Проклятая смоковница

Олег Элькин
Просмотров: 8283

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, —будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:18-22).

При чтении этого отрывка возникает ряд вопросов:

  1. Почему евангелист поместил этот эпизод из жизни Иисуса в контекст торжественного въезда в Иерусалим с последующим очищением Храма? Что он хотел этим сказать?
  2. Почему на реплику учеников о том, что смоковница засохла, Иисус даёт такой странный ответ? Он ведь совершенно не вписывается в канву торжественного въезда и очищения Храма. Какое отношение имеет вера ко всему тому, что делал Иисус в эти дни, и тому, что с Ним должно вскоре произойти?
  3. Зачем вообще нужно было проклинать смоковницу? Только лишь потому, что на ней не было плодов, а Учитель был голоден? Не было ли это проявлением эгоизма, когда голодный человек ведет себя неадекватно? Не следует забывать, что было еще не время урожая плодов, поскольку первый урожай инжира снимают в июне месяце, и второй, богатый, в августе-сентябре, в то время как действие происходило скорее всего в апреле, ибо всё это было накануне Пасхи, перед Его распятием.

Итак, об этом событии в жизни Христа нам повествуют два евангелиста — Матфей и Марк. При этом Марк добавляет подробности, которых нет у Матфея:

«И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам»(Мк.11:11-24).

Хронология событий тех дней такова (хронология выстроена при использовании также Евангелия от Иоанна):

  1. Накануне торжественного въезда в Иерусалим Иисус ужинает в Вифании в доме у Лазаря (9 Нисана).
  2. На следующий день состоялся Его торжественный въезд в Иерусалим (10 Нисана).
  3. Затем в этот же день Иисус входит в Храм и, осмотрев его, опять удаляется в Вифанию в достаточно позднее время.
  4. На другой день (11 Нисана), очевидно утром, идя из Вифании по направлению к Иерусалиму, на дороге они встречают ту самую смоковницу с пышной листвой, но, увы, совершенно бесплодную.
  5. Иисус «проклинает» её, после чего приходит в Иерусалим, в Храм.
  6. В Храме Он совершает очищение, и вновь, поздно вечером Он с учениками выходит из города (хотя евангелист умалчивает о том, куда Он пошёл, всё же вполне логично предположить, что Он вновь вернулся в Вифанию в дом Лазаря, ибо когда Он вновь шел в Иерусалим на следующий день, по дороге Ему попалась та самая смоковница, которую Он «проклял»). 
  7. А поутру (12 Нисана), очевидно опять по дороге из Вифании в Иерусалим, ученики обратили внимание, что смоковница, которую «проклял» Иисус, засохла, чему были нимало удивлены.
  8. Иисус комментирует произошедшее событие.

Здесь видно, что Иисус со Своими учениками курсирует между Вифанией и Иерусалимом. Стоит при этом отметить глубину Его эмоционального состояния, ибо с одной стороны Он должен явить Себя как Царь Израиля, торжественно въехав в столицу на осле, а с другой, спустя несколько дней после этого также публично умереть. Плюс к этому не стоит забывать Его сетование и печаль по поводу грядущей участи Иерусалима, города, дорогого Его сердцу. Ну и, конечно же, участи Храма, который был домом Его Отца на протяжении последних 500 лет. Добавьте сюда то, что Он также понимал, насколько глубоким будет разочарование Его учеников по поводу Его ареста и последующей казни, и в итоге получите тяжёлый моральный контекст, в котором и проходили все 6 дней до Его распятия. Именно на этом фоне и происходит «проклятие» смоковницы. Но всё это выглядит как-то очень по-человечески. Так зачем же Иисус это сделал? 

Может быть Он таким образом выразил Свою злость, как это часто бывает у грешников? Но Он не грешник. Он Праведник. И если это не было выражением Его тяжёлого морального состояния, то почему Он так поступил? Возможно, ответ на вопрос может подсказать книга пророка Ионы, гл.4:2-11: 

«Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.  Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Здесь очевидны параллели с евангельским текстом, которые позволяют сделать вывод о том, что эпизод со смоковницей является намеком на историю Ионы, в частности на события, произошедшие после того, как он выполнил Божье повеление оповестить Ниневию о грядущем суде над нею. Параллели, как вербальные, так и смысловые: Иона обрадовался растению, имевшему много больших листьев, которые помогали ему спасаться от зноя, также Иисус надеялся, что на покрытой листьями смоковнице будут плоды, что отражает его позитивные ожидания; Иона был прямо до смерти огорчён тем, что растение засохло, равно и Иисус огорчился отсутствием ожидаемых плодов на дереве; причиной того, что растение засохло за одну ночь явился Бог, который повелел червю подточить [корень] растения, а в Евангелии мы видим, что смоковница до корня засохла после того, как Иисус обратился к ней с соответствующими словами; и растение, и смоковница засохли за одну ночь.

Подобные сходства в Писании не случайны. И если они есть, то стоит попытаться найти связь между эпизодами из жизни Ионы и жизни Иисуса. Так что вполне резонно будет искать разгадку понимания отрывка в книге Ионы.

В дополнение ко всему сказанному в содержании вести Ионы к ниневитянам упоминалось число 40: «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена» (Иона,3:4). В соответствии с историческими данными, имеющимися в руках у учёных, Иисуса распяли в 30-31 году, а Иерусалим был разрушен в 70-м. Т.е., спустя 40 лет после распятия. Поэтому число 40 в определенном смысле помогает увязать весть о разрушении Ниневии с грядущим разрушением Иерусалима. Даже несмотря на то, что весть Ионы однозначно касалась столицы Ассирии и совершенно не была связана с Иерусалимом. 

В довершение всего контекст двух эпизодов не позволяет допустить сомнения. 

Божий взгляд на проблему Ниневии:

«Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона,4:11). Это слова Бога, пославшего Иону проповедовать ниневитянам.

А вот реакция Иисуса на состояние Иерусалима:

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:41-44). 

Явно прослеживается смысловая параллель. Бог жалеет Ниневию, также Иисус сожалеет о бедствии Иерусалима. И это при том, что Свой плач по Иерусалиму Иисус совершает перед самым торжественным въездом в столицу и незадолго до очищения Храма. Т.е. всё это очень хорошо вписывается в контекст «проклятия» смоковницы. Разница лишь в том, что в то время, как Ниневию в результате покаяния Бог помиловал, Иерусалим, и его коррумпированные правители исчерпал все запасы Божьего терпения. И Бог вынужден был сделать то, что так долго откладывал — позволить язычникам разрушить город, о чем было предсказано в пророчестве Даниила (9:26). Второй раз за историю Иуды.

Теперь, похоже, ясно, какое отношение смоковница имела к торжественному въезду и очищению Храма. Здесь отчётливо видна связь между проклятием смоковницы и плачем о Иерусалиме. Выросшее дерево и смоковница, Ниневия и Иерусалим. Вот, что соотносится между собой в книге Ионы и в Евангелиях. 

Почему же тогда ответом на вопрос учеников были слова «имейте веру Божию»

Скорее всего, здесь происходит нечто подобное тому, что последовало вскоре после этого. Совершив с учениками последнюю Вечерю, Иисус дал им наставление, сказав: «И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк.22:35-38).

О чем говорил здесь Иисус? О каком мече? Имел ли Он ввиду готовность учеников защищать себя и Евангелие с оружием в руках? Обращаясь к миру с евангельской вестью, ученики часто оказывались в ситуациях, в которых с человеческой точки зрения оружие было бы очень даже полезно. Их регулярно арестовывали, сажали в тюрьмы и даже покушались убить. И если бы Иисус имел ввиду настоящие мечи, то мы увидели бы учеников, проповедующих Евангелие и с оружием в руках в книге Деяний Апостолов. Но там ничего не говорится ни о том, что у учеников в руках было оружие, ни тем более о том, что они использовали его для защиты. Можно быть уверенным, что скажи им Христос так поступать, они бы так и сделали. Но один или два часа спустя, в самую ночь, когда Петр попытался использовать свой меч (Мф.26:51-53), Иисус остановил его и дал ясно понять, что христианин, подобно своему Учителю не должен использовать оружие для защиты своей жизни. Он не должен отвечать злом на зло (Мт.5:39). Ученики Христа не могут  защищать Евангелие, дающее жизнь, убивая или калеча тех, за кого умер их Учитель. Единственное оружие, с которым христианин, защищая свою веру, может чувствовать себя свободно — это «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:17; Евр.4:12). Отсюда вывод, что Господь использует метафору, чтобы предостеречь учеников относительно гонений, от которых будут страдать как они, так и их последователи. Но Он не говорит об использовании буквального оружия любого вида.

«Вот здесь два меча» (Лк.22:38), — сказали они. Но Он не стал им объяснять, что они не поняли Его. 

Сказав: «Довольно», Он прекратил бессмысленную дискуссию. И это был не единственный случай, когда ученики не понимали сказанных Христом слов: «На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин.2:18-22); 

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12). 

Как и в случае с мечами, в эпизоде со смоковницей им были непонятны переживания их Равви, а Он не стал им объяснять детали. Возможно, для того, чтобы  оставить что-то и для последнего поколения учеников, дабы и они смогли постичь Его боль за предстоящую участь народа.

Так проклинал ли на самом деле Иисус смоковницу? Во свете сказанного выше это проклятие как-то странно выглядит и не вписывается в то, что вырисовалось. А что если Он ее не проклинал? А что если Он только констатировал факт смерти дерева по причине отсутствия на нем плодов? Учитывая кризисное положение, в котором оказался еврейский народ, это выглядит вполне логично и здраво. «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление…» (Гал.6:7,8а). Иисус просто озвучивает то, к чему лидеры Иудеи уже давно вели свою страну. Божьи милость и любовь проявляются в том, что Он снимает завесу с будущего и открывает людям последствия греховной жизни. Иисус не проклинал ни смоковницу, ни Израиль. Наоборот, Бог на протяжении истории пытался и пытается избавить нас от всех бед и страданий, выпадавших на нашу еврейскую долю. Сумели ли мы это оценить по достоинству? Взыскали ли мы всем сердцем своего Бога?

С другой стороны, христианская церковь отличается ли мышлением в лучшую сторону? Созвучны ли чувства церкви чувствам Христа? Как написано: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе…» (Флп.2:5). Смогут ли называющие себя учениками Иисуса хоть на йоту приблизиться к пониманию чувств своего Господа, чтобы полюбить еврейский народ также, как любит его Он? Чтобы их сердце также болело об участи, постигшей еврейский народ, как болело Его сердце? Сегодня, когда после 2000 лет истории христианской церкви между иудеями и христианами пролегает непреодолимая пропасть, что может сделать церковь? Это вопрос, который каждый последователь Христа должен задавать себе каждое утро. И молиться, чтобы получить ответ свыше, потому что у Господа решение проблемы. Он знает, как спасти Израиль.

 

Олег Элькин

 

Изображение: Фиговое дерево. Фрагмент работы Elekes Andor. Источник.