Призвание Авраама

Жак Дюкан
Просмотров: 5830

Странник в поисках чистой воды находит горький источник. Если он выпьет эту воду, то рискует отравить себя и брата, и больше сможет принимать взаимные разногласия или слушать различные вести.

Выпив ее, он может прийти к мнению, будто только он прав, что каким-то образом он был назначен единственным представителем Бога и правой рукой судьи.

Странник отправляется дальше. Вдруг он видит перед собой быструю, глубокую, величественную реку. Ее красота захватывает его, искушая навсегда поселиться на своем берегу. Путешественник замечает, что у него будет большая компания на берегу, ему нравится быть с другими людьми, с семьей, в окружении древних нравов, обычаев и традиций. Но река загрязнена. Она течет слишком близко от города. И она, также как и горький источник, не отвечает потребностям странника. «Эти воды связаны с людьми», - размышляет он, - «но у меня должна быть вода свыше, чтобы выжить».

Странник должен продолжить свое путешествие. Он идет, идет дальше: настоящий странник никогда не останавливается, потому что, направленное в вечность, его существование является вечным обновлением. Он решает покинуть толпу туристов, ища древние потерянные пути. Обращение - это его выбор. Нет, это не тот презренный отказ, не то трусливое действие, с которым часто ассоциируется обращение!

Истинное, полное обращение - это нечто другое. Оно возвращает обращенного к его корням, восстанавливает древний образ, примиряет творение со своим Творцом. Подлинное обращение было целью библейских размышлений на протяжении всей истории. По сути, Священная Книга обязана своим существованием обращению.

Авраам, отец верующих, должен был пройти по этому пути. Обращение было нелегким для него. Оно включало, прежде всего, жертву его прошлого, которое он признал тщетным, глупым и ложным. Обращение требовало, чтобы он отказался от своих прошлых стереотипов мышления и поведения, которые были ему дороги. Оно увело его с родной земли, от обычаев, от материального и духовного комфорта. Оно прозвонило в колокол отправления и нового начала.

Однако в этой борьбе для всех самым тяжелым испытанием было одиночество. Другие испытания оставались постоянными с небольшими изменениями. Та же рутина, та же дорога приходили с каждым восходом. Мысли, жесты и работа мало изменились. Может ли это быть своего рода трудностью для каждого на дороге обращения? Также трудно внести перемены – обратиться - потому что тогда человек становится иным. И эта разница - тяжелое бремя в среде людей, которые всегда готовы осудить чужого. Авраам стал чужим, вечным чужим, просто потому, что он говорил с Тем, Кто свыше, и ответил «Да!».

Примерно 2000 лет спустя Савлу из Тарса, первому и величайшему теологу, рожденному христианством, пришлось пройти через такой же опыт. Фарисей, сын фарисея, он учился у ног великого Гамалиила. Он гордился своим родословием и образованием, и это справедливо. Очень решительный и непреклонный человек, Савл нападал и преследовал людей, которых считал опасными еретиками. Он был ревностным в своих убеждениях.

Тем не менее, настал тот день, когда он, законник, утвержденный Иерусалимом, понял свою ошибку. Необходимость заставила его снова сесть на скамью ученика. Его жизнь изменилась. Отныне он путешествовал с континента на континент, чтобы провозгласить всему миру о той истине, которая буквально перевернула его жизнь с ног на голову. Он уже не был тем хорошо устроенным должностным лицом с обеспеченным будущим. Он отправился на дороги греко-римского мира, часто не зная, куда Бог приведет его, будучи ведомым только своей непоколебимой верой в невидимое. Обратившись однажды, Павел тоже стал чужим, подвергая себя бесчисленным опасностям, в том числе неопределенности. Но его обращение также открыло сильную веру в Бога.

Между этими двумя мужчинами, ставшими главными человеческими инструментами иудейского и христианского откровения, находится многочисленный народ: Израиль. История этого народа - история вечного обращения. Израилю не было позволено «обустроиться и успокоиться» в религии. Сделать это, став обычными гражданами земного государства, было бы опасно. Цари, священники и пророки постоянно поощряли Израиль вернуться к старым путям, призывая народ к покаянию. Иногда идолы, проникшие в жилища, должны были уничтожаться. В другое время главным становилось очищение сердец. Стоит только вспомнить реформы, совершенные Давидом, Иосией или Неемией, основательно изменившие ход истории Израиля. Вести пророка Илии, Амоса и Иеремии открывали сущность судьбы Израиля.

Люди постоянно возвращались к основам. Им никогда не разрешалось основаться в удобном мире и компромиссе. Они также не могли почивать на лаврах своих предков. Они должны были приступать к борьбе с раннего утра и постоянно обновлять завет с Богом, воспевая каждый день новую песню. Быть Израилем было нелегко, но захватывающе! Тайна избрания Израиля лежит именно в этом бесконечном обращении. Постоянно получая наставления и обличения, Израиль всегда был вынужден ставить под вопрос само свое существование и всегда быть готовым внести необходимые коррективы: свое обращение.

В Библии обращение представлено как максимально возможная идеальная жизнь. Возможно, именно поэтому кочевничество рассматривается древнееврейской цивилизацией как выдающаяся добродетель. Левитам, священникам Божьим, не позволялось где-либо пустить корни. Так они предохранялись от ослепления материальной обеспеченностью, чтобы могли видеть истинные ценности жизни.

Израиль в целом должен был пройти обучение посредством пустыни, которая позже стала предметом ностальгии пророков (Осия 2:16; Иезекииль 20:35-37). Это были "старые добрые времена", когда Израиль, будучи молодой невестой, переживал первую любовь. К этому духовному золотому веку Израиля периодически обращались его стремления, когда чувствовалась особая необходимость в покаянии и перепосвящении.

Тот, кто следует библейской колеёй, должен подчиниться этому пути непрерывного обращения. Это, в первую очередь, не вопрос о переходе из одной религии в другую – о предательстве веры. Существует необходимость в смирении и мужестве, чтобы повернуть назад, обратиться к источникам, исследовать себя и действовать в соответствии с волей Божьей. Обращение - это воссоединение с отцами. Обращение, скорее, является исполнением последнего пророчества Малахии, который должен был завершить длинный ряд пророков Израиля, пророчества, касающегося времени конца, возможно, нашего времени: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Малахия 4:6 [3:24 на иврите]).

 

Жак Дюкан, D.H.L., Th.D.

Перевод с английского Александры Обревко