Природа проклятия

Виталий Олийник
Просмотров: 7055

Что такое проклятие? В каких случаях проявляется проклятие? Какова его природа? Каков механизм его действия? Как на землю пришло проклятие? Кто посылает проклятие? Как действует проклятие?

Проклятие – очень многогранное понятие. В Новом словаре русского языка содержатся следующие определения: «1. Осуждение, отвержение, сопровождаемое каким-либо зловещим пожеланием. // Церковное осуждение, отлучение от церкви; анафема. 2. Резкое осуждение кого-либо, чего-либо; возмущение кем-либо, чем-либо. 3. Слово, выражающее резкое осуждение кого-либо, чего-либо, возмущение кем-либо, чем-либо; ругательство, брань. 4. Кто-либо, что-либо, причиняющие горе, мучение, зло. 5. Возглас при выражении сильной досады, негодования как действие. 6. Употребляется при выражении сильной досады, негодования».

Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия определяет проклятие так: «В библейском употреблении означенное слово противоположно слову: благословение. Под проклятием в противность благословению разумеется лишение благословения и осуждение на бедствия».

Каково же значение термина «проклятие» непосредственно в Библии?

Проклятие змея

Помните ли Вы, где впервые в Библии встречается слово «проклятие» или «проклятый»? Это книга Бытие, 3 глава, стих 14:

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей».

Нам следует изучить это первое повествование о проклятии в Библии с особой тщательностью, так как в нем содержится рассказ о его появлении на земле. Все последующие упоминания проклятия будут лишь вариациями на тему, представленную в 3 главе книги Бытие. Как бы и кто бы ни использовал проклятие на страницах библейского повествования далее, нам нужно будет постоянно держать в сознании его первопричину, первоисточник, истины, которые мы обнаружим здесь.

В подлиннике в 14 стихе для повествования о проклятии используется древнееврейский глагол אָרַר; (арар). В своих разных формах это слово встречается в Пророческих Писаниях 63 раза. Производное от него отглагольное существительное מְאֵרָה (мээра) встречается в оригинале 5 раз.

Некоторые истины о причинах и природе проклятия лежат прямо на поверхности. Первая из них заключается в том, что проклятие есть результат грехопадения. До этого на земле было только благословение:

«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог... И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 1:21,22,27,28; 2:3).

Теперь же, после того как была нарушена воля Божия, появляется новое зловещее слово – проклятие. Это слово употребляется только после описания грехопадения. Таким образом перед нами первая часть библейского определения проклятия: проклятие – это следствие греха. Эта истина прозвучит далее в Библии неоднократно:

«Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» (Второзаконие 27:26). «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Второзаконие 28:15). «Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Послание к Галатам 3:10).

Первым, в отношении кого прозвучало «проклят ты», является змей. Это животное полевое стало медиумом, орудием в руках сатаны. Отсюда второй очень важный в этой истории вывод: проклятие приходит вследствие контакта с дьяволом. Как и все живые существа на Земле, змей получил благословение от Бога при сотворении. Теперь же, когда им овладел сатана, он стал проклятым (подробнее о соотношении змея и сатаны см. статью «Змей-искуситель»).

Третья истина о природе проклятия в 14 стихе 3 главы книги Бытие заключается в следующем: проклятие снижает качество жизни и коэффициент полезного действия. В случае со змеем это прежде всего касалось способа передвижения: «ты будешь ходить на чреве твоем». Перед нами описание именно изменения – очевидно, что ранее змей перемещался по-иному. Хотя непосредственно в рассказе о грехопадении не упоминается, как змей передвигался изначально, мы найдем подсказку в иных отрывках Библии:

«Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи» (Исаия 30:6; см. Ис. 14:29).

До проклятия змей летал, теперь же стал ползать. Проклятие снижает коэффициент полезного действия. Для достижения цели приходится тратить много дополнительных сил, процесс движется очень медленно. Этот контраст хорошо выражен в произведении Максима Горького «Песня о Соколе» – «Рожденный ползать – летать не может!». Здесь же сотворенный летать в результате проклятия может только ползать.

Итак, изучая природу и механизм проклятия в рассказе, где оно встречается в Библии впервые, мы обнаружили некоторые присущие ему характеристики: проклятие – это следствие греха, контакта с дьяволом, приводящее к снижению качества жизни и коэффициента полезного действия.

Какова же роль Бога в появлении на земле проклятия? Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю Вас проанализировать фразу «За то, что ты сделал это, проклят ты» (Бытие 3:14). В этой фразе есть два ключевых словосочетания, от интерпретации которых зависит понимание природы проклятия и Божьей роли в его появлении. Рассмотрим их по отдельности.

Прежде всего, зададимся вопросом – что означает фраза «проклят ты»? Что именно она описывает? Как связаны проклятие, о котором в ней сообщается, и Тот, Кто о нем сообщает, – Бог? Приведем для сравнения некоторые иные формулировки, которые присутствуют в сознании многих в качестве интерпретации этого места Писания.

Первая из них широко распространена – «За то, что ты сделал это, Я проклинаю тебя». Если бы Священное Писание содержало именно такие слова, они вне сомнения указывали бы на Бога как источник проклятий. Однако Священное Писание не содержит таких слов в данном отрывке!

Далее, многим кажется, что Слово Божие говорит так: «За то, что ты сделал это, будь ты проклят!». Если бы Бог сказал именно так, это означало бы, что проклятие появилось после и в результате Божьих слов. Как и в первом варианте, проклятие исходило бы от Бога. Однако Слово Божие так не говорит!

Приведем еще одну формулировку – «Вот, ты, проклинаешься за то, что ты сделал это». Если бы Библия содержала такую фразу, она описывала бы действие, происходящее непосредственно в момент произнесения слов. Это тоже указывало бы на Бога как источник проклятий, и на деструктивные изменения, происходящие по причине Божьих слов. Однако в Библии таких слов нет!

На фоне распространенных неверных интерпретаций исследуемой фразы нам будет легче увидеть и принять ее библейский смысл: «За то, что ты сделал это, проклят ты». В этом предложении полностью отсутствует описание Божьего действия. Бог не представлен как источник проклятия. Произносимые Богом слова «проклят ты» описывают уже наличествующее состояние змея, – он уже проклят, такова его природа.

Бог здесь представлен как врач, сообщающий больному о диагнозе. Когда доктор говорит пациенту «Вы больны», мало кому придет в голову подозревать его в том, что этими словами он наводит болезнь. Фраза «Вы больны» является лишь констатацией факта, описывает реальность состояния больного. Этиология, – «причина возникновения болезни или патологического состояния» (Малая медицинская энциклопедия), – и диагноз заболевания не соединены причинно-следственной связью. Врач, сообщающий недобрую весть, разительно отличается от колдуна, изрекающего проклятие типа «Чтоб ты заболел!».

Во свете этого вывода нам будет легче понять вторую ключевую фразу в этом отрывке: «за то, что». Эти три слова Синодального перевода являются попыткой передачи смысла всего лишь одного короткого древнееврейского слова, использующегося в оригинале, – כִּי (ки). Каково же его значение?

Согласно словарю Штейнберга, это «частица, выражающая сходство и близость отношений между мыслями и понятиями». Это означает, что проклятие змея и его действия между собою каким-то образом связаны. Каким же? Далее словарь предлагает следующие варианты значения: как, по мере того как, так, когда, так как, ибо, потому что, за то что, что, чтобы, а, хотя. Как Вы видите, частица «ки» в оригинале весьма многозначна. Как же знать, какое из значений присутствует в конкретном случае? Ответ – в первую очередь исходя из контекста.

Если пойти путем Синодального перевода, избрав фразу «за то, что», такую конструкцию можно было бы понять как наказание. На вопрос «Чье?» ответ был бы «Божье!», поскольку, во-первых, эти слова произносит именно Он, во-вторых, исходя из метода исключения: кроме Бога в истории присутствует только дьявол, а ему наказывать змея не за что. Однако, поскольку мы выяснили, что проклятие не является Божьим действием, использование фразы «за то, что» в данном отрывке некорректно.

Какого же рода причинно-следственная связь соединяет действия змея и пришедшее на него проклятие? Представляется, что правильнее было бы использовать следующие значения: так как, поскольку, ибо, потому что. Коль скоро проклятие не было Божьим действием, а дьяволу наказывать змея было не за что, корректнее остановиться на словах, которые передают безличностный характер причинно-следственной связи: «поскольку ты сделал это, проклят ты».

Подобно тому, как сами собою приходят негативные последствия нарушения физических законов, без какого-либо сверхъестественного вмешательства, сами собою приходят и последствия нарушения законов духовного мира. Духовные законы столь же реальны, как и законы осязаемой материи, и законы психологии, ибо отражают матрицу устройства мира. Нарушение их ведет к качественным изменениям в жизни нарушителя. Повторим: Бог не является источником проклятий согласно отрывку из Библии, который описывает появление проклятия на Земле. Он сообщает о проклятии, но не наводит его.

 

Виталий Олийник,

Центр изучения Торы,

Белвью, штат Вашингтон