Урок 2. Что самое важное: любовь или себялюбие?
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские стихи для исследования: Ис.41:10; Матф.23:37-38; Лук.19:41–44; Иоан.13:35; Деян.2:44–47; Евр.11:35–38; Откр.2:10.
Памятный стих: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:10).
Для чтения: «Великая борьба», главы 1, 2.
Представьте, что вы — пастух, пасущий своих овец на холмистых склонах Елеонской горы, возвышающейся над Иерусалимом. Вы слышите голоса людей и сразу же узнаете голос Иисуса. Вы поражены тем, что Он говорит. Его ученикам было трудно понять Его слова. Когда заходящее солнце освещает храм и отражается в снежной белизне его великолепных мраморных стен, Иисус заявляет: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Матф.24:2). Ученики в растерянности, вы тоже. Что бы значили эти слова? Как они связаны с концом света, о котором спросили ученики?
Вы внимательно слушаете, как Иисус объединяет события, которые приведут к разрушению Иерусалима, с событиями, которые произойдут непосредственно перед Его возвращением. В описании разрушения Иерусалима мы видим, как действует сатана, желая обмануть и уничтожить Божий народ в конце времени. Наставления Иисуса в Матф.24 ясно описывают события последних дней в контексте разрушения Иерусалима.
Мы исследуем двойные ухищрения сатаны, направленные как на обман, так и на уничтожение народа Божьего. То, чего лукавый не может достичь с помощью преследований, он надеется достичь с помощью компромисса. Бога невозможно никогда застать врасплох, и даже в самые трудные времена Он хранит Свой народ.
Видео комментарий
План урока и Видео комментарий
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Тема квартала: «Великая борьба»
Урок №2, «Центральный вопрос: любовь или себялюбие?»
13 апреля 2024
I. Страдающее сердце Спасителя (ВС).
1. Прочитайте Мф. 21:33-46 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что означает образ виноградника? (Ис. 5:1,2,7 – «дом Израилев и мужи Иуды»)
б. Кто виноградари? (45 ст. – «первосвященники и фарисеи»)
в. О каком народе идет речь в 43 ст.? (традиционное неверное истолкование: замена евреев на язычников; контекст: 46 ст. – «побоялись народа» – разделение на вождей и народ! см. Мк. 12:9 Лк. 20:16 – «отдаст виноградник другим» – виноградник остается, меняются виноградари! см. Мф. 19:27,28 – апостолы!)
2. Прочитайте Лк. 19:41-44 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. О чем свидетельствует плач Иисуса – 41 ст.? (о Его любви к Иерусалиму и сострадании)
б. Какова причина разрушения Иерусалима? (44 ст. – «за то, что ты не узнал времени посещения твоего»; см. Ис. 10:1-4; Ос. 9:7 – наказание за беззакония)
3. Прочитайте Мф. 23:34-39 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Кого описывают местоимения в этом отрывке? (29 ст. – «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»; контекст: Мф. 21:45,46; 22:15,46 – план убить Иисуса, поиск повода – осознанно!)
б. О каких книжниках идет речь в 34 ст., и о чем это говорит? («Я посылаю к вам» – книжники за и против Христа!)
в. Проверьте 36 ст. в иных переводах («на это поколение» (РБО))
г. Объясните 38 ст. («пуст» в ориг. ἔρημος (эрэмос), то же слово в форме существительного ἐρήμωσις (эрэмосис) в Мф. 24:15 = Дан. 9:26,27 – разрушение Иерусалима и храма)
4. Каковы ваши чувства к тем, кого наказывают по заслугам?
II. Забота о ближних (СР).
1. Прочитайте Деян. 2:42-47 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Как народ в Иерусалиме относился к уверовавшим в Иисуса? (47 ст. – «находясь в любви у всего народа. Господь же ежед-невно прилагал спасаемых к церкви»)
б. Описано ли где-либо еще в Апостольских Писаниях подобное 44 и 45 ст.? (нет!)
в. Чем это можно объяснить? (см. Лк. 19:43,44 – исторический контекст – грядущая война и разрушение Иерусалима – продать всё и помочь нуждающимся, либо всё потерять!)
2. Как общество относится к вашей церкви в вашей местности?
III. Верность среди преследований (ВТ).
1. Прочитайте Откр. 12:1-5,13 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Кто жена в ст. 1-5? (Израиль, давший миру Иисуса Христа – см. урок 1 • Урок 1. “Война, от которой все вои... )
б. Кого начал преследовать дракон? (13 ст. – «жену, которая родила младенца мужского пола» – тот же народ!!! см. 11 ст. – «они победили его кровью Агнца» – те, кто уверовал!)
2. Прочитайте Деян. 5:13-18,40 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Как народ в Иерусалиме относился к верующим? (13 стих – «прославлял их»; 14 ст. – «более и более присоединялось»)
б. Кто преследовал верующих? (17 ст. – «первосвященник же и с ним все, принадлежащие к ереси саддукейской»)
3. Прочитайте Деян. 8:1-3 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Чем это гонение отличается от предыдущих? (1 ст. – «великое гонение... в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись»)
б. В чем проявлялось гонение? (3 стих – «мужчин и женщин отдавал в темницу»; см. Деян. 26:10,11 – «убивали их... и по всем синагогам... мучил их и принуждал хулить Иисуса»)
4. Приходилось ли вам терпеть гонения за веру? Поделитесь!
IV Провидение спасло христиан (ПН).
1. Прочитайте Мф. 24:15-18 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что именно было сигналом для бегства – Лк. 21:20-22? («когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками»; «Даниил пред-сказал и владычество римлян, а также то, что ими будет взят Иерусалим и опустошен храм» (Иосиф Флавий. Иудейские древности, книга 10, глава 11, параграф 7))
б. Как исполнилось это пророчество? («люди, принадлежавшие к Иерусалимской Церкви, повинуясь откровению, данному перед войной почтенным тамошним мужам, покинули Иерусалим и поселились в Персе, в городе Пелле» (Евсевий Кессарийский. Церковная история, книга 3, глава 5, параграф 3 (323-325 г.)))
2. Спасал ли вас Бог от смертельной опасности? Поделитесь!
План урока
№ 2. Что самое важное: любовь или себялюбие? Ис. 41:10
Вс. Страдающее сердце Спасителя
1. Прочтите е Лк. 19:41–44 и Мф. 23:37,38 и ответьте на вопросы:
Какое отношения Иисуса к Своему народу мы видим в этих стихах? О чем свидетельствует плач Иисуса?
Какова причина разрушения Иерусалима?
2. Прочтите Матфея 24:15-20 и ответьте на вопросы?
Что сделал Бог для сохранения от смерти жителей Иерусалима?
Что должны были делать поверившие в пророчество Христа?
Какая связь между этим пророчеством и трехангельской вестью?
Вывод: Подобно тому, как Христос плакал о Иерусалиме, так и сегодня любящее сердце Господа переживает о каждом человеке, который уходит от Него. Подобные чувства наполняют сердца любящих верующих родителей о детях, которые избирают греховный путь.
Пн. Провидение спасло христиан
1. Прочтите Пс. 45:2, Ис.41:10 и ответьте на вопросы:
Как эти обетования сбылись в истории Божьего народа?
Как Божья защита, «работает» и сегодня в нашей жизни?
2. Прочтите Откр. 2:10 и ответьте на вопросы:
К чему призывает нас Господь во время страданий?
Почему Господь допускает страдания Своих детей?
Можно ли через страдания увидеть Божью любовь? Если да, как?
Вывод: Предвидя наше участие и переживания в этой Великой борьбе, Господь приготовил для каждого поддержку и утешение в Своем Слове.
Вт. Верность среди преследований
1. Прочтите Деян. 4:17,18 и ответьте на вопросы:
С какими проблемами столкнулась первоапостольская церковь?
Чего боялись духовные власти того времени?
2. Прочтите Деян. 8:1-7 и ответьте на вопросы:
За что погиб Стефан? (1,2)
Стоило ли идти на рожон, или лучше скрыть «верить в душе»?
При всех трудностях и гонениях, какие духовные опыты переживали первые христиане? (4–7)
Как нам понимать эти опыты, сначала верность Богу, а потом чудеса от Него, или сначала чудо от Бога, а потом верность Ему?
Вывод: Бог ожидает верности от Своего народа. Верность христиан во время гонений является самым впечатляющим чудом для окружающих.
Ср. Забота о ближних
1. Прочтите Деян. 2:44–47 и ответьте на вопросы:
Перечислите принципы созидания первоапостолькой церкви?
Какое влияние эти принципы имели на окружающих? Почему? (47
Что из жизни ранней церкви, можно применить в нашей общине?
2. Прочтите Деян. 10:38 и ответьте на вопросы:
Какие особые служения сегодня совершает всемирная церковь АСД, по примеру Христа? (АДРА и Медико-миссионерское служ.)
Какое участие и влияние ваша община оказывает на жителей миссионерской территории, за которую она отвечает?
Вывод: Благотворительность без любви, как и единство без жертвенности не привлечет окружающих. Секрет успеха апостольской церкви был в сочетании всех принципов упомянутых в Деян. 2 главе.
Чт. Наследие любви
1. Прочтите Ин 13:35 и ответьте на вопросы:
По какому признаку будут узнавать учеников Христа?
Почему этот признак самый важный?
2. Прочтите Ин. 15:12,13 и 1Ин 5:3,4 и ответьте на вопросы:
Как проявляется любовь верующего человека? (12,13)
Кто сможет пребывать в такой любви? (5:4, рожденный от Духа)
Чему лично вы научились из этого урока?
Вывод: Пример любви, который передан нам для подражания:
«В первые века, во время второй эпидемии (260 год по Р. Х.) вся христианская община, которая все еще была в значительной степени иудео-христианской, превратилась в настоящую армию медсестер и медбратьев, служащих основным нуждам страдающего сообщества, необходимым для выживания. «В разгар второй эпидемии, примерно в 260 году, в пасхальном письме Дионисий пространно воздал должное героическим усилиям местных христиан по уходу за больными, многие из которых погибли, ухаживая за другими.» (Rodney Stark’s The Rise of Christianity)
План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота.
Текст урока
Урок 2. Что самое важное: любовь или себялюбие?
Библейские стихи для исследования: Ис.41:10; Матф.23:37-38; Лук.19:41–44; Иоан.13:35; Деян.2:44–47; Евр.11:35–38; Откр.2:10.
Памятный стих: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:10).
Для чтения: «Великая борьба», главы 1, 2.
Представьте, что вы — пастух, пасущий своих овец на холмистых склонах Елеонской горы, возвышающейся над Иерусалимом. Вы слышите голоса людей и сразу же узнаете голос Иисуса. Вы поражены тем, что Он говорит. Его ученикам было трудно понять Его слова. Когда заходящее солнце освещает храм и отражается в снежной белизне его великолепных мраморных стен, Иисус заявляет: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Матф.24:2). Ученики в растерянности, вы тоже. Что бы значили эти слова? Как они связаны с концом света, о котором спросили ученики?
Вы внимательно слушаете, как Иисус объединяет события, которые приведут к разрушению Иерусалима, с событиями, которые произойдут непосредственно перед Его возвращением. В описании разрушения Иерусалима мы видим, как действует сатана, желая обмануть и уничтожить Божий народ в конце времени. Наставления Иисуса в Матф.24 ясно описывают события последних дней в контексте разрушения Иерусалима.
Мы исследуем двойные ухищрения сатаны, направленные как на обман, так и на уничтожение народа Божьего. То, чего лукавый не может достичь с помощью преследований, он надеется достичь с помощью компромисса. Бога невозможно никогда застать врасплох, и даже в самые трудные времена Он хранит Свой народ.
▬▬▬▬▬▬
Воскресенье. Страдающее сердце Спасителя
Когда Иисус находился на горе Елеонской, с высоты взирая на город Иерусалим, Его сердце разрывалось от горя. В Евангелии от Иоанна говорится: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан.1:11). Иисус сделал все возможное, чтобы спасти Свой народ от грядущего уничтожения их возлюбленного города.
Любовь Иисуса к Своему народу изливалась из сердца, полного бесконечной любви. Он постоянно с любовью взывал к ним о покаянии, просил их принять Его милостивый призыв.
Прочитайте Лук.19:41–44 и Матф.23:37-38. Что эти стихи говорят об отношении Иисуса к Своему народу и отклике иудеев на Его благодатное и милостивое приглашение?
Как вы думаете, если бы сегодня Иисус взглянул на город (селение), в котором вы проживаете, какие слова Он бы сказал?
Нам трудно понять такое событие, как разрушение Иерусалима, в свете любви Бога. Исторические данные говорят о том, что погибло не менее 60 тысяч человек, когда римский полководец Тит направил свое войско против города. Иерусалим был опустошен. Были убиты мужчины, женщины, дети. Где был Бог, когда Его народ так сильно страдал? Ответ ясен, но его нелегко полностью понять. Он плакал, глядя на город. На протяжении веков Он обращался к Своему народу с призывом покаяться. Восстав против Его любви и доброты, иудеи лишились Его Божественной защиты. Бог не всегда вмешивается, чтобы предотвратить последствия выбора Своего народа. Он предоставил последствиям проявиться естественным путем. Не Бог был причиной гибели невинных детей при разрушении Иерусалима, — трагическая смерть невинных была делом рук сатаны, а не Бога.
Сатана находит удовольствие в войне, ибо она разжигает худшие страсти в человеческом сердце. На протяжении веков его целью были обман и разрушения, а затем обвинение Бога в этих злодеяниях.
Прочитайте Матф.24:15–20. Какое наставление дал Иисус Своему народу, чтобы спасти его от грядущего уничтожения Иерусалима?
Интересно, что подавляющее большинство христиан, живших в Иерусалиме в 70 году, были иудеями. Любящий Бог стремился сохранить как можно больше людей из Своего народа. Вот почему Он дал наставление, чтобы они покинули город, когда приблизятся римские войска.
Поразмышляйте над следующим утверждением: нам не стоит судить о характере Божьем по событиям, которые мы видим вокруг себя; скорее, нам следует рассматривать все события, которые мы видим, осознавая Его благой характер, представленный в Библии.
▬▬▬▬▬▬
Понедельник. Провидение спасло христиан
Божьи милость, благодать, провидение и предвидение ясно раскрываются в событиях, ведущих к разрушению Иерусалима. Цестий Галл во главе римского легиона напал на город в 66 г. по Р.Х. Римляне смогли войти в город, но эта атака была отбита, и они отступили. Иудейские войска преследовали их и одержали победу.
Когда римляне отступили, а иудеи стали преследовать их, христиане Иерусалима бежали в Пеллу в Перее, расположенную за рекой Иордан. «Христианам был дан обещанный знак, и теперь всякий, послушный словам Христа, имел возможность спастись. События приняли такой оборот, что ни иудеи, ни римляне не препятствовали бегству христиан» (Уайт Э. Великая борьба. с. 30).
Прочитайте Пс.45:2 и Ис.41:10. Поразмышляйте об этих удивительных обещаниях. Если в вашей жизни были случаи, когда вы испытали исполнение этих обетований, поделитесь ими в группе субботней школы.
Бог — верховный Владыка. Он управляет событиями на земле для окончательного достижения Своих Божественных целей. Хотя иногда Бог изменяет Свои первоначальные планы из-за нашего выбора, Его окончательный замысел для нашей планеты будет исполнен. Придут времена, когда народ Божий испытает трудности, преследования, тюремное заключение и саму смерть за дело Христово. Но даже в самые трудные времена, когда сатана предпринимает самые жестокие нападки, Бог поддерживает и оберегает Свою церковь.
Прочитайте Откр.2:10. Как вы считаете, почему Бог допускает некоторым людям мучительные страдания и даже мученическую смерть за дело Христово, хотя Он мог бы их защитить и избавить?
«Напрасны были все попытки сатаны уничтожить церковь Божью насильственным путем. Великая борьба, в которой ученики Иисуса сложили свои головы, не прекратилась и тогда, когда эти верные знаменосцы пали на своем посту. Их поражение на самом деле было победой. Посланцев Божьих убили, но Его дело неуклонно продвигалось вперед» (Уайт. Э. Великая борьба. с. 41).
Что должен означать для нас тот факт, что библейские авторы, которые, несомненно, переживали боль и страдания, могли, тем не менее, снова и снова писать о действенности Божьей любви? Как мы можем ощутить эту же любовь в своей жизни?
▬▬▬▬▬▬
Вторник. Верность среди преследований
На протяжении ранних веков христианства церковь быстро росла, несмотря на то, что христиан заключали в темницу, пытали, преследовали. Верные Богу, полностью посвятившие себя Христу, исполненные Святого Духа, провозглашали Его Слово с силой. Жизни многих людей менялись, десятки тысяч обращались ко Христу.
Прочитайте Деян.4:18; 8:1–8. С какими трудностями столкнулась новозаветная церковь уже в первые дни?
Как вы думаете, если христианская церковь с самого начала подвергалась гонениям, почему же она так быстро росла?
Ученики сталкивались с угрозами (Деян.4:17), заключением в тюрьму (Деян.5:17-18), гонениями (Деян.8:1) и самой смертью (Деян.7:59; Деян.12:2). Однако в силе Святого Духа они бесстрашно провозглашали воскресшего Христа, и церкви умножались в Иудее, Галилее и Самарии (Деян.9:31).
Бастионы ада пошатнулись. Оковы сатаны были разбиты. Языческие суеверия рухнули перед силой воскресшего Христа. Евангелие восторжествовало перед лицом превосходящих сил. Ученики больше не прятались в горнице. Страх испарился, как утренний туман.
Вместо этого сердца учеников исполнились веры. Один взгляд их воскресшего Господа изменил их жизнь. Иисус вдохнул в нее новый смысл. Наш Господь не только дал им Великое поручение (Марк.16:15), но и великое обетование: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).
Евангелие проникло в самые отдаленные уголки земли (Кол.1:23). Хотя последний из учеников, Иоанн, умер в конце I века, другие подхватили светоч истины и провозглашали живого Христа. Плиний Младший, правитель Римской провинции Вифинии, находившейся на северном берегу современной Турции, написал письмо императору Траяну приблизительно в 110 году. Утверждение Плиния важно, потому что оно было
сделано почти через 80 лет после распятия Иисуса. Плиний описывал официальные судебные процессы, которые он проводил, чтобы выявить и казнить христиан. Он утверждал: «Многие люди всех возрастов, классов и обоих полов подвергаются риску из-за обвинений, и это будет продолжаться.
Зараза этого суеверия [христианства] распространилась не только по городам, но и по деревням и поместьям» (Henry Bettenson, Documents of the Christian Church, p. 4). Несмотря на самые злобные нападки сатаны, христианская церковь быстро росла.
Что из опыта ранней церкви может помочь нам, церкви последнего времени?
▬▬▬▬▬▬
Среда. Забота о ближних
Ранняя христианская церковь росла не только потому, что ее члены проповедовали Евангелие, но и потому, что они жили согласно Евангелию. Верующие взяли за образец служение Христа, Который «ходил… по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Матф.4:23). Иисус заботился о людях, и так же поступала новозаветная церковь. Именно эта бескорыстная любовь и стремление удовлетворять человеческие нужды в сочетании с распространением Благой вести в силе Святого Духа оказали такое влияние на мир в первые века существования христианской церкви.
Прочитайте Деян.2:44–47. Какие принципы истинного христианства можно извлечь из этих отрывков?
Какие из примеров жизни ранней церкви, описанные в Деян.2:44–47, можно применить в вашей жизни или жизни вашей общины?
Верующие времен Нового Завета следовали примеру Христа, Который, как выразился Петр, будучи помазанным «Духом Святым и силою… ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян.10:38). Церковь Христова была Его Телом на земле, и она в эти ранние века отражала Христову жертвенную любовь и заботу о страждущем, израненном человечестве. Эти верующие были живым примером сострадания Христова.
В ходе великой борьбы, бушующей во Вселенной, дьявол хочет исказить образ Божий в человеке. Цель же Евангелия — восстановить образ Божий в нем. Это восстановление включает в себя физическое, умственное, эмоциональное и духовное исцеление.
В Иоан.10:10 Иисус раскрывает Свой замысел для каждого из нас: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Он желает, чтобы мы были физически здоровы, умственно восприимчивы, эмоционально уравновешены и духовно целостны.
Это особенно верно в свете Его обетования о Втором пришествии. Наш мир переживает огромный кризис. Предсказания Самого Иисуса в Матф.24 и Лук.21 говорят о катастрофическом состоянии на земле перед Его возвращением. Когда Христос касается нас Своей исцеляющей благодатью, мы жаждем поделиться ею с другими, чтобы они могли получить исцеление. Иисус посылает нас в погибающий мир как Его посланников, чтобы Он коснулся людей Своей любовью. Христианство Нового Завета отличалось любовью христиан друг к другу и своим ближним.
Как может церковь с помощью Божьей, подобно Христу, опровергать обвинения сатаны?
▬▬▬▬▬▬
Четверг. Наследие любви
Прочитайте Иоан.13:35. Какой, согласно словам Иисуса, главный признак истинного христианства?
Любовь была отличительной особенностью христианских общин в первые века. Тертуллиан утверждал: «Но за такие дела и особенно за дела любви некоторые поносят нас. Смотри, говорят, как они любят друг друга» (См. 39-ю Апологию Тертуллиана).
Одно из величайших откровений Божьей любви было проявлено, когда две опустошительные эпидемии разразились в первые века по Р.Х. в 160 и 265 годах. Христиане были в первых рядах и послужили больным и умирающим. Эти эпидемии погубили десятки тысяч человек; целые деревни и города остались без жителей. Бескорыстное, жертвенное, наполненное любовью служение христиан оказало огромное влияние. Со временем тысячи, а в итоге сотни тысяч, а затем и миллионы в Римской империи уверовали в Иисуса. Любовь, искренняя забота и направленное, бескорыстное попечение о больных и умирающих вызывали восхищение верующими и Христом, Которого они представляли.
Книга «Расцвет христианства» Родни Старка (Rodney Stark’s The Rise of Christianity) — это современное историческое повествование, изображающее эти исторические события в новом и более ясном свете. В ней он описывает, как во время второй эпидемии (260 год по Р.Х.) вся христианская община, которая все еще была в
значительной степени иудео-христианской, превратилась в настоящую армию медсестер и медбратьев, служащих основным нуждам страдающего сообщества, необходимым для выживания. «В разгар второй эпидемии, примерно в 260 году, в пасхальном письме Дионисий пространно воздал должное героическим усилиям местных христиан по уходу за больными, многие из которых погибли, ухаживая за другими.
Большинство наших собратьев-христиан проявляли безграничную любовь и преданность, никогда не щадя себя и думая только друг о друге. Не обращая внимания на опасность, они заботились о больных, удовлетворяя каждую их нужду и служа им во Христе, и вместе с ними уходили из этой жизни безмятежно счастливыми; ибо они заражались болезнью от других, неся на себе болезни своих ближних и с радостью принимая их страдания» (The Rise of Christianity, p. 82).
Как нам научиться умирать для себя, чтобы мы тоже могли проявить столь бескорыстный дух?
▬▬▬▬▬▬
Пятница. Для дальнейшего исследования
«Напрасны были все попытки сатаны уничтожить церковь Божью насильственным путем. Великая борьба, в которой ученики Иисуса сложили свои головы, не прекратилась и тогда, когда эти верные знаменосцы пали на своем посту. Их поражение на самом деле было победой. Посланцев Божьих убили, но Его дело неуклонно продвигалось вперед. Евангелие продолжало распространяться, и все больше людей принимали Благую весть. Она проникла в области, недоступные даже для римского орла. Один христианин, отвечая языческим правителям, которые воздвигли очередное гонение на христиан, сказал: „Вы можете убивать, мучить, проклинать нас… Ваша несправедливость является доказательством нашей невиновности!.. Даже самая утонченная жестокость с вашей стороны не поможет вам“. Гонения на христиан, вопреки ожиданиям, только укрепляли у людей желание принять Христа. „И чем больше вы будете уничтожать нас, тем больше нас будет становиться: кровь христиан — это семя“ (Тертуллиан, Апология, 50)» (Уайт Э. Великая борьба. с. 41, 42).
«Для многих слабых в вере действия таинственного Провидения, допускающего, чтобы праведные страдали от рук нечестивых, часто приводят в смущение и недоумение. А некоторые даже готовы разувериться в Боге, видя, как Он допускает, что самым скверным людям живется хорошо, в то время как праведные и благородные терпят страдания и мучения от деспотов. Как это может быть, вопрошают они, что справедливый и милосердный Бог, обладающий безграничным могуществом, позволяет вершиться несправедливости и притеснениям? Этот вопрос не должен интересовать нас. Бог дал нам достаточно доказательств Своей любви, и не следует сомневаться в Его доброте лишь потому, что мы не в состоянии понять действия Провидения» (Там же. с. 47).
Вопросы для обсуждения:
1. Есть ли какая-то ценность в гонениях? Почему Бог порою допускает страдания для Своих детей?
2. Если бы ваш друг задал бы вам такой вопрос, то как бы вы ответили: «Где Бог в моих страданиях? Если Он любит меня, то почему я прохожу через такое трудное время?»
3. Как может ваша община стать заботливым сообществом, которое оказывает влияние на мир? Обсудите практические пути применения урока этой недели.
Комментарий к уроку
Урок 2. Комментарий для учителей
Часть I: Обзор
Основной стих: Ис.41:10.
Дополнительные стихи: Лук.19:41-42; Матф.23:37-38; 24:9,21-22; Евр.11:35–38; Ис.41:10; Откр.2:10; Деян.2:44–47; Иоан.13:35.
Введение
На прошлой неделе мы изучали происхождение великой борьбы на небе и на земле. На этой неделе мы рассмотрим, как великая борьба проявляется в жизни и в истории народа Божьего, особенно в сравнении истории колена Иуды и народа Божьего конца Ветхого Завета и церкви, народа Божьего Нового Завета.
Темы урока
Этот урок подчеркивает две основные темы.
В результате отвержения Христа народ иудейский как политическое явление утратил свой статус богоизбранного народа и пережил ужасную трагедию — разрушение Иерусалима.
Бог основал Свой народ, остаток Израиля, включив в него как евреев, так и язычников, и спас его от событий, которые постигли Иерусалим в 70 году по Р.Х. Бог руководил Своей церковью в ее миссии проповеди Евангелия Иисуса Христа, призывая людей из всех народов принять Благую весть и присоединиться к Его новому народу.
Часть II: Комментарий
Несколько кратких фактов об Иерусалиме
Трагическое разрушение Иерусалима можно, по крайней мере отчасти, описать следующими историческими подробностями:
1. Иерусалим был разрушен в ходе Первой иудейской войны (66–73 гг. по Р.Х.), его уничтожение началось в конце правления императора Нерона (54–68 гг. по Р.Х.). Война разразилась, когда Гессий Флор, недавно назначенный римским прокуратором Иудеи (64–66 гг.), взял 18 талантов золота из сокровищницы храма в Иерусалиме.
2. Два главных римских полководца, посланных подавить восстание, — Веспасиан и его сын Тит. Оба впоследствии стали императорами.
3. Всерьез осада Иерусалима началась в 70 году по Р.Х. По большей части на протяжении всей осады защитники города были раздроблены на партии и боролись между собой, объединяясь только для отражения неминуемых атак римлян.
4. Иерусалим был защищен тремя стенами. Первые две стены были осаждены в апреле 70 года, а третья была пробита на несколько месяцев позже, 30 августа. В тот же день был сожжен храм.
5. Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, более миллиона человек погибли во время осады Иерусалима, и приблизительно 100000 были взяты в плен. Иерусалим и храм были разрушены. Добыча, которую римляне вывезли из Иерусалима, была пущена на строительство Колизея, одного из самых посещаемых исторических памятников в Риме.
6. Лишившись своего города Иерусалима и своего храма, иудаизм претерпел глубокие изменения. Центром иудейской религии вместо храма, жертвоприношений и священников стал закон. Саддукеи, класс жрецов, утратили большую часть своей власти, а иудаизм стал раввинистическим.
Падение Иерусалима
Неслучайно Эллен Уайт начинает книгу «Великая борьба» с главы, озаглавленной «Падение Иерусалима». Она понимала, что это трагическое событие иудейской истории было центральным событием для великой борьбы и самоопределения и миссии церкви. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно сначала понять, почему же Иерусалим пал.
С точки зрения светской истории Иерусалим и второй храм были разрушены потому, что евреи восстали против сверхдержавы того времени, Римской империи, и были безжалостно раздавлены ее мощью, как в качестве акта возмездия, так и в качестве сдерживающей причины для других возможных мятежников. В течение столетий, прошедших с момента падения Иерусалима, верующие евреи обычно объясняли разрушение Иерусалима как воспитательную меру, которую допустил Бог. Некоторые исследователи иудаизма говорят, что евреи согрешили, нарушив закон Божий, став безнравственными; другие считают, что евреи были слишком капризны и разобщены, так и не усвоив урока единства. Как бы то ни было, Бог сохранил Остаток для осуществления Своих целей.
Однако Библия, особенно Новый Завет, предлагает иное объяснение разрушения храма. Да, бунт, беззаконие, нравственное и социальное разложение, внутренние распри и разногласия, безусловно, были основными причинами, которые привели к падению Иерусалима и разрушению храма. Но ситуация, ставшая причиной этой трагедии, была более глубинной, чем только эти факторы. Чтобы помочь нам понять, что вызвало разрушение храма, необходимо подчеркнуть несколько важных моментов как из Ветхого, так и из Нового Завета. Взятые вместе, эти моменты помогают нам понять главную причину разрушения храма — отвержение Христа и Божьего завета руководителями Израиля.
Первый храм
Первый храм Израиля, построенный Соломоном, был разрушен вавилонянами в 586 году до Р.Х., примерно через 20 лет после того, как Навуходоносор завоевал Иудею (Дан.1:1). Разрушение произошло приблизительно через 140 лет после того, как Северный Израиль впал в отступничество и был завоеван ассирийцами. Однако эти два события — гибель Израиля и разрушение храма Соломонова вавилонскими войсками — произошли не просто потому, что иудейский народ не научился единству, или из-за его нравственного упадка. Северный Израиль исчез как нация, потому что отверг завет Бога и пошел за другими
богами (3Цар.12:26–33; 4Цар.17:7–23). Как и в Израиле, в Иудее были нечестивые цари и элита, склонная к идолопоклонству. Со временем периоды идолопоклонства в Иудее стали более частыми и интенсивными. Однако, в отличие от Северного Израиля, в Иудее не было постоянной официальной национальной политики подмены религии Бога язычеством. По этой причине Бог допустил разрушение храма Иудеи и ее столицы в 586 году до н.э., а также временное пленение ее народа для национального обновления.
Второй храм
Второй храм был разрушен в 70 году по Р.Х. римлянами примерно через 35 лет после того, как Иисус предсказал следующие три события: 1) Бог заберет царство у Иуды и отдаст другому народу (Матф.21:43); 2) дом Иуды (храм) останется «пуст» (Матф.23:38) и 3) храм будет полностью уничтожен (Матф.21:1-2). Какова причина этого трехчастного приговора? Руководство Иуды не только не смогло принести плод Царства Божьего (Матф.21:43), но, как и древний Северный Израиль, сознательно отказалось оставаться под защитой крыл Божьих (Матф.23:37). В 31 году по Р.Х. руководители иудейского народа приняли сознательное и обдуманное решение за весь народ; они отвергли Божий завет, Его спасение и Его Мессию (Матф.26:1–3, 14–16, 57–68; 27:15–25; Иоан.19:1–15). В результате Бог допустил разрушение храма.
Божья благодать
Бог дал Израилю и Иуде всю благодать, необходимую для искупления и восстановления, прежде, чем Он допустил им претерпеть наказание за нарушение Его завета. Со времен Моисея до разрушения второго храма в 70 году по Р.Х., то есть на протяжении более полутора тысяч лет, Иуда испытывал неослабевающую любовь Бога. Несмотря на неудачи иудеев, Бог был готов быть с ними до тех пор, пока они были готовы оставаться в Его завете и преображаться Его благодатью и силой. Даже когда еврейские лидеры в конце концов решили отвергнуть Бога, за чем последовало их осуждение Иисусом, Бог дал им 35 лет, прежде чем привести этот приговор в исполнение. Во время этого испытательного срока христиане, такие как Петр (Деян.2–4), Стефан (Деян.7) и Павел (Рим.9–11), умоляли их принять Иисуса как Мессию и стать частью нового завета. К сожалению, вместо того чтобы прислушаться к этим призывам, руководители народа подтвердили свое решение отвергнуть Христа жестоким преследованием христиан, вершиной которого стало убийство Стефана в 34 году нашей эры. Однако, даже приняв решение отвергнуть Иудею как Свой народ-представитель, Бог продолжал призывать отдельных иудеев вступить в Его новый завет и спастись в Его Царстве.
Таким образом, падение Иерусалима показывает, как Бог обращается с грешниками в ходе великой борьбы. Эта точка зрения помогает частично ответить на наш первоначальный вопрос о том, почему Эллен Уайт считала, что эта трагедия занимает центральное место в теме великой борьбы, а также в самоопределении и миссии церкви. Более того, Эллен Уайт понимала, что падение Иерусалима поможет нам понять парадокс суда: то есть как Божественная милость может распространяться на грешников так, чтобы одновременно соответствовать требованиям Божественной справедливости. С одной стороны, Бог полон любви, сострадания и терпения, Он умоляет грешников обратиться к Его Царству. Бог не хочет, чтобы грешники погибли от второй смерти (Иез.33:11). С другой — Бог справедлив и праведен. Поскольку Он свят, Он не может терпеть зло в Своем присутствии. Однако Он уважает окончательное решение людей, которые желают идти своим путем, оставив Его — источник жизни, Его Царство, завет и защиту. Тем не менее, Бог дает грешникам подробное предупреждение о том, что они умрут, если откажутся от защиты Его Царства и милости Его завета. Вне Божьего завета нет ни радости, ни жизни по той простой причине, что ни одно сотворенное существо не имеет в себе жизни, незаимствованной или не полученной от кого-то другого.
Спасительный замысел
Несмотря на нарушение завета, Бог продолжал осуществлять Свой спасительный замысел, направленный на завершение великой борьбы. Бог обещал, что Иисус, Который есть Потомок Евы (Быт.3:15), Авраама (Быт.12:2-3,7; Гал.3:16,29) и Давида (2Цар.7:12–15; Марк.12:35–37), принесет спасение всему человечеству, освободив его от власти дьявола, и восстановит Божье Царство на земле. В то же время Бог пообещал, что Иисус, истинный Агнец Божий, исполняющий прообразы земного святилища (Иоан.1:29, 2:19–22), спасет человечество от вины и власти греха. Хотя временами история человечества может казаться бесцельной, предоставленной капризам и обольщениям дьявола и человеческой природы, Писание показывает явное движение в целенаправленном осуществлении Богом Своего замысла и исполнении обетования спасения. Когда Его собственный народ подвел Его, Бог неустанно трудился, чтобы обратить Своих детей к Себе и спасти человечество из пучины греха. Авраам, Моисей и Иуда — все они являются примерами спасенных. Ничто не может помешать Богу исполнить Свои обетования и осуществить Свои замыслы.
Прообразы и реальность
Земное святилище и система жертвоприношений были лишь прообразами грядущей жертвы и служения Иисуса. Когда первый храм был разрушен и иудеи оплакивали свою былую славу, Бог сказал им, что настоящая слава еще впереди и она зависит не от строительных материалов и архитектуры, а от Того, на Кого указывало святилище (Езд.3:12; Агг.2:9; Матф.23:16–22). По этой причине, когда в 70 году по Р.Х. был разрушен второй храм, христиане не потеряли надежду. Напротив, они поняли, что земное святилище выполнило свою миссию, указав на Иисуса, на Его жертву и на Его служение спасения в подлинном небесном святилище. Прообраз встретился с воплощением. После воплощения, служения, смерти, воскресения и вознесения Иисуса великая борьба теперь сосредоточилась вокруг небесного святилища. В Послании к евреям подробно обсуждается значение этих изменений. Таким образом, Матф.24 и разрушение второго храма, Послание к евреям и его внимание к небесному святилищу чрезвычайно важны для адвентистского понимания великой борьбы и для всего адвентистского богословия в целом.
Именно это всеобъемлющее понимание разрушения храма вдохновляло христиан времени апостолов, христиан первых нескольких столетий, а также Эллен Уайт в XIX веке на понимание самобытности и миссии церкви. Пережив разрушение храма, христиане времени апостолов перенесли свое внимание с храма на небесное святилище. Они преодолели страх преследований и смерти, потому что испытали прощение грехов благодаря жертве Христа на кресте и с верой взирали на служение Христа одесную Бога на небесах. Они знали, что они Божий народ, новый Израиль, призванный Богом возвещать Его чудную весть спасения всему человечеству, находящемуся во власти дьявола, греха и смерти. Они делились своей любовью, помогая окружающим их людям всеми доступными им способами. И они обращали внимание людей на окончание великой борьбы, наконец, страданий и смерти, когда Господь Иисус Христос вернется на землю и навсегда одержит победу над дьяволом и грехом.
Часть III: Практическое применение
1. Что люди в вашей культуре думают о любви и праведности? Питают ли они надежду на то, что наступит время, когда человеческое общество во всей полноте будет проявлять любовь и праведность? Почему да или почему нет? Как бы вы могли объяснить им, что без Иисуса не может быть истинной и непреходящей любви и праведности? Или что не может быть никакой любви или праведности без Его откровения относительно этих Божественных качеств, проявившихся в Его жертве? Или что любовь и праведность не могут существовать, если Святой Дух не наделит людей этими качествами или не поможет взрастить их в нас?
2. Подумайте о своих усилиях в благовестии. Насколько ясно вы понимаете, что означают слова Иисуса «Евангелие Царства»? Как вы можете жить по этому Евангелию в своей жизни? Как вы и ваша церковь можете поделиться Евангелием с окружающими людьми?
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.