Политика мирового безделья

Дэниел Гордан
Просмотров: 12489

Римское общество разделялось на классы, причем это деление было довольно простым и понятным. Такое деление не обозначало автоматически что человек не мог перейти из класса в класс.

Так, например, правитель Иудеи Феликс был вольноотпущенником императорского двора (тем интереснее становится чтение истории из Деяний Апостолов 23 гл.).

Основной Римский класс составляли плебеи. Этот класс интересен по множеству причин.
Во-первых, его представляли Римские граждане, не вошедшие ни в класс сенаторов, ни в класс всадников.
Во-вторых, люди этого класса не обязательно были бедными.
В-третьих, в Риме, столице империи, сложилась весьма неоднозначная ситуация. Тибериус, возложив нелегкое дело выборов на сенат, как бы окончательно перевел плебейский класс в разряд «общественное мнение», то есть теперь плебеи не могли повлиять на выборы. Но такое «невлияние» могло показаться реальным только при поверхностном взгляде на социальные процессы в империи.
Как же тогда плебеи влияли на политику?
Довольно значительная часть населения Рима имела предостаточно возможностей, чтобы не делать решительно ничего. Естественно, это не были ни сенаторы, ни всадники, ни даже рабы — у всех перечисленных сословий жизнь сложилась так, что работать приходилось подолгу и весьма напряженно. Плебеи же (мы не утверждаем что все) очень часто приезжали в Рим, имея достаточно денег, чтобы не беспокоиться о восьми часах пять дней в неделю на заводе или в офисе. Когда, как это уже было упомянуто, у плебейского класса забрали возможность играть в политику, стало необходимым ответить на вопрос: «а как не получить революцию 17 года на 2000 раньше срока?». Решением данной проблемы было внедрение программы, которую историк Фергусон блестяще характеризует как «государственная политика субсидированного безделья». Естественно, ораву потенциальных Керенских и Лениных надо было накормить. В этом успешно помогали Египетские земли, которые были настолько плодородными, что хватало зачастую всего и всем.
После бесплатной (или очень по заниженным ценам) раздачи харчей у народа возникал вопрос: «куда пойти?».
Выбор был довольно ограничен.
Можно было пойти в буквальном смысле в баню и обсудить злободневные вопросы. Власть в империи прекрасно понимала, что так плодится недовольство: логическим продолжением такого похода в баню большого количества недовольных плебеев мог стать бунт, что было крайне нежелательным развитием событий, даже учитывая мощь императорской гвардии. Гораздо более правильным решением было использование предохранительного клапана для ликвидации критического давления в котле народного гнева.
Римскую политику делали очень умные люди, поэтому толпу развлекали. Для этой цели строили стадионы, причем такие, что некоторым современным инженерам до сих пор еще весьма далеко до Римского уровня.
Во-первых, впечатляет вместимость. Колизей вмещал до 80000 человек (минимальная оценка - 50000).

Во-вторых, впечатляет техника. Под «полом» арены находились сложнейшие лабиринты и механизмы, наличие которых позволяло подавать в нужное время и в нужное место спортсменов, гладиаторов, голодных зверей, преступников и, конечно же, христиан. Сегодня в списке крупнейших стадионов Колизей был бы одним из лидеров.

Но Колизей вопреки стереотипному мнению не был крупнейшим развлекательным комплексом Римской империи. Он был по некоторым оценкам в два, а по некоторым — почти в два с половиной раза меньше Циркуса Максимуса, вмещавшего, как минимум 150000 человек. Максимальная вместимость этого цирка могла составлять до 200000 человек! Это при том что Римляне были людьми организованными: продавали билетики и нумеровали места. Сегодня единственный в мире стадион, который сопоставим с Циркус Максимус, находится в Северной Корее и это, конечно же, Стадион Первого Мая.
Итак, накормленные плебеи имели возможность пойти развлечься, выпустить пар, посмотреть как гладиаторы убивают друг друга, как звери ужинают людьми, как... да мало ли что могли придумать режиссеры. Например, женские гладиаторские бои, ненастоящие бои калек и клоунов или просто впечатляющее количество трупов — Траян забавы ради за годы своего правления лишил жизни несколько десятков тысяч человек и более десяти тысяч животных.
Накормленные люди развлекались.
Так родилось известное теперь выражение «хлеба и игр!» или «хлеба и зрелищ!» («panem et circenses» - в оригинале) поэта Ювенала:
«Этот народ уж давно ... все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ! ...»
Да-с, ушла слава Рима древнего, пришла слава Рима зрелещелюбивого. Выражение «добродетелью мы завоевали мир» стало пережитком прошлого.
Добавим, что подобные представления никогда не проводились без поклонения богам и самопрославления. Плебеи были, как правило, довольны. Императоры — тоже.

***

Лидеры Ранней Христианской церкви относились к развлечениям очень негативно. Так, Тертуллиан в присущей ему манере высказывался о «привычных для Римлян удовольствиях сводящего с ума цирка, кровожадной арены и распутного театра».
Однако же христиан все же можно было увидеть на арене.
В качестве жертв.

***

Современная политика научилась делать выводы из событий прошлого.
Строения сегодня впечатляющи, хоть и недолговечны, политики опрятны и благообразны, хоть и не праведны. В одном они умнее и проворнее Римских императоров: те давали хлеба и зрелищ, в то время как современные нам сильные мира сего хлеба уж не дают. Оставили зрелища. Современные плебеи мнящие себя постмодернистским обществом индивидуумов вполне довольствуются играми во всех возможных и невозможных проявлениях. Спасибо, что не скармливают христиан голодным зверям, и то хорошо.

***

Окидывая грустным взглядом историю Рима, а особенно Рима Христианской эпохи, невозможно не восхититься выдержкой, мужеством и стойкостью христиан. Сегодня, когда если ты хочешь прослыть дебилом — скажи «я принципиально игнорирую ЧМ 2014», нам сложно понять людей так, на наш взгляд, фанатично противостоявших железной системе Рима. Ведь если ты был Христианин — разговор короткий... А как ведь легко было вычислить семейство, не ходящее в театры и не наслаждавшееся кровопролитиями и зрелищами. И как ведь сегодня сложно сказать: «я не с ними! Я не с политиками, обещавшими миллиардные прибыли» (ложь, прибыли получили компании, занимающиеся организацией игр, но не соцобеспечением, экономический эффект о мега-событий зачастую мизерный и краткосрочный).
По заявлению Форбес «В новых аэропортах жители бразильских городов встречают туристов с надписями: «Дорогие друзья, не приезжайте в Бразилию на Чемпионат-2014. Наша власть потратила миллиарды на строительство стадионов, которые должны стоить вдвое дешевле, они не принесут никакой пользы населению, не повысят уровень жизни». Статья, которую мы здесь процитировали, называется очень однозначно: «ЧМ по футболу в Бразилии: праздник со слезами на глазах».
Это действительно так.
Тем печальнее увидеть неподдельное удивление на лице соседа-христианина: «ты не смотришь футбол?».
Нет.
«Почему?»
Потому что солидарен с Тертуллианом.
Потому что мне жаль Бразильских малоимущих людей, у которых цинично вырвали кусок изо рта.
Потому что мое христианство несовместимо с «хлебом и зрелищами», мне не надо идти любоваться дико орущей (матом, господá, народным матом) публикой. Мне достаточно хлеба из Писания и зрелища Небесного Иерусалима. И как ни старайся, а такой подход несовместим с плазменным монитором и безалкогольным пивом в либеральных церквях.
И главное.
Я не плебей зависящий от императорской милости.

По моему разумению христиане принадлежат к несколько иному классу, классу рабов Небесного Царя.

***

«Фанатик, ты, Дан» - скажут мне современные христиане.
И будут правы.
В моем понимании Христианство должно быть фанатичным (в раннехристианском смысле).
А то христианство, что сидит возле телевизора (или хуже — на стадионе) с воблой и безалкогольным пивом — это тоже, кстати, христианство. Только иное.
Фанатичное Христианство помнит веру Отцов.
А футбольное — псевдообращенных императоров.

Поэтому подытоживая все сказанное выше, поздравляем всех с окончанием Зрелища-2014. Как болельщиков, так и неболельщиков.
Как говорят в Украине «хай щастыть»!

 

Дэниел Гордан

 

Изображения:

Колизей - Photo by DAVID ILIFF. License: CC-BY-SA 3.0

Циркус Максимус - реконструкция - Photo by Pascal Radigue