Урок 12. Вечное поклонение
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские стихи для исследования: Пс.14; 95; 100:1–3; 133.
Дополнительные стихи: Ис.42:10–12; Откр.14:3, 6–12; Иоан.4:23-24.
Памятный стих: «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс.103:33).
По мере того, как возрастает наш опыт познания Божьей благодати и силы, мы испытываем побуждение воскликнуть вместе с псалмопевцем: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс.115:3). Неизбежный ответ — посвятить свою жизнь верности Богу.
В Псалтири Израиль не просто народ, а «собрание великое» (Пс.21:23,26; 34:18). Это выражение раскрывает изначальный призыв Израиля к тому, чтобы прославлять Бога и нести свидетельство о Нем народам, поскольку Господь желает, чтобы весь мир присоединился к Его народу в богопоклонении. Народ Божий отождествляется с праведными, которые поклоняются Господу, их надежда в Нем и в Его любви.
Прославление Бога в собрании представляется идеальным богопоклонением. Это не означает, что молитва и хвала отдельного человека в Израиле приобретают второстепенное значение. Напротив, поклонение Богу отдельных людей подпитывает общинное поклонение обновленной хвалой (Пс.21:23,26), в то время как поклонение отдельного человека, в свою очередь, полностью раскрывает свой потенциал в тесных
отношениях с общиной. Община поклоняющихся также называется «собранием праведных» (Пс.110:1). Праведные знают Бога (Пс.35:11), и Бог знает их (Пс.36:18), и этот опыт пронизывает каждый аспект их существования.
Видео комментарий
План урока и Видео комментарий
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Тема квартала: «Книга Псалтирь»
Урок №12, «Вечное поклонение».
23 марта 2024
I. Возденьте руки к святилищу (ВС).
1. Прочитайте Пс. 133:1-3 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Каков первый призыв этого псалма? (1 стих – «благословите ныне Господа»)
- Как благословлять Господа? (см. Пс. 143:1,2 – произносить «благословен Господь» и описывать Божьи деяния и качества)
- Чем сопровождается благословение Господа? (2 ст. – «руки свои поднимите» (ИПБ); святилище на небе – см. Евр. 8:1,2)
- Что обещано тем, кто благословляет Господа? (3 ст. – «благословит тебя Господь»)
2. Благословляете ли вы Бога указанным способом? Почему?
II. Возвещайте в народах славу Его (СР).
1. Прочитайте Пс. 95:1-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Кого касаются все призывы этого отрывка? (1 ст. – «вся земля»; 3 ст. – «в народах... во всех племенах»; 7 ст. – «племена народов»; т.е. это надкультурные формы поклонения Богу!)
- Каковы причины поклонения Богу? (4 ст. – «велик Господь и достохвален»; 5 ст. – «небеса сотворил»)
- Какие элементы служения Богу есть в этом отрывке вдобавок к тому, что рассмотрено в первом разделе? (1 ст. – «воспойте Господу»; 2 ст. – «пойте... благовествуйте... спасение Его»; 3 ст. – «возвещайте... славу Его... чудеса Его»; 8 ст. – «несите дары»; 9 ст. – «поклонитесь»)
- Что означает поклониться, в ориг. корень חוה (хет, вав, hэй) – Быт. 18:2; 24:26? (сделать поклон до земли)
2. Поклоняетесь ли вы Богу так, как указано в этом разделе?
III. «Воспойте Господу песнь новую» (ПН).
1. Сколько раз в книге Псалтирь есть призыв петь новую песнь?
- 4 раза: Пс. 32:3; 95:1; 97:1; 149:1.
2. Прочитайте (по очереди) следующие отрывки и ответьте на вопрос: чем обусловлено появление новых песен?
- Пс. 39:2-4 (2,3 ст. – новый опыт: Бог ответил на молитву и избавил; 4 ст. – «вложил в уста мои новую песнь»)
- Пс. 97:1-3 (1 ст. – «ибо Он сотворил чудеса» – новые Божьи деяния)
3. Нужно ли петь старые песни?
- Да; сама книга Псалтирь – это сборник псалмов разных эпох; однако не все: см. 3Цар. 4:30,32 – Соломон написал 1005 песен, но в Псалтире есть лишь 2 (71 (в ориг. לִשְׁלֹמֹ֨ה (лишломó) – Соломона) и 126) и еще ряд песен в книге Песнь Песней)
4. Каких песен вы поёте больше: старых или новых?
IV. Когда Бог не хочет жертв (ЧТ).
1. Прочитайте Пс. 49:14-22 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- К чему призывает Бог? (14 ст. – «принеси в жертву хвалу»; 15 ст. – «ты прославишь Меня»)
- Какую проблему поднимают ст. 16 и 17? (лицедейство – уста славят Бога, а жизнь бесславит Его)
2. Прочитайте Пс. 50:18-21 (по очереди) и ответьте на вопрос:
- Когда жертвы благоугодны Богу? (19 ст. – «жертва Богу – дух сокрушенный... смиренного»; 21 ст. – «тогда благоугодны»)
3. Насущны ли вопросы этого раздела сегодня?
V. «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем?» (ВТ).
1. Прочитайте Пс. 14:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- В чем суть вопросов 1 ст.? (см. Откр. 7:9,13-15 – кто сможет жить в Божьем присутствии в Царстве Божьем)
- Какие уровни затрагивает ответ? (внутренний мир: 2 ст. – «в сердце»; слова: 3 ст. – «языком»; поступки: 2 ст. – «делает»)
- Что значит «говорить истину в сердце»? (сердце = разум, мысли (см. Пс. 80:13); Ис. 32:8 – «честный и мыслит о честном»)
- Какие две стороны речи описаны в 3 ст.? («не клевещет» – не говорить; «не принимает поношения» – не слушать)
- Как переводится евр. רגל (рагáл) – «клевещет» – в Быт. 42:9? («соглядатаи» – поиск и передача информации об уязвимости)
- Какую информацию о ближних можно распространять? (4 ст. – «боящихся Господа славит»)
- Проверьте конец 4 ст. в иных переводах («не изменяет он клятве своей, будь то и в ущерб ему» (ИПБ))
2. В каких элементах этих идеалов вам еще нужно возрастать?
План урока
№ 12. Вечное поклонение. Пс. 103:33
Q. Как коррелируется наше поклонение Богу сегодня с вечным
поклонением Ему в будущем?
Вс. Возденьте руки к святилищу
1. Прочтите Пс. 133:1-3 и ответьте на вопросы:
- С каким призывом и к кому обращается псалмист? (1)
- Почему действие происходит ночью? (ст.1, «Рабы Господни» – это служащие в храме. Ночью левиты были обязаны охранять святыни храма и следить за тем, чтобы не угасал огонь жертвенника и светильников. Но и для некоторых израильтян было привычным делом сидеть ночью в храме вместе с левитами. (см. Лк. 2:37). Здесь звучит призыв к таким верующим благословить Господа. Посвятив себя этому делу, легче бодрствовать ночью)
- Зачем прославляя Бога автор призывает «воздеть руки»?
- Где еще встречается фраза “Сотворивший небо и землю”?
- Зная контекст псалма, насколько этот призыв актуален для вас?
Вывод: Обычно, молясь и прославляя Бога наши руки опущены... Но когда в жизни наступает ночь (см. Ин. 9:4), в искренней мольбе, наши руки поднимаются сами в направлении небесного Храма. В ожидании Жениха благословлять Господа – лучшее средство духовно не уснуть.
Пн. «Воспойте Господу песнь новую»
1. Прочтите Пс. 95:1 и Откр. 14:3 и ответьте на вопросы:
- Сравните эти тексты, чем они схожи и чем различны?
- Что значит «воспеть новую песнь»?
2. Прочтите Откр. 14:3-5 и ответьте на вопросы:
- Почему новой песне «никто не мог научиться» кроме людей, которых описывает Иоанн?
- Как каждому из нас успеть научиться новой песне?
Вывод: Несмотря на то, что все мы разные и по жизни и по характерам, но на кристальном море все будут петь один текст и на одну мелодию, потому как всех объединяет Единый Бог и пережитые опыты с Ним.
Вт. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?»
1. Прочтите Пс. 14 и ответьте на вопросы:
- Назовите и обсудите качества, которые делают человека достойным поклоняться в Божьем присутствии?
- Есть ли противоречие между тем, что святость является обязательным требованием для вхождения в присутствие Божье и словами Господа: «Придите ко Мне все...» Мф.11:28; или «приходящего ко Мне не изгоню вон» Ин. 6:37? Объясните.
2. Прочтите Пс. 100:1-3 и ответьте на вопросы:
- Какая связь между нашим поклонением Богу в субботу и нашей жизнью в остальные дни? Как одно влияет на другое?
- Какие действия отдаляют от Бога и как можно этого избежать?
Вывод: Свидетельство о посвященной и благочестивой жизни несет хвалу Богу, а не самому человеку. Дело не в том, чтобы заслужить Божье благоволение, а чтобы избегать того, что разделяет нас с Ним.
Ср. Возвещайте в народах славу Его
1. Прочтите Пс. 95:2,3,9 и ответьте на вопросы:
- Перечислите, к чему призывает нас псалмист?
- Найдите в этих призывах побуждение к миссионерской работе?
2. Прочтите Пс. 95:4-10 и ответьте на вопросы:
- Какие истины дети Божьи должны возвещать другим народам?
3. Прочтите Пс. 95:11-13 и ответьте на вопросы:
- Объясните, почему грядущий Суд вызывает чувство радости?
- Сравните этот 95 псалом с Трехангельской вестью (Откр. 14:6–12), которую мы должны провозгласить миру? Что общего?
Вывод: «Всеобщий призыв Пс. 95 поклониться Творцу и Судье отражается в Трехангельской вести. Псалом призывает нас возвещать весть для последнего времени: творение, спасение, поклонение и суд.
Чт. Когда Бог не хочет жертв
1. Прочтите Ис. 1:11 и Быт. 4:3-5; 1Кор. 13:3 и ответьте на вопросы:
- Всегда ли Бог принимает наши щедрые дары и жертвы?
2. Прочтите Пс. 39:7-9 и ответьте на вопросы:
- Чему противопоставляются жертвы? (9)
3. Прочтите Пс. 50:18-21 и ответьте на вопросы:
- Когда мы можем быть уверены, что наша жертва принята? (19)
- Почему для человека легче принести даже дорогую жертву, чем проявить смирение и послушание воле Божьей?
Вывод: Бог упрекает народ Божий не за их жертвы, а за их нечестие и гордыню. Это призыв не против жертвенности и служения, а против пустого, лицемерного, самохвального поклонения, которое делает букву и обряд важнее Христова Духа и реального опыта с Ним.
План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота.
Текст урока
Урок 12. Вечное поклонение
Библейские стихи для исследования: Пс.14; 95; 100:1–3; 133.
Дополнительные стихи: Ис.42:10–12; Откр.14:3, 6–12; Иоан.4:23-24.
Памятный стих: «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс.103:33).
По мере того, как возрастает наш опыт познания Божьей благодати и силы, мы испытываем побуждение воскликнуть вместе с псалмопевцем: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс.115:3). Неизбежный ответ — посвятить свою жизнь верности Богу.
В Псалтири Израиль не просто народ, а «собрание великое» (Пс.21:23,26; 34:18). Это выражение раскрывает изначальный призыв Израиля к тому, чтобы прославлять Бога и нести свидетельство о Нем народам, поскольку Господь желает, чтобы весь мир присоединился к Его народу в богопоклонении. Народ Божий отождествляется с праведными, которые поклоняются Господу, их надежда в Нем и в Его любви.
Прославление Бога в собрании представляется идеальным богопоклонением. Это не означает, что молитва и хвала отдельного человека в Израиле приобретают второстепенное значение. Напротив, поклонение Богу отдельных людей подпитывает общинное поклонение обновленной хвалой (Пс.21:23,26), в то время как поклонение отдельного человека, в свою очередь, полностью раскрывает свой потенциал в тесных
отношениях с общиной. Община поклоняющихся также называется «собранием праведных» (Пс.110:1). Праведные знают Бога (Пс.35:11), и Бог знает их (Пс.36:18), и этот опыт пронизывает каждый аспект их существования.
▬▬▬▬▬
Воскресенье. Возденьте руки к святилищу
Прочитайте Пс.133. Где, согласно этому псалму, происходит особенное поклонение Богу?
Каков ответ Бога на поклонение Ему (Пс.133:3)?
О чем говорит то, что Бог назван «сотворившим небо и землю» (Пс.133:3; ср. Откр.14:7; Исх.20:8–11)?
Псалом подчеркивает благословения в качестве основного принципа и результата отношений между Богом и Израилем. Люди благословляют Бога в святилище, а Бог благословляет Свой народ с Сиона. Благословения распространяются на всю жизнь, потому что Господь есть Творец неба и земли. Упоминание Сиона как места особых Божьих благословений подчеркивает связь Господа со Своим народом, выраженную в завете. Таким образом, в рамках завета благодати Израиль пользуется преимуществом благословлять Господа и получает благословения от Него.
Прочитайте Пс.133:1-2. Как здесь описано поведение верующих?
В Псалтири верующие часто предстают как рабы Господни. «Стоящие в доме Господнем, во время ночи» (Пс.133:1), скорее всего, относится к левитам (1Пар.9:23–27) или к хвале, которую возносили левиты Богу днем и ночью (1Пар.9:33).
Поскольку израильтяне поклонялись невидимому Богу, которого невозможно было представить в виде какого-либо изображения, святилище служило отражением славы Господа и давало грешным людям безопасное место, чтобы они могли приблизиться к своему святому Царю. Эту встречу устраивает Сам Господь, и она определяется Его уставами и постановлениями.
«Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр.2:4-5). То, что мы видим здесь, в словах Петра, является новозаветным выражением тех же идей, представленных в этих псалмах, о народе Божьем, ныне святом священстве, возносящем хвалу и благодарение своему Господу Иисусу Христу, Создателю и Искупителю, за все благие дела, что Он совершил для Своих детей.
Как верующие Нового Завета мы священники, призванные нести Евангелие миру. Как мы можем это делать наиболее действенно?
▬▬▬▬▬
Понедельник. «Воспойте Господу песнь новую»
Прочитайте Пс.95:1. Какое музыкальное произведение исполняет Божий народ?
Эти стихи призывают народ петь «новую песнь». Что здесь означает «новая песнь»? Причина, по которой поется «новая песнь», — в новом осознании величия Господа и Его верховной власти над миром и благодарность за Его заботу и спасение как Творца и Судьи всей земли. Избавление от врагов и от смерти и особенное Божье благоволение к Израилю — это некоторые более личные мотивы воспеть «новую песнь». В то время как другие песни также восхваляют Господа за Его милость и чудеса, «новая песнь» — это особая песня, выражающая возродившуюся радость и обет обновленного посвящения Богу. Новый опыт Божьего избавления вдохновляет народ признать Господа своим Творцом и Царем. Общими темами в псалмах, повествующих о «новой песни», являются, среди прочего, упование на Бога, восхваление Его чудных дел и избавление от страданий.
Прочитайте Ис.42:10–12; Откр.14:3. Как вы считаете, что такое «новая песнь», которую призывает петь Библия?
Божий народ Израиль описывается как «народ, близкий к Нему [Богу]» (Пс.148:14), подразумевая, что среди всего творения Израиль имеет самый особый статус и, следовательно, более всех обязан (и у него в то же время преимущество) прославлять Бога. Таким образом, Библия побуждает верующих всех поколений петь новую песнь хвалы их Искупителю, в которой содержится их уникальное свидетельство о спасении Кровью Агнца. «Новая песнь» может означать песню, которую никто никогда прежде не слышал, песню, воспевающую яркое переживание благодати Божьей в жизни человека. «Новая песнь» может выражать и надежду, и в этом случае новизна песни проявляется в предвкушении неповторимого, невиданного опыта познания величия Божьего в будущем. Истинное поклонение выходит за рамки жертв и приношений и
отражает живые отношения с Богом, которые развиваются и приносят радость. В некотором смысле можно просто сказать, что «новая песнь» — это новое выражение нашей любви и признательности за то, что Бог сделал для нас, звучащее каждый день.
Поразмышляйте о Божьих благословениях в вашей жизни. Если бы вы пели новую песнь, то о чем бы она была?
▬▬▬▬▬
Вторник. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?»
Прочитайте Пс.14. Кто эти люди, достойные поклоняться в Божьем присутствии? Найдите в псалме и выпишите качества таких людей.
Тот, кто (ст. 2)...
Тот, кто не (ст. 3)...
Тот, кто (ст. 4)...
Тот, кто не (ст. 5)...
ИТОГ:
поступающий так
Ответ, данный в этом псалме, является кратким изложением требований, уже изложенных в законе Божьем и в писаниях пророков: те, чьи поступки («делают правду») и характер («в сердце своем») (см. Втор.6:5; Мих.6:6–8) являются отражением Бога. Святилище было святым местом, и все в нем, включая священников, было посвящено Богу. Таким образом, святость является обязательным требованием для вхождения в присутствие Божье. Святость Израиля должна была быть всесторонней, сочетать богопоклонение с этикой и проявляться во всех сторонах жизни. Закон был дан Божьему народу для того, чтобы он мог использовать все свои возможности, то есть жить как царственное священство. Царственное священство подразумевает жизнь в святости в присутствии Божьем и несение благословений завета другим народам.
Прочитайте Пс.100:1–3. Что означает иметь непорочное сердце?
«Сердце совершенное» (англ. перевод; в Синодальном переводе: «в непорочности моего сердца») — это величайшее качество верующего пред Богом. Еврейское слово тамим, «совершенный», передает значение «полнота» и «целостность». «Совершенная» (англ. перевод) виноградная лоза — это целая, неповрежденная и здоровая лоза (Иез.15:5). Животные, приносимые в жертву, должны были быть тамим, то есть без порока (Лев.22:21–24). «Совершенные» слова — это полностью правдивые слова (Иов.24:4). «Совершенное» сердце — это «сердце чистое» (Пс.23:4) или честное сердце (Пс.14:2). Оно ищет Бога (Пс.23:6) и восстановлено Божьим прощением (Пс.50:3–12). Непорочная жизнь проистекает из осознания Божьей благодати и Его праведности. Божья благодать вдохновляет слуг Божьих и наделяет их силой жить в страхе Господнем, что означает жить в беспрепятственном общении с Богом и в подчинении Его Слову. Свидетельство о посвященной и благочестивой жизни несет хвалу Богу, а не самому человеку. Обратите внимание, что большинство требований в Пс.14 приведены в форме отрицаний (Пс.14:3–5). Речь идет не о том, чтобы заслужить Божье благоволение, а о том, чтобы избегать того, что могло бы разделить нас с Богом.
Как мы можем делать сознательный выбор, избегать того, что удаляет нас от Бога? Какие действия отдаляют от Бога и как можно воздерживаться от них?
▬▬▬▬▬
Среда. Возвещайте в народах славу Его
Прочитайте Пс.95. Какие различные формы поклонения упоминаются в этом псалме?
Поклонение включает в себя пение Господу (Пс.95:1-2), прославление Его имени (Пс.95:2), возвещение о Его славе и величии (Пс.95:3, 4) и принесение даров в Его храм (Пс.95:8). Кроме этих привычных черт поклонения Пс.95 подчеркивает не столь очевидный аспект, а именно благовестие — провозглашение Царства Божьего другим народам (Пс.95:2-3,10).
Однако пение, прославление, принесение даров и провозглашение Евангелия — это не отдельные действия, а разные способы поклонения. Провозглашение Божьего спасения всем народам придает смысл прославлению и содержание поклонению. Обратите внимание, как причины поклонения совпадают с вестью, возвещаемой другим народам: «Ибо велик Господь» (Пс.95:4), «ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5), «Господь царствует» (Пс.95:10) и «идет судить землю» (Пс.95:13). Таким образом, цель благовестия состоит в том, чтобы объединить другие народы с народом Божьим и в конечном счете все творение в поклонении Господу (Пс.95:11–13).
Поклонение проистекает из внутреннего признания того, Кто есть Господь, а именно то, что Он — Творец, Царь и Судья (Пс.95:5,10,13). Таким образом, поклонение подразумевает память о прошлых деяниях Господа (творение), празднование Его чудес в настоящем (Бог поддерживает жизнь мира и царствует в настоящем) и предвкушение Его будущих деяний (суда конца времени и новой жизни на новом небе и новой земле).
Суд в Псалтири означает восстановление Божьего порядка — мира, справедливости и благосостояния в мире, омраченном в настоящем несправедливыми страданиями. Следовательно, вся земля радуется в предвкушении Божьих судов (Пс.95:10–13; 97:4–9).
Тот факт, что Господь является праведным Судьей, должен дополнительно побуждать людей поклоняться Ему в святости и «трепетать» пред Ним, а также предостерегать людей от легкомысленного отношения к поклонению (Пс.95:9). Поклонение включает в себя как безмерную радость и уверенность (Пс.95:1-2,11–13), так и святой страх и благоговейный трепет (Пс.95:4,9).
Всеобщий призыв Пс.95 поклониться Творцу и Судье отражается в Божьем последнем провозглашении Евангелия миру, в Трехангельской вести Откр.14:6–12. Во многих отношениях этот псалом, по-видимому, вбирает в себя эту весть для последнего времени: Творение, спасение («вечное Евангелие»), поклонение и суд. Все это в нем присутствует.
Сравните этот псалом с Трехангельской вестью (Откр.14:6–12). Как он учит тем же основным истинам, что и та весть для последнего времени, которую мы должны провозгласить миру?
▬▬▬▬▬
Четверг. Когда Бог не хочет жертв
Прочитайте Пс.39:7–9; 50:18–21. Почему в некоторых случаях Бог не желает жертвоприношений, которые Он предписал в Своем Слове (ср. Ис.1:11)?
Подобно пророкам, псалмопевцы порицают различные злоупотребления поклонением. Главное в этих стихах не само отвращение Господа к жертвоприношениям и праздникам Израиля, а причины такого отвращения: пагубный разрыв между поклонением и духовностью.
Бог упрекает израильтян не за их жертвы и всесожжения, а за их нечестие и несправедливость, которые они совершали в своей частной жизни (Пс.49:8,17–21). В этих псалмах звучит призыв не против жертвоприношения и поклонения, но против напрасной жертвы и пустого поклонения, что проявляется в неправедности этих верующих.
Когда единство между внешним выражением поклонения и верной внутренней мотивацией к нему распадается, обряды обычно становятся более важными сами по себе, нежели реальный опыт приближения к Богу. То есть самоцелью становятся формы поклонения в противоположность Богу, на Которого эти обряды должны указывать.
Прочитайте Иоан.4:23, 24. Что, на ваш взгляд, значит поклоняться Богу в Духе и истине?
Жертвоприношений самих по себе недостаточно. В чем польза этих жертв, если сердце тех, кто приносит их, не наполнено покаянием, верой и сожалением о грехе? Только когда жертвоприношения тельцов сопровождались покаянием и искренним благодарением, они могли быть угодными Богу «жертвами правды» (Пс.50:21, см. также Пс.49:14). Иисус, цитируя книгу Исаии, выразил это так: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8). Проблемы, которые увидели псалмопевцы, были теми же проблемами, с которыми столкнулся Иисус во время Своего земного служения в отношении некоторых людей, особенно руководителей.
Как нам, адвентистам, быть уверенными в том, что, имея свет и зная истину, мы не попадемся в ту же ловушку ошибочного понимания, что знания истины и совершения истинных обрядов достаточно?
▬▬▬▬▬
Пятница. Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Молитва» главу «Преимущество молитвы» (с. 352–364).
Главным в поклонении была нужда в покаянии, истинном покаянии: «Покаяние подразумевает сокрушение о соделанном грехе и оставление его. Мы не откажемся от греха, если не осознаем его пагубность; до тех пор, пока наше сердце не отвернется от него, в нашей жизни не произойдет настоящей перемены.
Многие не понимают истинной природы покаяния. Люди сожалеют о соделанном грехе и даже внешне изменяют свое поведение, поскольку боятся, что за их неверные поступки им придется страдать. Но это не есть покаяние в библейском смысле. Они оплакивают последствия греха, а не сам грех. Такой была печаль
Исава, когда он понял, что навсегда потерял право первородства. Валаам, устрашившись ангела, стоявшего на его пути с обнаженным мечом, признал свою вину, чтобы не лишиться жизни: но он не чувствовал подлинного раскаяния в грехе, отвращения к злу. Он не изменил своих намерений. Иуда Искариот, предав своего Господа, воскликнул: „Согрешил! я, предал Кровь невинную“ (Матф.27:4)» (Уайт Э. Путь ко Христу. c. 22, 23).
«Хотя Бог и не обитает в рукотворных храмах, однако Он почитает Своим присутствием собрания Своего народа. Он обещал, что если верующие соберутся вместе, чтобы искать Его, исповедать грехи свои и молиться
друг за друга, Он посетит их Духом Своим, но молящиеся Ему должны будут избавиться от всякого зла. Если они не поклонятся Ему в духе, истине и святости, тогда их совместное общение не принесет никакой пользы. О таких Господь говорит: „Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня“ (Матф.15:8-9). Те, кто поклоняется Богу, должны поклоняться Ему „в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе“ (Иоан.4:23)» (Уайт Э. Пророки и цари. c. 50).
Вопросы для обсуждения
1. Каково самое большое приношение верующего Богу (Пс.39:7–11; Рим.12:1-2)?
2. Как связано личное и общественное поклонение? Почему нам действительно нужно и то и другое? Как одно обогащает другое?
3. Многие люди считают, что поклонение — это только молитва, пение псалмов и изучение Библии и духовной литературы. Хотя это все необходимо для поклонения, ограничивается ли поклонение только этим? Приведите несколько примеров других форм поклонения.
4. Эллен Уайт писала: «Господь желает, чтобы служение Ему не было для Его детей тяжелым бременем, но чтобы оно доставляло им наслаждение и утешение» (Путь ко Христу. c. 103). Как поклонение Господу может стать наслаждением?
Комментарий к уроку
Комментарий к уроку 12
Часть I: Обзор
Основной стих: Пс.103:33.
Поклонение можно кратко изложить так: ответ творения на дары Творца. Две библейские истины становятся
очевидными в этом выводе.
Во-первых, Бог дает множество благословений человечеству. Эти дары должны пробуждать благодарность в человеческом сердце за величие Божьей любви, чтобы мы объединились вместе с псалмопевцем, «возвещая гласом хвалы» «все чудеса» Его (Пс.25:7). Стремление псалмопевца показать другим людям величие Бога напоминает нам о том, что поклонение имеет евангельское измерение. Таким образом, как церковь мы должны возвещать миру о деяниях Господа для каждого человека и Его Божественной милости.
Во-вторых, люди устроены так, что от рождения предрасположены откликаться на Божьи чудеса. В ответ на Божественную благодать мы должны с благодарным сердцем склониться пред Богом, подчиняя все в нашей жизни воле нашего Творца и Искупителя.
Поклонение должно проистекать из сердца. В то же время книга Псалтирь учит нас, что богослужение не должно проводиться по воле чьей-то прихоти. Есть подходящие способы почитать Господа. Сохранение мудрого равновесия между благодарностью и благоговейным повиновением сделает наше поклонение приятным и объединяющим.
Часть II: Комментарий
Псалтирь — это книга поклонения, и ее цель — научить нас поклоняться. Каждый псалом (песня и молитва) — это в каком-то смысле посвящение Богу. Давайте рассмотрим различные подходы к богослужению в этом священном церковном сборнике гимнов.
Псалом 3: Поклонение утром и вечером
Давид написал Пс.3 во времена скорби. Он знает, что может довериться Богу и Господь услышит его (Пс.3:5). Бережное отношение Божье ежедневно укрепляет уверенность Давида в верности Божьей, как явствует из Пс.3:6. Этот стих также напоминает Пс.54:18: «Вечером, и утром, и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой». Этот стих учит нас, что поклонение может совершаться в нашем сердце в любое время дня.
Кроме того, и место не является препятствием для нашего поклонения. В Пс.4:4 сказано: «Господь слышит, когда я призываю Его». Тут же псалмопевец добавляет: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и утишитесь» (Пс.4:5). Будь то у себя в доме, как в случае с псалмопевцем, или среди скал Патмоса, куда был сослан апостол Иоанн, наши молитвы возносятся к Богу.
Книга Псалтирь наполнена личными молитвами, плачами и благословениями (Пс.9; 29; 31; 33; 39; 40; 91; 106; 115; Пс.137). Общинное поклонение начинается с личного посвящения каждого члена церкви общению с Богом.
Псалом 21: Поклонение в собрании
В Пс.21 мы отмечаем, что Давид говорит от первого лица (Пс.21:23,26). Интимность и непосредственность этой точки зрения укрепляют представление о том, что общинная хвала начинается с отдельного верующего. Давид провозглашает: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» (Пс.21:23). Далее он добавляет: «О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его» (Пс.21:26). Какой урок для нас, когда мы во время поклонения стремимся войти в присутствие Божье! Псалом 21 показывает нам важность совместного поклонения для нашей веры и духовной жизни. Нашим детям следует донести эту важнейшую истину, когда мы приводим их в церковь. Более того, мы ходим в храм в смиренном духе не столько для того, чтобы получить благословение, сколько для того, чтобы отдавать и быть благословением.
В то время как личное посвящение является основой для нашего общинного богослужения, мы должны признать, что члены церкви не могут духовно процветать в изоляции. Так, псалмопевец объединяется в поклонении с народом Божьим в Пс.21:23–26. Аргумент, что «я могу поклоняться дома; мне не нужны члены церкви», исчезает в свете этого отрывка. Совместное поклонение созидает единство, питает любовь в среде народа Божьего и созидает наше самосознание во всем мире.
Поклонение в более широком смысле
Как отмечалось в нашем первом уроке, разделы, входящие в Псалтирь, заканчиваются псалмом 144. Последние несколько псалмов — с 145-го по 150-й — составляют мощное завершение книги. Учитывая, что почитание имени Бога всемогущего является целью нашего поклонения, эти последние песнопения соответственно посвящены поклонению Ему и хвале: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс.149:1).
Глагол халаль (Евр.«хвалить») используется более тридцати раз в Пс.145–150, и каждое его использование связано с Самим Богом. Причины, по которым мы восхваляем Господа, приведенные в этих псалмах, многообразны. Господь — наша помощь и надежда (Пс.145:5); Он — Творец и опора (Пс.145:6; 146:4,8-9,16–19), Он защищает и избавляет нуждающихся и угнетенных (Пс.145:7–9; Пс.146:2-3), поддерживает смиренных и наказывает нечестивых (Пс.146:6; 149:5), заботится о нуждах Своего народа (Пс.146:14; 149:7–9) и царствует вечно (Пс.145:10). Пс.148:13 подводит итог главной причине нашего поклонения и хвалы Богу: «ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах». Господь — единственный Бог, Который существует, и Он достоин похвалы из-за Своего «множества величия» (Пс.150:2).
Наше богопоклонение, как общественное, так и личное, должно проходить разумно и вдумчиво. Мы должны каждый день и особенно каждую субботу вспоминать о благословениях, которые излил на нас Господь. Если мы будем записывать каждое благословение, которое излил на нас Господь, это принесет неоценимую пользу как нашей вере, так и нашему богопоклонению.
Как мы уже отметили, поклонение — это коллективный опыт, в котором участвует все Тело Христово (Пс.146:12,19-20; 147:14; 149:1; 150:1). В то время как человек, безусловно, может поклоняться Богу в уединении своего дома и в соответствии с его личным пониманием Священного Писания, Господь имел намерение, чтобы поклонение Ему происходило в Его святилище (Пс.150:1) или другом освященном месте богослужения, на общем собрании, среди «собрания святых» (Пс.149:1). Наше поклонение будет неполным, если мы постоянно прячемся друг от друга и возносим поклонение Богу в одиночестве.
Последние песнопения Псалтири призывают не только Божий народ славить Его имя, но и приглашают весь мир поклониться Творцу и воздавать Ему должное. «Все дышащее да хвалит Господа» (Пс.150:6; ср. с Пс.148:11-12). Как мы узнали на этой неделе, поклонение имеет евангельское измерение. Если на нашем богослужении мы стремимся принести радость и счастье, позволяем творчески самовыражаться, вовлекаем каждого члена и посетителя церкви в поклонение, то мы можем и будем обращать людей к Царству Господа.
В результате такой оценки естественным образом возникает следующий вопрос, который требует изучения: насколько масштабным должно быть наше поклонение Богу? В псалме 148 псалмопевец призывает не только
ангелов славить имя Божье (Пс.148:2), но также «солнце и луну» и «звезды света» (Пс.148:3). Через олицетворение этих неодушевленных объектов и небесных тел (Пс.148:3-4,7–10) псалмопевец доносит до нас идею о том, что поклонение должно пронизывать все сферы жизни. В свете этой библейской истины многим из нас, кто ограничивает свою хвалу и почитание Бога только субботой, следовало бы пересмотреть свое представление и практику поклонения Богу.
Последняя тема для рассмотрения в Пс.145–150 — это использование музыкальных инструментов в нашем богослужении. В этих последних псалмах упоминаются семь инструментов: 1) арфа (Пс.146:7; 149:3; 150:3); 2) тимпан (Пс.149:3; 150:4); 3) труба; 4) лира (Пс.150:3; ИПБ); 5) струнные инструменты; 6) флейты (Пс.150:4;
ИПБ); 7) «звучные… звенящие» кимвалы (Пс.150:5). Поклонение требует, чтобы мы приносили Богу все самое лучшее, и сфера музыки не является исключением. Все технологии, которыми мы сегодня располагаем, безусловно, являются благословением для нашего церковного служения. В то же время ничто не может сравниться с живым пением и музыкой. Такая музыка не только является более личной и непосредственной, она обладает уникальной способностью трогать сердца. Исходя из этого, родителям было бы полезно побуждать своих детей учиться играть на музыкальных инструментах и петь. Мы должны делать все, что в наших силах, чтобы способствовать использованию различных видов инструментов на нашем богослужении. В конечном счете вся музыка на нашем богослужении должна быть нацелена на прославление нашего Спасителя.
Часть III: Практическое применение
Поклонение — неотъемлемая часть опыта верующего, а не просто дополнение к нему. Книга Псалтирь может существенно обогатить нашу духовную жизнь. Таким образом, мы должны внимательно и молитвенно читать каждый псалом, руководствуясь намерением углубить наше общение с Богом. Предложите своим ученикам объединиться в поклонении и помолиться с открытой Библией, используя слова псалмов в качестве своих молитв. С помощью этого способа они обнаружат, что Псалтирь укрепляет их личное посвящение Господу.
На этой неделе мы рассмотрели различные способы поклонения и то, как они могут быть благословением в нашей жизни и в нашей церкви. В последнем уроке мы обратимся к практическому применению этих способов. Применение их на практике иногда создает конфликты в церкви. Это верный признак того, что мы движемся в неправильном направлении. Мы узнали, что поклонение приносит единство и гармонию в среду Божьего народа. Когда в нашем богослужении царит дух единства, когда мы стремимся к гармонии, верующие, покидая церковь, ощущают благословения от этого опыта. Вот почему так важно достичь и поддерживать такую атмосферу. Мы должны стремиться к этому во всех областях нашего богослужения, как в общих чертах и представлено в нашем исследовании. Давайте в смирении духа присоединимся к нашим собратьям в гармоничном поклонении нашему Творцу, — Он ожидает от нас этого.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.