Мосты взаимопонимания и дружбы

Ревекка Чернин
Просмотров: 13861

Интервью с директором Центра «Шалом» (США) Александром Болотниковым

«Борух»: Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о своем жизненном пути.

А. Болотников: Я по образованию физик, защищался в начале девяностых на кафедре физики металлов Киевского Государственного университета. Иудаика же была моей страстью и моим хобби. Меня манил таинственный мир Торы, Талмуда и Каббалы, о котором я читал в романах Леона Фейхтвангера. Я посещал все мероприятия, которые проводились под эгидой Израильского посольства и Еврейских Культурных Центров. Когда при университете были открыты курсы иврита, я был первым, среди записавшихся.

В начале девяностых многие религиозные деятели и ученые в России и в Украине начали работать над новыми переводами Библии. В это послеперестроечное время был огромнейший недостаток в специалистах, которые бы знали Библейский Иврит. Так мое хобби стало для меня профессией. Спонсоры Института Перевода Библии направили меня на учебу в США на кафедру Ветхого Завета при Богословской Семинарии университета Эндрюса (учебное заведение церкви христиан Адвентистов Седьмого дня – прим. «Борух»). Так я стал Магистром Богословия и преподавателем библейских языков и Ветхого Завета.

Я понимал, что моя магистерская степень – это только начало пути. Проработав 5 лет в России, я начал искать университет, в котором можно было бы продолжить обучение в докторантуре и изучить историю Ближнего Востока, древние семитские языки и раввинистическую литературу. Единственным учебным заведением, отвечавшим моим запросам, был Объединенный Еврейский Религиозный Колледж-Институт (Hebrew Union College – Jewish Institute of Religion). Это учебное заведение готовит раввинов для прогрессивных иудейских синагог и имеет аспирантуру с докторантурой, где могут обучаться студенты, независимо от их религиозной принадлежности.

После двух лет изучения Аккадского и Шумерского языков и истории Ближнего Востока я понял, что мой интерес лежит в иной плоскости. После перевода на другую кафедру я сел за одну парту с будущими раввинами и затем в течение четырех лет занимался изучением Талмуда и Мидраша, стал кандидатом философских наук со специализацией в иудаике и раввинской литературе.

«Борух»: Как возможно сочетать эти два религиозных, на первый взгляд, несовместимых образования? Не приводит ли это к внутреннему конфликту веры?

А. Болотников: Радикальные элементы, как со стороны иудеев, так и со стороны христиан делали все возможное, чтобы противопоставить христианство иудаизму. Во времена средневековья церковь загоняла евреев в гетто, изгоняла их с насиженных мест и изображала их в виде «детей диавола». На протяжении многих веков среди христиан культивировался образ еврея – отступника и богоубийцы. В своих проповедях Иоанн Златоуст и другие отцы христианства называли синагогу рассадником разврата и прелюбодейства.

С другой стороны в настоящее время, особенно в среде русского еврейства, происходят крайне реакционные процессы. Главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич высказался по этому поводу, заявив, что российскому еврейству навязывается крайне радикальная форма иудаизма, нетипичная для свободомыслящего интеллигентного человека. Опасаясь ассимиляционных процессов, эти ультра-ортодоксальные иудейские группы хотят навязать современному еврею средневековую интерпретацию иудейской традиции, тем самым, загоняя людей обратно в средневековое же гетто.

Однако в современном мире происходят и иные процессы. Все больше и больше раввинов и христианских богословов приходят к убеждению в том, что между иудаизмом и христианством есть гораздо больше точек соприкосновения, нежели противоречий. Так ортодоксальный раввин Ирвин Гринберг в своей книге «Во имя неба и земли» описывает свой опыт переосмысления христианства и обосновывает необходимость постоянного диалога и общения между иудеями и христианами. Он рассказывает о том как, познакомившись с христианами, он увидел в них вместо «антисемитов и язычников», искренних верующих и верных Богу людей.

Будущие раввины, студенты Объединенного Еврейского Религиозного Института, обязаны прослушать хотя бы один курс по Новому Завету. Один из раввинов, преподающий этот курс, как-то сказал, что в Новом Завете нет ни одного высказывания, которое можно было бы расценивать как антисемитское. По его мнению, многие слова Иисуса и его учеников позднее были истолкованы в неверном свете с антисемитским уклоном.

Такое же переосмысление роли значения иудаизма происходит и в христианстве. Мой бывший коллега, преподававший Новый Завет в Заокской Духовной Академии защитил докторскую диссертацию по своему профилю в Кембриджском университете. Прочитав его труд, я был крайне удивлен, что в диссертации, посвященной проблематике Евангелия, большинство первоисточников были взяты из раввинистической литературы.

Сегодня наука новозаветных исследований переживает ренессанс. Многие христианские исследователи приходят к выводу, что правильное понимание Нового Завета не возможно без знаний и правильной оценки иудаизма. Новый Завет был написан людьми, воспитанными в культуре и традициях иудаизма первого века нашей эры. Пренебрежение этим фактом порождает искаженную интерпретацию Нового Завета, которая и является причиной взаимных предрассудков.

В середине шестидесятых годов в Америке выросло поколение Мессианских Еврейских лидеров. Эти люди пришли к христианству в силу своей неудовлетворенности ортодоксальными иудейскими устоями, на которых они были воспитаны. В своих книгах многие из них высказываются весьма отрицательно о раввинах и об иудейских традициях. И это неправильно, потому что как представителям христианства, так и представителям иудаизма, на мой взгляд, следует иметь объективные взгляды. Я убежден, что для христианства и иудаизма пришло время перейти от взаимной критики к взаимному уважению и взаимопониманию.

«Борух»: Чем занимается научно-исследовательский центр Шалом, который Вы возглавляете? Сказанное Вами как-то отражается на его деятельности?

А. Болотников: Центр Шалом является научным учреждением церкви Адвентистов Седьмого дня в США и Канаде. Адвентисты верят в незыблемость принципов Божественного Закона, откровения данного Моисею на Синае и твердо убеждены в том, что Писания Ветхого Завета не потеряли свою актуальность для христианина. Есть и еще целый ряд других аспектов учения Адвентистов Седьмого дня, которые базируются не тех же самых основах и предпосылках, которые существуют и в иудаизме. Таким образом, можно видеть, что среди всех христианских деноминаций адвентисты «симпатизируют» иудаизму в целом ряде пунктов вероучения.

Подобные сходства и «симпатии» проявляются на жизненном уровне. Во время религиозных гонений в бывшем СССР евреи часто приходили на помощь адвентистам. Когда из-за соблюдения субботы адвентисты не могли устроиться на работу, евреи были теми руководителями и начальниками, которые понимали проблему и помогали в решении подобных вопросов.

Интересен так же и тот факт, что в России дискриминация против евреев и против субботствующих христиан всегда шли рука об руку. При Иване III христиан, которые приняли решение соблюдать Библейскую Субботу (эти христиане не являлись Адвентистами – прим. «Борух»), сразу же назвали жидовствующими. Антисемитизм является и сегодня излюбленным приемом преследований адвентистов. Несколько лет назад воинствующие молодчики написали на стенах Заокской Духовной Академии в России слова: «Вон отсюда, жидовская секта». Поэтому, несмотря на существующие разногласия, пути адвентистов и евреев очень часто пересекаются.

К сожалению, для некоторых подобные факты являются пугающими. Однако, попытки уйти от реальности и «откреститься» от видимого сходства ни к чему хорошему не приводили. Во II веке н. э. многие христиане, испугавшись того, что Римляне относятся к ним и преследуют так же как иудеев, решили начать праздновать первый день недели вместо «иудейской субботы». Подобный подход для адвентистов никак не приемлем.

Вот почему, научно-исследовательский центр Шалом ставит перед собой две главные задачи: указать христианам на их еврейские корни, тем самым научив их ценить то богатейшее наследие, которым они пользуются; а так же навести мосты дружбы и взаимоуважения между Адвентистами Седьмого дня и евреями, желающими поддержать диалог.

«Борух»: Нужно ли заниматься наведением таких мостов? Может быть самым лучим решением проблемы иудейско-христианских взаимоотношений было бы простое размежевание?

А. Болотников: Действительно, многие раввины, а также служители христианских церквей предлагают решение всех вопросов в виде статус-кво. Вы не трогайте нас, а мы не тронем вас. К сожалению, особенно в современном мире, постройка заборов никогда не решала проблему. Этот мир сегодня слишком взаимозависим, а потому успех любого общества зависит напрямую от качества мостов, наведенных между различными группами этого общества.

«Борух»: Занимается ли ваш центр и церковь Адвентистов Седьмого дня миссионерской работой среди евреев?

А. Болотников: Церковь Адвентистов Седьмого дня существует в более, чем двухстах странах мира. Целью адвентистов является распространение Библейского учения по всему миру для всех народов. А потому мы не занимаемся сегментацией и не пытаемся ограничить доступ к адвентистской вести ни для кого. Согласно декларации прав человека, принятой в ООН, всякий человек имеет полное право выбора, в том числе и в вопросе своих религиозных убеждений.

Я прекрасно понимаю тех представителей еврейских организаций, которые обвиняют некоторые Христианские и Мессианские общины во лжи и заманивании. Хочу заверить ваших читателей, что Церковь Адвентистов Седьмого дня подобной деятельность не занимается.

Согласно установленному порядку, записанному в церковном руководстве Адвентистов Седьмого дня, любой человек, желающий стать членом церкви, должен пройти курс обучения доктринам церкви, и публично перед собранием членов подтвердить свое согласие со всеми пунктами вероучения. Таким образом церковь хочет убедиться в том, что человек принимает решение сознательно, а не под действием уговоров или чувств. Данный подход сходен с традицией, существующей в иудаизме, когда нееврей, желающий обратиться должен был убедить трех раввинов в твердости своих намерений. Адвентисты в отличие от иудеев задают вопросы по поводу согласия с вероучением абсолютно всем, независимо от того родился человек в семье адвентистов или нет.

Адвентисты твердо верят, что Бог дал человеку свободу выбора, а потому последовательно выступают против любых законов в любой стране мира, ограничивающих свободу совести человека и его право выбирать религиозную принадлежность. Многие прогрессивные раввины разделяют подобную точку зрения.

Сегодня также известно много случаев обращения христиан в иудаизм. В городе Днепропетровске (Украина) был даже случай, когда один мусульманин палестинец принял иудаизм.

Стоять же под дверью синагоги и переманивать к себе людей является грубым нарушением как иудейских, так и христианских этических норм. Однако, мир сегодня невозможно разделить черное и белое. Некоторые ультра-ортодоксальные лидеры хотят поделить людей на евреев и не евреев. Это, на мой взгляд, – миф и вот почему. Такое деление не дает возможности ответить на целый ряд вопросов. Что делать с реальностью смешанных семей и с детьми от смешанных браков, особенно когда евреем является отец? Куда им идти, если они хотят сохранить в своем сердце христианские корни от матери и иудейские традиции отца? Куда могут прийти те христиане, которые симпатизируют Израилю, любят субботу и хотят быть причастными к еврейским корням, но не хотят отказываться от веры в Иисуса? Можно и дальше перечислять категории людей, которые хотят остаться такими, какими они есть; и им не уютно ни в ортодоксальной синагоге, ни в традиционной христианской церкви. Центр Шалом (мир) может помочь найти разумный баланс между двумя традициями иудейской и христианской, баланс, основанный на Священном Писании. И эта его еще одна задача.

«Борух»: Большое спасибо, Александр.

Беседовала Ревекка Чернин