Урок 11. Жажда Бога на Сионе
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские стихи для исследования: Пс.45; 83; 86; 121; 124.
Дополнительные стихи: Матф.28:18–20; Гал.3:28-29; Откр.21:3.
Памятный стих: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу и; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс.83:3).
Песни Сиона — это радостные гимны, возвеличивающие красоту Сиона и владычество Господа, Который правит со Своей святой горы. Эти псалмы часто восхваляют достоинства дома Господня и выражают любовь к святилищу, которую можно найти и в других псалмах. Многие из этих псалмов были написаны сыновьями
Кореевыми, которые на собственном опыте познали блаженство пребывания в доме Господнем, будучи певцами в храме (1Пар.6:31–38) и стражами у порогов скинии (1Пар.9:19).
Что делает Сион источником надежды и радости? Сион олицетворял живое присутствие Бога посреди Его народа. Как народ Израиля — избранный Богом народ (Втор.7:6), так и Сион — избранная Богом гора (Пс.77:68; 86:2). Бог царствует на Сионе (Пс.98:1-2) и также основал на Сионе Свой храм (Пс.86:2). Таким образом, Сион — это место Божьих благословений и прибежища. Сион часто упоминается параллельно или даже взаимозаменяемо с Иерусалимом и святилищем, центром Божьей работы по спасению древнего мира.
Благословения Сиона переполняются, достигая края земли, потому что личность Господа и Его благодать выходят за пределы любого святого места. Сион — это радость всей земли (Пс.47:3), что подтверждает: вся земля принадлежит Богу.
Видео комментарий
План урока и Видео комментарий
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Тема квартала: «Книга Псалтирь»
Урок №11, «Жажда Бога на Сионе»
16 марта 2024
I. Один день во дворах Твоих лучше тысячи (ВС).
1. Прочитайте Пс. 83:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Кто такие «сыны Кореевы» – 1 ст.? (см. Числ. 16:8,9 – левиты; 26:11 – «сыны Кореевы не умерли» – потомки бунтовщика)
- Какое место описывается? (2 ст. – «жилища Твои, Господи»; 3 ст. – «дворы Господни»; 4 ст. – «у алтарей Твоих, Господи»; 5 ст. – «в доме Твоем» – храм в Иерусалиме)
- Какие чувства вызывает у сынов Кореевых храм? (2 ст. – «как вожделенны»; 3 ст. – «истомилась душа моя, желая во дворы»)
- Чем объяснить томление сынов Корея в 3 ст.? (см. 1Пар. 25:8; 2Пар. 23:2,8 – служили в храме, приходя туда по очереди!)
2. Прочитайте Пс. 83:6-13 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Какая группа людей описана в этом отрывке? (6 ст. – «блажен человек» – в ориг. אָדָם (адам); 8 ст. – «являются пред Богом на Сионе» – см. Втор. 16:16 – паломники на праздники Господни)
- Какие чувства вызывает храм у паломников? (11 ст. – «один день во дворах Твоих лучше тысячи»)
- Что обретает приходящий в дом Божий? (8 ст. – «приходят от силы в силу»; 9,10 ст. – молитва; 12 ст. – защита от Бога, благодать, слава, блага; 13 ст. – блаженство)
3. Что вас влечет в посещении богослужений?
II. Молитесь о мире в Иерусалиме (ПН).
1. Прочитайте Пс. 121:1-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Какие чувства вызвало у Давида приглашение пойти в храм? (1 ст. – «возрадовался»)
- Какова главная цель паломнических праздников? (4 стих – «славить имя Господне»)
- Что еще осуществлялось в Иерусалиме? (5 ст. – «престолы суда»; см. Втор. 17:8,9 – «место, которое изберет Господь»)
- Чем обусловлен призыв молиться об Иерусалиме? (8 ст. – «ради братьев моих и ближних моих» – см. Иер. 29:4-7 – любое место, где живешь ты или близкие; 9 ст. – «ради дома Господа»)
2. Чему может соответствовать 2-я причина для молитвы сегодня?
III. В Сион – дом всех народов (ВТ).
1. Прочитайте Пс. 86:1-7 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- На каких горах построен Иерусалим – 2 ст.? (Сион и Мориа – КАРТА!)
- Почему Господь любит Сион больше иных мест? (см. Пс. 77: 68,69 – «устроил... святилище Свое»)
- Что такое Раава – 4 ст.? (см. Ис. 30:7 – «Я и прозвал Египет Присмиревшей Рахав» (ИПБ))
- Каков смысл ст. 4-7? (см. Пс. 67:18,19,32,33 – обращение к Богу из разных народов! Ис. 56:6,7 – «для всех народов»)
2. Родились ли вы в Иерусалиме?
IV. Безопасность и мир для Сиона (СР).
1. Прочитайте Пс. 45:1-6 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Что такое «град Божий» – 5 ст.? («святое жилище» – храм; см. Пс. 86:2,3 – Иерусалим)
- Где еще в Библии есть описание явлений в 3 и 4 ст.? (см. Откр. 16:17,18,20)
2. Прочитайте Пс. 45:7-12 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Где еще в Библии есть описания, схожие с 7 и 8 ст.? (см. Ам. 9:5; Наум. 1:5,6; Откр. 6:15-17)
- Где еще в Библии есть описания, схожие со ст. 9-12? (см. Откр. 20:7-9 – защита небесного Иерусалима (21:2) от народов)
3. Каковы ваши чувства при мысли о последних событиях?
V. Непоколебимые, как Сион (ЧТ).
1. Прочитайте Пс. 124:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Что приносит надежда на Бога? (1 ст. – стабильность)
- Какая идея передана образом гор вокруг Иерусалима – 2 ст.? (защита, 3 ст. – «Господь не оставит жезла нечестивых над...»)
- В чем опасность продолжительного засилья нечестивых? (3 ст. – «дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию»)
- Что означает «правые в сердцах своих» – 4 ст.? («правый» – יָשָׁר (яшáр) – прямой; сердце = разум, мысли (см. Пс. 80:13))
- Каково наказание идущих кривыми путями? (5 ст. – «оставит Господь ходить...»; см. Иер. 2:19 – «накажет... нечестие твое»)
2. Испытали ли вы на своем опыте последствия разных путей?
План урока
№ 11. Жажда Бога на Сионе. Псалом 83:3
Вс. Один день во дворах Твоих лучше тысячи
- Что вызывает у человека желание обратиться к Богу? (3)
- Что псалмист подразумевает под выражениями: «дворы Господни», «алтари Твои», «дом Твой»? (3–5)
- Почему для автора «один день во дворах Твоих лучше тысячи»?
- Что хотел выразить автор словами: «лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия»?
- Какие чувства испытываете вы присутствуя на Богослужении?
Пн. Молитесь о мире в Иерусалиме
- Какие чувства испытывал народ Божий посещая Иерусалим? (1,2
- В чем причина их радости и восторга? (4,5)
- Что значит выражение: «слитый в одно»? (3, см. друг. переводы)
- Какова главная молитва народа Божьего?
- Почему молитва о мире важнее просьб об исцелении, покаянии, спасении и даже евангельской работе?
- Является ли молитва о мире вашей ежедневной молитвой?
Вт. Сион –– дом всех народов
- Почему для Бога и для Его народа так важен и дорог
- Сион?
- В чем было преимущество рожденных в Израиле ? (5)
- Как жители других народов могли воспользоваться благословениями Сиона?
- Какие преимущества и сложности у тех, кто родился в семье верующих родителей и у тех, кто пришел «из мира»?
Ср. Безопасность и мир для Сиона
- В каких символах представлены мир и его состояние? (3,4)
- Как чувствует себя народ, среди которого обитает
- Господь? (5–6)
- Каким в этих стихах представлен Господь?
- О каком качестве Бога псалмист упоминает дважды? (8,12)
- Как нам научиться обретать покой и доверять Богу в мире, в котором столь много потрясений?
Чт. Непоколебимые, как гора Сион
- В чем сила и успех людей о которых говорит псалмист?1,2
- В чем заключается искушение праведных? (3)
- Какова участь тех, кто идет «кривыми путями»? (5)
- Каким образом мы можем укреплять свое упование на Бога?
Текст урока
Урок 11. Жажда Бога на Сионе
Библейские стихи для исследования: Пс.45; 83; 86; 121; 124.
Дополнительные стихи: Матф.28:18–20; Гал.3:28-29; Откр.21:3.
Памятный стих: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу и; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс.83:3).
Песни Сиона — это радостные гимны, возвеличивающие красоту Сиона и владычество Господа, Который правит со Своей святой горы. Эти псалмы часто восхваляют достоинства дома Господня и выражают любовь к святилищу, которую можно найти и в других псалмах. Многие из этих псалмов были написаны сыновьями
Кореевыми, которые на собственном опыте познали блаженство пребывания в доме Господнем, будучи певцами в храме (1Пар.6:31–38) и стражами у порогов скинии (1Пар.9:19).
Что делает Сион источником надежды и радости? Сион олицетворял живое присутствие Бога посреди Его народа. Как народ Израиля — избранный Богом народ (Втор.7:6), так и Сион — избранная Богом гора (Пс.77:68; 86:2). Бог царствует на Сионе (Пс.98:1-2) и также основал на Сионе Свой храм (Пс.86:2). Таким образом, Сион — это место Божьих благословений и прибежища. Сион часто упоминается параллельно или даже взаимозаменяемо с Иерусалимом и святилищем, центром Божьей работы по спасению древнего мира.
Благословения Сиона переполняются, достигая края земли, потому что личность Господа и Его благодать выходят за пределы любого святого места. Сион — это радость всей земли (Пс.47:3), что подтверждает: вся земля принадлежит Богу.
▬▬▬▬▬
Воскресенье. Один день во дворах Твоих лучше тысячи
Какие, на ваш взгляд, преимущества и благословения получает человек, регулярно посещающий дом молитвы?
Прочитайте Пс.83:2–5. Как вы считаете, почему псалмопевец желает жить в святилище?
Псалмопевец «жаждет» и «томится» о том, чтобы постоянно пребывать в святилище, чтобы он всегда мог быть рядом с Богом (84:2-3). Живое присутствие Божье (Пс.83:3) делает святилище уникальным местом. В святилище верующие могут «созерцать красоту Господню» (Пс.26:4; см. также Пс.62:3) и «насыщаться благами дома Его» (Пс.64:5). В Пс.83 ни с чем не сравнимое счастье обретается в отношениях с Богом, в том, чтобы восхвалять Его (Пс.84:5), обретать в Нем силу (Пс.83:6) и уповать на Него (Пс.83:13). Святилище — это место, где такие отношения подпитываются поклонением и общением с другими верующими. Живое присутствие Бога в святилище помогает верующим заглянуть в славное Царство Божье и ощутить вкус вечной жизни.
Прочитайте Пс.83:5–12. Перечислите, какие благословения от пребывания в святилище перечислены в этих стихах.
Божьи благословения описаны как исходящие из святилища, даруемые сначала тем, кто служит в святилище (Пс.83:5), затем паломникам, направляющимся к святилищу (Пс.83:6–11), и, наконец, они достигают края земли. Ожидание встречи с Богом в святилище укрепляет веру паломников (Пс.83:8). В то время как сила обычного путника ослабевает под тяжестью утомительного пути, у паломников, идущих к святилищу, сила возрастает по мере приближения к нему.
Даже будучи далеко от святилища, Божьи дети продолжают нести печать святилища Божьего, живя достойной жизнью (Пс.83:12), характерной для праведника, который входит в святилище Господне (Пс.14:1-2). Господа называют «солнцем», что показывает, что благословения из святилища, как лучи солнца, достигают края земли (Пс.83:12). Таким образом, те, кто пребывает с Богом верою, получают Его благодать вне зависимости от места, где они находятся.
Прочитайте Откр.21:3. Какая надежда, отраженная в земном святилище, открывается нам здесь? Как мы теперь хотя бы отчасти начинаем представлять, на что будет похож этот опыт?
▬▬▬▬▬
Понедельник. Молитесь о мире в Иерусалиме
Прочитайте Пс.121:1–5. Какие чувства испытывают верующие по поводу своего прибытия в Иерусалим? Что они надеются обрести там?
Псалом 121 выражает восторг и волнение паломников по поводу их прибытия в Иерусалим. Паломничества в Иерусалим были радостными событиями, когда трижды в год Божий народ объединялся, чтобы вспоминать Божью благость к нему в прошлом и настоящем (Втор.16:16). Иерусалим был центром жизни народа, потому что в нем находилось «свидетельство это для всего Израиля» (Пс.121:4; ИПБ) и престолы суда (Пс.121:5). «Свидетельство Израиля» относится к святилищу, которое иногда называли «скинией откровения» (Числ.1:50) и в котором находился «ковчег откровения» (Исх.25:22). Престолы, установленные для суда, изображают судебную систему в Иерусалиме (2Цар.8:15). Таким образом, паломничество было временем, когда можно было искать справедливости и добиться ее. Верность Богу и совершение правосудия по отношению к людям никогда не следовало разделять.
Как лично вы обычно готовитесь к посещению богослужений в доме молитвы?
Прочитайте Пс.121:6–9. Какова главная молитва народа Божьего?
Молитва о мире для Иерусалима призывает Божьи благословения на город и его жителей, и это объединяет молящихся, способствуя установлению мира среди них (Пс.121:8). Иерусалим мог быть городом мира только в том случае, если существовал мир между Богом и Его народом и между самими детьми Божьими. Таким образом, молитва о мире для Иерусалима несет призыв к Божьему народу жить в мире с Богом и друг с другом. При условии мира в Иерусалиме народ будет процветать (Пс.147:1–3).
Этот псалом учит нас, что мольба о благополучии сообщества верующих должна быть главной темой молитв
детей Божьих, поскольку только сильный и объединенный народ Божий может провозглашать благую весть о мире Божьем и спасении этому миру (Иоан.13:34-35).
Молитва о мире для Иерусалима и по сей день является преимуществом и ответственностью верующих, потому что она помогает сохранять надежду на наступление в конце времени Божьего Царства мира, которое охватит не только Иерусалим, но и весь мир (Ис.52:7; 66:12-13; Откр.21–22).
Как практически мы можем сейчас стремиться к гармонии между нами как детьми Божьими?
▬▬▬▬▬
Вторник. Сион — дом всех народов
Прочитайте Пс.86:2. Как вы считаете, почему Господь «любит врата Сиона более всех селений Иакова»?
Бог любит врата Сиона «более всех селений Иакова» (Пс.86:2), чем выражается превосходство Сиона над всеми другими местами в Израиле, которые в прошлом были особыми местами для Божьего народа, такими как Силом и Вефиль. Таким образом, этот псалом утверждает, что истинное поклонение Богу происходит в избранном Им месте и предписанным Им образом. Псалом 86 — это гимн, прославляющий Сион как особенно избранный и любимый город Божий. На горе Сион находится основание Божьего храма (Пс.2:6; 14:1). В конце времен Сион возвысится над всеми горами, символизируя суверенное превосходство Господа над всем миром (Пс.98:2; Ис.2:2; Мих.4:1). В псалме 86 Сион называется «горы», что подчеркивает его величие (Пс.132:3).
Можете ли вы сказать, что Господь любит дом молитвы вашей церкви более других мест в вашем городе (селении)?
Что еще можно сделать, чтобы слова Пс.86:2 вполне соответствовали месту поклонения вашей общины?
Прочитайте 86:3–7. Какую евангельскую миссию должен был выполнять Сион (сравн. Ис.56:7)?
Слава Сиона привлекает к Богу все народы, и тем самым расширяются границы Царства Божьего, охватывая весь мир. Обратите внимание, что Бог не относится к другим народам как к людям второго сорта, даже если Сион и изображается как место духовного рождения всех народов, которые принимают Господа как своего Спасителя.
Отдельных людей записывали в с оответствии с их местом рождения (Неем.7:5; Лук.2:1–3). Трижды в псалме говорится, что народы рождаются на Сионе, что означает, что Господь дает им новую самобытность и дарует им все привилегии законно рожденных детей Сиона (Пс.86:4–6).
Псалом 86 указывает на спасение как иудеев, так и язычников и их объединение в одну церковь через искупительное служение Христа (Рим.3:22; 10:12; Гал.3:28-29; Кол.3:11). Описание в псалме процветания Сиона напоминает видение Даниила о том, как Царство Божье становится огромной горой, заполняющей всю землю (Дан.2:34-35,44-45), и притчу Иисуса о Царстве Божьем, вырастающем в огромное дерево, к которому прилетают птицы небесные (Матф.13:32).
Как готовность Сиона принять все народы находит свое исполнение в данном церкви Великом поручении проповедовать всем народам Евангелие (Матф.28:18–20)? Как эта идея согласуется с нашим призывом проповедовать Трехангельскую весть?
▬▬▬▬▬
Среда. Безопасность и мир для Сиона
Прочитайте Пс.45:2–8. Как здесь поэтически описывается мир?
Этот псалом дает яркое описание мира, находящегося в водовороте, и использует образы необыкновенных в своей силе бедствий (Пс.45:3-4). Образ бурных вод часто изображает мятежные народы и различные проблемы, которые создают в мире нечестивые (Пс.92:3-4; 123:2–5). Точно так же в Пс.45 образы стихийных бедствий изображают мир, в котором бушуют войны между народами (Пс.45:7).
Очевидно, что это мир, не имеющий знания Бога, потому что Бог посреди Своего народа, а там, где обитает Бог, преобладает мир (Пс.45:5-6). И все же, хотя мир отвергает Его, Он не покидает этот мир. Бог
присутствует в мире, будучи среди Своего народа. Иными словами, как бы плохо все ни казалось, Бог присутствует здесь, в мире, и мы можем находить для себя надежду и ободрение, зная эту основополагающую истину.
Господь, Который является совершенным прибежищем, является также источником прочного мира и безопасности Сиона. Слово, подчеркивающее безопасность Сиона, — это слово «пусть» в Пс.45:4. Пусть мир в смятении, народ Божий в безопасности. Это говорит о том, что мир — не результат полного отсутствия испытаний, а Божий дар доверяющим Ему детям. Безоговорочное доверие Богу может дать чаду Божьему мир и безопасность посреди бури (Матф.8:23–27). Возникает вопрос: оставит ли Бог этот мир навсегда во власти его разрушительных решений и действий?
Прочитайте Пс.45:5–12. Каков ответ Божий на насилие и разрушение в мире?
Бог отвечает такой силой недовольства, что Его слово, сотворившее землю, теперь заставляет ее таять (Пс.45:7). Тем не менее таяние заканчивается не разрушением, а обновлением. Обратите внимание, что Бог распространяет Свой мир от Сиона до края земли. Бог прекратит войны и истребит орудия уничтожения, которыми пользовались нечестивые народы, чтобы нести в мир угнетение (Пс.45:10). Это великая надежда христиан, которая сбудется при Втором пришествии Иисуса.
Как нам научиться обретать покой и доверять Богу в мире, в котором столь много потрясений?
▬▬▬▬▬
Четверг. Непоколебимые, как гора Сион
Прочитайте Пс.124:1-2. Какие обетования дает Бог тем, кто Ему доверяет («надеющимся на Господа»)?
Те, кто доверяет Богу, сравниваются с горой Сион, символом непоколебимости и силы. Великолепный вид гор, окружающих город Иерусалим, вдохновил псалмопевца признать несомненность Божьей защиты (Пс.5:12; 31:7,10). В отличие от гор, которыми правят нечестивые и которые низвергаются в моря (Пс.45:7), впечатляющая прочность горы, на которой был построен Иерусалим, внушает глубокое доверие. Уверенность в Божьей защите становится более полной перед лицом болезненной реальности, в которой, кажется, так часто преобладает зло. И все же даже среди этого зла у Божьего народа может быть надежда.
Прочитайте Пс.124:3–5. В чем заключается искушение праведных? Как следует жить, чтобы обетования Пс.124:1-2 исполнились в нашей жизни?
Дети Божьи могут быть разочарованы успехом нечестивых и, возможно, могут поддаваться искушению последовать их путями (Пс.72:2–13; 93:3). Полная непоколебимость горы Сион не может обезопасить тех, кто отступает от Господа. Людям по-прежнему дана свобода «простирать руки свои к беззаконию» (Пс.124:3) и «совращаться на кривые пути свои» (Пс.124:5). Господь справедлив и будет судить людей, которые продолжают восставать вместе с другими нераскаявшимися грешниками.
Здесь звучит призыв к народу Божьему оставаться непоколебимым в вере и уповании на Господа, точно так же, как гора Сион является их непоколебимым прибежищем. То есть даже когда мы чего-то не понимаем, мы все равно можем доверять благости Божьей.
«Появление греха в мире, воплощение Христа, воскрешение мертвых, возрождение и многое другое, описанное в Библии, является тайной слишком глубокой, чтобы человеческий разум мог ее понять и объяснить. Но у нас нет причин сомневаться в Слове Божьем лишь только потому, что мы не можем уразуметь его до конца… Повсюду мы видим чудеса, которые выше нашего понимания. Должны ли мы поэтому удивляться, что в духовном мире также есть тайны, которые мы не в силах объяснить? Вся сложность заключается лишь в слабости и ограниченности человеческого ума. Священные Писания содержат в себе достаточно доказательств своего Божественного происхождения. Мы не должны сомневаться в Его Слове только потому, что не можем постичь все Его тайны» (Уайт Э. Путь ко Христу. с. 106, 107).
▬▬▬▬▬
Пятница. Для дальнейшего исследования
Поразмышляйте над вестями Ис.40 и Ис.51:1–16.
Песни Сиона выражают абсолютную приверженность тому, чтобы помнить о Сионе и живой надежде на суверенное правление Бога, которую он олицетворяет. Хотя мы испытываем и в этой жизни многие благословения Божьего святилища, надежда на полноту жизни и радость на Сионе все еще находится в будущем. Многие дети Божьи со слезами тоскуют по небесному Сиону (Пс.136:1). Помнить о Сионе означает не просто случайно вспомнить о нем, но намеренно держать это в уме и принимать решение жить в соответствии с этой живой памятью (Исх.13:3; 20:8). Таким образом, пение песен Сиона предполагает
страстную решимость сохранять надежду на восстановление Царства Божьего на новой земле (Откр.21:1–5). «Там бессмертный разум с неувядающим восторгом будет созерцать чудеса творческой силы и тайны искупительной любви. Там не будет жестокого врага-обольстителя, искушающего забыть Бога. Станут развиваться все способности, умения и навыки; умножится каждый талант. Приобретаемые знания не приведут к умственному переутомлению или истощению жизненных сил. Там можно будет осуществлять самые грандиозные проекты; претворять в жизнь самые возвышенные стремления, самые смелые планы; но и после этого будут новые вершины, которые следует взять; новые чудеса, которые будут вызывать восхищение; новые истины, которые нужно постигать; новые объекты исследования, требующие приложения сил, ума, души и тела» (Уайт Э. Великая борьба. с. 677). Побуждение к тому, чтобы не забывать Сион, — это скрытое обещание паломников Господних, что они никогда не примут этот мир как свою родину, но будут ожидать нового неба и новой земли.
Таким образом, псалмы Сиона могут петь верующие всех поколений, которые жаждут жить в Новом Иерусалиме (Откр.3:12). Песни Сиона побуждают нас с надеждой смотреть в будущее, но они также обязывают нас быть проводниками Божьей благодати в этом нынешнем мире.
Вопросы для обсуждения
1. Какие духовные и богословские принципы, при которых центром Божьего народа является Сион, буквальное место в Иерусалиме, мы можем применить к церкви и ее миссии по отношению к миру?
2. Как верующие сегодня могут пребывать в Божьем святилище? (См. Иоан.1:14–18; Евр.12:22–24.)
3. Как Сион станет городом всех народов, как предсказывается в Пс.86? (См. Рим.5:10; Ефес.2:11–16; Кол.1:19,23.)
4. Как вы отвечаете человеку, который указывает вам на тот факт, что нечестивые процветают в мире, тогда как многие «хорошие» люди страдают? Почему важно признавать, что у нас нет исчерпывающих ответов на все, что здесь сейчас происходит?
Комментарий к уроку
Комментарий к уроку 11
Часть I: Обзор
Основной стих: Пс.83:3.
На этой неделе мы сосредоточимся на образе Сиона, упоминаемом в книге Псалтирь (см. Пс.45; 83; 86; 121; 124). Книга Псалтирь исполнена надежды и ожидания того, что праведные войдут и будут обитать в безопасности в Божьем святилище, прибежище безопасности и мира.
Концепция «Сиона» в Писании сама по себе является смешением географии, политики и богословия. Мы рассмотрим эти различные аспекты, чтобы уловить духовное значение Сиона для Божьего народа в прошлом, а также для нас самих, кто так отчаянно нуждается сегодня в надежде, которую предлагает Сион.
Часть II: Комментарий
География Сиона
Местонахождение Сиона в Иерусалиме в связи с горой Мориа имеет важное богословское значение. Давид завоевал гору Сион (4Цар.5:6-7; 1Пар.11:5–70), заняв относительно небольшой участок холма, который стали называть городом Давидовым. К северу примерно в шестистах метрах находилась гора Мориа, где Авраам был готов принести в жертву Исаака (Быт.22:1–12). Здесь также у гумна Орны Иевусеянина стоял ангел Господень и был остановлен в разгар поражения Израиля вследствие греха Давида, который попытался сосчитать народ (2Цар.24:16) против воли Божьей. Впоследствии Давид купил это гумно и воздвиг там жертвенник Господу и во искупление своей самонадеянности принес Господу всесожжения и мирные жертвы (2Цар.24:25; ср. с 1Пар.21:15–30).
Храм Соломона и его внешние постройки были также возведены на этом месте (2Пар.3:1). Город Иерусалим расширялся к северу и зашел на территорию святой горы, и в конце концов название «Сион» стало включать храмовую гору. Как мы видим в Псалтири, «Сион» часто относится к городу Иерусалиму в целом (Пс.47:2–4; 68:36; 73:2; 81:2–5; 125:1-2).
Сион, святая гора
Задолго до того, как Соломон построил храм Богу, Господь явился на горе Синай и повелел Израилю построить Ему святилище, чтобы Он мог обитать посреди них (Исх.25:8-9). Когда святилище было завершено и воздвигнуто, присутствие Божье снизошло в облаке и почило на скинии собрания (Исх.40:34-35), сделав ее
центром Божественного явления и поклонения в Израиле. Таким образом, Бог перенес физическое проявление Своего присутствия с Синая в среду лагеря израильтян. Синайское богоявление продолжало пребывать над скинией собрания во время путешествия по пустыне.
Скиния увековечивает, усиливает и завершает Божью работу на горе Синай. Скиния как место обитания Божества имеет основное значение для более позднего понимания важности «святой горы». Первоначально Бог обитал в святилище, и, когда впоследствии Соломон построил Ему храм, гора Мориа удостоилась чести стать местом его строительства. Когда царь Соломон посвятил храм и молился Богу, чтобы Он даровал ему Свое благословение, Господь выразил Свое одобрение в огне с неба (2Пар.7:1–3). Таким образом, гора Мориа во времена израильских царей считалась «святой горой», потому что там обитал Бог посреди Своего народа.
Помните, что Яхве никогда не ограничивается какой-то определенной горой. Он также не ограничен каким-либо конкретным местом на земле в Ветхом Завете, потому что ни одно место само по себе не является святым. Хотя Бога часто связывают с Синаем и Сионом, Он открывается на самых разных горах. Он являет Свое присутствие везде, где пожелает. Даже сам Сион не заслуживает особого отличия в качестве земной обители Господа. Скорее, Сион — это лишь подножие величия Бога, Которого не могут вместить даже небеса (3Цар.8:27; 2Пар.6:18).
Сион и его эсхатологическая перспектива
Как Сион изображен в Писании? Гора Сион — символ народа Божьего (Ис.29:8) — также является местом, с которого Яхве борется против враждебно настроенных народов (Ис.31:4), воюющих против Израиля. Остаток Израиля выйдет от Сиона и будет сохранен (4Цар.19:31), и Израиль вернется на Сион (Ис.51:11). Спасение находится на Сионе (Ис.37:32; Иоил.2:32). Эта гора также связана с небесными знамениями (Ис.24:23). В конце концов Господь воцарится над Своим народом на горе Сион (Мих.4:7) на новой земле.
В книге пророка Иоиля 3:1–17 говорится о собрании народов в долине Иосафата, где Бог будет производить над ними суд и освободит Свой народ. Долина Иосафата — это символическое название, данное месту окончательного суда. Географически это было глубокое ущелье, отделявшее Иерусалим от Елеонской горы, по которой протекал поток Кедрон. Благодаря своему расположению долина Иосафата играла знаменательную роль в религиозных традициях и ритуалах Израиля (3Цар.1:9,33); в религиозных реформах Асы (3Цар.15:13; 2Пар.15:16); в царствовании Иосафата (4Цар.23:4,6,12) и Езекии (2Пар.29:16; 2Пар.30:14); в будущем очищении Иерусалима (Иер.31:40). Именно там был помазан на царство Соломон. Следовательно, существует тесная связь между «святой горой», или Сионом, и судом и коронацией царя.
В кульминационный момент противостоянии Господа и народов «возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима» (Иоил.3:16), и народ Божий узнает, что Он — «Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе» (Иоил.3:17).
Праведники (Пс.14:2–5) показаны как те, кто будет обитать на святой горе Божьей (Пс.14:1), откуда Бог отвечает на молитвы (Пс.3:5). Напротив, те, кто оставляет Яхве, забывают о Его святой горе (Ис.65:11). Господь решил сделать земной Сион центром Своих действий не потому, что тот был уникальным или ценным по своей сути, а потому, что так пожелал Он.
Важные псалмы, говорящие о Сионе
Псалом 2
Псалом 2 признается царским, или мессианским, гимном, возвеличивающим Помазанника Яхве. Он содержит следующие три аспекта или темы: исторический, мессианский и культовый/богослужебный. Это поэтическое произведение состоит из четырех строф. Во второй строфе (Пс.2:4–6) Бог проявляет презрение к высокомерию народов (Пс.2:1–3); строфа завершается указанием на то, что Бог поставил Своего Царя на Сионе, Своей святой горе (Пс.2:6).
Этот гимн учит концепции, согласно которой Яхве царствует со Своим Помазанником на Сионе. Еще раз утверждается идея о том, что гора является святой из-за присутствия посреди нее Бога небесного.
Таким образом, Сион, священная гора, освященная присутствием Яхве в Его храме, является средоточием Божьего земного владычества, резиденцией помазанного царя Израиля и столицей мира, перед которой все народы и цари связаны узами любви или железными узами. (Сравните с Ис.2:2–4 и Мих.4:1–4, где гора дома Яхве является убежищем и источником наставления, управления и всеобщего мира для всех народов.)
В Пс.2:6, 7 показано, что Господь провозглашает Своими и Помазанника, и власть над горой. Помазанник и гора имеют центральное значение для богословия Царства Божьего в Псалтири. В избрании царя Божьим Помазанником (Пс.2:2), Божьим Царем (Пс.2:6) и Божьим Сыном (Пс.2:7), Который поставлен на «святой горе
Божьей», мы видим, что избрание определяется Божественным решением и что люди не имеют никакого влияния на этот выбор. Ганс Ларонделл настаивает на том, что «пока Господь оставался во Святом святых этого святилища, эта гора была „святой“, потому что там обитала Божья слава, шекина» (Deliverance in the Psalms, p. 55).
Пс.47:2–4
Этот псалом расширяет мессианскую концепцию Сиона как места обитания Бога и столицы Его Царства. Псалмопевец поет о заботе Яхве об Иерусалиме и избавлении Его народа от рук врага. Центральной темой этого песнопения является восхваление величия Бога, символом которого является Сион, «святая гора Его» (Пс.47:2).
В стихах 2–4 псалмопевец использует различные выражения, чтобы обозначить место Божественного явления, такие как «град Бога нашего», «гора Сион», «северная сторона», «город великого Царя». Псалмопевец также говорит о Сионе как о «святой горе Его», что можно перевести как «гора, посвященная Ему» (см. Пс.2:6; 86:2; 120:1; Зах.8:3).
Псалом 98
В Пс.98 мы снова видим связь между горой Сион и опытами Израиля в пустыне и у горы Синай. Псалом состоит из трех строф, каждая из которых заканчивается словами «свято оно» (Пс.98:3,5,9). После возвеличивания Яхве как Царя (Пс.98:1), как Того, Кто обитает на Сионе (Пс.98:2), и провозглашения Его «великим», «страшным» и «святым» (Пс.98:3) и «праведным» (Пс.98:4), псалмопевец приглашает народ поклониться Ему (Пс.98:5).
В Пс.98:6–8 обсуждается опыт Моисея, Аарона и Самуила. Столп облачный, несомненно, вызывает в памяти опыт в пустыне, прямую ссылку на Моисея и Аарона, с которыми говорил Бог. Самуил тоже слышал Яхве в храме в Силоме (1Цар.3:1–14).
Псалом завершается призывом к народу превозносить Господа и поклоняться Ему «на святой горе Его» (Пс.98:9), поскольку там Бог явил им прощение (ст. 8). Как мы видим из нашего исследования, святость, которой некогда обладала гора Синай как обитель Божья, перенеслась на Сион после того, как там был построен храм.
Часть III: Практическое применение
Наш Бог-Творец — выдающийся Учитель. Он использует физические места и материальные предметы, чтобы выразить духовные концепции, как в случае с буквальной горой Сион и окружающими ее холмами. Такой наглядный урок был дан израильтянам, чтобы они могли лучше понять Божий спасительный замысел.
Сион — это указание на присутствие Божье, место, где Господь ходатайствует и защищает Свой народ. Как и израильский народ в прошлом, мы должны хранить в нашем сердце горячее желание быть в присутствии Всемогущего. Общение в субботу, несомненно, является необходимым. Но давайте также стремиться в течение всей недели соединяться с присутствием Божьим в Его небесном святилище. «Да приступаем [к Нему] с искренним сердцем, с полною верою» (Евр.10:22).
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.