Два года назад многие русскоязычные адвентисты пережили шок от того, что известный нейрохирург, Адвентист Седьмого дня, книги которого переведены на русский язык и являлись вдохновением для многих подростков, выставил свою кандидатуру на пост президента США.
Отказавшись в начале года от продолжения своего участия в президентской гонке, Бен Карсон стал одним из сторонников избранного президента США Дональда Трампа, в результате чего получил пост министра жилищно-коммунального развития. Несмотря на то, что некоторые американские адвентисты восприняли это выдвижение с немалым политическим энтузиазмом, церковная организация в лице Северо-Американского Дивизиона Адвентистов Седьмого дня, категорически дистанцировалась от этого, предупредив, прежде всего служителей церкви о недопустимости никакой политической пропаганды с церковных кафедр.
Лично я с Карсоном никогда не встречался и не был знаком, но я, конечно же, пристально наблюдал за его интервью и выступлениями. С самого начала мне стало понятно, что с точки зрения понимания пророчеств доктор Карсон является наивным идеалистом. Успокаивая некоторых весьма не на шутку разволновавшихся подписчиков моей страницы на Фейсбуке, я имел довольно чёткую уверенность, что у него просто не хватит дерзости и политического хамства пройти праймериз, что и произошло.
Однако, после того как развеялся дым политический страстей, нам с библейской точки зрения следует задуматься над тем, что же произошло и на что следует обратить внимание. В этой связи я хотел бы предоставить нашим читателям возможность ознакомиться с интересной статьёй специалиста по вопросам религиозной свободы Джефри Розарио. Эта статья была написана ещё до того, как Карсон снял свою кандидатуру. Но она является очень важной с позиции того, на что следует обращать внимание, когда мы рассуждаем о событиях последнего времени, предсказанных в книге Откровение.
А. Болотников
Бен Карсон, СМИ и насмешки над Адвентизмом
Очевидно, что для Церкви адвентистов седьмого дня наступило интересное время. На митинге во Флориде Дональд Трамп заверил аудиторию в своей религиозной принадлежности к пресвитерианской деноминации. Намекая на Бена Карсона, он добавил: «Я имею в виду, что не знаю об адвентистах». То же можно сказать и об остальной части мира. Но сейчас в связи с неожиданными обстоятельствами ситуация меняется. Все внимание СМИ приковано к Бену Карсону, вынесшему свои убеждения и свою церковь на суд общественности.
Хотя я не сторонник Бена Карсона (или других кандидатов), дело в том, что один человек внезапно стал самым известным общественным представителем движения, с которым я глубоко себя отождествляю. Этого достаточно, чтобы заставить меня чувствовать себя неудобно. К сожалению, реальность такова, что все, что бы Карсон ни говорил и какую позицию ни занимал бы, будет связано с адвентистами в целом. Откровенно говоря, это меня пугает. Несколько недель назад, во время особого ажиотажа вокруг Карсона, мой твиттер атаковали ссылками на статьи из The Wall Street Journal, CNN, Associated Press и других СМИ о его адвентистских убеждениях.
Свобода — это большой крючок
В частности, одна статья, опубликованная 31 октября 2015 в The Daily Beast, привлекла мое внимание. Сам заголовок призван вызывать удивление: «Церковь Бена Карсона считает, что правительство США объединится с антихристом».
Не теряя времени, автор быстро переходит к заявлению: «Согласно основной доктрине адвентистов седьмого дня, второе пришествие Христа произойдет после того, как правительство США объединится с Католической церковью, которую адвентисты считают "Вавилоном" из книги Откровение, с Папой, который и есть антихрист, — чтобы заставить адвентистов и других поклоняться Богу в воскресенье вместо субботы».
«Это можно сравнить с маленьким крючком, на котором повесили судьбу мира, но для адвентистов это основное убеждение, которое преподается на "пророческих семинарах" и подробно изложено в мельчайших геополитических деталях ключевыми адвентистскими лидерами».1
По очевидным причинам, столкнувшись с этими идеями в популярной сети новостей, большинство читателей будут потрясены. Как и следовало ожидать, СМИ не всегда заботятся о важном контексте для серьезных заявлений. Эта статья предполагает, что адвентистская эсхатология «представляет собой маленький крючок, на котором висит судьба мира».
Но что это за «крючок» на самом деле? Если вопрос действительно сосредоточен на борьбе между двумя днями (воскресеньем или субботой), то это вполне может быть маленьким крючком. Это предполагает, что адвентистские апокалиптические верования вполне тривиальны.
Но что, если на самом деле центральный вопрос гораздо глубже?
Истина в том, что воскресенье и суббота — символы гораздо большего вопроса: свободы совести. Будучи не в состоянии отличить символ от главного вопроса, это представление равносильно банализации большей части истории. Если говорить о символах, представляющих гораздо бóльшую проблему, то хорошо известным примером служит акт неповиновения, произошедший 16 декабря 1773 года, когда группа американцев в Бостонской гавани бросила вызов Британской империи и толкнула колонии на один шаг ближе к полномасштабной войне. И что было проблемой?
Чай.
Они были в ярости из-за чая, обложенного налогом англичанами.
Но какой чай стоит риска небольшой группе колоний развязать смелую войну с одной из величайших империй в мире? Не было ли это просто хорошим моментом начать привыкать к горячему шоколаду вместо чая? Это звучит как «маленький крючок», на котором они повесили судьбу своего мира. Тем не менее, большинство американцев считают восстание из-за чая во время «Бостонского чаепития» символом гораздо большей проблемы — вопроса о свободе.
Символ может быть важным настолько, насколько важна идея, которую он представляет.
Статья «Daily Beast» банализирует апокалиптический акцент адвентизма на важности религиозной свободы и его критическую позицию по отношению к власти, доверенной правительству США. Разве эта позиция в какой-то мере антиамериканская? Не соответствует ли она на самом деле сущности основополагающих принципов США?
После положения о наделении правительства властью посредством Конституции самая первая поправка в Билле о правах провозглашает идеалы свободы вероисповедания как основополагающие для американской сущности: «Конгресс не должен издавать никакого закона относительно установления какой-либо религии или воспрещающего свободное исповедание всякой религии».2
Джордж Мейсон на съезде в мае 1787 года в своем знаменитом выступлении противостал предложенной Конституции из-за отсутствия в ее первоначальном варианте Билля о правах. Американский эксперимент не мог начаться без декларации прав человека, защищающей народ «от опасности злоупотребления» со стороны правительства.
Ранее Джеймс Мейсон озвучил идеи, что все граждане «должны пользоваться полной толерантностью в исповедании религии, согласно велениям совести», которые в конечном итоге повлияли на его проект Билля о правах к Конституции.3 Основатели Соединенных Штатов Америки с подозрением относились к власти правительства в свете потенциального ущемления прав человека, в том числе его религиозной свободы.
Является ли пристальное внимание к правительству в отношении этого вопроса сенсационным или антиамериканским? Согласно отцам-основателям — нет.
На самом деле, историки продолжают подчеркивать напряженность в отношениях между церковью и государством в американской истории. В своей завоевавшей награды книге «Меч духа, щит веры: религия в американской войне и дипломатии», кембриджский историк Эндрю Престон убедительно утверждает, что на протяжении всей американской истории внешняя политика последовательно велась христианским, особенно протестантским стремлением позиционировать правительство как «исполнение Божьего плана» и «исполнение Его провидения».4 Само собой разумеется, когда правительство видит себя рукой, с помощью которой Бог осуществляет Свой план в жизнях людей, границы между гражданским и религиозным законодательствами размываются.
Но это никогда не сможет произойти в Америке, не так ли? Соединенные Штаты даже никогда не приблизятся к правотворчеству в области религии, не правда ли?
Вспомним зиму 1888-го.
Адвентисты на 50-м Конгрессе США
Пятидесятый Конгресс Соединенных Штатов собрался в Капитолии 13 декабря 1888 года. Во время второй сессии сенатор Генри У. Блэр, республиканец из Нью-Гемпшира, представил законопроект, в котором предлагалось «обеспечить народу удовольствие от соблюдения первого дня недели, широко известного как день Господень, как день отдыха, а также содействовать его соблюдению как дня религиозного поклонения».5
Это не выдумка, это произошло на самом деле. Воскресные законы присутствовали в законодательных книгах в различных штатах, и в 1880-е годы законодательство на государственном уровне действовало весьма отрезвляюще на религиозные меньшинства. Например, адвентисты седьмого дня были заключены в тюрьму в штате Арканзас после того, как соседи сообщили об их преступлении: они работали в воскресенье. В 1888 году государственное законодательство пыталось нарушить разделение церкви и государства на национальном уровне: рассматривался законопроект, который потенциально должен был узаконить религиозную практику в виде регулируемого на правительственном уровне дня поклонения.
Широкую поддержку оказали не только основные протестантские церкви, но и Балтиморский кардинал Джеймс Гиббонс, который был «ведущим римско-католическим прелатом государства» и советником многих президентов.6 Несмотря на этот протестантско-католический союз, адвентисты вместе с несколькими другими группами выступили против этого законопроекта. Молодой и пылкий Алонзо Т. Джонс представлял адвентистов седьмого дня перед Конгрессом. Основывая убедительные аргументы на принципе разделения церкви и государства, Джонс настаивал, что узаконивание религиозной практики является не только антиамериканским, но и противоречит основам христианства.7
В какой-то момент сенатор Блэр даже спросил Джонса, сможет ли тот поддержать законопроект, если днем поклонения Богу в законодательном порядке установят субботу, а не воскресенье. Джонс отверг эту идею, потому что, несмотря на какую-то пользу для его церкви, это станет нарушением свободы совести, которая и есть тем, что делает Америку Америкой. В этом адвентисты действительно выразили подлинный патриотизм, поскольку они возвеличили принципы, на которых была основана нация, даже если сама она осмелилась нарушить эти самые принципы.
Хотя американская общественность еще многого не знает об адвентизме, это движение решительно выступает за защиту свободы вероисповедания с самого начала своего существования, и поэтому играет важную роль в американской истории. Как сказал историк Йельского университета Сидней Е. Алмстром в своей отмеченной наградами книге «Религиозная история американского народа», Адвентистская церковь должна быть включена в качестве одного из «памятных американских вкладов в мировую религию».8
Сведение адвентистской эсхатологии до тривиального уровня «маленького крючка» возможно только при полном игнорировании самой сути адвентистской вести. Если свобода и независимость — сами по себе «маленькие крючки», то эти крючки достаточно хороши, чтобы повесить на них мир.
Тревожный сигнал
Продолжая рассматривать неожиданное внимание СМИ к Адвентистской церкви, я столкнулся с той реальностью, что у многих адвентистов узкая концепция учения Церкви о последнем времени: они излишне выделяют различные части этой вести, но упускают большую картину. Я хотел бы сказать, что некоторые из этих нелестных статей в популярных СМИ не представляют то, что на самом деле считают адвентисты, но для очень многих адвентистов эти статьи таковы.
Сегодня адвентистам предоставлена уникальная возможность более четко озвучить важнейшие моменты вечного Евангелия. Восприятие, нравится это или нет, часто отражает реалии. Это тревожный сигнал для Адвентистской церкви: ей следует рассмотреть то, что она на самом деле говорят миру. Потому что то, что она говорит, не всегда оказывается тем, что слышит мир.
И есть довольно удивительные вещи, о которых нужно сказать.
Примечания
- Jay Michaelson, “Ben Carson’s Church Believes the U.S. Government Will Team Up With the Antichrist,” The Daily Beast, October 31, 2015, accessed December 15, 2015.
- “Bill of Rights,” The United States Archives and Records Administration.
- George Mason, “Declaration of Rights,” 1776, Accession 21512, Personal Papers Collection, Library of Virginia, Richmond, Virginia.
- Andrew Preston, Sword of the Spirit, Shield of Faith: Religion in American War and Diplomacy (Anchor Books, 2012), 13.
- “The Miscellaneous Documents of the Senate of the United States: For the Second Session of the Fiftieth Congress and Special Session,” (Washington: Government Printing Office, 1889).
- Douglas Morgan, Adventism and the American Republic: The Public Involvement of a Major Apocalyptic Movement (University of Tennessee Press, 2001), 48.
- “The National Sunday Law, Argument of Alonzo T. Jones Before the United States Senate Committee on Education and Labor; at Washington, D.C., Dec. 13, 1888.” American Sentinel tract, 1892 (accessed December 14, 2015).
- Sydney E. Ahlstrom, A Religious History of the American People (Yale University Press, 2004), 387.
Джеффри Розарио
Источник: lightbearers.org
Изображение: Автор - Gage Skidmore, источник.