Урок 4 | Субботняя школа | I кв. 24 | Бог слышит и избавляет

Альманах "Борух"
Просмотров: 2608
Esther and Mordechai

Урок 4. Бог слышит и избавляет

Скачать пособие по изучению Субботней Школы

Библейские стихи для исследования: ППс.16:8; 33:18; 120; 138:1–18. 

Дополнительные стихи: Матф.23:37; 1Кор.10:1–4; Евр.4:15-16. 

Памятный стих: «Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их» (Пс.33:18). 

Псалмы снова и снова подчеркивают истину о том, что Владыка Господь, Который сотворил и поддерживает Вселенную, также открывает Себя как личностный Бог, Который инициирует и поддерживает отношения со Своим народом. 

Бог близок к Своему народу и к Своему творению, как на небе, так и на земле (Пс.72:23,25). Хотя Он «на небесах поставил престол Свой» (Пс.102:19) и шествует на небесах (Пс.67:5), Он также «близок… ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс.144:18). Псалтирь неизменно подтверждает истину о том, что Господь есть Бог живой, Который действует на благо тех, кто взывает к Нему (Пс.54:16–22). Псалмы исполнены смысла именно потому, что они написаны по побуждению живого Бога и направлены к Тому, Кто слышит молитвы и отвечает на них. 

Мы должны помнить, что достойный отклик на близость Господа состоит в проявлении веры в Него в жизни и в послушании Его заповедям. Ничто, кроме этой веры и послушания, не будет приемлемым для Него, как это часто показывает история Израиля. 

 

Видео комментарий

План урока и Видео комментарий

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Тема квартала: «Книга Псалтирь»

Урок №4, «Бог слышит и избавляет»

27 января 2024

I. «Не сокрыты были от Тебя кости мои» (ВС). 

1. Прочитайте Пс. 138:1-6 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Какова главная мысль отрывка? (Божье всеведение: 1 ст. – «знаешь»; 2 ст. – «знаешь... разумеешь»; 3 ст. – «известны»; 4 ст. – «знаешь»; 6 ст. – «ведение»)
  • Что включает Божье всеведение – 4 ст.? (знание будущего)

2. Прочитайте Пс. 138:7-12 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Какова главная мысль отрывка? (Божья вездесущность: 8 ст. – на небе и в преисподней; 9,10 ст. – от зари (востока) до края моря (запада); 12 ст. – во тьме и во свете)
  • Как разные переводы передают вторую половину 7 ст.? («от присутствия Твоего куда укроюсь?» (ИПБ))
  • Как Бог присутствует везде? (7 ст. – благодаря Своему Духу)

3. Прочитайте Пс. 138:13-18 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Какова главная мысль отрывка? (Бог в качестве Творца: 13 ст. – «устроил... соткал»; 14 ст. – «устроен... дела Твои»; 15 ст. – «созидаем был... образуем был»)
  • Как Бог относится к человеческому зародышу? (13 ст. – «соткал меня»; 15 ст. – «я созидаем был» – это личность; 16 ст. – у Бога есть план для него)

4. Что из этого раздела вас особо воодушевляет?

II. Уверенность в Божьей заботе (ПН).

1. Прочитайте Пс. 120:1-8 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Что такое «восхождение»? (в ориг. מַעֲלָה (маалá) – чаще всего переводится как «ступень», см. 4Цар. 9:13; «Мудрецы учили [Талмуд, трактат Сукá], что левиты провозглашали их на 15-ти ступенях храмовой горы между двором Исраэля и двором женским» (Радáк); иное мнение: Пс. 121:1-4 – «восходят» – тот же корень עלה (алá), от которого מַעֲלָה (маалá) – восхождение)
  • Проверьте конец 1 ст. в иных переводах («откуда мне помощи ждать?» (РБО, ИПБ) – вопрос, а не утверждение!)
  • Почему псалмист возводит очи к горам? (см. Пс. 124:1,2 – «гора Сион... горы окрест Иерусалима»; на горе Мориа – храм!)
  • В какой роли представлен Бог? (3,4 ст. – «хранящий»; 5 ст. – «хранитель» – в ориг. שׁוֹמֵ֗ר (шомэр) – страж – см. Пс. 126:1)
  • Какова Божья охрана? (3,4 ст. – Бог не спит и не дремлет; 6 ст. – днем и ночью; 7 ст. – «от всякого зла»; 8 ст. – везде и всегда)

2. Произнесите личное исповедание веры на базе этого псалма!

III. Бог – прибежище в скорби (ВТ).

1. Откройте Пс. 90 и найдите ответы на вопросы:

  • От чего защищает Господь? (3 ст. – «от сети ловца, от гибельной язвы»; 5 ст. – «ужасов... стрелы»; 6 ст. – «язвы... заразы»; 8 ст. – от атак нечестивых; 10 ст. – от зла, язвы; 13 ст. – от «аспида и василиска» («гадюка» (РБО, ИПБ)), «льва и дракона»)
  • Какому человеку обещана такая защита? (2 стих – «говорит Господу» – исповедание веры; 9 ст. – «ибо ты сказал... избрал»; 14 ст. – «возлюбил Меня... познал имя Мое»)
  • Когда эти обетования исполнятся в последний раз? (см. Откр. 16:1,2,15 – 7 последних язв!)

2. Есть ли у вас уверенность в Божьей защите в конце дней?

IV. Защитник и Избавитель (СР).

1. Прочитайте Пс. 113:1-8 (по очереди) и ответьте на вопрос:

  • Какова главная тема отрывка? (1 ст. – «когда вышел Израиль из Египта» – обращение к Божьим чудесам в истории)

2. Прочитайте Пс. 113:9-16 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Почему псалмист вспоминает прошлое? (10 ст. – насмешки язычников)
  • Что демонстрирует обращение к истории? (11 ст. – «Бог наш... творит все, что хочет»; 12 ст. – «а их идолы...» бездейственны)

3. Прочитайте Пс. 113:17-26 (по очереди) и ответьте на вопрос:

  • Что следует за сравнением Бога и идолов? (17-19 ст. – призыв уповать на Господа! 20,21 ст. – утверждение о том, что Бог действует и ныне; 22,23 ст. – пожелание; 24-26 ст. – обещание)
V. Помощь из святилища (ЧТ).

1. Прочитайте (по очереди) эти отрывки и ответьте на вопросы: 

  • Откуда приходит помощь – Пс. 19:1-3; 67:5-7,36? (из святилища)
  • Как эта мысль отражена в Апостольских Писаниях? (см. Евр. 4:14-16 – «имея Первосвященника... прошедшего небеса... да приступаем... чтобы получить милость... для... помощи»)

2. Осознаете ли вы, что Божья помощь приходит из святилища?

План урока

№ 4. Бог слышит и избавляет. Пс 33:18

Q.  Что дает человеку уверенность, что Бог его слышит? (опыт с Богом)

Вс. «Не сокрыты были от Тебя кости мои»

1. Прочтите Пс. 138:1-6 и ответьте на вопросы:

  • Какой сверхъестественный атрибут Бога описал Давид? (6 ведение)
  • Как такое всеведение Бога соотнести с нашей свободой выбора?

2. Прочтите Пс. 138:13-16 и ответьте на вопросы:

  • Чем восторгается Давид и какое желание возникает у псалмиста в связи с этим? (14)
  • Поделитесь опытами своей жизни, когда вы испытали на себе исполнение тех или иных слов этого псалма.

Вывод: Истина о Божьем всеведении и присутствии всегда и везде нас не ограничивает и не пугает; но наоборот –успокаивает и делает смелее. Если Господь всегда рядом, разве это не причина для радости и славы! 

Пн. Уверенность в Божьей заботе

1. Прочтите Пс. 49:15 и ответьте на вопросы:

  • Какой совет дает Бог людям переносящим скорбь и какие заверения ожидают тех, кто прислушается этому совету? 

2. Прочтите Пс. 120:1,2 и ответьте на вопросы:

  • Зачем Давид обращается к Господу? (за помощью)

3. Прочтите Пс. 120:3-8 и ответьте на вопросы: 

  • Найдите в прочитанных стихах шесть однокоренных слов, которые указывают на какой именно характер помощи особо уповает народ Божий и сам псалмопевец? (охрана)
  • Если бы Давид писал сегодня, чтобы он отметил, как самую насущную нужду народа Божьего?
  • Почему мы уверены в Божьей любви и заботе о нас?

Вывод: Псалмопевец направляет свой взор к Господу, верит в Его помощь, потому что Бог –– Творец жизни и она в Его руках. Избирая Бога своим прибежищем мы можем быть уверены в Его постоянном участии в нашей жизни.

Вт. Бог – прибежище в скорби

1. Прочтите Пс. 16:7-9 и ответьте на вопросы:

  • Какие просьбы псалмопевец выражает в этих текстах? 
  • Чем продиктованы эти просьбы? 

2. Прочтите Пс. 30:3,4 и 90:4 и ответьте на вопросы:

  • В каких образах Давид описывает Бога как Защитника?

3. Прочтите Пс. 90:3-6 и ответьте на вопросы:

  • Какую надежду выражает псалмопевец в этих словах? 
  • Что, согласно прочитанным отрывкам, приносило псалмопевцу утешение во время скорби?

Вывод: Доверие Богу и понимание Его близкого присутствия наполняет жизнь смыслом и помогает переносить трудности.

Ср. Защитник и Избавитель

1. Прочтите Пс. 113:1-8 и ответьте на вопросы:

  • Какие чудеса Божьего водительства и защиты во времена Исхода упомянуты в этом псалме? 
  • Для чего Бог показывает Свою власть над природой? (1,2,7)

2. Прочтите 1 Кор 10:1-4 и ответьте на вопросы:

  • В чем хочет нас заверить Павел, используя образы Исхода? 

Вывод: Бог всегда верен в Своей любви к Его народу. Также как и в древние времена Господь избавляет и защищает тех, кто доверяет Ему и повинуется Его Слову! 

Чт. Помощь из святилища

1. Прочтите Пс. 19:2–4; 26:5; 67:6,36 и ответьте на вопросы:

  • Какой мотив объединяет прочитанные тексты? 
  • Почему Давид много говорит о святилище, с какими практическими вопросами он связывает эту святыню? 
  • Как часто обращаясь к Богу вы представляете образ святилища? Молясь, что вы представляете как образ?

2. Прочтите Евр. 4:15,16 и ответьте на вопросы:

  • Какие преимущества имел народ Божий, когда скиния находилась в центре их стана? Какие преимущества имеем мы сегодня, когда скиния находится на небе?

Вывод: Для народа Божьего пережитый опыт связанный со скинией имел практическое значение. И сегодня, небесное Святилище –– это место помощи, безопасности и спасения. Служение во святилище олицетворяет спасение во Христе. Где бы вы ни находились сегодня, вы можете рассчитывать на помощь из святилища.

 

План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота. 

Текст урока

Урок 4. Бог слышит и избавляет 

Библейские стихи для исследования: ППс.16:8; 33:18; 120; 138:1–18. 

Дополнительные стихи: Матф.23:37; 1Кор.10:1–4; Евр.4:15-16. 

Памятный стих: «Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их» (Пс.33:18). 

Псалмы снова и снова подчеркивают истину о том, что Владыка Господь, Который сотворил и поддерживает Вселенную, также открывает Себя как личностный Бог, Который инициирует и поддерживает отношения со Своим народом. 

Бог близок к Своему народу и к Своему творению, как на небе, так и на земле (Пс.72:23,25). Хотя Он «на небесах поставил престол Свой» (Пс.102:19) и шествует на небесах (Пс.67:5), Он также «близок… ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс.144:18). Псалтирь неизменно подтверждает истину о том, что Господь есть Бог живой, Который действует на благо тех, кто взывает к Нему (Пс.54:16–22). Псалмы исполнены смысла именно потому, что они написаны по побуждению живого Бога и направлены к Тому, Кто слышит молитвы и отвечает на них. 

Мы должны помнить, что достойный отклик на близость Господа состоит в проявлении веры в Него в жизни и в послушании Его заповедям. Ничто, кроме этой веры и послушания, не будет приемлемым для Него, как это часто показывает история Израиля. 

▬▬▬▬▬ 

Воскресенье. «Не сокрыты были от Тебя кости мои» 

Прочитайте Пс.138:1–18. Какие из слов этого псалма особенно ценны для вас лично? 

Поделитесь опытами своей жизни, когда вы испытали на себе исполнение тех или иных слов этого псалма. 

Вы когда-нибудь хотели кому-то помочь, но не имели возможностей сделать это? Скорее всего, с вами случалось и такое, что кто-то пытался помочь вам, но не понимал ваших настоящих потребностей. В отличие даже от самых любящих и благонамеренных людей, Бог обладает как совершенным знанием о нас и 

обстоятельствах нашей жизни, так и возможностями оказать нам своевременную и соответствующую нашим нуждам помощь. Поэтому Его обетования о помощи и избавлении — это не пустые слова, а твердые заверения. 

Бог настолько глубоко знает псалмопевца, что даже утроба его матери не смогла скрыть его от Бога (Пс.138:13,15). Божье знание касается времени (Пс.138:2), внутреннего устройства (Пс.138:2,4), пространства (Пс.138:3) и охватывает все бытие автора. Чудесное знание Бога является результатом того, что Он сотворил людей и близко знаком с ними; оно проявляется в Его заботе о них. 

Эта замечательная истина о том, что Бог близко знает нас, не должна пугать нас, а вместо этого должна направить нас в объятия Иисуса и подвести к тому, что Он совершил для нас на кресте. Ведь по вере в Иисуса мы получаем Его праведность, «правду Божью» (Рим.3:5,21). 

Божье присутствие подчеркнуто тем, что Бог изображен проникающим в «преисподнюю» (шеол — «могилу») и «тьму» (Пс.138:8,11-12) — в те места, которые обычно не изображаются как место Его обитания (Пс.55:13). В Пс.138:9 о Его присутствии также сказано как о взлете «на крыльях зари» (восток), переселении «на край моря» (запад). Эти образы передают истину о том, что во Вселенной нет места, где мы могли бы оказаться вне досягаемости Бога. Хотя Бог не является частью Вселенной, как полагают некоторые, Он близок ко всему в ней, поскольку не только сотворил ее, но и поддерживает ее существование (Евр.1:3). 

Как Тот, Кто все знает о нас, Бог может помочь нам и восстановить нас. Новое осознание Его величия вызывает восклицания хвалы и ведет к обновлению доверия в сердце псалмопевца. Автор псалма приветствует Божье ведение о нем как средство, которое может устранить из его жизни все, что мешает его отношениям с Богом. 

Некоторые могут посчитать устрашающей мысль о том, что Бог знает так много о них, включая их самые мрачные тайны. Тогда почему Евангелие является нашей единственной надеждой? 

▬▬▬▬▬ 

Понедельник. Уверенность в Божьей заботе 

Прочитайте Пс.43:1–3; 49:15; 54:22; 120. Как Бог участвует в ваших ежедневных делах? 

В Писании Господь открывает Себя как живой Бог, Который действует на благо тех, кто призывает Его. Псалмопевец уверен, что «всегда видел… пред собою Господа» (Пс.15:8). Следовательно, он доверяет Богу и призывает Его (Пс.7:1; 9:11). Бог услышит его, даже когда он воззовет из «глубины» (Пс.129:1-2), что передает идею, что ни одно жизненное обстоятельство не ускользает от всевышнего владычества Божьего. Таким образом, вопль псалмопевца, каким бы безотлагательным он ни был, никогда не останется без надежды. 

Псалом 120 между тем показывает как заботится Господь о Своих детях: 

1. «Не даст Он поколебаться ноге твоей» (Пс.120:3). Образ «ноги» часто служит метафорой жизненного пути человека (Пс.65:9; 118:105; Притч.3:23). Слово, обозначающее на иврите «движение», передает мысль о безопасности, которую Бог дает миру (Пс.92:1) и Сиону (Пс.124:1). 

2. Образ Господа, хранящего Израиля, Который не дремлет и не спит, подчеркивает постоянную бдительность Господа и Его готовность действовать ради Своих детей (Пс.120:3-4). 

3. Господь — «сень твоя» (Пс.120:5), это вызывает в памяти столп облачный во время исхода (Исх.13:21-22). Господь таким же образом дает реальное и духовное убежище Своему народу. 

4. Бог «с правой руки» (Пс.120:5). Правая рука обычно обозначает более сильную руку человека, руку, производящую действие (Пс.73:11; 88:13). Здесь присутствие Бога с правой руки передает мысль о Божьей близости и благоволении пред Ним (Пс.15:8; 108:31; 109:5). 

5. Божья защита избранного народа ясно подтверждена в Пс.120:6–8. Бог сохранит Своих детей от всякого зла. Ни «солнце», ни «луна» не поразят их. Бог будет охранять их «выхождение» и «вхождение». Эти поэтические образы подчеркивают всеобъемлющую, непрестанную заботу Бога. 

В чем суть псалма? Псалмопевец верил в Божью любовь и заботу. Нам, конечно, следует делать то же самое. 

Каковы некоторые практические пути, которыми вы можете лучше ощутить реальность Божьей заботы? Как вы можете лучше сотрудничать с Богом, чтобы дать Ему возможность трудиться в вас и вам на благо? 

▬▬▬▬▬ 

Вторник. Бог — прибежище в скорби 

Прочитайте Пс.16:7–9; 30:2–4; 90:2–7. Что, согласно прочитанным отрывкам, приносило псалмопевцу утешение во время скорби? 

Псалмопевец встречается со множеством скорбей и, находясь посреди них, обращается к Господу, Который является прибежищем в любой скорби. Доверие — это осознанный выбор признать Бога Господом над своей жизнью при любых обстоятельствах. Если доверие не проявляется в скорби, то оно и не проявляется вообще. 

Свидетельство псалмопевца: «Говорит Господу: „прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!“» (Пс.90:2) вытекает из его прошлого опыта общения с Богом и служит теперь для укрепления его веры в отношении будущего. Псалмопевец называет Бога всевышним и всемогущим (Пс.90:1-2), помня о превосходном величии своего Бога. 

Псалмопевец также говорит о безопасности, которую человек может обрести в Боге: «кров» («убежище» или «место, где можно прятаться»), «сень» (Пс.90:1), «прибежище», «защита» (Пс.90:2), «крылья», «щит», «ограждение» (Пс.90:4) и «прибежище» (Пс.90:9). Эти образы передают идею безопасных убежищ, какие были приняты в культуре автора псалма. Достаточно только подумать о невыносимом палящем солнце в этой части света, чтобы оценить тень (или затенение) или вспомнить времена войн в истории Израиля, чтобы оценить безопасность, даваемую щитом или крепостью. 

Прочитайте Пс.16:8 и Матф.23:37. Как вы считаете, каков духовный смысл используемой здесь метафоры? 

Одна из самых интимных метафор — та, которая говорит о нахождении «в тени крыл Твоих» (Пс.16:8; 55:1; 62:7). Эта метафора приносит утешение и вселяет уверенность, подразумевая защиту, даваемую матерью-птицей. Господь сравнивается с орлом, охраняющим птенцов своими крыльями (Исх.19:4; Втор.32:11), и с наседкой, собирающей птенцов под крылья (Матф.23:37). 

Однако как нам быть в случаях, когда приходит беда и кажется, что мы не видим защиты Господа? Почему эти драматичные переживания не означают, что Господа с нами нет? 

▬▬▬▬▬ 

Среда. Защитник и Избавитель 

Прочитайте 1Кор.10:1–4. Как Павел описывает историю исхода? Какой духовный урок он стремится нам преподать? 

Прочитайте Пс.113. Как поэтически описано в нем Божье избавление народа израильского от египетского рабства? 

Почему важно помнить опыты прошлого, когда Бог избавлял Свой народ от бед и опасностей? 

Какое поэтичное описание чудесного Божьего избавления Его чад от рабства в Египте дается в Пс.113! Во всем Ветхом Завете и даже в Новом выход из Египта рассматривается как символ Божьей силы, способной спасать Свой народ. Павел в этих стихах из Послания к коринфянам делает именно это, представляя всю реальную историю как метафору, символ спасения в Иисусе Христе. 

Пс.113 также показывает, что Божье избавление произошло благодаря верховной власти Бога как Творца над силами природы, ведь именно так Он спас Свой народ в событиях исхода. Море, река Иордан, горы и холмы поэтически представляют природные и человеческие силы, противостоящие Израилю на пути в Землю обетованную (Втор.1:44; Нав.3:14–17). Однако Бог является верховным Властителем над всеми ними. 

В действительности для многих детей Божьих во все времена и во всех местах путь к небесному Иерусалиму сопряжен с опасностью. Псалмы побуждают их взирать выше холмов, на Создателя неба и земли (Пс.120:1). 

Дух Пс.113 отражен в том, как Иисус успокоил бурю на море и провозгласил, что церкви нечего бояться, потому что Он победил мир (Матф.8:23–27; Иоан.16:33). 

Великие деяния Господа на благо Его народа должны вдохновлять всю землю трепетать в Его присутствии (Пс.113:7). Трепет следует понимать в качестве признания и поклонения, а не как проявление ужаса (Пс.95:9; 98:1). Когда Бог на их стороне, верующим нечего бояться. 

Каковы некоторые из духовных опасностей, с которыми мы сталкиваемся как верующие, и как нам научиться полагаться на Божью силу, могущую защитить нас от этих опасностей, которые так же реальны сейчас для нас, как были реальны для псалмопевца? 

▬▬▬▬▬ 

Четверг. Помощь из святилища 

Прочитайте Пс.3:5; 13:7; 19:2–4; 26:5; 35:9; 60:5; 67:6,36. Откуда приходит помощь в этих стихах? 

Мотив духовного и физического прибежища и помощи особенно заметно проявляется в контексте святилища. Святилище — это место помощи, безопасности и спасения. Святилище дает убежище страждущим. Бог защищает сирот и вдов и посылает силу Своему народу из Своего святилища. Когда «с Сиона, который есть верх красоты, является Бог» (Пс.49:2), тогда будут провозглашены праведные суды Божьи и изольется благословение Господне (Пс.83:4; 127:5; 133:3). 

Убежище в святилище превосходит по своей безопасности любое другое место в мире, потому что в святилище лично обитает Бог. Присутствие Божье, а не просто храм из прочного материала обеспечивает безопасность. Точно так же, будучи горой, на которой обитает Господь, гора Сион превосходит другие горы, хотя сама по себе она была скромным холмом (Пс.67:16-17; Ис.2:2). 

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:15-16). Каким образом эти стихи связаны с тем, что псалмопевец говорит о святилище? 

Святость Божьего святилища побуждает псалмопевца признать то, что все люди грешны и совершенно недостойны Божьей милости, и он утверждает, что избавление основано только на Божьей верности и благодати (Пс.142:2,9–12). В нас нет ничего, что могло бы считаться заслугой пред Богом. Только тогда, когда люди находятся в верных отношениях с Богом, пройдя через покаяние и принятие Божьей благодати и прощения, они могут молить Бога об избавлении. Служение в святилище олицетворяло спасение, обретаемое в Иисусе. 

▬▬▬▬▬ 

Пятница. Для дальнейшего исследования 

Прочитайте в книге Эллен Уайт «Патриархи и пророки» главу «Ночь борьбы» (с. 195–203). Чему мы можем научиться из опыта Иакова в отношении силы настойчивой молитвы и безоговорочного доверия к Богу? 

Псалмы укрепляют нашу веру в Бога, Который является всегда надежным прибежищем тем, кто вверяет свою жизнь в Его могучие руки. «Для тех, кто верит Ему, Бог готов многое свершить. Тогда почему же Его народ не отличается особенной силой? Да потому, что люди слишком полагаются на собственную мудрость и не дают Господу возможности проявить Свое могущество для их же пользы. Он поможет Своим верующим детям в любой чрезвычайной ситуации, если они полностью доверятся Ему и будут добросовестно выполнять Его указания» (Уайт Э. Патриархи и пророки. с. 493). 

Однако некоторые псалмы бросают нам вызов, когда не совпадают их обетования и наша текущая ситуация. В такое время нам просто приходится учиться доверять благости Божьей, наиболее ярко проявленной на кресте. 

Также некоторые псалмы можно использовать для того, чтобы вынашивать ложные надежды. Ответ Иисуса сатане, цитирующего Пс.90:11-12 порочным способом, показывает, что доверие Богу не стоит смешивать с искушением Бога (Матф.4:5–7) или самонадеянными просьбами к Богу совершить то, что противоречит Его воле. 

«Величайшие победы — как в церкви Христа, так и в жизни каждого христианина — совершаются не благодаря способностям, или образованности, или богатству, или благосклонности окружающих. Эти победы христианин одерживает в уединении, наедине с Богом, когда в своей искренней и борющейся вере опирается на могущественную руку Всесильного» (Уайт Э. Патриархи и пророки. с. 203). 

Вопросы для обсуждения 

1. Обсудите в классе ответ на последний вопрос к материалу за четверг о доверии Богу посреди бедствий, когда все в жизни идет наперекосяк. Как это понять, учитывая, что в Псалтири даны обетования о Божьей защите? Подумайте и об этом: разве псалмопевец, который писал об этих чудесных обетованиях, не страдал от невзгод или не знал верных Богу людей, которые тоже страдали? 

2. Как мы можем обрести непоколебимое доверие Богу при любых обстоятельствах (напр., Пс.90:14; 142:8,10; 44:18–20)? Что может заставить нас утратить эту уверенность? Как доверие к Богу в спокойное время помогает нам доверять Ему и в трудное время? 

Комментарий к уроку

Комментарий к уроку 4 

Часть I: Обзор 

Основной стих: Пс.33:18. 

Псалтирь — это книга молитв. О чем бы ни шла речь — будь то хвала, плач, мессианская надежда, Царство Божье или история искупления, — псалмопевцы проявляют твердую уверенность в Господе. Независимо от того, каковы их нужды или обстоятельства, они верят, что Творец пребудет с ними. 

На прошлой неделе мы рассматривали Божье превосходство и то, как Он, в качестве Божественного Владыки, показан в Псалтири, а именно как наш Творец, Царь и Судья. Эти описания и заявления о вере, вытекающие из них, вселяют в псалмопевцев уверенность, что Бог спасет Своих детей во всех трудных обстоятельствах. Давайте тщательно рассмотрим и примем в свое сердце эти прекрасные заверения. Будьте готовы поделиться с членами вашей группы субботней школы восторгом, который вселяет эта надежда. 

Часть II: Комментарий 

Бог слышит 

Псалмопевец непрестанно умоляет Господа услышать его. Несколько псалмов начинаются с плача к Яхве о том, чтобы Он услышал: Пс.4:3; 12:4; 16:1; 26:1; 27:2; 53:4; 54:3; 59:7; 60:2; 63:2; 85:1; 101:2; 107:7; 129:2; 139:6; 141:6; 143:1. В них псалмопевец вопиет к Богу, его сердце наполнено скорбью: «Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!» (Пс.83:9, курсив автора). 

В своих молитвах псалмопевцы настаивают на том, чтобы Бог ответил (Пс.29:10; 37:17; 38:13; 65:16; 68:14,17- 

18; 118:149). Они вопиют в уверенности, что «Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их» (Пс.33:18). 

Иногда авторы псалмов подтверждают, что Бог услышал их жалобы и восполнил их нужды (Пс.21:25; 27:7; 30:23; 33:5; 39:2; 65:19; 114:1; 119:1). «Гласом моим воззвал я к Богу — глас мой к Богу; Он услышал меня» (Пс.76:2, так буквально). Память о том, что Бог отвечал на молитву в прошлом, укрепляет псалмопевцев в уверенности, что Он ответит им сейчас и в будущем. В полной уверенности в Божьем ответе псалмопевцы многократно утверждают, что Бог ответит на их молитвы (Пс.4:1; 6:9-10; 9:28; 16:6; 64:3). Они заверяют нас, что Бог готов слышать наши молитвы утром, днем или ночью (Пс.5:4; 54:18). Опыт это подтверждает, что даже если семья подведет их, Бог услышит их вопль (Пс.105:44). 

«Слышать, внимать» (Евр.шма) означает нечто большее, чем воспринимать голос или слышать звук. Когда речь идет о том, что Господь слышит, это означает, что Он будет действовать. Поэтому мы можем верить, что Бог будет действовать ради Своего народа в ответ на молитвы. Когда израильтяне были в египетском рабстве, Господь «услышал» (Исх.2:24) и освободил их. Книга Псалтирь приглашает нас обрести такой же уровень уверенности. 

Бог заботится 

В книге Псалтирь Господь показан как могущественный Царь, готовый сражаться за Свой народ. В то же самое время, Он также представлен как добрый и любящий Бог, Который заботится о тех, кто верует в Него. Для изображения нежной заботы Бога используются различные образы. Бог изображается как нежный Пастырь, заботящийся о Своих беззащитных овцах (Пс.22). Как их Пастырь Он обеспечивает их всем (Пс.22:1): отдыхом, пищей и водой (Пс.22:2), утешением и руководством (Пс.22:3), Своим присутствием в долине тени смертной (Пс.22:4), изобилием (Пс.22:5), благостью и милостью (Пс.22:6). 

Пастырь мой 

«ГОСПОДЬ — Пастырь мой: ни в чем я нуждаться не буду. С Ним я спокоен на пастбище злачном, к водам тихим Он водит меня, оживляет душу мою, путями правыми водит меня, верный имени Своему. 

Случись идти мне долиной, темной как смерть, не устрашусь и тогда я зла, ибо Ты со мною: Твой жезл и Твой посох уверенность в меня вселяют. Ты стол для меня накрываешь у врагов моих на виду, возливаешь елей на голову мою, до краев чашу мою наполняешь. 

Доброта и милость Твоя да сопутствуют мне во всей жизни моей, и, пока живу, ходить я буду в Дом Господень» (Пс.22; ИПБ). 

Псалмопевец также использует образ птицы, защищающей своих птенцов крыльями, чтобы изобразить Божью заботу (Пс.90:1, 4). Бог, наш Защитник, Он всегда начеку, чтобы внимать нуждам Своих детей (Пс.120:4). Он подобен отцу, который жалеет своих детей (Пс.102:13), а также Он — Защитник сирот. Однако Божья любовь и защита превосходят человеческие, родительские узы любви: «Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс.26:10). 

Какая нежная картина заботы Бога о каждом из нас! Пусть такие картины вдохновляют нас полностью полагаться на Него и доверять Его заботе во всех аспектах нашей жизни. 

Бог — наше прибежище 

Библия скупа на прилагательные. Чтобы компенсировать их недостаток, еврейские поэты прибегают к сравнениям, чтобы сформулировать свои идеи. Для этого они используют широкий набор богатых метафор, чтобы выразить, как Бог защищает Своих последователей в сложном мире: «ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» (Пс.60:4). Давайте кратко рассмотрим образы в этих сравнениях: 

1. Прибежище — (Пс.60:4; 142:9). Этот образ подразумевает безопасное место во время войны, убежище от бури и жары. 

2. Башня — (Пс.60:4). Башни в библейские времена значили гораздо больше, чем сегодня. Это была гарантия безопасности. Во времена войн или гонений люди прятались в башню, как в случаях с Гедеоном (Суд.8:17) и Авимелехом (Суд.9:50–52). 

Псалом 17:2-3 предлагает целый ряд метафор, применяемых к Яхве, взятых из остальной части книги Псалтирь: 

3. Крепость (т. е. сила) — это слово отсылает к идее твердости, так же, как когда о Нем сказано, что Он — наша опора. 

4. Скала — обычно этим термином на иврите обозначался большой камень на утесе, который обеспечивал защиту от нападений. Остаток Вениамина бежал и спрятался на скале Риммон (Суд.20:47). Таким образом они спаслись от уничтожения. 

5. Крепость (ИПБ), укрепление — крепости были небольшими, хорошо охраняемыми военными форпостами. Иосафат построил множество таких крепостей в земле Иудеи, чтобы защитить свое царство (2Пар.17:12). 

6. Щит — эта часть доспехов была самой лучшей защитой воина на поле битвы (см. также Пс.113:2). 

7. Твердыня (т. е. укрепление) — символ безопасности. Укрепления были оборонительными сооружениями, построенными в горах (Суд.6:2) или в пустыне (1Цар.23:14,19). 

Попробуйте переосмыслить эти образы, используя современные слова, чтобы лучше понять Божью неустанную заботу о нас и Его защиту. Несомненно, Господь день за днем печется о нас среди опасностей этого мира. 

Бог — наш защитник 

Бог — Тот, Кто нас оправдывает, наш Защитник и Тот, Кто одерживает победу. Этот образ, очевидно, заимствован из правовой сферы (Иов 5:4) и в первую очередь используется в контексте, где говорится о вдове и сироте. Книга Иова и Псалтирь изображают Господа как Защитника вдов и сирот (Пс.67:6, Евр.даян, что означает «судья»). Слово даян сочетается с выражением «мой суд и моя тяжба» (Пс.9:5) или находится в параллели с судом, как в Пс.75:9, где Бог изображен как Защитник нуждающихся и угнетенных (Пс.9:38-39; сравните со Втор.10:18; Пс.9:35). Бога восхваляют бедные (Пс.73:21), потому что «Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему» (Пс.21:25). Яхве всегда защищает угнетенных (Пс.71:4; 102:6; 145:7). 

Бог — наш избавитель 

Все темы и метафоры, которые мы рассмотрели, изображают различные аспекты внимательной заботы Божьей по отношению к Его народу. Поэтому Господь назван нашим Избавителем. В книге Псалтирь Он четыре раза назван Избавителем, как видно ниже: 

1. В Пс.17:3 Бог назван Избавителем в контексте борьбы псалмопевца со своими врагами. Как мы увидели, в этой песне Господь изображен как могущественный Воин. 

2. В Пс.39:18 речь идет об избавлении от греха. Давид признает сокрушительную реальность — «окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои» (Пс.39:13). 

3. Псалмопевец призывает своего Избавителя (Пс.69:6), когда на него нападают те, кто ищет его жизни и хочет причинить ему вред. 

4. В Пс.143 псалмопевец просит своего Избавителя (Пс.143:2) спасти его от тех, «которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи» (Пс.143:8). 

Как показывают псалмы, Бог желает избавить нас от наших грехов, беспокойств и проблем с другими людьми. Таким образом, в полном смысле этого слова Иисус — наш Спаситель. 

Помощь из святилища 

Цель нашего исследования на этой неделе не в том, чтобы просто восхититься литературным талантом и художественными выражениями псалмопевцев. Образы и метафоры Псалтири не только доставляют нам удовольствие, но и дают глубокое понимание работы Божьей по искуплению человечества. Давид говорит: «Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей [святилища, прим.автора]» (Пс.3:5) 

и «Он услышал от чертога Своего голос мой» (Пс.17:7). Таким образом, Божье дело избавления и Его нежная забота начинаются с Его работы ради нас во святилище на небесах. 

Несколько ключевых моментов в книге Псалтирь учат нас тому, что Господь трудится на благо людей в Своем небесном жилище (см. Пс.10:5-6; 19:3; 28:9; 31:14-15; 59:8; 67:36; 95:1–13; 101:21, 21; 150:1–6). После изучения этих отрывков, наряду с другими стихами Ветхого Завета, относящимися к святилищу, Элиас Бразил 

де Суза утверждает: «Небесное святилище также изображается как место поклонения, где небесные существа поклоняются Яхве, источнику помощи и месту искупления, место, где даруется очищение и прощение» (Мотив небесного святилища/храма в еврейской Библии: функция и отношения с земными соответствиями» (Andrews University Dissertation, 2005, p. 358)). 

Наш Защитник и Избавитель слышит со Своей святой горы и трудится для нас. По большей части мы, адвентисты седьмого дня, когда слышим выражение «небесное святилище», чаще всего думаем о Дне искупления и суде перед Пришествием. Конечно, это центральная концепция в «истине для нашего времени». В то же время мы должны стремиться сосредоточиться на работе прощения, заботы и защиты, которую наш Господь совершает для нас из Cвятого святых небесного святилища, — еще до завершения Дня искупления. Работа Христа, заключающаяся в священническом ходатайстве за нас, имеет важное значение. Все небо вовлечено в искупление нас, грешников. 

Часть III: Практическое применение 

Книга Псалтирь — это книга сильных эмоций, колеблющихся от воодушевления до скорби. Но в то же время книга Псалтирь — это еще и книга глубоких богословских концепций. Изучаемые на этой неделе библейские истины, богатые образами и метафорами, содержат чудесные обетования, на исполнение которых мы можем рассчитывать в нашей повседневной борьбе. Когда мы читаем образы и представления Псалтири, нам следует уделить время размышлению над ними, используя свое воображение, чтобы лучше понять истины, заключенные в этих глубоких словесных картинах. 

В центре внимания этой недели было понимание того, что небесный Господь — наш Защитник и Избавитель. Он слышит наши молитвы и прошения. Он заботится о нас. «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих» (Пс.32:13). С сострадательным и нежным сердцем Господь внимательно изучает нас и наши семьи; Он взвешивает наши дела из небесного святилища с бесконечной любовью и справедливостью. 

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Отправить