Миссия для тех, кто не слышал весть (часть 2)
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские стихи для исследования: 3Цар.11:1–6; Матф.4:23–25; 15:22–28; Марк.7:24–30; Деян.10:34-35; Матф.8:10.
Памятный стих: «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матф.15:28).
С самого начала любящий Бог искал Своих потерянных детей (см. Быт.3:9); и в наши дни Бог ищет потерянных (см. Откр.14:6–12), включая тех, кто живет в городах. В 2018 году Организация Объединенных Наций опубликовала последние исследования, в которых указано, что 55% населения планеты живет в городской местности, а к 2050 году это число достигнет 68%. У нас нет выбора: мы должны свидетельствовать тем, кто живет в городах.
Но многие дети Божьи ведут себя, как Иона, когда их призывают свидетельствовать жителям городов, находя причины этого не делать. «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4). Это «написанное» включает и историю Ионы.
Живя на земле, Иисус служил не только живущим в городах израильских, но также и жителям других регионов, то есть тем, кто не принадлежал к иудеям и не был частью избранного народа.
На этой неделе мы будем изучать повествование о служении Христа жителям Тира и Сидона. Мы изучим уроки, которые можем применить сегодня.
Видео комментарий
План урока и Видео комментарий
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Тема квартала: «Божья миссия – моя миссия»
Урок №11, «Миссия для тех, кто не слышал весть (часть 2)»
16 декабря 2023
I. Миссия за пределами Израиля (ВС).
1. Прочитайте Мф. 10:5,6 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Какие группы людей были исключены из миссии учеников? (5 ст. – язычники и самаряне)
- Кто такие самаряне? (см. 4Цар. 17:21-24,28,29,32,33 – полу-язычники)
- Что означает «наипаче» – 6 ст.? («прежде всего» (РБО) – речь идет лишь о приоритетности и последовательности; см. Рим. 1:16 – «во-первых, иудею, потом и эллину»)
2. Прочитайте данные отрывки (по очереди) и ответьте на вопрос: кому из неевреев служил Иисус?
- Лк. 2:25-32 (31 ст. – «пред лицом всех народов»; 32 ст. – «свет к просвещению язычников»)
- Мф. 12:15-21 (18 ст. – «возвестит народам суд»; 21 ст. – «на имя Его будут уповать народы»)
- Лк. 17:12-19 (прокаженный самарянин)
- Ин. 4:46-50 (царедворец и его сын), и т.д.
3. Какие люди в приоритете вашей миссии?
II. «Видя толпы народа» (ПН).
1. Прочитайте Мф. 9:35-38 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Какой глагол описывает чувства Христа? (36 ст. – «сжалился»)
- К чему побудила Иисуса эта жалость? (35 ст. – «ходил... уча... проповедуя... исцеляя»; 38 ст. – просил молить о «делателях»; далее послал 12 апостолов на служение – Мф. 10:1)
2. Прочитайте Мф. 14:14-21 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Как проявилась жалость Иисуса? (14 ст. – «исцелил больных»; 19,20 ст. – покормил народ)
- Кто были эти люди? (см. 13 ст. – «из городов» около озера)
3. Есть ли у вас подобная жалость к людям?
III. В Тире и Сидоне (ВТ).
1. Прочитайте Мф. 15:21 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- По возможности, найдите на карте эту местность! (КАРТА!)
- Что побудило Иисуса удалиться к язычникам? (см. контекст: 12 ст. – «фарисеи, услышав слово сие, соблазнились»; 3 ст. – «вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего»; 6 ст. – «устранили заповедь Божию преданием вашим»; 7 ст. – «лицемеры!»; 9 ст. – «тщетно чтут Меня»)
- Чего искал Иисус на той территории? (см. Мк. 6:24 – «не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться»)
2. Приходилось ли вам удаляться от своих к чужим?
IV. «Отпусти её!» (СР).
1. Прочитайте Мф. 15:22-28 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Кто эта женщина по происхождению? (22 ст. – «хананеянка»; см. Мк. 7:26 – «язычница, сирофиникиянка»)
- Что об этой женщине открывает ее обращение к Иисусу? (22 ст. – «Господи, сын Давидов» – мессианский титул, см. Мф. 12:23 – «Христос, сын Давидов»)
- Проверьте вторую половину 23 ст. в иных переводах («скажи ей, пусть уйдет» (РБО))
- Сравните ответ Иисуса в 26 ст. с Мк. 7:27 («дай прежде насытиться детям»)
- Какую реальность признала эта женщина своим ответом? (см. Ин. 4:22 – лишь иудеи владели знанием, только от них – спасение иным народам)
- Что стало основой чуда? (28 ст. – «велика вера твоя»)
2. Признаете ли вы реальность, которую признала хананеянка?
V. Вера на земле? (ЧТ).
1. Прочитайте Лк. 18:7,8 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- Проверьте конец 7 стиха в иных переводах («и станет ли Он медлить?» (ИПБ))
- О какого рода вере идет речь, исходя из контекста? (7 стих – «вопиющих к Нему» – вера в ожидании ответа на молитву)
2. Прочитайте Мф. 8:5-12 (по очереди) и ответьте на вопросы:
- В чем проявилась вера сотника? (7,8 ст. – отверг предложение Иисуса прийти лично, верил, что достаточно Его слова)
- Какой феномен отражен в 10 ст.? (те, кто далек от Бога, могут быть более восприимчивыми к вере!)
- Кто такие «сыны царства» – 12 ст.? («рожденные для царства» (Стерн); потомки Авраама, Исаака и Иакова)
3. Каково качество вашей веры?
План урока
№ 11. Миссия для тех, кто не слышал весть (2) Мф. 15:28
Вс. Миссия за пределами Израиля
1. Прочтите Суд. 3:1–6 и ответьте на вопросы:
Какая история народа Израильского описывается в этих текстах?
Для чего Бог использовал эти древние народы?
Выдержал ли народ Божий испытание?
Как наша связь с миром влияет на наши отношения с Богом?
Вывод: Современные виды язычества отводят нас от Божьих планов на нашу жизнь, если мы позволяем произойти смешению.
Пн. «Видя толпы народа»
1. Прочтите Мф.9:35–38 и ответьте на вопросы:
С какой миссией Иисус посещает города?
Какие чувства испытывает Господь к окружающим Его людям?
2. Прочтите Мф.15:22 и 28 и ответьте на вопросы:
С каких регионов были люди, следовавшие за Христом? (25)
Зачем Иисус повел учеников из Галилеи в языческие страны?
Вывод: Сегодня, как и во времена Христа, города переполнены горем, страданиями и многими нуждами огромных масс людей. Они нуждаются в Иисусе, Его живом Слове и в тех, кто может им в этом помочь.
Вт. «Видя толпы народа»
1. Откройте Мк. 7:24-30 и ответьте на вопросы:
Что говорит Марк о происхождении этой женщины? (26)
Как Иисус ответил на её проосьбу? (27)
Почему Иисус так грубо отвечал этой женщине?
2. Откройте Мф.15:22 и 28 и ответьте на вопросы:
Что говорит Матфей о происхождении этой женщины? (22)
Как ответил Иисус на просьбу женщины? (28)
В чем проявилась вера этой женщины?
Выводы: «Христос не сразу ответил на просьбу женщины. Он принял эту представительницу презираемого народа так, как ее приняли бы иудеи. Тем самым Он показывал ученикам, как холодно и бессердечно иудеи относились к таким людям. Удовлетворив просьбу женщины, Иисус хотел дать им образец правильного отношения к язычникам» (ЖВ)
Ср. «Отпусти ее!»
1. Откройте Мф. 15:23 и ответьте на вопросы:
Почему ученики просили Иисуса помочь хананеянке?
Как эта история показывает отношение учеников к язычникам?
2. Откройте Деян.10:9–16, 28,34,35 и ответьте на вопросы:
Как Пётр отреагировал на приглашение покушать? (14)
Какими словами Бог объяснил Петру смысл видения? (15)
Как Петр объясняет полученное откровение другим? (28)
Какое важное заключение провозглашает апостол? (34,35)
Насколько это видение может относиться к современным верующим? Есть ли сегодня предрассудки в народе Божьем, которые мешают Евангельской миссии? Если есть, то какие?
Вывод: Божий план спасения предназначен для всего человечества, без исключения. Дух Святой помогает нам избавляться от предрассудков, мешающих проповедовать Евангелие!
Чт. Вера на земле?
1. Прочтите Мф. 6:30; 8:26; 16:8 и ответьте на вопросы:
Какой общий диагноз поставил Иисус народу Божьему включая своих учеников? (маловерие)
2. Прочтите Мф. 8:10,13 и ответьте на вопросы:
Почему именно этот случай особо восхитил Иисуса? (10)
3. Прочтите Мк. 2:5; 10:51,52 и ответьте на вопросы:
К чему привела вера этих людей?
2. Прочтите Лк.18:8 и ответьте на вопросы:
Что угрожает народу Божьему накануне пришествия Христа?
Какая разница между знанием о вере и наличием веры?
Вывод: Веру можно найти в неожиданных местах: среди казалось бы далеких от веры людей или «неправильных» на наш взгляд верующих. Не наличие достойного статуса делает веру действенной, но действенная вера делает человека достойным. Наша миссия разыскивать тех, кто услышав весть о Христе, ответит на призыв верой во спасение. "Молитесь с верой, и пусть жизнь ваша непременно согласуется с вашими просьбами, тогда вы обязательно получите просимые благословения. Да не ослабеет вера ваша, ибо получаемые благословения пропорциональны проявляемой вере. " (СЦ. т.7, c.274
План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота.
План урока
Урок 11. Миссия для тех, кто не слышал весть (часть 2)
Библейские стихи для исследования: 3Цар.11:1–6; Матф.4:23–25; 15:22–28; Марк.7:24–30; Деян.10:34-35; Матф.8:10.
Памятный стих: «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матф.15:28).
С самого начала любящий Бог искал Своих потерянных детей (см. Быт.3:9); и в наши дни Бог ищет потерянных (см. Откр.14:6–12), включая тех, кто живет в городах. В 2018 году Организация Объединенных Наций опубликовала последние исследования, в которых указано, что 55% населения планеты живет в городской местности, а к 2050 году это число достигнет 68%. У нас нет выбора: мы должны свидетельствовать тем, кто живет в городах.
Но многие дети Божьи ведут себя, как Иона, когда их призывают свидетельствовать жителям городов, находя причины этого не делать. «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4). Это «написанное» включает и историю Ионы.
Живя на земле, Иисус служил не только живущим в городах израильских, но также и жителям других регионов, то есть тем, кто не принадлежал к иудеям и не был частью избранного народа.
На этой неделе мы будем изучать повествование о служении Христа жителям Тира и Сидона. Мы изучим уроки, которые можем применить сегодня.
**********
Воскресенье. Миссия за пределами Израиля
Мы читаем, что Иисус отправился со Своими учениками в землю Геннисаретскую (см. Матф.14:34). Затем «выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (Матф.15:21). Зачем Он повел учеников из Галилеи в эти языческие страны? Он направился с учениками на новые евангельские нивы, чтобы они могли в полевых условиях научиться тому, чему им было бы трудно научиться в Галилее. Он хотел преподать Своим ученикам уроки, которые помогут им приготовиться к их призванию — идти ко всем группам людей, включая жителей городов.
Прочитайте Суд. 3:1–6; 3Цар.11:1–6. Согласно этим стихам, какова была духовная обстановка в этих городах?
В Суд. 3:1–6 говорится о том, что Бог использовал эти древние народы, чтобы испытать веру Израиля. К сожалению, народ Божий не выдержал испытания: «И брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их» (Суд. 3:6). Таким образом, уже с самого начала эти народы были камнем преткновения для Израиля.
В 3Цар.5:1–11 рассказывается о тесных связях между жителями Сидона и евреями. Хотя, с одной стороны, экономические связи были взаимовыгодными, с другой — было и несомненное отрицательное влияние язычества и идолопоклонства на евреев со стороны их торговых участников.
В 1Цар.11:1–6 показано, к чему привело влияние язычников: царь Соломон женился на принцессе Сидонской, которая ввела его в отступление. «И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской» (3Цар.11:5).
Но несмотря на историю про язычество и идолопоклонство с их отрицательным влиянием на избранный народ, Иисус все же повел Своих учеников в эти земли. Этим Он преподал им первые уроки кросскультурной миссии (взаимокультурного знакомства), противостоя их предвзятости и фанатизму, и показал Своим последователям, что их миссия направлена на все культуры и национальности.
Адвентистскую миссию для городов подстерегает множество опасностей: неблагоприятная для здоровья окружающая среда, дороговизна проживания, расизм, фанатизм, национализм и ограничения религиозной свободы. Тем не менее, несмотря на эти препятствия, мы должны работать на благо жителей городов.
Что вы можете сделать, чтобы помочь тем, кто участвует в служении в городах?
**********
Понедельник. «Видя толпы народа»
Несмотря на проблемы, с которыми могут столкнуться последователи Иисуса, Он призывает их тру-диться ради Него в городах.
Прочитайте Матф.9:35–38. Какие чувства вызвали у Иисуса толпы городских жителей?
О чем, согласно словам Иисуса, необходимо особо молиться христианам (ст. 38)?
Как вы считаете, почему Иисус повелел молиться именно об этом?
Иисус был движим сочувствием к народу, подобному тому, что мы можем встретить в городах. В Лук.19:41 отмечено, как Иисус скорбел об Иерусалиме. Мы не можем понять всей глубины любви Иисуса к Его детям,
даже к тем, кто был в «безликой толпе», живущей в городах. Именно поэтому в Матф.9:38 Иисус говорит нам молиться, чтобы наши мотивы были подобны Его молитвам.
Прочитайте Матф.4:23–25. Когда Иисус начал Свое служение, из каких географических районов приходили к Нему люди?
В Матф.4:25 толпы, идущие за Иисусом, пришли из Галилеи, из десяти городов-государств на востоке (Десятиградия), из Иерусалима и из южной части Иудеи. Кроме Самарии, какого одного региона здесь не хватает? Прибрежного региона Тира и Сидона, части Финикии вдоль побережья Средиземного моря к северо-западу от Галилеи. Теперь мы видим, почему Иисус пошел в этот район! Это путешествие в пределы Тира и Сидона было одним из межкультурных миссионерских путешествий Иисуса.
«После встречи с фарисеями Иисус удалился из Капернаума и, пройдя Галилею, направился в горную страну на границе с Финикией. Там, на западе, Он видел на раскинувшейся внизу равнине древние города Тир и Сидон с их языческими храмами, величественными дворцами, базарами, пристанями, к которым постоянно прибывали корабли» (Эллен Уайт. Желание веков. с. 399).
Как мы можем помочь людям увидеть, насколько тщетны сами по себе их «величественные дворцы и базары» и почему они нуждаются в Иисусе?
**********
Вторник. В Тире и Сидоне
Богословы считают, что Евангелие от Матфея было написано для иудейской аудитории, а Евангелие от Марка было написано в первую очередь для аудитории, состоящей из язычников. Об этом различии полезно помнить, когда мы изучаем Евангелия.
Прочитайте Матф.15:22–28 и Марк.7:24–30. Выпишите описание женщины в каждом из отрывков: Матф.15:22–28. Марк.7:24–30.
Обратите внимание, как Матфей описывает эту женщину, упоминая ее национальность — хананеянка. Марка же Дух Святой побудил использовать другие слова для ее описания — «гречанка» (греч. элленис, Син.пер.: язычница), и затем прибавить еще: «родом сирофиникиянка» или «сирийка из Финикии» — единственный раз, когда это слово используется в Библии.
Теперь рассмотрим, как эта история описана в Матф.15 и как ее воспринимали евреи. Слушатели Матфея воспринимали эту женщину как презренную язычницу. Это основывается на историческом опыте общения иудейского народа с хананеями, группой идолопоклонников, чей порочный образ жизни и обычаи долгое время были камнем преткновения для их народа. Даже ученики Христа не могли помыслить о том, что у этой женщины есть вера и она может войти в Царство Божье.
Слушатели Марка, состоящие из язычников, воспринимали эту историю иначе. Они соотносили себя с этой женщиной, «гречанкой сирофиникийского происхождения». Иисус исцелил такую же, как они! Язычники видели в этой женщине образцовую мать, которая переживала о судьбе дочери и хотела, чтобы Учитель ее исцелил, вне зависимости от ее этнической и национальной принадлежности.
«Христос не сразу ответил на просьбу женщины. Он принял эту представительницу презираемого народа так, как ее приняли бы иудеи. Тем самым Он показывал ученикам, как холодно и бессердечно иудеи относились к таким людям. Удовлетворив просьбу женщины, Иисус хотел дать им образец правильного отношения к язычникам» (Эллен Уайт. Желание веков. с. 400).
Прочитайте 1Иоан.2:2. Что этот стих говорит нам о том, что мы все равны перед Богом?
**********
Среда. «Отпусти ее!»
В незатронутых Вестью пригородных районах живет много людей, жаждущих получить надежду. Что мешало народу Божьему во времена Христа принести исполненную надежды весть о Мессии в такие чужеземные города, как Тир и Сидон? Национализм, гордость и предрассудки ослепили народ Божий, и иудеи не замечали тех, кто был ближе всего к ним и жаждал надежды, предсказанной пророчествами о Первом пришествии
Мессии. Иисус Христос хочет, чтобы с людьми, проживающими сегодня в городах, Его народ разделил «блаженное упование» на Второе пришествие (Тит.2:13). Иисус не обращал внимания на национальность, и мы должны поступать так же.
Прочитайте Деян.10:9–16, 28,34-35. В чем состоял урок, который Господь преподал Петру? Почему для Петра, как и для других апостолов, этот урок было нелегко принять?
Петр видит видение. Ему явилось некое подобие стола, накрытого скатертью, на которой были нечистые животные и птицы. В видении ему было три раза сказано встать и есть. Тем самым Бог хотел освободить Петра от религиозной гордости и фанатизма по отношению к язычникам. Петр понял эту истину: «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34-35).
Помня об этом событии, давайте поразмышляем над нашей историей, извлекая уроки из служения в Тире и Сидоне. Посмотрим снова на Иисуса и Его общение с женщиной-язычницей.
Прочитайте Матф.15:23. Как вы думаете, какие уроки извлекли ученики из этого опыта, когда обратились к Иисусу с просьбой: «Отпусти ее»?
Как мы можем применить их опыт к нашей жизни сегодня и к призыву Христа последнего времени — совершать Его миссию в городах? Какие предрассудки удерживают нас, мешая видеть нужды жителей городов? Какие возможности Бог открывает для нас в городах, чтобы расширить понимание нашей миссии и заботливо противостать нашему фанатизму, национализму и духовной гордыне?
Иисус терпеливо наставлял Своих учеников, которые еще полностью не понимали, что Божий спасительный замысел предназначен для всего человечества, а не для одного народа или этнической группы. Святой Дух может помочь нам преодолеть предрассудки и предубеждения, чтобы мы смогли завершить Его миссию в городах.
Прочитайте Гал.2:11–13. Чему это должно научить нас в отношении того, насколько трудно избавиться от предубеждений, которые мы впитали с детства?
**********
Четверг. Вера на земле?
В Лук.18:8 Иисус в конце притчи задает вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Как современные ученики Христа мы нуждаемся в понимании того, что же ищет Иисус. В этой истории мы можем увидеть, что Иисус ищет веру, которая сияет даже во тьме.
Прочитайте отрывки о встрече Иисуса с различными жителями городов: Матф.8:10,13; Марк.2:5; 10:46–52. Расскажите, в чем проявилась вера героев этих отрывков.
Этот список включает людей, чья вера сияла даже во тьме городов. В Капернауме Иисус отмечает нескольких людей, имевших веру. В Матф.8:10, 13 мы видим обращенного языческого сотника, имевшего сильную веру. Мы встречаемся с четырьмя исполненными веры друзьями, которые разобрали крышу, чтобы принести своего расслабленного друга к Иисусу (см. Марк.2:5). В Марк.10 мы встречаемся с бывшим слепым, Вартимеем, чья вера ярко сияет в Иерихоне.
В то же время мы могли бы ожидать, что среди народа Божьего будет проявляться великая вера. Но даже в родном городе Иисуса, Назарете, слабая вера — или даже откровенное неверие — мешала Его служению. В кругу Своих учеников Иисус несколько раз говорит об Израиле: «Маловеры!» (см. Матф.6:30; 8:26; 14:31; 16:8). А в Матф.17:17 Иисус восклицает: «О неверующий и развращенный род людской!» (ИПБ).
Один урок, который мы можем применить в наше время, заключается в том, что мы можем соприкоснуться с верой людей в неожиданных местах: в городах среди чужестранцев, язычников и приверженцев различных религий. Мы должны ходить по городам со смиренным сердцем, как это делал Иисус, встречая тех, кто, когда им будет представлена истина, ответят на нее спасительной верой в Иисуса. И такие люди действительно находятся где-то в городе.
Задание: молитесь о том, чтобы Господь выслал на евангельскую ниву больше делателей из числа членов церкви вашей общины.
Что делать: обсудите с вашим классом, как можно начать евангельскую работу в другом населенном пункте, где нет адвентистов. Продолжайте искать жителей вашего города (поселка), которым вы подарите книги и которых пригласите изучать библейские уроки.
**********
Пятница. Для дальнейшего исследования
«Среди язычников были люди, которые лучше понимали ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, чем израильские учители. Некоторые из них надеялись, что Его пришествие принесет избавление от греха. Философы также стремились постичь тайну еврейской религии. Но фанатизм евреев препятствовал распространению света» (Эллен Уайт. Желание веков. с. 33).
«Господь Иисус, наш могущественный Спаситель, умер за эти души. Он может пробудить их от безразличия, Он может пробудить в них сочувствие, Он может смягчить их сердца, Он может открыть их душам красоту и силу истины. Главный труженик в этом Сам Бог, а не смертный человек; и все же Он призывает людей стать посредниками, через которых Он сможет нести свет тем, кто находится во тьме. У Бога есть драгоценные души во всех церквах, и не наше дело огульно осуждать тех, кто считает себя религиозным, но в смирении и любви нам следует представлять всем истину такой, как она есть в Иисусе. Пусть люди увидят благочестие и посвящение, пусть они увидят подобный Христу характер, и истина привлечет их... Они должны возвысить Иисуса, Искупителя мира; они должны нести слово жизни» (Эллен Уайт. Адвент Ревью энд Саббат Геральд, 17 января 1893 года).
Вопросы для обсуждения
1. В чем непосредственно нуждаются люди в той местности, где вы живете? Что именно поможет вам и вашей церкви обратиться к тем, кто не знает ту истину, которую знаем мы?
2. Прочитайте еще раз слова Эллен Уайт, приведенные выше, в отношении представителей других религий: «У Бога есть драгоценные души во всех церквах, и не наше дело огульно осуждать тех, кто считает себя религиозным». Иными словами, как мы можем показать людям ошибочность их путей, в то же время не унижая никого лично?
3. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8). Что Иисус имел в виду под этим риторическим вопросом? Какова разница между верой и религиозным убеждением? Почему может случиться, что люди, имеющие верные религиозные убеждения, окажутся лишенными веры, когда вернется Христос?
План урока
Комментарий к уроку 11
Часть I: Обзор
Хотя Евангелие от Матфея было написано для иудейской аудитории, в его повествовании язычники часто присутствуют рядом с Иисусом. При этом их посвященность иногда серьезно отличается от веры иудеев. Например, волхвы (мудрецы из Персии) прошли длинный путь, чтобы почтить истинного царя Израилева, первосвященники и книжники (мудрецы Ирода) не собирались этого делать. Веру римского сотника Иисус оценивает выше, нежели веру израильтян (см. Матф.8:10). Группа язычников, которая казнила Иисуса, была первой, признавшей Божественное Сыновство после Его распятия (см. Матф.27:54). Таким образом, Матфей подчеркивает три момента:
1) Божий искупительный замысел всегда включал в себя все народы земли;
2) язычники восприимчивы к действию Святого Духа;
3) необходимо отбросить этнические, культурные и религиозные предрассудки ради любви к другим и служения им, как это делал Христос. Итак, Евангелие от Матфея не только призывает к глобальной миссии, но и несет весть о примирении народов во Христе.
Другие авторы Евангелий также подчеркивают взаимодействие Иисуса с язычниками: Он проповедовал в языческом регионе — стране Гадаринской (см. Марк.5:1), Он исцелил слугу римского сотника (см. Лук.7:1–10), и Он совершал служение в городе самарийском (см. Иоан.4). Общение Иисуса с представителями других народов показало, что Царство Божье предназначено как для иудеев, так и для язычников. Иисус на практике показал, что Бог всегда стремился распространить Свою любовь и прощение на все народы.
Часть II: Комментарий
Божья миссия, направленная на другие народы, в эпоху Ветхого завета
Бог всегда желал поддерживать отношения завета с представителями всех народов земли. Он заботился не только о спасении израильтян, но через Авраама Бог желал распространить Свою спасительную благодать на все народы (см. Быт.12:1–3). Уже один только призыв к Аврааму быть благословением для всех народов указывает на изначальную включенность этих народов в спасительный замысел. Иначе говоря, Божье желание, чтобы язычники (все народы мира) испытали Его спасение, не было Его планом «Б». Столетия спустя после призыва Авраама Бог обратился с тем же призывом к прямым потомкам Авраама— Израилю, чтобы он стал народом священников для всех народов (см. Исх.19:6). В разных обстоятельствах Бог напоминал Израилю, что они были избраны не потому, что они лучше других народов (например, см. Втор.7), а потому, что Бог любит их. Израиль был избран для того, чтобы стать источником, с помощью которого другие народы познали бы Бога и стали поклоняться Ему. Израиль призван был стать светом для остальных народов. В Иер.2:3 упоминается, что Израиль — первый плод Божьей жатвы, что означает, что за пределами Израиля созрела большая жатва. С того самого момента, как Бог призвал Авраама поднять Его знамя, Его замысел состоял в том, чтобы дать спасение как евреям, так и язычникам. Следовательно, Израиль как народ не был избран Богом в ущерб любому другому народу. Ветхозаветное повествование перемежается историями о язычниках, которые приняли Бога Израиля как своего Бога. Примерами этого могут служить Раав, Руфь, Урия хеттеянин и царица Савская.
Хотя Бог избрал Израиль как народ, чтобы он был Его представителем, Он не отдал исполнение Своего Божественного замысла только ему в руки. Многими другими способами Бог упорно открывал Себя людям из других народов. Эллен Уайт высказывает следующее важное замечание: «Не только среди евреев, но и среди других народов были люди, которые предсказывали пришествие Божественного Учителя. Эти люди искали истину, и им посылалось откровение свыше. Один за другим, как звезды на темном небе, появлялись такие учители. Их пророчества вселяли надежду в сердца тысяч язычников» (Желание веков. с.33).
Мелхиседек, хананейский священник-царь — один из тех неевреев, к которым Бог обращался без посредничества других людей. Мелхиседек был священником Бога всевышнего (Эль-Элион). Повествование о встрече Мелхиседека с Авраамом в Быт.14:14–24 весьма поучительно. Авраам тремя путями ото-
ждествляет своего Бога Яхве с Эль-ЭлИон.Во-первых, он соеди-нил два Божественных имени — Яхве и Эль-Элион — с жестом, подразумевающим, что они указывают на одного и того же Бога (см. Быт.14:22). Во-вторых, Авраам применил описание Эль-Элион, сделанное Мелхиседеком, к Яхве: Владыка неба и земли (см. Быт.14:22). В-третьих, принятие Авраамом благословений от Мелхиседека и принесение своей десятины ханаанскому священнику предполагает, что Авраам признал законность священства Мелхиседека (см. Быт.14:19, 20). Бог избрал Мелхиседека «быть Его представителем среди людей того времени, хотя он и принадлежал к хананеям» (Jacques B. Doukhan, Genesis, Seventh-day Adventist International Bible Commentary, 2016, p. 214 [Жак Б. Дукан. Бытие // Международный библейский комментарий АСД]).
Важно отметить, что самые разные упорные миссионерские усилия Бога, направленные на Его творение, не отменяют участия верующих в миссионерской работе. В Матф.28:18–20 и 1Петр.2:9 указано, что приобретение учеников для Христа является основной причиной нашего существования как церкви и как отдельных верующих. Наше преимущество — быть соработниками Бога в том, что Он вполне мог бы совершить и без нашего участия. Кроме того, знание того, что Бог идет впереди нас и готовит почву для посева евангельского семени, является еще одним побуждением, чтобы принять возможности, которые Он милостиво дает нам, и стать частью Его команды.
Божья миссия, направленная на другие народы, в Новом завете
Как было отмечено выше, хотя большая часть общественного служения Иисуса происходила на иудейской территории, у Него было много встреч с язычниками, и они описаны в Евангелиях. Иисус даже заходит так далеко, что утверждает, что у Него есть другие овцы вне иудейского сообщества (см. Иоан.10:16). Благодаря жизни и служению Иисуса и Его поручению Своим последователям обрести учеников во всех народах (см. Матф.28:18–20; Деян.1:8) ранние христиане постепенно осознали, что Божье обетование завета принять в качестве Его наследников не только потомков Авраама, но и людей всех других народов, будет осуществляться через свидетельство церкви.
С обращением семьи Корнилия (см. Деян.10) в жизнь зарождающейся христианской общины ворвалось нечто новое. Это событие и последующее длительное обсуждение значения этого новшества, которое сделал Бог (см. Деян.15), убедили раннюю церковь в том, что принятие язычников в сообщество верующих как тех, к кому с полным правом принадлежит Божье дело искупления во Христе, было предопределено Богом. Таким образом, они ничего не могли сделать, чтобы изменить это Божественное постановление. Скорее, теперь их ответственностью стало никого не упускать из виду, распространяя Евангелие.
Как собранный народ Божий, призванный из каждого народа, чтобы составить единую духовную сущность (см. 1Петр.2:9), церковь была призвана, вдохновлена Святым Духом и уполномочена выполнять миссионерскую задачу — быть светом народов, чего не смог сделать Израиль как нация. Таким образом, в 1Петр.2:9 ясно показано, что вся христианская община — это особый удел Божий из всех народов земли. В этом стихе утверждение о том, что верующие — это избранный Богом и святой народ завета, сочетается с их обязанностью провозглашать чудесные деяния Божьи всем, кто еще не подчинил свою жизнь владычеству Иисуса Христа.
Убежденный в своем апостольстве для язычников (см. Рим.11:13; 15:16; Гал.2:7) и воодушевленный решениями Иерусалимского собора (см. Деян.15), Павел посвятил большую часть своего служения язычникам. Его неизменная преданность этой миссии вывела Евангелие за пределы страны. Божья цель, когда Он поручил Павлу проповедь неохваченным Вестью язычникам, состояла в том, чтобы показать, что Его спасение предназначено для всех людей.
Часть III: Практическое применение
Зная, что Бог желает, чтобы Его спасение достигло каждой группы, мы призваны принять участие в Его миссии. Подобно тому, как израильскому народу было поручено быть светом для язычников, нам, христианам — или духовному Израилю — также заповедано быть Божьими посланниками людям, которые еще не приняли Иисуса как своего Господа и Спасителя (см. Матф.28:18–20; 2Кор.5:20). Очевидно, что у учеников Христа есть обязательства перед людьми, неохваченными Вестью. Добрая весть заключается в том, что нам не обязательно отправляться на край света, чтобы найти людей, незнакомых с Евангелием. В любой жизненной обстановке встречаются люди, которые еще не откликнулись на Евангелие. Это могут быть наши соседи, коллеги, одноклассники, клиенты, пациенты или студенты. Мы можем столкнуться с иммигрантами, беженцами, иностранными студентами, дипломатами или деловыми людьми, ведущими бизнес в чужой стране. Каким бы ни было социальное, культурное и религиозное происхождение неохваченных Вестью людей, с которыми мы сталкиваемся и которым служим, мы должны признать, что мы не можем действенно служить какой-либо группе людей, не освободившись сначала от стереотипов, предрассудков и предубеждений по отношению к ним. Поэтому нам нужно молиться, чтобы Бог освободил нас от любых подобных мыслей.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.