Событие Исхода как следствие откровения Бога уникально в истории не только еврейского народа, но и всего человечества. Это не первое Богоявление (теофания – греч.) в истории, потому что до этого уже были известны откровения – случаи, когда Бог являл Себя человеку.
В частности – призвание Ноя в связи с Потопом, призвание Авраама с дарованием обетования о семени и земле, и т.д.[1] Исход же касается не отдельных людей, но всего народа, поэтому имеет исключительное значение, и повторится только в эсхатологическом[2] значении в конце истории человечества.
Уникальность феномена Исхода – освобождения народа Израильского из египетского рабства - заключается в предшествовавшем ему Божественном откровении через пророка. Мы видим два ключевых аспекта Исхода: откровение Бога – релятивный аспект[3] и спасение – аспект сотериологический.[4] Аспект откровения предшествует аспекту спасения, они взаимосвязаны, и первый не может существовать без второго, являясь его причиной.
В тексте Исход 2:23-25 говорится о сущности феномена Исхода:
И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел [в оригинале – познал] их Бог.
Мы видим последовательные шаги этого процесса:
1. Страдания Израиля в египетском рабстве.
2. Вопль к Богу о помощи.
3. Бог слышит вопль.
4. Бог вспоминает завет с Авраамом, Исааком и Иаковом.
5. Бог видит сынов Израиля.
6. Бог познает их страдания.
7. Бог открывается и призывает Моисея (Исход 3:1-9).
8. Бог посылает Моисея к сынам Израиля (3:10 и далее).
9. Бог карает Египет (Исход 7-11)
10. Бог выводит Израильский народ из Египта (Исход 7:12).
В этой последовательности очевидно, что откровению предшествуют определенные обстоятельства, при которых возникает необходимость в личном вмешательстве Бога в историю. Следующий этап - обращение народа ко Всевышнему, после чего происходит реакция Бога на этот крик о помощи. Далее Библия описывает, каким образом Бог отвечает на стенания Своего народа: Он слышит вопль евреев и отвечает на него согласно завету, заключенному с их отцами. И только тогда Он видит их и познает их страдания.
Язык, описывающий это предусловие откровению, не столько теологический, сколько юридический, поскольку фразы «услышал, вспомнил, увидел, познал» указывают на последовательность судового рассмотрения. Используя антропоморфические[5] выражения, Моисей стремится показать, что Божьи действия приобретают смысл в связи с заветом. После этого наступает откровение, из которого следует избавление.
Действия Бога не столько связаны с наградой Израиля или наказанием Египта за его отношения к евреям, сколько обусловлены верностью в исполнении обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову относительно их потомков. В этих текстах Бог показан как судья, призревший на страдания Своего народа, но Его действия хоть и исполнены милосердия, обусловлены заветом. Бог – не воплощение хаоса, присущего божествам языческих народов, действовавших беспорядочно и непредсказуемо. Живой Бог, Творец – это Бог закона и порядка, благодаря которым существует вся Вселенная. Спасение Израиля, в частности Исход, включено в этот закон, как в порядок вселенского Божьего правления, и происходит в рамках завета. Бог не похож ни на мать, находящуюся в панике из-за боязни за своих детей и управляемую эмоциями, ни на последовательного, лишенного чувств, запрограммированного на спасение, робота. Божественная гармония включает абсолютный, совершенный порядок, безграничную любовь и сочувствие творению. То, что для человеческой философии кажется абсурдом и противоречием, поскольку она базируется на полной детерминации[6] и абсолютной свободе, не является проблемой для Бога. Примирить эту несочитаемую двойственность может только Божественная природа и сущность, находящаяся за пределами человеческой логики и философии.
Бог слышит стенания, а потом вспоминает Свои обещания народу Израиля в контексте завета. И после этого Он видит сынов Израиля и познает их. Эта последовательность Божественных действий указывает на определенную направленность и сближение Бога со Своим народом: слышать – вспомнить – увидеть – познать. Нам сложно понять, почему именно эти глаголы передают идею Бога в контексте Исхода и в такой последовательности. В частности, когда мы рассматриваем их относительно природы Бога, возникает конфликт между значениями слов и абсолютной трансцендентностью[7] Божества. Создается впечатление, что эти слова ограничивают Божественную трансцендентность и передают Его подчиненность этой последовательности откровения. Но необходимо отойти от человеческого понимания этих глаголов: они указывают не столько на ограниченность Бога, сколько на последовательность его реакции на проблему. В то же время, они передают идею, каким образом Бог раскрывает Себя, лично вовлекаясь в историю.
Последний глагол «познал» («яда» – ивр.) непосредственно связан с откровением Бога. Познание – это близкая связь, невозможная без откровения. Оно происходит тогда, когда Бог являет Себя Моисею в горящем кусте. Это кульминация откровения. Человек никогда не постигнет, как действует Бог и каков Он, если Он Сам не даст познать Себя через откровение.
Все предыдущие глаголы не имели бы никакого значения, если бы не было следующего – «и явился»:
«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исход 3:2).
Только тогда, когда Бог явился, все предыдущие действия приобретают особое значение. Мы способны верить, что Бог видит нас, слышит, помнит Свои обетования о нас, только тогда, когда Он является нам и избавляет нас. Без Богоявления невозможна вера, поскольку она всегда является реакцией на откровение, в котором Бог – инициатор, субъект, а человек – объект процесса откровения, а не наоборот. Вера является содержанием этого процесса. Израиль поверил, когда Бог явил Себя через слово Моисея, суды над Египтом, через апогей откровения – Исход.
Это событие всегда будет наимощнейшей рефлексией[8] в истории Израильского народа, поскольку переосмысление, переживание этого чуда будет питать веру всех последующих его поколений.
Виталий Обревко
Изображение: Фрагмент Средневековой Гравюры
[1] См., например, Быт. 12:6–7; 26:24; 35:9–10; 48:3–4; Суд. 13:21–22 и т.д.
[2] Эсхатология – богословская наука, изучающая вопросы событий последнего времени и пророчеств о конце мира.
[3] Релятивный – относительный, условный.
[4] Сотериология – богословская наука, изучающая условия, принципы и механизмы спасения.
[5] Антропоморфизм – наделение субъекта человеческими качествами.
[6] Детерминированный – ограниченный, причинно обусловленный.
[7] Трансцендентный – выходящий за пределы человеческого познания.
[8] Рефлексия – обращение назад, осмысление собственного опыта и процесс самопознания.