Богослужение и христианские собрания
Нам часто задают вопрос: «является ли богослужение в современных христианских церквях богослужением в библейском смысле?»
Данная статья отвечает на поставленный вопрос.
Земляника садовая - многолетнее травянистое растение рода Земляника семейства Розовые. Часто это растение ошибочно называют клубникой. В биологической классификации растение является земляникой. В народе - клубникой. Точно так же дело обстоит с богослужением.
Богослужение - установленный Богом порядок храмовых ритуалов и жертвоприношений. Часто это слово ошибочно применяют, называя им современное богопоклонение.
Поднятый вопрос мог бы стать темой многолетнего и многотомного исследования, поэтому, мы сразу оговоримся, что в этом сравнительно кратком ответе мы не сможем затронуть все аспекты данной проблемы.
Итак, богослужение.
В русском переводе Нового завета слово "богослужение", как правило, является специальным храмовым термином и не имеет прямого отношения к ежедневному поклонению как иудеев, так и христиан.
Апостол Павел использует это слово в следующих текстах:
"И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное" (Евр.9:1).
"При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение" (Евр.9:6).
В греческом языке, который принято считать языком Нового завета используется слово latreia. Словарь передает значение этого слова как: " богослужение (служение согласно требованиям Левитского закона)".
Изначально это слово имело значение "служение" или "служба", в словосочетаниях оно могло обозначать богопочитание. В контексте приведенных текстов оно относится к Храму.
На наш взгляд, изначально Бог установил два основных ритуала: богослужение (храмовые ритуалы) и богопоклонение (прославление Бога на общественных собраниях или дома).
Богослужением являлся определенный порядок принесения жертв и очищения.
Богопоклонением являлись приемлемые формы прославления Творца.
Богопоклонение в обязательном порядке сопутствовало богослужению (вы не могли принести жертву, не прославляя в молитвах Того, Кому приносите), но поклониться Богу во все времена можно было и без жертвы. Так израильтяне являлись в Храм только три раза в году; неужели они поклонялись Создателю так редко? Конечно же нет, общественные собрания для поклонения Творцу известны еще с времен Ездры и Неемии.
Вот что говорит поклоняющийся Давид: "Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя" (Пс.140:2). Пророк Даниил совершал богопоклонение три раза в день, но не имел возможности приносить жертвы.
Очень важным моментом является тот факт, что богослужение было полностью независимым от культуры и времени. О принесении жертв Моисей дал четкие повеления: кто, как, когда и каким образом должен совершать их. От Моисея до времен Иисуса система жертвоприношений не претерпела значительных изменений, чего нельзя сказать о поклонении. О поклонении в Писании мы находим лишь общие сведения.
В этом контексте весьма важно привести диалог Иисуса и Самарянки:
Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк.
Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:19-24)
Как уже было сказано выше, поклонение обязательно сопровождало богослужение. Вопрос самарянской женщины касается храмового места и поклонения, а также того, возможно ли поклонение без богослужения. Скорее всего, по мнению Самарянки, поклонение было тесно связано с горой, находившейся в собственности у Самарян. Иисус, во-первых, говорит что истинное место Храма - в Иерусалиме (не в Самарии), а во-вторых изрекает пророчество о том, что поклонение будет распространено повсеместно без привязки даже к истинному Храму (который, как известно, был разрушен малое время спустя). Из этого разговора мы выносим очень важный урок: критерием истинного поклонения согласно учению Иисуса является не храмовое богослужение в географическом смысле, а дух и истина. Эти критерии легко согласуются с различными культурами, позволяя носителям этих культур использовать приемлемые общественные традиции, музыку и т.п.
Откуда берет свое начало практика называть христианские собрания для поклонения Богу богослужениями?
Мы полагаем, что такая практика тесно связана с теологией замещения. Исторически первые христиане никогда не называли свои места собраний храмами. Храмовая лексика присутствовала, но только лишь во фразеологических оборотах, указывая на тесную взаимосвязь Храма, жертвы Иисуса и христианской жизни.
"... даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу..." (Иоан.16:2) - в тексте Евангелия используется то же слово "latreia", что и в текстах, говорящих о богослужении - "тем служит Богу". Иоанн говорит о том, что убийство учеников Иисуса будет рассматриваться их гонителями, как дело, эквивалентное по их мнению жертвоприношению. Убийца как бы становится в своих глазах священником, приносящим жертвы Богу. Несмотря на то, что убийца заслуживает наказания за свое убийство, убитый им человек согласно Иоанну, в очах Божьих эквивалентен принесенной жертве: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:9-11). Согласно Писанию, душа тела - в крови (Лев. 17:11), поэтому в Откровении души находятся под жертвенником, точно там же, куда попадала кровь жертвенных животных.
"Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим.12:1) - говорит Павел. Русский перевод здесь неточен. Намного правильнее было бы перевести "...представьте тела ваши для жертвоприношения живого, святого, благоугодного Богу, для духовного богослужения вашего".
Однако несмотря на то, что апостолы часто использовали храмовую терминологию в переносном смысле, как мы уже сказали, храмовый язык не использовался по отношению к поклонению. Место собрания не называлось святилищем (иначе поклоняться необходимо не в доме молитвы, а во дворе), поклонение - храмовым богослужением, пресвитеры - священниками, а проповеди и чтение Слова - жертвами.
С течением времени многое поменялось. В церкви появляются храмы, священники, первосвященники и алтари. Вечеря и богопоклонение "становятся" жертвоприношением. Постановления об обрядах и одежды духовенства все более напоминают карикатуру на Иерусалимский Храм, не имея ничего общего с тем, что было заповедано Иисусом: поклонение в духе и истине. Современные обычаи говорить "храм" на место собрания или называть центральный зал церкви "святилищем" - ничто иное как пережиток средневекового менталитета, зиждущегося на теологии замещения (мы - новый Израиль, значит и у нас должен быть храм и священники).
Практический вывод из сказанного следующий.
Христианское поклонение не является богослужением. Мы, как христиане верим, что от момента воскресения Иисуса храмовое богослужение перенесено на небеса.
Собрания для поклонения - это способ прославить Бога, реализуемый в соответствии с культурными, историческими и национальными особенностями группы людей, старающихся исполнить заповедь о поклонении. А посему Бог, зная наперед об этих особенностях дал весьма большую свободу для выражения своего почтения в Нему. Поэтому литургия поклонения может быть различной, музыка - как хоровой, так и инструментальной или сольной и т.д. Бог принимает различные стили и виды богопоклонений, если только они построены на библейской истине и благословенны присутствием Святого Духа.
Дэниел Гордан
Изображение: источник, автор - Владимир Шеляпин.