Продолжение. Начало здесь.
В прошлый раз мы установили, что в священстве по чину Мелхиседека присутствует десятина. Ее природа тождественна природе десятины в священстве по чину Аарона. Священство Нового Завета – это священство по чину Мелхиседека.
В Новом Завете остается десятина. В Послании к Евреям присутствует следующее заявление: «И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет» (7:8). Задав вопрос о том, кто имеет о себе такое свидетельство и берет десятину, мы нашли библейский ответ: «Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (7:17). Речь идет об Иисусе Христе! Это о Нем засвидетельствовано! Только Он «имеет о Себе свидетельство, что Он живет»! Повторим: имеющий о Себе свидетельство, что Он живет, т.е. священник по чину Мелхиседека, Иисус Христос, берет десятины!
В завершение статьи мы задали вопрос о том, каким же образом Иисус Христос может брать десятины, находясь на небе и служа в небесном святилище, а не на земле. Ответу на данный вопрос и посвящена эта статья.
Прежде всего напомним, что адресатом послания к Евреям были именно иудеи, с детства воспитываемые на Торе, как и апостол Павел: «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» (Деяния Апостолов 22:3). Разумение механизма возвращения и распределения десятины по законам Торы поможет нам понять слова апостола.
Ключевой вопрос здесь звучит так: кому израильтяне отдавали десятину? Тора гласит: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Левит 27:30). Десятина принадлежит Господу! Это Его святыня!
Далее в книге Числа описано путешествие десятины: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания… так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины» (18:20,21,24-26).
Вновь спрашиваем: кому израильтяне отдавали десятину? Невнимательный читатель может дать ответ «сынам Левия», но этот ответ неточен. Текст Торы заявляет: «десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу» (24 ст.) – израильтяне приносили десятину Господу! Как видим, здесь подтверждается тезис из Левит 27:30 – «десятина… принадлежит Господу».
Что же делал с десятиной Господь? Написано: «а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля» (21 ст.); «десятину сынов Израилевых… я отдаю левитам в удел» (24 ст.); «десятину, которую Я дал вам от них в удел» (26 ст.). Итак, израильтяне отдавали десятину Господу, а Он отдавал ее сынам Левия. Это принципиально важно! Десятину брал Господь, находящийся на небе, и отдавал ее Своим служителям, находящимся на земле!
Скептически настроенный читатель может съехидничать: это как? Сыны Левия получали десятину с неба? Не похоже ли это на ироничную притчу, согласно которой представители трех известных религий рассказывают, каким образом они определяют, какую часть пожертвований, принесенных верующими в культовое здание, отделить себе? Один говорит: я подбрасываю все монеты вверх; те, которые падают «орлом», забираю себе, остальные Богу. Второй говорит: я подбрасываю все монеты вверх; те, которые падают плашмя, забираю себе, а которые ребром, Богу. Третий говорит: я подбрасываю все монеты вверх; Бог подхватывает столько, сколько нужно Ему, а все, что падает на землю, Он оставляет мне!
Тем не менее мы не властны изменять язык Торы. Описываемое движение десятины (люди – Бог – левиты) открывает не материальное, а духовное измерение: верующий должен был осознавать, что десятина – это вопрос его отношений с Господом, а не левитом или священником. Конечно, на практике десятину брали сыны Левия: «объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел» (26 ст.). Однако в терминологии Священного Писания десятину берет Господь и отдает ее левитам.
Именно в этих категориях написано послание к Евреям. Иисус Христос, имеющий о Себе свидетельство, что Он живет, берет десятину точно так же, как описано в Торе: получая ее от верующих, Он отдает ее Своим служителям – «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Послание Коринфянам 9:13,14).
В первой части процитированного отрывка дается ссылка на принцип финансирования служителей согласно Торе, во второй части утверждается право «проповедующим Евангелие жить от благовествования», а соотношение этих частей указывает находящаяся в центре краткая, но многозначительная фраза «так и», которая исполняет функцию знака тождества. В оригинале это слово οὕτως (хутос), которое означает «так, таким образом». Принцип финансирования в эпоху Нового Завета должен быть таким же, как и в эпоху Ветхого.
Важно также не упустить из внимания силу глагола «повелел» (14 ст.). Это не пожелание или рекомендация, а именно повеление – «Господь повелел». Термин «Господь» в Апостольских Писаниях относится, как правило, к Иисусу Христу. Это верно и в отношении 9-й главы 1-го Послания к Коринфянам: «Иисуса Христа, Господа нашего» (1 ст.), «братья Господни» (5 ст.). Именно Господь Иисус Христос повелел, чтобы служение проповедующих Евангелие финансировалось так же, как в Торе.
Итак, «имеющий о себе свидетельство, что Он живет», Господь Иисус Христос, священник по чину Мелхиседека, берет десятину, находясь на небе, и дает ее Своим служителям, находящимся на земле. Как и в эпоху Ветхого Завета, на практике десятина передается по горизонтали, служителям, но духовное измерение описывает путешествие десятины сначала вверх, затем вниз. Язык и концепции, использующиеся в послании к Евреям, повторяют те, что ранее использовались в Торе.
Кто-то может возразить: но ведь теперь уже нет необходимости приносить жертвы, воскурять фимиам, и совершать иные литургические действия, имевшие место в земном святилище! Соответственно нет нужды и в десятине, на которую содержали служителей, осуществлявших это!
Верно, храм на горе Мориа разрушен, служения во святилище на земле нет. Однако обязанности в храме составляли лишь малую долю объема служения колена Левия – всего две недели в году. Было создало двадцать четыре череды для служения: «И вышел первый жребий Иегоиариву, второй Иедаии… двадцать третий Делаии, двадцать четвертый Маазии. Вот порядок их при служении их, как [им] приходить в дом Господень, по уставу их чрез Аарона, отца их, как заповедал ему Господь Бог Израилев» (1 Паралипоменон 24:7,18,19)
Чем же колено Левия занималось большую часть времени? «Учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Второзаконие 33:10); «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малахия 2:7). Колено Левия в Израиле осуществляло служение духовного просвещения.
Эта функция осталась и в священстве по чину Мелхиседека. Несмотря на то, что все верующие призваны благовествовать, есть служители, которых Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Послание Ефесянам 4:11) и т.д.. Если человек посвящает все свое время служению, он имеет право «жить от благовествования».
Этот тезис апостол Павел доказывает в 9-й главе 1-го послания Коринфянам, используя ряд аргументов. Во-первых, он апеллирует к общераспространенной практике в церкви в отношении апостолов: «Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» (4-6 ст.). Во-вторых, Павел приводит три иллюстрации из жизни: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (7 ст.).
Далее апостол приводит иллюстрацию из Торы – «По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (8-11 ст.). В-четвертых, Павел ссылается на опыт самих Коринфян: «Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?» (12 ст.).
Итак, в священстве по чину Мелхиседека в эпоху Нового Завета десятина является способом финансирования служителей, как и в священстве по чину Аарона.
Виталий Олийник,
Центр духовного просвещения.