Урок 7. Надежда, что движет нами
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские стихи для исследования: Езд.7:7–13; Ис.25:9; Дан.8:14; 9:20–27; Матф.24:27,30-31; 2Петр.1:19–21; 1Фес.4:13–18.
Памятный стих: «И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис.25:9).
Для чтения: «Великая борьба», главы 18–21.
Второе пришествие Иисуса — это одна из центральных тем Библии. Она красной нитью проходит через священные страницы Священного Писания. Один богослов подсчитал, что в Ветхом Завете содержится 1845 упоминаний о Втором пришествии Христа. В 260 главах Нового Завета содержится более 300 упоминаний о возвращении Христа. О нем упоминается в одном из каждых 25 стихов. В 23 из 27 книг Нового Завета говорится об этом великом событии.
После того, как Реформация в Европе потерпела крах из-за разногласий и раздоров, тем не менее многие стремились подхватить эстафету истины, включая истину о Втором пришествии. Среди них был фермер-баптист по имени Уильям Миллер. Изучая Библию, он поверил в то, что Иисус придет скоро, еще при его жизни, а затем начал проповедовать эту весть, положив начало движению, которое, хотя и столкнулось с Великим разочарованием, открыло многим людям библейские истины, которые по-прежнему насущны.
На этой неделе мы будем изучать, почему Второе пришествие Христа наполняет сердца верующих радостью на протяжении столетий и как мы можем приготовиться к этому великому событию.
Видео комментарий
План урока и Видео комментарий
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Тема квартала: «Великая борьба»
Урок №7, «Надежда, что движет нами»
18 мая 2024
I. Обетование Его пришествия (ВС).
1. Прочитайте Ин. 14:1-3 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- а. Проверьте 2 ст. в иных переводах («если бы не было, Я сказал бы вам, потому что иду туда, чтобы приготовить вам место» (Стерн); «Будь не так, разве Я бы сказал вам, что иду пригото-вить вам место?» (РБО))
- б. Что произойдет, когда Христос придет опять? (3 ст. – «возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» – вознесение на небо!)
- в. Почему Христос еще не пришел? (3 ст. – продолжает готовить нам место; см. Деян. 3:20,21 – «до времен совершения всего, что говорил Бог» – должны осуществиться некоторые процессы, предсказанные в Библии, как на небе, так и на земле)
2. Что вас более всего вдохновляет при мысли о 2-м пришествии?
II. В ожидании назначенного срока (ПН).
1. Прочитайте (по очереди) данные отрывки и ответьте на вопрос: какие ложные взгляды о 2-м пришествии были во дни апостолов?
- а. Ин. 21:20-23 (состоится в течение жизни Иоанна)
- б. 2Фес. 2:1,2 («День Господа уже наступил» (РБО))
- в. 2Тим. 2:18 («воскресение уже было»)
- г. Что, в частности, должно иметь место до 2-го пришествия во свете Мк. 13:10? (проповедь Евангелия во всех народах)
2. Какие ложные взгляды на эту тему существуют сегодня?
III. Уильям Миллер и Библия (ВТ).
1. Прочитайте Дан. 12:4,8-10 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- а. Что обещано? (в последнее время многие уразумеют книгу)
- б. Разумели ли книгу Даниила в течение истории? (см. Мф. 24:15 – «читающий да разумеет» – да!)
- в. Что именно в книге Даниила было запечатано? (Дан. 8:14,26 – пророчество о 2300 вечерах и утрах)
2. Найдите в книге Даниила все упомянутые периоды и разделите их на две категории – описание личностей и описание эпох:
- а. Личности (1:5 – «3 года»; 1:12 – «10 дней»; 4:13 – «7 времен»; 4:26 – «12 месяцев»; 6:7 – «30 дней»; 10:2 – «3 седмицы дней»)
- б. Эпохи (7:25 – «времени, времен, и полувремени»; 8:14 – «2300 вечеров и утр»; 9:24 – «70 седмин»; 12:7 – «времени, времен, и полувремени»; 12:11 – «1290 дней»; 12:12 – «1335 дней»)
- в. Каков масштаб времени в описании эпох? («1335 лет... 2300 лет... 490 лет» (Rabbi Hersh Goldwurm, Daniel, p. 213,228,259); «А что действительно ожидаемый Мессия уже пришел, вы можете убедиться в том чрез святого пророка Даниила. Этому пророку в Вавилоне, в 1-й год царствования Дария, явился ангел Господень Гавриил и от сего времени до пришествия в мир Мессии назначил 70 седмин. Каждая седмина содержит 7 лет, а все – 490 лет. Так считает и ваш Талмуд. Как давно уже прошли эти годы? Если рассмотрите, то узнаете, что прошло уже более 800 лет, как исполнились седмины, сказанные Даниилу» (речь Константина; святитель Димитрий Ростовский. Жизнь и труды Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла); «В пророчествах Даниила дни означают годы» (Isaac Newton. Prophecies of Daniel and the Apocalypse of St. John, p. 222))
2. Что нового вы узнали из этого раздела?
IV. 2300 дней (СР).
1. Прочитайте Дан. 8:13,14 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- а. Что означает фраза «вечеров и утр»? (см. Быт. 1:5 – «и был вечер, и было утро: день один» – 2300 дней)
- б. С какой эпохи начинается этот период? (Дан. 8:20 – «цари Мидийский и Персидский» – 539-331 г. до н.э. – 6-4 в. до н.э.)
- в. Что отсутствует в 8-й главе Даниила? (см. 26,27 ст. – точная точка отсчета, разумение 2300 вечеров и утр)
2. Чему вас учит то, что Даниил не всё понимал в пророчествах?
V. Самая длинная пророческая временная цепь (ЧТ).
1. Прочитайте Дан. 9:21-25 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- а. Какова взаимосвязь этого видения с предыдущим? (21 ст. – «ангел Гавриил, которого я видел прежде в видении» = 8:16; 22 ст. – «вразумлял... разумению», 23 ст. – «вникни... уразумей» – в ориг. בין (бин) = 8:27 – «не понимал его [видения]»)
- б. Проверьте начало 24 ст. в иных переводах («выделены» (ВП), в ориг. חתך (хатáх) – «отрезать, отрывать» (HALOT))
- в. Как слова Гавриила объясняют видение о 2300 годах? (дают точку отсчета: время повеления о восстановлении Иерусалима; первые 490 лет отрезаны от 2300)
2. Важно!!! Продолжение этой темы в следующем уроке, №8!!!
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ в проповеди «Пророческое движение: книга Даниила» – 1-я из цикла «Азы адвентизма»: https://youtu.be/LSdOy4ATHV8?si=P8BfUMgdipOatSNp
Видео комментарий
План урока
Скоро...
Текст урока
Урок 7. Надежда, что движет нами
Библейские стихи для исследования: Езд.7:7–13; Ис.25:9; Дан.8:14; 9:20–27; Матф.24:27,30-31; 2Петр.1:19–21; 1Фес.4:13–18.
Памятный стих: «И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис.25:9).
Для чтения: «Великая борьба», главы 18–21.
Второе пришествие Иисуса — это одна из центральных тем Библии. Она красной нитью проходит через священные страницы Священного Писания. Один богослов подсчитал, что в Ветхом Завете содержится 1845 упоминаний о Втором пришествии Христа. В 260 главах Нового Завета содержится более 300 упоминаний о возвращении Христа. О нем упоминается в одном из каждых 25 стихов. В 23 из 27 книг Нового Завета говорится об этом великом событии.
После того, как Реформация в Европе потерпела крах из-за разногласий и раздоров, тем не менее многие стремились подхватить эстафету истины, включая истину о Втором пришествии. Среди них был фермер-баптист по имени Уильям Миллер. Изучая Библию, он поверил в то, что Иисус придет скоро, еще при его жизни, а затем начал проповедовать эту весть, положив начало движению, которое, хотя и столкнулось с Великим разочарованием, открыло многим людям библейские истины, которые по-прежнему насущны.
На этой неделе мы будем изучать, почему Второе пришествие Христа наполняет сердца верующих радостью на протяжении столетий и как мы можем приготовиться к этому великому событию.
▬▬▬▬▬▬
Воскресенье. Обетование Его пришествия
Протестантские реформаторы и странствующие проповедники, отправлявшиеся из Голландии в Новый Свет, жаждали пришествия Иисуса. Для них Второе пришествие Христа было радостным событием, которого они ожидали с нетерпением. Джон Уиклиф с нетерпением ожидал пришествия Христа как надежды церкви. Кальвин выступал от имени всех реформаторов, когда говорил о славном возвращении Христа как о «самом знаменательном из всех событий». Для верных Богу Второе пришествие Христа было чем-то ожидаемым, а не пугающим.
Прочитайте Ин. 14:1–3; 1Фес.4:13–18 и Тит. 2:11–14. О каком величайшем событии в истории великой борьбы сказано в этих отрывках?
Как вы считаете, почему обетование о Втором пришествии Христа оказывало колоссальное влияние на жизнь христиан на протяжении веков?
Легко понять, почему вера во Второе пришествие Христа приносила такую надежду и радость христианам, доверяющим Библии. Оно указывает на конец болезней, страданий и смерти, возвещая о конце нищеты, несправедливости и угнетения. Оно предвещает конец раздоров, конфликтов и войн. В нем содержится предсказание о будущем, исполненном счастья и близкого общения со Христом и искупленными всех веков на протяжении вечности.
«Пришествие Господа во все века окрыляло надеждой Его истинных последователей. Прощаясь с учениками на Елеонской горе, Спаситель обещал возвратиться, и это осветило будущее Его учеников радостью и надеждой, которые не могли вытеснить или притупить никакие скорби и испытания. Среди страданий и преследований „явление великого Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа“ было для них „блаженным упованием“. Когда фессалоникийские христиане со скорбью и печалью хоронили своих близких, тех, кто так твердо надеялись живыми встретить пришествие Господа, апостол Павел, их наставник, указал им на воскресение мертвых, которое произойдет во время явления Спасителя. Тогда мертвые во Христе воскреснут и вместе с живыми „будут восхищены“, чтобы встретить Господа на воздухе. „И так, — говорит он, — всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами“ (1Феc.4:16–18)» (Уайт Э. Великая борьба. с. 302).
Насколько факт Второго пришествия важен для вашей личной веры? Почему без него мы бы оказались, как сказал Павел, в совершенно безнадежной ситуации (см. 1Кор.15:15–18)?
▬▬▬▬▬▬
Понедельник. В ожидании назначенного срока
Хотя протестантские реформаторы верили в буквальное, видимое, слышимое и славное возвращение Христа, постепенно это понимание библейской истины изменилось. Известные проповедники XIX века учили, что Христос придет, чтобы установить Свое Царство на земле и Тысячелетнее царство. Это привело к духовной летаргии и безразличию к духовным ценностям.
Точно так же ученики Христа неверно понимали природу пришествия Мессии. Они думали, что Он придет как полководец-победитель, который сокрушит иго римского рабства, а не как Избавитель от проклятия и оков греха. Получается, они не понимали, каким будет Его пришествие.
Прочитайте Деян.1:9–11; Откр.1:7 и Матф.24:27,30-31. Каким, согласно этим стихам, будет пришествие Христа?
Когда Христос пришел в первый раз как Младенец в вифлеемских яслях, очень мало людей распознали Его пришествие. Но когда Он придет во второй раз, «всякое око» увидит Его. Каждое ухо услышит трубный глас Его возвращения. Каждый на земле узрит Его славу. Мы не должны обманываться. Священное Писание предельно ясно описывает события, связанные с Его возвращением.
«Одной из самых торжественных и величественных истин, которые открывает нам Библия, является истина о Втором пришествии Христа, которым завершится великое дело искупления человечества. Для странствующего народа Божьего, столько времени скитающегося в „долине тьмы и тени смертной“, дано обетование о Втором пришествии Того, Кто есть „жизнь и воскресение“ и Кто опять соберет Своих изгнанных детей. Это драгоценное обетование. Учение о Втором пришествии является главным лейтмотивом Священного Писания. С того дня, как первая чета, понурив головы, покинула Едем, дети веры начали ждать пришествия Обетованного, Который уничтожил бы власть губителя и возвратил потерянный рай» (Уайт Э. Великая борьба. с. 299).
Руководитель первых адвентистов Лютер Уоррен часто говорил молодежи: «Единственный способ приготовиться к пришествию Христа — это готовиться и оставаться готовым». Весть о скором возвращении Христа — это безотлагательный призыв к каждому из нас исследовать свои сердца и оценить свою духовную жизнь. Это призыв к благочестивой жизни. В сияющем свете славы возвращения Христова нет места для того, чтобы стоять в стороне.
Прочитайте 1Фес.5:2–5 и Евр.9:28. Какое ободрение дают нам эти стихи в отношении Второго пришествия?
▬▬▬▬▬▬
Вторник. Уильям Миллер и Библия
Так же, как Бог использовал протестантских реформаторов, чтобы они вновь обратили внимание на истину об оправдании только по вере в Христа, Он побудил Уильяма Миллера вновь открыть истину о Втором пришествии Христа. Изучая Священное Писание, Миллер узнал Христа, Который возлюбил его больше, чем можно себе представить. Взяв Библию, ручку и блокнот, он начал читать ее с книги Бытие и читал с той
скоростью, с какой мог понять читаемый отрывок. Сравнивая одно место Писания с другим, он позволил Библии пояснять саму себя.
Прочитайте 2Петр.1:19–21. Какие принципы толкования Библии вы обнаруживаете в этом отрывке?
Когда Уильям Миллер сравнивал один стих Писания с другими, ему открылись тайны Библии. Он искал, как человек, ищущий сокрытое сокровище, и его поиски были щедро вознаграждены. Святой Дух открыл Слово Божье, чтобы он мог его понять. Он подходил к изучению пророчеств с таким же усердием, как и к другим библейским отрывкам, которые он изучал.
Прочитайте Дан.1:17; Дан.2:45; Откр.1:1–3. Может ли обычный человек изучать Библию и толковать ее или это только достояние избранных?
Символы, встречающиеся в пророческих книгах, не сокрыты от нас под покровом тайны. Любящий Бог дал нам Свое пророческое Слово, чтобы подготовить нас к заключительным событиям, которые вскоре будут разворачиваться в этом мире. Уильям Миллер ясно понимал, что пророчество является лучшим истолкователем самого себя. Символы пророчества разъясняются самой Библией. Звери олицетворяют царей или царства (Дан.7:17,23). Ветер указывает на разрушение (Иер.49:36). Вода обозначает народы (Откр.17:15). Жена представляет церковь (Иер.6:2; Ефес.5:22–32). Временные пророчества Даниила и Откровения также даны символическим языком, причем один пророческий день представляет собой один буквальный год (Числ.14:34; Иез.4:6). Когда Уильям Миллер применил эти принципы толкования Библии, он был поражен тем, что узнал о времени, которое, как он думал, было временем возвращения Христа.
Почему правильное понимание пророческих символов так важно для нашей веры?
▬▬▬▬▬▬
Среда. 2300 дней (Дан.8:14)
Уильям Миллер понял, что предсказанные пророками события точно исполнялись: 400 лет потомков Авраама в Египте, 40 лет скитаний Израиля по пустыне, 70 лет израильского плена и 70 седьмин, отведенных Израилю в книге Даниила (Быт.15:13; Числ.14:34; Иер.25:11 и Дан.9:24).
Прочитайте Марк.1:15; Гал.4:4. Что эти стихи говорят нам о сроках Первого пришествия, установленных Богом?
Когда Миллер изучал пророчества, сравнивая один отрывок Писания с другим, он пришел к выводу, что если у Бога есть конкретное время для исполнения определенных событий, то у Него есть конкретное время и для такого события, как Второе пришествие Христа.
Прочитайте Дан.8:14. Какое событие должно было произойти по окончании 2300 дней?
Уильям Миллер разделял известное на то время мнение о том, что «очищение святилища» — это очищение земли огнем. Он усердно изучал Священное Писание, чтобы понять событие такой огромной важности. Он обнаружил связь между Дан.8 и Дан.9. В Дан.8 ангелу было дано указание «объяснить ему это видение» (Дан.8:16). К концу главы единственной частью всего видения Дан.8, оставшейся без пояснения (см. Дан.8:27), была часть о 2300 днях. Позже ангел вернулся к Даниилу и сказал: «Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению» (Дан.9:22, см. также Дан.9:23, 25–27). Сказанное ангелом должно было помочь Даниилу разобраться в том, что касается 2300 дней.
Мы это знаем, поскольку после повеления Даниилу «вникнуть в слово и уразуметь видение» (Дан.9:23) первыми словами ангела было: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего» (Дан.9:24). Слово, переведенное как «определены», буквально означает «отрезаны». Семьдесят седмин, 490 лет, должны были быть отрезаны. Но от чего?
От видения о 2300 днях, потому что это единственная часть Дан.8, которую не понял Даниил, ее и пришел пояснить ангел.
И поскольку точкой отсчета 70 седьмин было «то время, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» (Дан.9:25), Миллер знал, что если у него будет эта дата, то он сможет узнать начало пророчеств о 70 седьминах и 2300 днях.
▬▬▬▬▬▬
Четверг. Самая длинная пророческая
Прочитайте Езд.7:7–13. Когда был издан указ, разрешающий израильским пленникам в Персии выйти на свободу, чтобы восстановить свой храм?
Этот указ был издан Артаксерксом, царем Персии, в 457 году до Р.Х. Этот указ был последним из трех указов, на основании которых иудеям позволялось вернуться, отстроить Иерусалим и восстановить богослужение в храме. Этот третий указ был наиболее полным, и с него начинается отсчет пророчества о 2300 днях/ годах.
Прочитайте Дан.9:25-26. Когда должен начаться весь этот пророческий период? Какие основные события предсказаны в этих стихах?
В этом знаменательном пророчестве Даниил предсказал, что «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима», до пришествия Мессии пройдет 69 пророческих недель или 483 пророческих дня или буквальных года. С того времени, как был издан указ осенью 457 года до Р.Х., 483 года продолжаются до осени 27 года нашей эры. Слово «Мессия» означает «Помазанник». Осенью 27 года по Р.Х. произошло крещение Христа, и Он получил помазание Духом (Деян.10:38). После Своего крещения Иисус пошел в Галилею, «проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время» (Марк.1:14, 15).
Весной 31 года по Р.Х., в середине последней пророческой седьмины, через три с половиной года после Своего крещения, Иисус был распят. Система жертвоприношений, которая указывала на грядущего Агнца Божьего, завершилась жертвой Христа на Голгофе. Образ встретился с прообразом, и в конце концов прекратились все жертвоприношения в рамках церемониальной системы.
Прочитайте Дан.9:27. Как заканчивается пророчество о семидесяти седьминах?
Семьдесят седьмин или 490 лет, отведенные особым образом для иудеев, закончились в 34 году по Р.Х. тем, что Евангелие было отвергнуто синедрионом (Деян.6:8–7:60).
Если вычесть 490 лет из пророчества о 2300 годах, то остается 1810 лет на завершение пророчества. Это приводит нас к 1844 году нашей эры. Уильям Миллер и ранние адвентисты верили, что святилищем из Дан.8:14 была земля, и они полагали, что Христос придет, чтобы очистить землю огнем, в 1844 году. (Смотрите схему в материале за пятницу.)
▬▬▬▬▬▬
Пятница. Для дальнейшего исследования
Рассмотрите схему пророчеств о 70 седьминах и 2300 днях, расположенную ниже. Пророчества начинаются в 457 году до Р.Х. и предсказывают события о «Христе Владыке», с которым связано пророчество о 70 седьминах. Находясь на этом прочном основании, пророчество о 2300 днях заканчивается в 1844 году.
«Подобно первым ученикам, Уильям Миллер и его сподвижники не сознавали вполне значение проповедуемой ими вести. Заблуждения, господствовавшие в церкви, мешали им прийти к правильному пониманию важнейшего момента в пророчестве. Поэтому, несмотря на то, что они и возвещали порученную им Богом весть, все же вследствие неправильного понимания они пережили сильное разочарование» (Уайт Э. Великая борьба. с. 351, 352).
«Все же Бог достиг Своей благой цели, допустив, чтобы весть предостережения о суде проповедовалась таким образом. Великий день был близок, и в Своем провидении Бог допустил испытание народа проповедью об определенном времени, чтобы открыть им то, что у них на сердце. Весть Миллера предназначалась для испытания и очищения церкви. Люди должны были сами убедиться, к чему привязано их сердце — к миру или же ко Христу и небу. Они говорили, что любят Спасителя, теперь же им предстояло доказать свою любовь. Были ли они готовы отречься от мирских надежд и планов и радостно приветствовать своего Господа? Эта весть должна была помочь им увидеть свое истинное духовное состояние; она послана им милостивым Богом, чтобы побудить с раскаянием и смирением взыскать Господа» (Там же. с. 353).
Вопросы для обсуждения:
1. Какие уроки мы можем извлечь из опыта Уильяма Миллера? Не отвергает ли порою Бог наше ошибочное понимание?
2. Почему понимание Дан.9:24–27 так важно для утверждения целостности Библии и Божественности Христа?
3. Какую роль играет понимание пророчеств в спасительном замысле? Почему пророчество так важно в Божьих намерениях?
Комментарий к уроку
Урок 7. Комментарий для учителей
Часть I: Обзор
Основной стих: Ис.25:9.
Дополнительные стихи: Матф.13:30,38–41; 2Тим.3:13; Матф.24:27,30-31; 1Кор.15:51–53; 1Фес.4:13–18; Дан.8:14; 7:9–14; 9:20–27; Рим.13:11.
Введение
Решающим моментом в великой борьбе стало пришествие Мессии. В течение пророческого периода 70 седьмин дьявол стремился разрушить веру Израиля в Первое пришествие Мессии во исполнение ветхозаветных обетований, пророчеств и прообразов. Точно так же к концу пророческого периода 2300 лет силы зла попытались скрыть его завершение, отмеченное началом суда перед Пришествием, происходящего в небесном святилище, и помешать провозглашению Второго пришествия Мессии.
К концу пророческого периода 70 седьмин были верные Богу люди, такие как Симеон, который ожидал «утешения Израилева» (Лук.2:25), или Анна и другие, «ожидавшие избавления в Иерусалиме» (Лук.2:38). Это верное меньшинство видело в Иисусе исполнение обетования о Первом пришествии Мессии. Точно так же к концу 2300-летнего периода были верующие люди, такие как Уильям Миллер, чья «истина для настоящего времени» (актуальная истина) была сосредоточена на надежде на скорое пришествие Мессии. Уильям Миллер обнаружил эту весть не с помощью философской методологии, а благодаря буквальному прочтению Священного Писания. Это еще раз показывает значение Священного Писания для великой борьбы.
Темы урока
Наше исследование направлено на две основные темы:
1. Хотя в библейских пророчествах отсутствует точная дата, год Второго пришествия Христа, пророчества о 70 седьминах и 2300 днях, которые связаны и с Первым, и со Вторым пришествием Иисуса, в точности исполнились. Их точное исполнение убеждает нас в том, что Второе пришествие Христа несомненно и неминуемо.
2. Адвентистский народ был призван Богом провозгласить миру об исполнении самого длительного временного пророчества в Библии. Бог также поручил им призвать мир к надежде на Второе пришествие Иисуса, которое навсегда положит конец великой борьбе.
Часть II: Комментарий
Обретение надежды в премилленаризме
Надежда и оптимизм наполняли атмосферу в Соединенных Штатах XIX века. Эта нация появилась в результате уникальной американской революции. Это столетие принесло социальные, экономические, политические, а также технологические изменения и изобретения, обещающие наступление нового мира. Дух этой эпохи оказал влияние на протестантских евангельских христиан страны, пока не проник в их религию и церкви. Результатом этого стало христианство с обнадеживающим и оптимистично настроенным эсхатологическим пылом, христианство, верящее во Второе пришествие, которое произойдет после Тысячелетнего царства (постмилленаризм).
Но что такое постмилленаризм? «Милленаризм» происходит от слова «миллениум», относящегося к 1000 лет Христова царствования со святыми, которое описано в Откр.20:1–6. Хотя большинство христиан принимают это библейское учение о тысячелетнем царстве, нет согласия в том, как на временной шкале располагается это тысячелетие со Вторым пришествием и окончательным судом.
Первые богословы после времени апостолов — апостольские мужи — разделяли премилленаризм — веру в то, что Христос вернется на землю до наступления тысячелетия и совершит окончательный Суд.(Адвен-тисты, конечно, понимают, что Тысячелетнее царство будет происходить на небесах.) Однако последующие отцы церкви, такие как Ориген Александрийский (185–253/254) и Августин Гиппонский (354–430), объединили греческую философию с христианским богословием и применили аллегорический метод к прочтению и истолкованию Библии. Следовательно, они отвергли премилленаризм как наивное и поверхностное прочтение книги Откровение и предложили вместо него новое понимание о Тысячелетнем царстве, которое позже было названо амилленаризмом.
Согласно этой теории, Тысячелетнее царство следует понимать аллегорически или духовно. Как и в греческой философии, которая утверждала, что время не имеет особого отношения к духовности или к идеальной сфере существования, эти отцы церкви пришли к заключению, что Тысячелетнее царство описывает историю церкви между Первым и Вторым пришествиями Иисуса. По этой причине про Тысячелетнее царство нельзя сказать, что оно в прошлом или в будущем, но оно представляет собой всю христианскую эпоху. В течение этого периода Христос духовно царствует с душами умерших святых на небесах, а также с церковью на земле. Церковь— это Царство Божье на этой планете. Христос трудится над тем, чтобы основать Свою церковь по всем уголкам земли, тем самым уменьшая власть дьявола. Однако перед Вторым пришествием сатана развратит церковь, что приведет к пришествию антихриста. В этот момент вернется Иисус, спасет церковь от антихриста и совершит окончательный суд, тем самым утвердив новый порядок вещей. Эта позиция была принята Римско-католической церковью, православными церквами и некоторыми протестантскими конфессиями, такими как лютеранская, англиканская и пресвитерианская.
Постмилленаризм
Постмилленаризм появился из амилленаризма в неопротестантских церквах XIX века, которые применили его к своей современной ситуации. Подобно амилленаристам, постмилленаристы полагали, что Христос придет в конце Тысячелетнего царства. Но, в отличие от амилленаристов, большинство постмилленаристов считали, что тысячелетие представляет собой буквальную тысячу лет. Этот период представляет собой не всю христианскую эпоху, а только последние 1000 лет перед возвращением Христа. В течение этих 1000 лет Христос будет действовать через Святого Духа и через церковь, распространяя Евангелие по всему миру, чтобы установить Свое Тысячелетнее царство. В то время как большая часть населения земли принимала Евангелие, сила и влияние дьявола уменьшались, а мир постепенно вступал в свой «золотой век», период мира, праведности, справедливости, любви и процветания, который служил бы предвкушением наступления вечного Царства Божьего. Весьма оптимистично оценивая природу человека и общества, постмилленаристы не представляли себе времени, когда церковь развратится или когда антихрист будет влиять на мир и угнетать церковь. За Тысячелетним царством последует Второе пришествие Христа, всеобщее воскресение, окончательный суд и вечное Царство Божье.
Судя по успеху Евангелия в мире в XVIII веке, постмилленаристы XIX века пришли к выводу, что Тысячелетнее царство все еще в будущем, хотя и очень близком будущем, которое явно не за горами. Более того, поскольку Тысячелетнее царство должно будет установиться Христом через церковь, протестанты засучили рукава и начали усердно трудиться, чтобы приблизить его, причем сделать это при своей жизни. Перемены и прогресс витали в воздухе Америки. Все большее число Библейских обществ печатали Библии и христианскую литературу. За границу посылали миссионеров, чтобы они могли подготовить мир к Евангелию и вступлению в Тысячелетнее царство. Наряду с этим все большее число технологических изобретений способствовало повышению качества жизни в Америке и во всем мире. Общества трезвости озаботились здоровьем людей, призывая их к воздержанию от алкоголя. Обращая внимание на отсутствие крупных войн, политические партии и все виды общественных движений призывали к глубоким социальным изменениям, совместимым с установлением Тысячелетнего Царства Божьего.
Но не все разделяли воодушевление постмилленаристского меньшинства. Изначальные премилленаристские идеи апостолов и апостольских отцов были возрождены в XVI веке реформаторами-анабаптистами; затем в XVIII веке их подхватили некоторые английские евангеликалы; и, наконец, в первой половине XIX века стали распространяться в Северной Америке. В XIX веке величайшим сторонником библейского премилленаризма был Уильям Миллер, а после Великого разочарования к сторонникам этого взгляда присоединились адвентисты седьмого дня. Подобно постмилленаристам, адвентисты-премилленаристы верили, что это царство представляет собой буквальную 1000 лет, что Тысячелетнее царство ждет в будущем и что это будет скоро.
Адвентисты седьмого дня
Но в отличие о постмилленаристов премилленаристы адвентисты седьмого дня поняли из Библии, что положение Божьего народа перед Днем Господним будет ухудшаться (2Петр.3:3–13), а Иисус придет перед Тысячелетним царством (Откр.19:11–16), чтобы спасти Свою гонимую церковь, воскресить Свой народ и забрать их всех с Собой на небеса (1Фес.4:13–18). На небесах Божий народ не только будет царствовать со Христом (Откр.20:4,6), но и участвовать вместе с Богом в работе суда над нечестивыми (Откр.20:4; 1Кор.6:2). Описывается, что дьявол в течение этого времени будет «скован… на тысячу лет» (Откр.20:2) на земле, «дабы не прельщал уже народы» (Откр.20:3). Эти народы— нечестивые, которые будут воскрешены только по
истечении тысячи лет (Откр.20:2-3,5). Как только завершится тысячелетний суд, Иисус вернется на планету Земля со всеми Своими святыми. Он воскресит нечестивых (Откр.20:5,7,13) и свершит окончательный суд (Откр.20:11-12). Дьявол попытается обмануть нечестивых в последний раз, чтобы побудить их вступить в битву против Бога и захватить Его Царство силой (Откр.20:7–9). Это событие станет кульминацией великой борьбы; Христос свершит Свои суды, и нечестивые, дьявол и само зло, а также сама смерть, — все они будут брошены в «озеро огненное» (Откр.20:9-10,14-15) и навсегда уничтожены.
Миллер и адвентисты седьмого дня не разделяли оптимизма своих современников-постмилленаристов относительно человеческой природы и светлого, утопического ближайшего будущего человечества. Но такая позиция была вызвана не тем, что Миллер и адвентисты были асоциальными, пессимистичными или отрицательно настроенными по своей природе и, следовательно, неспособными радоваться прогрессу и разделять чаяния человечества. Скорее, Миллер и адвентисты седьмого дня пришли к своему премилленаристскому пониманию благодаря основательному, буквальному, историко-грамматическому изучению Библии. По этой причине они отвергли как амилленаризм, так и постмилленаризм, поскольку эти учения уходили корнями не в Библию, а в допущения древнегреческой философии или современных социально-экономических и политических исследований. Постулаты амилленарианистов или постмилленарианистов не только отсутствуют в Библии, но и противоречат библейским учениям, тем самым искажая Евангелие и порождая ложную надежду. Миллер и адвентисты седьмого дня жаждали надежды, но очень хотели, чтобы их надежда строилась на прочном основании Слова Божьего.
Всего за несколько десятилетий XX века две мировые войны и одна «холодная война» уничтожили постмилленаристский оптимизм в отношении человеческой природы и постепенного вступления человечества в Тысячелетнее Божье Царство мира и благоденствия. Большинство евангеликалов вернулось к премилленаризму. Правда, этот премилленаризм был переделан и искажен, превратившись в небиблейское учение диспенсационализма. Тем не менее сам факт возвращения евангеликалов к премилленаризму указывает на то, что амилленаризм и постмилленаризм не только небиблейские, но и неадекватные и разочаровывающие толкования событий последнего времени. Библейский премилленаризм — это единственное основание для надежды. Он учит, что, хотя человечество не может спасти ни себя, ни мир, Иисус снова придет в самое трудное время истории. Перед наступлением Тысячелетнего царства Он спасет нас от последнего натиска дьявола и его полчищ и приведет великую борьбу к ее завершению.
Часть III: Практическое применение
1. Как Второе пришествие Иисуса Христа несет надежду в вашей религиозной и/или культурной обстановке? Как вы можете объяснить своим соседям, что возвращение Иисуса — это единственная надежда человечества?
2. Насколько важным представляется исполнение библейских временных пророчеств (таких как 2300 лет) в ваших религиозных или культурных условиях? Подумайте, как вы можете поделиться ими с людьми вашего окружения.
3. Уильям Миллер разработал особый метод чтения и понимания Библии. Как вы читаете и толкуете Писание? Поделитесь своим методом чтения Библии в группе на субботней школе. Расскажите, как библейская истина изменила не только вашу жизнь, но и жизнь вашей семьи и вашего окружения.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.