В данной статье мы хотели бы затронуть важную тему окончательной фазы суда над грешниками.
В частности, большинство христиан учит о существовании адских мук для всякого не покоряющегося Слову Божью. Иудаизм же это отрицает.
К большому сожалению, у многих адвентистов складывается не совсем объективное представление о том, что будет происходить с грешниками после тысячелетнего царства. В частности, очень популярной является теория моментальной аннигиляции. Согласно этой теории Бог вообще практически не участвует в последнем суде, а соприкосновение грешника со славой Божьей, которую Бог являет при Своем пришествии, напоминает взаимодействие частицы с античастицей, в результате которого грешник исчезает за малую долю секунды. Таким образом, определенные богословы пытаются доказать «теорию добренького Бога», Который просто не может в силу Своего любвеобильного характера допустить мучения грешников.
Конечно же, очень непросто найти библейское обоснование этой позиции. Новый завет говорит о плаче и скрежете зубов, Библия пишет о мучении и, конечно же, Библия пишет об озере огненном. Если же говорить об официальной адвентистской позиции по данному вопросу, то следует процитировать комментарий Е. Уайт:
«Нечестивые получают свое возмездие на земле (Притч. 11:31). Они будут, "как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф" (Мал. 4:1). Одни уничтожаются мгновенно, а другие будут мучиться много дней. Все будут наказаны сообразно делам своим. Грехи праведных возложены на сатану, и поэтому он должен страдать не только за свое противление, но и за все грехи, к которым подстрекал народ Божий. Он будет наказан гораздо строже прельщенных им. После того как будут уничтожены все обольщенные им, он все еще будет жить и страдать. В очищающем огне нечестивые будут окончательно уничтожены — корень и ветви; сатана — корень, а его последователи — ветви.» Великая борьба. Глава Конец Борьбы.
Из этих слов четко понятно, что адвентизм не проповедует безболезненную смерть грешников. Однако же, несмотря на «небезболезненность» нельзя на основании Библии заключить, что муки грешника будут длиться бесконечно по времени.
В отличии от греческого менталитета, которому свойственен дуализм и абсолютизм понятий, семитские понятия не являются абсолютными сами по себе. В частности, если в греческом менталитете понятие «вечный» подразумевает наличие процесса, длящегося бесконечное количество времени, то в семитском менталитете данное понятие зависит от контекста. В частности, говоря о Йом Киппуре, детально описывая ритуал очищения храма первосвященником, 16 глава книги Левит заключает, что это есть «постановление вечное». Однако же с другой стороны, сегодня, при всем нашем желании в связи с отсутствием храма данное постановление выполнено быть не может.
Говоря о вечных «муках адовых», традиционное христианство всегда подразумевало муки души, ибо душа автоматически определялась как нечто вечное и неумирающее в человеке. Библия же однозначно говорит о смертности души: «Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез.18:4).
Более того, согласно Откровению, 20 гл. наказание грешника не происходит в адском огне, куда его направляют сразу же после смерти, а происходит в озере огненном после воскрешения из смерти:
«Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их…» (Откр.20:5-9)
«и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоан.5:29).
Тут возникает логический вопрос: "возможно ли телу, даже воскресшему, гореть вечно"? Иисус в Евангелии от Матфея говорит однозначно, что в геенне огненной будут как душа, так и тело, а описывая судьбу грешников в День Пришествия Господа:
«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5:29).
Пророк Малахия, последний из пророков ТаНаХа говорит «… не останется ни корня ни ветвей…».
Иными словами, понятие «вечный огонь» говорит не о вечных муках грешника, а о вечных необратимых последствиях наказания. Об этом сказано у Иуды:
«Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (Иуд.1:7,8)
Вечный огонь, уничтоживший Содом и Гоморру сейчас не горит, но оплавленные испепеленные камни, найденные на Иорданской стороне Мертвого моря в Баб-Эд-Дра, являются немыми свидетелями последствий Божьего суда.
Что же касается 20 главы Откровения и фразы «вовеки веков», то эта фраза относится к сатане, а не к людям. О воскресших грешниках, брошенных в озеро огненное не говорится, что они будут мучиться вовеки веков.
«И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр.20:8,9) – сказано о людях.
«…а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10) – сказано о сатане.
Когда Новый завет говорит о мучениях сатаны, то, конечно же, все детали нам, смертным, понять сложно. Библия не описывает нам в деталях природу небожителей и небесных реальностей. А потому нам неизвестно, были ли у сатаны тело, душа, дух и из чего он вообще состоял.
Известно нам лишь только то, что греческое высказывание «аионас тон аионон», переведенное как «во веки веков» скорее всего подразумевает ивритское «леолам ваэд». В иврите же слово «олам» не всегда означает бесконечно текущий временной процесс.
Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия