Почему христиане не понимают Павла?

Александр Болотников
Просмотров: 7170

Почему христиане не понимают Павла:

Может ли совесть спасти идолопоклонника?

Высказывание Павла о язычниках во 2-й главе Послания к Римлянам является одним из источников непонимания Павла современными христианами.

Многие толкуют этот текст в примерно таком ключе: «Если представитель какого-то африканского племени, в котором совершается поклонение духам и другие языческие ритуалы, является по природе хорошим человеком и живёт по совести, то независимо от того, кому и как он поклоняется, он получит спасение».

Совесть или Закон?

Подобное объяснение является надуманным, абсурдным и небиблейским. Его основывают на обратном понимании слова «совесть», которое не является библейским термином. Отсюда же идёт и тезис о том, что грешный человек может иметь совесть, способную совершать добрые поступки, но каким образом такая совесть связана с библейским пониманием добра и зла? Согласно 16 главе Евангелия от Иоанна, во грехе человека может обличить только Святой Дух. Библия нигде не говорит о том, что совесть грешного человека способна обличить его во грехе.

Послание к Римлянам говорит о совершенно ином. Там написано так: «по природе законное делают», то есть законное подразумевает «Закон», а не какие-то нормы, по которым человечество само определяет, что добро, а что зло, потому что в разных культурах понимание о том, что есть добро, а что зло, разное. Писание однозначно говорит о том, что единственной мерой, определяющей, что есть добро, а что зло, является Божий Закон.

О каких язычниках пишет Павел?

Проблема непонимания текста усугубляется непониманием слова «язычник». Греческое слово ἔθνος «этнос», мн. ч. «этне», (отсюда русское «этнический», то есть «национальный»), в раннем иудаизме означало «не еврей», на иврите «гой».

Согласно книге Деяния Апостолов, τὰ ἔθνη «этне» или הַגּוֹיִם «гоим» приходили в синагоги и слушали Павла. Но в раннем Иудаизме есть и другая категория людей – на иврите их называют «овдей кохавим». Это словосочетание переводится как «служители звёздам» или «идолопоклонники». Вторая глава Послания к Римлянам вообще не поднимет вопрос о том, может ли идолопоклонник, не знающий Тору спастись. В тексте этой главы речь идёт не об идолопоклонниках, а о иноплеменниках, то есть не евреях, о которых не написано «не знающие Закона», а написано «не имеющие Закона». Это две совершенно разные категории.

Что значит «не имеющие закона»?

Согласно пониманию раввинистического иудаизма, евреи обладают Законом, буквально, евреи «имеют Закон». Право обладать Законом дано было им на Синае.

Согласно иудейскому преданию, Агаде, Бог предлагал Закон (Тору) всем народам, и все отказались, в то время как Израиль сказал: «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» Исх. 24:7. Таким образом Иудаизм утверждает абсолютное право Израиля на обладание Торой, в отличие от других народов. Из этой логики следует, что так как отцы Израиля стояли у подножия горы Синай и получили Тору, то пока иноплеменник не станет частью Израиля, он не имеет права на соблюдение Торы.

Именно это понимание и оспаривает Павел во второй главе Послании Римлянам, говоря, что «язычник, не имея закона законное делает», он говорит о тех неевреях, которые руководствуются принципами, записанными в Торе. И принципы Божественного Закона управляют их совестью и разумом, а не наоборот.

Тора как истинная ценность

Получив наследие Адама и Евы человечество получило разум и совесть, испорченную грехом и поэтому человек не в силах себя спасти. Наша человеческая совесть не может формироваться в вакууме. Она формируется под влиянием ценностей, которые существуют в конкретном обществе. Тора - это единственное откровение Всевышнего, в которой Он передает нам через Моисея Свои ценности, под влиянием которых и должна формироваться наша совесть. Только Святой Дух может обличить нас в грехе, указав нашей совести на проблему. Если же мы утверждаем, что какой-то человек может с помощью своей совести делать законное, и жить праведной жизнью, не имея понятия ни о Боге, ни о Его Законе, то мы принижаем роль Святого Духа и возвышаем при этом способности грешного человека, его разума и совести.

Мы понимаем, что вечную участь всех людей различных вероисповеданий решаем не мы, а Бог. Но, как мы видим из сказанного выше, во второй главе Послания к Римлянам Павел обсуждает не вопросы спасения таких людей, а вопросы повиновения Торе.

 

Александр Болотников,

Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",

Доктор богословия

 

Изображение: Франсуа Шифляр (1825—1901), Совесть. Фрагмент.