Придворные евреи и ливреи

Юрий Шоткин
Просмотров: 23297

«Ой, не шейте вы, евреи, ливреи, / Не ходить вам в камергерах, евреи», — писал Александр Галич. История, однако, показывает, что в камергерах (высокий придворный чин) в разное время ходило много евреев, хотя для них это часто кончалось плохо. «А сидеть вам в Соловках и Бутырках / И ходить вам без шнурков на ботинках» (Галич, «Предостережение»).

Самый известный из таких камергеров благодаря роману Фейхтвангера — еврей Зюсс.

Это имя стало нарицательным для обозначения придворных евреев. Иосиф Зюсс Оппенгеймер (1698–1738) родился в Гейдельберге (Германия) в семье комедианта. После смерти отца воспитывался в семье дяди, богатого коммерсанта. С ранней молодости служил на торговых предприятиях своих богатых родственников во Франкфурте, Амстердаме, Праге и Вене, где приобрел большой опыт ведения финансовых дел.

В 1733 году герцог Вюртембергский Карл-Александр назначил Оппенгеймера своим главным финансистом. Оппенгеймер стал разными методами обогащать государственную казну и вскоре приобрел такое сильное влияние, что стал, по сути, обладать самостоятельной властью. Иосиф страстно желал приобщиться к знати и, заручившись поддержкой герцога, дважды безуспешно просил императора присвоить ему дворянский титул.

В 1737 году после внезапной смерти герцога Оппенгеймер был арестован и обвинен в нанесении ущерба государственным интересам и в растрате государственных доходов. Хотя обвинения не были доказаны, он был приговорен к смертной казни. Попытки еврейских общин выкупить Оппенгеймера не принесли результатов, и он был повешен. В тюрьме Иосиф, прежде не склонный к религии, стал благочестивым евреем и отклонил предложение спасти ему жизнь взамен на крещение. Он умер со словами молитвы «Шма» на устах. Самым первым придворным евреем можно считать библейского Иосифа, которого фараон за мудрое толкование своих снов сделал визирем, то есть высшим должностным лицом Египта («без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской»).

Иосифа также можно назвать первым штадланим (термин, применяющийся к придворным евреям, которые благодаря своему положению помогали собратьям и защищали их).

Исторически придворные евреи появились в начале Средневековья, когда короли и знать стали занимать деньги у еврейских банкиров, используя их как финансистов, главной задачей которых было предоставлять займы и заниматься снабжением войск. В обмен на свои услуги банкиры получали социальные льготы и высокий статус. Однако они же, как показывает жизнь еврея Зюсса и других, становились первыми жертвами антисемитски настроенных монархов. В Средние века правители ряда мусульманских стран приглашали на службу евреев-финансистов и врачей, и некоторые из них играли выдающуюся роль в этих странах.

Хасдай Ибн Шапрут (915–970) — первый известный истории еврей, занимавший высокое положение при дворе арабских халифов Испании. Он был придворным врачом, главой пошлинного ведомства, успешным дипломатом. Используя свое положение, Ибн Шапрут стремился по мере возможности помогать еврейским общинам в разных странах.

Он также поддерживал еврейских ученых, мыслителей и поэтов. Узнав, что правители хазарского царства приняли иудаизм, Ибн Шапрут отправил к хазарскому кагану (царь) делегацию с посланием, в котором выражал радость по поводу независимого государства, где исповедуют иудаизм.

Шмуэль ха-Нагид (993–1055) стал визирем Гранады при правлении халифов Хабуса и Бадиса. Последний почти не занимался государственными делами, и Шмуэль ха-Нагид был фактическим правителем Гранады. Под его предводительством гранадские войска разгромили армию Альмерии и затем победили Севилью с ее антисемитским правителем, обеспечив халифату доминирующее положение на юге Пиренейского полуострова.

Гранадские евреи, о благополучии которых он постоянно заботился, воспринимали каждый успех своего лидера как национальный триумф. Шмуэль ха-Нагид, выросший в знатной семье, которая вела свою родословную от царя Давида, был известным поэтом, издавшим три книги стихов и эпических поэм на иврите. Он также писал по-арабски и много переводил с этого языка на иврит.

Его сын Иосиф унаследовал все его должности и титулы, однако через десять лет был убит восставшими против его власти мусульманами. Мятеж сопровождался массовой резней евреев, в результате которой погибла почти вся гранадская община.

Саад Ад-Давла (?–1291) был великим визирем государства монголов, завоевавших Иран и Ирак. Он сделал быструю карьеру, став личным врачом султана и его финансистом. В созданном им новом административном аппарате значительную роль играли евреи. Однако когда султан тяжело заболел, визиря обвинили в его отравлении и казнили. Вслед за этим по городам прокатилась волна еврейских погромов. В христианской Испании, несмотря на то что евреи подвергались все более жестоким преследованиям, королевская власть пользовалась финансовыми услугами придворных евреев, которые занимали высокое положение.

Луис Сантангель (?–1498) был канцлером и министром финансов правительства короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Он сумел убедить суверенов в необходимости финансово поддержать экспедицию Колумба, при этом большую часть денег дал сам Сантангель и друг Колумба дон Ицхак Абрабанель (1437–1508).

Удачливый купец, философ и выдающийся толкователь Торы Абрабанель был принят на королевскую службу в Португалии, а затем в Испании и заслужил славу искусного придворного дипломата и финансиста. В 1492 году он использовал все свое влияние, дар убеждения и свои средства, пытаясь предотвратить подписание закона о высылке евреев из Испании. Не добившись успеха, Абрабанель разделил участь евреев, изгнанных из Испании, хотя лично для него испанский король делал исключение.

В России самый знаменитый пример придворного еврея — барон Петр Шафиров (1669–1739) родившийся в семье крещеного еврея Шая Сапсаева. Петр, получивший прекрасное образование и знавший в совершенстве пять европейских языков, начинал работать переводчиком в Посольском приказе. Когда он участвовал в Великом посольстве русской дипломатической миссии 1697–1698 годов в Западной Европе, его заметил Петр I. C 1709 года Шафиров — вице-канцлер, в том же году он присутствовал в царской ставке на поле боя во время Полтавской битвы.

В 1711 году после поражения русской армии в военной конфронтации с турками Шафиров сумел заключить достойный мирный договор. С 1717 года — вице-президент Коллегии иностранных дел, фактически руководил иностранной политикой России. В 1723 году стал жертвой борьбы придворных группировок, был обвинен в казнокрадстве, буйном поведении в Сенате и сокрытии своего еврейства. Был приговорен к смертной казни, во время которой (топор опустился рядом с головой Шафирова) приговор был заменен ссылкой в Сибирь.

После смерти Петра I императрица Екатерина вернула его из ссылки, и он получил пост президента Коммерц-коллегии. Шафиров никогда не забывал своего еврейского происхождения. Семья не употребляла в пищу свинину и сохраняла связи с некрещеными родственниками в городе Орше. Шафиров занимал для императора Петра большие средства у евреев — банкиров Запада.

В период австрийской монархии важную роль в истории Европы сыграл Самуил Оппенгеймер (1630–1703), дядя еврея Зюсса, который помог Габсбургам остановить продвижение турок и затем организовать последующее контрнаступление. В 1673 году император Леопольд сделал Оппенгеймера официальным военным поставщиком австрийской монархии во время войны Австрии с Англией.

Когда в 1683 году началась осада Вены и падение города казалось настолько неминуемым, что из него сбежал император, Оппенгеймер направил все свои финансы на спасение города и поддержку осажденных. Он сыграл также решающую роль в осаде и взятии австрийцами Будапешта и Белграда. Свое высокое положение и свой капитал он не раз использовал для защиты интересов и спасения евреев. Благодаря полученному им праву жить вместе со своими многочисленными родственниками и слугами в Вене, в городе вскоре образовалась большая еврейская община.

Сам Оппенгеймер не питал никаких иллюзий относительно того как к нему относятся королевские особы. Он понимал, что им нужны лишь его деньги, и как только он станет не нужен, его с легкостью пустят по миру или отдадут на растерзание толпы. Оппенгеймеру отказывались платить долги, предъявляли ложные обвинения и позволили толпе погромщиков напасть на его дом в Вене и подвергнуть его разграблению.

После смерти Оппенгеймера место главного финансиста и кредитора австрийских монархов Леопольда I, Иосифа I, и Карла VI занял Самсон Вертхаймер (1658–1724), который находил все новые источники доходов, необходимые для оснащения оружием и поставок продовольствия императорской армии. За многочисленные привилегии, которыми его одарили императоры, Вертхаймера называли еврейским кайзером.

Он был очень богат, обладал многими дворцами и садами в Вене, поместьями и домами в Германии. Как главный раввин Моравии и Венгрии, он занимался исследованиями в области религии и раввинского судопроизводства, прекрасно издал Вавилонский Талмуд, строил синагоги и дома для бедных евреев. Его репутация распространялась и на восток, где его называли князем Святой Земли и раввином Хеврона и Цфата.

 

Юрий Шоткин

Источник: http://www.sem40.ru/

Изображение: Иосиф Зюсс, public domain