Урок 10 | Субботняя школа | I кв. 24 | Уроки прошлого

Альманах "Борух"
Просмотров: 2435
Уроки прошлого

Урок 10. Уроки прошлого

Скачать пособие по изучению Субботней Школы

Библейские стихи для исследования: Пс.77; 79; 104; 105; 134. 

Дополнительные стихи: Гал.3:29; Числ.6:22–27. 

Памятный стих: «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду али нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (Пс.77:3-4). 

Во многих псалмах прославление приобретает форму изложения великих спасительных деяний Господа. Эти псалмы часто называют «псалмами истории спасения» или «историческими псалмами». Некоторые из них обращены к Божьему народу, увещевая извлечь уроки из прошлого, а в особенности из ошибок их предков. Некоторые исторические псалмы содержат основной мотив гимна, который подчеркивает чудесные Божьи деяния прошлого, соделанные для Его народа, и укрепляет доверие Господу, который верен и силен избавить Своих детей от их теперешних трудностей. 

Особая привлекательность исторических псалмов в том, что они помогают нам рассматривать свою жизнь как часть истории Божьего народа и считать это прошлое своим собственным. Поскольку мы были приняты в семью исторического народа Божьего через Христа (Рим.8:15; 9:24–26; Гал.4:6-7), это наследие древнего израильского народа на самом деле является повествованием о наших духовных предках. Таким образом, мы можем и должны учиться на их прошлом, которое также является и нашим. 

Конечная цель в том, чтобы осознать, что каждое поколение Божьего народа играет малую, но знаменательную роль в великом историческом осуществлении суверенных целей Божьих в ходе великой борьбы. 

Видео комментарий

План урока и Видео комментарий

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Тема квартала: «Книга Псалтирь»

Урок №10, «Уроки прошлого»

9 марта 2024

I. Нескончаемая верность Господа (ВС). 

1. Сколько стихов в 77 псалме, и на каком месте он стоит в книге Псалтирь по объему? (72 стиха, на 2 месте после 118 (176 ст.))

2. Прочитайте Пс. 77:1-8 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Какова обязанность родителей? (5 ст. – обучать детей)
  • Чему следует учить детей? (3 ст. – истории; 4 ст. – «славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил»; 5 ст. – «закон»; 7 ст. – «возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божии, и хранить заповеди»; 8 ст. – «не быть подобными» отступникам прошлого)

3. Откройте Пс. 77:9-72 и найдите ответы на вопросы:

  • Какие эпохи упомянуты? (12-54 ст. – исход из Египта; 55-64 ст. – поселение в Ханаане, судьи; 65-72 ст. – время Давида)
  • Какие темы прослеживаются в описании этих эпох? (отступление народа – 10,17,22,32,36,37,40,41,56-58 ст.; Божий гнев – 21,31, 59 ст.; Божья милость – 38 ст.)

4. Родители, насколько вам удалось выполнить свой долг?

II. Память об истории и хвала Богу (ПН). 

1. Прочитайте Пс. 104:1-6 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Какие призывы имеют отношение к истории? (1 – «возвещайте в народах дела Его»; 2 ст. – «поведайте о всех чудесах Его»; 5 ст. – «воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения»)
  • К чему побуждает знание истории? (к веселию сердца: 3 ст. – «да веселится сердце»; к прославлению: 1 ст. – «славьте Господа»; 2 ст. – «воспойте Ему и пойте Ему»; к свидетельству о Боге: 1 ст. – «возвещайте в народах дела Его»; 2 ст. – «поведайте о всех чудесах Его»; 3 ст. – «хвалитесь именем Его»; обращаться к Богу: 1 ст. – «призывайте имя Его»; 4 ст. – «ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда»)

2. Откройте Пс. 104:7-45 и найдите ответы на вопросы:

  • Какова главная тема ст. 7-11? (8 ст. – «вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов»; 9-11 ст. – Бог обещал Аврааму, Исааку и Иакову Ханаанскую землю)
  • Какова общая тема ст. 12-15? (14 ст. – «никому не позволял обижать» Свой народ в начале их исторического пути)
  • Какое время охватывают ст. 16-23? (история Иосифа и пересе-ление Израиля в Египет)
  • Какое «слово Господне испытало» Иосифа – 19 ст.? (Быт. 39: 5-8 – «ты будешь царствовать над нами»)
  • О чем ст. 24-38? (египетские казни и выход из рабства)
  • О чем ст. 39-45? (время в пустыне и поселение в Ханаане)
  • ж. К чему побуждают Божьи деяния в истории? (45 ст. – «чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его»)

3. К чему вас побуждают Божьи деяния в истории?

III. Помня историю и покаяние (ВТ).

1. Прочитайте Пс. 105:1-12 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Какое мировоззрение передают 4 и 5 ст.? (единство псалмиста с Божьим народом)
  • В чем проявляется это мировоззрение? (6 ст. – «согрешили мы с отцами нашими» – сопричастность к вине отцов)
  • На чем основано Божье спасение? (8 ст. – «ради имени Своего, дабы показать могущество Свое»)
  • Как спасение влияет на спасенных? (12 ст. – «поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему»)

2. Откройте Пс. 105:13-48 и найдите ответы на вопросы:

  • Какое время охватывают ст. 13-33? (путешествие по пустыне)
  • Какое время охватывают ст. 34-46? (период судей)
  • Что представляют собою языческие божества? (35-37 ст. – бесы)
  • Какие стихи отражают главные мотивы эпохи судей? (43-45 ст.)

3. Чем для вас полезен этот псалом?

IV. Главенство Господа в истории (ЧТ).

1. Откройте Пс. 134 и найдите ответы на вопросы:

  • Каковы причины хвалебного пения Богу? (3 стих – «ибо Господь благ... ибо это сладостно»)
  • Каков главный тезис 5 ст., и где он повторяется? («Господь наш превыше всех богов»; 15-17 ст. – тварность идолов язычников)
  • Как проявляется Божье превосходство в истории? (6,7 ст. – управление природой; 8-12 ст. – поражение царств)
  • Чем завершается псалом? (19-21 ст. – призывом благословить Господа)

2. Есть ли у вас привычка благословлять Господа?

План урока

№ 10. Уроки прошлого. Пс. 77:3,4

Q. Почему у людей не очень получается учиться на ошибках прошлого?

Вс. Нескончаемая верность Господа

1. Откройте Пс. 77:1-54 и ответьте на вопросы:

  • Какую историческую эпоху описывает Асаф в стихах? (Исход)
  • Что вы особо отметили для себя в этом отрывке псалма?

2. Просмотрите Пс. 77:55-64 и ответьте на вопросы:

  • Какая историческая эпоха описана в этой части псалма? (Ханаан)
  • Что в этих стихах привлекло ваше особое внимание? 

3. Просмотрите Псалом 77:65-72 и ответьте на вопросы:

  • Какой период истории Израиля описан в этих текстах? (Давид)
  • Чему учит нас история этих стихов?

Вывод: История отношений Бога с Израилем показывает нам нескончаемую верность Господа несмотря на многократную неверность Его народа. Долг родителей рассказывать детям Историю Спасения.

Пн. Память об истории и хвала Богу
  • 1. Прочтите Псалом 104:1-5 и ответьте на вопросы:
  • Перечислите 10+ призывов к народу, звучащих в этих стихах?

2. Откройте и просмотрите Псалом 104:8-45 и ответьте на вопросы: 

  • Назовите имена шести знаковых фигур упомянутые в этом псалме и события связанные с ними? (ст.8-45) 
  • Каким призывом и смыслом избрания, заканчивается псалом? (45
  • К чему побуждают нас Божьи деяния в прошлом? (к благодарности, прославлению Бога и соблюдению Его законов)
  • Расскажите, что вызывает у вас вознести хвалу Богу? 

Вывод: Знание Истории Спасения, во-первых, взращивает и укрепляет веру. Во-вторых, дает бесчисленные поводы прославлять Имя Божие!

Вт. Помня историю и покаяние

1. Прочтите Пс. 105:4-8 и ответьте на вопросы:

  • Какая просьба выражена в этих стихах и какое признание? (4,6)

2. Прочтите Пс. 105:13 и ответьте на вопросы:

  • Почему нам так легко делать это и в нашей собственной жизни?

3. Прочтите Псалом 105:44-46 и ответьте на вопросы:

  • Какие черты характера Бога описаны в этих текстах? (44–46)

4. Прочтите Пс. 105:47,48 и ответьте на вопросы:

  • Какова заключительная просьба автора этого псалма? (47–48)
  • Нужно ли нам просить прощение не только за себя, но и за родных, собратьев, народ и страну?

Вывод: Если рассеянный народ раскаивается и обращается к Богу, по Своему милосердию Бог прощает и собирает их снова.

Ср. Притча о Божьей виноградной лозе

1. Прочтите Пс. 79:2,3 и ответьте на вопросы:

  • Почему псалмист обращается к Богу как к пастырю?

2. Прочтите Пс. 79:9-16 и ответьте на вопросы:

  • В каком образе и состоянии представлен в притче Божий народ?
  • Кто еще из пророков представляет Израиль виноградной лозой? (см. Ис. 5:1–7; Иер. 2:21)

3. Прочтите Пс. 79:18-20 и ответьте на вопросы:

  • О чем молит, на что надеется и в чем уверен автор псалма?

4. Прочтите Числа 6:22-27 и Пс. 79:4,8,20 и ответьте на вопросы:

  • Какие мотивы из благословения Аарона вплетены в Пс. 79?
  • Почему много говориться о «лице Божьем»? Что это значит?

Вывод: В ВЗ словосочетание «лицо Божие» служит выражением Божьего присутствия. Если Бог скрывает Свое лицо, это знаменует близость сурового суда (Ис. 54:8; Ис. 59:2; Ис. 64:7). В Пс. 79 Божья лоза находится под Его гневом (ст.13,17),но покаяние всегда восстанавливает

Чт. Главенство Господа в истории

1. Прочтите Пс. 134:1–5,19–21 и ответьте на вопросы:

  • Что выражено в первых и последних текстах этого псалма?
  • Что открылось и что провозглашает автор в 5 стихе? 

2. Прочтите Пс. 134:6-14 и ответьте на вопросы: 

  • Какие прошлые и будущие события упоминает автор псалма? (Творение, Исход, Обетованная земля, Суд)
  • Какую связь с этими событиями имеют первые и последние стихи этого псалма? (хвала и благословение за Божье водительство)
  • Что лично вы услышали для себя в тексте 134 псалма? 

Вывод: Это хвалебный псалом написан, чтобы ободрить и вдохновить Божий народ в том, что Бог управляет историей. «Нам нечего бояться за будущее, если только мы не забудем того пути, которым вел нас Господь, и Его наставлений в нашей прошлой истории.» Е. Уайт. СЦ. Т.9

План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота.

Текст урока

Урок 10. Уроки прошлого 

Библейские стихи для исследования: Пс.77; 79; 104; 105; 134. 

Дополнительные стихи: Гал.3:29; Числ.6:22–27. 

Памятный стих: «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду али нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (Пс.77:3-4). 

Во многих псалмах прославление приобретает форму изложения великих спасительных деяний Господа. Эти псалмы часто называют «псалмами истории спасения» или «историческими псалмами». Некоторые из них обращены к Божьему народу, увещевая извлечь уроки из прошлого, а в особенности из ошибок их предков. Некоторые исторические псалмы содержат основной мотив гимна, который подчеркивает чудесные Божьи деяния прошлого, соделанные для Его народа, и укрепляет доверие Господу, который верен и силен избавить Своих детей от их теперешних трудностей. 

Особая привлекательность исторических псалмов в том, что они помогают нам рассматривать свою жизнь как часть истории Божьего народа и считать это прошлое своим собственным. Поскольку мы были приняты в семью исторического народа Божьего через Христа (Рим.8:15; 9:24–26; Гал.4:6-7), это наследие древнего израильского народа на самом деле является повествованием о наших духовных предках. Таким образом, мы можем и должны учиться на их прошлом, которое также является и нашим. 

Конечная цель в том, чтобы осознать, что каждое поколение Божьего народа играет малую, но знаменательную роль в великом историческом осуществлении суверенных целей Божьих в ходе великой борьбы. 

▬▬▬▬▬ 

Воскресенье. Нескончаемая верность Господа 

Прочитайте Пс.77. Какие три ключевые исторические эпохи выделяются в этом псалме? Какие повторяющиеся уроки Асаф извлекает из каждого периода? 

Обзоры прошлого Израиля подчеркивают верность Бога и неверность Израиля. Они также призваны научить грядущие поколения не повторять ошибок своих предков, но доверять Богу и оставаться верными Его завету. Псалмопевец использует историю как притчу (Пс.77:2), что означает, что люди должны глубоко обдумать весть псалма и искать в нем смысл для себя. Пс.77:2 — это поэтическое описание метода Иисуса, заключавшегося в обучении при помощи притчей (Матф.13:34-35). 

Псалом также размышляет о времени исхода (Пс.77:9–54), поселения в Ханаане (Пс.77:55–64) и времени Давида (Пс.77:65–72). Он показывает славные дела Господа и последствия того, что народ нарушил свой завет 

с Богом. История Израиля помнит много форм неверности народа Богу, особенно их идолопоклонство (Пс.77:58). 

Псалмопевец, однако, подчеркивает корень неверности израильтян: они забыли, что Бог сделал для них, не доверяли Богу, искушали Бога ( Пс.77:18,41,56) и восставали против Него, не хранили Его закона, Его завета и Его уставов (Пс.77:10,37,56). Подчеркивая эти конкретные формы неповиновения, псалмопевец подразумевает, что отвержение Израиля в истории стало результатом одного основного греха, а именно неспособности народа доверять Господу (Пс.77:7-8). 

Какие уроки проявления Бога в вашей личной истории жизни для вас особенно ценны? 

Читая псалом, мы негодуем на постоянное упорство и духовную слепоту народа Божьего, в отличие от безграничного терпения и благодати Господа. Как могло произойти, что каждое новое поколение так медленно усваивало уроки прошлого? 

Прежде чем мы станем чрезмерно осуждать прошлые поколения, нам следует подумать о себе. Разве мы также не забываем о прошлых чудесах Бога и не пренебрегаем требованиями Его завета? Псалом побуждает людей не полагаться на свои дела. Вместо этого Пс.77 показывает тщетность человеческой воли, если она не основана на постоянном осознании Божьей верности и принятии Его благодати. Проигранные битвы народа Божьего (Пс.77:9,62–64) проясняют урок псалма о том, что человеческие усилия, не связанные с верностью Богу, обречены на провал. 

Какие уроки вы извлекли или должны были извлечь из своих прошлых ошибок? 

▬▬▬▬▬ 

Понедельник. Память об истории и хвала Богу 

Прочитайте Пс.104. Какие исторические события и их уроки подчеркиваются в этом псалме? 

Псалом 104 напоминает о ключевых событиях, которые создали отношения завета между Господом и Его народом Израилем. В нем рассказывается о Божьем завете с Авраамом, согласно которому Бог обещал дать Аврааму и его потомкам Землю обетованную. Также в нем говорится о том, как это обетование, подтвержденное Исааку и Иакову, было, по провидению Божьему, исполнено через Иосифа, Моисея и Аарона, а также во время завоевания Ханаана. Этот псалом дает надежду народу Божьему всех поколений, потому что чудесные деяния Бога в прошлом являются залогом неизменной любви Божьей к Своему народу во все времена (Пс.104:1-5,7-8). 

Псалом 104 напоминает Пс.77 (см. материал за воскресенье), подчеркивая верность Бога Своему народу в истории, и это делается для того, чтобы прославить Бога и вдохновить народ быть верным. Однако, в отличие от Пс.77, Пс.104 не упоминает о прошлых ошибках народа. У этого псалма иная цель. 

Вместо этого в Пс.104 история пересказывается через описание жизни величайших патриархов Израиля, показывая Божье провидческое водительство и терпеливое преодоление трудностей патриархами. Настойчивость патриархов и их верность Богу были щедро вознаграждены. Таким образом, Пс.104 призывает людей подражать вере патриархов и с доверием ожидать Божьего избавления в их время. 

Псалом 104 содержит мотив гимна (Пс.104:1–7), показывая, что для того, чтобы по-настоящему прославить Бога, Его народу нужно знать факты своей истории. История дает как подтверждение нашей вере, так и бесчисленные поводы прославлять Бога. 

К верующим обращаются как к семени Авраама и детям Иакова (Пс.104:6), тем самым рассматривая их как исполнение Божьего обетования Аврааму произвести от него великий народ (Быт.15:3–6). Псалмопевец подчеркивает преемственность между патриархами и последующими поколениями Божьего народа. Псалмопевец подчеркивает, что «по всей земле суды Его» (Пс.104:7; курсив автора), тем самым предостерегая верующих не забывать, что «наш Бог» также является Господом-Владыкой всего мира и что Его любовь и милость проявляются ко всем людям (Пс.95:1; 96:1). Это явный призыв к верности, обращенный ко всем поколениям верующих. 

Как мы как адвентисты седьмого дня должны рассматривать себя в этой генеалогической линии народа от Авраама? (См. Гал.3:29.) Какие уроки мы должны извлечь из этой истории? 

▬▬▬▬▬ 

Вторник. Помня историю и покаяние 

Прочитайте Пс.105. Какие исторические события и их уроки подчеркнуты в этом псалме? 

Псалом 105 также вызывает в памяти главные события в истории Израиля, включая исход, пребывание в пустыне и жизнь в Ханаане. В нем подчеркиваются чудовищные грехи отцов, кульминацией которых стало поколение, отправленное в плен. Таким образом, псалом почти наверняка был написан, когда народ находился 

в Вавилоне или после того, как они вернулись домой, и псалмопевец, вдохновленный Святым Духом, рассказал Божьему народу об этих исторических событиях и уроках, которые народ должен был извлечь из них. 

Этот псалом, как и другие, указывает на верность Бога Своему завету благодати, которым Он спас Свой народ 

в прошлом (Пс.105:45). В нем выражена надежда на то, что Бог снова явит милость Своим кающимся детям и соберет их из других народов (Пс.105:47). Мольба о нынешнем избавлении — это не какое-то благодушное мечтание, а молитва веры, основанная на уверенности в том, что Бог избавлял Свой народ в прошлом (Пс.105:1–3) и что Бог неизменно верен Своему завету со Своим народом. 

Воспоминание об исторических неудачах Израиля в Пс.105 является неотъемлемой частью исповедания иудеями своих грехов и признания того, что они не лучше своих предков. Нынешнее поколение признает, что оно даже хуже, чем его предки, потому что оно знало последствия беззаконий прошлых поколений и то, как Бог проявлял Свое великое терпение и благодать, спасая их, даже несмотря на то, что в прошлом они сознательно шли путями нечестия. Если это так в отношении них, то подумайте о том, насколько больше это верно сегодня для нас, имеющих откровение о Божьем характере и спасительной благодати, явленных в Иисусе и на кресте. 

Добрая весть Пс.105 заключается в том, что неизменная любовь Божья всегда восторжествует над грехами людей (Пс.105:8–10,30,43–46). Ключевая роль Моисея и Финееса в том, что они отвратили гнев Божий, это указывает на значение заступничества Христа за верующих. Только личный опыт Божьей благодати может превратить историю прошлого в нашу историю. 

Псалом 105:13 гласит: «Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения». Почему нам так легко делать это и в нашей собственной жизни? 

▬▬▬▬▬ 

Среда. Притча о Божьей виноградной лозе 

Прочитайте Пс.79. Как в этом псалме описан народ Божий и об исполнении какой великой надежды он просит? 

Израиль показан как виноградная лоза, которую Бог пересадил из Египта, земли угнетения, и перенес в Землю обетованную, место изобилия. Образ лозы передает идею Божьего избрания Израиля и Его провидения и заботы (прочтите также Быт.49:11-12,22; Втор.7:7–11). 

Однако в Пс.79 Божья лоза находится под Его гневом (Пс.79:13). Пророки объявляют об уничтожении лозы в качестве знака Божьего суда, поскольку лоза оказалась плохой (Ис.5:1–7; Иер.2:21). 

Однако в Пс.79 нет размышлений о причинах Божьего суда. Учитывая глубину Божьей благодати, псалмопевец недоумевает, что Бог может скрывать Свое присутствие от Своего народа в течение столь длительного времени. Напряжение между Божьим гневом и судом, с одной стороны, и Божьей благодатью и прощением — с другой заставляет псалмопевца опасаться, что Божий гнев может возобладать и полностью поглотить народ (Пс.79:17). 

Прочитайте Числ.6:22–27. Как это благословение используется в Пс.79? 

Рефрен этого псалма вызывает в памяти Аароново обетование о постоянном Божьем благословении Его народа (Числ.6:22–27) и подчеркивает надежду, что Божья благодать восторжествует над тем, что вызывает страдания народа: «Боже! восстанови нас; да воссияет лицо Твое, и спасемся!» (Пс.79:4; см. также Пс.79:8,20). 

Еврейское слово «восстанови» происходит здесь от общего слова, означающего «возвращать», и оно используется по всей Библии, когда сказано о том, что Бог призывает Свой заблудший народ вернуться к Нему. Это тесно связано с идеей покаяния, обращения от греха назад к Богу. «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я — Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер.24:7). 

Как вы на своем опыте ощутили, что покаяние — это возврат к Богу? 

▬▬▬▬▬ 

Четверг. Главенство Господа в истории 

Прочитайте Пс.134. Какие исторические события подчеркиваются в псалме? Какие уроки извлекает из них псалмопевец? 

Псалом 134 призывает народ Божий прославлять Господа за Его благость и верность, проявленные при сотворении (Пс.134:6-7), в истории спасения Израиля во время исхода (Пс.134:8-9) и в завоевании Земли обетованной (Пс.134:10–12). 

Господь явил Свою благодать, избрав народ Израиля Своей особенной собственностью (Пс.134:4). Особенное «сокровище» передает особые отношения завета между Господом и Его народом (Втор.7:6–11; 1Петр.2:9-10). Избрание Израиля было основано на суверенной воле Господа, и, таким образом, у Израиля нет оснований чувствовать свое превосходство над другими народами. Пс.134:6-7 показывает, что суверенные цели Господа в отношении мира начались не с Израиля, а с сотворения. Поэтому Израиль должен смиренно выполнять отведенную ему роль в Божьих спасительных целях для всего мира. 

Перечисление великих дел Божьих ради Его народа (Пс.134:8–13) достигает кульминации в обетовании, что Бог будет «судить» Свой народ и умилосердится над ним (Пс.134:14). Суд здесь понимается как Божье оправдание угнетенных и обездоленных (Пс.9:5; 7:9; 53:3; Дан.7:22). Обетование заключается в том, что Господь поддержит дело Своего народа и защитит его (Втор.32:36). Таким образом, Пс.134 направлен на то, чтобы вдохновить народ Божий уповать на Господа и оставаться верным своему завету с Ним. 

Верность Господа Своему народу побуждает псалмопевца утверждать, что идолы ничтожны, Господь — единственный, Кто главенствует в мире (Пс.134:15–18). Опора на идолов делает поклоняющихся им такими же лишенными надежды и бессильными, как и их идолы (Пс.134:18). Псалом показывает, что Бога следует прославлять как Творца и Спасителя Своего народа. Это замечательно передано в двух дополняющих друг друга изложениях четвертой заповеди Десятисловия (Исх.20:8–11; Втор.5:12–15). Поскольку сила Бога, проявленная в Творении и истории, не имеет себе равных в мире, Божий народ всегда должен полагаться на Него и поклоняться Ему одному. Ему одному следует поклоняться, ведь Он — наш Создатель и наш Искупитель, а поклонение чему-то или кому-то другому является идолопоклонством. 

Как мы можем быть уверены, что не создаем идолов в своей собственной жизни? Почему впасть в идолопоклонство может оказаться более легким, нежели мы думаем? 

▬▬▬▬▬ 

Пятница. Для дальнейшего исследования 

Прочитайте Деян.7 и Евр.11. Что Новый Завет говорит о конечной цели того, что Бог суверенно ведет Свой народ в истории? 

Исторические псалмы — это мощное свидетельство верности Божьей Своему народу. Каждое событие в истории народа Божьего было предусмотренным Богом шагом, ведущим к окончательному исполнению Божьего обетования о Спасителе мира в лице Иисуса из Назарета. Даже испытания, которые часто ставили израильтян в тупик и заставляли думать, что Бог покинул их, находились под суверенным контролем Бога и были частью Его провидения, потому что Бог — верховный Владыка истории. Псалмопевец умело излагает истину о том, что даже неверность народа не может помешать Богу сохранить веру в Свой народ и исполнить Свои обетования. Однако нераскаявшиеся люди и группы людей исключались из благословений завета, и их бесславный конец служит непреходящим предостережением о том, как разрушает людей жизнь без Бога или 

жизнь противостояния Ему. 

Псалмы побуждают детей Божьих во все времена надеяться на Господа и оставаться верными Ему. 

«Нам нечего бояться за будущее, если только мы не забудем того пути, которым вел нас Господь, и Его наставлений в нашей прошлой истории» (Ellen G. White, Life Sketches of Ellen G. White, p. 196). 

Чтобы народ Божий шел вперед без страха, ему нужно знать факты своей истории. Эллен Уайт советует верующим читать псалмы 104 и 105 «по крайней мере, каждую неделю» (Свидетельства для проповедников. с. 98). 

История Божьего народа показывает, что ни одно обетование, данное Богом в Его Слове, не останется неисполненным. Это включает в себя как обетование Бога о заботе по отношению к отдельным людям в настоящем, так и будущие обетования о Втором пришествии Христа, после которого будет установлено Божье Царство справедливости и мира на новой земле. 

Вопросы для обсуждения 

1. Каковые благословения даруют воспоминания о верном Божьем водительстве Его народа в истории? Каковы последствия того, что люди забывают или игнорируют уроки прошлого? Как мы можем применить тот же самый принцип к себе как к церкви, призванной сделать то же самое, что был призван сделать древний Израиль? 

2. Как псалмы побуждают нас признать провиденциальную заботу Божью о нашей жизни и проявлять терпение и доверие Божьим суверенным путям даже тогда, когда нам нелегко понять, почему все происходит именно так? 

3. Как мы можем сделать изучение истории народа Божьего более значимым в нашем личном общении с Богом и в общественных богослужениях? Как мы можем обдуманно рассказывать нашим детям о не столь давней истории народа Божьего? 

Комментарий к уроку

Комментарий к уроку 10 
Часть I: Обзор 

Основные стихи: Пс.77:3-4. 

Священное Писание — это не книга по философии, наполненная человеческими домыслами относительно Божьих качеств и учений. Библия — это действие Господа в истории человечества от начала времен. Из этих событий мы можем узнать, кто Он такой и каковы Его замыслы относительно человечества. Многие критики Священного Писания претыкаются на этой библейской истине. Они не могут принять идею о том, что Бог действует в человеческой истории. Они отвергают понимание, что Творец вовлечен в человеческие дела. Признать Его вовлеченность было бы равносильно признанию того, что Он является Владыкой Вселенной и законным Повелителем каждого человека; и как таковые мы должны принять Его царствование над нами и Его закон. Притязания Бога на преданность человека или Божественная власть над человеческой жизнью — это последнее, что желает признать эгоистичное сердце. 

На этой неделе мы рассмотрим, как псалмопевцы признавали работу Яхве в истории их народа. 

Часть II: Комментарий 

История как основа Писания 

Как было упомянуто во введении, Библия отражает исполнение замыслов Всемогущего в человеческой истории с начала времен. «Но Слово Божье раздвигает перед нами завесу, и мы становимся свидетелями сложной борьбы человеческих интересов и страстей, где во всем, за всем и над всем действуют небесные посланники, которые незаметно, но неустанно трудятся, исполняя волю любвеобильного Бога» (Э. Уайт. Воспитание. с. 173). 

От Бытия до Откровения мы видим историю искупления. Все, что сделал Бог, было сделано с целью спасения потерянных душ. Мы видим эту цель в самом содержании Библии: это книга по истории спасения. В то время как двадцать одна книга Библии носит повествовательный характер или состоит из историй, остальные книги — будь то пророчества, поэзия, мудрость, апокалиптическая литература, соборное или личное послание — также имеют отношение к историям или истории или содержат их. 

Писание во всей своей полноте основано на понимании того, что его Автор жив и присутствует (или вмешивается) в земных событиях. Сила библейской вести заключается в этом факте. Когда мы узнаем, например, что Бог управляет морем, ветрами, большой рыбой, растением и червем в истории Ионы, мы понимаем, что эти четыре главы — не просто новелла некоего малоизвестного писателя-натуралиста, написанная несколько тысяч столетий назад. Если Библия чему-то учит нас, так это тому, что Творец правит силами природы и тогда, и сейчас. Уберите историчность из Священного Писания, и у нас останутся религиозные предания, не способные повлиять на нашу текущую жизнь. К сожалению, именно такая ситуация, как мы видим, складывается сегодня в нашем обществе. Библия осуждает такое светское мышление и утверждает, что Господь не только действует в истории, но и поддерживает динамичные и спасительные отношения со Своими творениями. 

История, рассказанная в поэтической форме 

Интересной чертой Писания является то, что исторические события часто рассказываются в форме поэзии, так же, как и в прозе. У нас обычно есть предвзятое мнение — без сомнения, обусловленное изучением светской литературы в рамках нашей культуры, — что история должна излагаться только в формальном стиле прозы. Сегодня в большинстве культур поэзия предназначается для выражения эмоций и не считается подходящей областью для серьезных произведений или предметом изучения историков. 

Но Священное Писание бросает вызов таким литературным ограничениям или классификации. Только сравните Исх.14 и 15. Обе главы говорят о чуде, когда расступилось Чермное море, но в них используются разные литературные формы для этого описания. Повествование в главе 14 передано в прозе, тогда как в главе 

15 передано в поэтической форме. Мы обнаруживаем ту же самую технику в Суд. 4 и 5 в повествовании о победе Деворы и Варака над Иавином, царем Асора и его войском. Глава 4 написана прозой, тогда как глава 5 передана поэзией. Сравнение прозаического и поэтического изложений одних и тех же событий является поучительным: мы не должны отвергать исторические события в Псалтири как менее «исторические» или достоверные просто потому, что они переданы с помощью поэзии. Поэзия — это законная форма выражения, которую по вдохновению Святого Духа использовали библейские авторы, чтобы обратиться к верующим в действия Божьи и утвердить их веру в них. 

Исход в Ветхом завете — важнейшая тема Библии 

Исход из Египта — событие, подчеркнутое в книге Псалтирь в шести пcалмах (Пс.77:10–53; 79:9–12; 104:26–41; 105:7–33; 134:8–12; 135:10–22). Избавление от египетского рабства является для Израиля символом Божьего избавления от греха. В Пс.135 исход сравнивается с сотворением мира в качестве свидетельства Божьей силы. Исход — основание Десяти заповедей (Исх.20:2). Пасха — воспоминание о событии исхода, является празднованием Дня независимости Израиля в древности. Но гораздо больше, чем просто гражданское, политическое или военное празднование, Пасха — это духовный праздник, в котором предвидится большее освобождение, которое будет осуществлено Мессией. Исход — это кульминация истории Израиля и, следовательно, подходящий пример Божьего избавления человечества от греха. Кроме того, свержение угнетателя с его непобедимого положения в мире, непреодолимое затруднительное положение тяжелого порабощения и неволи; смирение простого пастыря, посланного в качестве избавителя, и удивительные чудеса, совершенные Всемогущим для спасения Своего народа, также превращают это повествование в эпопею беспрецедентной драмы. 

Тема исхода повторяется в новом исходе, когда иудеи вернулись из Вавилона в Иудею. Павел говорит нам, что самые важные уроки, которые может внушить нам исход, — это вера в Божье избавление Его народа от этого мира греха и надежда на новую жизнь в Иисусе Христе (1Кор.10:1–4). Все детали Пасхи (Исх.12; Лев.23:4–8; Втор.16:1–8) являются «тенью будущего» (см. Кол.2:16-17), раскрывая в образах и символах страдания и смерть Иисуса Христа. Помня эту идею, мы можем лучше понять, почему подчеркивание темы исхода в Псалтири выходит за рамки иудейского народа и имеет особое значение для верующих во время конца. 

Расскажите детям вашим 

Деяния Божьи в истории преподносят нам еще один важный урок, как сказано псалмопевцем: 

«Притчу поведаю устами своими, тайны древние изреку. Что услышали мы и узнали, что нам передали наши отцы, от их потомков не скроем — расскажем поколению грядущему о дивных делах Господа, о могуществе Его и о чудесах, которые Он совершил» (Пс.77:2–4; ИПБ). 

В древнем Израиле родители воспитывали своих детей, пересказывая им деяния Бога их предков. Раз за разом родителям дается повеление повторять рассказ об этих спасительных деяниях своим детям: убийство первенцев мужского пола в Египте (Исх.13:14–16); чудеса исхода (Втор.6:20–25) и переход реки Иордан (Нав.4:20–24). 

Такие повторения включали в себя нечто большее, чем просто заучивание утверждений и законов. Скорее, в подобной форме воспитания подразумевается идея о том, что глубокое понимание истории было наилучшим способом для следующего поколения сохранить веру своих родителей. 

В повелениях учить детей предполагается преднамеренность. Мы должны рассказывать нашим детям о событиях истории спасения разными и интересными способами, какими только возможно. Как Писание, так 

и свидетельство Иисуса предупреждают нас, что враг делает все возможное, чтобы обмануть людей, особенно ученых, и заставить их отвергнуть историчность Писания. Если сатана сможет убедить нас, что Библия — это всего лишь сказки, многие верующие впадут в неверие и по умолчанию обратятся к всепоглощающим удовольствиям этого мира. 

Не забывайте своего прошлого 

Как часто говорится, «народ, который забывает свое прошлое, обречен повторять его». В подобном ключе говорит и Дух пророчества: «Нам нечего бояться будущего, если только мы не забудем путь, которым Господь вел нас, и те уроки, которые Он преподал нам в прошлом» (Э. Уайт. События последнего времени. с. 72). Псалом 104:5 утверждает: «Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его». 

История часто излагалась в песнях, чтобы ее было легче запомнить и чтобы библейская истина проникла в умы древних израильтян. Применение этой жизненно важной истины может принести пользу и в нашей 

собственной жизни. Повторение рассказов о чудесах и провидении нашего всемогущего Бога, записанных в Писании и произошедших в нашей собственной жизни, является источником вдохновения, веры и силы. 

Бог милостив к Своему народу 

Для псалмопевцев вспоминать «славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (Пс.77:4) имело первостепенное значение. Действия Божьи в прошлом являются основой веры в то, что Он спасет Свой народ от бед настоящего и будущего (Пс.79:8–12,20). Бог верен в том, что помнит о Своем святом завете со Своим народом (Пс.104:42-43), по которому обещал дать им в наследие Землю обетованную (Пс.104:44; 135:21-22). 

Господь верен. Он всегда готов проявить милость к нам и нашим детям, невзирая на наши ошибки. Таким образом, мы всегда должны помнить о Его любви к нам и Его церкви. 

Прославляйте Господа и пойте Ему 

Давайте постараемся привнести дух почтения нашего Творца в наше личное поклонение и в наше субботнее богослужение. Стремясь к достижению этой цели, нам следует благоговейно и вдумчиво подбирать музыку, которая усиливала бы наше поклонение. 

Достаточно беглого взгляда на тематический индекс в сборнике гимнов, чтобы мы могли увидеть большое разнообразие гимнов прославления, которые нам доступны. Во многих церквах есть множество инструментов. В нашем распоряжении также могут быть современные технологии, которые можно также использовать на богослужении. 

Но какую пользу принесет нам все это, если не будет сопровождаться духом хвалы, к которому нас призывают в Пс.104:1–7; 105:1–3; 134:1–7? Эти отрывки не являются приглашением к тому, чтобы добавить шума или ударных инструментов в наше богослужение. Скорее, они приглашают нас сосредоточиться на Божьей милости и Его деяниях, которых бесчисленное множество. Исходя из этого, нам предписывается воспевать с воодушевлением в своих сердцах, домах и в нашей церкви. 

Господь судит Свой народ 

«Ибо Господь будет судить народ Свой» (Пс.134:14) — это одна из самых важных тем Пс.134. В этой песне псалмопевец подчеркивает Божье избавление Его народа от гнета Египта (Пс.134:8–14). Однако избавление народа Божьего — это не только суд над Египтом, но также оно выливается в оправдание народа Божьего. Обычно мы считаем результатом суда наказание, но этот псалом напоминает нам, что Божьи суды даруют благословения и благоволение Его верному народу. Исход — квинтэссенция проявления этой истины. 

Часть III: Практическое применение 

Ниже приведено краткое изложение важных концепций урока этой недели. Поделитесь ими с членами вашей 

группы субботней школы: 

1. Господь — личностный Бог. Кроме того, Бог Ветхого Завета принимает самое непосредственное участие в делах человеческих. 

2. Бог действует сегодня: если Он действовал на благо Своего народа в прошлом, нет причин, по которым Он не сможет сделать это сегодня. Наше преимущество в том, чтобы видеть Его дела в нашей повседневной жизни. 

3. Все события человеческого существования находятся в Его руках: события нашей личной жизни, деятельность нашей церкви, руководство нашей страной — все находится под Его контролем и направляется Им. 

 

Прославьте Господа за то, что Бог — реальная Личность и наш Друг! 

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Отправить