Урок 6 | Субботняя школа | I кв. 24 | «Ныне восстану»

Альманах "Борух"
Просмотров: 2357
Esther and Mordechai

Урок 6. "Ныне восстану"

Скачать пособие по изучению Субботней Школы

Библейские стихи для исследования: Пс.11:6; 17:3–18; 40:2–4; 81; 94:6–10; 98:1–4. 

Дополнительные стихи: Втор.15:7–11; Рим.8:34. 

Памятный стих: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» (Пс.11:6). 

Наш век не единственный, когда свирепствует зло, несправедливость и угнетение. Псалмопевцы тоже жили в такое время. Итак, помимо всего прочего, псалмы — это также Божий протест против насилия и угнетения в мире, как сегодня, так и во времена псалмопевцев. 

Однако Бог долготерпелив и удерживает гнев Своим великим терпением, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все покаялись и отвратились от злых путей (2Петр.3:9–15). И хотя определенное Богом время для Его вмешательства не всегда совпадает с человеческими ожиданиями, грядет день Божьего суда (Пс.95:13; 97:9). Нам просто нужно доверять Ему и Его обетованиям, пока этот день не наступит. 

Только Творец, Чей престол основан на праведности и справедливости (Пс.89:14; 96:2), может дать стабильность и процветание миру Своим верховным судом. Двойной аспект Божьего суда включает освобождение угнетенных и уничтожение нечестивых (Пс.7:6–17). 

Это то, что нам было обещано, и это то, что действительно произойдет однажды, но во время, определенное Богом, а не нами, что подчеркивает псалмопевец.  

Видео комментарий

План урока и Видео комментарий

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Тема квартала: «Книга Псалтирь»

Урок №6, «Ныне восстану»

10 февраля 2024

I. Величественный воин (ВС).

1. Прочитайте Пс. 143:1-4 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • а. Какова главная тема этих стихов? (1 ст. – «благословен Господь»)
  • б. Как формулировать благословение Бога? (слова «благословен Господь/Бог» и далее описание Божьих деяний и качеств)
  • в. Что делает Бог? (1 ст. – «научающий руки мои битве»; 2 ст. – «народы мне подчиняет» (РБО); 3 ст. – «что есть человек, что Ты знаешь о нём... обращаешь на него внимание?»)
  • г. Кем является Бог для Давида? (2 ст. – «милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой»)

2. Прочитайте Пс. 143:5-11 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • а. Что представляет собою эта часть псалма? (5 ст. – «Господи! Приклони...» – просьбы к Богу о спасении от врагов)
  • б. С чем перемежаются просьбы? (9,10 ст. – обещание Богу создать новую песнь хвалы Ему)

3. Прочитайте Пс. 143:12-15 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • а. Что представляет собою эта часть псалма? (12 ст. – «да будут» – пожелания благословений в разных сферах жизни)
  • б. Как эти пожелания связаны с главной темой псалма? (14 ст. – «да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей»)
  • в. Как все эти пожелания могут стать реальностью? (15 ст. – «Блажен народ, у которого Господь есть Бог»)

4. Молились ли вы подобным образом? 

II. Справедливость для угнетенных (ПН).

1. Прочитайте Пс. 145:1-10 (по очереди) и ответьте на вопрос:

  • а. Проверьте 1 ст. в иных переводах («Аллилуйя» (ИПБ), в ориг. הַֽלְלוּ־יָ֡הּ (hалэлу йя) – хвалите (мн. ч.) Яh (сокр. от имени Яхве))
  • б. Что представляет собою 2 ст.? (отклик на призыв, обещание)
  • в. Проверьте начало 3 ст. в иных переводах («не надейтесь на богатых и сильных» (РБО), в ориг. נָדִיב (надив))
  • г. На кого, по контрасту, следует надеяться? (5 ст. – «блажен, кому помощник Бог... у кого надежда на Господа Бога»)
  • д. Проверьте 6 ст. в иных переводах («хранящего истину» (НМ))
  • е. Что означает «творить суд обиженным» – 7 ст.? (см. Пс. 81:3,4 – «оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего»)
  • ж. Каковы главные характеристики личности, на которые Бог реагирует? (8 ст. – «любит праведных»; 9 ст. – «путь нечестивых извращает» = «расстраивает» (Восстановительный))

3. Что из этих действий Бога для вас сейчас насущнее всего? 

III. Доколе ты будешь судить неправедно? (ВТ). 

1. Прочитайте Пс. 81:1-8 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • а. К кому обращается Бог? (1,6 ст. – к богам, сынам Всевышнего)
  • б. Какова природа этих богов? (7 ст. – «вы умрете»)
  • в. Чем занимаются эти боги? (2 ст. – судопроизводством)
  • г. Почему используется такая терминология? (ср. Исх. 21:6 и 22:8 – боги = судьи; причина: Втор. 1:16,17 – «суд – дело Божие»)
  • д. За что Бог судит судей? (2 ст. – извращение справедливости)
  • е. Чем завершается псалом? (8 ст. – «восстань Боже, суди землю»)

2. Насущна ли тема этого псалма в вашей жизни? 

IV. Излей гнев Свой (СР).

1. Прочитайте Пс. 82:1-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • а. О ком идет речь? (3 ст. – «враги Твои... ненавидящие Тебя»; 6 ст. – «заключили против Тебя союз»; не мирные невежды!)
  • б. Что задумали враги? (5 ст. – геноцид народа Божия!)

2. Прочитайте Пс. 82:10-19 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • а. О чем просит псалмист? (2 ст. – чтоб действовал Бог (а не он!); 10-16 ст. – о наказании врагов, как уже было в истории: 17-19 ст. – чтоб это послужило обращению врагов)

3. Молились ли вы когда-либо о врагах подобным образом? 

V. Божий суд и святилище (ЧТ).  

1. Прочитайте Пс. 95:1-10 (по очереди) и ответьте на вопрос:

  • а. Что написано об иных народах? (призыв просвещать их – 3, 10 ст.; призыв к ним служить Господу – 7-9 ст.)
  • б. Какова главная причина поклонения Богу? (5 ст. – «сотворил»)
  • в. Что написано о святилище? (6 ст. – «сила и великолепие»; 9 ст. – «поклонитесь... трепещи»; 10,13 ст. – «будет судить»)
  • г. Что делать при вести о Божьем суде? (11-13 ст. – радоваться!)

2. Какова ваша реакция на весть о Божьем суде?

План урока

№ 6. «Ныне восстану». Пс. 11:6

Q. Как вы реагируете на несправедливость и насилие? 

 

Вс. Величественный воин

1. Прочтите Пс. 17:4,7 и ответьте на вопросы:

  • Почему и при каких обстоятельствах Давид призывает Господа? 
  • Куда достигла молитва псалмиста и была ли услышана? (7)

2. Прочтите Пс. 17:11-15 прочтите и ответьте на вопросы:

  • Укажите в каких символах описаны в тексте Божьи военные средства: доставки; маскировки; защиты; поражения? (11-15)
  • Как закончилось это сражение для Давида? (см. 17:18)

3. Прочтите Пс. 75:4,8-10 и ответьте на вопросы:

  • В контексте чего в этих текстах псалмист описывает сражающегося с врагами Господа? (9,10 – контекст Суда)
  • Поделитесь своим жизненным опытом Божьей защиты...

Вывод: Без Христа мы не можем делать ничего, а с Ним нам нечего бояться.

 

Пн. Справедливость для угнетенных

1. Прочтите Втор. 15:7-11 и ответьте на вопросы: 

  • Какое повеление дает Господь народу Божьему? (11)
  • От чего предостерегает нас Господь в этом законе? (7–9)
  • Как Бог относится к тем, кто соблюдает Его заповедь? (10)

2. Прочтите Пс. 40:2-4 и ответьте на вопросы:

  • Почему помогающие бедным – это счастливые люди? 

3. Прочтите Пс.11:6 и ответьте на вопросы:

  • Какова реакция Бога на несоблюдение закона о бедных?
  • Что для беззаконных значат слова «восстану, говорит Господь»?
  • Подумайте, кому лично вы можете помочь в ближайшие дни? 

Вывод: В помощи и заботе о бедных и обездоленных Господь дает возможность проявить Его характер и быть Его сотрудниками в служении этим людям. Посмотрите вокруг, нуждающиеся рядом.

 

Вт. Доколе ты будешь судить неправедно?

1. Прочтите Пс. 81:1,2 и ответьте на вопросы:

  • Кого псалмист называет «сонм богов»? о ком идет речь? (1,2)
  • По каким причинам часто суд на земле бывает неправедным?

2. Прочтите Пс. 81:3-5 и ответьте на вопросы:

  • Что обязаны делать все земные судьи? (3–5)
  • Почему важно для Бога, чтобы судьи были нелицеприятны?

3. Прочтите Пс. 81:6-8 и ответьте на вопросы:

  • Какую реальность бытия Бог открывает власть имущим? (6–8)
  • В чем основная ответственность судей перед Богом?

Вывод: Бог предупреждает всех судей и руководителей в стране о том, что насилие и бесправие есть зло в Его глазах. Честность, порядочность и справедливость народа Божьего – стандарты нашего свидетельства. 

 

Ср. Излей ярость Твою

1. Прочтите Пс. 57:7,8; 68:25,26; 82:14–16; 93:1,2 и ответьте на вопросы:

  • Какие чувства передают эти псалмы?
  • Кто, согласно пониманию автора, может совершать наказание?
  • Почему Бог не дал право мщения человеку? 
  • Является ли желание мести правильным с библейской позиции?
  • Почему многие страны отказываются от смертной казни?
  • Что вы поняли из текстов этих псалмов?

Вывод: Конечно, видя вокруг себя зло и несправедливость, мы не можем оставаться равнодушными. И хотя общество через законы и суд может решать многое, но не все и не всегда верно. Поэтому мы и желаем Пришествия Господа нашего, когда Он совершит Свой праведный суд .

 

Чт. Божий суд и святилище

1. Прочтите Пс. 95:6-10; Пс. 98:1-4; 113:7-9 и ответьте на вопросы:

  • Какие события описывают эти тексты и где они происходят?
  • По каким правилам Бог будет судить мир? (95:10; 98:4;)
  • Почему во время суда обращается внимание на ковчег? (113:8)
  • Чем заканчивались судные дни в Израиле и какую роль играло Святилище? (прощение, очищение и восстановление)
  • Почему весть о том, что суд происходит во святилище для детей Божьих является Евангелием? (Рим. 8:34)

Вывод: Суд Божий тесно связан со святилищем. Святилище — это место прощения греха и восстановления праведности, это престол Божий, откуда Святой Бог явит Свою правду. 

 

План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота. 




Текст урока

Урок 6. «Ныне восстану»

Библейские стихи для исследования: Пс.11:6; 17:3–18; 40:2–4; 81; 94:6–10; 98:1–4.

Дополнительные стихи: Втор.15:7–11; Рим.8:34.

Памятный стих: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» (Пс.11:6).

Наш век не единственный, когда свирепствует зло, несправедливость и угнетение. Псалмопевцы тоже жили в такое время. Итак, помимо всего прочего, псалмы — это также Божий протест против насилия и угнетения в мире, как сегодня, так и во времена псалмопевцев.

Однако Бог долготерпелив и удерживает гнев Своим великим терпением, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все покаялись и отвратились от злых путей (2Петр.3:9–15). И хотя определенное Богом время для Его вмешательства не всегда совпадает с человеческими ожиданиями, грядет день Божьего суда (Пс.95:13; 97:9). Нам просто нужно доверять Ему и Его обетованиям, пока этот день не наступит.

Только Творец, Чей престол основан на праведности и справедливости (Пс.89:14; 96:2), может дать стабильность и процветание миру Своим верховным судом. Двойной аспект Божьего суда включает освобождение угнетенных и уничтожение нечестивых (Пс.7:6–17).

Это то, что нам было обещано, и это то, что действительно произойдет однажды, но во время, определенное Богом, а не нами, что подчеркивает псалмопевец.

▬▬▬▬▬

Воскресенье. Величественный воин

Прочитайте Пс.17:4–19; 75:4–10,13; 143:5–7. Как изображен Бог в этих стихах? Что эти образы говорят о Божьей готовности избавить Свой народ?

Эти гимны возносят хвалу Господу за Его власть над силами зла, которые угрожают Его народу. Они рисуют Бога в Его величии, как Воина и Судью. Образ Бога Воина часто встречается в Псалтири и подчеркивает суровость и безотлагательность Божьего ответа на вопли и страдания Его народа.

«Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои, и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего» (Пс.17:14–16).

Непоколебимая решимость и всеохватность Божьего деяния должна развеять все сомнения в великой заботе и сострадании Бога к страдальцам или в Его способностях поразить зло. Нам просто нужно ждать, пока Он это совершит.

В конце концов, даже когда Божьи люди, такие как Давид, участвовали в войне, избавление приходило не от людей. В своих многочисленных битвах с врагами народа Божьего царь Давид прославлял Бога как Того, Кто один одержал все победы. Давиду было бы легко приписать себе происходившее, свои многочисленные успехи и победы, но он этого не делал. Он знал, где находится Источник его силы.

Хотя Давид утверждает, что Господь научает его руки брани (Пс.17:35), нигде в Псалтири он не полагается на свои боевые навыки. Вместо этого Господь сражается за Давида и избавляет его (Пс.17:48-49).

В псалмах царь Давид, снискавший славу успешного воина, берет на себя роль искусного музыканта и восхваляет Господа как единственного Избавителя и Помощника Своего народа (Пс.143:10–15). Хвалы и молитвы Господу — вот источники силы Давида, которые сильнее любого военного орудия. Только Богу следует доверять и только Ему поклоняться.

Какими бы дарами, умениями и успехами вы ни обладали в жизни, почему вы всегда должны помнить об их источнике? С какой опасностью вы столкнетесь, если забудете об этом источнике?

▬▬▬▬▬

Понедельник. Справедливость для угнетенных

Прочитайте Пс.9:19; 11:6; 39:18; 112:7; 145:6–10; 40:2–4. Какая весть звучит в этих стихах для бедных и нищих?

Как вы считаете, когда и как могут исполниться обетования Бога для бедных и обездоленных, звучащие в прочитанных отрывках псалмов?

Бог проявляет особую заботу о восстановлении справедливости в отношении различных уязвимых групп людей, включая бедных, нуждающихся, угнетенных, сирот, вдов, вдовцов и пришельцев. Псалмы, наряду с законом и пророками, ясно говорят об этом (Исх.22:21–27; Ис.3:13–15).

Многие псалмы используют выражение «бедные и нищие» и избегают представления угнетенных в исключительно национальном и религиозном смысле. Это делается, чтобы подчеркнуть вселенскую заботу Бога обо всем человечестве.

Выражение «бедные и нищие» не исчерпывается материальной бедностью, но также означает уязвимость и беспомощность. Это выражение взывает к Божьему сочувствию и несет идею, что только страдающий совершенно один и не имеет иной помощи, кроме Бога. Описание «бедный и нищий» также относится к искренности, правдивости и любви к Богу в исповедании своей полной зависимости от Бога и отказе от любых следов самонадеянности и самоутверждения.

Между тем забота об обездоленных (Пс.40:2–4) является проявлением верности народа Богу. Зло, совершаемое против уязвимых, было особенно тяжким грехом в библейской культуре (Втор.15:7–11). Книга Псалтирь побуждает верных возвышать свой голос против любого угнетения.

Книга Псалтирь также подчеркивает бесплодность того, чтобы полагаться на бренные человеческие средства как на высший источник мудрости и безопасности. Народ Божий должен сопротивляться искушению, заключающемуся в возложении абсолютной надежды на спасение на лидеров и институты, особенно когда они расходятся с Божьими путями.

В Своей благодати Господь отождествляет Себя с бедными, обнищав Сам, чтобы через Его нищету мы смогли обогатиться (2Кор.8:9). Богатства Христовы включают избавление от всякого бремени, налагаемого грехом, Он также обещает нам вечную жизнь в Божьем Царстве (Откр.21:4). Иисус исполняет обетования Псалтири как Божественный Судья, Который будет судить всякое притеснение обездоленных, а также пренебрежение обязанностями по отношению к ним (Матф.25:31–46).

Насколько мы думаем о «бедных и нищих» среди нас и что мы делаем для них?

▬▬▬▬▬

Вторник. Доколе ты будешь судить неправедно?

Господь наделил руководителей Израиля властью устанавливать справедливость в Израиле (Пс.71:1–7,12–14). Цари Израиля должны были применять эту власть в соответствии с Божьей волей. Главной заботой руководителей должно быть обеспечение мира и справедливости на земле и забота о социально незащищенных слоях населения. Только тогда будут процветать вся земля и весь народ. Царский престол укрепляется верностью Богу, а не человеческими усилиями.

Прочитайте Пс.81. Что происходит, когда руководители извращают справедливость и притесняют людей, которых они поставлены защищать? Каков финал этих несправедливых судей?

В Пс.81 Бог провозглашает Свои суды над неверными судьями Израилевыми. Слово «боги» (Пс.81:1,6) — это явно не языческие боги и не ангелы, потому что на них никогда не возлагалась задача восстановления справедливости в народе Божьем, и поэтому их невозможно судить за то, что они этого не исполняют. Обвинения, перечисленные в Пс.81:2–4, перекликаются с законами Торы, где «боги» отождествляются с руководителями Израиля (Втор.1:16–18; 16:18–20; Иоан.10:33–35). Бог спрашивает «сынов человеческих», справедливо ли они судят, и объявляет им наказание, поскольку они оказываются неправедными. Руководители блуждают во тьме, не имея знания (Пс.81:5), поскольку они забыли закон Божий, который является светом (Пс.118:105).

Писание неукоснительно утверждает, что Господь есть единственный Бог. Бог делит Свое управление миром с руководителями-людьми, которые поставлены в качестве Его представителей (Рим.13:1). Однако как часто эти представители человечества, как в истории, так и сейчас, извращали возложенную на них ответственность?

Псалом 81 в насмешливом тоне разоблачает отступничество некоторых руководителей, которые мнили себя «богами» выше других людей. Хотя Бог дал израильским руководителям власть и привилегию называться «сынами Всевышнего» и представлять Его, Бог отвергает нечестивых руководителей. Бог напоминает им, что они смертны и подчиняются тем же моральным законам, что и все люди. Никто не стоит выше Божьего закона (Пс.81:6–8).

Бог будет судить весь мир. Народ Божий также должен дать отчет Богу. И руководители, и народ должны подражать примеру Божественного Судьи и возлагать на Него свои окончательные надежды.

Какую власть над другими осуществляете вы? Насколько справедливо и честно вы властвуете? Обращайте на это внимание.

▬▬▬▬▬

Среда. Излей гнев Свой

Прочитайте Пс.57:7–9; 68:23–29; 82:10–18; 93:1-2; 136:7–9. Какие чувства передают эти псалмы? Кто вершит суд в этих псалмах?

В некоторых псалмах звучит мольба к Богу отомстить отдельным лицам и народам, которые намереваются причинить вред или которые уже причинили вред псалмопевцам или их народу. Эти псалмы могут вызвать недоумение из-за их резких выражений и очевидного несоответствия библейскому принципу любви к врагам (Матф.5:44).

Тем не менее негодование псалмопевца по поводу притеснения — это благо. Это означает, что псалмопевцы относились к добру и злу более серьезно, чем многие люди. Они переживают, и даже очень сильно, о зле, которое творится в мире не только по отношению к ним самим, но и к другим людям.

Как нам следует относиться к ситуациям, когда мы видим в этом мире несправедливые суды?

Однако нигде ни один псалмопевец не называет себя орудием мести. Вместо этого он отдает возмездие исключительно в руки Бога. В псалмах содержатся напоминания о проклятиях Божьего завета (Втор.27:9–16) и звучат мольбы к Богу, чтобы Он действовал так, как обещал.

Псалмы являются пророческим провозглашением о надвигающемся Божьем суде; это не только молитвы псалмопевца. Пс.136 содержит объявления о суде Божьем над Вавилоном, которые присутствуют и у пророков. Опустошение, которое вавилоняне принесли другим народам, обернется против них самих. Псалмы передают Божье предостережение о том, что зло не останется вечно безнаказанным.

Божье возмездие обладает справедливостью и благодатью. Дети Божьи призваны молиться за тех, кто плохо обращается с ними, и даже надеяться на их обращение (Пс.82:19; Иер.29:7).

Однако, стремясь увязать эти псалмы с библейскими стандартами любви к врагам, мы должны быть осторожны в том, чтобы не умалять выраженный в них мучительный опыт. Бог признает страдания Своих

детей и заверяет их, что «дорог ت в очах Господних смерть святых Его» (Пс.115:6). Божий суд обязывает народ

Божий возвысить свой голос против всякого зла и искать наступления Царства Божьего во всей его полноте. Псалмы также разделяют чаяния тех, кто страдает, давая им понять, что Бог знает об их страданиях и что однажды восторжествует справедливость.

Кто порою не думал о возмездии тем, кто причинил большое зло нам самим или нашим любимым? Как эти псалмы помогают вам понять подобные чувства в правильном свете?

▬▬▬▬▬

Четверг. Божий суд и святилище

Прочитайте Пс.95:6–10; 98:1–4; 131:7–9,13–18. Где происходит Божий суд и что для нас означает ответ на этот вопрос? Как святилище помогает нам понять, как Бог будет решать проблему зла?

Суд Божий тесно связан со святилищем. Святилище было тем местом, где псалмопевец по-другому посмотрел на проблему зла (Пс.72:17–20). Святилище было определено как место совершения Божьего суда, на что указывает суд посредством урима (Числ.27:21) и наперсник судный у первосвященника (Исх.28:15,28–30). Соответственно, во многих псалмах изображается, что Бог восседает на Своем престоле в святилище и готов судить мир за его грехи и зло.

В святилище открывался спасительный замысел Бога. В язычестве грех понимался прежде всего как некое физическое пятно, которое нужно было стереть при помощи магических ритуалов. В отличие от этого Библия представляет грех как нарушение Божьего нравственного закона. Божья святость означает, что Он любит справедливость и непорочность. Подобно этому Божий народ должен стремиться к справедливости и непорочности и поклоняться Богу в Его святости. Чтобы делать это, они должны соблюдать Закон Божий, являющийся выражением Его святости.

Таким образом, святилище — это место прощения греха и восстановления праведности, что было выражено престолом благодати у Божьего престола и «жертвами правды» (Втор.33:19; Пс.4:6).

Однако «Бог прощающий» вершит возмездие над нечестивыми делами нераскаявшихся людей (Пс.98:8). Практическое приложение того, что святилище является местом свершения Божьего суда, видно в постоянном

понимании Божьей святости и требования праведной жизни в соответствии с условиями Божьего завета.

Суд Господень, вершимый с Сиона, приводит к благоденствию праведных и поражению нечестивых (Пс.131:13–18). Святилище лелеяло радостные ожидания прихода Господа как Судьи, что особенно явно происходило в День искупления. Точно так же псалмы укрепляют уверенность в грядущем пришествии Божественного Судьи (Пс.95:13; 97:9), а именно Иисуса Христа, в небесное святилище (Откр.11:15–19).

Прочитайте Рим.8:34. Как этот стих показывает нам, что деяния Христа в небесном святилище являются Благой вестью для Его народа?

▬▬▬▬▬

Пятница. Для дальнейшего исследования

Прочитайте в книге Эллен Уайт «Нагорная проповедь Иисуса Христа» главу «Заповеди блаженства» (с. 6–13, 29–35).

Книга Псалтирь протестует против человеческого безразличия к несправедливости; в ней звучит отказ смиряться со злом. Псалмы продиктованы не желанием отомстить, а рвением прославить имя Божье. Следовательно, праведникам подобает радоваться, когда они видят Божье возмездие, постигающее зло, потому что таким образом имя Божье и Его справедливость оправдываются в мире (Пс.57:11-12). Псалмы обязывают людей возвысить свой голос против зла и стремиться к наступлению Царства Божьего во всей его полноте. В Псалтири нам дается уверенность в Божьем утешении и избавлении. Господь восстанет!

«„Когда будут поносить вас и гнать... радуйтесь и веселитесь“, — наставляет Иисус. Он советует Своим последователям взять „в пример злострадания и терпение“ (Иак.5:19) пророков, говоривших именем Господним. Авель, первый христианин из потомков Адама, умер как мученик; Енох „ходил с Богом“, но мир не знал его; Ной был осмеян как фанатик и паникер. „Другие испытали поругание и побои, а также узы и темницу“ (Евр.11:36). „Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение“ (Евр.11:35)» (Уайт Э. Нагорная проповедь Иисуса Христа. с. 33).

Вопросы для обсуждения

1. Поскольку болезненное осознание существования зла в мире может заставить человека задаться вопросом, действительно ли Господь царствует, как мы можем взрастить в сердце непоколебимую веру, которая будет сильна даже при искушении? То есть на чем нам следует сосредоточиться, чтобы

сохранить свою веру в Божью любовь, благость и силу? Что Крест призван раскрыть нам о Боге и Его характере?

2. Почему важно не полагаться на человеческие средства (руководителей, учреждения и социальные движения) как на сосредоточие конечной мудрости и утверждение справедливости в мире, но полагаться лишь на Божьи слово и суд?

3. Каковы практические последствия, вытекающие из истины о том, что святилище является местом Божьего суда?

4. Как мы можем понять резкие выражения некоторых псалмов? Как этот язык помогает нам осознать, что их авторы — всего лишь люди?

Комментарий к уроку

Комментарий к уроку 6

Часть I: Обзор

Основной стих: Пс.11:6.

В уроке 4 мы рассматривали идею того, что Бог — наше прибежище, твердыня, крепость (башня) и сила. Эти метафоры раскрывают библейскую истину о том, что Бог всегда находится рядом со Своими верными детьми, защищая их и заботясь о них. На этой неделе мы изучим похожую метафору: наш Бог подобен могущественному Воину, сражающемуся за Своих детей. Мы также рассмотрим эту истину в контексте социального угнетения, широко распространенного как в библейские времена, так и в наши дни. Тема социального угнетения, главная тема пророческих книг Ветхого Завета, повторяется по всей книге Псалтирь. Хотя жестокое обращение с людьми со стороны их политических лидеров причиняет горе, они не лишены надежды, потому что Господь — Защитник смиренных.

Часть II: Комментарий

Социальное угнетение

Закон Моисеев предписывает Божьему народу особо заботиться о трех группах людей: о «пришельце, сироте и вдове» (Втор.10:18; 14:29; 16:11,14; 24:17–20; 26:12-13; 27:19). Как правило, у этих людей не было источника стабильного дохода; зачастую они не владели землей, которую можно было бы обрабатывать или возделывать, чтобы прокормить свои семьи. В идеале эти маргинальные граждане и переселенцы стремились найти места, где они могли бы продавать свои услуги или, по крайней мере, получить разрешение собирать оставшиеся плоды и снопы за жатками (см. Руф.2:6–8). У таких людей не было защиты со стороны их семьи. Учитывая их уязвимость, мы можем видеть, что жестокое обращение с вдовами, сиротами и переселенцами считалось одним из худших грехов в обществе во времена Ветхого Завета. Пророки постоянно призывали людей заботиться об этом классе обездоленных (Ис.1:17,23; Иер.7:6; 22:3; Иез.22:7; Зах.7:10).

По этой причине псалмопевец изображает Бога как Отца сирот и судью вдов (Пс.67:6). Обетование книги Псалтирь звучит так: «Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает» (Пс.145:9; сравните Пс.9:35). Наш Бог — это Бог угнетенных и отверженных.

Сегодня в некоторых местах действуют социальные программы помощи сиротам и вдовам. Такие программы предоставляют возможности помощи бедным и нуждающимся. Правительства некоторых стран также оказывают необходимую финансовую помощь. Но нуждающихся людей всегда больше, чем может поддержать такая система. В настоящее время, помимо бедности, распространены и другие формы жестокого обращения и угнетения, такие как травля и пытки. Мы как христиане должны выявить жертв подобного угнетения и несправедливости и помочь им. Мы должны добросовестно посвятить себя поиску способов послужить их нуждам.

Иммиграция — это еще один проблемный вопрос во многих странах мира. Особое внимание следует уделять иммигрантам в пределах наших границ. Иммиграция была проблемой с первых дней человеческой истории. Люди всегда искали лучшее место для жизни, где можно процветать. Мы — руки Божьи. Он просит нас поддерживать и помогать потерянным, заблудшим, странникам и изгоям в нашем обществе. Мы должны пригласить членов этих групп обратить свой взор на Того, Кто является Защитником сирот и пришельцев.

Бог — Божественный воин

В Ветхом Завете и в меньшей степени в Новом используется еще одна метафора о Боге, которая в наши дни не слишком популярна среди христиан, — Бог как Воин.

Такая идея может показаться слишком суровой или милитаристской для культуры, которая предпочитает образы, касающиеся Божьей любви, милосердия и мира.

«Господь воинств» (Нав.5:14; 1Цар.1:11; 4:4; 17:45; 2Цар.7:26; Иер.10:16; 31:35; 32:18; Ам.5:16 и т. д.) является распространенным образом, раскрывающим Божий характер. В нем Творец представлен как полководец небесных воинств. Он вовлечен в противостояние с силами зла. Но Слово Божье также описывает Его как Воина — «Господь муж брани» (Исх.15:3; Он «воитель», ИПБ); «Господь выйдет… как муж браней» (Ис.42:13).

Псалмопевец использует эту метафору в Пс.17:4–20. Он утверждает, что спасся (Пс.17:4) от «от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня» (Пс.17:18). Яхве описывается как Воин, сражающийся за Своего раба, и как Победитель, который верхом на Своем боевом коне поднял оружие против угнетателей Своего народа. Внимательно прочитайте стихи 8–16. Здесь присутствуют четыре следующих сценария:

1) Пс.17:7–9:  Божественный Воин находится в Своем чертоге (Своем храме); Он пылает праведным гневом, защищая Своего раба, услышав его молитву. Божественный Воин яростно защищает Своего раба (Пс.17:9);

2) Пс.17:10–13:  Впечатляющее описание Божественного Воина, Который нисходит, являя великолепную силу. Этот образ вселяет уверенность в сердце раба этого Воина. Несомненно, наш Бог не отличается слабостью;

3) Пс.17:14–16:  В этих стихах мы читаем о штурме, организованном Мужем брани, вооруженным Своими грозными орудиями: градом, огнем, стрелами и молниями. Эта фигура Воителя с Его арсеналом атмосферных явлений вызывает ассоциации с могущественным Воином, Который, разгневавшись из-за несправедливости и угнетения, доблестно и праведно сражается за Своего верного раба;

4) Пс.17:17–20:  Здесь мы читаем об избавлении раба: Воин спасает, освобождает и поддерживает его — «Он вывел и меня на пространное место» (Пс.17:20).

Какое удивительное и подробное описание деяний Господа для Своих детей в самых тяжелых обстоятельствах! Такое понимание Божьего характера преобразит мир и нашу церковь. Угнетенные и преследуемые должны обрести покой в уверенности, что Бог сражается за них.

Обличение руководителей

Псалом 81 представляет собой строгое порицание руководителям, которые обладают влиянием и властью, но не используют их, чтобы изменить положение «бедного и сироты; угнетенного и нищего» (Пс.81:3).

Этот псалом описывает собрание, на котором порицаются руководители за их небрежность и безразличие к угнетенным. Они «судят неправедно и оказывают лицеприятие нечестивым» (Пс.81:2). Разве сегодня некоторые руководители менее виновны в этих преступлениях? Разве страдания бедных и нуждающихся не являются результатом коррупции? Кроме того, разве наш собственный эгоизм и жадность не заставляют нас сосредотачиваться на себе и своих семьях и забывать о тех, кто нас окружает, кто нуждается в нашей поддержке? Благотворительность должна начинаться дома, в наших собственных семьях. Мы должны научить наших детей всегда проявлять доброту и щедрость к тем, кто нуждается.

Псалмопевец напоминает нам, что мы — «боги» и «сыны Всевышнего» (Пс.81:6). Бог создал людей по Своему образу и подобию (Быт.1:26), а это значит, что мы разумные существа, наделенные совестью. Поэтому мы должны поддерживать страждущих, странников и нуждающихся. Какой бы ни была наша сфера влияния — будь то район или наше место работы — мы должны стремиться стать источником помощи для нуждающихся.

Суд Божий

Материал за четверг приглашает нас поразмышлять о бедственном состоянии угнетенных в свете окончательного суда в небесном святилище (Пс.95:6–10; 98:1–4; 131:7–9,13–18) и великой борьбы между Богом и сатаною, как она описана в книгах Даниила и Откровение.

Глава 7 книги Даниила проливает свет на две цели небесного суда до Пришествия: наказать угнетателя (Дан.7:26) и оправдать угнетаемых (Дан.7:22). Суд подтверждает, что Бог действует в интересах тех, кто праведен.

В книге Откровение суд происходит в святилище. В Откр.6 мы узнаем, что «души убиенных за слово Божие» находятся «под жертвенником» (Откр.6:9). Они получают белые одежды, ожидая последнего вмешательства Господа, которое избавит их от смерти.

Откр.8 начинается с видения о семи трубах (Откр.8:2), которые даны семи ангелам, стоящим рядом с золотым жертвенником «перед престолом» Божьим (Откр.8:3). Трубы — это символ суда, производимого Творцом над теми силами, которые преследовали Божий народ на протяжении долгих веков человеческой истории (см. семь печатей из Откр.6 и 7). Святилище — это место, откуда Господь действует в интересах Своего народа, спасая и защищая его от его угнетателей. Таким образом, неслучайно, что семь последних язв, данные семи ангелам, исходят из храма, места Божьего суда (Откр.15:5-6).

Когда книга Псалтирь выражает уверенность в том, что верующие могут молиться и просить небо об избавлении, это утверждение является серьезным обвинением против угнетателей Божьего народа и источником веры для угнетенных. «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего» (Пс.131:7-8).

Библейская истина в этом стихе раскрывает тот факт, над которым нам, верным Богу людям, следует поразмыслить. Да, мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы помочь нуждающимся, вдовам и сиротам, чтобы поддержать их. Но мы всегда должны помнить, что окончательное и полное устранение всех угнетений и страданий придет с небес. Мы не должны обманываться идеей, что церковь может добиться социальной справедливости на земле или что главная цель церкви — вести политические баталии в попытке отменить всю несправедливость в мире. Этот сложный вопрос под силу полностью решить только Господу Саваофу. Наша вера должна быть сосредоточена на обетованиях о том, что Бог будет действовать на нашей стороне, а не на иллюзорной силе человеческой власти, которая в лучшем случае является миражом.

Часть III: Практическое применение

Бог — прибежище и крепость для тех, кто попал в беду, но Он также Божественный Воитель, Который сражается за угнетенных. Более того, Он —действующий руководитель. Таким образом, и нам следует проявлять активность в решении социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня в мире. Конечно, мы не в состоянии решить все проблемы, но мы можем стремиться оказывать положительное влияние на наше сообщество и на жизнь уязвимых и угнетенных, которые живут вблизи нас, — бедных, отверженных и преследуемых. Мы можем выполнять значимую и судьбоносную работу для тех меньшинств, которым общество уделяет наименьшее внимание, точно так же, как это делал Иисус в Его время, служа мытарям, грешникам (Матф.9:10), блудницам (Лук.7:37–39) и отверженным (Матф.15:21–28).

Высказанное псалмопевцем порицание в адрес общества и политических лидеров (Пс.81) также касается и нас, если мы безразличны к страданиям и несправедливости общества и не облегчаем решение этих проблем. Наконец, мы должны помнить, что окончательное уничтожение зла в нашем несправедливом мире придет из небесного святилища. Давайте выполнять свою часть дела, доверившись Божественному Воину в окончательном восстановлении правосудия.

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Отправить