Духовный Израиль или "Духовный Израиль"?

Александр Болотников
Просмотров: 12363

Размышления о больном и насущном

Как-то раз в адвокатской конторе города Торонто в Канаде произошёл один курьёз. Двое новоизбранных руководителей местной конференции Адвентистов Седьмого дня зашли к юристу за консультацией.

Этот адвокат, ортодоксальный еврей, уже много лет оказывал юридические услуги церкви. Во время встречи один из руководителей, чернокожий пастор, иммигрант из Ямайки, заметив кипу, спросил адвоката: 'Вы еврей?' Не дождавшись ответа, пастор продолжил: "а я вот тоже еврей". После немой сцены, адвокат недоуменно посмотрел на пастора и спросил: «Вы что прошли процедуру обращения в иудаизм? Как же Вы продолжаете быть пастором христианской церкви»? Бедняга руководитель конференции не понял вопроса и сконфузившись сказал: «Да я не плотской еврей, я - духовный».

Да, понятия «духовный Израиль» или «духовный еврей» весьма популярны в среде Адвентистов. Они основаны на тексте из послания к Римлянам 2:28-29 "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога".

Когда Павел писал эти строки, он конечно же, не подозревал, что их будут применять к себе люди, имеющие весьма ограниченное представление о том, кто такие евреи. Именно к таким людям относился наш пастор из Ямайки. Рассказывая мне о своём разговоре с адвокатом, он признался, что впервые в жизни увидел еврея. Вот я и удивляюсь, как можно отнести к себе слова «внутренне таков», при этом не имея ни малейшего представления ни о культуре, ни об истории, ни о жизни тех, чьё духовное наследие ты пытаешься нести.

К сожалению, в случае с нашим пастором, это не его вина, но беда. Адвентисты - это Всемирная Церковь, а потому мне лично приходилось иметь дело со служителями церкви - филиппинцами, индусами, африканцами, и т.д., - которые, причисляя себя к «духовному Израилю» видели еврея (меня данном случае) впервые в жизни. За все свои годы обучения и служения им никто ничего не рассказывал о настоящих евреях, а потому они искренно считали себя израильским народом.

Но самая главная проблема не в этих людях. Павел, конечно же, не подозревал, что его слова о том иудее, «кто внутренно таков», отнесут к себе те, у которых еврейский народ не вызывает никаких других чувств, кроме как презрения. Евреев они презирают за то, что те жестоковыйны и не приняли Христа. Считая себя «духовным Израилем» эти люди с неприязнью относятся к еврейской истории, да и вообще ко всему еврейскому. О какой духовности и о каком Израиле может тогда идти речь?

Однако и этому парадоксу есть объяснение. Дело в том, что, начиная с 19-го века, противники субботы в своих спорах с адвентистскими и с другими субботствующими христианами, постоянно обвиняли их в иудействовании. При отсутствии других библейских аргументов на фоне антисемитской христианской культуры 19-го века, для многих Адвентистов обвинения в иудействовании показались весьма обидными.

Вот от этого, как попытка защитить себя от обвинений оппонентов в иудействе, и произошло презрение к евреям. При этом возникает явная дилемма. С одной стороны такой адвентист, который стремится отмежеваться от всего еврейского хочет, чтобы его считали традиционным христианином, только соблюдающим субботу. Однако данная постановка вопроса большинство христианских богословов не устраивает, а потому хотят этого адвентисты или нет, братья-христиане, расположения которых некоторые так добиваются, все равно считают Адвентистов еврейской
сектой.

Оказия выходит... Это напоминает мне ситуацию, в которую некоторые наши собратья попали, выехав в США. Они уже получили американское гражданство, однако Америку они терпеть не могут. Английский учить не хотят, а потому, на работу толком устроится не получается. Жизни американской они не понимают да и понимать не особенно и хотят. В общем, все им в этой Америке противно. Естественно, возникает вопрос, а почему бы не вернуться на родину, где все было так прекрасно и не так, как в ненавистной Америке? Но ведь не тут-то было. Прошли годы с тех пор, как родные места остались за океаном. Там давно уж все изменилось. Да и не ждут уже там, потому, что чужими стали для бывших соотечественников. Вот и пребывает человек в бесконечно подвешенном состоянии.

Если в житейском смысле подобное подвешенное состояние весьма тяжело переживается, то что тогда говорить с точки зрения веры и богословского самосознания? Приняв авторитет Ветхого Завета со всеми вытекающими из этого теологическими последствиями, Адвентисты покинули свою «протестантскую гавань» и направились к берегам, которые в силу отступления церкви в Средние века, стали для многих христиан чужими. Но в действительности, это родные берега, на которых жил и проповедовал Иисус. Сможем ли мы пристать к этим берегам и сделать их нашей гаванью на этой бренной земле? К сожалению, для некоторых очень трудно вместить в себя тот факт, что Иисус, как сын человеческий родился от мамы-еврейки. Что он жил и рос при синагоге, а не среди идолопоклонников. Что все его апостолы были евреями. И, что, даже Лука, единственный автор Нового Завета, не еврей по национальности, был прозелитом, обращённым в иудаизм.

Осознавая это, становится однозначно ясно, что нет субботы «еврейской» и «христианской». Есть одна суббота, истину, о которой евреи худо-бедно, но пронесли до 18-го века. И только после этого истина о субботе стала серьёзно и масштабно проповедоваться в среде баптистов, у которых Адвентисты её и позаимствовали. Становится однозначно ясно, что первые христиане, большинство из которых, несмотря на сопротивление своих же собратьев, были евреями, и не представляли себе, как можно кому-то не соблюдать заповеди Торы, поклоняться Богу в день солнца и есть свинину и креветки. И так же становится ясно, что с субботой и с авторитетом Божьего закона в Церкви было покончено только тогда, когда Церковь окончательно избавилась от «засилия» иудео-христиан, которые не давали ей эллинизироваться в полной мере.

Как может причислять себя к духовному Израилю тот, у кого мысль о том, что Христос был евреем вызывает приступ ярости, а все, что имеет отношение к Израилю и еврейскому народу - приступ отвращения? Не окажется ли такой Адвентист в подвешенном состоянии, когда назад в протестантизм уже не принимают, а идентифицировать себя с иудео-христианством - язык не поворачивается?

Вот в чем заключается различие между духовным Израилем и «духовным Израилем». Искренне верующий, любящий Писание христианин всегда будет идентифицировать себя с народом, который Бог вывел из египетского рабства. А для бьющего себя в грудь и кричащего на всех перекрестках, что он - духовный Израиль, нет ничего страшнее того, что его обзовут евреем или обвинят в иудействе :)

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра “Шалом”,
Доктор богословия