Священный аспект употребления пищи

Жак Дюкан
Просмотров: 7459

«Употребление пищи может быть более святым, чем пост» [1], - пишет Мартин Бубер. Потому, что Б-г Израилев – Б-г творения, еда действительно является важной частью нашего ответа Ему.

Поэтому наш долг - есть и пить, чтобы оставаться живыми и так свидетельствовать в пользу живого Б-га. Наш долг также наслаждаться пищей и питьем, потому что этот акт является лучшим выражением нашей благодарности Тому, Кто дал нам это. Это вопрос элементарной вежливости.

Наслаждаться едой и питьем - значит сказать «да» творению и продемонстрировать нашу признательность за Б-жий дар. Религия Израиля не является религией аскетизма, как буддизм, индуизм и средневековое христианство, учителя которых наставляют отказываться от наслаждения пищей и питьем, потому что их последователи верят, что тем самым будут ближе к Б-гу. Б-г Танаха (Библии) называет себя Б-гом жизни, Б-гом всякой плоти. В самом деле, только тот, кто ест и пьет, может поклоняться Всевышнему. «Эйн кемах эйн Тора, эйн Тора, эйн кемах» - говорится в Талмуде: «Нет муки - нет Торы, нет Торы - нет муки». Иными словами, духовные ценности не могут находиться отдельно от физического акта еды и питья. Следует отметить, что впервые слово «давать» («натан») используется в Танахе (Библии) в связи с пищей, которую Б-г «дал» для человечества: «И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу». (Брейшит (Бытие) 1:29).

Вот почему в Танахе (Библии) еда является неотъемлемой частью религиозной жизни. Каждое религиозное проявление, каждый ритуал, каждый еврейский праздник, так или иначе, связаны с едой и питьем. До сих пор в еврейских семьях прием пищи знаменуется молитвой. В еврейской традиции стол рассматривается как жертвенник. Прежде чем приступить к еде, солят халу (хлеб) солью в качестве напоминания о древней жертве (Вайикра (Левит) 2:13). Новый Завет имеет те же религиозные ассоциации с пищей. Иешуа, разделяя хлеб с учениками, освящает трапезу и обязывает своих последователей делать то же самое. С того момента Его ученики будут помнить урок и повторять «Вечерю Б-жью». В этой традиции также еда и питье стали важным религиозным вопросом.

Первоначальная диета

Если действительно, «пища и питье святы», мы не можем есть без разбора, не задумываясь. Острое осознание Б-жьего участия в этом ежедневном акте человеческого существования обязывает мужчин и женщин думать о том, что они едят. Вот почему ТаНаХ (Библия) заходит так далеко, что предписывает специальные диеты для гармонии с Б-гом Небесным. Потому что Он - Б-г-Творец, Б-г жизни, Он ожидает, что люди будут следовать диете, которая сохраняет жизнь. Таким образом, те же вегетарианские принципы регулируют поведение человека и животных: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так». (Брейшит (Бытие) 1:30). Святость жизни, таким образом, подтверждается с самого начала в самом фундаментальном законе биологической жизни.

На момент творения смерть еще не была частью жизни. Мужчины, женщины и животные все еще находились в благоприятных условиях. Это время, когда все было «хорошо» (Брейшит (Бытие) 1:10, 12 и т.д.) и даже «хорошо весьма» (Брейшит (Бытие) 1:31). Мир еще не пострадал от зла и смерти. И только когда первые мужчина и женщина решили отойти от пути «заповеданного» («цава») Богом, так вдруг замаячила новая перспектива: «смертью умрешь» (Брейшит (Бытие) 2:17). Не знаменательно ли то, что первая заповедь, первая мицва, данная Б-гом человеку, касается пищи? Согласно ТаНаХу (Библии), будущее человечества, и в конечном итоге мира, было поставлено на карту в связи с вопросом питания.

Повествование рассказывает о первой смерти - убийстве животного (Брейшит (Бытие) 3:21), за которым вскоре последовало первое убийство человека (Брейшит (Бытие) 4). Несколько глав спустя, эта тенденция достигает своей кульминации в драматической картине человеческих пороков во всей полноте: «Но земля растлилась пред лицем Б-жиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Брейшит (Бытие) 6:11). В ответ на это Б-г посылает потоп, земля покрывается водой, и почва временно не может производить овощи или фрукты.

Б-жий Компромисс

И тогда Б-г идет на компромисс с выжившими жертвам потопа. Он добавляет мясо в первоначальный вегетарианский режим (Брейшит (Бытие) 9:3). Раввин Авраам Ицхак Кук утверждал, что человеческое растление и насилие привели Б-га к этому компромиссу [2]. Согласно древним раввинам, разрешение есть мясо было ни чем иным, как «уступкой человеческой слабости»[3]. Как результат, экологическое равновесие было затронуто, и отношения между человеком и животными изменились. В истории творения человек имел власть над животными (Брейшит (Бытие) 1:28), то теперь эти отношения отмечались страхом и ужасом. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они». (Брейшит (Бытие) 9:2). Это упоминание об изменении свидетельствует об отношении ТаНаХа (Библии) к употреблению мяса.

Мясо без крови

«Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте». (Брейшит (Бытие) 9:4). Следует отметить, что это ограничение вообще отсутствует в остальной части древнего Ближнего Востока. Тем не менее, причины хорошего здоровья могут объяснить эту библейскую предосторожность. Начиная средневековым врачом Маймонидом и заканчивая современным ученым H. Баруком, многие медицинские ученые показали опасные последствия употребления крови, потому что в ней содержатся все токсины животного. Но здоровье не является единственной причиной, приведенной ТаНаХом (Библией). Б-жий принцип этого ограничения - святость жизни, потому что «жизнь в крови». Важно также, что сразу после этого стиха, текст связывает это ограничение с проклятием: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его». (Брейшит (Бытие) 9:5). Кроме того, текст оканчивается самым драматическим предупреждением, касающимся убийства человека: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека». (Брейшит (Бытие) 9:6). В конечном счете, образ Б-жий, Сам Б-г пострадает в этом процессе: «ибо человек создан по образу Б-жию» (Брейшит (Бытие) 9:6). Идея святости жизни получает печать Б-га. Употребление в пищу животного с кровью связано с худшим нравственным беззаконием, убийством человека.

Неудивительно, что Пророк Йехезкель (Иезекииль) ассоциирует акт употребления мяса с кровью с идолопоклонством и убийством (Йехезкель (Иезекииль) 33:25-26). Тот же урок святости жизни находится в другом диетическом ограничении: «Не вари козленка в молоке матери его». (Шмот (Исход) 23:19). Кроме вероятных причин здоровья, а также культурных причин, запрещающих культ плодородия, есть также нравственные аргументы против жестокости соединения мертвого ребенка с молоком матери. Но этот принцип содержит еще один урок: мертвое животное не должно быть связано с источником его жизни - молоком матери. Так же, как мы не должны есть мясо (мертвое тело) с кровью, которая должна дать ему жизнь, мы не должны есть мясо с молоком, которое должно дать ему жизнь. Кроме того, запрет не есть «жилы, которая на составе бедра» (Брейшит (Бытие) 32:32) напоминает о чрезвычайной борьбе между Яаковом (Иаковом) и ангелом и указывает на ту же мысль.

Запрещается употреблять в пищу часть тела животного, обеспечивающую его сексуальную жизнь.

Несомненно, этот ритуал подчеркивает святость жизни, как и ритуал, говорящий о подготовке к употреблению мяса, свидетельствует о Б-жьем намерении препятствовать употреблению мяса. Чувство вины и страха должны присутствовать в качестве прелюдии перед употреблением плоти. Еврейские законы кашрута в дальнейшем способствовали отказу от употребления мяса, связывая этот акт с различными видами правил (т.е. шехита, засаливание). В самом деле, ТаНаХ (Библия) сообщает о нескольких случаях, когда Б-г пытался вернуть израильтян к эксклюзивной вегетарианской диете и предложить им отказаться от мяса. Когда Израиль только что был спасен от египетского рабства, казалось бы, идеальный момент, чтобы начать все заново. Б-г посылал манну, нечто наподобие растительного хлеба (Шмот (Исход) 16:4). «Вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем». (Бемидбар (Числа) 11:8). Но израильтяне жаловались и просили мяса. Б-г как бы "сдался". Текст говорит о гневе Божьем (Бемидбар (Числа) 11:1) и ясно показывает, что Он не одобряет их просьбу о мясе (Бемидбар (Числа) 11:4; Дварим (Второзаконие) 12:20, ср. Теhилим (Псалом) 105:14). Еврейский глагол «таава», описывающий их пылкое желание есть мясо, как правило, связан со злом (Мишлей (Притчи) 21:26) или предосудительной похотью. И когда Б-гу не удалось убедить израильтян следовать Его вегетарианскому режиму, Он сделал все, чтобы мясо вызывало у них отвращение: «Даст вам Всевышний мясо, и будете есть... пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным». (Бемидбар (Числа) 11:18-20, ср. Бемидбар (Числа) 11:32-34).

Чистое и нечистое мясо

Моисеевы законы о чистом и нечистом мясе являются еще одним свидетельством Б-жьей попытки воспрепятствовать потреблению мяса. К ограничению в отношении крови Б-г добавил длинный перечень запретов. Для употребления было доступно не всякое и не какое-нибудь животное. Всевышний сказал Моисею и Аhарону: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте». (Вайикра (Левит) 11:3). Животные, которые не соответствовали этим требованиям, такие, как свиньи (Вайикра (Левит) 11:7) и кролики (Вайикра (Левит) 11:6), были запрещены. Что касается птиц, текст дает длинный список запрещенных птиц, в основном хищных (Вайикра (Левит) 11:13-19; Дварим (Второзаконие) 14:12-18). На основе этих списков Талмуд приводит названия 24 запрещенных птиц (Хуллин 63б). Несколько причин были предложены раввинами и библейскими учеными, чтобы объяснить законы о «чистом и нечистом» мясе: Предложены духовные причины, потому что нечистое мясо будет препятствовать человеческому интеллекту и духовности (Талмуд); нравственные причины указывают, что такая дисциплина поможет усовершенствовать нравственное поведение (послушание и самоконтроль) (Мидраш), или даже сострадание (Рабби Кук) в дополнение к медицинским и гигиеническим причинам (Маймонид). Ни одна из этих причин не описана Танахом (Библией) прямо. Одна причина приводится косвенно через многочисленные отголоски и литературные параллели между Вайикра (Левит) 11 и историей создания мира в Брейшит (Бытие) 1. Те же технические слова и стилистические выражения используются («звери земные», «пресмыкающиеся животные», «по роду их» и т.д.). Кроме того, перечисление животных в книге Вайикра (Левит 11 следует в той же последовательности, что и тексты истории творения, описывающие шестой день (Брейшит (Бытие) 1:24-26). После создания земных животных (Вайикра (Левит), 11:2-8, ср. Брейшит (Бытие) 1:24-25), сотворение человека связано последовательно с животными в воде (Вайикра (Левит) 11:9-12; ср. Брейшит (Бытие) 1:26), с животными в воздухе (Вайикра (Левит) 11:13-23, ср. Брейшит (Бытие) 1:26в) и земными животными и рептилиями (Вайикра (Левит) 11:24-43; ср. Брейшит (Бытие) 1:26в). Наконец, в книге Вайикра (Левит) 11, как в Брейшит (Бытие) 1:24-26, отношения между людьми и животными имеют свой аналог в отношениях между человеком и Б-гом. В Брейшит (Бытие) 1:20 обязанность господства над животными связана с тем, что люди созданы по образу и подобию Б-га. Также в книге Вайикра (Левит) 11 обязанность проводить различия между чистым и нечистым мясом связана с тем, что святость человека отражает Божественную святость: «Итак будьте святы, потому что Я свят». (Вайикра (Левит) 11:44, 45).

Связь между этими двумя текстами показывает, что за законами о чистых и нечистых животных лежит значительная ссылка на историю творения из 1 главы книги Брейшит (Бытие), контекст, в котором празднуется жизнь - жизнь без смерти. Почему мы должны уважать законы о чистом и нечистом мясе? По той же причине, что мы воздерживаемся от крови в связи со святостью жизни. Это, действительно, существенно, что плотоядные животные запрещены и вообще животные, разрешенные для употребления в пищу, не едят мясо. Принцип, лежащий за законами кашрута, прост: жизнь священна. Именно поэтому идеальная диета по ТаНаХу (Библии) может быть только вегетарианской. Той, что была дана при творении в Эдемском саду. «Первому человеку не было разрешено есть мясо», - говорится в Талмуде (Санхедрин 59б). Она будет также диетой «мира грядущего» (Йешайяhу (Исаия) 11:7; см. Йешайяhу (Исаия) 65:25; hошеа (Осия) 2:18). Вот почему танахическая (библейская) причина лежит в основании диетических законов, а не только нравственная, гигиеническая или религиозная. Это, по сути, единственная явная причина, данная ТаНаХом (Библией): «Я – Всевышний Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я - Всевышний, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Б-гом. Итак будьте святы, потому что Я свят». (Вайикра (Левит) 11:44-45).

Вино и табак

Интересно отметить, что те же самые религиозные причины приводится в Танахе (Библии), чтобы оправдать запрещение употребления алкоголя. Священникам предписано воздерживаться от алкогольных напитков именно из-за принципа святости: «И сказал Всевышний Аhарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». (Вайикра (Левит) 10:8-10). Из этого стиха раввины Талмуда заключают, что священники должны полностью и всегда воздерживаться от любого алкогольного напитка: «Непозволительно делать вывод, что вино и крепкие напитки запрещено пить только во время служения в скинии собрания, но допустимо пить перед входом в скинию», следующий стих «чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». (Вайикра (Левит) 10:10), не позволяет делать такой вывод». (Бава Меция 90б). Надо отметить, что Библия не запрещает категорически пить вино, но предостерегает от вина, повторяя снова и снова в Писании: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид». (Мишлей (Притчи) 23:31-32, см. Мишлей (Притчи) 20:1). И тот факт, что одним из первых описанных случаев употребления алкогольных напитков был связан с большой безнравственностью (Брейшит (Бытие) 19:31) предполагает с самого начала танахический (библейский) идеал воздержания.

Божий принцип ценности жизни идет далее употребления мяса в пищу и употребления алкоголя, он также относится и к другому образу жизни, который может повлиять на наше здоровье и, в конечном счете, разрушить нашу жизнь. На основе галахи (традиционного закона), «ты должен сохранить свою жизнь» (ушмартен ет нафшотехем), Рав Овадья Йосеф, главный сефардский раввин Израиля, хотел, чтобы употребление табака было запрещено для евреев [4]. Рабби Залман Шахтер говорит, что несовместимо соблюдение кашрута и потакание своим привычкам, опасным для жизни: «Существует болезненное несоответствие в идее галахического авторитета, который глубоко затягивается сигаретой во время обдумывания вопроса о кашруте. Может ли вещество в то же самое время быть кошерным и опасным для здоровья?». (Louis A. Berman, Vegetarianism and the Jewish Tradition [New York: Ktav Publishing House, 1982], XVI).

Жизнь священна, потому что Б-г есть жизнь, жизнь свята, потому что Б-г свят. Весть о святости жизни и обязательство сделать жизнь святой возвышает голос со всех страниц Священного Писания. Это призыв и к евреям, и к каждому человеку любой другой национальности, не абстрактный, но конкретный, потому что Б-г Израиля, Б-г творения дал нам жизнь.

 

Жак Дюкан, D.H.L., Th.D.

Перевод с английского Александры Обревко

 

Изображение: Франциско де Зурбаран. Натюрморт. Фрагмент.

 

[1] Martin Buber, Hassidism and Modern Man, ed. and trans. Maurice Friedman, intro. Martin S. Jaffee (Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press International, 1988), 32-33.

[2] Louis A. Berman, Vegetarianism and the Jewish Tradition (New York: Ktav Publishing House, 1982), 8.

[3] Abraham Isaac Kook, Garments of Light: A View as to the Reasons for the Commandments (New York: Paulist Press, 1978), 318.

[4] Herve Aarone Mimoun, Notions de Sante et de prevention dans la Tradition Hebraique (Sarcellas, France: Otsar, 1985), 87.