Урок 8 | Субботняя школа | I кв. 24 | Мудрость для праведной жизни

Альманах "Борух"
Просмотров: 2390
Esther and Mordechai

Урок 8. Мудрость для праведной жизни

Скачать пособие по изучению Субботней Школы

Библейские стихи для исследования: Пс.89; 94:7–11; 118:1–16; 127; 140. 

Дополнительный стих: Иоан.3:16. 

Памятный стих: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс.89:12). 

Как мы увидели, Божья благодать предлагает прощение греха и творит новое сердце у покаявшегося грешника, который теперь живет верою. 

Божье Слово также дает наставления для праведной жизни (Пс.118:9–16). Соблюдение Божьего Закона — это ни в коем случае не законническое соблюдение правил, а жизнь в тесных отношениях с Богом, жизнь, полная благословений (Пс.118:1-2; 127). 

Однако жизнь праведника не обходится без искушений. Иногда праведник может искуситься коварной природой греха (Пс.140:2–4) и даже поддаться этому искушению. Бог допускает времена испытаний, чтобы была ясно видна верность (или неверность) Его детей. Если дети Божьи прислушаются к Божьим наставлениям и увещеваниям, их вера очистится, а доверие к Господу — укрепится. Мудрость для праведной жизни приобретается благодаря деятельной жизни с Богом среди искушений и вызовов. Таким образом, молитва о том, чтобы Бог научил нас счислять наши дни, чтобы мы могли обрести сердце мудрое (Пс.89:12), отражает постоянное стремление жить в верности Господу. 

Видео комментарий

План урока и Видео комментарий

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Тема квартала: «Книга Псалтирь»

Урок №8, «Мудрость для праведной жизни»

24 февраля 2024

I. В сердце моем сокрыл я слово Твое (ВС).

1. Прочитайте Пс. 118:1-16 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Каковы особенности композиции этого псалма? (СЛАЙД!)
  • Что означает слово «блаженны»? (в ориг. אַשְׁרֵי (ашрэй), см. Пс. 143:12-15 – описание: благополучие, процветание, мир)
  • Кто блажен? (1 ст. – «ходящие в законе Господнем»; 2 ст. – «хранящие откровения Его»; 3 ст. – «не делают беззакония»)
  • Какие эмоции у псалмиста вызывает Божий закон? (14 ст. – «радуюсь, как во всяком богатстве»; 16 ст. – «утешаюсь»)
  • Кто живет по Божьему закону? (2 ст. – «всем сердцем ищущие Его»; 10 ст. – «всем сердцем ищу Тебя»)
  • Чему еще содействует закон? (11 ст. – «чтобы не грешить»)

2. В состоянии ли вы так славить Бога за Его закон?

II. «Научи нас счислять дни наши» (ПН).

1. Прочитайте Пс. 89:1-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Проверьте 2 ст. в иных переводах («пристанищем Ты был нам из поколения в поколение» (Меир Левинов))
  • Каков масштаб времени для Бога в сравнении с нашим? (5 ст. – «тысяча лет, как день вчерашний» – 24 ч.; «как стража в ночи» – 4 часа (см. Суд. 7:19 – в ночи 3 периода); это не масштаб, а иное восприятие времени: «день... когда он прошел»!)
  • На что ссылается 4 ст.? (Быт. 3:19 – «прах ты... возвратишься»)
  • Почему люди умирают? (8,9 ст. – «беззакония» – общие)

2. Прочитайте Пс. 89:10-17 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Каково качество жизни людей? (10 ст. – «труд и болезни»)
  • Проверьте 12 ст. в иных переводах («научи нас исчислить число лет наших» (Левинов); см. Пс. 38:5-7 – «число дней... век мой»)
  • Чему содействует это знание? (12 ст. – «приобрести сердце мудрое»; «чтобы не растратить жизнь на пустяки» (Мальбим))
  • О чем просьбы в конце псалма? (14 ст. – «насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться»; 15 ст. – «возвесели нас»; 17 ст. – «в деле рук наших споспешествуй» – качество!)

3. Готовы ли вы знать срок своей жизни? 

III. Испытание Господне (ВТ). 

1. Прочитайте Пс. 80:1-8 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Каким должно быть пение Богу? (2 ст. – «крики радости да возносятся к Богу... возгласы торжества» (ИПБ))
  • Какие инструменты указаны? (3 ст. – тимпан – ударный; «гусли с псалтирью» – струнные; 4 ст. – труба – в ориг. шофар – духовой)
  • Какова природа этих призывов? (5 ст. – «это закон... устав»)
  • О чем ст. 6-8? (Бог избавлял Израиля по просьбам народа)

2. Прочитайте Пс. 80:9-17 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Что сделал Бог в ответ на непослушание? (13 ст. – «Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам») 
  • Какова главная весть 14-17 ст.? (качество жизни было бы лучше, если б народ ходил Божьими путями)

3. Подтверждает ли ваш личный опыт истину последних вопросов?

IV. Обманчивость пути нечестия (СР).

1. Прочитайте Пс. 140:1-4 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Как взаимосвязаны молитва, фимиам, жертва, и воздеяние рук? (2 ст. – молитва = воздеяние рук (см. 1Тим. 2:8); график молитвы – см. Лк. 1:8-10 – молились во время каждения)
  • О чем просит Давид? (3 ст. – «огради двери уст моих»; 4 ст. – «не дай уклониться сердцу моему»; «да не вкушу я»)

2. Прочитайте Пс. 140:5-10 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Проверьте начало 5 стиха в иных переводах («пусть лучше исправляет меня праведник по своей доброте» (ИПБ))
  • О чем просит Давид? (5 ст. – «против злодейств их»; 9 ст. – «сохрани меня от силков... от тенет беззаконников»)
  • Чем завершается псалом? (10 ст. – исповеданием веры!)

3. Что из этого псалма вам еще предстоит принять в свою жизнь?

V. Благословения праведной жизни (ЧТ).

1. Прочитайте Пс. 127:1-6 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Что значит бояться Господа? (1 ст. – «ходящий путями Его»)
  • В чем проявляется Божье благословение? (2 ст. – «есть от трудов своих»; 3 ст. – детородие; 5 ст. – процветание в месте обитания «во все дни жизни твоей» = мир; 6 ст. – долголетие)

2. Назовите ряд Божьих благословений в своей жизни!

План урока

  № 8. Мудрость для праведной жизни. Пс. 89:12

Q. Что первично, мудрость или праведная жизнь? Обоснуйте ответ.

 

Вс. В сердце моем сокрыл я слово Твое

1. Прочтите Пс. 118:1-3 и ответьте на вопросы:

  • Как названы люди, которые ходят по Божьим путям? (1)

2. Прочтите Пс. 143:12-15 и ответьте на вопросы:

  • Как псалмист описывает понятие «блажен»? (благополучная семья, достаток, безопасность, вера)

2. Прочтите 118:1-16,165 и ответьте на вопросы:

  • Как молодым людям «содержать в чистоте пусть свой»? (9)
  • Какие эмоции может вызывать закон Божий? (14) 
  • Какой практический смысл жить по закону Божьему? (165)
  • Приведите примеры действия силы законов Бога в вашей жизни?

Вывод: Закон Божий, как светильник, освещает наш путь и защищает от сворачивания на тропу искушений. (см. Пс. 118:105)

 

Пн. «Научи нас счислять дни наши»

1. Прочтите Пс. 89:5-10 и ответьте на вопросы:

  • Каково восприятие времени Богом в отличие от человека?

2. Прочтите Пс. 89:12-16 и ответьте на вопросы: 

  • В чем заключается мудрость человеческой жизни? (12)
  • Что нам важно просить у Бога? (14–16)
  • Как часто вы вспоминаете о скоротечности и ценности дней?

Вывод: Наша греховная природа всегда будет противоречить Божьей праведности, поэтому важно бодрствовать и находиться пред Божьим лицом постоянно, помня о краткости наших лет на этой земле.

 

Вт. Испытание Господне

1. Прочтите 94:7-11; 104:19 и ответьте на вопросы:

  • Что произошло на месте названное Мерива? (Исх. 17:1–7)
  • Какова цель Божьего испытания? (104:19, евр. צרף [цараф] – переплавлять, очищать; перен. испытывать, искушать) 
  • Из-за чего ожесточается сердце человека? 
  • Если народ отказывается послушать голоса Господа, что происходит с его духовным состоянием? (8)
  • Какие ещё жизненные ситуации могут нас ожесточить?



Вывод: «Мир сей — арена наших испытаний, наших горестей, наших скорбей. Мы здесь, чтобы пройти Божье испытание. Огонь в печи должен пылать до тех пор, пока не сгорит весь шлак и мы не выйдем из него как золото, очищенное в горниле испытаний…» ВНО 272.3

 

Ср. Обманчивость пути нечестия

1. Прочтите Пс. 140:3, 4 и ответьте на вопросы

  • О чем псалмист просит Бога? Почему он молит об этом? (3)
  • Как описын возрастающий и коварный характер искушения? (4)

2. Прочтите Пс. 140:5 и ответьте на вопросы:

  • Проверьте вторую часть ст. 5 в других переводах? (РБО «Но моя молитва против злодеев»; Кулаков: «Лишь бы прекратились злодеяния нечестивых — вот о чем я всегда молюсь.»
  • Почему для Давида и для нас важно, от кого исходит обличение? Есть ли «слабое место» у такого подхода к обличениям?

3. Прочтите Пс. 140:8-10 и ответьте на вопросы:

  • В чем опасность «силков» и капканов расставляемых сатаной?
  • Как мы можем видеть и обходить сатанинские «силки»?

Вывод: Мы слишком слабы духовно, чтобы наедине бороться с грехом. Но только всецело доверяя Богу, полагаясь на Его благодать, мы можем «с дерзновением» обращаться к Небу, получая ежедневную помощь.

 

Чт. Благословения праведной жизни

1. Прочтите Пс. 127:1–6 и ответьте на вопросы:

  • Как проявляет себя человек, боящийся Бога? (1) 
  • Что включают в себя эти блаженства? (5,6 - долголетие и мир)
  • О каких ценностях праведной жизни говорит Давид? (2–4)
  • Назовите благословения вашей праведной жизни?

Вывод: Хотя праведники и получают множество благословений в этой жизни, полнота Божьего благоволения ожидает их, когда Царство Божье будет полностью восстановлено в конце времени.

 

План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота.

Текст урока

Урок 8. Мудрость для праведной жизни 

Библейские стихи для исследования: Пс.89; 94:7–11; 118:1–16; 127; 140. 

Дополнительный стих: Иоан.3:16. 

Памятный стих: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс.89:12). 

Как мы увидели, Божья благодать предлагает прощение греха и творит новое сердце у покаявшегося грешника, который теперь живет верою. 

Божье Слово также дает наставления для праведной жизни (Пс.118:9–16). Соблюдение Божьего Закона — это ни в коем случае не законническое соблюдение правил, а жизнь в тесных отношениях с Богом, жизнь, полная благословений (Пс.118:1-2; 127). 

Однако жизнь праведника не обходится без искушений. Иногда праведник может искуситься коварной природой греха (Пс.140:2–4) и даже поддаться этому искушению. Бог допускает времена испытаний, чтобы была ясно видна верность (или неверность) Его детей. Если дети Божьи прислушаются к Божьим наставлениям и увещеваниям, их вера очистится, а доверие к Господу — укрепится. Мудрость для праведной жизни приобретается благодаря деятельной жизни с Богом среди искушений и вызовов. Таким образом, молитва о том, чтобы Бог научил нас счислять наши дни, чтобы мы могли обрести сердце мудрое (Пс.89:12), отражает постоянное стремление жить в верности Господу. 

▬▬▬▬▬ 

Воскресенье. В сердце моем сокрыл я слово Твое 

Прочитайте Пс.118:1–16, 161, 168. Какие благословения согласно этим отрывкам приносит соблюдение Божьих заповедей? 

Библия показывает повседневную жизнь веры как странствование («хождение») с Богом по пути праведности. Жизнь веры поддерживается хождением «в законе Господнем» (Пс.118:1) и хождением «во свете лица Твоего» (Пс.88:16). Это ни в коем случае не два разных пути. Хождение во свете лица Божьего подразумевает соблюдение Божьего закона. Точно так же хождение «в законе Господнем» предполагает поиск Бога всем сердцем (Пс.118:1-2,10). 

«Непорочность в пути» — это другой способ, которым Псалтирь описывает праведную жизнь (Пс.118:1). Словом «непорочный» описывается жертва «без порока», которая приемлема для Бога (Исх.12:5). Подобным образом, жизнь праведника, которая является «жертвой живой» (Рим.12:1), не должна быть опорочена любовью ко греху. Жизнь, посвященная Богу, — также «непорочный» путь, что означает: человек принимает правильное направление жизни, которое состоит в том, чтобы угождать Богу (Пс.100:2,6, см. также Пс.17:33). 

Сохранение заповедей не имеет ничего общего с законническим соблюдением Божьих правил. Напротив, оно состоит в «верном разумении» разницы между правильным и неправильным, добром и злом (Пс.110:10; см. также 1Пар.22:12) и затрагивает всю личность, а не только внешние действия. Быть «непорочным», соблюдать Божьи заповеди и искать Бога всем сердцем — это неразделимые качества в жизни (Пс.118:1-2). 

Божьи заповеди — это откровение воли Божьей для этого мира. Они наставляют людей в том, как стать мудрыми и жить свободно и мирно (Пс.118:7–11,133). Псалмопевец находит утешение в законе, поскольку закон уверяет его в том, что Бог верен (Пс.118:77,174). 

«Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс.118:165). Образ преткновения изображает нравственное падение. Будучи светильником ноге псалмопевца (Пс.118:105), Божье Слово хранит нас от искушений (Пс.118:110). 

Как Христос явил силу слова Божьего в Своей жизни (Матф.4:1–11)? 

Что это должно сказать нам о силе, что исходит из сердца человека, решившего повиноваться Божьему Закону? 

▬▬▬▬▬ 

Понедельник. «Научи нас счислять дни наши» 

Прочитайте Пс.89; 101:12; 102:15–17. Как человеку следует относиться к «дням жизни»? 

Как научиться приобрести сердце мудрое (Пс.89:12)? 

Падшее человеческое существование — всего лишь пар во свете вечности. Тысяча лет в Божьих очах — как «стража в ночи», которая длится всего три или четыре часа (Пс.89:5), ночь делилась на четыре стражи. В сравнении с тем, как Бог воспринимает время, время человеческой жизни улетает быстро (Пс.89:10). Самые крепкие люди сравнимы с самыми слабыми среди растений (Пс.89:6; Пс.102:15-16). Но даже и эта краткая жизнь наполнена трудом и болезнями (Пс.89:10). Даже мирские люди, которые не верят в Бога, скорбят и оплакивают краткость жизни, особенно в сравнении с вечностью, которая где-то есть и которая, как они знают, может быть и без них. 

Пс.89 помещает это затруднительное положение человека в контекст Божьей заботы о людях, ведь Он — их Творец. Господь является прибежищем Своего народа во все поколения (Пс.89:2-3). Еврейское слово маон, «обитель», изображает Бога в качестве укрытия или убежища для Своего народа (Пс.90:9). 

Бог удерживает Свой праведный гнев и снова простирает Свою благодать. Псалмопевец восклицает: «Кто знает силу гнева Твоего?» (Пс.89:11), подразумевая, что никто еще не испытывал в полной мере гнев Божий против греха, и поэтому есть надежда для людей — покаяться и обрести мудрость для праведной жизни. 

Мудрость в Библии означает не просто интеллектуальные способности, но почтение по отношению к Богу. Мудрость, которая нам нужна, заключается в знании, как «счислять дни наши» (Пс.89:12). Если мы можем считать наши дни, это означает, что наши дни ограничены, и мы знаем, что они ограничены. Мудрая жизнь означает жизнь с осознанием быстротечности жизни, что ведет к вере и послушанию. Эта мудрость обретается только через покаяние (Пс.89:8,12) и Божьи дары прощения, сострадания и милосердия (Пс.89:13-14). 

Наша основная проблема коренится не в том, что мы сотворенные человеческие существа, но в нашем грехе и в том, что грех привнес в наш мир. Его разрушительные последствия видны повсюду и во всех людях. 

Благодаря Иисусу из нашего человеческого затруднения есть выход (Иоан.1:29; 3:14–21). Иначе у нас бы совсем не было надежды. 

Не важно, как быстро пролетает наша жизнь, какое обетование нам дано в Иисусе? (См. Иоан.3:16.) Какую бы надежду мы имели без Него? 

▬▬▬▬▬ 

Вторник. Испытание Господне 

Прочитайте Пс.80:8, 9; 94:7–11; 104:17–22. В чем заключается Божье испытание в этих стихах? 

Мерива — это место, где Израиль искушал Бога, сомневаясь в Его верности и силе позаботиться об их нуждах (Исх.17:1–7; Пс.94:8-9). В Пс.80 происходит интригующий разворот и то же самое событие интерпретируется как время, когда Бог испытывал Израиля (Пс.80:7). И из-за своего непослушания и недостатка доверия (Пс.80:11) люди не выдержали Божьего испытания. 

Ссылка на место Мерива передает двоякую весть. Во-первых, Божий народ не должен повторять ошибок прошлых поколений. Вместо этого им следует доверять Богу и ходить Его путями (Пс.80:13). Во-вторых, хотя 

люди не выдержали испытания, Бог пришел им на помощь, когда они оказались в беде (Пс.80:7). Божья спасительная благодать, проявленная в прошлом, дает уверенность в Божьей благодати для новых поколений. 

Пс.104 показывает, что испытания были Божьими средствами проверки доверия Иосифа Божьему слову о его будущем (Быт.37:5–10; Пс.104:19). Еврейское слово цараф, «испытал», в ст. 19 передает идею «очищения», «рафинирования», «очистки». Таким образом, цель Божьего испытания веры Иосифа состояла в том, чтобы устранить любые сомнения в Божьем обетовании и укрепить доверие Иосифа к Божьему руководству. 

Целью Божьего испытания является укрепление детей Божьих и приготовление их для исполнения обетования, как показано на примере Иосифа (Пс.104:20–22). 

Однако отвержение Божьего наставления выливается в растущее упорство и ожесточение сердца непокорного человека. 

«Бог требует от нас незамедлительного и безоговорочного послушания Его закону, но люди усыплены или парализованы сатанинским обманом. Дьявол предлагает людям всевозможные предлоги и отговорки, стараясь заглушить их совесть, и говорит им, как сказал в свое время Еве в саду Едемском: „Нет, не умрете“. Неповиновение не только ожесточает сердце и совесть грешника, но и ослабляет веру остальных людей. То, что казалось им вначале очень греховным, со временем перестает выглядеть таким страшным, поскольку они все время видят грех перед своими глазами и в конце концов начинают сомневаться в том, что это действительно грех, и бессознательно впадают в то же самое заблуждение» (Уайт Э. Свидетельства для Церкви. т. 4. с. 146). 

Каков ваш собственный опыт того, как грех ожесточает сердце? Почему мысль об этом должна приводить нас ко кресту, где мы можем обрести силу повиноваться Богу? 

▬▬▬▬▬ 

Среда. Обманчивость пути нечестия 

Прочитайте Пс.140. О чем молится псалмопевец в этом псалме? 

Псалом 140 — это молитва о защите от искушений, приходящих извне и изнутри. Псалмопевцу не только угрожают сети нечестивых (Пс.140:9-10), но он также искушаем поступать так, как это делают нечестивые. Первое слабое место — это контроль над речью, и псалмопевец молится, чтобы Господь охранял его уста (Пс.140:3). Этот образ отсылает к охране городских ворот, что в библейские времена было залогом безопасности города. 

Искушение также проявляется в том, прислушается ли дитя Божье к совету праведных или соблазнится льстивыми словами нечестивых (Пс.140:4, 5). Псалмопевец изображает свое сердце как главную угрозу, потому что в нем происходит настоящая битва. Только непрестанная молитва, полная доверия и преданности Богу, может спасти Божье дитя от искушения (Пс.140:2). 

Прочитайте Пс.1:1; 140:4. Как здесь описывается возрастающий и коварный характер искушения? 

Расскажите, как вы молитесь во время искушений. 

Пс.140:4 описывает возрастающую природу искушения. Во-первых, сердце имеет склонность к злу. Во-вторых, оно совершает злые поступки (на иврите подчеркивается повторяющийся характер действия). В-третьих, сердце вкушает от «сластей» нечестивых, а именно принимает их дурные поступки за нечто желанное. 

Подобным образом в Пс.1:1 искушение приходит, чтобы не дать чаду Божьему идти путем Господним, побуждая его идти путем нечестивых, стоять на пути грешных и, наконец, сидеть в собрании развратителей. Грешники, нечестивые, развратители: мы не должны уподобляться им и позволять увести себя от Господа. 

Псалмы описывают возрастающий, заманчивый и коварный характер искушения, что подчеркивает тот факт, что только полная зависимость от Господа может дать человеку победу. В этих псалмах подчеркивается 

важность слов, которые человек произносит и которые слушает во время искушения. Конец как нечестивых, так и праведных должен научить людей искать мудрости у Бога (Пс.1:4–6; 140:8–10). Однако в обоих псалмах окончательное оправдание детей Божьих остается в будущем. Это означает, что верующие призваны с терпением доверяться Богу и ожидать Его помощи. 

▬▬▬▬▬ 

Четверг. Благословения праведной жизни 

Прочитайте Пс.1:1; 111:1–9; 127. Какие благословения обещаны тем, кто почитает Бога? 

Из множества благословений, обещанных тем, кто чтит Господа, мир, вероятно, — одно из самых великих. Псалом 1 изображает праведника, сравнивая его с деревом, посаженным при потоках вод, которое приносит плоды свои в свое время и лист которого не вянет (Пс.1:3; Иер.17:7-8; Иез.47:12). Это сравнение указывает на источник всех благословений, а именно на пребывание в Божьем присутствии в Его святилище и наслаждение постоянными отношениями с Богом, основанными на любви. В отличие от нечестивых, которые показаны, как мякина, не имеющая устойчивости, своего места и будущего, праведники подобны плодоносящему дереву, питаемому корнями, находящимися рядом с Богом и вечной жизнью. 

Пс.127:2-3 вызывает в памяти благословения мессианского Царства, где нахождение под своей лозой и смоковницей является символом мира и процветания (Мих.4:4). Благословение мира на Иерусалим (Пс.121:6–8; 127:5-6) передает надежду на Мессию, Который положит конец злу и восстановит мир в этом мире. 

«В Библии наследие спасенных названо „отечеством“ (Евр.11:14–16). Там небесный Пастырь водит Своих овец к источникам живой воды. Там дерево жизни ежемесячно приносит свои плоды, и листья его служат благу народов. Там текут вечные потоки, чистые, как кристалл, и растущие около них деревья бросают свою тень на тропинки, приготовленные для искупленных Господа. Там просторные долины мягко переходят в прекрасные холмы и горы Божьи вздымают свои величественные вершины. И там в мирных долинах, на берегах живых потоков народ Божий — эти усталые скитальцы и путники — наконец обретет свою Родину» (Уайт Э. Великая борьба. с. 675). 

Новый Завет описывает исполнение этих чаяний как Второе пришествие Христа и сотворение нового мира (Матф.26:29; Откр.21). Поэтому, хотя праведники и получают множество благословений в этой жизни, полнота Божьего благоволения ожидает их, когда Царство Божье будет полностью восстановлено в конце времени. 

Почему крест и то, что на нем произошло, являются надежным уверением исполнения обетований, содержащихся в Новом Завете, о том, что Бог приготовил для нас? Как мы можем получить утешение от этих обетований уже сейчас? 

▬▬▬▬▬ 

Пятница. Для дальнейшего исследования 

В наше время обретение мудрости не кажется столь желанным, как обретение счастья. Люди скорее жаждут быть счастливыми, нежели мудрыми. Однако можем ли мы быть по-настоящему счастливыми и жить полноценной жизнью без благочестивой мудрости? Псалтирь ясно говорит, что не можем. Добрая весть заключается в том, что мы не призваны выбирать между мудростью и счастьем. Божья мудрость приносит истинное счастье. 

Простой пример из еврейского языка может проиллюстрировать эту мысль. На еврейском слово «шаг» во множественном числе (ашурей) звучит очень похоже на слово «счастье» (ашрей). Хотя в русском мы упускаем эту ассоциацию, она несет мощную весть: «шаги» по Божьему пути ведут к «счастливой» жизни (Пс.1:1; 16:5; 36:31; 43:19; 88:16; 118:1). В Библии и мудрость, и счастье не являются абстрактной концепцией, но реальным опытом. 

Они обретаются в отношениях с Богом, которые состоят в почтении, прославлении, обретении силы и доверии Богу. Пс.24:14 гласит: «Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс.24:14). 

«Благодарите Бога за светлые минуты, которые Он подарил нам. Будем же в своей памяти связывать воедино все доказательства Его любви, чтобы постоянно взирать на них. Будем думать о Сыне Божьем, Который оставил престол Своего Отца и сокрыл Свою Божественность в человеческом естестве, чтобы спасти человека от силы сатаны; думать о Его победе, одержанной для нас и открывшей небеса, чтобы люди имели возможность верою увидеть Царство славы Божьей. Вспомним о падшем человечестве, спасенном из бездны погибели, куда вверг его грех, и вновь приведенном в согласие с предвечным Богом, и о том, что все, выдержавшие Божье испытание через веру в Искупителя, оказываются облеченными в праведность Христа и 

восхищенными к Его престолу, — вот те истины, над которыми Бог приглашает нас размышлять» (Уайт Э. Путь ко Христу. с. 117). 

Вопросы для обсуждения 

1. Как Слово Божье может стать источником радости, а не просто наставления? Как насыщение Словом Божьим связано с пребыванием в Иисусе Христе, воплощенном Слове (Иоан.1:1; 15:5,7)? 

2. Что происходит, когда люди сознательно и постоянно отвергают Божье учение (Пс.80; 94)? Как вы думаете, 

3. почему это происходит? 

4. Почему путь нечестивых порою может показаться более привлекательным, чем совет праведных (Пс.140)? 

5. Иными словами, как нам понять очевидный факт, что часто у нечестивых все как будто бы идет очень хорошо? 

Комментарий к уроку

Комментарий к уроку 8

Часть I: Обзор

Основные стихи: Пс.1; 18; 31; 33; 36; 48; 72; 111; 118; 126; 127; 132.

Какое определение мы даем мудрости? В словаре современного языка мудрость — это «совокупность знаний и принципов, которые развиваются в рамках определенного общества или периода». Мудрость также связана с «обоснованностью действия или решения». Мы также используем слово «мудрость» в смысле «качества, выражающегося в наличии опыта, знаний и здравого смысла» (Оксфордский словарь). Мудрость имеет отношение к знанию, включая способность принимать мудрые решения.

Когда мы встречаем кого-то, обладающего обширными знаниями в определенной области науки или искусства, мы называем его или ее мудрым. Мудрость в нашем обычном понимании сегодня часто относится к обладанию опытом или знаниями в некоей области, требующей специальных знаний. Для некоторых людей мудрость включает в себя тайные знания и способность расшифровывать тайны или достигать более высокого духовного уровня.

На этой неделе мы рассмотрим, что такое мудрость с библейской точки зрения. В своем исследовании мы не только дадим определение мудрости согласно Писанию, но и попытаемся выделить мудрые принципы для повседневной жизни. В конце концов, что такое библейская мудрость, если не практическое знание и рассудительность, позволяющие каждый день жить по заветам Христа? Цель нашего исследования — постичь эту библейскую мудрость и применить ее в нашей жизни.

Часть II: Комментарий

Библейское определение мудрости

Ключевой стих, поясняющий, что такое мудрость, записан в Притч.1:7 (см. также Притч.9:10): «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление». Основание библейской мудрости — «страх Господень», который Писание отождествляет с благоговейным послушанием (Еккл.12:13; Втор.6:2; 8:6; 31:12). Втор.10:12-13 приравнивает выражение «бояться Господа» к таким выражениям, как «ходить всеми путями Его», «любить Его», «служить Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» и «соблюдать заповеди Господа и постановления Его». Взятые вместе, эти выражения подчеркивают необходимость взращивания близкого и глубокого опыта общения с Творцом в повседневной жизни.

Притч.8:13 дополняет понимание мудрости, перечисляя то, чем она не является: «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу». Обратите внимание, что снова «начало мудрости» связано с практическими и нравственными действиями.

Таким образом, мы можем сказать, что библейская мудрость — это «способ видения и подхода к жизни, который включает в себя обучение молодого поколения правильному поведению и нравственности, а также ответы на философские вопросы о смысле жизни» (C. H. Bullock, “Wisdom,” Evangelical Dictionary of Biblical Theology accessed at www.biblestudytools.com/dictionaries/bakers-evangelical-dictionary/wisdom.html). Наши мысли и наша вера в Бога раскрываются через любовь, доброту и благочестивую жизнь. Между верой и делами не существует дихотомии (противопоставления двух понятий). Такое разграничение является одновременно искусственным и произвольным, проистекающим из влияния греческой философии. Для

людей, живших во времена Ветхого Завета, мудрость проявлялась в зрелой вере, которая побуждала человека делать правильный выбор и быть добрым и справедливым по отношению к ближнему.

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Мудрость —

это дар от Бога, который дается тем, кого Он избирает и кто просит Его об этом со смиренной верой (3Цар.3:12; Пс.50:8; Притч.2:6; Иак.1:5–7).

Черты мудрости

Библейская мудрость в основном передается в форме поэзии. Книги Иова, Притчей и Екклесиаста являются образцами литературы мудрости в Писании. Некоторые авторы включают в эту группу и Песню песней Соломона (хотя, следует отметить, ее включение является предметом споров).

Основные темы библейской мудрости — Творение, закон, советы для мудрой и зрелой жизни, страх Господень и возмездие. Книга Притчей, пожалуй, является самым известным примером литературы мудрости в Библии: главы 1–9 описывают великую ценность мудрости. При внимательном прочтении этих глав можно заметить, что концепция мудрости включает в себя набор учений о том, как вести благочестивую жизнь, с советом на тему, как избежать ловушек неправедности и нечестия. Начиная с гл. 10 в книге содержится более шестисот высказываний («притч»), коротких предложений с практическими советами, применимыми к различным ситуациям повседневной жизни, таким как брак, любовь, взаимоотношения, финансовые и политические вопросы, воспитание детей и т. д.

В отличие от практических советов книги Притчей, книга Иова — это, скорее, трактат о страдании, возмездии и оправдании. Эти темы связаны с мудростью, но с Божьей точки зрения. Они разворачиваются в связи с повествованием о жизни Иова и его бедах. Этот анализ не философский, а Божественный по своему характеру. Глава 28 является смысловым центром книги, и она заканчивается мыслью о том, что благоговение и послушание Богу являются центральными для мудрости: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» (Иов.28:28).

Мудрость в книге Псалтирь

Многие богословы относят книгу Псалтирь к литературе мудрости в Писании. «Хотя точная идентификация псалмов мудрости остается спорным вопросом, большинство богословов признают влияние литературы мудрости на псалмы 1, 18, 31, 33, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127, 132. В Пс.1 подчеркивается роль закона в поведении человека, и этим начинается Псалтирь, что придает всему собранию псалмов оттенок мудрости. Кроме того, Пс.18, с его подчеркиванием Творения и закона, явно звучит в тоне литературы мудрости; а Пс.118 излучает мудрость, являясь самым объемным размышлением о Торе» (Elias Brasil de Souza, “Wisdom in Daniel,” in Benjamin Rojas, Teу تlo Correa, Lael Caesar and Joel Turpo, eds., “The End from the Beginning”:

Festschrift Honoring Merling Alomнa, pp. 267, 268).

Ниже мы рассмотрим трактовку мудрости в вышеупомянутых псалмах, указанных в приведенной выше цитате.

Псалом 1. В этом псалме представлены два образа жизни: праведная жизнь (Пс.1:2-3) и нечестивая жизнь (Пс.1:4-5). Песнь начинается с описания того, как праведники идут в противоположном направлении от неправедных (Пс.1:1). В результате своего выбора нечестивые имеют совершенно иную судьбу, нежели праведники (Пс.1:6).

Псалом 1

«Блажен тот, кто совету людей нечестивых не следует, на путь грешников кто не встает и в кругу кощунников не сидит, а в законе Господа радость себе находит, и закон этот — в мыслях его день и ночь! Он — как дерево, что у реки посажено, вовремя плод свой принесет оно, и лист его никогда не увянет. Успешен он во всяком деле своем. Не таковы нечестивые, не таковы! Они — как мякина, что ветер повсюду разносит. Не устоит нечестивец на Суде Божьем и грешник — в собрании праведных. Ибо заботится Господь о пути праведника, а путь безбожника в погибель ведет» (ИПБ).

Псалом 18. Этот псалом делится на две явные части. Первая часть содержит откровение о Боге, явленном в творении (Пс.18:2–7), а вторая часть — Его откровение в законе (Пс.18:8–15). Эти две темы очень важны для понимания и приобретения библейской мудрости. Обе темы являются источником вдохновения для верующего, который стремится быть «непорочным» и «чистым от великого развращения» (Пс.18:14).

Псалом 31. Эта песнь дает противопоставление между покаявшимся и нечестивым (Пс.31:10-11). Она также выдержана в мудром тоне наставлений (Пс.31:8-9), характерном для литературы мудрости (Притч.4:1–15; 6:20–23; 7:1–5).

Псалом 33. Некоторые части Пс.33 вызывают в памяти практические советы, которые характерны для литературы мудрости, что проявляется в нежном призыве отца к сыну желать долгоденствия, искать страха Господня и уклоняться от греха (Пс.33:12–15). После этого совета псалмопевец описывает судьбу верных (Пс.33:16-17,22). Несомненно, лучший выбор, который мы можем сделать в жизни, — это идти путем мудрости.

Псалом 36. Этот псалом отвечает на главный вопрос: почему процветают нечестивые? Сегодня мы задаемся тем же вопросом. Приведенный ответ не является философским по своему анализу; скорее, это основанный на вере совет для праведной жизни. Внимательно присмотритесь к вечной мудрости этого псалма!

Псалом 48. В первых строках этого псалма сказано: «Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою» (Пс.48:4-5). Начав с этого, автор переходит к описанию судьбы процветающих нечестивых (Пс.48:6–21).

Псалом 72. Иудеи пытались понять истоки зла в этом мире и несправедливости в обществе. Они испытывали внутреннюю борьбу, размышляя, не потерпело ли неудачу Божественное воздаяние. Этот вопрос представлял для них не меньшую проблему, чем для нас сегодня.

Псалом 111. Эта песня описывает благословения страха Господнего (Пс.111:1). Приводятся шестнадцать благословений для тех, кто праведен (Пс.111:2–9). Тщательное исследование этих благословений выявляет, что бояться Господа — значит стремиться к высшим духовным достижениям в нашей повседневной жизни. Псалмопевец заканчивает псалом кратким описанием ужасной судьбы нечестивого человека по сравнению с праведником.

Псалом 118. Самый длинный псалом Псалтири посвящен Торе (закону), который включает в себя нечто большее, чем просто свод Моисеева закона. Понятие Тора относится ко всему Писанию. Она меняет жизнь тех, кто постиг учение Слова Божьего.

Псалом 126. Этот псалом длиной всего в пять стихов сосредоточен на благословениях Господа для дома и для детей, верующих в Творца. Возможно, по этой причине эта песня считается образцом литературы мудрости. Мудрость должна быть фундаментом, на котором покоится самое драгоценное сокровище, которое у нас есть, — наша семья.

Псалом 127. Шесть строк этого короткого псалма относятся к произведениям литературы мудрости, потому что они касаются данного Богом процветания в домах всех, «боящихся Господа» (Пс.127:1,4).

Псалом 132. Некоторые могут оспаривать включение этого псалма в образцы литературы мудрости Священного Писания. Но выражение «жить братьям вместе» придает данному стиху тот характерный оттенок библейской мудрости, которому мы до сих пор давали определение как отличительной черте литературы мудрости. Чтобы мы прониклись этим духом братства — таково желание Всевышнего для нас, Его последователей. Такое единение является практическим свидетельством христианской жизни.

Часть III: Практическое применение

Библейская мудрость, как об этом гласит Ветхий Завет, — это понимание важнейших вопросов спасения, таких как наше происхождение (Творение), закон (принципы Божьего характера в нашей повседневной жизни), страх Божий (благоговейная любовь, проявляющаяся в радостном послушании) и воздаяние (судьба праведных и нечестивых). Мудрость — это также практическое знание, которое готовит нас к зрелой и благочестивой жизни дома, в нашем месте жительства и на работе. Более того, библейская мудрость — это благочестивый совет, как жить в гармонии с супругом и детьми. Она вооружает нас принципами, которыми нам следует руководствоваться при обращении с деньгами и во многих других аспектах повседневной жизни.

Предложите участникам своей группы поразмышлять над тем, как они могут применить уроки, полученные на этой неделе, в различных жизненных обстоятельствах. Напомните им, что жизнь в страхе Господнем принесет великую радость (Пс.111:1).

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Отправить