Что значит святить шаббат (субботу)?

Жак Дюкан
Просмотров: 9620

"Седьмой день – это дворец во времени" [1], - пишет Авраам Гешель, смахивая пыль с древнего определения еврейских пророков, для которых суббота была "знаком".

Вместо того чтобы быть знаком в пространстве, подобно памятнику, разъеденному временем и становящемуся знаком смерти, суббота - это знак во времени, которое выделяется актуальностью и свежестью – дворец, воздвигнутый среди лачуг, возвышенная красота, которая вдохновляет нашу песню и приветствует нас.

Знак памяти

Шаббат (суббота) существенно связан с памятью. Это наиболее явная из Десяти Заповедей, призывающая "помнить" субботу [2].

Память участвует также, когда речь идет о событии прошлого, как в случае с субботой. В самом деле, суббота является актом воспоминания, потому что она напоминает об абсолютном прошлом: о происхождении Вселенной и человечества, о прошлом всех вещей и всех народов.

Связь в Декалоге (10 заповедях) четвертой заповеди о субботе с пятой заповедью о почитании отца и матери, также говорит о важности памяти. Это не только две смежные заповеди, они также являются только двумя, которые сформулированы в позитивном ключе: "Помни... Почитай...". Все другие заповеди отрицательные ("Не делай... "). Эти две заповеди призывают помнить о происхождении и корнях человека: четвертая заповедь - указывая на творческий акт Бога, а пятая – на акт рождения от родителей.

Связывание субботы и памяти не вдохновляет на особый расцвет философии и не является прекрасной истиной для размышления, потому что память предполагает конкретный, исторический факт, направленный своими корнями в реальность. Таким образом, суббота напоминает нам о том, что творение не является результатом автономного процесса, но это - следствие вмешательства сверху в определенный момент времени, имеющее начало и конец.

Но суббота - это не только воспоминание о творении, это также память о самой субботе, как было указано в книге Шмот (Исход) 20:8: "Помни день субботний...". Эта память, как раскрывает заповедь, выходит за рамки простого умственного усилия, вовлекая всего человека в конкретное деяние. Помнить субботу – это исполнять ее в своей жизни, неделю за неделей. Это предполагает акт "отделения" времени субботы, его отличие от другого времени. Одним из следствий этого является преданность "реальному времени" субботы. В обществе, где потерян не только смысл субботы, но и время субботы, эти элементы времени и содержания вплетены в память о субботе.

Знак надежды

Память о событии творения, суббота выступает как знак надежды, поскольку она напоминает о чуде: свет осветил тьму и полнота возникла из пустоты. Кроме того, суббота используется в Библии как знак освобождения из египетского рабства [3], а позже - как знак освобождения из вавилонского плена [4]. Эти два события затрагивают могущественный акт пересотворения, вызывая воспоминание о первоначальном акте творения [5]. В Новом Завете, многие из чудес Иешуа были сотворены в субботу [6]. Он возвратил надежду женщине, страдавшей восемнадцать лет, освободив ее от уз в субботу [7].

Но суббота содержит еще более явный урок надежды, который напрямую связан с ее источником. История творения учит нас, что суббота была первым полным днем мужчины и женщины, их первым полным днем с Б-гом. Суббота напоминает нам, таким образом, первый опыт общения человека с Богом. Этот аспект субботы отмечается пророком Йешайяhу (Исаией), который связывает радость субботы с радостью в Б-ге: "Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Всевышнего, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость во Всевышнем, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Яакова (Иакова), отца твоего: уста Всевышнего изрекли это" [8].

Суббота описана здесь как момент времени, в который можно наслаждаться опытом присутствия "Б-га с нами". Это понятие также подразумевает авторскую ассоциацию субботы с шхиной, знаком присутствия Б-жьего. Можно также заметить, что фраза "вайекаль мелаха" ("Он завершил работу") вводит субботу в конце творения [9]. Это та же самая фраза, которая говорит о шхине в конце сооружения Святилища Моше [10] и Храма – Соломоном [11]. Это единственные три отрывка, которые используют эту фразу, будто бы подчеркивая связь между субботой и шхиной.

Как знак Б-жьего присутствия, суббота питает наше глубокое желание и ожидание того дня, когда Его присутствие будет полностью явлено. Примечательно, что суббота упоминается как "день Всевышнего" [12]. Суббота, "день Всевышнего", указывает на другой "день Всевышнего", как знак совершенной надежды (см. Зах, 14 гл. - прим. "Борух").

Знак Абсолюта

Суббота говорит об Абсолюте, так как она относится к трансцендентной реальности, которая выше нас, о Законе, пришедшем свыше, о даре и знаке Б-жьем.

Суббота является знаком Абсолюта прежде всего потому, что это Б-жественный Закон. То, как суббота представлена в декалоге, очень важно: "Помни...". Это не обычная необходимость. Здесь мы имеем дело с абсолютным инфинитивом, который обозначает императив. Поэтому суббота воспринимается как настоятельный закон, данный абсолютно свыше. Некоторые элементы даже говорят о том, что суббота преобладает над другими законами. Например, с точки зрения книги Вайикра (Левит), суббота отличается от других праздников и дней отдыха [13]. В традиции ТаНаХа (Библии) суббота была сохранена в качестве первой заповеди, которую мужчина и женщина соблюдают сразу после сотворения. Первая пара начала свое существование и ход человеческой истории, соблюдая эту заповедь. Суббота была также первой заповедью, данной Израилю сразу же после бегства из Египта [14]. Среди всех законов книги Вайикра (Левит) суббота – единственная заповедь, которая не является ежегодной, это единственный день, независимый от природного и астрономического цикла, который не имеет никакой нравственной или природной причины для оправдания ее соблюдения. Единственное разумное основание субботы - религия. Это, по сути, единственная заповедь, которая предполагает веру.

Суббота также является знаком абсолюта, поскольку воплощает в себе милость Б-жьей любви, которую псалмопевец прославляет: хэсэд (любящая доброта, милость) Б-га [15]. Суббота напоминает нам, что мы ни что иное как результат Б-жественного великодушия. В самом деле, дар субботы не был дан ни в качестве ответа, ни в качестве награды за человеческий труд. Суббота напоминает нам о том, что это Б-г взял на себя инициативу, чтобы дать мужчинам и женщинам отдых, который они не заслуживают, и который позволил бы им иметь общение, которого они не искали. На практике суббота также является педагогикой хэсэда в том, что она учит нас ценить бездействие ради повеления Б-га. Воздерживаясь от работы по субботам, мы демонстрируем нашу полную зависимость от Б-га. То, что мы получили - это не результат нашей работы и наших усилий, но дар от Б-га. Это хэсэд, милость, побуждающая псалмопевца восклицать в песне: "Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью (хэсэд) Твоею" [16]. В центре субботы Закон и благодать, обычно противостоящие в христианской традиции, нашли примирение. Соблюдая четвертую заповедь, верующий не исключает благодати Б-жией. Напротив, соблюдением Закона, верующий выражает веру, что его спасение зависит исключительно от благодати Б-жией.

Наконец, суббота является признаком Абсолюта, поскольку она свидетельствует о Самом Б-ге, о Том, Кто является совершенно "Другим". Поэтому суббота названа "День Всевышнего" [17]. Это день, который создал Всевышний [18], это знак Б-жий [19]. Поэтому субботний день – действительно, священное время, которое вызывает у нас глубокое уважение наряду с желанием соблюдать этот день, избранный Б-гом, а не другое постановление человеческой традиции. Суббота – это более чем день отдыха и восстановления в конце недели, она является конкретным выражением нашей веры в Б-га, знаком того, что наши ценности зависят от Него.

Знак любви

И, тем не менее, суббота не существует вне человеческой личности, потому что она является не только действием Б-га по отношению к человеку, это также действие человека по отношению к Б-гу [20]. Суббота освящена, потому что в ней участвуют два партнера. Это знак между Б-гом и Его народом [21]. Тем не менее, человеческое "действие" является лишь ответом на Б-жественное "действие". Выражение Б-жьей любви к человечеству, суббота - также и наше выражение любви к Б-гу. Суббота призывает нас воздержаться от нашей собственной воли: "Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Всевышнего, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость во Всевышнем, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Яакова (Иакова), отца твоего: уста Всевышнего изрекли это" [22]. Суббота также становится актом реальной жизни, а не бестелесной "духовной" истиной. Верующий, соблюдающий субботу, участвует в опыте, который призывает его или ее к встрече с Б-гом. В этой встрече верующий отделяет и противопоставляет себя равнодушному, занятому своими делами, миру.

Встреча человека с Б-гом, однако, не исключает встречи с другими. Напротив, человеческое общение с Б-гом осуществляется только через общение с другими людьми. Социальный аспект субботы уже подразумевается в рассказе о сотворении мира. Он становится еще более явным в Декалоге, где всем членам семьи, рабу и пришельцу предлагается пользоваться в этот день теми же привилегиями свободы и отдыха, как и израильтянам. Суббота - это день, когда мы вспоминаем, что "другие" равны и заслуживают нашего уважения. Это также день, когда в семейном кругу взращивается искусство слушать и вести диалог. То, как суббота расположена в литературной структуре Декалога, подтверждает ее акцент как на Б-ге, так и на человечестве. Заповедь о субботе находится в центре Декалога, говоря геометрически и тематически [23]. Четвертая заповедь состоит из 55 слов (на иврите) и находится между 67 словами (первые три заповеди) и 41 словами (последние шесть заповедей). Заповедь о субботе составляет примерно половину слов всего Декалога (55/108) и занимает его центр. Тематически первые три заповеди связаны с отношениями между Богом и человеком, в то время как последние шесть заповедей касаются отношений между людьми. Функции субботы, поэтому, - быть связующим звеном между двумя группами заповедей, касающихся отношений между Б-гом и людьми, а также между людьми.

Знак Б-жьей любви к нам, а также знак нашей любви к Нему, суббота предполагает, что вертикальные отношения не исключают горизонтальные, а являются взаимозависимыми.

Знак жизни

Суббота празднует творение и, таким образом, подразумевает положительную оценку жизни. Чувства, пища, красота получены нами, и мы в полной мере наслаждаемся ими.

Во втором веке гностик Маркион, презиравший тело человека, а также творение, отверг Ветхий Завет и его Б-га YHWH, Б-га творения. Он утверждал, что YHWH был заменен Б-гом Нового Завета, Б-гом спасения. Духовное царство с тех пор заняло место физического, "презренной плоти". Этот дуализм повлиял на христианскую антропологию. Душа и дух были отделены от тела. По аналогии с идеями платонизма, спасение понималось как избавление от тела. Со времени Маркиона многие христианские теологи отдавали предпочтение спасению, а не творению. Один из наиболее интересных симптомов этого дуалистического менталитета обнаружен в христианском переходе от субботы, как памятника творения, к воскресенью – памятнику спасения. Однако соблюдение субботы выражает религиозную философию, которая говорит "да" творению и включает тело в "духовный" процесс спасения, подтверждая единство человеческой личности.

Знак прошлого и будущего, суббота отрывает нас от нынешней реальности, чтобы возродить наши воспоминания и зажечь наши надежды. Знак Абсолюта и любви, суббота учит нас открыться для других – для человека и Б-га.

Возможно, одна из причин, почему люди утратили значение субботы, лежит в том, что они потеряли свои корни и перспективы. Сегодня суббота больше не является знаком славного события творения или замечательной надежды на пересотворение. Люди удобно устроились в субботе, которая "ссохлась" до простого "выходного" или неясного ритуала.

Люди потеряли смысл субботы потому, что они не способны открыться для других. Следует заметить, что из трех монотеистических религий, вышедших из ТаНаХа - иудаизма, христианства и ислама - все соблюдают различные "субботы", будто для того, чтобы избежать любых возможных встреч друг с другом, возможно, также чтобы избежать встречи с Б-гом.

Из глубины веков до нашего времени суббота представляет собой знак, как для евреев, так и для христиан. Даже больше, суббота является знаком того, что происходит между евреем и христианином. Суббота является одним из первых элементов, которые определили и даже поддерживали открытую рану их разделения.

Разделенные временем, евреи и христиане потеряли друг друга из виду. Что может быть лучше для них, чем поклонение в одно и то же время, как указано Б-гом Авраама, Израиля, а также Павла?
Тогда суббота стала бы знаком чуда – того, что мы помним, что Б-г есть больше, чем традиция, - знак жизни и надежды на что-то другое, подобно дереву в пустыне.

 

Жак Дюкан, D.H.L., Th.D.

Перевод с английского Александры Обревко

 

[1] Abraham Heschel, The Sabbath: It's Meaning for Modern Men (New York: Farrar, Straus and Giroux, 1951/1995), p. 111.

[2] Исход 20:8.

[3] Дварим (Второзаконие) 5:15.

[4] Диврей hа-ямим Б (II Хроники) (2 Паралипоменон) 36:21.

[5] Шмот (Исход) 15:8; Дварим (Второзаконие) 4:32, 33; Йешайяhу (Исаия) 43:15-17; 44:24.

[6] Матфея 12:9-14; Луки 14:1-6; Иоанна 5:1-6; 9:1-38.

[7] Луки 13:16.

[8] Йешайяhу (Исаия) 58:13-14.

[9] Брейшит (Бытие) 2:2.

[10] Шмот (Исход) 40:33-38.

[11] Диврей hа-ямим Б (II Хроники) (2 Пар.) 5:14; 7:12.

[12] Шмот (Исход) 20:10; Дварим (Второзаконие) 5:14.

[13] Вайикра (Левит) 23:2-4.

[14] Шмот (Исход) 16.

[15] Теhилим (Псалом) 32:5,22; 35:6; 56:11; 62:3; 107:5, и т. д.

[16] Теhилим (Псалом) 30:17.

[17] Шмот (Исход) 20:10; Вайикра (Левит) 23:3; Дварим (Второзаконие) 5:14.

[18] Брейшит (Бытие) 2:1-3.

[19] Шмот (Исход ) 31:15.

[20] Дварим (Второзаконие) 5:15.

[21] Шмот (Исход) 31:17; 20:20.

[22] Йешайяhу (Исаия) 58:13-14.

[23] Это серединное положение субботы в Декалоге приобретает особое значение в свете древних документов Ближнего Востока. Печать, которую ставили стороны договора, фактически, располагалась в центре самой таблички (см. Meredith G. Kline, Treaty of the Great King, The Covenant Structure of Deuteronomy: Studies and Commentary (Grand Rapids: Eerdman's, 1963), pp. 18, 19.