Занимаются ли современные протестанты идолопоклонством?
Вопрос в заглавии статьи так поставлен весьма не случайно.
Дело в том, что, начиная с Мартина Лютера, христианские реформаторы желали очистить церковь от идолов и суеверий, которые многовековая традиция привнесла в нее в средние века. В своих книгах и комментариях протестантские богословы 16-18-го вв. подвергали резкой критике поклонение святым местам и объектам, популярное как в католицизме, так и в православии. Однако, к своему глубочайшему удивлению, я обнаружил, что в 20-21-м веках некоторые христиане, однозначно причисляющие себя к протестантской ветви, не брезгуют заняться чем-то подобным. При этом руководствуются они весьма альтруистичными побуждениями: защитой и доказательством библейской истины.
Защита библейской истины через нахождение доказательств, подтверждающих те или иные факты библейских повествований – дело весьма важное, но оно требует от занимающегося этой проблематикой особой подготовки, знаний и опыта. Именно в этом и проявляется слабое место у некоторых «протестантских апологетов». Дело заключается в том, что в отличие от православия и католицизма, которые утверждают постулат о том, что простой мирянин не может истолковывать Библию без помощи специально подготовленного клирика, поставленного церковью на это, протестантизм основывается на идее о том, что Библия и её исследование должно быть достоянием всех. А потому в протестантизме каждый человек, даже не имеющий специального богословского образования, может исследовать и высказывать свои суждения касательно Библии. Именно используя этот аргумент, некоторые авторы-энтузиасты стали в массовом порядке производить различные публикации по библейской археологии, не имея при этом ни должной профессиональной подготовки, ни опыта участия в археологических раскопках.
В буквальном смысле приходится краснеть, когда, к примеру, читаешь о том, как в районе Газы (где уже 70 лет из-за непрекращающейся войны не велись никакие раскопки) археологи якобы нашли двух с половиной метровый скелет человека с дырой во лбу. Это так называемое «великое открытие» интерпретируется как нахождение останков самого Голиафа, убитого прямым попаданием камня из пращи Давида. Или пуще того, когда в интернете появляется фото и видео монтаж с «места нахождения» останков египетских колесниц, затонувших в Чермном море во время погони за Израильтянами. Только тем, кто немного разбирается в археологии, при первом же взгляде на эти видео становится ясно, что эти колеса принадлежали ассирийским колесницам 8-го века до н. э, а не египетским 14-го века.
Однако наибольшие страсти в среде «защитников» библейской правды вызывают истории, связанные с поиском и нахождением ковчега завета. Действительно, исходя из того, что мы читаем в Библейском повествовании, следы ковчега завета, находившегося во Святом святых как Моисеевого Святилища, так и Храма Соломона, затерялись после разрушения Первого Храма Навуходоносором в 587-м году до н. э. В Библии ничего не говорится о том, был ли ковчег завета во Втором Храме, отстроенном Зоровавелем в 515-м году до н. э. Основываясь на записанном в книге Иосифа Флавия «Иудейская Война», а так же на «Анналах» Тацита, можно сделать вывод, что ковчега во Втором Храме на момент его разрушения не было. Оба историка пишут, как полководец Тит, сын императора Веспасиана, возглавлявший римскую армию, осаждавшую Иерусалим, мечтал увидеть (как он это себе представлял) статую Бога евреев за завесой во Святом Святых. К своему разочарованию, подобравшись в уже горящем Храме к заветной цели, он увидел лишь камень.
Интересно заметить, что, давая подробнейшее описание Храма, который иудеи должны были отстроить по возвращению из Вавилонского плена, пророк Иезекииль в видении, записанном с 40-й по 48-ю главы своей книги, вообще не упоминает о Ковчеге Завета. Нет никакого упоминания о ковчеге и в книге Ездры, повествующей о восстановлении Храма в Иерусалиме, происходившем по указу персидского царя Кира с 538-го по 515-й год до н.э. Согласно историческим источникам полководец Помпей, подчинивший Иудею и Иерусалим Риму, ворвался в Храм и даже во Святое Святых, и с ним ничего не произошло. Более того, Флавий подробно описывает святые предметы, которые видел в Храме Помпей, но о ковчеге не пишет ни слова. Это говорит о том, что в Храме, отстроенном Зоровавелем, не было постоянного присутствия Славы Божьей на херувимах, подобно тому, как это имело место во времена Первого Храма. В своей книге «Иудейские Древности» Флавий дает некоторое описание процесса реконструкции Храма. В частности, Ирод повелел расширить само Святилище и сломать стены Святого и Святого Святых, возведенные при Зоровавеле. Несмотря на то, что все эти работы производили священники, никого не постигла участь Надава и Авиуда.
Как об этом пишет Мишна: «С тех пор, как ковчег был взят, на его месте находился камень от времен первых пророков; он назывался Шетия и имел в высоту три пальца. На этот камень он (Первосвященник) ставил кадильницу» (Мишна Йома 5:2). Тосефта Йома 3:6 (по изданию Перферковича) добавляет: «Сначала на этом камне находился ковчег; когда же он был взят, то на нем совершалось воскурение, полагающееся в Святом Святых. Рабби Иосе говорил: «на этом камне основан мир»».
Как видно из выше процитированного все источники сходятся на том, что во Втором Храме ковчега завета уже не было. Однако же касательно исчезновения ковчега ходят разные легенды. В частности в псевдоэпиграфической книге 2-го века н. э., переведенной с греческого языка и сохранившейся только на сирийском языке, автор которой именует себя Борухом, соратником пророка Иеремии, утверждается, что перед разрушением ангел сошел с неба и забрал из Святилища ковчег, скрижали и одежду первосвященника со всеми драгоценными камнями на ней (2 Борух 6:7). Данная апокалиптическая традиция, может быть и правдоподобна, но, при сопоставлении ее с апокалипсисом Иоанна возникает серьезный вопрос. В 19-м стихе 11-й главы книги Откровение сказано: «и отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его». Написано «ковчег», а не «ковчеги». Если, согласно записанному в 11-й главе Послания к Евреям, земное Святилище сделано по образцу небесного, и, как сказано в книге Исход 25:40, Моисей сделал все предметы по образцу, который был показан ему на горе, то и ковчег завета должен был быть сделан по образцу. В этом случае, какой ковчег видит Иоанн в небесном Храме: тот, что был изначально на небе, или тот, что, согласно выше приведенному тексту ангел забрал на небо из разрушенного Храма?
Позиция, изложенная в Апокалипсисе Боруха, не находит себе поддержку в других апокалиптических книгах, созданных в тот же период времени. В частности, в другом псевдоэпиграфе, сохранившемся на греческом языке, автор которого выдает себя за Ездру, описывается, как Храм был разрушен Вавилонянами, которые вдребезги разбили ковчег завета (2 Ездры 10:20-23). Псевдоэпиграфами называют книги, авторы которых выдают себя за известных канонизированных пророков и других писателей Библии. Именно поэтому никто даже и не пытается включать эти книги в Библейский канон. Однако же версия о судьбе ковчега, описанная на страницах апокалипсиса Ездры, кажется многим ученным более или менее правдоподобной.
В Вавилонском Талмуде приводятся другие весьма противоречивые сведения о судьбе ковчега. В частности, на странице 52б трактата Йома говорится о том, что пророк Исаия спрятал ковчег вместе с сосудом с манной и расцветшим жезлом Аарона. Однако в том же трактате на странице 53б приводятся два абсолютно других мнения. Согласно одному из них ковчег был унесен в Вавилон вместе с другими сосудами Дома Господня. Другое же мнение утверждает, что ковчег был зарыт прямо под полом Храма в помещении для дров. По этому же поводу в Мишне в трактате Шекалим 6:2 приводится история, как один из священников во время работы при строительстве Иродового Храма заметил, как одна из плит старого фундамента отличается от других. Он пришел и рассказал своему товарищу и, не успев докончить рассказ, умер. Тогда все поняли, что именно там был зарыт ковчег.
Интересно заметить, что в псевдоэпиграфических документах судьба ковчега подается как факт, якобы известный авторам этих книг. В Талмуде, в отличие от псевдоэпиграфических источников, никто не пытается делать громких заявлений о том, что кому-то что-то было открыто. Все три версии исчезновения ковчега подаются в Талмудической традиции исключительно через призму типичной раввинистической экзегезы отдельных стихов ТАНАХА. К примеру, идея о том, что ковчег где-то закопан на территории разрушенного Святилища, принадлежит Рабби Иегуде бен Лакишу. Он использует слова «до сего дня» из 3 Царств 8:8. По его мнению если шесты, на которых ковчег внесли в давир при постройке Первого Храма, остаются там «до сего дня», то и ковчег там же «до сего дня». А потому история о смерти одного из священников, записанная в Мишне, явно к месту подтверждает верность «экзегезы текста». С другой стороны Рабби Элиезер использует текст 2 Паралипоменон 36:10 и на его основании утверждает, что ковчег является «драгоценным сосудом дому Господня», и, соответственно, был перевезен в Вавилон во время пленения царя Иехонии. Подобные разномыслия в Талмуде по разным вопросам встречаются почти повсеместно и таким образом отличают Талмуд от средневековой иудейской литературы, представляющей единственную точку зрения по всем вопросам. Однако же версия о том, что ковчег был забран в Вавилон, в чем-то схожа с тем, что говорится в псевдоэпиграфе Ездры. Также нечто подобное произошло с менорой (светильником) при разрушении Второго Храма. Согласно барельефу триумфальной арки в Риме ее явно привезли в Рим в качестве трофея, и дальнейшая ее судьба не известна. То же самое могло стать и с ковчегом завета после того, как его привезли в Вавилон, если он до него вообще доехал. Однако, несмотря на трагический конец как Первого, так и Второго Храмов, Бог не желал, чтобы Его последователи посчитали утерю святых предметов чем-то непоправимым. Именно поэтому в книге Откровение Иоанн видел все святые предметы Святилища в Небесном Храме, включая ковчег завета и менору.
Однако же тема поиска утерянного ковчега завета продолжает будоражить умы многих «аркеологов». Да, я не ошибся, именно так от английского слова ark – ковчег – ученые археологи называют этих умельцев-одиночек, выдвигающих разные идеи о том, где еще можно чего-то поискать. Некоторые из них, оббивая пороги кафедр археологии различных университетов, пытаются продвинуть свои нелепые идеи. Некоторые на свой страх и риск решаются самостоятельно отправиться на раскопки и, не имея никакого понятия о том, как производятся любые археологические работы в современных цивилизованных государствах, каковым является Израиль, попадают впросак. Но есть и те, которые, попав впросак, продолжают трубить о своих «великих находках», манипулируя доверчивостью верующих людей, выпуская в интернет подделку за подделкой.
Для всякого человека, хоть немного знакомого с археологией, хорошо известно, как государства строжайшим образом охраняют свое историческое наследие. Времена Багдадского экспресса и находок Картера, когда в музеи Европы тоннами вывозились артефакты из Месопотамии и Египта, закончились еще в 30-е годы. Сейчас любые раскопки, будь то на территории Иордании, или Турции, а тем более Израиля, проводятся под строжайшим контролем министерств по делам древностей, которые выдают разрешение на проведение раскопок. Как правило, в первую очередь рассматриваются заявки местных университетов, и только после этого правительство может выдать разрешение иностранному консорциуму. Эти правила не касаются Израиля, где правом раскопок пользуются исключительно местные университеты. Всякий археолог, желающий получить привилегию участвовать в раскопках на территории Израиля, обязан делать это только в кооперации либо с Еврейским университетом в Иерусалиме, либо с университетом Тель-Авива или Бар-Илана, или с любым другим университетом Израиля, где есть кафедра археологии. Кроме того, когда на раскопках находится какой-либо артефакт: статуэтка, табличка с надписью или даже осколки посуды, из которых можно склеить разбитый сосуд, все это тщательно документируется и публикуется в специальных журналах, для того, чтобы любой ученый или студент, занимающийся исследованиями, мог сразу же получить доступ к результатам любых раскопок. Именно поэтому сейчас в университетах всего мира многие студенты и аспиранты могут проводить исследования и писать статьи об археологических находках и их значении, не бывая на месте, где они были найдены. Система документации такова, что позволяет исследователю полностью видеть всю картину того, что было обнаружено. Иными словами, если я хочу написать что-то о быте жителей деревни в древней Ассирии, мне не нужно отправляться в зону военного конфликта и проводить там исследования на раскопанном кургане в районе Киркука. Я иду в библиотеку серьезного университета и достаю там отчеты агрологических экспедиций, которые этот курган собственно раскапывали.
Более того, абсолютно все находки тщательнейшим образом инвентаризируются, и являются исключительной собственностью государства, которое распределяет их по музеям. За попытку прикарманить себе даже какую-то мелкую монетку или печать можно заработать реальный тюремный срок и навсегда лишится права на проведение каких-либо исследований в Израиле. Место проведения раскопок также является собственностью государства. По завершению раскопок создаются археологические парки, куда могут приходить все желающие и смотреть на результаты работы экспедиций.
Зная все это, любой разумный человек поймет, что такой крупный объект как ковчег завета не может просто так проскользнуть мимо Израильских властей, не оказавшись ни в каком из музеев. Более того, сразу становится ясным, почему все эти громкие заявления об обнаружении ковчега делаются исключительно в интернете. Понимающий человек сразу же захочет увидеть подробный отчет о раскопках, которого, естественно, нет. А в интернете несведущим людям можно показать любой фотомонтаж, шитый белыми нитками.
Тем не менее, на протяжении многих лет разные «аркеологи» пытаются привлечь внимание публики к горе Нево. Дело в том, что, согласно записанному во Второй книге Маккавеев 2:1-8, именно там пророк Иеремия спрятал Ковчег и жертвенник благовонных курений.
В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их. Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего. Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место. (2-я Макк. 2:1-8)
Именно из-за подобных историй книги Маккавеев никогда не являлись частью канона Священного Писания. Данная история однозначно является легендой, а не правдой. Согласно записанному в книге пророка Иеремии, этот пророк во время осады Иерусалима сидел в яме за свои речи. В яму его посадили священники, многие из которых лжепророчествовали. За обличение этих лжепророчеств Иеремию не раз выгоняли из Храма. Соответственно, не будучи священником, Иеремия не имел доступа к ковчегу. Более того, как Иеремия мог ускользнуть от городской стражи и проникнуть через плотное кольцо осаждавшей Иерусалим вавилонской армии?
Конечно же, для тех верующих людей, которые одержимы манией нахождения ковчега, это не аргумент: для Бога ведь нет ничего невозможного! Но проблема ведь в том что нигде в книге пророка Иеремии, являющейся неотъемлемой и бесспорной частью Библейского канона, ни слова не упоминается ни о каком Божьем указании насчет ковчега. Наоборот, в 3-й главе записаны следующие интересные слова:
И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет (ивр. – не сделают). В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего (16-17).
Из текста выходит, что Господь не стремится к тому, чтобы кто-то либо искал ковчег завета, либо пытался его восстановить. Эти слова Иеремии логично объясняют тот факт, что в последних главах (40-48) книги пророка Иезекииля, где дается подробнейший план постройки нового грандиозного Храма, который должны были соорудить иудеи по возвращению из вавилонского плена, ни слова не сказано о ковчеге. Однако же в 44-й главе сказано:
И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, [как] князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое (Иез. 44:1-4).
То есть Бог в Храм заходит, Слава Божья в Храме есть, а ковчега – нет.
Зачем же тогда сегодня нам искать и находить ковчег завета, который был в Моисеевом Святилище и в Первом Храме? Согласно записанному в книге пророка Иеремии Бог к этому не стремится. Многие люди не понимают, почему Бог повелел Моисею построить Святилище с его двумя отделениями, со Святым Святых, в которое никто не мог заходить, кроме первосвященника раз в году. С одной стороны Бог желал пребывать по соседству со Своим народом (Исход 25:8).
Но с другой стороны Ему нужно было отгородиться от грешного человека, дабы всех не постигла судьба Надава и Авиуда. Пророк Иеремия пишет о том, что Бог стремится избавиться от этой преграды. Получается, что те, кто желают найти ковчег, в принципе идут против воли Бога, пытаясь восстановить вынужденную преграду, которая существовала во времена Моисея.
Несомненно, те, кто производит интернет-истории о нахождении ковчега, движимы благими мотивами. Они, скорее всего, считают, что если протрубить о том, что найден ковчег, да еще и со скрижалями Закона в нем, то весь мир начнет резко соблюдать Десять Заповедей. Обольщаться подобными идеями вряд ли стоит, ибо Сам Иисус когда-то сказал в притче о том, что даже если кто-то из мертвых и воскреснет, некоторые люди все равно не поверят (Луки 16). Проблема заключается в том, что преследование подобных пусть и благих целей, но с использованием ничем неподтвержденной информации, является настоящей медвежьей услугой для всех верующих в истины, записанные в Священном Писании. А слепое доверие сомнительным фактам из интернета вкупе с навязчивыми идеями по поводу ковчега откровенно попахивает идолопоклонством, и ничем не отличается от поклонения медному змею, которого царь Езекия вынужден был уничтожить.
Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия
Изображение отсюда