Правда о Биробиджане: «свинцовые мерзости» имперского антисемитизма
24-го октября 1795-го года была подписана третья конвенция, по которой к России отошли польские земли восточнее рек Буг и Неман.
Начиная с 14-го века, правители Речи Посполитой были практически единственными европейскими монархами, которые принимали евреев и разрешали им селиться на своих восточных территориях. Для евреев, которых католические правители западной Европы периодически изгоняли из своих владений, Речь Посполитая была истинным прибежищем, но польские короли, милостиво принимавшие евреев в своих землях, имели в этом определенную политическую заинтересованность. Еврейских «гостей» селили в восточных областях королевства, то есть на территориях Галицко-Волынского и Турово-Пинского княжеств, бывших когда-то частью Киевской Руси. После татаро-монгольского разорения эти земли попали по власть Великого Княжества Литовского, которое вошло в династическую унию с Польшей, образовав могучую Речь Посполитую. Евреев же селили в восточных пределах королевства исключительно для того, чтобы они занимались сбором налогов с местного населения, таким образом, создавая буфер между господствующими в украинской земле поляками и украинцами, которые стали осознавать себя ново зарождающейся нацией. Подобная «милость» со стороны польских королей и послужила источником той ненависти, которая существовала к евреям, проживавшим на территории современных Западной Украины и Польши, до сего дня выражающаяся в проявлениях так называемого «бытового антисемитизма».
В отличие от Речи Посполитой русские цари относились к евреям с открытой ненавистью. Петр Первый издал указ, категорически запрещающий евреям селиться в Петербурге и Москве. Однако, несмотря на то, что евреи не могли селиться ни в Московском Царстве, ни в Российской Империи, с времен Ивана III Православная церковь активно использовала богословский антииудаизм для того, чтобы бороться с постоянно возникающими сектантскими течениями так называемой «жидовствующей ереси». Именно, поэтому несмотря на то, что в России бытовой антисемитизм не был так развит, благодаря антииудейским теологическим идеям, существовавшим в восточном христианстве с времен Иоанна Златоуста, отношение в евреям было весьма негативное.
Вот почему после того, как Речь Посполитая была поделена между Россией, Австрией и Пруссией, и Россия захватила территории правобережной Украины, западной Белоруссии, Литвы, дойдя до самой Варшавы, миллионы евреев проживавших на этой территории, оказались весьма нежеланными гостями. Стремясь не допустить конкуренции между еврейским и православным населением, царское правительство предприняло меры, ограничивающие выбор места жительства для евреев на их новой «родине». Таким образом была установлена черта оседлости, за пределами которой могли селиться только богатые купцы первой гильдии и ростовщики. Это создало в народе ложный имидж о жадных евреях-кровопийцах.
Однако большинство еврейского населения не занималось ни купечеством, ни ростовщичеством. Их экономическая жизнь складывалась совершенно по-иному. Как при польских королях, так и в царской России евреям было запрещено владеть землей и обрабатывать ее. Также в Российской империи в 19-м веке евреи не могли получить высшего образования, а потому тем, кто не имел больших денег, оставалось либо заниматься ремеслом и мелкой торговлей, либо изучать Тору. Это не способствовало экономическому процветанию в традиционных еврейских селениях. Большинство жителей этих «штетлов» не могли проживать за пределами своих поселений. Ремесленные люди не могли поселиться ни в столице, ни в промышленных районах страны, где была работа, и можно было бы устроиться на завод или в шахту. Штетлы становились все более и более перенаселенными, и в них процветала ужасающая бедность.
Именно поэтому из пяти миллионов евреев, проживавших в Российской Империи в 1880-х годах, к 1912-му году два миллиона выехали из страны, составив костяк еврейского населения Соединенных Штатов Америки. Другой важной причиной, послужившей для массовой иммиграции евреев из России, были погромы, усилившиеся при Александре III и достигшие своего апогея в 1905-м году после Русско–японской войны. Именно поражение России в войне с Японией и последовавший после этого экономический кризис явились одними из причин Первой русской революции.
Для подавления этой революции царская охранка решила прибегнуть к испытанному грязному методу. Во всем обвинили евреев, распространив слухи о том, что армия проиграла войну из-за некачественного провианта и боеприпасов, которые поставляли еврейские торговцы. Этим агенты охранки желали отвлечь внимание народа от бунта и перенаправить его на «что-то другое». Среди православного населения активно распространяется старый средневековый поклеп о кровавом навете, что, дескать, во время Пейсаха евреи крадут христианских младенцев, дабы вырезать их сердце и подмешать их кровь в мацу.
Именно в этот период становится популярным пасквиль о заговоре Сионских мудрецов, однозначно составленный агентами царской охранки. В нем евреи обвиняются в желании управлять всем миром с помощью денег, подкупов и финансовых махинаций. Действительно, в средние века, когда в странах католической Европы евреи являлись гражданами второго сорта, и им запрещалось как земледелие и владение землей, так и организация и участие ремесленных цехах, ростовщичество было одним из немногих занятий, которым было разрешено заниматься. Это было сделано специально, чтобы подогревать ненависть к евреям в народе. Благодаря тому, что евреи проживали в разных странах и занималась финансами, купцы могли отправляться в путь за товаром без мешков золота, а лишь имея при себе кредитную расписку местного еврея-ростовщика своему коллеге в другом городе. Эти кредитные письма были прототипами современных банковских чеков. Благодаря этому в Западной Европе оживилась торговля, что способствовало экономическому росту и привело к Ренессансу. Именно на этой волне появляются богатые банкирские дома Ротшильдов и Рокфеллеров, благодаря деятельности которых Западная Европа к 17-му веку смогла выпутаться из сетей темного Средневековья. В Восточной Европе, ни в Речи Посполитой, ни в Российской Империи евреям такой крупной банковской деятельностью заниматься не дозволялось. Да и вообще, как в Западной, так и в Восточной Европе банковской деятельностью большинство евреев не занималось. Как и в любом другом обществе, вопреки досужим слухам, большинство еврейского населения, особенно в Восточной Европе, имело доход ниже среднего и занималось мелкой торговлей, портняжничеством, сапожным делом и другим мелким малодоходным ремеслом. Но царская охранка преднамеренно извращала факты, и «трубила» о несметных богатствах евреев, что способствовало росту количества погромов, от которых страдали в основном беднейшие слои еврейского населения.
На этот период приходится особо массовый отъезд евреев из России в Америку и в Палестину, которая была тогда частью Османской Империи. Однако, несмотря на то, что два миллиона евреев покинули Россию, большая часть населения просто не имела средств, чтобы оплатить свой переезд. Таким образом, эти люди оказались фактически между молотом и наковальней. Им просто нечего было терять. Именно этим и фактом воспользовался Ленин. Понимая, что революция 1905-го года не достигла своей цели из-за недостаточной поддержки населения, Ленин обратился к евреям с особым манифестом. В этом манифесте он призывал евреев присоединиться к партии большевиков в обмен на обещание решить еврейский вопрос и сделать евреев равноправными гражданами новой России. Этот призыв возымел свой эффект, и еврейская беднота в буквальном смысле хлынула к большевикам.
Вот почему после революции много евреев оказалось на высших государственных постах. Если при царе евреям категорически запрещалось занимать государственные посты и командные должности в армии, то в первые годы после Октябрьской революции чаша весов буквально склонилась на сторону евреев. Этот факт послужил причиной сильнейших еврейских погромов со стороны белоказаков и петлюровцев во время Гражданской войны, особенно в еврейских поселения, находящихся на территориях южной и левобережной Украины.
Однако же в Гражданской войне победу одержали большевики, и Ленин приступил к выполнению своего обещания. Уже в 1918-м году при Совете Народных Комиссаров был учрежден так называемый Евком – комитет по еврейским делам. Одной из его задач было разрешение вопроса перенаселенности еврейских штетлов путем поиска свободных земель, на которых можно было бы расселить бедное еврейское население и выделить им участки сельскохозяйственной земли для жизни и заработка. С самого начала предполагалось использовать для этой цели степные земли нынешних Николаевской, Херсонской областей и степную часть Крыма. Однако, несмотря на то, что земли было достаточно, антисемитски настроенное местное населения настолько воспротивилось этому, что большевистскому правительству пришлось от этого отказаться.
Именно тогда у Сталина, который прежде был наркомом по делам национальностей, возникла «гениальная» идея: послать евреев на укрепление дальневосточных границ СССР и тем самым защититься от возможных агрессивных притязаний Японии. Таким образом, было принято решение выделять для расселения евреев земли в районе станции Тихонькая Транссибирской железной дороги, находящиеся при слиянии рек Бира и Биджан в 200-х километрах западнее Хабаровска. В мае 1928-го года было принято постановление Президиума ЦИК СССР о закреплении за КомЗЕТом (комитетом по землеустройству еврейских трудящихся) для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в Приамурской полосе Дальневосточного края. Сам КомЗЕТ был создан в 1924-м году с целью привлечения еврейского населения Советской России к производительному труду. В цели КомЗЕТа также входило сотрудничество с международными еврейскими организациями и создание альтернативы сионизму. Примечательно, что КомЗЕТ был создан в год смерти Ленина новым генсеком Сталиным. Если для Ленина евреи были опорой в революции, Сталин никогда не питал к ним симпатии, а потому создание КомЗЕТа было своеобразной Сталинской интерпретацией ленинского декрета о борьбе с антисемитизмом.
Среди евреев началась интенсивная агитация и призывы к переселению. Многие искренние коммунисты откликнулись, начали переселяться в дальневосточный край. И таким образом, как альтернатива сионизму и попыткам возвращения евреев на свою историческую родину, в 1934-м году была образована Еврейская автономная область, и Биробиджан (бывшая станция Тихонькая) стал её административным центром. Пропаганда имела весьма ограниченный успех. В апреле 1928-го года начинают прибывать первые переселенцы. Всего в течение года прибыло 856 человек. Однако, в связи с тяжелыми бытовыми условиями и из-за тяжёлого климата этот процесс протекал неравномерно. В первые годы прибыло сравнительно большое число евреев-поселенцев, однако более половины поселенцев, прибывших в 1928-33-м годах, покинули область. Всего за первые шесть лет колонизации прибыло 19635 евреев, а уехало 11450, то есть осталось только 8185 человек.
Согласно свидетельствам некоторых историков Сталин давно вынашивал планы очистить руководство страны от евреев и выслать их в образованную им Еврейскую автономную область. Сначала осуществлению этих планов помешала Великая Отечественная война, во время которой евреи, в том числе и те, кто переселился в ЕАО, сражались против гитлеровцев бок о бок с представителями всех народов СССР. Из 11000 жителей на фронт призваны и ушли добровольцами 11000 биробиджанцев, из них 7000 человек домой не вернулись. Оправившись после войны, Сталин вновь принялся за евреев. Дела врачей-отравителей, удивительным образом совпавшие с временем провозглашения и становления государства Израиль, раскрутили в СССР небывалый по своим масштабам маховик политики государственного антисемитизма, продолжавшегося и при Хрущеве, и при Брежневе. Но создать альтернативу Израилю в Биробиджане не удалось. Историки говорят, что только смерть Сталина помешала насильственному переселению всех советских евреев на Дальний Восток.
Несмотря на существование Еврейской Автономной области, языком которой, согласно советским справочникам был идиш, несмотря на существование газеты «Биробиджанише Штерн», выходившей на идише и пропагандировавшей в советское время идеалы коммунизма, несмотря даже на существование еврейского музыкально-драматического театра в Биробиджане, еврейская труппа которого была уничтожена вместе с другими деятелями национальной еврейской культуры в послевоенные годы сталинских репрессий, Биробиджан не стал той обетованной землей, которую пророчил Сталин евреям вместо истинной земли Израиля. Сразу же после распада СССР еврейское население Еврейской Автономной области устремилось на истинную историческую родину.
Месяц назад мне впервые в жизни наконец удалось побывать в Хабаровском крае, и я, конечно же, не упустил возможности побывать в Биробиджане. Там я узнал, что из 140000 населения в области проживает около 1400 евреев. Было удивительно попасть прямо на празднование 80-й годовщины образования области. Несмотря на то, что в Биробиджане проживает так мало евреев, в городе построено современное здание синагоги и общинного центра. Вместо памятников времен коммунистического прошлого на привокзальной площади установлена менора. В театре идут еврейские спектакли, которые посещают все желающие, евреи и не евреи. На хабаровском краевом телевидении периодически выходят передачи о еврейской культуре. Однако, несмотря на это, у еврейского населения Еврейской Автономной области вряд ли есть какое либо будущее.
{phocagallery view=category|categoryid=13|imageid=405} | {phocagallery view=category|categoryid=13|imageid=394} | {phocagallery view=category|categoryid=13|imageid=398} |
ПОЛНАЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ ЗДЕСЬ
Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия