Урок 1. Как читать Псалтирь
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские стихи для исследования: Пс.24:1–5; 33:1–3; 81:8; 120:71.с. 24:1–5; 33:1–3; 81:8; 120:71.
Дополнительные стихи: IПар.16:7; Неем.12:8; Лук.24:44-45; Рим.8:26-27.
Памятный стих: «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писания» (Лук.24:44-45).
На протяжении веков книга Псалтирь была молитвословом и сборником гимнов для иудеев и христиан. И хотя Псалтирь — это по большей части слова псалмопевцев, обращенные к Богу, псалмы исходили не от смертных, а от Бога, Который вдохновлял их мысли.
Действительно, Бог вдохновлял их писать то, что они писали, поэтому как и во всем Священном Писании (2Петр.1:21), Бог в Псалтири обращается к нам Своим Духом через Своих слуг. Иисус, апостолы и авторы книг Нового Завета цитировали псалмы и ссылались на них как на Писание (Марк.12:10; Иоан.10:34-35; 13:18). Они так же, несомненно, являются Словом Божьим, как книга Бытие и Послание к римлянам.
Псалмы были написаны как произведения иудейской поэзии различными авторами древнего Израиля, поэтому Псалтирь отражает их особый мир, как бы ни была универсальна их весть. Осознание книги Псалтирь как Слова Божьего и пристальное внимание к поэтическим особенностям псалмов, а также их историческому, богословскому и литургическому контексту является основополагающим для понимания их вестей, которые звучат к нам сегодня из глубины веков.
Видео комментарий
План урока и Видео комментарий
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Тема квартала: «Книга Псалтирь»
Урок №1, «Как читать Псалтирь»
6 января 2024
Примечание: в слове «псалом» ударение всегда стоит на втором слоге, в любом числе и падеже: псалмы, псалмóв, псалмáм, псалмáми, псалмáх, псалмá, псалму, псалмóм, псалмé!
I. Псалмы в богослужении древнего Израиля (ПН).
1. Прочитайте 1Пар. 16:4-8 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- В чем уникальность этого псалмá? (7 стих – первый псалом Давида для общественного исполнения на богослужении)
- Попал ли этот псалом в книгу Псалтирь? (да, ст. 8-22 = Пс. 104:1-15; ст. 23-33 = Пс. 95:1-13; ст. 35,36 = Пс. 105:47,48)
- Как было организовано служение славословия? (4 ст. – певцы; 5,6 ст. – музыкальные инструменты разных типов)
- Проверьте 6 ст. в иных переводах («изо дня в день в назначенный час» (ИПБ); в ориг. תָּמִיד (тамид) – регулярно)
2. Является ли муз. служение в этом отрывке образцом для нас?
II. Кто такой псалмопевец (ВС).
1. Какое имя ассоциируется у вас со словом «псалмопевец»?
2. Прочитайте эти отрывки и ответьте на вопрос: кто принимал участие в создании книги Псалтирь?
- Пс. 89:1 («Молитва Моисея»; 15 в. до н.э.; написал 1 псалом)
- Пс. 41:1 («сынов Кореевых»; время неизвестно, потенциально со дней Моисея; написали 10 псалмóв)
- Пс. 2:1 («Псалом Давида»; 10 в. до н.э.; больше всех, его именем подписаны 73 псалмá)
- Пс. 49:1 («Псалом Асафа»; 10 в. до н.э.; написал 12 псалмóв)
- Пс. 126:1 («Песнь восхождения. Соломона»; 2 псалмá)
- Пс. 87:1 («Учение Емана Езрахита»; современник Соломона – 1Пар. 25:5; 1 псалом)
- Пс. 88:1 («Учение Ефама Езрахита»; современник Соломона – 3Цар. 4:30,31; 1 псалом)
- Пс. 136:1-3 (безымянный псалом, написан после пленения)
3. Что нового вы узнали из этого раздела?
III. Песнь на всякое время (ВТ).
1. Прочитайте эти отрывки и ответьте на вопрос: каково содержание того или иного псалмá?
- Пс. 116:1,2 (прославление Бога)
- Пс. 71:20 (молитвы)
- Пс. 1:1,2 (благодатность Божьего закона)
- Пс. 43:1 (учение)
- Пс. 113:1-3 (исторические)
- Пс. 2:1,2,7,8 (мессианские)
- и т.д.
2. Какая тематика псалмóв вам ближе всего?
IV. Молитвы, вдохновленные Богом (СР).
1. Прочитайте Пс. 4:1,2 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Что представляет собою этот псалом? (2 ст. – «молитву»)
- Для чего предназначена эта молитва? (1 стих – «начальнику хора; на струнных орудиях» – для публичного исполнения!)
- Что происходит вследствие такой богослужебной практики? (эти молитвы слагаются в памяти, фундамент личных молитв!)
2. Прочитайте Лк. 1:46-55 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Что что представляет собою этот отрывок? (молитва Марии)
- Где Мария взяла слова для этой молитвы? (49 ст. = Пс. 110:9; 50 ст. = Пс. 102:17; 51 ст. = Пс. 88:11; 53 ст. = Пс. 106:9, и т.д.)
3. Прочитайте Мф. 27:46 (по очереди) и ответьте на вопрос: чьими словами молился Иисус? (Пс. 21:2)
4. Можно ли заучивать молитвы и произносить их вслух? Да!!!
V. Мир псалмов (ЧТ).
1. Прочитайте эти отрывки и ответьте: какова их главная тема?
- Пс. 15:8-11 («всегда видел я пред собою Господа»; даже пред лицом смерти!)
- Пс. 33:1,2 («благословлю Господа во всякое время»; даже в скитаниях)
- Пс. 43:6-9 («о Боге похвалимся всякий день»; даже на войне)
- Пс. 61:9 («надейтесь на Него во всякое время»)
- Пс. 120:5-8 (6 ст. – «днем... ночью»; 7 ст. – «Господь сохранит тебя от всякого зла»; 8 ст. – «Господь будет охранять выхож-дение твое и вхождение твое отныне и вовек»)
2. Есть ли у вас подобное ощущение Божьего присутствия?
План урока
№ 1. Как читать Псалтирь. Лк. 24:44-45
Вс. Псалмы в богослужении древнего Израиля
1. Прочтите 1 Пар.16:7 и Неемия 12:24; Пс. 94:2 и ответьте на вопросы:
- Кто учредил музыкальное служение в народе Божьем?
- Для какой главной цели писались и исполнялись псалмы?
2. Прочтите Пс. 29:2; 17:2; 104:2 и ответьте на вопросы:
- Что выражали тексты богослужебных псалмов?
3. Прочтите Кол. 3:16; Ик. 5:13 и ответьте на вопросы:
- Для каких еще целей были написаны псалмы?
- Для чего сегодня нужна нам книга Псалмов?
Вывод: Из Писания мы знаем, что на небе звучит самая совершенная музыка и пение прославляющая Бога. Книга Псалтирь показывает, что и на земле, народ Божий понимал важность музыкального богослужения.
Пн. Кто такой псалмопевец
1. Прочтите Пс. 24:1-5; 41:2; 76:2; 87:1-3; 88:2 и ответьте на вопросы:
- Кто, кроме Давида, еще участвовал в написании псалмов?
- Кто или что вдохновляло авторов?
- Что содержание псалмов говорит нам об их авторах?
- Есть ли у вас любимый псалом и кто его автор?
Вывод: Несмотря на древность книги Псалмов (около 3000 лет) они так же актуальны и созвучны нашей жизни, как это было во времена их авторов. Псалмы объединяют народ Божий всех времен.
Вт. Песнь на всякое время
1. Прочтите Пс. 3:1-6 и ответьте на вопросы:
- Какими обстоятельствами был продиктован этот псалом? (1–3)
- В чем был уверен Давид? (4–6)
- От куда была у псалмиста такая уверенность? (из опыта)
2. Прочтите Пс. 32:1-3 и ответьте на вопросы:
- Чему предлагает радоваться Давид? (1-3 ст)
3. Прочтите Пс. 108:6-9 и ответьте на вопросы:
- О ком идёт здесь речь? (6–9, о нечестивом человеке)
- Встречали ли вы подобные идеи в наших «Псалмах Сиона» или «Гимнах надежды»? Объясните свой ответ.
- Чем схожи и чем отличны псалмы Давида и наши псалмы?
Вывод: Конечно, гимны прославления Бога по сути и по духу, не зависят от времени. Много общего и в жизненных опытах Божьего народа всех времен. Тем не менее, есть и особенности времени, которые отразились как в текстах так и музыке. Язык поэзии стал богаче, инструменты –совершеннее, а Нагорная проповедь Христа – исключила псалмы проклятия, трансформировав их на слова благословения врагов.
Ср. Молитвы, вдохновленные Богом
1. Прочтите Пс. 5:2,3; 83:4; 79:2; 101:3; 90:1 и ответьте на вопросы:
- Перечислите, как по-разному называют Бога авторы Псалтиря? Назовите причину этого? (в зависимости от контекста обращения)
- Как обычно обращаетесь вы к Богу в молитве? (Отец, Пастырь, Господь, Всевышний, Творец, Учитель...)
- Как чтение книги Псалмов помогает нам в общении с Богом?
2. Прочтите 2 Царств 23:1-2 и ответьте на вопросы:
- Кого Давид называет источником своих слов?
- На основании чего делается вывод, что псалмы — это не только песнопения, но и молитвы?
- Могут ли наши общие пения быть также молитвой?
3. Прочтите Рим. 8:26,27 и ответьте на вопросы:
- Кто, фактически, является автором наших молитв?
- Если Дух Божий стоит за нашими молитвами, почему мы не можем внести их в канон Псалтыря?
Вывод: Святой Дух побуждает и вдохновляет к общению с Небесными Отцом, а также учит как обращаться, какие слова использовать, и чего просить. Псалтырь является для нас лучшим молитвенным пособием!
Чт. Мир псалмов
1. Прочтите Пс. 46:2, 8 и ответьте на вопросы:
- Как вы понимаете этот призыв к поклоняющимся во 2 стихе?
- Что, кроме тела и эмоций, еще должно присутствовать во время нашего участвуем в поклонении Богу? (8)
- Что бы вы хотели улучшить касательно общего пения в церкви?
2. Прочтите Пс. 15:8; 45:2; 61:9; 56:3 и ответьте на вопросы:
- Почему слова этих псалмов никогда не потеряют актуальность?
Вывод: Бог, открывающийся в книге Псалмов – Суверенный Творец, Царь и Судья всей земли. Он постоянно заботится о Своих детях зная их проблемы и нужды. Бог – центр Вселенского и нашего поклонения!
План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота.
Текст урока
Библейские стихи для исследования: Пс.24:1–5; 33:1–3; 81:8; 120:71.с. 24:1–5; 33:1–3; 81:8; 120:71.
Дополнительные стихи: IПар.16:7; Неем.12:8; Лук.24:44-45; Рим.8:26-27.
Памятный стих: «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писания» (Лук.24:44-45).
На протяжении веков книга Псалтирь была молитвословом и сборником гимнов для иудеев и христиан. И хотя Псалтирь — это по большей части слова псалмопевцев, обращенные к Богу, псалмы исходили не от смертных, а от Бога, Который вдохновлял их мысли.
Действительно, Бог вдохновлял их писать то, что они писали, поэтому как и во всем Священном Писании (2Петр.1:21), Бог в Псалтири обращается к нам Своим Духом через Своих слуг. Иисус, апостолы и авторы книг Нового Завета цитировали псалмы и ссылались на них как на Писание (Марк.12:10; Иоан.10:34-35; 13:18). Они так же, несомненно, являются Словом Божьим, как книга Бытие и Послание к римлянам.
Псалмы были написаны как произведения иудейской поэзии различными авторами древнего Израиля, поэтому Псалтирь отражает их особый мир, как бы ни была универсальна их весть. Осознание книги Псалтирь как Слова Божьего и пристальное внимание к поэтическим особенностям псалмов, а также их историческому, богословскому и литургическому контексту является основополагающим для понимания их вестей, которые звучат к нам сегодня из глубины веков.
▬▬▬▬▬
Воскресенье. Псалмы в богослужении древнего Израиля
Прочитайте 1Пар.16:7, Неем.12:8; Пс.17:2; 29:2; 91:2; 94:2; 104:2.
Какова, согласно этим стихам, одна из главных целей псалмов?
Прочтите Кол.3:16 и Иак.5:13. Что, согласно этим стихам, приносит пение псалмов верующему человеку?
Псалмы создавались для исполнения лично и на общественном богослужении. Гимны пелись на богослужении в храме, как следует из музыкальных пояснений, в которых упоминаются инструменты (Пс.60:1), мелодии (Пс.9:1) и ведущие исполнители (Пс.8:1).
В еврейской Библии название книги Псалтирь — техиллим (песни хвалы), что отражает ее основную цель, которая состоит в прославлении Бога. В Синодальном переводе название «Псалтирь» образовано от греческого слова псалмой, встречающегося в Септуагинте (II—III вв. до Р. Х.), греческом переводе еврейской Библии.
Псалмы были неотъемлемой частью израильского богослужения. Например, их использовали при посвящении храма, на религиозных праздниках, при процессиях и во время внесения ковчега завета в Иерусалим.
«Песни восхождения» (Пс.119–133), также известные как песни паломников, традиционно исполнялись во время паломничества в Иерусалим на три главных ежегодных праздника (Исх.23:14–17). «Египетский галель» (Пс.112–117) и «Великий галель» (Пс.135) исполнялись на трех главных ежегодных праздниках, а также при праздновании новомесячий и посвящении храма. (Галель — читаемая по особым дням молитва, выражающая хвалу и благодарность Богу.) Египетский галель занимал важное место на церемонии празднования Пасхи. Псалмы 112 и 113 исполнялись перед пасхальной трапезой, а псалмы 114–117 — в конце (Матф.26:30). «Ежедневный галель» (Пс.114–150) включался в ежедневные молитвы во время утренних служений в синагоге.
Псалмы не только сопровождали поклонение людей Богу, они также наставляли их в отношении того, как следует поклоняться Богу в святилище. Иисус молился
словами псалма 21 (Матф.27:46). Псалмы также занимали значительное место в жизни первоапостольской церкви (Кол.3:16; Ефес.5:19).
Мы не поклоняемся Богу в земном святилище. Как же мы можем использовать псалмы в личном и общественном поклонении Богу сегодня?
▬▬▬▬▬
Понедельник. Кто такой псалмопевец
Царь Давид, чье имя встречается в заголовках большинства псалмов, активно участвовал в организации богослужения. Он был известен как «сладкий певец Израилев» (1Цар.23:1). Новый Завет свидетельствует о том, что Давид был автором многих псалмов (Матф.22:43–45; Деян.2:25–29, 34-35; 4:25; Рим.4:6–8). Авторами псалмов были также музыканты храма, которые совершали левитское служение, например:
Асаф — Пс.49 и Пс.72–82;
cыновья Кореевы — Пс.41; 43–46; 48; 83; 84; 87;
Еман Езрахит — Пс.87;
Ефам Езрахит — Пс.88.
Кроме этого среди авторов псалмов упоминаются Соломон (Пс.71 и Пс.126) и Моисей (Пс.89).
Прочтите Пс.24:1–5; 41:2; 74:1; 76:2; 83:2, 3; 87:1–3; 88:2. Опишите опыты жизни и духовное состояние авторов псалмов, которые упоминаются в каждом из прочитанных стихов.
Святой Дух вдохновлял псалмопевцев и использовал их таланты, чтобы они служили Богу и своей религиозной общине. Псалмопевцы были людьми искреннего посвящения и глубокой веры, но все же не чуждыми разочарований и искушений, как и все мы. Хотя псалмы были написаны очень давно, они, несомненно, отражают то, что мы переживаем сегодня.
«…Да внидет пред лицо Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней» (Пс.87:3-4). Это вопль человека, живущего в XXI веке так же, как и тот, кто жил примерно три тысячи лет назад.
В некоторых псалмах упоминаются трудности; в других основное внимание уделяется радости. Псалмопевцы взывали к Богу, чтобы Он избавил их, и получали Его незаслуженную милость. Они прославляли Бога за Его верность и любовь и давали Ему обет своей неизменной преданности. Таким образом, Псалтирь — это свидетельство Божьего искупления, благодати и надежды. Псалмы дают Божье обетование всем, кто с верой принимает Божий дар прощения и новой жизни. И в то же время они не пытаются скрыть или преуменьшить трудности и страдания, столь частые в падшем мире.
Как мы можем черпать надежду и утешение из псалмов, зная, что даже их авторы встречались лицом к лицу с теми же проблемами, что и мы?
▬▬▬▬▬
Вторник. Песнь на всякое время
Прочитайте Пс.3; 32:1–3; 108:6–15. Какие разные грани человеческого опыта передают эти псалмы?
Псалмы показывают общине верующих всю палитру человеческого опыта, они выявляют то, что верующие могут поклоняться Богу в любых обстоятельствах жизни. В них мы видим следующее:
1) гимны, прославляющие Бога за Его величие и силу, проявленную при Творении, Его царское правление, суд и верность;
2) псалмы благодарения, выражающие глубокую благодарность за щедрые Божьи благословения;
3) плачи, которые являются сердечным воплем об избавлении от бед, обращенным к Богу;
4) псалмы мудрости, которые дают практическое руководство для праведной жизни;
5) царские псалмы, указывающие на Христа как на Верховного Царя и Избавителя Божьего народа;
6) исторические псалмы, которые напоминают о прошлом Израиля и подчеркивают Божью верность и неверность Израиля, чтобы научить грядущие поколения не повторять ошибок своих предков, но доверять Богу и оставаться верными Его завету.
Поэзия книги Псалтирь обладает особой силой, привлекающей внимание читателей. Хотя некоторые из этих поэтических средств утрачиваются при переводе, мы все же можем оценить красоту многих из них на нашем родном языке.
1) Параллелизм предполагает сочетание симметрично построенных слов, фраз или мыслей. Параллелизм помогает понять значение соответствующих частей. Например: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его» (Пс.102:1). В этом параллелизме «душа моя» — это «все, что есть внутри меня», а именно все существо человека;
2) в художественных средствах используется образный язык, чтобы с силой воздействовать на чувства читателей (например, о Божьем убежище сказано как о «тени крыл Твоих» — Пс.16:8);
3) меризм выражает идею тотальности, приводя пару противоположностей: «Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою» (Пс.87:2; курсив добавлен автором пособия), здесь имеется в виду непрекращающийся вопль;
4) игра слов основывается на похожем звучании слов, чтобы получился каламбур, подчеркивающий духовную весть. В Пс.95:4, 5 еврейские слова «боги» (элохим) и «идолы» (элихим, букв. нечто, не имеющее ценности; то, что подлежит уничтожению или тлению) создают игру слов, чтобы передать весть, что боги других народов только кажутся элохим (богами), но они просто элихим (идолы);
5) наконец, слово села (отсутствует в русской Библии. — ПРим.перев.) обозначает короткую остановку либо для того, чтобы сделать паузу и поразмыслить над содержанием конкретной части псалма, либо для смены музыкального сопровождения (Пс.60:4).
▬▬▬▬▬
Среда. Молитвы, вдохновленные Богом
Псалмы — это вдохновленные свыше молитвы и прославления от лица израильтян, и поэтому в Псалтири глас Божий смешивается с голосами Его народа. Псалтирь показывает яркое и живое взаимодействие с Богом.
Псалмопевцы обращаются к Богу лично как «Боже мой», «Господи» и «Царь мой» (Пс.5:2; 83:4). Псалмопевцы часто умоляют Бога: «услышь» (Пс.5:1), «услышь молитву мою» (Пс.38:13), «призри» (Пс.24:18), «услышь меня» (Пс.101:3) и «избавь душу мою» (Пс.6:4). Очевидно, что это выражения человека, молящегося Богу.
Прочитайте 2Цар.23:1-2 и Рим.8:26-27. Чему эти стихи учат нас в отношении молитвы?
Замечательная красота и привлекательность псалмов как молитв и славословий заключается в том, что псалмы — это Слово Божье в виде благочестивых молитв и хвалений верующих. Псалмы, таким образом, привносят в жизнь Божьих детей моменты близости, подобные описанным в Рим.8:26-27: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией».
Псалмы также цитировал Иисус, например, в Лук.20:42-43 Он цитирует Пс.109:1: «А сам Давид говорит в книге псалмов: „сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих“».
Хотя некоторые псалмы возникли на основе конкретных исторических событий и опыта самих псалмопевцев, а также на основе опыта Израиля как нации, духовная глубина Псалтири говорит о разнообразии жизненных ситуаций и преодолевает все культурные, религиозные, этнические и гендерные (связанные с половыми различиями) границы. Другими словами, читая псалмы, вы обнаружите, что они выражают надежду, хвалу, страх, гнев, печаль и огорчение — все то, с чем сталкиваются люди повсюду, в любую эпоху, независимо от обстоятельств. Они говорят ко всем нам на языке опыта, подобного нашему.
Как тот факт, что Иисус цитировал Псалтирь, влияет на наш собственный религиозный опыт?
▬▬▬▬▬
Четверг. Мир псалмов
Прочитайте Пс.15:8; 43:9; 45:2; 46:2,8; 56:3; 61:9; 81:8; 120:7. Какое место занимает Бог в жизни псалмопевца?
Мир книги Псалтирь полностью сосредоточен на Боге; она стремится подчинить все жизненные переживания Богу, выражая их в молитве и хвале. Бог — всевышний Творец, Царь и Судья всех на земле. Он дает Своим детям все необходимое. Поэтому Ему следует доверять во все времена. Даже враги народа Божьего спрашивают: «Где Бог твой?», когда кажется, что народ Божий терпит поражение (Пс.41:11). Бог всегда присутствует со Своим народом и никогда не терпит неудач. В конечном счете псалмы предсказывают то время, когда все народы и все творение поклонятся Богу (Пс.46:2; 63:10).
Средоточие Бога в жизни приводит к тому, что и богопоклонение становится неотъемлемой и наиболее значимой ее частью. То поклонение, в которое погружены авторы Псалтири, разительно отличается от поклонения в наши дни, потому что поклонение в библейской культуре было неотъемлемой частью всей жизни общества. Таким образом, все, что случалось в жизни народа Божьего, как хорошее, так и плохое, неизбежно выражалось в поклонении. Бог слышит псалмопевца, где бы он ни был, и отвечает ему в Свое совершенно подходящее для этого время (Пс.3:4; 17:7; 19:7).
Псалмопевец знает, что Бог обитает на небесах, но в то же самое время Бог обитает на Сионе, в святилище, среди Своего народа. Бог одновременно далек и близок, Он везде и в то же время в Своем храме (Пс.10:4), сокрыт (Пс.9:22) и явлен (Пс.40:13). В Псалтири сводятся воедино эти, казалось бы, взаимоисключающие свойства Бога. Авторы псалмов понимали, что близость и отдаленность неразделимы в истинной сущности Бога (Пс.23:7–10). Они понимали это живое духовное напряжение. Их осознание Божьей благости и присутствия, несмотря на все, что они испытывали, является тем, что укрепляет их надежду, пока они ожидают вмешательства Божьего, как бы и когда бы Он ни пожелал это сделать.
Как Псалтирь может нам помочь понять, что мы не можем ограничивать Бога только определенными сферами нашего существования? В каких сферах вашей жизни вы, быть может, стремитесь держать Господа на расстоянии?
▬▬▬▬▬
Пятница. Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Пророки и цари» главу «Храм и его посвящение» (с. 35–50), в книге «Вести для молодежи» главу «Благотворное влияние музыки» (с. 291–293).
Книга Псалтирь состоит из 150 псалмов, которые сгруппированы в пять книг: Книга I (псалмы 1–40), Книга II (псалмы 41–71), Книга III (псалмы 72–88), книга IV (псалмы 89–105) и книга V (псалмы 106–150).
Деление книги Псалтирь на пять частей — это ранняя еврейская традиция, которая параллельна пятичастному делению Пятикнижия.
Книга Псалтирь содержит свидетельства о некоторых уже существовавших сборниках псалмов: сборнике псалмов сынов Кореевых (Пс.41–48; 83; 84; 86; 87), сборнике псалмов Асафа (Пс.72–82), песнях восхождения (Пс.119–133) и аллилуйных псалмах (Пс.110–117; 145–150). Пс.71:20 свидетельствует о меньшем сборнике псалмов Давида.
В то время как большинство псалмов ассоциируется со временем царя Давида и ранней монархии (X век до Р. Х.), собрание псалмов продолжало расти на протяжении следующих столетий: разделенной монархии, пленения и послепленного периода. Вполне возможно, что еврейские книжники под руководством Ездры объединили существовавшие тогда небольшие сборники псалмов в одну книгу, когда работали над организацией богослужения в новом храме.
Тот факт, что книжники составили воедино книгу Псалтирь, не отменяет ее богодухновенности. Книжники, как и псалмопевцы, были посвященными слугами Божьими, и их работой руководил Бог (Ездр.7:6–10). Богочеловеческую природу книги Псалтирь можно сравнить с тем, как в воплотившемся Господе Иисусе соединилось Божественное и человеческое.
«Но Библия, с ее данными Богом истинами, выраженными на человеческом языке, представляет собою единство Божественного и человеческого. Такое же единство было в природе Христа, Который был Сыном Божьим и Сыном человеческим. О Библии, как и о Христе, справедливо можно сказать: „Слово стало плотию и обитало с нами“» (Уайт Э. Великая борьба. с. 6).
Вопросы для обсуждения
1. Что означает тот факт, что Псалтирь — это молитвы и гимны, имеющие богочеловеческую природу? Как эта мысль, как бы ни было ее трудно полностью понять, помогает нам увидеть близость, к которой Бог стремится со Своим народом? Как это показывает, насколько близок Бог к человечеству и к каждому из нас?
2. Поговорите во время обсуждения о тех случаях, когда вы обнаруживали в Псалтири слова, которые обращались к вашему сердцу. Какое утешение и надежду вы там обрели?
Комментарий к уроку
Часть I: Обзор
Основной стих: Лук.24:44.
Книга Псалтирь возвышается в еврейской поэзии горной вершиной. Как богодухновенное и вдохновляющее собрание песнопений, она выражает многогранные чувства и отражает испытания, с которыми сталкивались верующие, начиная со времени объединенного Израильского царства (X в. до Р. Х.) до времени после Вавилонского пленения (IV в. до Р. Х.). Псалтирь включает в себя большое разнообразие жанров: псалмы благодарения и хвалы, псалмы-исповеди, псалмы-молитвы об избавлении, псалмы с мольбами о защите, псалмы-проклятия, псалмы-размышления о делах Творца и т. д. В нашем исследовании книги Псалтирь мы постараемся отразить это богатое разнообразие.
Темы урока:
1. Исторический фон книги Псалтирь.
2. Жанры псалмов.
3. Псалтирь как библейское руководство о поклонении Богу.
Кроме того, мы обогатим наше исследование Псалтири рассмотрением следующих вопросов: а) структура книги Псалтирь, б) литературные приемы, которые псалмопевцы использовали для выражения своих эмоций, и в) четкое разделение книг внутри самой Псалтири.
Часть II: Комментарий
Псалтирь — хорошо составленный сборник церковных гимнов
Псалтирь — это собрание песнопений и молитв, составленное на протяжении V в. до Р. Х., вероятнее всего, Ездрой и его собратьями-писцами.
В Церкви христиан адвентистов седьмого дня есть сборник под названием «Гимны надежды». Если вы посмотрите содержание сборника, то обнаружите, что гимны распределены по темам. Книга Псалтирь организована подобным же образом, хотя она организована скорее хронологически, а не тематически.
Господу приятно, когда мы серьезно относимся ко всему, что связано с поклонением Его имени. Мы должны стремиться делать со своей стороны лучшее, на что способны, во славу Его. Этот принцип справедлив не только для проведения субботнего богослужения, но и для его планирования и организации. Несмотря на современные подходы и популярные тренды, ратующие за более свободный, импровизационный стиль поклонения, книга Псалтирь показывает, что нам следует организовывать наше поклонение Богу.
В то же самое время порядок и организация ни в коем случае не должны препятствовать творчеству и разнообразию, и нам следует стремиться привнести и то и другое в наши богослужения. Чтобы помочь себе в этом стремлении, далее мы рассмотрим распределение псалмов на группы, которое в общих чертах было указано выше. Мы начнем с того, что отметим, что каждый из пяти разделов Псалтири заканчивается псалмом-славословием: Пс.40; 71; 88; 105; 150.
Псалом 1 сосредотачивается на Торе, а псалом 2 — на царствовании Мессии. Это две основные темы Псалтири. Некоторые богословы считают, что эти два псалма составляют вступление ко всему сборнику.
Мы также хотим отметить, что отдельные ключевые псалмы (Пс.2; 71; 88) занимают особое место в книге Псалтирь. Многие богословы считают Пс.88 центром всей книги, так как в нем делается акцент на то, что после краха царства Давида надежды Израиля возлагаются теперь на Господа.
Пятый раздел книги Псалтирь, часть, состоящая из последних пяти псалмов, посвящена хвале (Пс.145–150). В этих псалмах в начале и в конце употребляются слова «Аллилуйя» или «Слава / Хвала Господу». Эти псалмы изобилуют страстными выражениями хвалы: прославление Бога как богопоклонение (Пс.145:1-2; 147:1; 148:1–5, 7, 13, 14; 149:3, 6; 150:1–6); пение Господу (Пс.146:7; 148:1); «блаженство» в Господе (Пс.145:5); радость о Царе Сиона (Пс.149:2) и «торжествование во славе» (Пс.149:5).
Мы имеем огромное благословение в том, что у нас есть организованные определенным образом гимны, которые мы используем, вознося хвалу Богу! Расположение псалмов в книге Псалтирь должно отражать ясное намерение поклоняться Господу и возвеличивать Его благодать.
Псалтирь — это произведение искусства
Внимательное изучение каждого псалма открывает его исключительную красоту. Псалмопевцы использовали различные литературные приемы для создания своей возвышенной поэзии. Среди приемов, которые они часто используют, есть обороты речи, такие как сравнение и антропоморфизм. Сравнение — это выражение, в котором открыто сравниваются две непохожие вещи, оно часто вводится словами «подобно» или «как» (Пс.1:3). Антропоморфизм — это приписывание человеческих черт тела или характера существу или вещи, не являющейся человеком, особенно божеству (Пс.17:9–11).
Псалмопевцы также использовали литературные приемы или фигуры речи, тропы, такие как:
- метонимия — фигура речи, при которой используется название одного объекта или понятия для обозначения другого, с которым он связан пространственно или во времени (Пс.2:5: «яростью Своей приведет их в смятение», речь о проявлении ярости, ср. «зал аплодировал» вместо «люди в зале аплодировали»);
- синекдоха — фигура речи, частный случай метонимии, при котором часть используется вместо целого или целое вместо части, или частное вместо общего, или общее вместо частного (Пс.43:7: «не меч мой спасет меня», речь об искусстве владения мечом, ср. «я три тарелки съел»).
Встречаются также:
- проклятие (Пс.108:8);
- акростих (Пс.118) — поэтическая форма, в которой первые буквы начальных слов каждой строки, взятые по порядку, составляют слово или фразу. В алфавитном акростихе буквы следуют в алфавитном порядке (АБВ…Я);
- анафора — повторение слова или слов в начале двух или более стихов в стихотворном произведении или песне (Пс.135). «Не напрасно дули ветры, / Не напрасно шла гроза» (С. Есенин).
Кроме того, мы видим обороты речи, которые связаны с неполнотой высказывания:
- эллипсис — переход от одной темы к другой с пропуском промежуточного высказывания, недоговоренность, восстанавливаемая в контексте (Пс.20:13);
- апозиопезис (умолчание) — внезапный обрыв посреди фразы (Пс.6:4: «Ты же, Господи, доколе?»);
- эротезис — использование риторического вопроса (который используется исключительно для того, чтобы заострить внимание или сделать утверждение или отрицание, ответ не требуется [Пс.105:2] и т. д.).
Все эти обороты речи и другие литературные приемы показывают литературное мастерство авторов Псалтири.
Несколько типов псалмов
Общая классификация псалмов представлена в материале урока за вторник. Далее следует более подробная группировка псалмов, хотя, безусловно, можно найти и другие классификации:
1. Гимны
- Общие гимны 8; 28; 32; 99; 102; 103; 110; 112; 113; 116; 134; 135; 144–150.
- Исторические гимны: 77; 104.
- Гимны Сиона: 45; 47; 75; 86; 121.
- Гимны царства: 46; 92; 95–98.
2. Плачи
- Плачи отдельных личностей: 3; 5; 6; 7; 11; 12; 16; 21; 24; 25; 27; 30; 34; 35; 37; 38; 42; 50; 53; 54–56; 58; 60; 62; 63; 68–70; 85; 87; 101; 108; 119; 129; 139–142.
- Плачи общественные: 43; 59; 73; 76; 78; 79; 81; 82; 84; 89; 93; 105; 107; 122; 125; 136.
3. Разные формы
- Псалмы царские: 2; 17; 19; 20; 44; 71; 88; 100; 109; 131; 144.
- Благодарения отдельных людей: 9; 29; 31; 33; 39; 40; 91; 106; 115; 137.
- Благодарения общественные: 64–67; 117; 123.
- Исповедальные псалмы отдельных людей: 4; 10; 15; 22; 26; 61; 83; 90; 120; 130.
- Исповедальные псалмы общества: 114; 124; 128; 132.
- Богослужебные: 14; 23; 133.
- Пророческие увещевания: 13; 49; 51; 52; 57; 74; 80; 94.
- Дидактические псалмы: 1; 18; 36; 48; 72; 111; 118; 126; 127; 138.
Такая классификация показывает разделение псалмов на личные и общественные. Западная культура делает акцент на индивидуальности, еврейская — на чувстве общности. Мы, христиане, не можем упускать это из виду, особенно в свете того факта, что наша церковь всемирная, обладающая глобальной миссией.
Еще одно замечание, на которое нас наводит приведенная выше классификация, состоит в том, что существуют псалмы для самых разных случаев: песнопения для общего и личного поклонения, духовные песнопения для случаев, связанных с жизнью царя, гимны паломничества в святой город и песнопения для
литургии. Для библейских писателей поклонение — это не деятельность, осуществляемая исключительно в храме. Поклонение — это образ жизни.
Сборники псалмов в книге Псалтирь
На этой неделе в уроке мы упоминали о сборниках псалмов, воспеваемых по особым случаям, среди них «Песни восхождения» (Пс.119–133) и «Египетский галель» (Пс.112–117). Годы исследований выявили более тесные связи между различными псалмами. Одна такая связь обнаруживается в псалмах 14–23 (see W. Brown, “‘Here Comes the Sun!’ The Metaphorical Theology of Psalms 15–24,” in The Composition of the Book of Psalms, p. 260). Это собрание можно представить в виде следующей хиастической структуры:
А Пс.14 (Вводная литургия)
В Пс.15 (Песнь веры)
С Пс.16 (Молитва о помощи)
D Пс.17 (Песнь царя)
Е Пс.18 (ОТКРОВЕНИЕ: Творение и Тора)
D’ Пс.19, 20 (Песни царя)
С’ Пс.21 (Молитва о помощи)
В’ Пс.22 (Песнь веры)
А’ Пс.23 (Вводная литургия)
Хиазм — это расширенный параллелизм (краткое пояснение, что такое параллелизм, см. урок за вторник). Хиазм — структура, при которой фраза строится перекрестно, похожи центральные части и крайние, например: мы едим для того, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. Если приводить аналогию, то хиазм подобен отражению лица или всей фигуры человека в зеркале, где вторая часть (то есть отражение) — это повторение идей первой части (исходного изображения), но в обратном порядке. Обычно центр хиазма указывает на главную мысль параллелизма. Эта мысль, как видно из хиастической структуры, образованной Пс.14–23, состоит в том, чтобы превознести откровение Божье в Его творении и Его слове. Эта хиастическая структура окружена двумя псалмами, связанными со святилищем, и оба они начинаются с похожих вопросов (Пс.14:1, ср. с Пс.23:3).
Этот хиазм предполагает, что составители Псалтири тщательно работали над ее организацией и изложением. Ясно, что на это их вдохновил Святой Дух.
Часть III: Практическое применение
В Псалтири мы находим широкий спектр эмоций, охватывающих всю гамму человеческого опыта, от возвышенного благоговения до глубокой печали. Хотя псалмы были написаны более 25 веков назад, они выходят за рамки времени, в которое они были написаны, и остаются актуальными для нас сегодня. Призовите участников своей группы субботней школы на время текущего квартала молиться словами псалмов.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.