О чем говорит Апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам 10:27, призывая есть "без всякого исследования"?
Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. (1Кор.10:27)
Понимание этого текста не представляет больших трудностей. Для этого нужно проследить ход мыслей изложенных в этом отрывке. В 8 главе апостол Павел говорит об идоложертвенных яствах.
Члены Коринфской церкви просили у Павла совета о том, позволительно ли употреблять пишу, посвященную язычниками своим идолам. Когда какое-либо животное в языческом храме приносилось в жертву тому или иному богу, то часть туши животного давалась исполняющим обязанности священникам. Затем эту часть они продавали, и таким образом часто мясо жертвенных животных поступало на рынок. В связи с этим возникало два вопроса: позволительно ли покупать такую пишу на рынке и есть ее; и можно ли при посещении язычника вкушать ее в доме его. Отвечая на этот вопрос Павел говорит: «идол в мире ничто», это означает, что идол это лишь безжизненный кусок дерева, камня или металла.
Более того, Павел говорит: «пища не приближает нас к Богу», таким образом прием пищи не имеет никакого сакрального смысла. Важно не то что ты делаешь, а какой смысл ты придаешь своим действиям, т.е. считаешь ли ты прием пищи частью языческого ритуала. В силу укоренившегося обычая, для некоторых христиан употребление идоложертвенного живо напоминало им о прошлой жизни. И здесь важно, чтобы их братья не подвергали их ненужным искушениям. «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим.14:13, 20).
Верующий всегда должен помнить о том, что его жизнь ни словом, ни делом не помешать другому жить в полной гармонии с волей Божией. Нужно думать о влиянии своих поступков на других. Эту мысль Павел развивает в 9 главе: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести». Павел говорит о том, что он не позволит себе обратить свободу в соблазн для немощных. Ради других готов отказаться от своих прав. «Поработил себя» - буквально, «пленил себя». Павел готов был потрудиться для блага других, как раб, не думая о себе, желая угодить Господину. Он согласен был, по возможности, принять всё и привычки, и обычаи, и мнения других, (только не поступаясь при этом своими принципами).
Далее в 10 главе мы видим логическое продолжение этой темы. В первой половине Павел говорит о недопустимости поклонения идолам. 10:7 «Не будьте также идолопоклонниками» (буквально: «положите конец [или, прекратить»] идолопоклонству»), а в 14 стихе «убегайте» - этими словами Павел показывает как далеко нужно держаться от идолов. Почему?
Участвуя в вечере верующие становятся частью Христа через символы – это трапеза Божья. Соответственно участвуя в трапезе идоложертвенной человек имеет «общение с бесами». Христиане посвящены Христу; они принадлежат Ему как через творение, так и через искупление. Они не могут и не желают участвовать ни в каком служении, где честь воздается не истинному Богу, а какому-либо другому существу (см. Исх. 20:3-5; Матф. 4:9, 10). Предостережение, которое содержится во второй заповеди, ясно указывает на отношение Бога к идолопоклонству. Мы видим, что такое служение Он рассматривает как бесчестие Его как Бога (см. Исх. 20:5). Наш Бог, есть Бог ревнитель, и Он не желает разделять чести и послушания Своего народа с какой-либо другой силой (см. Исх. 20:4, 5; 34:12-16; Ис. Нав. 24:19; Матф. 6:24). Наше приобщение к идолослужению посредством участия в идоложертвенном делает нас соучастниками в том, что особенно отвратительно в очах Божиих и что более всего раздражает Бога (см. Лев. 19:4; 26:30; Втор. 18:10-12; 1Кор. 6:9; Ефес. 5:5; Откр. 21:8; 22:15). Итак, говоря о идолопоклонстве, Павел категоричен: «не станем раздражать Господа».
Однако, Павел вовсе не желает убедить нас в том, что идол имеет какое-либо значение или что пища, посвящённая ему, отличается от другой пищи уже потому, что она стала идоложертвенной. Убеждение в том, что идолы в мире ничто, естественно приводит нас к заключению о том, что всё идоложертвенное также ничто. Понимание сути вещей дает свободу, но не у все одинаковое понимание. И далее мы читаем: «все мне позволительно, но не все назидает» (10:23). Хотя следует согласиться с тем, что есть идоложертвенное не грех, тем не менее, бывают веские причины, в силу которых этого делать нельзя. В случаях, когда для христианина нет прямого запрета, но его пример может сильно повлиять на других, он должен руководствоваться не своим удовольствием и желанием, а мыслью о том, как его поведение скажется на других.
Теперь мы готовы поговорить о том, как применить этот принцип на практике и девизом звучит 24 стих: «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого».
Первое, если купил мясо на рынке. Поскольку идоложертвенное мясо продавалось на обычном рынке, апостол советует христианам покупать безбоязненно. Не спрашивать у продавца о происхождении мяса: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор.10:25,26).
Второе, если пригласили на обед «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести» (1Кор.10:27). Из контекста ясно, что речь идёт о приглашении принять участие в трапезе в частном доме, а не в языческом капище. Нередко не христиане оказывают христианам гостеприимство. Последние в таких случаях не должны отказываться. Они должны брать пример с Христа, Который никогда не пренебрегал гостеприимством тех, которые не были Его последователями (см. Лук. 11:37). Важно дорожить знаком радушия, тем более что это возможность для свидетельства о Господе, Его любви и плане спасения. Иисус принимал приглашение неверующих, имея в виду эту цель. Имея в виду именно это обстоятельство, Павел советует приглашенному гостю оставить все угрызения совести и с радостью вкушать поданную ему пищу. Он не должен смущать своего хозяина вопросами относительно пищи, желая знать, не была ли эта пища посвящена ложным богам, которых почитает хозяин. Пища имеется в виду такая, какую христианин может сознательно вкушать без нарушения повелений Божиих относительно чистой и нечистой пищи Левит 11 гл. Наставление, которое даёт Павел, касается вопроса об употреблении в пишу идоложертвенного, но не касается вопроса о пригодности пиши с точки зрения питательности и здоровья (см. Рим. 12:1, 2; I Kop. 6:19, 20).
Третье, если для хозяина дома или для кого-то приглашенного эта трапеза осмысливается как поклонение идолу, то не ешьте. Павел призывает более сильных братьев быть осторожными в своем поведении, чтобы не соблазнить в чем-либо немощных братьев. Этот принцип по своему характеру универсален. Никогда христианин не должен делать ничего такого, что может оскорбить или соблазнить, будь то Иудея, язычника или брата. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. (1Кор.10:31)
Андрей Ковалев
Изображение: источник