Урок 3 | Субботняя школа | I кв. 24 | Господь царствует

Альманах "Борух"
Просмотров: 2875
Esther and Mordechai

Урок 3. Господь царствует

Скачать пособие по изучению Субботней Школы

Библейские стихи для исследования: Пс.8; 24:10; 74; 92:1; 96; 99; 104:7–10. 

Дополнительные стихи: Гал.3:26–29. 

Памятный стих: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется» (Пс.92:1). 

Книга Псалтирь неизменно подтверждает основополагающую веру в суверенное Божье правление. Господь сотворил все и поддерживает все сотворенное Им. Он — верховный Царь всего мира и правит миром справедливо и праведно. Его законы и постановления добры и несут жизнь тем, кто их соблюдает. Бог — справедливый Судья, Который следит за справедливостью в мире, потому что Он вознаграждает праведных и наказывает нечестивых, но это происходит в определенное Им, а не нами время. 

Божий завет с Израилем играет особую роль в безопасности мира, поскольку он возвещает о Божьем спасении. Господь принял Израиль как Свое драгоценное достояние, избрав его среди других народов Своим народом. Господь верен Своему завету и продолжает заботиться о Своей пастве несмотря на неверность и даже на открытый бунт, который Его дети порой поднимают. 

Божье верховное правление является залогом прочности и безопасности мира. Псалмопевцы желают, чтобы читатель понял эту основополагающую истину. Придерживаясь такого мировоззрения, псалмопевцы устремляются к духовному процветанию и служению Богу с безраздельной преданностью. 

 

Видео комментарий

План урока и Видео комментарий

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Тема квартала: «Книга Псалтирь»

Урок №3, «Господь царствует»

20 января 2024

Примечание: в слове «псалом» ударение всегда стоит на втором слоге, в любом числе и падеже: псалмы, псалмóв, псалмáм, псалмáми, псалмáх, псалмá, псалму, псалмóм, псалмé! 

I. Господь сотворил нас (ВС).

1. Прочитайте Пс. 8:1-4,10 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Какая фраза обрамляет этот псалом? (2,10 ст. – «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!»)
  • Какова причина такого заявления? (4 ст. – созерцание Божьего творения)
  • Проверьте начало 3 ст. в иных переводах («Ты утвердил силу» (Восстановительный) – так в тексте подлинника)
  • Какая формулировка используется в Мф. 21:15,16? («хвалу»; это цитата из Септуагинты: κατηρτίσω αἶνον (катэртисо áйнон))
  • Есть ли между этими формулировками несогласие? (см. Пс. 20:14 – сила = хвала; 28:1 – «славу и честь (в ориг. силу)»)

2. Прочитайте Пс. 8:4-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • На какое время ссылаются ст. 6-9? (см. Быт. 1:27,28 – творение)
  • Какова иерархия существ? (Бог – ангелы – человек (6 ст.) – животный мир (7-9 ст.))
  • Проверьте начало 6 ст. в иных переводах («немногим он ниже божеств» (РБО); в ориг. אֱלֹהִים (элоhим) – Бог, боги)
  • Какая формулировка используется в Евр. 2:7? («ангелами»; это цитата из Септуагинты: ἀγγέλους (ангéлус); традиционные переводы в иудаизме – ангелы; см. Пс. 81:2-7 – даже люди)

3. Опишите свои чувства от созерцания ночного неба!

II. Господь царствует (ПН).

1. Прочитайте Пс. 92:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Каким утверждением начинается псалом? (1 ст. – «Господь царствует»)
  • Каковы следствия этого? (1 ст. – стабильность мироздания)
  • В силу чего Господь царствует? (2 ст. – «искони: Ты от века»)
  • Что с чем сравнивается в ст. 3 и 4? (сила природы и сила Бога)
  • Что следует из Божьей природы? (5 ст. – истинность Его слов)

2. Что для вас лично значит факт Божьего царствования? 

III. Бог – Судья (ВТ). 

1. Прочитайте Пс. 74:1-11 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Какая проблема поднимается? (1 ст. – «не погуби»; 5 ст. – «говорю безумствующим... нечестивым»; 9 ст. – «нечестивые земли»; 11 ст. – «роги нечестивых»)
  • Каков ответ на эту проблему? (3 ст. – «Я произведу суд по правде»; 8 ст. – «Бог есть судия»)
  • Какие нюансы важно не упустить в этой теме? (3 ст. – «когда изберу время» – Бог лучше знает, когда принести наказание)
  • К чему побуждает осознание того, что Бог вершит суд? (2 ст. – «славим Тебя, Боже»; 10 ст. – «а я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога»)

2. Совершите исповедание веры на основании этого псалма!

IV. Вечно помнит завет Свой (СР).

1. Прочитайте Пс. 110:1-10 (по очереди) и ответьте на вопросы:

  • Какое утверждение содержится во второй части 5 ст.? («вечно помнит завет Свой»)
  • Из чего это видно? (повторение слова «дело»: 2,3,4,6,7 ст.)
  • Что является неотъемлемой частью Божьего завета? (7 ст. – «заповеди Его»; 10 ст. – «исполняющих заповеди Его»)
  • На какой срок дан завет и заповеди? (8 ст. – «на веки и веки»; 9 ст. – «заповедал на веки»)

2. Каковы преимущества жизни по закону? (10 ст. – «разум верный»)

V. Свидетельство Господа верно (ЧТ).

1. Откройте Пс. 18 и найдите ответы на вопросы:

  • Какова тема ст. 2-7? (описание мироздания)
  • Какова тема ст. 8-12? (описание Божьего закона)
  • Как эти темы связаны? (закон = основа/матрица мироздания)
  • Какова природа Божьего закона? (8 ст. – «совершен... верно»; 9 ст. – «праведны... светла»; 10 ст. – «чист... истина»)
  • Что дает Божий закон? (8 ст. – «укрепляет... умудряет»; 9 ст. – «веселят... просвещает»; 12 ст. – «раб твой охраняется ими; в соблюдении их [не за соблюдение!!!] великая награда»)
  • Какая цель закона отражена в 13 ст.? (мерило греха!)
  • Какого уровня достигает Божий закон? (15 ст. – «слова... помышления») 

2. Приняли ли вы такой взгляд на Божий закон?

План урока

№ 3. Господь царствует. Пс. 92:1

Q. Чем законы Божьи отличаются от человеческих и правители земные от небесного Царя?

Вс. Господь сотворил нас

1. Прочтите Пс. 8:2-10 и ответьте на вопросы: 

  • Какое утверждение дважды повторяется в этом псалме? (2,10)
  • Какую иерархию живых существ выстраивает этот псалом? (4–9)
  • Что особенно восхищает псалмиста? (5–7, статус человека)
  • Что для тебя сегодня является объектом восхищения?

2. Прочтите Пс. 99:1-5 и ответьте на вопросы: 

  • Назовите 7 глаголов, призывающих нас к поклонению? (1–4)
  • Насколько ваше поклонение Богу соответствует требованиям выраженным в ст.2, 4? Что препятствует такому поклонению?

Вывод: Осознание чудесного факта, что каждый из нас – творение Бога, вызывает ответное чувство благодарности и радости. Господь и Его творение – объект нашего искреннего восхищения и преклонения!

Пн. Господь царствует

1. Прочтите Пс. 96:2, 97:3; 98:4 и ответьте на вопросы:

  • Что, на основании этих текстов, является основой Божьего правления? (справедливость, суд, верность, милость...)

2. Прочтите Пс. 96:3-5 и ответьте на вопросы:

  • Какими образами псалмист описывает могущество Бога?

3. Прочтите Пс. 96:7-12 и ответьте на вопросы:

  • В чем разница между поклоняющимися идолам и Богу?
  • Почему любовь к Богу должна пробуждать в нас ненависть к злу? 

Вывод: Любящие Бога верят в своего Творца как в Верховного правителя и желают быть достойными гражданами Его Царства.

Вт. Бог – Судья

1. Прочтите Пс. 74:1-4 и ответьте на вопросы:

  • О каких делах прославляющих Бога говорит Асаф? 

2. Прочтите Пс. 74:5, 6 и ответьте на вопросы:

  • Какое обличение высказано здесь нечестивым? 

3. Прочтите Пс. 74:8-11 и ответьте на вопросы:

  • Какие образы использует Асаф, чтобы показать Божий суд? 
  • Как понимать выражение «чаша гнева»,Где еще это встречается?
  • Почему Асаф радуется суду и хочет об этом рассказывать?

Вывод: По причине греховности людей, земной суд часто несправедлив. Лишь Божий суд тайное сделает явным и восстановит справедливость.

Ср. Вечно помнит завет Свой

1. Прочтите Пс. 93:14 и 104:7-10 и ответьте на вопросы:

  • На чем основывается уверенность верующего человека? (14, 8)
  • На какой срок дан завет и заповеди? (8,10 – вечно, вечный)
  • Можем ли мы рассчитывать на верность Божию и просить о защите и помощи, даже если не уверенны, что наша верность завету была безупречна?

Вывод: Бог, в Иисусе Христе, окончательно подтвердил удивительное качество Бога, которое открыл еще Аврааму – это Верность Своему завету. Завет Божий – безусловный дар человечеству, см. Еф. 2:8.

Чт. Свидетельство Господа верно

1. Прочтите Пс. 1:2,6; 18:8; 118:165; 24:10 и ответьте на вопросы:

  • Какая общая тема объединяет все эти тексты? 
  • Как надлежит человеку относиться к откровению Господа? (165 –любить, 1:2 – размышлять, 24:10–хранить)
  • Какое благо обретает человек через это Слово? (18:8, 118:165)
  • Как, практически, Божий закон умудряет и укрепляет душу?

Вывод: Бог не только создал нас и все, что вокруг, но и дал нам Свои откровения, которое несут людям благо если они им следуют. Обретение настоящего мира, так востребованного сегодня – это результат пребывания человека в Божьем присутствии и поддержания здоровых отношений с Господом и Его Словом. Прославление, радость и хвала, о которой говорят псалмисты являются естественным откликом признания Бога–Творца, Законодателя, Судью, Спасителя и Царя!

 

План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота. 

Текст урока

Урок 3. Господь царствует 

Библейские стихи для исследования: Пс.8; 24:10; 74; 92:1; 96; 99; 104:7–10. 

Дополнительные стихи: Гал.3:26–29. 

Памятный стих: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется» (Пс.92:1). 

Книга Псалтирь неизменно подтверждает основополагающую веру в суверенное Божье правление. Господь сотворил все и поддерживает все сотворенное Им. Он — верховный Царь всего мира и правит миром справедливо и праведно. Его законы и постановления добры и несут жизнь тем, кто их соблюдает. Бог — справедливый Судья, Который следит за справедливостью в мире, потому что Он вознаграждает праведных и наказывает нечестивых, но это происходит в определенное Им, а не нами время. 

Божий завет с Израилем играет особую роль в безопасности мира, поскольку он возвещает о Божьем спасении. Господь принял Израиль как Свое драгоценное достояние, избрав его среди других народов Своим народом. Господь верен Своему завету и продолжает заботиться о Своей пастве несмотря на неверность и даже на открытый бунт, который Его дети порой поднимают. 

Божье верховное правление является залогом прочности и безопасности мира. Псалмопевцы желают, чтобы читатель понял эту основополагающую истину. Придерживаясь такого мировоззрения, псалмопевцы устремляются к духовному процветанию и служению Богу с безраздельной преданностью. 

▬▬▬▬▬ 

Воскресенье. Господь сотворил нас 

Прочитайте Пс.8 и 99. Отметьте высказывания, подчеркивающие, что Бог является Творцом. Что особенно восхищало псалмопевца в творческой деятельности Бога? 

Творение играет решающую роль в книге Псалтирь в утверждении Божьего верховного правления. Небеса, «дело рук Его», возвещают Его славу и силу (Пс.18:1–4; 96:6). Имя Господа величественно по всей земле (Пс.8:1,9). Бог сотворил все, у Него нет начала (Пс.92:2) и конца (Пс.101:26–28). Он вечный и стоит над всеми богами других народов, которые всего лишь «дело рук человеческих» (Пс.113:12), — «есть у них руки, но не осязают» (Пс.113:15); что же касается Господа, «в Его руке глубины земли… и сушу образовали руки Его» (Пс.94:4-5). 

Несколько псалмов показывают Божью власть над силами природы, которые обожествляли другие народы (напр., Пс.28; 92; 103). Эти псалмы подтверждают то, что Господь царствует над всем творением и является высшим по силе и достоинству. Пс.99:3 разоблачает одну изощренную форму идолопоклонства — самоуверенность и самодостаточность, подчеркивая, что Бог создал нас. 

Творение также свидетельствует о Божьей любви. Все существующее обязано своим существованием Богу, Который поддерживает жизнь (Пс.94:7; 146:4–9). Обратите внимание, что Бог не только подарил Своему народу жизнь, Он сделал древний Израиль «Его народом и овцами паствы Его» (Пс.99:3). Слова «Его народ» и «овцы паствы Его» показывают, что Бог желает близких отношений со Своим народом. 

Только Творец имеет силу благословлять и умножать Свой народ, и, таким образом, Он единственный достоин его поклонения и доверия. Многочисленные псалмы призывают все дышащее, всю землю, море и все, что в нем, восклицать от радости пред Господом. 

Слава Божья видима в творении, даже в его падшем состоянии, и псалмы указывают нам, что только один Бог достоин поклонения. 

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:5). Каков ваш ответ Богу, вашему Создателю? Насколько больше Бог, называющий звезды по именам (Пс.146:4), по вашему мнению, заботится о вас? 

▬▬▬▬▬ 

Понедельник. Господь царствует 

То, что Бог является Творцом, неразделимо связано с тем, что Он — верховный Правитель. Утверждение «Господь царствует» торжественно провозглашается в Пс.92:1; 95:10, 96:1 и Пс.98:1, но его отзвуки слышатся во всей книге Псалтирь (ср. Пс.145:10). 

Господь облечен величием, могуществом и силой (Пс.92:1; 103:1). Он окружен облаком и мраком (Пс.96:2), но Он также «одевается светом, как ризою» (Пс.103:2). Эти метафоры превозносят власть и великолепие Царя, и они тщательно подобраны, чтобы выразить уникальное величие Бога, находящееся за пределами человеческого понимания. 

Прочитайте Пс.96. На чем основывается Божье правление? 

(Пс.96:2, 10) 

Над чем Он правит? (Пс.96:1, 5, 9) 

Божье правление проявляется в Его делах Творения (Пс.95:5), спасения (Пс.97:3) и суда (Пс.95:10). Господь утверждает Свое правление над всем миром (Пс.46:6–9). Божье Царство — Царство вечное, ему нет равных в силе и величии (Пс.44:7; 92:1-2; 102:19). Царствование Господа основано на милости, справедливости и праведности, и оно несет порядок и стабильность в сотворенный мир (Пс.97:3; 98:4). Божье царствование объединяет поклоняющихся Ему как на небесах, так и на земле в прославлении своего Творца (Пс.102:20–22; 148). Многие псалмы рисуют картину, где все человечество признает верховное правление Бога (Пс.95:10; 96:1; 98:1; 144:11–13). 

Но не все люди или земные правители так поступают, по крайней мере сейчас. Нечестивые, отвергающие Господа, насмехающиеся над Ним и притесняющие Его народ, постоянно бросают вызов правлению Господа (Пс.13:1; 73:4–23). Несмотря на препятствия, связанные с благоденствием некоторых нечестивых людей, и беспокойство ввиду Божьего долготерпения, псалмопевец уповает на верховное правление Бога и продолжает стоять в уверенности в Божьих праведных судах (Пс.67:22; 72:17–20). Верой народ Божий радуется наступлению Царства Божьего через искупительное служение Христа и ожидает окончательного утверждения Его Царства при Втором пришествии Христа (Матф.12:26–28; 1Кор.15:20–28). 

«Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс.96:10). Почему наша любовь к Богу должна пробуждать в нас ненависть к злу? Как связаны эти две концепции? 

▬▬▬▬▬ 

Вторник. Бог — Судья 

Прочитайте Пс.74. На чем основывается Божий суд? 

Будучи верховным Царем, Господь также является Законодателем (Пс.98:7) и Судьей (Пс.97:9; 96:2). Нечестивые постоянно угрожают справедливому порядку, который Бог установил в мире, но Бог будет судить мир и положит конец правлению зла (Пс.74:9–11; 95:13). 

В псалме 74 несколько образов показывают безвозвратное уничтожение нечестивых. Образ чаши с выжатым виноградом (Пс.74:9) передает силу Божьего гнева (Иер.25:15; Откр.14:10). Cокрушение рогов нечестивых изображает конец их власти и правления, тогда как роги праведников вознесутся (Пс.74:11). Бог «избирает время» (Пс.74:3) или «время… определенное» (ИПБ) для Его суда. Этот исполнительный суд непременно состоится в конце времен (Пс.95:13; 1Кор.15:23–26). 

Бог испытывает сердца людей в качестве части Cвоего суда. Прочитайте Пс.13:2. Он напоминает Быт.6:5,8. Оба стиха показывают, что наступлению Божьего суда над миром предшествует то, что Бог исследует жизни людей и ищет, кого сможет спасти. Этот суд иногда называют «следственным судом», когда Бог защищает праведных и решает судьбу нечестивых. 

Как этот суд происходит? 

Во-первых, Бог избавляет Свой народ от нечестивых (Пс.96:10; 145:9) и венчает смиренных спасением (Пс.149:4). Во-вторых, нераскаявшиеся нечестивые будут навсегда уничтожены (Пс.96:3). Некоторые псалмы поэтически описывают бесполезность человеческого оружия против Бога-Судьи (Пс.75:3–6). Господь также является Богом прощающим, хотя Он и наказывает проступки людей (Пс.99:8). Не только нечестивые, но и народ Божий дадут отчет Богу (Пс.49:4; 134:14). 

Книга Псалтирь несет тот же смысл, что выражен в других библейских стихах, что Божий суд начинается с Божьего народа и распространяется на всю землю (Втор.32:36; 1Петр.4:17). Псалмопевец взывает к Богу, чтобы Он судил его, но полагается на Божью праведность, которая должна его защитить (Пс.6:8–11; 138:23-24). 

Книга Псалтирь призывает нас радоваться, ожидая Божьих судов (Пс.66:4; 95:10–13; 97:4–9). Каким образом Божий суд оказывается Благой вестью для тех, кто покрыт Кровью Христа? 

▬▬▬▬▬ 

Среда. Вечно помнит завет Свой 

Тема Божьего суда наводит на важный вопрос: как народу Божьему обрести мир с Богом и уверенность в спасении во время суда? Прочитайте Пс.93:14; Пс.104:7–10; Дан.7:22. 

Божий народ в безопасности, потому что Господь устроил Себе обитель на Сионе (Пс.75:1-2) и утвердил Свой вечный завет с ним, Своей драгоценной собственностью (Пс.93:14; 104:8–10). Бог не просто пообещал не отвергать Свой народ завета; Он постоянно трудится, чтобы тот был в безопасности в Нем. Он прощает грехи (Пс.102:3); наставляет, благословляет и укрепляет (Пс.24:8–11; 28:11; 104:24). Божьи суды направлены на то, чтобы обратить народ к праведности и показать, что Бог заботится о Своих детях (Пс.93:8–15). 

Псалом 104 в целом показывает верность Господа Своему завету в истории Израиля. Во всем, что происходило, как в хорошем, так и в плохом, Бог находился рядом. Его провидение привело Иосифа в Египет, и через него Он спас Свой народ и народы этой местности во время сильного голода (Пс.104:16–24). Господь воздвиг Моисея, чтобы освободить Свой народ от египетского рабства, что Он и совершил, явив знамения и чудеса ради них (Пс.104:25–38). 

Господь даровал Своим детям Землю обетованную (Пс.104:11, 44) и Свою постоянную защиту (Пс.104:12–15). Он умножил их (Пс.104:24), освободил их (Пс.105:37, 38) и заботился об их повседневных нуждах (Пс.104:39–41). Господь, несомненно, полностью контролирует все, что касается Его народа — вот та истина, которую псалмопевцы хотели запечатлеть в памяти народа. 

То, что Бог помнит Свой завет, означает больше, чем признание факта или возможности памяти. Это означает, что Бог действует (Быт.8:1; 1Цар.1:19; Пс.97:3; 104:42–44). Поэтому, когда Слово Божье призывает народ Божий помнить чудеса и суды Божьи, это означает, что люди должны жить так, чтобы своей жизнью прославлять Бога. 

В этом завете основное, к чему призван Израиль, — оставаться верным завету, соблюдая Божьи законы (Пс.77:5–7; 104:45). Народ Божий также призван свидетельствовать о Боге другим народам, потому что 

Господь желает, чтобы все народы присоединились к Его народу — Израилю (Пс.104:1-2). Таким образом, мир огражден защитным заветом всемогущего и милосердного Бога (Пс.88:28–34). 

Что у нас есть в Иисусе, что показывает нам, почему эти обетования, сделанные древнему Израилю, могут быть применимы к нам сегодня? (См. Гал.3:26–29.) 

▬▬▬▬▬ 

Четверг. Свидетельство Господа верно 

Прочитайте Пс.18:8; 94:5; 118:165; 1:2, 6; 17:31; 24:10. Какие общие мысли связывают эти стихи? 

Владычество Господа над миром как суверенного Творца, Царя и Судьи имеет богословские последствия для надежности Его свидетельств. Слово «свидетельства» (Евр.эдут — «постановление», «закон») относится к корпусу законов и постановлений, с помощью которых Господь управляет религиозной и социальной жизнью Своего народа (Исх.32:15). Они «несомненно верны» (Пс.92:5), отражают стабильность и постоянство Божьего престола и мира, который сотворил и поддерживает Бог (Пс.92:1-2). Еврейское слово, переведенное как «верны» (от этого слова происходит слово «аминь»), передает понятие надежности, верности и непоколебимости (2Цар.7:16; 1Пар.17:23). Божьи законы неизменны и нерушимы. 

Бог ручается за непреложность Своих обетований и повелений. Божья верность одновременно в полноте обнадеживает, обеспечивая неизменный характер Его правления, и в полноте требует, чтобы народ отвечал доверием и послушанием Богу. 

В то же время отсутствие справедливости в мире поэтически описывается как сотрясение основания земли (Пс.17:8; Ис.24:18–21). Закон Божий наставляет людей на путь праведной жизни, который может противостоять Божьему суду. Таким образом, праведники не поколеблются, потому что они твердо утверждены в законе Божьем, который гарантирует стабильность и безопасность, и их сердца тверды (Евр.кун также означает «быть твердым», «быть в безопасности») в Господе (Пс.111:1,6-7). Ничто не может заставить споткнуться тех, кто соблюдает Закон Божий (Пс.118:165), что означает Божью защиту и руководство в их жизни (Пс.1:2-3,6). 

Божье слово изображается как светильник для псалмопевца, тем самым оно защищает его от тайных ловушек врагов (Пс.118:105,110). Великий мир, которым наслаждаются те, кто любит Закон Божий (Пс.118:165), явно не является результатом полного отсутствия испытаний (Пс.118:161). Скорее, он возникает от пребывания в Божьем присутствии и в здоровых отношениях с Ним. 

Как практическое соблюдение Божьих законов, правил и свидетельств помогало вам в вашей жизни? С другой стороны, что вам пришлось испытать из-за их нарушения? 

▬▬▬▬▬ 

Пятница. Для дальнейшего исследования 

Прочитайте Пс.85:5,15 и главу «Божья любовь к человеку» (с. 9–15) в книге Э. Уайт «Путь ко Христу». 

Как истина о том, что Бог есть любовь, помогает нам лучше понять различные описания Бога и Его деяния в книге Псалтирь? 

Урок этой недели был сосредоточен на некоторых ключевых описаниях Бога и Его деяний, которые полагают основания миру и делают его твердым и незыблемым. Псалмопевцы взывают к Богу, Который является Творцом, Царем, Судьей, Спасителем завета и Законодателем. Роли, которые Бог играет в этом мире, находят дальнейшее отражение в различных других Божьих именах и титулах, включая такие как Пастырь (Пс.22:1; 79:1), твердыня спасения (Пс.94:1) и Отец (Пс.67:6; 88:27). В этом мире мы можем быть в безопасности даже среди горнила великой борьбы, потому что Бог владычествует и проявляет верность во всем, что Он делает и говорит. Хотя эти богословские темы ни в коем случае не являются исчерпывающими, они наводят на мысль о различных способах, которыми Бог открывает Себя в псалмах. 

Когда мы продолжаем исследовать книгу Псалтирь, важно помнить, что ее следует читать во свете изучения Божьего характера — любви и благодати, а также во свете Его замысла спасти и восстановить этот мир. «Чем больше мы изучаем Божественный характер во свете Креста, тем лучше мы понимаем, как милость, любовь и прощение сочетаются со справедливостью и правосудием, тем яснее становятся бесчисленные свидетельства безграничной любви Бога и Его нежного сострадания, превосходящего жалость матери к своему заблудшему ребенку» (Уайт Э. Путь ко Христу. с. 15). В Псалтири сказано, что даже когда людей постигают Божьи суды из-за их бунта, люди продолжают взывать к Богу, потому что знают: Божий гнев длится лишь время, а Его милость вечна (Пс.102:8). 

Вопросы для обсуждения 

1. Почему осознание реальности и масштабности великой борьбы является ключевым моментом, помогающим нам понять, что, несмотря на верховное правление и владычество Бога, в нашем мире по-прежнему много беспорядка и страданий? Почему мотив великой борьбы служит нам на благо? 

2. Как вера в Бога-Творца должна определить наше понимание самих себя и наших взаимоотношений с остальным творением? Что происходит, когда люди отходят от этой истины (Пс.104:35–42)? 

3. Что плохого в том, что в библейские времена у народов были идолы (Пс.114:4–8)? Как насчет современных идолов? Почему они, как и идолы древности, могу представлять угрозу для наших отношений с Богом? В чем опасность? 

4. Как должен жить Божий народ, осознавая то, что Божий суд начинается с Его народа? Как и для чего Бог судит Свой народ? 

Комментарий к уроку

Комментарий к уроку 3 

Часть I: Обзор 

Основной стих: Пс.92:1. 

Дополнительные стихи: Пс.8; 99; 96; 74:2–11; 104:7–10, Гал.3:26–29 и Пс.24:10. 

Введение 

На этой неделе мы исследуем пять аспектов Божьей верховной власти в книге Псалтирь. Мы увидим, что книга Псалтирь подтверждает следующее: 

1) Божья верховная власть основана на Творении. Господь есть Творец неба и земли (Быт.1:1) и человечества (Быт.1:26); 

2) н а основании этой библейской истины различные псалмопевцы провозглашают, что Яхве является Правителем всего мира и всех народов; 

3) верховная власть Господа неразрывно связана с Его деятельностью как Судьи; 

4) как Судья, Бог ходатайствует за Свой народ из-за Своего завета с Ним; 

5) Он верен правилам этого завета, потому что закон Его завета — это основание Его Царства. 

Как мы увидим, эти пять тем тесно переплетены. 

Часть II: Комментарий 

Бог как Творец 

Псалом 8 содержит две основные концепции: Бог есть Творец (Пс.8:3–5), а люди — венец Его Творения (Пс.8:6–9). Они обрамляются в начале и в конце псалма одной и той же строчкой; этот прием называется «инклюзио» (включение): «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс.8:2,10). 

Мы не можем недооценить важность Творения в учении Священного Писания. Исаия использует аргумент, что Бог является Творцом, чтобы развенчать основу веры в идолов (Ис.40:12–31). Подобным же образом и псалмопевец использует ту же аргументацию, чтобы признать Яхве Владыкой небес и отвергнуть идолопоклонство (Пс.113:916; 94:3–5,7; 95:5). Основа Царства Божьего — это Творение. Это основание должно быть причиной нашего поклонения Ему (Пс.100:3–5). Творение — также причина, по которой существует суббота (Быт.2:1–3; Исх.20:8–11), а седьмой день — это воспоминание о силе Божьей. На этом фоне мы лучше понимаем, почему в Откр.14:7 сказано: «И поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод». Проповедь этой вести как никогда актуальна в наше время, во время, когда враг придумал относительно новую этиологическую парадигму жизни — эволюцию. (Этиология — изучение причины или первопричины с философской точки зрения. Парадигма — общее представление о каком-либо явлении.) 

Бог как Царь 

Бог создал Вселенную, следовательно, она принадлежит Ему. Таким образом, Он — ее Царь. «Господь царствует… Престол Твой утвержден искони: Ты — от века» (Пс.92:1-2). 

Псалом 96 делает вывод о Божьем царствовании: 

1. Бог царствует (Пс.96:1). Во многих псалмах Бог возвеличивается как Царь (Пс.46; 92; 94–98). 

2. Бога окружают облако, мрак, огонь, молнии, земля, горы и небеса (Пс.96:2–6). Эти атмосферные явления и объекты творения изображают величие Царя царей, который внушает нам святой трепет и благоговение. 

3. Позор идолопоклонства порицается на контрасте с превосходством поклонения Богу (Пс.96:7). 

4. Дети Божьи прославляют Его и радуются праведным судам Его правления (Пс.96:8-9). 

5. Любовь к Богу побуждает верующих «ненавидеть зло» (Пс.96:10). Господь хранит и избавляет Свой народ от руки нечестивых. Эти причины — основания для того, чтобы радоваться и воздавать Ему благодарность (Пс.96:11-12). 

Бог-Царь — эта истина и статус — источник мира и уверенности для Его детей. «И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове» (Пс.98:4). Поскольку Бог — Царь над всей землей, мы должны радоваться и «петь… разумно» (Пс.46:8; см. также ст. 2–7). 

Бог как Судья 

Господь — Судья, потому что Он Царь. В древнем Израиле монарх выносил вердикт в ходе судебных разбирательств (см. о Давиде [2Цар.14:1–23]; о Соломоне [2Цар.3:16–28]). Таким образом, идея царя-судьи в те дни была известной людям. Когда они слушали, как псалмопевцы поют о Господе как Судье, они легко принимали эту концепцию. 

Псалом 74 утверждает, что Бог, наш Судья, «произведет суд по правде» (Пс.74:3). Поэтому нам не стоит бояться Его деятельности как Судьи, если только мы не стоим на стороне зла. «Ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс.95:13). 

Цель Божьего суда состоит в том, чтобы «низложить» одних (нечестивых [Пс.74:5-6]) и возвысить других (верных [Пс.74:2-3; 74:8]). Этот же принцип действует и на следственном суде в Дан.7 — Бог наказывает небольшой рог (Дан.7:26) и оправдывает Свой народ (Дан.7:22). 

Верные празднуют суд Божий (Пс.74:10) не потому, что радуются уничтожению нечестивых, но потому, что Бог верен Своим обетованиям и избавляет невиновных (см. Откр.19:2). В конце Пс.74 мы обнаруживаем эту идею Божьей верности и избавления: «Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (Пс.74:11). 

Бог Завета 

На древнем Ближнем Востоке завет был договором между могущественным царем и его вассалом. Этот договор включал то, что требуется от вассала, чтобы он оставался под защитой своего сюзерена. В Ветхом Завете используется это светское образное выражение того времени и применяется к отношениям между небесным Царем и Его последователями. «В древнем ближневосточном договоре великий царь давал вассалу два обещания: во-первых, он нападет на вассала, если тот взбунтуется против него; и, во-вторых, он встанет на защиту любого верного вассала, на которого нападут другие» (Tremper Longman III and Raymond B. Dillard, An Introduction to the Old Testament, p. 260). 

Осознание этой концепции вселяет уверенность в верующего, потому что благодаря ей он понимает, что может положиться на надежную Божью защиту. 

В этом контексте в Псалтири Яхве изображается как Воин. Псалом 7 — это молитва перед битвой, в которой псалмопевец просит, чтобы Бог вмешался на стороне Своего народа (Пс.7:2-3). Псалмопевец также призывает Бога на защиту и просит об уничтожении врагов Божьих (Пс.7:5–10). Бог — защита псалмопевца (Пс.7:11), что вызывает либо идею крепости, либо щита. Бог-Воин изображается с мечом, луком и стрелами: «орудиями смерти» (Пс.7:13, 14; ИПБ). Он приготовил ловушку для Своих врагов (Пс.7:16). 

Бог Закона 

Поскольку Бог — праведный Владыка, Он «вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов» (Пс.104:8). Основой завета является Закон Божий. Поэтому не случайно, что заповеди Господни — одна из главных тем в книге Псалтирь (см. Пс.1). В действительности самый длинный псалом и самая длинная глава Библии, Пс.118, полностью посвящен Торе или закону. 

Представление псалмопевца о законе Божьем отличается от часто распространенной сегодня во многих кругах идеи, согласно которой закон Божий — это свод строгих правил, которые человек обязан строго соблюдать или понести суровое наказание за нарушение любого из них. Относительно закона Давид утверждает, что закон Господа укрепляет душу, умудряет простых; закон веселит сердце и просвещает очи (Пс.18:8–11). Кто из нас может сказать то же самое о кодексах и законах наших стран? В отношениях завета заповеди являются руководящими принципами, которые направляют наше понимание и позволяют нам наслаждаться глубокими отношениями с нашим Создателем, Царем и Судьей. 

Тора предполагает идею «учения», нежели «условий». Собственно, «Тора» можно перевести на русский как «Наставление», «Учение». Вот почему Псалтирь изображает Божьи постановления в качестве бесценных сокровищ, которые «вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс.18:11). Быть в Божьем завете означает наслаждаться тесными отношениями с Богом. 

Часть III: Практическое применение 

Как увлекательно осознавать, в какой степени связаны те пять богословских тем, которые мы изучали на этой неделе. Эта тематическая связка начинается с утверждения о Боге как Творце и основывается на нем. Отрицать эту основополагающую истину — значит отвергать право Бога как Правителя этого мира и Верховного судью каждого человека. Таким образом, если бы Бог не был Судьей над всеми, тогда каждый мог бы делать то, что он считает наилучшим. (Ср. Достоевский: «Если Бога нет, то всё позволено».) Не было бы никакого вечного закона, которому нужно было бы подчиняться. Не было бы абсолютных истин. К сожалению, мы сталкиваемся с такой философией каждый день. Даже некоторые христиане становятся жертвами ее пагубной софистики. По этой причине наш урок на этой неделе очень важен для наших семей, нашей молодежи и членов нашей церкви. 

Признание Господа нашим Творцом ведет нас к принятию Его как Господа над нашей жизнью и признанию Его права направлять и исправлять нас, когда это необходимо. В конце концов, Он ведь наш Судья. Наш Создатель хочет заключить с нами отношения завета, основанного на любви. Библия обещает нам, что повиноваться Ему и ходить с Ним — значит получить счастье и утешение. 

Одна деталь, которой мы вскользь коснулись в этом уроке, но не углублялись в нее, — это взращивание хвалы и радость. Попросите желающего прочитать вслух стихи, приведенные ниже. Или, в качестве варианта, попросите членов вашей группы субботней школы прочитать этот отрывок псалма хором. Побудите учеников стремиться к той же духовной жизни, что была у псалмопевца: «Придите! Радость свою выразим в песнях Господу! В возгласах ликования будем приветствовать скалу спасенья нашего! Предстанем пред Ним с благодарением, будем с песнями хвалы приветствовать Его! Ибо Господь — Бог великий, великий Он Царь, богов всех превыше» (Пс.94:1–3; ИПБ). 

Не столько просьбами и жалобами, сколько хвалой мы должны наполнять наши молитвы, обращенные к нашему Царю и Судье. Более того, когда мы в отношениях завета с Богом небес, наш ежедневный тяжкий труд будет переноситься легче, а наша религиозная жизнь станет счастливее. 

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.

Отправить