Мы никогда не жили в безвоздушном пространстве. Подход евреев к религии, поэтому формировался не изолированно, но и под влиянием окружающих народов.
Давайте вспомним, сколько столетий пришлось бороться Израилю с привязанностью к язычеству. В чем выражалась эта борьба? Примером являются терибинты (теревинфы в Синодальной Библии — прим. ред.).
«Народ Мой вопрошает дерево свое, и посох его говорит ему, ибо дух блуда ввел их в заблуждение и отступили они от Б-га своего. На вершинах гор приносят они жертвы и на холмах – воскурения под дубом, березой и теребинтом, ибо хороша тень их; поэтому развратничают дочери ваши и невестки ваши прелюбодействуют» (Книга пророка Осии 4 глава, 12 и 13 стихи, пер. Мосад Рав Кук).
Стоит дерево... Относись к нему как к дереву, но не вяжи на него ленточки, не молись ему. А бороться приходилось с этим потому, что окружающие народы этому дереву таки молились.
Вышедшие из Египта Израильтяне попали в страну с высокой материальной культурой. Большинство городов было царскими городами, в которых, зачастую, царь был верховным жрецом, правителем и военным руководителем. Б-г дал повеление об истреблении ханаанских народов, чтобы не заразиться психологией идолопоклонства. Мы видим, что истребить ханаанские народы сразу не удалось. Отчасти потому что это было невозможно физически. Во-вторых, человек остается человеком: поднять руку на женщину и ребенка трудно. Их оставляли в живых. И потому Эздра (Ездра) и Нехемия (Неемия) были правы, запрещая смешанные браки: одно дело, когда женщина принимает веру своего мужа, а другое дело, когда она продолжает верить так же, как и до замужества и на основе своей ментальности создает свое окружение. Муж в этой ситуации является святым семенем, потомком Авраама, Исаака и Иакова, поклонником Б-га Израилева; жена же продолжает поклоняться своим богам. В чем различие? - спросите вы. В идеологии. Вспомните, как Авраам спорил с Творцом (книга Бытие 18 глава). Ни один язычник со своим богом спорить не будет. В этой связи интересна идея Рава Штейнзальца о том, что монотеизм по своей идее изначален, а языческий политеизм пришел как результат человеческого страха. Авраам, таким образом, не прокладывал совершенно новую дорогу, а был разумным консерватором. И избран был в первую очередь, потому что был способен услышать голос свыше. Кроме того, Аврааам с этим голосом, если это было необходимо, мог и поспорить. Это свидетельствует не о своенравии праотца, наоборот он был очень смиренным человеком. Это говорит о том, что Авраам видел в собеседнике Высшую Личность; что завет Б-га с Авраамом имел для него жизненное значение и повседневное применение. Авраам выступает как партнер Вс-вышнего, а не как человек, бездумно поклоняющийся родовому божеству.
Если монотеизм изначален, возникает вопрос: почему же люди, причем в своем большинстве, выбирают политеизм? Потому что зачастую человек пытается найти посредника между собой и высшим существом. Б-г же Авраама не терпит посредников, и борьба, о которой мы сказали вначале, воспитывала такие качества характера как жажда справедливости, упорство и, конечно же, стремление к монотеизму. Эти качества были присущи патриарху Иакову. За эти же качества Иаков любил Иосифа больше, чем других сыновей, а не только за то, что Иосиф был сыном его любимой жены. Конечно же, Иосиф не был идеален: папин любимчик в красивой одежде, возможно несколько по молодости легкомысленный, но в то же время серьезный. Чтобы сделать его серьезным, чтобы он почувствовал свою связь не только с материальным, но и с духовным, чтобы он понял, Кому он подчиняется, и Кто над ним стоит, ему приходится пройти через определенную цепь испытаний. Его продают в рабство, затем он попадает в египетскую тюрьму, откуда выходит победителем.
С Израильским народом происходило то же самое, что и с Иосифом: для того чтобы воспитать определенные качества, Б-г проводит евреев через египетское рабство и вавилонский плен. И монотеизм в его окончательном виде выкристаллизовался именно в вавилонском плену. Если до вавилонского пленения каждый царь, которого Писание определяет как праведного, боролся с идолопоклонством: вырубал теребинты, крушил идолов; то после возвращения народа из Вавилона, мы этого больше не видим. Сегодня вы не найдете иудея, который поклонялся бы камню, дереву или кусту. Для того чтобы придти к убеждению, что поклонение теребинту бесполезно и бессмысленно, народу пришлось пройти через многие трудности, ведь для того чтобы простой человек стал убежденным монотеистом, он это убеждение должен не получить как наставление пусть даже самого мудрого учителя, он должен его выстрадать. Поэтому иудаизм, как всякое значительное явление, был выстрадан народом в течение многих столетий.
Как результат этих испытаний появляется и еврейское определение истории: история — это результат взаимоотношений между Б-гом и человечеством, результат диалога Тв-рца со Своим творением. И евреи были первыми, кто вступил в этот диалог, а, кстати говоря, вступая в диалог с Б-гом, ты от очень многого должен отречься, и это также часть монотеизма. Это касается и материального и духовного; работы и семьи. Ведь у евреев в свое время даже была разрешенная полигамия. А потом пришел ребе Гиршом из Майнса и издал свое постановление. И те общины, которые с ним согласились, сегодня не принимают полигамию. И это также часть монотеизма.
Когда мы говорим о Г-споде Б-ге Израиля, надо понимать, что он Свой народ воспитывал, не раз «награждал» тумаками, но делал это, любя. И испытания, которым Он подвергал нас, были для того, чтобы выращивать определенный тип характера.
Что же обозначает словосочетание «Б-г Израилев»? В чем суть монотеизма?
Для меня Б-г Израилев — это Тот, Кто близок; это Тот, Кто воспитывал Свой народ. Но Он является также Тв-рцом всего мира и необходимо понимать, что Он не только Б-г Израиля, но и всей Вселенной. Он не только Б-г еврейского народа, но и всего творения. И когда мы говорим об этом, на память приходит первая заповедь; задаешься вопросом, исполняется ли она сегодня. Люди продолжают поклоняться кумирам: будь то Гитлер, Сталин или рок-звезда. Если человек желает сегодня постигнуть суть монотеизма, ему, на мой взгляд, достаточно исполнить первую заповедь. В современном же мире идолопоклонство и политеизм приняли тонкую и замаскированную форму. То, что у человека есть вещи или авторитеты само по себе неплохо. Важно то, как человек относится к этим вещам или авторитетам. Если они становятся самоцелью и он им служит... Или если он служит власти...
Поэтому принципиальное отличие монотеизма от политеизма изложено в первой заповеди «Я Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Мицраима (Египта), из дома рабского. Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом», а все остальное — это как бы архитектурные украшения, это, во-первых. А во-вторых, необходимо все-таки отличать веру от религии и культа, потому что если присмотреться внимательно, то очень часто религию используют в качестве средства к существованию и это тоже элемент язычества.
Глядя же на окружающий мир, можно констатировать, что человечество еще, по-видимому не готово к принятию монотеизма. Видимо пройдет еще не одна тысяча лет и слава Б-гу, если к этому времени человечество будет живо как единый организм. На мой взгляд, человечеству еще предстоит долго учиться и воспитываться, вопрос в том, есть ли еще у нас время.
Эстер Тахтерина,
Историк, представитель Института Мекор Хаим
Изображение: Чтение Торы. http://en.wikipedia.org