Урок 5 | Субботняя школа | I кв. 24 | Песнь Господня на земле чужой

Альманах "Борух"
Просмотров: 2713
Esther and Mordechai

Урок 5. Песнь Господня на земле чужой

Скачать пособие по изучению Субботней Школы

Библейские стихи для исследования: Пс.21:2; 68:2–4; 72:1–20; 76; 78:5–13; 87:3–12; 136:4. 

Дополнительный стих: 1Петр.1:17. 

Памятный стих: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс.136:4). 

Нам не нужно углубляться в книгу Псалтирь, чтобы обнаружить, что псалмы воспевались в несовершенном мире, там, где царствует грех, зло, страдания и смерть. Порочному творению, управляемому верховным Владыкой Господом и Его праведными законами, постоянно угрожает зло. По мере того как грех все больше и больше проявляется в мире, эта земля все больше становится «землей чужой» для Божьего народа. Такая реальность создает проблему для псалмопевца: как жить жизнью веры на чужой земле? 

Как мы уже заметили, псалмопевцы признают верховное правление и силу Бога, а также Его праведные суды. Они знают, что Бог — это вечное и неизменное прибежище и помощь в скорбные времена. По этой причине псалмопевцы порой бывают озадачены (а кого бы это не озадачивало?) видимым отсутствием Бога и процветанием зла перед лицом всемогущего и доброго Господа. Парадоксальный характер псалмов, этих обращенных к Богу молитв, проявляется в отклике псалмопевцев на кажущееся молчание Бога. Другими словами, псалмопевцы отмечают как кажущееся отсутствие Бога, так и Его присутствие. 

Видео комментарий

План урока и Видео комментарий

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Тема квартала: «Книга Псалтирь»

Урок №5, «Песнь Господня на земле чужой»

3 февраля 2024

 

I. Дни злые (ВС). 

1. Прочитайте Пс. 78:1-4 (по очереди) и ответьте на вопросы: 

  • Какое время описано? (1 ст. – «осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины» – см. 2Пар. 36:18-20 – 587 г. до н.э., 3-е, последнее завоевание Навуходоносора)
  • Как окружающие стали относиться к народу Божию? (4 ст. – «мы сделались посмешищем... поруганием и посрамлением»)

2. Прочитайте Пс. 78:5-13 (по очереди) и ответьте на вопросы: 

  • Что содержится в ст. 8,9? (просьба о прощении грехов – они стали причиной плена)
  • Что содержится в ст. 6,7,10(2ч.),12? (просьба о наказании врагов)
  • О чем заботится псалмист в 10(1ч.) и 12 ст.? (о репутации Бога)
  • Чем завершается псалом? (13 ст. – обещание славить Бога)

3. Что в этом псалме могло бы обогатить вашу молитву?

 

II. У врат смерти (ПН). 

1. Прочитайте Пс. 40:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы: 

  • В каком состоянии находится Давид? (4 ст. – болезнь; 5 ст. – «исцели меня» (РБО); 9 ст. – «он слег, не встать ему более»)
  • Проверьте 2 ст. в иных переводах («о слабом и бедном» (ИПБ); в ориг. דַּל (дал) – см. 2Цар. 13:1-4 – «худеешь»)
  • На чем основана уверенность в Божьей помощи? (см. Втор. 14:29 – «дабы благословил тебя Господь»; Втор. 15:7,10 – «за то благословит тебя Господь»; Пр. 19:17 – «взаймы Господу»)
  • Есть ли подобная мысль в Евангелии? (см. Лк. 6:38 – мера! Мф. 25:34-40 – «сделали Мне»)
  • Самоправеден ли псалмист? (5 ст. – «я согрешил»; 11 ст. – «помилуй меня»)

2. Прочитайте Пс. 40:6-10 (по очереди) и ответьте на вопросы: 

  • Что усугубляет состояние Давида? (злые толки, планы, сплетни врагов, пожелания гибели)
  • Что означает «велиал»? (см. 2Кор. 6:15 – противопоставлен Христу; «сатанинская напасть» (РБО))
  • Что описано в 10 ст.? (предательство близкого человека)

3. Прочитайте Пс. 40:11-14 (по очереди) и ответьте на вопросы: 

  • Что содержится в ст. 11-13? (просьба к Богу о помощи)
  • Как понимать конец 11 ст.? («отплачу им добром за зло – как он поступал всегда» (Саадия гаон); см. Пс. 34:12-14)
  • Чем завершается псалом? (14 ст. – благословением Бога)

4. Какие фрагменты этого псалма вам близки?

 

III. Где Бог? (ВТ). 

1. Откройте Пс. 41 и найдите ответы на вопросы: 

  • Найдите повторяющуюся фразу (ст. 6 и 12 – две части псалма)
  • В каком состоянии находится псалмист? (4 ст. – «слезы»; 6 ст. – уныние, смущение; 7 ст. – «унывает»; 10 ст. – «сетуя»)
  • Чем вызвано это состояние? (4 ст. – «когда говорили мне... “где Бог твой?”»; 10 ст. – «оскорблений врага»; 11 ст. – «руга-ются надо мною враги мои, когда говорят... “где Бог твой?”»)
  • Как псалмист справляется с этим состоянием? (2,9 ст. – очень откровенно молясь к Богу; 5,7 ст. – вспоминая добрые дни; 6,9,12 ст. – исповедание веры, принятие решения!) 

2. Какие элементы этого псалма вы можете применить в унынии?

 

IV. Чтобы праведники не впали в искушение (СР). 

1. Откройте Пс. 72 и найдите ответы на вопросы: 

  • Какова тема ст. 3-9,12? (3 ст. – «благоденствие нечестивых»)
  • Как это воздействует на Божий народ? (3 ст. – «я позавидовал»; 10,11 ст. – «туда же обращается»; 13,14 ст. – «не напрасно ли я»?)
  • Где псалмист нашел ответ? (16,17 ст. – «во святилище»; 21-24 ст. – «Ты руководить меня советом Твоим»)
  • Какой ответ получил псалмист? (17-20,27 ст. – наказание в конце)
  • В каком служении во святилище виден конец нечестивых? (см. Лев. 16:20-22 – «землю, отвесно иссеченную» (Гурфинкель); «в изрезанную гористую местность» (Гирш); «Козла сбрасывали со скалы в пустынной местности, и его останки невозможно было найти» (Герц) – Пс. 72:18 – «низвергаешь их в пропасти»)
  • Проверьте 25 ст. в иных переводах («Кто еще мне нужен на небе? С Тобой никто на земле мне не нужен» (РБО))
  • Каково качество жизни с Богом? (1 ст. – «благ Бог»; 28 ст. – «мне благо приближаться к Богу!»)

3. Что лично вам было полезным в этом разделе?

План урока

№ 5. Песнь Господня на чужой земле. Пс. 136:4

Q.  Гражданином какой страны вы себя ощущаете? Почему это важно?

Вс. Дни злые

1. Прочтите Пс. 73:18-22 и ответьте на вопросы:

  • Что имеет в виду Асаф под выражением “дни злые”? (18)
  • Кого символизирует «горлица» в 19 ст.? (смотр. перев. Кулакова)
  • Какие совет даёт псалмист живущим в «дни злые»? (19–22)
  • Что сегодня больше всего тяготит вас на этой земле?

2. Прочтите Пс. 78:5-13 и ответьте на вопросы:

  • За что Господь должен «пролить Свой гнев»? (6,7,12)
  • Как отвечают дети Божьи на Его великие и чудные дела? (13)
  • Чего больше в твоей молитве: просьб или благодарности, хвалы?

Вывод: Как в прошлом, так и сегодня, живущим в «дни злые», Господь протягивает руку помощи, дает силы и защищает всех, кто обращается к Нему. Пережитый нами опыт с Богом будет выражен искренней хвалой!

Пн. У врат смерти

1. Прочтите Пс. 87:4-13; 101:4-6,24,25 и ответьте на вопросы:

  • Какими словами псалмопевец описывает свое состояние в болезни и отчаянии? 
  • Как в бедственное время автор сохраняет веру в Бога? (87:12–13) 
  • На что уповает автор в дни смертельной опасности? (101:25) 

Вывод: Божья благодать в жизни верующих, не исключает страдания и скорби. Жизнь Иисуса Христа помогает нам сохранять веру в Божьи обетования.

Вт. Где Бог?

1. Прочтите Пс. 41:3 и ответьте на вопросы:

  • Какой у нас Бог? (3, живой и крепкий!)
  • Что это значит:«Слезы мои были пищей моей день и ночь?» (2–4)
  • Какой вопрос вызывал тревогу у Давида? (4)

2. Прочтите Пс. 62:2 и ответьте на вопросы:

  • Чему мы можем научиться у Давида в моменты отчаяния? (2)

3. Прочтите Пс. 101:2-7 и ответьте на вопросы:

  • С чем сравнивает себя псалмопевец в этих стихах? 
  • Ка слова о «потоке воды» в Пс.41:3 связаны с Пс. 101и 62:2?
  • Как часто мы чувствуем себя изолированными от Бога и как нам это исправить?

Вывод: В моменты, когда нам кажется, что Бог отвернулся от нас, молитва «с ранней зари» рассеет мрачные грозовые тучи, и мы увидим лик Господа, который не отворачивался от нас ни на одно мгновение. 

Ср. Неужели Божьи обетования никогда не исполнятся?

1. Прочтите Пс. 76:1-7 и ответьте на вопросы:

  • Какое физическое и эмоциональное состояние автора этого псалма прослеживается в данном отрывке? 
  • Несмотря на свое состояние, как выстроены мысли Асафа? (2–4) 
  • Что для псалмиста является самым большим горем? (8–11)

2. Прочтите Пс. 76:12,13 и ответьте на вопросы:

  • На чем сосредотачивает свое внимание псалмопевец, пытаясь преодолеть уныние и отчаяние? (12,13)
  • Как ваши опыты с Богом помогали вам проходить трудности? 

Вывод: Когда жизненные неурядицы гнетут нас и разбивают, давайте вместо концентрации на величине нашего горя, сосредоточим взор на Любящем Боге и Его неизменных обетованиях! 

Чт. Чтобы праведники не впали в искушение

1. Прочтите Пс. 36:1-10 и ответьте на вопросы:

  • Какая разница между беззаконниками и уповающими на Бога?
  • Почему беззаконным иногда завидуют?

2. Прочтите Пс. 48:7-10 и ответьте на вопросы:

  • Почему глупо надеяться на славу и богатство?

3. Откройте Пс. 72:1-17 и ответьте на вопросы:

  • Почему безбожный образ жизни искушает верующих? (2-10)
  • Чем озадачен автор видя «благоденствие» грешников? (13,14)
  • Как взгляд на святилище скорректировало его ум и ценности?

Вывод: Мир греха – чужой нам мир. Земные ценности приведут нас вначале к зависти, нездоровым устремлениям, а затем к скорби, опустошенности, разочарованию в других и в себе. Многие после такого обращаются к Богу. Но, не лучше ли, как псалмист, сызмальства и с раннего утра устремлять свой взор во Святилище? Тогда и день будет другим, и искушения «отскакивать» и мысли будут «о горнем».

План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота. 

Текст урока

Урок 5. Песнь Господня на земле чужой 

Библейские стихи для исследования: Пс.21:2; 68:2–4; 72:1–20; 76; 78:5–13; 87:3–12; 136:4. 

Дополнительный стих: 1Петр.1:17. 

Памятный стих: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс.136:4). 

Нам не нужно углубляться в книгу Псалтирь, чтобы обнаружить, что псалмы воспевались в несовершенном мире, там, где царствует грех, зло, страдания и смерть. Порочному творению, управляемому верховным Владыкой Господом и Его праведными законами, постоянно угрожает зло. По мере того как грех все больше и больше проявляется в мире, эта земля все больше становится «землей чужой» для Божьего народа. Такая реальность создает проблему для псалмопевца: как жить жизнью веры на чужой земле? 

Как мы уже заметили, псалмопевцы признают верховное правление и силу Бога, а также Его праведные суды. Они знают, что Бог — это вечное и неизменное прибежище и помощь в скорбные времена. По этой причине псалмопевцы порой бывают озадачены (а кого бы это не озадачивало?) видимым отсутствием Бога и процветанием зла перед лицом всемогущего и доброго Господа. Парадоксальный характер псалмов, этих обращенных к Богу молитв, проявляется в отклике псалмопевцев на кажущееся молчание Бога. Другими словами, псалмопевцы отмечают как кажущееся отсутствие Бога, так и Его присутствие. 

▬▬▬▬▬ 

Воскресенье. Дни злые 

Прочитайте Пс.73:18–22; 78:5–13. Какую проблему поднимает псалмопевец в этих отрывках? 

Псалмопевец, стремясь постичь великую борьбу между Богом и силами зла, указывает на непостижимое долготерпение Божье, а также на Его бесконечную мудрость и силу. 

Проблема зла в книге Псалтирь, прежде всего, богословская; она неминуемо касается вопросов о Боге. Таким образом, разрушение Иерусалима и храма рассматривается принципиально как то, что Бог был посрамлен, 

поскольку это дало язычникам повод злословить Бога. Божье наследие (народ израильский) — это знак того, что Бог избрал евреев и заключил с ними завет (Втор.4:32–38; 32:8-9), который никогда не будет отменен. Концепция Божьего наследия также включает в себя аспект последнего времени, поскольку однажды все народы станут Божьим наследием и будут служить Ему. Понимание того, что народы вторглись в Божье наследие (Израиль), представляет собой угрозу Божьим обетованиям. 

Несомненно, псалмопевец признает, что грехи народа испортили отношения завета между народом и Богом и навлекли на народ трагичные последствия (Пс.78:8-9). Выживание народа полностью зависит от милостивого Божьего вмешательства и восстановления уз завета через искупление греха. Обращение «Боже, Спаситель наш» передает идею Божьей верности данным обетованиям завета (Пс.78:9). 

Однако еще важнее, чем восстановление жребия Израиля, — оправдание Божьего характера в мире (Пс.78:9). Если злые деяния останутся безнаказанными, то будет казаться, что Бог утратил Свою власть (Пс.73:18–23; 82:17–19; 105:47). Только когда Бог спасет Свой народ, Его имя будет оправдано и превознесено. 

Тогда, как и сейчас, существовал тот же самый принцип. Наши грехи, наши падения, наше зло могут навлечь позор не только на нас самих, но, что гораздо хуже, покрыть позором имя Бога, веру в Которого мы исповедуем. Наши неправильные поступки также могут оказать пагубное духовное воздействие на наше свидетельство и миссию. Сколько людей было отвращено от нашей веры проступками тех, кто исповедует имя Христово? 

«Прославляет Бога и Христа совершенство характера детей Божьих» (Уайт Э. Желание веков. С. 671). Как вы понимаете эту важную истину и что это должно означать в вашей собственной христианской жизни? 

▬▬▬▬▬ 

Понедельник. У врат смерти 

Прочитайте Пс.40:2–5; 87:4–13; 101:4–6, 12, 24, 25. Какие переживания описывают данные стихи? Как связано с вашей жизнью то, о чем сказано в этих стихах? 

Эти молитвы об избавлении от болезни и смерти показывают, что детей Божьих также постигают страдания, присутствующие в этом мире. Эти псалмы раскрывают ужасные страдания псалмопевца. Он без сил, иссох, как трава, не может есть, между мертвыми брошен, как убитые, лежащие во гробе, отвратителен своим знакомым, страдает и находится в отчаянии. Его кости прилипают к коже. 

Многие псалмы предполагают, что Господь допустил бедствие из-за непослушания Израиля. Псалмопевец признает, что грех может навлечь болезнь; поэтому он говорит о прощении, которое предшествует исцелению (Пс.40:4, 5). Однако в некоторых псалмах, таких как Пс.87 и Пс.101, признается, что безвинные страдания Божьего народа являются жизненным фактом, как бы ни было трудно это постичь. 

В Пс.88 сказано, что Бог положил псалмопевца в ров смертный (Пс.87:7–9). Обратите внимание: однако даже тогда, когда произносятся самые дерзкие высказывания, этот плач явно является актом веры, поскольку, если Господь в Своем всемогуществе допустил бедствие, Он может восстановить благополучие Своего чада. 

На краю могилы псалмопевец вспоминает о чудесах Божьих, о Его любви и благости, верности и праведности (Пс.87:11–13). Несмотря на чувство, что его страдание исходит от Бога, псалмопевец взывает к Богу. Он не отрицает Божьей любви и знает, что Бог — его единственное спасение. Эти мольбы показывают, что псалмопевец познал не только страдание, но также глубоко познал благодать Божью и что одно не обязательно исключает другое. 

Если говорить кратко, то и допущение Богом страданий, и Его избавление от них являются проявлением Его абсолютной власти. Знание о том, что все находится во власти Божьей, вселяет надежду. Когда мы прочитываем Пс.87 в свете страданий Христа, мы испытываем благоговейный трепет перед глубиной Его любви, благодаря которой Он был готов пройти через врата смерти ради человечества. 

Поразмышляйте об Иисусе на кресте и о том, что Он испытал из-за греха. Как тот факт, что Бог во Христе пострадал гораздо больше, чем кто-либо из нас, помогает нам сохранять веру во время скорбей и испытаний? 

▬▬▬▬▬ 

Вторник. Где Бог? 

Прочитайте Пс.41:2–4; 62:2; 68:2–4; 101:2–8. Что причиняет большие страдания псалмопевцу? 

Что вы отвечаете, когда вас спрашивают, как псалмопевца: «Где Бог твой?» 

Не только личные и общие для народа беды постигли псалмопевца, ему кажется, что Бог не обращает внимания на страдания Своих рабов, и это доставляет псалмопевцу еще больше боли. Отсутствие Бога ощущается, как нестерпимая жажда в пустыне (Пс.41:2–4; 62:2) и смертная мука (Пс.101:3–5). Псалмопевцу кажется, что он отринут от лица Божьего, и он сравнивает себя с одинокой птицей: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле» (Пс.101:7-8). 

Упоминание о пустыне подчеркивает ощущение изолированности от Бога. «Одинокая птица на кровле» находится вне гнезда, своего жилища. Псалмопевец взывает к Богу «из глубины», как если бы над ним были сильные воды, и он утопает «в глубоком болоте» (Пс.68:2–4; 129:1). Эти образы изображают гнетущую ситуацию, из которой нет выхода, если не вмешается Бог. 

Прочитайте Пс.9:13; 21:2; 26:9; 38:13. Как псалмопевец отвечает на кажущееся отсутствие Бога? 

Примечательно, что псалмопевцы решают не молчать перед лицом Божьего безмолвия. Псалмопевцы непоколебимо верят в молитву, потому что молитва обращена к живому и милостивому Богу. Бог все еще здесь, даже когда кажется, что Он отсутствует. Он все Тот же Бог, Который слышал их в прошлом, и поэтому они уверены, что Он слышит их и сейчас. 

Случаи Божьего молчания заставляют псалмопевцев исследовать себя и искать Бога, но с исповеданием и смиренными прошениями. Они знают, что Бог не будет молчать вечно. Псалмы показывают, что общение с Богом должно продолжаться, независимо от жизненных обстоятельств. 

Чему мы можем научиться из ответов псалмопевца на видимое отсутствие Бога? Как вы поступаете в те моменты, когда Бог, кажется, действительно молчит? Что поддерживает вашу веру? 

▬▬▬▬▬ 

Среда. Неужели Божьи обетования никогда не исполнятся? 

Прочитайте Пс.76. Через какой опыт проходит автор? 

Псалом 76 начинается с мольбы, исполненной скорбью и болезненным воспоминанием о прошлом, к Богу о помощи (Пс.76:2–7). Псалмопевец всем своим существом в скорби обращается к Богу. Он отказывается от любого утешения, кроме того, которое исходит от Бога. 

Однако оказывается, что воспоминание о Боге усиливает отчаяние. «Стоит мне о Боге подумать — начинаю стенать» (Пс.76:4; ИПБ). Еврейское слово хама («стенать») часто описывает рев бурных вод (Пс.45:4). Подобным образом и все существо псалмопевца находится в состоянии сильной бури. 

Как воспоминание о Боге может производить столь сильно выраженное состояние горя? Ряд тревожных вопросов раскрывает причину его страданий (Пс.76:8–10): «Не изменился ли Бог?», «Может ли оказаться, что Бог предал Свой завет?» 

Разительный контраст между Божьими спасительными деяниями в прошлом и очевидным отсутствием Бога в настоящем заставляет псалмопевца почувствовать, что Бог его покинул. Если Бог изменился, то у псалмопевца нет надежды — вот вывод, который он изо всех сил пытается не делать. 

Между тем псалмопевец не может уснуть, потому что ему не дает уснуть Господь (Пс.76:5). Это напоминает о других библейских персонажах, которые, по промыслу Божьему, страдали бессонницей, что Бог использовал для достижения Своих целей (Быт.41:1–8; Есф.6:1; Дан.2:1–3). Долгая бессонная ночь заставляет псалмопевца задуматься о прошлых делах Господа по избавлению, и он делает это с обновленной решимостью (Пс.76:6, 11). 

Заверение, которое псалмопевец получает от Бога, состоит не из объяснений происходящего с ним лично, а, скорее, из подтверждений Божьей верности и надежности (как у Иова). Псалмопевец чувствует побуждение уповать на Господа с верой, зная, что Он — Тот же Самый Бог, Который сотворил чудеса в прошлом Израиля (Пс.76:12–19). Псалмопевец также осознает: «следы Твои неведомы» (Пс.76:20), признавая Божье водительство даже в тех ситуациях, в которых Его присутствие не очевидно для человеческого ока. Псалмопевец признает, что Бог одновременно явлен нам и сокрыт, и поэтому он возносит хвалу таинственным и суверенным путям Господа. 

Подумайте о прошлом, когда Господь действовал в вашей жизни. Как этот факт помогает вам справиться со всем, с чем вы сталкиваетесь сейчас? 

▬▬▬▬▬ 

Четверг. Чтобы праведники не впали в искушение 

Прочитайте Пс.36:1,8; 48:6–8; 93:3–7; 124:3. С какими искушениями столкнулся псалмопевец? 

В этих псалмах слышится жалоба на теперешнее процветание нечестивых и ощущается вызов, который брошен этим самым праведным. Нечестивые не только процветают, но порою даже в открытую презирают Бога и притесняют других. Запутанный вопрос заключается в том, что в то время как «жезл нечестивых» (Пс.124:3) господствует над миром, «жребий праведных» (Пс.45:6), похоже, печален. Так может, сдаться и делать зло, как это делают другие? 

Прочитайте Пс.72:1–20,27. Что помогает псалмопевцу преодолеть кризис? Каков конец тех, кто надеется на суетное? (См. также 1Петр.1:17.) 

В то время когда псалмопевец в Пс.72 оставался сосредоточенным на теперешнем беззаконии в мире, он был не способен увидеть широкую картину с Божьей точки зрения. Проблема, которую создавало для его веры процветание зла, была неразрешимой; он также полагал, что его аргументы о бесполезности веры основаны на реальности. 

Однако Пс.72 показывает, что «это является насмешкой над теми, кто игнорирует первый стих этого псалма, который является кратким изложением всего псалма: „Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!“» (Downers Grove, IL: InterVarsity, p. 11). 

Псалмопевец входит во святилище, место Божьего верховного правления, и видит напоминание, что «сегодня» — это только часть общей картины, и ему стоит подумать о «конце», когда нечестивые получат приговор Божьего суда. Тот факт, что псалмопевец понял эту истину в святилище и исповедовался в своих предыдущих мыслях, показывает, что реальность можно постичь только духовным зрением, а не человеческой 

логикой. 

Как обетование о Божьем суде над миром и всем его злом дает вам утешение, когда так много зла сейчас остается безнаказанным? 

▬▬▬▬▬ 

Пятница. Для дальнейшего исследования 

Прочитайте в книге Эллен Уайт «Путь ко Христу» главу «Радость в Господе» (с. 115–126). 

Подобно псалмопевцам, народ Божий всех времен очень часто задается вопросом о том, как петь песнь Господню в «земле чужой». Нашей вере в верховное правление Господа бросается вызов, и порой он жестокий, и мы можем задуматься о том, находится ли всё под наблюдением Божьим и действительно ли Он столь силен и добр, как сказано в Писании. 

Библейская вера часто подразумевает неуверенность и неизвестность в такой же степени, как уверенность и подтверждение. Иногда неуверенность и неизвестность, особенно перед лицом зла и кажущегося отсутствия Бога, могут быть почти невыносимы. Тем не менее неуверенность никогда не должна касаться Бога, Его праведного характера, Его любви и верности. Псалмопевцы могут быть не уверены в будущем, но они часто взывают к неизменной любви и верности Бога (Пс.35:6–11; 88:3,9). 

Мы призваны следовать тому же самому примеру. «Призовите на помощь все свои силы, чтобы смотреть вверх, а не вниз на свои трудности, тогда вы никогда не ослабеете на пути. Вы вскоре увидите на облаке Иисуса, протягивающего вам руку помощи. И все, что от вас требуется, — это дать Ему свою руку с простой верой и позволить Ему вести вас. Если вы будете доверять Ему, то через веру во Христа у вас появится надежда» (Уайт Э. Свидетельства для Церкви. т. 5. с. 578, 579). 

Время, когда Бог «скрывает лицо Свое», не умаляет действенности молитвы. Напротив, эти случаи заставляют псалмопевцев исследовать самих себя, вспоминать прошлые Божьи спасительные деяния и обращаться к Богу с исповеданием и смиренными прошениями (Пс.77:10–12; 88:47–53). «Вера укрепляется, когда человек борется с сомнениями и преодолевает сопротивление. Опыт, приобретенный в этих испытаниях, более драгоценен, чем самые дорогие бриллианты» (Уайт Э. Свидетельства для Церкви. т. 3. с. 555). 

Вопросы для обсуждения 

1. Какую напряженность испытывает псалмопевец ввиду существования зла? С какими подобными трудными вопросами сталкивались вы и как вы на них ответили для себя? Как вы сохранили веру в эти трудные времена? 

2. Куда нам следует взирать в поисках ответов, когда вера в Бога проверяется испытаниями или людьми, чьи страдания заставляют их сомневаться в благости и силе Божьей? 

3. Как вы отвечаете на общий для всех вопрос о том, почему существует зло в мире, сотворенном и хранимом всемогущим Богом любви? Как тема великой борьбы помогает нам ответить хотя бы частично на эту проблему? 

Комментарий к уроку

Комментарий к уроку 5 

Часть I: Обзор 

Основной стих: Пс.136:4. 

Из-за присутствия на нашей земле страданий и зла у людей возникают вопросы о характере Бога. Почему Бог допустил существование греха? Почему Он допускает страдания невиновных? Почему Он позволяет греху существовать? Почему процветают нечестивые? Неужели Божьи обетования в Библии не исполнятся? Не является ли Священное Писание просто прекрасным литературным шедевром — вдохновляющим, но не богодухновенным — для людей, которые стремятся к духовности? Или, что еще хуже, не является ли Библия и ее обетования заблуждением, не имеющим под собой никакой реальной основы, потому что в конечном счете, как утверждают светские люди, Бога попросту не существует? 

Печально, но сегодня такое направление мысли распространено. Сомнения в действиях Бога сеют семена недоверия и скептицизма в сердцах людей, особенно среди молодежи. Слишком часто, когда такие продиктованные неверием вопросы всплывают в умах верующих, результатом является то, что «во многих охладеет любовь» (Матф.24:12). 

Книга Псалтирь — это больше, чем прекрасные песнопения, восхваляющие Бога. Они призваны оказать глубокое влияние на наше понимание таких сложных вопросов, как существование греха и страданий. Когда мы исследуем Псалтирь в свете этой сложной темы, мы снова поражаемся честности псалмопевцев в их молитвах. Их искренность напоминает нам, что мы тоже можем задавать вопросы Господу; мы также можем выразить Ему свои сомнения. Бог с радостью выслушает наши мысли, если мы вопрошаем Его с верой и смирением. Он ответит на наши скромные вопросы и заботы, проливая на нас свет в разгар нашей борьбы с сомнениями и страхом. 

Часть II: Комментарий 

Почему Бог допустил существование греха и страданий? 

Даже если книга Псалтирь не рассматривает этот конкретный вопрос явно, Пс.73 и 78, посвященные разрушению Иерусалима, содержат некоторые значимые сходства, которые касаются темы греха и страданий: 

1. Каждый из этих псалмов касается разрушения города возлюбленного (Пс.73:3–9; 78:1–4), что вызывает горестные стенания у псалмопевца. 

2. В обоих псалмах Асаф желает увидеть, как Господь отменит разрушение (Пс.73:10-11; 78:5–7). Таким образом, он вопрошает Господа: «Доколе?» 

3. Причина бедствия Иерусалима — грех народа (Пс.78:8–10). Только в Пс.78 упоминается эта причина — народ Божий потерпел поражение. 

4. В обоих песнопениях Асаф не теряет веры в своего небесного Царя (Пс.73:12–17) или уверенности в «могуществе мышцы Его» (Пс.78:11). 

Подобно Асафу, мы можем спрашивать, почему мы сталкиваемся с грехом, страданиями и смертью. Этим всеобщим вопросом задавались пытливые умы с самой зари истории человечества. Ответ всегда один — грех. Грех — непрошенный разрушитель Божьего творения. Начиная от падения сатаны на небесах и заканчивая нашим падшим состоянием сегодня, беззаконие породило все страдания и смерть в истории. Мы могли бы с полным основанием утверждать, что Бог дал свободную волю Своим творениям, и, исходя из этого, философствовать о разновидностях греха и страданий. Но библейские авторы далеки от подобного образа мысли. Так давайте тогда, как это сделал Асаф, доверимся силе и мудрости нашего Создателя, чтобы Он решил этот вопрос согласно Своей воле и в Свое время. 

Почему Бог допустил страдания невиновных? 

Этот урок напоминает нам, что грех может привести к болезни (Пс.40:4-5). Помня об этом, давайте поразмышляем над вопросом: «Почему Бог допустил страдания невиновных?» в свете четырех псалмов: Пс.6; 40; 87; 101. 

Во-первых, мы отмечаем, что эти псалмы описывают страдания, которые псалмопевцы испытывают по причине болезни (Пс.6:3,7-8; 40:4; 87:4–10; 101:4–8,10–12). Во-вторых, псалмопевцы умоляют Господа об исцелении (Пс.6:3,5; 40:2,5; 87:2-3,14-15; 101:2-3). Они рассматривают свое исцеление в качестве оправдания от Бога перед лицом своих врагов (Пс.6:9–11; 40:6–13; 101:16–20). Наконец, они убедительно доказывают, что если бы они умерли, то были бы лишены возможности прославлять имя Божье (Пс.6:6; 87:11–13). 

На этом этапе нашего исследования мы должны отметить, что в центре еврейского образа мысли был Бог и Его слава, а не философские рассуждения о человеческой боли и страданиях. Псалмопевцы признают, что Господь допускает их скорби (Пс.6:2). Они также признают, что только Он один может их исцелить. Излечившись от своих недугов, они хотят свидетельствовать об исцеляющей милости Божьей. 

Проявляем ли мы такое же отношение, когда страдаем от болезни? Людям свойственно сетовать: «Почему я, Господи?» Не лучше ли в этот трудный момент довериться Богу и дождаться оправдания от Него, чтобы засвидетельствовать о Его славе? 

Почему Бог не положит конец нашему теперешнему страданию? 

В гуще своих страданий мы вопрошаем: «Где же Бог?» Этим вопросом мы задаемся, когда находимся в состоянии глубочайшей тоски и отчаяния. В такие моменты мы не философствуем относительно своей боли. Мы просто хотим получить ответ и облегчение. В своем отчаянии мы часто, как и псалмопевцы, обращаемся к Богу за помощью. 

Обратите внимание на слова псалмопевца: «Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим» (Пс.38:13). Хотя ему и кажется, что Бога рядом нет, он твердо верит в то, что Бог с ним, даже если он и не получает внешнего подтверждения Божьего присутствия. Вот это вера! Псалмопевец не говорит: «Все, хватит! Я не хочу верить в Бога, который мне не отвечает. Если Он молчит, значит, Его не существует». Вместо этого псалмопевец доверяет Богу и ждет, что Он в нужный момент вступится за Него. «Покорись Господу и надейся на Него» (Пс.36:7). Если Бог хранит молчание, то нам не нужно спрашивать: «Где Бог?», нам следует тоже хранить молчание и ждать. Бог никуда не исчез, Он продолжает заботиться о нас даже в скорбях. Вопрос в том, будем ли мы ожидать с верой, что Он будет действовать ради нашего блага? 

Исполнятся ли Его обетования, данные в священном Писании? 

Псалом 76 очень четко передает возникающие сомнения и чувство уныния, которые часто угнетают нас во времена бедствия: 

«Неужели навеки отверг нас Господь и более благоволить нам не будет? Неужели любовь Его навсегда угасла 

и никогда не исполнятся обещания Его? Неужели Бог утратил милость и во гневе Своем уже не сочувствует нам?» (Пс.76:8–10; ИПБ.) 

Ответ, который дает сам автор, прост, но имеет решающее значение: помните в настоящем о чудесах, которые 

Бог сотворил для вас в прошлом (Пс.76:12–21). «Буду вспоминать о делах Господа» (Пс.76:12). Далее псалмопевец описывает наиболее показательный момент Божьего вмешательства в историю Израиля — исход 

из Египта. Псалмопевец вспоминает чудеса, которые совершил Господь, когда освободил Свой народ из египетского рабства (Пс.76:15-16). Особое внимание уделяется тому, как чудесно расступилось Чермное море (Пс.76:17–20): «Путь Твой в море» (Пс.76:20). Псалмопевец также вспоминает, как Бог направлял служение Моисея и Аарона (Пс.76:21). 

Как верно увещевает нас Дух пророчества: «Нам нечего бояться за будущее, если только мы не забудем того пути, которым вел нас Господь, и Его наставлений в нашей прошлой истории» (Уайт Э. Свидетельства для Церкви. т. 9. с. 10). 

Когда мы больны или одолеваемы скорбями, нам было бы полезно проделать следующий опыт для укрепления веры: запишите в своем дневнике самые драгоценные благословения, которые Господь даровал вам в вашей жизни, от самых незначительных до знаковых. В конце концов, разве это не то же самое воспоминание о прошлом, к которому прибегал псалмопевец? 

Почему нечестивые благоденствуют? 

Давид представляет рассматриваемую тему, давая следующий совет: «Не ревнуй злодеям» (Пс.36:1). Он подводит итог своему совету — злодеи погибнут, а потом переходит к верующим, которые его интересуют больше всего. Давид ободряет верующих несколькими принципами для благочестивой жизни (Пс.36:3–9). Эти нравственные императивы (побуждения) являются основой для поддержания психического здоровья и физической формы в несправедливом мире. Давид следующим образом вкрапляет обетования среди своих императивов: 

1. «Уповай на Господа». 

2. «Делай добро». 

Обетование: «живи на земле и храни истину» (Пс.36:3). 

3. «Утешайся Господом». 

Обетование: «и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс.36:64). 

4. «Предай Господу путь твой». 

5. «Уповай на Него». 

Обетования: «и Он совершит» (Пс.36:5), «и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс.36:6). 

6. «Покорись Господу». 

7. «Надейся на Него». 

8. «Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему» (Пс.36:7). 

9. «Перестань гневаться». 

10. «Оставь ярость». 

11. «Не ревнуй до того, чтобы делать зло» (Пс.36:8). 

Обетование: «ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс.36:9). 

Псалом 36 — это шедевр литературной формы и содержания. Если бы мы усердно стремились следовать имеющимся в нем рекомендациям, мы бы избежали разочарования и горечи. В качестве дополнения текст псалма содержит обнадеживающие обетования, которые вдохновляют нас на то, чтобы претворять в жизнь его 

предписания. 

Псалмопевец рассматривает те же концепции в остальной части своего песнопения: а) процветание нечестивых (Пс.36:12,14); б) повеление доверять Яхве (Пс.36:27,34,37); в) поведение праведников (Пс.36:21,26,30-31); г) уничтожение делающих зло (Пс.36:10,13,15,22,35-36,38); д) обетования для верных (Пс.36:11,16–20,22–25,28-29,32-33,39-40). Концепции, выраженные в этом псалме, делают его достойным нашего самого глубокого изучения. 

Часть III: Практическое применение 

Псалмопевец приглашает нас доверять Богу посреди страданий и испытаний. Мы можем не получить ясные ответы на наши вопросы, находясь по эту сторону вечности. Порой мы можем не чувствовать присутствия нашего небесного Защитника рядом с нами. Или нам может казаться, что Божьи обетования не исполняются. Но мы должны помнить нравственные императивы псалмопевцев: доверяйте Богу независимо от обстоятельств; помните о Его чудесах в вашей жизни; глубже изучайте Слово Божье; держитесь за Божьи обетования и крепко прилепляйтесь к Господу! «От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби; и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают» (Пс.36:39-40). 

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Отправить