Суббота – седьмой день недели…

Вениамин Чернухин
Просмотров: 10412

Всё началось на горе Синай. На этой горе лидер древних иудеев Моше находился сорок дней и сорок ночей, получив в конце концов Божественные откровения, написанные на двух каменных скрижалях.

Эти заповеди Бога он передал детям Израиля на третий месяц после их исхода из Египта, они ждали его у подножия горы и получили заповеди на третий день ожидания. Христианские церкви также признают эти заповеди непременно обязательными для исполнения. Всего заповедей десять и в четвертой (она – четвертая также для православных и большинства протестантов и третья для римских католиков и лютеран) указывается, что шесть дней в неделе надо работать и делать всю требуемую работу, а в последний, седьмой день недели любая работа должна быть прервана и остановлена, этот день должен быть нерабочим и святым, днём посещения синагоги для молитвы и выполнения религиозных обрядов, предписывается также быть в этот день в кругу своей семьи.

В течение шести дней Бог создал небеса и землю и море и всё что на них, а седьмой день посвятил отдыху, этот же порядок он велел принять и людям. К числу занятий, запрещенных в субботу, относятся разжигание огня и даже приготовление пищи. При этом запрет на работу относился не только к каждому еврею, но и ко всем членам его семьи, его слугам, к его гостям, получившим кров под его крышей, и даже к его скоту. Эти десять Божественных заповедей – краеугольный камень иудаизма, религиозные евреи их соблюдают неукоснительно до сего дня и суббота признана официальным не рабочим днём в Государстве Израиль. Нельзя сказать, что ныне иудаизм един: есть ортодоксы, есть консервативное течение, есть либеральное течение и несколько более мелких, но в вопросе соблюдения субботы как дня отдыха и молитв они едины. Хотя в отношении того, что разрешено, а что запрещено делать в субботу между ними наблюдаются заметные различия.

Еврейская суббота (Шабат) начинается за несколько минут до захода солнца в пятницу и продолжается до появления первых трёх звёзд на небе в субботу вечером, то-есть длится двадцать пять часов. Приход субботы отмечается зажиганием свеч и чтением благословений. Время зажигания свечей тщательно вычисляется религиозными авторитетами и зависит от времени года и места проживания. В субботу полагается носить специальную одежду. В ходе субботних суток устраиваются три праздничные трапезы: в пятницу вечером, в субботу утром и в субботу после обеда, ближе к вечеру. Трапеза в пятницу вечером начинается с чтения молитвы и благословений, читаемыми над двумя халами.

Не остались в стороне от соблюдения субботы и христиане, связь христианства с иудаизмом – вещь общеизвестная. Первые несколько сот лет христиане существовали, отмечая как и евреи субботу как день отдыха и молитв. Лишь в четвертом веке, во времена римского императора Константина церковный христианский Собор в Лаодикее в 364 году постановил, что незаконно иметь общие праздники с евреями и еретиками, христиане не должны иудаизировать себя, отдыхая по еврейским субботам, но должны трудиться в этот день. У них должен быть свой отличный от евреев день (воскресенье), когда им следует отдыхать как христианам. Если же будет замечено, что кто-то из них продолжает оставаться иудаизированным (то-есть соблюдать субботу), то он должен быть предан анафеме, иными словами отлучен от церкви. Христианство, однако, не осталось единым и с течением времени оказалось расколотым на множество различных течений и сект. От католиков отделились протестанты, число направлений протестантизма стало расти и растёт как грибы после дождя и до сего дня, причём во многих случаях определение дня отдыха стало одним из принципиальных вопросов веры и отличия одного течения от другого.

Например, одна из самых больших протестантских церквей это баптистская церковь, появившаяся ещё в середине семнадцатого века. Баптистское положение о свободе совести в рамках их церковного учения породило множество направлений. Существуют и так называемые Баптисты Седьмого Дня, для которых днём отдыха и молитв является суббота, это их принципиальное отличие от базового учения этого направления. Возникло это движение в Англии, в конце семнадцатого века переместилось в Соединенные Штаты, в начале следующего, восемнадцатого века распространилось в Соединенных Штатах среди колонистов немецкого происхождения. Сегодня в Соединенных Штатах оно не очень популярно, там всего лишь около 5000 приверженцев этого направления баптизма, а на всей планете у Баптистов Седьмого Дня таковых около 50 000 в 22 странах, причём больше всего в Индии (более 20 000 членов и более 250 церквей).

Гораздо более массовым и известным является движение Адвентистов Седьмого Дня. Начало этому движению положил проповедник Уильям Миллер (1782-1849), выдвинувший идею, что второе пришествие Иисуса Христа должно случиться между 21 марта 1843 года и 21 марта 1844 года (от английского слова advent – приход, появление, пришествие и происходит слово адвентист). В обозначенное время пришествия не состоялось, тем не менее, приверженцы проповедника объявили, что пришествие пока откладывается, но эти даты обозначают начало Божьего экзамена, которое завершится Божьим судом и правлением Иисуса Христа на нашей планете. Как результат возникло несколько адвентистских церквей – Евангельские Адвентисты, Адвентистская Христианская Церковь и т.д. В 1863 году была организационно оформлена ещё одна группа, самая большая среди адвентистов, названная Адвентисты Седьмого Дня, у которой именно суббота (седьмой день недели) стала днём молитв и отдыха. Живут адвентисты в ожидание второго грядущего и видимого пришествия Иисуса на нашу планету, которое коснется всех живущих на ней. Попутно можно заметить, что адвентисты практикуют вегетарианство, избегают алкогольных напитков и напитков с кофеином, ведут активную миссионерскую работу. Церкви этого направления есть во многих странах мира, а всего на планете их около 14 миллионов.

Ещё одно известное христианское направление, для которого суббота не является обычным днём, это Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней. Последователей этой церкви обычно именуют мормонами. Основана эта церковь была в 1831 году Джозефом Смитом и благодаря активной миссионерской работе, имея первоначально лишь нескольких десятков последователей, заметно разрослась. В Соединенных Штатах в ней числится 5.7 миллионов людей, а в других странах мира их около 13 миллионов, штаб-квартира церкви располагается в городе Солт-Лейк-Сити в американском штате Юта. Наиболее известный сегодня мормон – это Митт Ромни, один из ведущих претендентов на пост кандидата в Президенты Соединенных Штатов от республиканской партии. У мормонов есть так называемый Божественный День, день посещения церкви и молитвы, когда действуют многие ограничения типа тех, что имеют место для евреев в субботу: никакой работы, хождения по магазинам, охоты, рыбной ловли, запрещено посещать спортивные соревнования и уж, конечно, в них участвовать. В этот день готовится лишь простая пища и день предлагается посвятить праведным делам. В большинстве стран мира таким днём для мормонов является воскресенье, но в тех странах, где воскресенье не является главным днём отдыха, днём молитв становится суббота, что, например, имеет место для мормонов, живущих в Израиле или в Саудовской Аравии.

Тенденция считать субботу днём отдых и молитв имела место в Англии достаточно широко в период правления королевы Елизаветы Первой (1558 – 1601), исчезнув лишь в начале восемнадцатого века. Развитие и укрепление этой тенденции связывают с деятельностью двух харизматичных проповедников Джона Трейска (1585 – 1636) и Теофилуса Бребурна (1590 – 1662). Дж. Трейск был поначалу школьным учителем, затем с 1611 года стал священником, за введение субботы в качестве дня отдыха и молитв в своей общине в Лондоне в 1617 году его называли «пуританским священником, выросшим наполовину евреем», последователи этого священника начали появляться и в разных городах Англии. Дж. Трейск утверждал, что четвертая заповедь должна исполняться, так как она написана, а в ней речь идёт именно о субботе и Иисус Христос этой заповеди не отменял и не изменял. В практике священника появились и другие правила иудаизма, в том числе законы о кашруте. За свою крамолу Дж. Трейск был несколько раз арестован и в общем то вынужден был отказаться от пропаганды своих взглядов, пытаясь доказать, что он – верный сын церкви.. Более упорной была его жена Дороти, но после ухода супругов движение постепенно сошло на нет. Т. Бребурн был священником, который старался не отходить от церковной доктрины англиканской церкви и темой субботы больше занимался на страницах своих многочисленных религиозных трудов, также полагая, что надо придерживаться первоначальной заповеди Бога относительно субботы. Тем не менее и он пострадал за свои взляды, будучи арестованным, хотя его жизнь прошла заметно более гладко, чем у Дж. Трейска. Было ещё несколько церковных общин в той или иной мере считавших субботу днем отдыха и молитв, возникших в семнадцатом веке, дотянувших до восемнадцатого, но затем прекративших своё существование. Это помимо Баптистов Седьмого Дня, которые также действовали в этот период в стране.

Ещё раньше суббота стала днём отдыха и молитв в другом уголке Европы – в Трансильвании. Здесь жили и живут венгры, хотя имеется и заметное румынское население. На востоке Трансильвании обитает этническая группа венгров, получившая название секлеры. Сегодня Трансильвания находится в составе Румынии, прежде она была частью Венгрии. В самом конце шестнадцатого века в районе расселения секлеров возникло религиозное направление, которое придавало первостепенное значение Старому Завету, то-есть Торе. Последователи этого учения начали праздновать еврейские религиозные праздники и соблюдать законы кашрута и, главное, чтить субботу как день отдыха и молитв. Они не практиковали обрезания, а Иисуса Христа считали спасителем, но человеческим, а не ниспосланным Богом. Отклонения от официальных церковных канонов вызвали преследования, всем последователям учения (а их насчитывалось около 20 000 человек, что немало по тем временам) было велено вернуться в признанные церкви. Далее начались суды, заключение в тюрьмы и конфискация имущества. Это случилось в 30-е годы семнадцатого века. Пришлось уйти в подполье и это состояние длилось 230 лет. Тем не менее небольшая группа в несколько сот человек сумела сохранить верность своим принципам и после введения религиозной свободы в середине 19-го века легализовала свою деятельность. Большинство из них далее было абсорбировано еврейской общиной. Когда в 1941 году правительство Венгрии во главе с М. Хорти (тогда Трансильвания ещё входила в состав Венгрии) ввело жесткие антиеврейские законы, то все эти лица венгерского происхождения под действие таких законов не подпали. Но в 1944 году к власти пришло открыто пронацистское правительство, для евреев начали организовывать гетто, священники пытались доказать властям, что это люди не еврейского, а венгерского происхождения, кого-то удалось вызволить, но большинство было отправлено в Освенцим. Все уцелевшие после войны переселились в Израиль.

Не осталась в стороне и Российская Империя. Здесь число тех, кто испытал некий крен в сторону еврейской религии пополнили субботники и молокане-субботники. Правда, молокане-субботники, которые хотя и соблюдают субботу как день отдыха и молитв, к евреям не имеют никакого отношения. Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Молокане не признают икон, не признают святых, не имеют церковной иерархии, не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения. Они не употребляют в пищу свинину, не пьют спиртное, не курят. Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Одно из таких движений это молокане-субботники, соблюдающее субботу, но движение это чисто христианское. Многие молокане переселились из России ещё в царские времена в Канаду и в Соединенные Штаты (район Лос-Анжелоса), в современной России их наиболее высокая концентрация имеет место в Ставропольском крае.

Совсем другое дело – субботники. Появились они в правление императрицы Екатерины Второй, в конце восемнадцатого века. Первый документ, упоминающий 400 субботников, живущих в Саратовской губернии, датируется 1770 годом. Отличались они от православных верой в единого Бога, а не в Божественную троицу, основной священной книгой у них был Ветхий Завет (Тора), часть из них практиковала обрезание, но все чтили субботу как день молитв и отдыха. Многие в той или иной форме следовали и Новому Завету, почитая Иисуса Христа, но считая его просто святым и пророком, но не Божьим сыном. И ожидали прихода Мессии – Спасителя в полном согласии с еврейским вероучением. Часть субботников скрывала свои религиозные убеждения, чтобы не вызывать гнев соседей. Власти тоже стремились изолировать их, тем не менее, появились контакты с евреями, у которых субботники искали оригинальные религиозные тексты, выясняли правила кашрута и забоя скота по религиозным правилам и т.д., имели место также смешанные браки (в те годы браки были лишь религиозными). В своих частных молитвенных домах субботники начали выполнять все предписания иудейской веры, молитва шла по еврейским молитвенным книгам с ивритским текстом и русским переводом. Особенно тщательно практиковалось соблюдение субботы, отчего секта и получила своё название. От своих соседей субботники отличались высоким уровнем грамотности, трудолюбием, гостеприимством, в их среде не было пьянства, проституции и нищеты. Хотя одевались и вели себя они также как их соседи. К 1820 году поселения субботников располагались в Воронежской, Орловской, Московской, Тульской и Саратовской губерниях, их насчитывалось где-то около 20 000 человек. Но в последующие годы по постановлению Святейшего Синода православной церкви правительство, стремясь не допустить распространения ереси и ограничить контакты субботников с окружающим населением, переселило часть из них в пустынные тогда районы Российской Империи - Северный Кавказ и Сибирь, также в Закавказье. Субботников не брали в армию и у многих семей были отняты малые дети и переданы в государственные детские дома для воспитания в истинно православной вере.

В общем отношения субботников с властями в царской России и их отношения с официальной православной церковью были переменчивыми. Иногда власти проявляли толерантность, иногда налагали ограничения и даже преследовали. В 1912 году в Российской Империи насчитывалось порядка 100 000 субботников. Первые субботники переместились из Российской Империи в Палестину ещё во времена третьей алии, отдельные семьи даже ранее, поселились преимущественно в Галилее, где их богатый сельскохозяйственный опыт оказался очень востребованным. Постепенно они смешались с еврейскими жителями. Субботники были представлены и на всероссийском сионистском конгрессе в 1917 году. Сохранились субботники и при советской власти. Хотя в советские времена при отсутствии религиозной регистрации большинство субботников было зарегистрировано как русские. В годы нацистской оккупации субботники гибли вместе с этническими евреями. Многие мелкие общины исчезли, ассимилировавшись и смешавшись с местным русским населением. Когда началась репатриация в Израиль, субботники не остались в стороне, хотя кое-где из-за их записи русскими и смешанных браков у них были проблемы. Всего в России к этому времени насчитывалось до 20 000 субботников и значительная часть перебралась в Израиль. Например, почти полностью переселились в Израиль жители деревни Ильинка из Воронежской области и из второго большого поселения субботников в этой же области – Высокое большинство тоже уехало. Оба села – соседи (25 километров), но субботники Ильинки имели в своих паспортах запись евреи, а Высокого – русские, хотя окружающие жители относились к ним как к настоящим евреям. Идёт отъезд из Нижнего Поволжья (Астраханская область), где общины субботников рассеяны по разным селениям. Именно из этих мест субботники начали переселяться в Палестину ещё более ста лет тому назад, именно из этих мест прибыли семьи Дубровиных и Куракиных, оставившие заметный след в истории еврейских поселений страны. Медленнее идёт процесс в Сибири и в Кавказском регионе, там субботники рассеяны малыми группами по гигантской территории.

Кстати, именно в Восточной Сибири, в посёлке Зима Иркутской области родился в 1886 году Александр Зайд, ставший одной из самых видных личностей Второй Алии. Отец его был выслан из Литвы в Сибирь за антигосударственную деятельность, а мать была из местных субботников, чьи родители тоже были переселены в Сибирь из-за своей религиозной принадлежности. В 1904 году А. Зайд прибыл в Палестину, в 1907 году он принял участие в создании первой еврейской организации самозащиты «Бар-Гиора», а в 1909 году он стал одним из основателей другой такой организации «Хашомер», охранявшей еврейские поселения в стране. Далее бесстрашный А. Зайд оказался одним из самых грозных врагов арабских погромщиков в Галилее, которые начали настоящую охоту на него. Несколько покушений были неудачными, но в середине 1938 года Александр Зайд погиб. Легендарный «шомер», который очень помог еврейскому заселению севера страны.

5-го сентября, высадившись в Ливане для выполнения операции, попала в засаду группа бойцов Израильского морского спецназа «Флотилия 13». Командовал группой 32-летний подполковник Йосеф Куракин, который в этом бою погиб. Израильские морские коммандос считаются одними из лучших в мире, а их командир был одним из лучших и наиболее опытных солдат Израильской армии. Он – выходец из той семьи Куракиных, что была упомянута выше. Семья эта прибыла в Палестину ещё в 1898 году после того как её глава Агафон решил обратиться к иудейской вере (при этом он стал Абрахамом).

И, наконец, фермер, одиннадцатый начальник генерального штаба Израильской армии, министр и член Кнессета Рафаэль (Рафуль) Эйтан. Мать его из семьи субботников, переселившихся в Палестину (её фамилия – Орлова). Родился Р. Эйтан в мошаве Тель-Адашим, отец его Элияху Каменецкий был активным участником организации «Хашомер». Сам Р. Эйтан стал бойцом Пальмаха уже в 1944 году в возрасте 16 лет, дослужившись до высшего поста в Израильской армии, а затем сделал политическую карьеру.

Разумеется, это далеко не полный список того, что субботники дали Израилю. Уследить трудно, например, многие Куракины сменили свою фамилию на ивритскую Дрор. Выше была упомянута семья Дубровиных. Они прибыли в страну в 1903 году, основали сельскохозяйственную ферму в необжитой тогда местности и, несмотря на все трудности, включавшие и непривычные климатические условия и болезни и непрерывные нападения арабов, не покинули её. Подобный путь прошла и семья Куракиных.

Вернемся к субботе. Этот разговор мы начали с божественного происхождения субботы как дня отдыха и молитв. Однако, не все в этом убеждены. Существуют ещё две версии происхождения священных книг: они – дар жителям нашей планеты от инопланетян, посетивших её, и они написаны мудрецами, жившими в древние времена. Оставим в стороне космическую версию, она пока больше на стадии предположений и не очень обоснованных. А вот если всё написано людьми, то тут же следует вопрос: а зачем же налагать столь много ограничений на субботнюю жизнь. Очевидно, люди создавшие заповеди, были людьми умными и наблюдательными. И от крестьян и ремесленников, составлявших основную массу населения в те времена, требовалось тяжело работать, чтобы прокормиться, причём все базировалось на применении физического труда, единственными помощниками были разве лишь домашние животные. От беспрерывного труда тело изнашивалось. Поэтому и возник обязательный день отдыха, сопровождаемый многочисленными запретами, чтобы тело отдохнуло и силы восстановились. Любая работа запрещалась (а в те дни она была только физическая) и предписывалось отдыхать. Где можно было отдыхать в те дни? В синагоге и дома в кругу семьи. Так что очень умное это было предписание – считать субботу днём отдыха и молитв. А как относиться к субботе сегодня, когда физическим трудом занята лишь малая часть населения? Следовать основному посылу субботы: дать отдохнуть тому, что утомляется в течение недели. Если работаешь головой – оставь её свободной в субботу, если работаешь физически – займи в субботу голову и дай отдохнуть телу. Это – дух еврейской субботы в современном мире.

 

Вениамин Чернухин

Источник: Sem40.ru