наделен разным набором физических данных, в том числе и жизнеспособностью. Если человек живет, соблюдая законы здоровья, он, как свидетельтсвует статистика, проживет на 7-10 лет дольше, чем население в среднем. Та же закономерность действует и в духовных вопросах. Если человек своими поступками открывает дверь для бесов, его жизнь может закончиться раньше.
Напротив, если человек сторонится зла и бесовщины, он может реализовать свой жизненный потенциал полностью: «Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их: то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным» (Исход 23:23-26).
В этом отрывке продолжительность жизни представлена как результат выбора – служить ли бесам, воплощенным в языческих божествах, что приносит в жизнь человека проклятие, либо истинного Богу, что приведет к полному числу дней.
На земле есть и иные факторы, которые могут играть роль в исследуемом вопросе. Нас в этом экскурсе интересовала лишь взаимосвязь смерти и выбора человека. Чаще всего нам не дано знать, почему именно наступила смерть в том или ином случае. Вместе с тем выбор человека и его отношение к Божьим законам обязательно повлияет на его век на земле.
Виталий Олийник,
Центр духовного просвещения,
Белвью, штат Вашингтон
Изображение: Автор FlickrLickr, источник.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.