Разговор по душам III

Дэниел Гордан
Просмотров: 9735

Как и обещалось ранее, мы заканчиваем публикацию серии статей «Разговор по душам».

Как это уже было упомянуто, анализируя поднятый вопрос, мы ограничились тремя местами Священного Писания, это:

- Саул и волшебница;
- Притча о Лазаре
- Души под жертвенником.

История с Саулом подробно проанализирована здесь и здесь:
Анализ притчи о Богаче и Лазаре опубликован здесь:

В настоящей части нашего исследования мы поговорим о душах под жертвенником.

Мы постараемся сделать, насколько это возможно, точную экзегезу текста о душах под жертвенником, а читатели смогут сами сравнить истолкования и рассудить, какое из них верно.

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:9-11).

Первым ключевым, на наш взгляд, словом в данном отрывке является слово «жертвенник». Жертвенник дает читателю ключ к пониманию данного видения: для точной интерпретации нам необходимо обратиться к храмовой службе и храмовому символизму.

Второе ключевое слово - «убиенных». Согласно словарю Вейсмана (и это поддерживается лексиконом Стронга) слово «сфазо» может переводиться как вообще «убивать», но, в частности, оно обозначает «закалывать», «зарезать» (жертвенное животное), «приносить в жертву».

Почему Иоанн употребляет слово «души»?

Исследуя тему Святилища в Торе, мы находим следующее: «Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови» (Лев.17:10-12).
Понять этот текст помогает сноска, сделанная в тексте Евангелия в переводе Огиенко: «в евангельском языке, как и в языке Ветхого Завета, слово «душа» часто обозначает «жизнь». Этот комментарий очень ценен для нас, поскольку написал его не профессор Адвентистского теологического университета, а епископ Польской Православной Церкви Иларион (Огиенко), сделавший прекрасный и довольно точный перевод Библии на украинский язык.
Жизнь тела (душа тела) — в крови, говорит Господь Моисею. Кровь, проливаемая в Храме — это отдание жизни за право грешника жить; животные, проливая кровь, как бы полагают свои жизни за жизни грешников.

Эта идея неоднократно озвучена в Евангелии:
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоан.3:16) — в данном случае, на наш взгляд, идеоматичность оборота «положить душу» очевидна, в контексте это значит «отдать жизнь» или «пролить кровь».
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13).

Синонимичность слов «душа» и «жизнь», используемых в контексте самопожертвования, видна в словах Иешуа: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10:11).

Иешуа проливает кровь, полагает душу или отдает жизнь — все три выражения говорят об одном.

Кажется, все сказанное проясняет текст из Откровения: Иоанн видит под жертвенником души праведников (душа тела в крови), кровь праведников или же геройски отданные за дело Евангелия жизни праведников.

Почему они находятся под жертвенником?

Здесь нам необходимо знание о том, куда девалась кровь жертвенных животных.

Точное указание о том, как и куда выливалась кровь жертв содержится в описании всесожжений, жертв за грех и жертв повинности.
В случае принесения всесожжения кровь птицы (и только птицы) выцеживается к стене жертвенника. В случае принесения жертв за грех, кровь обыкновенно выливалась к подножию жертвенника всесожжений, находящегося у входа. Аналогичный ритуал выполнялся и при принесении жертвы повинности, являвшейся подвидом жертвы за грех. Учитывая описание ритуалов в книге Левит (см. 1-5 главы) можно сделать вывод, что в Откровении содержится аллюзия именно на жертву за грех.

Переходя в плоскость Храма и жертвоприношений, мы сталкиваемся с проблемой, по сравнению с которой дискуссия о душах является несущественной (и, кстати, эта проблема не видна при апологетическом использовании текста). Проблема в следующем: Иоанну показан жертвенник и убиенные люди, технически описанные как жертвенные животные для богослужения, причем эти люди — ничто иное как жертва за грех. Интересен тот факт, что текст Евангелий и посланий использует подобный оборот именно в храмовом контексте: «достоин Агнец Закланный (Откр. 5:12) — используется то же слово, что и «убиенных». Аналогичными словами Иоанн описывает Иешуа Откр. 5:6 и 5:9. Для любого христианина очевиден факт: жертвой являются либо чистые животные, которые в Христианстве понимаются как прообраз Машиаха, либо сам Машиах, согласно тексту Евангелий и Посланий — истинная и раз и на всегда принесенная жертва, но никак не люди.

Учение Евангелий и посланий апостолов отвечают нам на поставленный вопрос и помогают приоткрыть завесу тайны Откровения вообще и описанного видения о душах под жертвенником в частности.

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» - пишет апостол Павел в послании к Римлянам 12:1. Этот текст традиционно понимается как самопожертвование во имя веры и применяется чуть ли не повсеместно, даже когда речь идет о желании выспаться вместо того, чтобы посетить собрание для поклонения. Отчасти такая трактовка верна, но только лишь отчасти. Дело в том, что «разумное служение» - это ничто иное как «латреиа» - по лексикону Стронга — богослужение согласно требованиям Левитского закона. Если теперь к Левитскому служению мы добавим призыв Павла представить тела в жертву, то его слова открываются в совсем ином свете: понимайте себя как беспорочных жертвенных животных, готовых умереть ради Евангелия в любой момент.

Сам Павел именно так и воспринимал свое служение: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» 2Тим 4:6 — так говорит Павел о приближающейся смерти, понимая, что его кровь скоро прольется во славу проповеди.

Так же описаны в Откровении и многие, отдавшие жизнь за Иешуа: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» Откр 12:11.

Как мы уже сказали, согласно христианскому пониманию, кровь человека не может выполнить функцию крови Агнца Божьего. Тем не менее, души, или же пролитая кровь праведников, в видении Иоанна помещаются под жертвенником, практически так же как кровь жертвы за грех. Это может указывать на следующее: таким образом показана огромная ценность в очах Божьих смерти праведника, человека потерявшего жизнь за дело Евангелия. Кровь людей, пролитая за свидетельство Иисуса удостаивается огромной почести - попасть под жертвенник, туда же, куда обычно выливалась кровь жертвы за грех.

В этом видении, таким образом, содержится ободрение для каждого христианина, живущего во время гонений, ибо никто умирать не хочет. Не хотели расставаться с жизнью и апостолы, большинство из которых умерло насильственной смертью. Но тем не менее, почесть быть жертвой за дело Евангелия - факт достаточно сильный, чтобы сделать человека мужественным перед лицом надвигающихся мук и смерти.

Почему же души вопиют? Это аллюзия на книгу Бытие, кстати, еще раз показывающая равенство слов «душа» и «кровь», использованных в контексте «жизнь». «И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4:10). Голос крови как бы вопиет о справедливости, о Божьем суде за убийство. Аналогичный оборот использован Иоанном: «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?». Души тел, жизни, которые были в крови праведников, требуют справедливого суда. Был ли голос крови Авеля реальным голосом? Вряд ли. Это скорее идиоматическое описание того отклика, который находит в сердце Бога убийство Его верного последователя - «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс.115:6).

Благая весть исследуемого нами отрывка из Откровения в том, что терпению Божьему придет конец. Когда сотрудники уже погибших учеников дополнят число, что произойдет согласно тексту очень скоро, тогда придет конец.

«И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр.11:18).

«...Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр.13:12,13).

Таким образом истолковывая текст из Откровения, нам видится, мы придерживаемся целостного библейского контекста.

Понимание же идиомы о душах буквально, приведет к фантасмагории, описанной нами в предыдущей части статьи.

 

Дэниел Гордан