Еврейская вера в Мессию: современное значение

Джерардо Одри
Просмотров: 15234

Реформистский раввин объясняет современное значение еврейской веры в Мессию.

Раввин Морли Т. Фейнштейн является духовным лидером синагоги Бет-Эль в Сауз Бенд, штат Индиана.

Он женат на Нэнси Лихтенштейн, у них есть два сына - Аарон и Ариэль. Раввин Фейнштейн в прошлом Национальный казначей Центральной конференции американских раввинов.

Автор книги «Обзор еврейского Закона, раввин Фейнштейн был опубликован в журналах Midstream, The Jewish Spectator, The American Rabbi, Keeping Posted, the Journal of Reform Judaism, Brotherhood, Judaica. О нем говорится в книгах «Кто есть кто в американском еврействе» и «Кто есть кто в религии». Раввин Фейнштейн читал лекции во многих университетах, включая университет Нотр Дам и университет штата Индиана Сауз Бенд, и служил на факультете Департамента теологии в Университете Св. Марии в Сан Антонио.

Шабат шалом: Одно из самых важных убеждений почти каждой религии, по крайней мере, иудаизма и христианства – это освобождающий лидер, «Мессия». Верите ли Вы в Мессию?

Фейнштейн: Это очень важный вопрос и для нас, как реформистских евреев. Мы не верим в физического, человеческого, личного Мессию. У нас существует понятие Мессианской эры, которое немного отличается. Лучшим примером этого является то, что содержится в первой молитве, которая используется в Тфила, и обращается к Богу наших предков, Ортодоксальные и консервативные молитвенники используют слово «Гоэль» для искупителя. С другой стороны, за последние сто пятьдесят лет или более, молитвы евреев-реформистов заменили «Гоэль», личного искупителя, на «Геула», время искупления.

Шабат шалом: Что такое Мессия? Не могли бы Вы определить термин?

Фейнштейн: Слово Мессия происходит от еврейского «Машиах», что означает помазанник Божий. У нас были цари, помазанные Богом на царство, как в случае Саула и Давида. Также были специальные люди, отделенные Богом для решения определенных задач. У нас есть понятие о том, кем должен был Мессия быть в библейскую эпоху - Машиах был тем, кто был назначен Богом для выполнения определенной задачи. После окончания библейской эпохи, существовало также понятие о том, что другие могут фактически быть Машиахом, «помазанником Божьим». Во втором веке нашей эры рабби Акива Бен Йосеф рассматривал Бар Кохбу, который был великим полководцем и спланировал восстание против римлян в 135 г. нашей эры, как «мессию». Но мы могли бы назвать этого «мессию» с маленькой буквы «м» в отличие от «Мессии», который должен называться с заглавной буквы «M», то есть когда речь идет о личности, которая придет в Мессианскую эру.

Шабат шалом: В этом широком понимании концепции «Мессии» может ли Иисус из Назарета рассматриваться как один из Мессий в еврейской истории? Может быть, неудавшимся Мессией? Не могли бы Вы объяснить Ваш ответ?

Фейнштейн: Я, конечно, объясню. Я не уверен, что Акива был прав, когда провозгласил Бар Кохбу мессианской личностью. Я думаю, что слишком часто в истории наш народ полагал свою веру на конкретных отдельных лидеров и, к сожалению, это не привело к улучшению мира. Шаббетай Цеви был ложным Мессией. Люди думали, что он собирается изменить мир, а когда он этого не сделал, это привело к большой печали и трагедии нашего народа. Акива, мне кажется, допустил ошибку, полагая, что этот человек собирался быть лидером народа и принести Мессианскую эру. Он был чисто политическим деятелем, полководцем. Преувеличением концепции было бы мнение, что Бар Кохба или даже зилоты в Масаде, или современные политические лидеры в Израиле были Мессиями. Мы должны понять, что Мессией считается человек, который придет с наступлением Мессианской эры. Так, доказательством Мессии является наступление Мессианской эры. Как это доказать? Зная, что настанет время, когда, по словам пророка Исайи: «народ не поднимет меча против народа, и не будут учиться воевать; мечи будут перекованы на орала и копья на серпы». Это доказательство того, что Еврейский Мессия пришел. Теперь, я не думаю, что еврей скажет, что христианский Мессия, был он или не был, будет или не будет, рассматривается как неудавшийся. Я думаю, что еврею неуместно комментировать христианскую веру, потому что в межрелигиозном диалоге мы должны понять, откуда приходит другой человек, и если я общаюсь с христианами, которые верят, что Иисус действительно Христос, что является переводом слова Мессия, то это их истина, и для них это важно. Это не может быть моей истиной, но я понимаю, для людей ценно то, во что они верят. Это не для меня - комментировать обоснованность убеждений другого человека.

Шабат шалом: Для чего нам нужен Мессия? Может ли Бог Сам сделать то, что должен сделать Мессия?

Фейнштейн: В современном мире изменение хода человеческой истории считается невозможным для одного человека. Например, в 20 веке мы видели, что Мартин Лютер Кинг-младший, возможно, начал решать задачу по изменению гражданских прав чернокожих, но он ее не решил до конца, и не все сейчас совершенно. Ганди, возможно, проделал огромную работу в деле освобождения Индии, но это не та страна, где вы можете найти мир и спокойствие сегодня. Мать Тереза, возможно, сделала все возможное со своей стороны, но вокруг все еще существует бедность. В таком мире каждый из нас, в меру своих возможностей, должен действовать как Мессия. Каждый из нас должен работать, чтобы накормить голодного, одеть нагого, дать кров бездомным, приютить бедных и нуждающихся. Мы должны быть теми, кто действует таким образом, чтобы принести Мессианскую эру. Это крайне важно для меня, как реформистского еврея. У нас есть цель, которую называют «Тиккун Олам». Она означает, что мы пытаемся восстановить мир, сделать этот мир таким, каким хотим его видеть, превратить Царство Божье, о котором мы молимся, в Царство Божие, которое существует, и, таким образом мы делаем свою работу по улучшению этого мира.

Шабат шалом: Какие аспекты включает эта реформа: духовные, политические, социальные, все из них?

Фейнштейн: В некотором смысле она начинается на духовном уровне, когда мы молимся об исцелении, например. Мы просим Божьего благословения для тех, кто заболел. Это один уровень, духовный. Реформа может стать уровнем, который связан со здоровьем в обществе, - мы будем вкладывать средства и силы в работу по служению больным СПИДом или, обеспечивая медицинское обслуживание бездомных, обеспечивая едой тех, кто не имеет продуктов питания. Наш Храм действует на основании наших ценностей. У нас есть преподаватели для местной начальной школы, мы работаем в Центре для бездомных.

Шабат шалом: Предполагает ли эта Мессианская эра, в которой каждый из нас должен принимать участие, сверхъестественное вмешательство Бога?

Фейнштейн: Мы верим, что Бог может вдохновить нас на выполнение действий, но мы не только молимся, чтобы люди стали лучше, мы должны действовать из этих убеждений. Хасидский учитель сказал: «Мы должны беспокоиться о наших душах, но в то же время мы должны быть озабочены телами других людей». Другими словами, для нас это не только молитвы, но действия, которые объединены вместе для создания лучшего мира, Мессианской эры.

Шабат шалом: Предназначен ли этот лучший мир Мессианской эры только для евреев?

Фейнштейн: Абсолютно нет. Мы знаем, что проблемы, стоящие перед нашим обществом, являются проблемами, которые затрагивают всех нас. СПИД не является исключительно болезнью нееврейского населения, он влияет и на евреев. Рак поражает евреев, а также неевреев. Беспризорность и неграмотность - язвы нашего общества, которые будут уничтожены в Мессианскую эру. А до того времени мы должны очень усердно работать, чтобы убедиться, что мы делаем все, что в наших силах, для создания нашего рая на земле.

Шабат шалом: Популярные комментарии говорят, что вступление в 7 тысячелетие может иметь определенную связь с Мессианской эрой. Думаете ли Вы, что Мессианская эра наступит в ближайшее время?

Фейнштейн: Я думаю, что время, когда все «мечи перекуют на орала» не близко. В нашем мире слишком много боли и страданий, чтобы сказать, что наступил мир во всем мире, целостность, Шалом. Мы признаем, что в этом мире есть голод, нетерпимость, недоверие и антисемитизм. То, что мы, сидя здесь, видим, как люди поджигают афроамериканские церкви в этой стране, не является признаком того, что Мессианская эра при дверях.

Шабат шалом: Необходимо ли евреям или людям в целом совершить какую-то подготовку к Мессианской эре?

Фейнштейн: Интересно, что для нас, как евреев, о Мессии традиционно возвестил пророк Илия, как пророк Малахия преподает в 3 главе [Малахия 3:19–24 на иврите, Малахия 4:1-6, на русском языке], что Пророк Илия придет «пред наступлением дня Господня, он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их». Мы видим семейное примирение в контексте того, как люди готовятся к Мессианской эре. Другая история говорит, что Мессия пришел, и как люди узнали об этом? Потому что Мессия сидел за воротами города, накладывая повязки тем, кто болен и нуждается в исцелении. Мы должны моделировать собственное поведение на основе этих учений, заботясь о тех, кто нуждается.

Шабат шалом: Как хорошо известно, Тора имеет очень важную роль в иудаизме. Какую роль будет иметь Тора в Мессианскую эру?

Фейнштейн: Мы считаем, что в мире грядущем, во время Мессии, Тора будет по-прежнему играть для нас роль в наших отношениях с Богом. Для нас Тора – это «брачный контракт», документ, который соединяет еврейский народ с Богом. Она соединяет людей, считающих для себя Тору дорогой. Люди других вероисповеданий могут также дорожить Еврейским Писанием, так что она будет продолжать играть роль в обучении нас ценностям, нравственности и морали, и также она будет играть определенную роль в Мессианской эре.

Шабат шалом: Мартин Бубер сказал: «Когда Мессия придет, евреи и христиане признают его, и он будет одним и тем же Мессией». Что Вы думаете об этом заявлении?

Фейнштейн: Если кто-то болеет в больничной палате, я могу посетить больницу потому, что для меня это «мицва». Посетить человека в беде - это заповедь, выражающая мое отношение к Богу. Если христианин посетил того же человека в больничной палате, это может быть потому, что он вспоминает Иисуса и его чудеса исцеления. Для меня не имеет значения причина. То, что является важным в посещении – это человек в больничной палате. Так и евреи, и христиане могут понимать Мессианскую эру по-разному, но доказательством того, что Мессианская эра наступила, является то, что это время здоровья, благополучия и мира для всех. Мы знаем, что разделяем эту цель, к которой стремимся: и иудеи и христиане. Хотя причины могут быть разными, и христиане, и евреи имеют желание изменить мир в лучший мир, а не сидеть, сложа руки, и наблюдать боль и страдания, но действовать в мире в как агенты Божьих перемен. Мы можем быть благодарны, что мы работаем для Одного и Того же универсального Бога.

 

Это интервью было проведено
Джерардо Одри, аспирантом богословия университета Эндрюса

Перевод с английского Александры Обревко

Печатается с сокращениями