Знакомая и много раз прочитанная история: Иаков возвращается от своего тестя Лавана и готовится ко встрече со своим братом Исавом. Украденное благословение, испытания, тяжелый труд, и, наконец, неизбежная встреча с братом.
При внимательном прочтении этой истории мы можем увидеть множество замечательных подробностей, которые ускользают от взгляда при быстром чтении.
Угроза сзади, спереди и рядом
Возвращение Иакова начинается с откровения свыше: «И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт.31:3). С одной стороны, это потрясающее повеление и великое обетование. С другой стороны, в Писании есть несколько случаев когда некто получает от Бога повеление идти, надеется на то, что Он будет сопутствовать, но вместо этого происходит нечто обратное. Бог дал повеление Моисею возвратиться в Египет, а потом «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его» (Исх.4:24). Также Бог говорит Валааму «если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе» (Чис.22:20). Затем ангел встречает Валаама с явным намерением убить его. Когда мы читаем историю Иакова, то видим, что Иакова также встречает Бог, причем борется с ним всю ночь, явно проявляя очень недружественные намерения. Добавим следующее: за Иаковом погнался Лаван, «взяв родственников своих», прямо говоря «есть в руке моей сила сделать вам зло». Исав также собирает своих людей, идет навстречу Иакову «и с ним четыреста человек». Получается что Бог посылает Иакова домой, при этом сзади находится смертельная угроза от Лавана, спереди – от Исава, а непосредственно рядом – от Самого Бога.
У нашей истории счастливый конец.
Вот что делает Лаван: «И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их» (Быт.31:55).
Вот что делает Бог: «И благословил его там» (Быт.32:29).
Вот что делает Исав: «И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали» (Быт.33:4).
Все три раза смертельная опасность сменяется выражением любви. Все три "врага" превращаются в союзников. Лаван вступает с Иаковом в завет (31:44), Бог благословляет Иакова (32:29), Исав даже предлагает ему свою охрану (33:15).
Что же помогло Иакову Преодолеть эти три угрозы?
Посмотрим, что нам говорит библейский текст.
Ангелы
А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим. И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом (Быт.32:1-3).
Итак, Иаков видит ангелов, и немедленно посылает вестников к Исаву. Еврейская тррадиция говорит что вестниками были те самые ангелы которые встретили Иакова. Я не вполне согласен с такой трактовкой, скорее всего вестники Иакова и ангелы – это разные группы. Однако же традиция имеет определенные основания утверждать что Иаков послал именно ангелов. Дело в том что в тексте оригинала используется מַלְאָךְ – malach – слово, обозначающее «ангел» или «вестник». То есть Иакова встретили ангелы (вестники) Бога, и он немедленно послал своих вестников (ангелов) к Исаву.
Очень похоже, что Иаков внимательно следит за тем что делает Бог и сам повторяет Его действия.
Далее в главе мы читаем, что «Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана» (Быт.32:7). А почему не на три? Почему не на четыре? Посмотрим как Иаков назвал место, где его встретили ангелы. «И нарек имя месту тому: Маханаим» - говорит Писание. Маханаим – это двойственное число от מַחֲנֶה – лагерь, стан или армия. Дословно Иаков дает имя тому месту «Два Стана». Иаков видел два стана ангелов (что кстати разделяет Библейский Комментарий АСД), именно поэтому он использовал двойственное число.
Как только Иаков увидел, что вестники не принесли позитивный ответ, он немедленно предпринимает дальнейшие действия. Я предполагаю, что, вернувшись в мыслях к своей встрече с ангелами, Иаков вспоминает, что ангелы были разделены на два стана. Немедленно Иаков разделяет своих людей на два стана.
Очень похоже, что Иаков внимательно следит за тем что делает Бог и сам повторяет Его действия.
Благословение
После разделения людей на два стана Иаков молится, а затем посылает подарки. Читая «двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов…» (Быт.32:14), современный читатель вряд ли думает о ценности этого подарка. Нам скорее представляется шум, блеяние и запах экскрементов, чем великая ценность подарка. Но для Иакова и Исава – это наиболее ликвидный актив, это ценнее чем золото, потому что скот для скотоводов – это источник жизни. Нам надо принять во внимание факт, что подарок Иакова по разным оценкам приблизительно в три раза превосходит размер дани, которую платил в то время среднего размера город-государство, если хотел избежать войны с неприятелем.
Является ли этот подарок только лишь желанием «умилостивлю его дарами», неким расчетом хитрого игрока?
Нисколько.
Для того чтобы понять действия Иакова, нам необходимо посмотреть что он делает и говорит в следующей главе своему брату Исаву. «А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему» (Быт.33:3). «И подошли служанки и дети их и поклонились; подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились» (Быт.33:6,7). Что это?
Знак особого почтения?
И почтения тоже.
Но есть еще более глубокий момент.
Отец, благословляя Иакова, сказал: «да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» (Быт.27:29). Иаков, получивший благословение, вправе ожидать поклонения от Исава. Но он и его дети осознанно поклоняются, показывая, что он понял: краденое благословение не работает. Иаков возвращает благословение брату.
Если вышеприведенный аргумент кажется не вполне убедительным, давайте посмотрим теперь на диалог братьев:
«И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы приобрести благоволение в очах господина моего. Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя. Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне; прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все. И упросил его, и тот взял» (Быт.33:8-11).
Ключевые слова – «благословение мое, которое я принес тебе» паказывают, что Иаков не забыл, за что брат хотел убить его и что именно этот вопрос стоит на повестке.
Борьба
Ночь борьбы в 32 главе заканчивается горячей просьбой Иакова о благословении. Это показывает, что Иаков больше не заинтересован в украденном благословении (которое он приготовился вернуть еще до ночи борьбы). Иакову нужно благословение непосредственно от Бога, и он его получает.
Само описание ночи борьбы также имеет интересные детали. Холман ОТ Комментарий обращает наше внимание на то что иврит имеет интересную игру слов, так как Иаков и Иавок (название потока), а также глагол, обозначающий «бороться» звучат очень похоже. Иными словами, Бог продолжает преподавать Иакову наглядные уроки: Иаков (одна из версий перевода этого имени, озвученная в Ульпане на уроке иврита – «он боролся») подходит к потоку, называемому «Иавок» - возм. «борение» и самая настоящая борьба начинается.
Похоже что Иаков не представлял серьезной физической угрозы не только для ангелов, но и для людей. На тот момент ему около 97 лет (как, впрочем и Исаву). Бороться Иакову помогает не физическая сила, а колоссальная внутренняя энергия.
Даже будучи повержен, Иаков не сломлен. С энергией, но в смирении он восклицает: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт.32:26). Краденое благословение приготовлено к возвращению. Покаяние совершено. Иаков побеждает человеков и Бога.
Бог переименовывает Иакова: «И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:28).
Очень похоже, что Иаков внимательно следит за тем что делает Бог и сам повторяет Его действия.
Иаков переименовывает место: «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт.32:30).
Победа достигнута. Израиль окончательно оценил не челевеческие усилия, но Божью силу. Он понимает теперь оргомную ценность любви к ближнему, обращаясь к брату, он говорит: «ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие» (Быт.33:10) – иными словами встреча с братом для него не менее ценна чем встреча с Сами Богом.
Потрясающая победа
Читая текст, мне видится правильным ответить на поставленный вначале вопрос «Что же помогло Иакову Преодолеть эти три угрозы?» следующим образом.
Во-первых, Иаков внимательно следил за тем, что делал Бог, и сам повторял Его действия.
Во-вторых, Иаков покаялся перед Богом и перед братом.
В-третьих, Иаков вернул благословение.
Это дух подлинного Израиля, который «боролся с Богом, и человеков одолевать будет».
Дэниел Гордан