Урок 1. Война, от которой все войны
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские стихи для исследования: Откр.12:7–9; Быт.3:15; Ис.14:12–14; Иез.28:12–15; Ин.17:24–26.
Памятный стих: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр.12:7-8).
Для чтения: «Великая борьба», главы 29,30.
Если Бог так добр, то почему в мире столько зла? Как может любящий Бог допускать его существование? Почему страдают добрые люди? В уроке на этой неделе мы исследуем вековой конфликт между добром и злом. Мы рассмотрим происхождение зла, начиная с восстания Люцифера на небе, и Божье долготерпение в решении проблемы греха.
Бог проявляет невероятную любовь к Своему творению. Любовь — это сущность Его природы (1Иоан.4:7-8). Все Его дела продиктованы любовью (Иер.31:3). Любовь невозможно навязать, принудить к ней, предписать законом. Эллен Уайт выразила эту мысль так: «Любовь можно вызвать только любовью» (Желание веков. с. 22). Отрицать силу выбора — значит отрицать способность любить, а отрицание способности любить лишает возможности быть истинно счастливым. Бог завоевывает нашу преданность Своей любовью. Он разрешает проблему великой борьбы между добром и злом таким образом, что грех никогда больше не возникнет во Вселенной. Цель Божья состоит в том, чтобы показать всей Вселенной, что Он всегда действовал в интересах Своего творения. Взгляд на мир через призму Божьей любви, в свете великой борьбы между добром и злом, убеждает каждого из нас в том, что добро восторжествует над злом навеки.
Видео комментарий
План урока и Видео комментарий
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Тема квартала: «Великая борьба»
Урок №1, «Война, от которой все войны»
6 апреля 2024
I. Война на небе (ВС).
1. Прочитайте Откр. 12:1-6 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- В чем суть образа жены – 1 ст.? («великое знáмение»)
- Где еще в Библии есть пророческие образы, описывающие эту жену – солнце, луна, и 12 звезд, – и что они открывают о том, кто она? (Быт. 37:9-11 – семья Иакова = народ Израиля)
- Кто такой дракон – 3 ст.? (9 ст. – диавол и сатана)
- Кто младенец в 5 ст.? (см. Откр. 19:13-16 – «Он пасет их [народы] жезлом железным» – Иисус Христос)
- Какие события описываются в 5 ст.? (миссия Иисуса Христа от рождения до вознесения)
- Что описано после вознесения Иисуса? (6 ст. – «жена убежала в пустыню»)
- Кто такие звезды в 4 стихе? (см. Откр. 12:9 – «ангелы его низвержены с ним» на землю – тот же глагол βάλλω (бáлло))
- Когда имели место события, описанные в 4 ст.? (до рождения Иисуса! «Поверг» в ориг. аорист – «грамматическая форма времени... обознач. действие, законченное в прошлом» (БСЭ))
2. Что нового вы узнали из этого раздела?
II. Люцифéр прельщает, но Христос побеждает (ВС).
1. Прочитайте Откр. 12:7-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Когда имела место эта война? (см. 9 ст. – «низвержен» – итоги войны; 4 ст. – «поверг» еще до рождения Иисуса)
- Где ранее в Библии рассказывается о низвержении сатаны с неба? (Лк. 10:18 – «Я видел сатану, спадшего с неба»; Иез. 28: 13-17 – сотворенный помазанный херувим низвержен на землю; Ис. 14:12-15 – Денница – в ориг. hэлэль, на латыни Люцифéр)
- Откуда взялись ангелы сатаны (7 ст.)? (9 ст. – «обольщающий»; сам сатана, будучи тварью, не в состоянии творить ангелов)
- Как слово πόλεμος (пóлемос) – «война» (7 ст.) – переводится в Иак. 4:1? («вражда»; отсюда русское «полемика»)
- Сколько ангелов обольстил сатана? (4 ст. – «третью часть»)
2. Осознаете ли вы реальность множества ангелов сатаны вокруг?
III. Земля становится ареной борьбы (ВТ).
1. Прочитайте Откр. 12:7-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Чем закончилась война на небе? (8 ст. – «не нашлось уже для них места на небе»)
- Почему сатана был низвержен именно на землю? (см. Лк. 4:6 – «всё это передано мне» (ИПБ); 1Ин. 5:19 – «а мир в целом лежит во власти лукавого» (Кассиан); Быт. 1:26 – «да владычествуют»; Рим. 6:16 – «рабы, кому повинуетесь»)
2. Прочитайте Быт. 3:1-6 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- На какое слова Бога ссылается змей? (Быт. 2:15-17 – глагол «хранить», в ориг. שׁמר (шамáр), тот же, что в 3:24 – «охранять»; указан и способ – не есть от дерева познания добра и зла)
- В чем была суть выбора Адама и Евы? (доверились змею и его словам больше, чем Божьим)
3. Какова для вас лично ценность Божьих слов?
IV. Любовь находит путь (СР).
1. Прочитайте Быт. 3:15 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- К кому обращены эти слова? (см. 14 ст. – «и сказал Бог змею»)
- Проверьте иные переводы середины 15 ст. («сын ее» (РБО); «ее Потомок» (ИПБ); «он» (Восстановительный); в ориг. הוּא (hу) – «он», муж. род; в Септуагинте «семя» сред. рода, но «он» (αὐτός) – муж. рода – конкретный мужчина!)
- Какова взаимосвязь этого пророчества с книгой Откровение? (Откр. 12:1-5 как раз описывает «младенца мужеского пола»)
2. Прочитайте Откр. 12:10-13 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Какое слово используется в иных переводах вместо слова «клеветник» (10 ст.)? («обвинитель» (ВП))
- Как победить обвинителя? (11 ст. – «кровью Агнца и словом свидетельства своего»)
- О каком низвержении сатаны идет речь в 10 ст.? («голос... на небе»; 12 ст. – «веселитесь, небеса и обитающие на них» – лишен доступа к Божию престолу после смерти Христа)
- Что знает сатана, и что делает в результате? (12 ст. – «немного ему остается времени»; 13 ст. – «начал преследовать жену»)
3. Что вы больше акцентируете: победу или преследование?
Внимание!!! Дополнительная информация о хронологии битв в 12 главе Откровения в проповеди «Откровение духовной войны»: https://youtu.be/vkHH6mz9B-g?si=C0GRc2YmsrvtUInx
План урока
№ 1. Война, от которой все войны. Откр. 12:7,8
Q. Как войны, которые ведутся сегодня, связаны с войной которая произошла на небе?
Вс. Война на небе
1. Прочтите Откр. 12:7-9 и ответьте на вопросы:
- Где произошла первая война? (7)
- Назовите участников этой войны? (7)
- Чем закончилась война на небе? (8,9)
- Перечислите имена предводителя восставших против Бога? (9)
2. Прочтите Иез. 28:12-15 и Ис. 14:12-14 и ответьте на вопросы?
- Согласно текстам, создавал ли Бог дьявола? Кого Он создал?
- Какие мысли и черты характера привели Люцифера к восстанию?
- Что вы узнали о Боге и что осталось непонятно из этой истории?
Вывод: На небе, вероятно, мы что-то узнаем о тайне зарождения греха и как развивалась та война. Сегодня нам важно знать, что если на небе Бог победил и изгнал зло, то и на земле Он вскоре совершит то же.
Пн. Люцифер прельщает, но Христос побеждает
1. Прочтите Откр. 12:4,9 и ответьте на вопросы:
- Сколько ангелов поверили и пошли за сатаной? (4)
- Каким методом дьявол привлек их на свою сторону? (9)
- Объясните, чем опасен этот метод для человека во все времена?
- Почему важно осознавать реальность наличия злых ангелов?
2. Прочтите Быт.2:15-17; Нав.24:15; Откр. 22:17 и ответьте на вопросы:
- Почему Божья любовь связана с риском? (право выбора)
- Что ожидает Бог от человека, даруя ему право выбора?
Вывод: Мы хорошо знаем природу сатаны, он человекоубийца. Голгофа
открывает нам природу Бога, любящего и спасающего. Выбор за нами.
Вт. Земля становится ареной борьбы
1. Прочтите Быт. 3:1–3 и ответьте на вопросы:
- Кто является причиной появления греха на земле? (1)
- На какой опробованный трюк попалась Ева? (2,3)
- Если Люцифер — виновник появления греха во Вселенной, а Адам и Ева — виновники того, что грех появился на земле, в чем состоит вина каждого человека перед Богом?
2. Прочтите Быт. 3:15; Лев. 5:5, 6 и Ин. 1:29 и ответьте на вопросы:
- Перечислите из текстов, что вселяет надежду перед лицом вины и отчаяния? (жертва за грех, исповедь, вера в победу Христа)
Вывод: Пророчество о вражде между сатаной и Христом имеет далеко идущие последствия. В нем предначертана неослабевающая борьба между Христом и Его последователями, с одной стороны, и сатаной, его ангелами и падшими людьми — с другой. [Христос Побеждающий 29.3]
Ср. Любовь находит путь
1. Прочтите Быт 3:15. Гал 3:16 и ответьте на вопросы:
- Какое первое обещание получил согрешивший человек?
- Кто является «семенем жены»?
2. Прочтите Евр. 2:9; Гал. 3:13 и 2 Кор. 5:21 и ответьте на вопросы:
- Какие действия Христа привели к исполнению самого главного Божьего обетования? (сделался жертвой, вкусил смерть, искупил нас, сделал праведными перед Богом)
- Почему искуплению через смерть Бога не было альтернативы?
Вывод: Только смерть Творца (Ин. 1:3) могла искупить от смерти творение (Рим. 6:23). Если вы взираете на Христа, страдающего на кресте, у вас не будет возникать сомнений в любви Бога к вам (Рим. 3:25
Чт. Наш Первосвященник
1. Прочтите Евр.4:15,16; 7:25 и ответьте на вопросы:
- Почему вознесшийся Иисус выступает в роли Первосвященника?
- Почему Иисус как Первосвященник, есть великое благо для нас?
- О какой благовременной помощи мы можем просить у престола?
2. Прочтите Ин. 17:24 и ответьте на вопросы:
- На чем основана моя уверенность в том, что я буду услышан Богом? (на желании Господа спасти каждого из нас)
- В чем уникальное, не похожее на других понимание христианами адвентистами седьмого дня великой борьбы?
Вывод: Христос смирил Себя до смерти, и смерти крестной, чтобы человек получил возможность воссесть рядом с Ним на Его престоле. В Нем мы имеем совершенное приношение, бесконечную Жертву, всемогущего Спасителя, Который может всегда спасать приходящих через Него к Богу.
План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота.
Текст урока
Урок 1. Война, от которой все войны
Библейские стихи для исследования: Откр.12:7–9; Быт.3:15; Ис.14:12–14; Иез.28:12–15; Ин.17:24–26.
Памятный стих: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр.12:7-8).
Для чтения: «Великая борьба», главы 29,30.
Если Бог так добр, то почему в мире столько зла? Как может любящий Бог допускать его существование? Почему страдают добрые люди? В уроке на этой неделе мы исследуем вековой конфликт между добром и злом. Мы рассмотрим происхождение зла, начиная с восстания Люцифера на небе, и Божье долготерпение в решении проблемы греха.
Бог проявляет невероятную любовь к Своему творению. Любовь — это сущность Его природы (1Иоан.4:7-8). Все Его дела продиктованы любовью (Иер.31:3). Любовь невозможно навязать, принудить к ней, предписать законом. Эллен Уайт выразила эту мысль так: «Любовь можно вызвать только любовью» (Желание веков. с. 22). Отрицать силу выбора — значит отрицать способность любить, а отрицание способности любить лишает возможности быть истинно счастливым. Бог завоевывает нашу преданность Своей любовью. Он разрешает проблему великой борьбы между добром и злом таким образом, что грех никогда больше не возникнет во Вселенной. Цель Божья состоит в том, чтобы показать всей Вселенной, что Он всегда действовал в интересах Своего творения. Взгляд на мир через призму Божьей любви, в свете великой борьбы между добром и злом, убеждает каждого из нас в том, что добро восторжествует над злом навеки.
▬▬▬▬▬▬
Воскресенье. Война на небе
Прочитайте Откр.12:7–9. Разберите детали описанной здесь войны. Опишите участников сражения.
Кто такой Михаил?
Кого представляет дракон?
Почему, на ваш взгляд, в совершенной Вселенной, которую создал Бог, возникло восстание?
Эти стихи описывают вселенский конфликт между добром и злом. Сатана и его ангелы вступили в войну со Христом и в конце концов были изгнаны с неба. Нам сложно понять, как в таком совершенном месте, как небеса, могла разразиться война. Почему она произошла? Сотворил ли любящий Бог ангела с каким-то роковым недостатком, который привел его к восстанию? Библия недвусмысленно поясняет происхождение зла. Она открывает занавес, показывая противостояние добра и зла.
Сравните Иез.28:12–15 и Ис.14:12–14. Какие мысли и качества характера привели Люцифера к восстанию?
Бог не создавал дьявола. Он создал существо, облеченное ослепительным светом, по имени Люцифер. Этот ангел был сотворен совершенным. Частью его совершенства была свобода выбора — основной принцип Божьего творения, который зиждется на любви, а не на принуждении. Грех возник в сердце Люцифера на небесах. Нет никакого логического объяснения, почему этот совершенный ангел позволил гордости и ревности пустить корни в своем сердце и это, в свою очередь, переросло в бунт против своего Создателя.
Люцифер, сотворенное существо, возжелал поклонения, которое принадлежит только Творцу. Он попытался захватить престол Божий, поставив под вопрос Божий авторитет. Его восстание привело к открытой войне на небе.
Хотя Бог проявлял долготерпение к Люциферу, Он не мог позволить ему увлечь своим восстанием все небеса. «На небесных советах Люцифера просили одуматься. Сын Божий убеждал его в величии, благости и справедливости Творца, в том, что Его Закон свят и незыблем. Сам Бог учредил порядок на небесах, и, пренебрегая им, Люцифер тем самым бесчестил своего Творца, ввергая себя в пропасть погибели. Но все предостережения, исходящие из безграничной любви и милосердия, еще сильнее возбуждали в нем дух сопротивления» (Уайт Э. Великая борьба. с. 494, 495).
Что мы узнаем о Боге из истории о начале великой борьбы?
▬▬▬▬▬▬
Понедельник. Люцифер прельщает, но Христос побеждает
Логика бессильна в вопросе, как в сердце Люцифера, совершенного ангела, возникла гордость и ревность, которая довела его до открытого восстания против Творца. Сатанинская гордость вылилась в бунт. Он обвинил Бога в том, что Тот несправедлив и неправеден. Ему удалось склонить и часть других ангелов, посеяв в их разуме сомнения, что привело к обвинениям Бога в своеволии.
Прочтите Откр.12:4. Согласно этому стиху, сколько ангелов поверило в его ложь о Боге? Что это говорит нам о силе прельщения сатаны?
Когда на небе разразилась война, ангелам нужно было решать: последуют они за Богом или за Люцифером? Какова была природа этой войны на небе? Была ли это буквальная битва или это было противостояние идей, или то и другое одновременно? Мы не знаем подробностей, но в итоге конфликта сатана и его ангелы были «низвержены» и «не нашлось уже для них места на небе» (Откр.12:8-9). Эта война явно включала подлинную борьбу с использованием силы.
Одно ясно: каждый ангел вынужден был принять решение: он за Христа или против Него? За кем ему следовать? Чей голос он будет слушать? Верные ангелы выбрали повиновение благим Христовым повелениям, тогда как третья часть ангелов послушалась Люцифера, проявила неповиновение Богу и потеряла небеса.
Мы тоже в это решающее время земной истории призваны принять решение: мы за Христа или против Него? И мы должны заявить, на чьей мы стороне: Христа или сатаны.
Прочитайте Быт.2:15–17; И.Нав.24:15; Откр.22:17. Какой фундаментальный выбор в своей жизни должен сделать каждый человек?
Бог сотворил человека со способностью мыслить, здраво рассуждать и делать выбор. Мы не роботы. Мы были созданы по образу Божьему, отличаясь от животных возможностью делать нравственный выбор и жить в соответствии с вечными духовными принципами. Со времени восстания Люцифера на небе Бог призвал Свой народ откликнуться на Его любовь и быть послушными Его повелениям, выбирая служение Ему.
Как мы можем лично противостоять злу, зная о том, что произошло на небе? Если сатана смог обмануть праведных, святых небесных существ, то что это говорит о его намерении и попытках прельстить нас?
▬▬▬▬▬▬
Вторник. Земля становится ареной борьбы
Когда Бог сотворил землю, Он сотворил ее совершенной. Библия говорит, что Он «увидел… все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Нигде не было ни намека на грех или зло. Но Он наделил Адама и Еву той самой свободой выбора, которую дал и Люциферу. Бог хотел, чтобы и небо, и землю населяли живые существа, а не роботы.
Нужно пояснить, что значит свободный выбор. Господь насадил в Едемском саду дерево и назвал его деревом познания добра и зла. Он рассказал людям об этом, потому что хотел убедиться: они знают, что у них есть выбор.
Когда Ева оказалась возле дерева познания добра и зла, сатана убеждал ее: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5). Он хотел внушить Еве мысль о том, что, вкусив от этого дерева, она вместе с Адамом обретут новый опыт существования. Они испытают неведомый до этого момента восторг и другие ощущения. Дьявол хотел, чтобы они поверили: Бог что-то скрывает от них. «И взяла плодов его и ела» (Быт.3:6).
Когда Ева, а затем и Адам сделали этот выбор, они открыли дверь, которую Бог хотел оставить навсегда закрытой. Через эти врата грех вошел в мир, а с ним — страдания, болезни и смерти.
Прочитайте Быт.3:1–3 Что стало первопричиной всех бед на земле?
Если Люцифер — виновник появления греха во Вселенной, а Адам и Ева — виновники того, что грех появился на земле, в чем состоит вина каждого человека перед Богом? Рим.3:23.
По своей сути грех — это восстание против Бога. Он ведет к разделению с Богом. Поскольку Бог — источник жизни, разделение с Богом ведет к смерти. Оно также ведет к беспокойству, тревоге, болезни и страданиям. Все это в конечном счете — результат жизни на планете, пораженной грехом. Конечно, это не означает, что любая наша болезнь или страдание вызваны тем, что мы согрешили. Такова реальность жизни на планете, пораженной грехом. Грехопадение отразилось на каждом из нас.
Прочитайте Быт.3:15; Лев.5:5-6 и Иоан.1:29. Какое обетование, вселяющее надежду перед лицом вины и отчаяния, Бог дал Адаму и Еве в Едемском саду после того, как они согрешили? Какое служение, указывающее им на грядущее через века решение проблемы греха, Он установил в Едеме?
▬▬▬▬▬▬
Среда. Любовь находит путь
Адам и Ева согрешили. Бог сказал им, что они должны покинуть свой дом. Отныне их участью станут тяжкие труды и страдания. Но придется ли им страдать и в конце концов умереть без надежды? Является ли смерть окончанием всего?
Именно в этот момент Бог дал им обетование, записанное в Быт.3:15. Он сказал змею: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Возможно, они не сразу поняли значение этих слов, но они узнали, что теперь у них есть надежда. Каким-то образом через «семя жены» придет их избавление.
«Семя жены» — это Христос (Гал.3:16). На кресте сатана ужалил Его в пяту. Но победа Иисуса — это наша гарантия того, что однажды змей будет поражен в голову, а врата страдания и смерти, открытые Адамом и Евой, однажды будут закрыты.
Прочитайте Евр.2:9; Гал.3:13 и 2Кор.5:21. Что эти стихи говорят нам о неизмеримости жертвы Христа на кресте?
Задаетесь ли вы вопросом о том, действительно ли Бог любит вас? Посмотрите на крест, посмотрите на терновый венец, на пронзенные руки и ноги Иисуса. Каждой каплей крови, что Он пролил на Голгофе, Бог говорит: «Я люблю тебя. Я не хочу быть на небесах без тебя. Да, ты согрешил, ты предал себя в руки врага, и ты сам по себе недостоин вечной жизни. Но Я искупил тебя, чтобы ты мог вернуться». Вам никогда больше не придется задаваться вопросом, любимы ли вы, если вы взираете на крест.
Библия говорит об Иисусе, Который пришел в этот мир, испытал душевную боль, разочарование и страдание, разделив их с человечеством. Она открывает нам Христа, Который столкнулся с теми же искушениями, с которыми сталкиваемся мы; Христа, восторжествовавшего над начальствами и властями поднебесными как в Своей жизни, так и посредством Своей смерти на кресте. Все это Он совершил для каждого из нас лично.
Подумайте об этом: Иисус, Тот, Кто сотворил Вселенную (Иоан.1:3), сошел с небес и не только пришел в этот падший мир, но и пострадал в нем так, как никто из нас (Ис.53:1–5). И Он сделал это, потому что любит каждого из нас. Какая веская причина для надежды!
Как Христос крестом отверг обвинения сатаны? На что ответила Его смерть в свете великой борьбы между добром и злом?
▬▬▬▬▬▬
Четверг. Наш Первосвященник
То, что Иисус сделал для нас на кресте, дает Ему возможность ходатайствовать за нас на небесах. Наш воскресший Господь является нашим Первосвященником, давая нам все необходимое для спасения и вечной жизни в Царстве Божьем.
Прочитайте Евр.4:15-16 и Евр.7:25. Опишите ваши чувства, когда вы вдумчиво перечитываете эти стихи.
Здесь говорится, что Он «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15). И добавлено: «Посему да приступаем с дерзновением» — то есть уверенно (или: без страха — ИПБ) — «к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16).
Другими словами, Иисус представляет нас перед Вселенной облеченными в Его праведность, спасенными Его смертью и искупленными Его Кровью. Он был таким, какими должны были быть мы. Во Христе нет осуждения за грехи, совершенные нами в прошлом. Во Христе наша вина заглажена. Благодаря Его могущественному заступничеству сила греха в нашей жизни ослабла. Оковы, в которые мы были заключены, пали, и мы освободились.
Прочитайте Иоан.17:24. Чего Иисус желал достичь в великой борьбе между добром и злом?
«После того как великая Жертва была принесена, Христос вознесся на небо, отказываясь принять поклонение от ангелов до тех пор, пока не представит Отцу Своей просьбы: „которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною“ (Иоан.17:24). И от престола Отца раздался ответ, исполненный невыразимой любви и силы: „И да поклонятся Ему все Ангелы Божии“ (Евр.1:6). На Иисусе не оказалось ни одного пятна. Его унижение окончилось. Его жертва была принята, и Ему было дано имя превыше всякого имени» (Уайт Э. Великая борьба. с. 501, 502). Больше всего на свете Иисус желает, чтобы мы были с Ним на небесах.
Желание Его сердца, причина Его смерти и заступничества — наше спасение. Есть ли у вас в жизни особая нужда? Расскажите о ней Иисусу. Туда, где царит печаль, Он приносит утешение. Туда, где страх, Он приносит мир. Где вина — от Него прощение. Где слабость — Его сила.
Как вы думаете, почему Христос пожертвовал Собой ради нас? Что делает нас ценными в Его глазах?
▬▬▬▬▬▬
Пятница. Для дальнейшего исследования
«Изгнанием сатаны с небес Бог подтвердил Свою справедливость и тем самым поддержал честь Своего престола. Но когда человек согрешил, поддавшись обольщению этого отступнического духа, Бог
засвидетельствовал Свою любовь тем, что отдал Своего единородного Сына на смерть ради падшего человеческого рода. В этом Господь раскрыл всего Себя. Крест — могущественное доказательство, что избранный Люцифером путь греха никоим образом не является результатом изъянов в Божьем правлении» (Уайт Э. Великая борьба. с. 500, 501).
«Голгофский крест подтверждает незыблемость Закона и показывает всей Вселенной, что наказание за грех — смерть. Предсмертный возглас Спасителя: „Совершилось!“ прозвучал для сатаны смертельным приговором. Исход великой борьбы, которая длилась столько времени, определился, и стало возможным окончательное искоренение зла. Сын Божий прошел через врата могилы, чтобы „смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола“ (Евр.2:14)» (Там же. с. 503).
Вопросы для обсуждения:
1. Если Бог знал, что Люцифер восстанет, почему Он дал ему свободу выбора? Почему Бог сразу не уничтожил Люцифера, когда он восстал? Как бы ответила несогрешившая Вселенная, если бы Бог уничтожил Люцифера?
2. Какова причина или причины смерти Христа на кресте? Была ли она только для того, чтобы раскрыть характер Бога? Была ли она для того, чтобы заплатить цену искупления за грех? Если да, то кому был уплачен выкуп? Поделитесь своими мыслями и приведите библейские обоснования для них.
3. Что мы имеем в виду, когда используем выражение «великая борьба»? Обсудите различные стороны великой борьбы и то, как урок этой недели можно применить в жизни.
4. Какие библейские стихи говорят о реальности великой борьбы (см., напр., Иов.1,2; Ефес.6:12)?
5. В чем уникальное, не похожее на других понимание христианами адвентистами седьмого дня великой борьбы?
Комментарий к уроку
Урок 1. Комментарий для учителей
Часть I: Обзор
Основной стих: Откр.12:7-8.
Дополнительные стихи: Откр.12:7–9; Кол.1:16; Иез.28:12–15; Ис.14:12–14; Иоан.17:24; Быт.3:15.
Введение
Урок этой недели знакомит нас с темой вселенского противостояния, или великой борьбы между Христом и сатаной. Мы начнем наше исследование с рассмотрения того, откуда появилось зло, а затем увидим, как Бог решает проблему, связанную с грехопадением человека.
Отдельные стороны этого противостояния заслуживают внимания. Во-первых, великая борьба не вечна. Она началась на небе, когда Люцифер, сотворенное существо, возглавил восставших ангелов, которые бросили вызов Богу, вечному Творцу и Царю всей Вселенной. Таким образом, мы можем заключить, что, если зло и дьявол имели начало, они, конечно же, придут к своему концу.
Во-вторых, вселенский конфликт показывает полную несовместимость добра со злом. Ни одна из сторон не может мирно уживаться с другой или терпеть ее: каждая группа стремится устранить другую. Когда появилось зло, оно бросило вызов самой идее о праве Бога на существование и правление, несмотря на Его вечную природу.
Кроме того, великая борьба опровергает любую форму философского или религиозного дуализма, в которой и зло, и добро вечны, равноценны и необходимы. Библейское мировоззрение никак не согласуется с необходимостью зла. Для того чтобы понимать и ценить добро, зло ненужно. Зло также необязательно для умножения добра. В-третьих, тот факт, что зло и великая борьба вначале появились на небесах, приводит разумных и свободных нравственных личностей к пониманию, что конфликт носит, прежде всего, духовный характер и, следовательно, должен иметь духовное решение. Хотя зло возникло без какого-либо участия Бога (зло восстало против Бога), оно не может исчезнуть без Бога. По своей природе зло смертельно вредит всем существам и Вселенной. Таким образом, только Бог с помощью Его сверхъестественной, творческой силы может полностью истребить зло и устранить его катастрофические последствия.
По этой причине Божий спасительный замысел не только в том, чтобы выявить, признать, обличить или наказать тех, с кого началось зло. Подобные меры ни действенны, ни достаточны для искоренения зла из Вселенной. Скорее, Бог решает проблему греха, взяв во Христе последствия греха на Себя. Своей творческой силой Бог действует, уничтожая зло, а также очищая и восстанавливая Вселенную.
Темы урока
Урок этой недели подчеркивает три основные темы:
1. Зло и вселенский конфликт возникли на совершенных небесах. Затем они распространились на землю, развившись в сердце и уме свободных нравственных существ, сотворенных по образу Божьему.
2. Конечное последствие возникновения зла и греха — восстание против Бога и Его Царства.
3. Единственный путь к спасению и окончанию вселенского конфликта лежит через Крест и посредничество Христа и благодаря Его созидательной, восстанавливающей силе.
Часть II: Комментарий
Адвентистское учение о Великой борьбе
Адвентисты седьмого дня обладают уникальным взглядом на происхождение греха и решение его проблемы. В отличие от других христиан, у адвентистов нет отдельной доктрины, посвященной учению о грехе. Однако они включают свое понимание греха в доктрину о «великой борьбе». Джон Фаулер правильно указывает, что «ни одно учение о грехе не может быть полным без понимания этой темы великой борьбы между Христом и сатаной, между добром и злом. В ее центре находятся суверенное правление и характер Бога. Когда Люцифер поднял восстание на небесах против Бога... и когда восстание достигло своей кульминации, у Бога не было иного выбора, кроме как низвергнуть с небес воинство падших ангелов» (Fowler, “Sin,” in Handbook of Seventh-day Adventist Theology, ed. Raoul Dederen, p. 241).
В то время как другие христиане также верят в грехопадение Люцифера и Адама и, до некоторой степени, во вселенский конфликт между Богом и сатаной, адвентисты облекли эти идеи в уникальной доктрине «великой борьбы». «Все человечество вовлечено в великую борьбу между Христом и сатаной. Она началась на небе в связи с тем, что были поставлены под сомнение характер Бога, Его закон и справедливость Божьего правления во Вселенной. Один из сотворенных ангелов, наделенный свободой выбора, в своем самовозвышении стал сатаной, противником Бога. Это привело к восстанию части ангелов. Сатана вызвал дух противления Богу в нашем мире, когда вовлек Адама и Еву в грех. В результате этого греха, соделанного людьми, образ Божий в человеке оказался искаженным. По этой причине сотворенный мир утратил свой порядок и был опустошен во время Всемирного потопа, описанного в историческом изложении в Быт.1–11. Став центром внимания всего творения, этот мир превратился в арену вселенской борьбы. В конце этой борьбы Бог любви будет оправдан перед всей Вселенной. Христос посылает Святого Духа и верных ангелов, чтобы направлять, охранять и поддерживать Свой народ на пути спасения» (В начале было слово…. Глава 8. Великая борьба).
Библейское учение о грехопадении также содержится в книге «В начале было слово…», главе 7, озаглавленной «Природа человека»: «Мужчина и женщина были созданы по „образу и подобию“ Божьему как существа, наделенные индивидуальностью, силой и свободой мыслить и действовать. Тело, разум и дух каждого из них представляли собой неделимое целое, и, хотя люди были созданы как свободные существа, их жизнь зависела от Бога. Однако, не послушав Бога, наши прародители отвергли свою духовную зависимость от Него и утратили то высокое положение, которое они занимали перед Богом. Образ Божий в них оказался искаженным, и они стали подвержены смерти. Их потомки наследуют греховную природу падшего человека. Они рождаются со слабостями и склонностями ко злу. Но Бог во Христе примирил с Собою мир и Духом Своим восстанавливает в тех, кто приходит к Нему с покаянием, образ Творца. Созданные для славы Божьей, мы призваны любить Его и друг друга и заботиться о мире, окружающем нас».
Нашего рассмотрения заслуживают две дополнительные стороны адвентистского учения о великой борьбе: 1) происхождение великой борьбы и 2) ее историчность.
Во-первых, тема великой борьбы проистекает из Священного Писания и лежит в самой основе адвентистского толкования Библии, и развития вероучения. Эллен Уайт, размышляя о толковании Библии, отмечает: «Библия сама себя разъясняет. Для этого необходимо один стих сравнивать с другим. Научите своих учеников видеть целостность Библии и ее взаимосвязи. Помогите открыть центральную, величественную тему Библии — Божий первоначальный замысел для мира, возникновение великой борьбы и деятельность искупления. Помогите понять природу двух сил, борющихся за превосходство, научите прослеживать их действие в истории и пророчестве до славного завершения человеческой истории. Научите наблюдать, как эта борьба проникает во все сферы человеческой деятельности, как в каждом своем поступке они сами обнаруживают ту или иную противоборствующую силу, и что, независимо от того, хотят они того или нет, им уже сейчас нужно решать, на чью сторону встать» (Воспитание. с. 190).
В результате такого библейского подхода к истолкованию тема великой борьбы вплетается во все другие библейские доктрины адвентистского богословия. Включенность темы великой борьбы в адвентистское
богословие начинается с учения о Боге, с самой сути Его природы, заключающейся в том, что Он свободный, любящий, милостивый, праведный, справедливый и верный. На протяжении всего Писания тема великой борьбы продолжает переплетаться со следующими доктринами:
1. Учение о сотворении как выражении Божьей любви, свободы и силы.
2. Природа человечества, ее современное состояние и окончательная судьба.
3. Грехопадение человека и утрата его изначального состояния праведности и единения с Богом.
4. Божьи деяния спасения, проявленные в воплощении, служении, смерти, воскресении, вознесении и посредническом служении Христа в небесном святилище, а также в Его Втором пришествии.
5. Божий искупительный замысел оправдания, освящения и обетования будущего прославления человеческого рода.
6. Устроение Богом Его народа на протяжении всех периодов человеческой истории, кульминацией чего становится призвание Остатка конца времени из протестантских церквей для того, чтобы провозгласить Его последнее милостивое приглашение человечеству.
7. Суд Божий до пришествия, во время Тысячелетнего царства и исполнения приговора, кульминацией которого станет уничтожение зла и восстановление всего творения.
Во-вторых, великая борьба исторична по своему характеру. Поскольку традиционное христианство вобрало греческие философские предпосылки и концепции, такие как нематериальная, вневременная, беспространственная природа небес, многие христиане интерпретируют библейские ссылки на вселенский конфликт и грехопадение людей как аллегории или богословские концепции. Однако адвентистское историко-грамматическое толкование Библии предполагает, что Бог лично и исторически вовлечен в историю грехопадения человечества и в историю его спасения. Бог, Люцифер, ангелы — как восставшие, так и праведные, — Адам и Ева и их грехопадение — все это реальные исторические герои и события. Иисус говорил о сатане как о буквальной исторической личности, о том, кого Иисус знал прежде, чем началась история этой земли, и того, с кого началось зло и грех. Иисус однажды объяснил фарисеям, что они не являются ни детьми Авраама (Ин. 8:39, 40), ни детьми Божьими (Иоан.8:41-42), но произошли от своего отца «дьявола», который «человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи» (Иоан.8:44).
Иоанн Богослов также изображает и дьявола, и вселенский конфликт, который он начал, как исторические реалии. Следуя примеру Иисуса, Иоанн представляет дьявола как «древнего змия, называемого диаволом и сатаною, обольщающего всю вселенную» (Откр.12:9), как того, кто является виновником войны, зла и обмана как на небе, так и на земле. Непосредственный контекст Откр.12:7–9 предполагает, что апостол Иоанн рассматривал и дьявола, и вселенский конфликт как историческую личность и событие: столь же исторические, как и Сам Бог (Откр.12:5–6,10,17), как рождение и вознесение Иисуса (Откр.12:5), как существование церкви и гонения против нее (Откр.12:1,6,11,13–15), как крест Иисуса, Кровью Которого мы спасены (Откр.12:11). Хотя мы не знаем, когда произошел на небесах этот вселенский конфликт, мы полагаем, что он возник «до сотворения Адама и Евы, и что он был столь же историческим, как и грехопадение человечества по наущению того же сатаны» (Handbook of Seventh-day Adventist Theology, pp. 241, 242).
Часть III: Практическое применение
Обсудите следующие вопросы в группе со своими слушателями:
1. Что люди вашей культуры думают об очевидности конфликта между добром и злом как в мире вообще, так и в человеческом обществе в частности? Как они понимают происхождение зла? Верят ли они, что зло когда-нибудь прекратится? Почему верят или почему не верят? Потеряли ли они уже всякую надежду на прекращение зла? Если да, то почему? Возможно, они думают, что зло так и будет существовать или даже необходимо для поддержания какого-то равновесия во Вселенной и в истории. Если да, выясните, почему они так считают. Каков библейский взгляд на природу зла?
2. Каким образом различные теории о происхождении борьбы между добром и злом влияют на понимание человеческой нравственности и ответственности? Например, теория эволюции. Как эта теория влияет на наше понимание происхождения зла и, соответственно, на наше понимание человеческой нравственности? Какие еще теории относительно происхождения зла, которые распространены в вашей культуре, вам приходят на ум, помимо теории эволюции?
3. Подумайте, как описать и объяснить окружающим вас людям адвентистское учение о происхождении зла, великой борьбе и библейской надежде. Как вы можете поделиться этими библейскими истинами
со своими друзьями, соседями и коллегами других христианских конфессий или других религий, философии или мировоззрения? Что еще вы бы включили в свое описание великой борьбы?
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.