Для проницательных людей Священное Писание предлагает один простой и в то же время так сложно выполнимый тест. Тест на хорошесть.
То есть если вы хотите узнать хороший ли вы человек, то вам необходимо этот тест пройти.
Этот тест описан в контексте эсхатологического пророчества, когда Сам Бог приходит на землю. Это событие повергнет нечестивых в трепет: «Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?"» (Ис.33:14) — кричат те, кто еще недавно не сильно беспокоились о праведности.
Ответ пророка и прост и сложен одновременно. Прост он по своей сути: «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла» (Ис.33:15). Сложен же он потому, что, как мы уже сказали, практическое применение вызывает массу вопросов.
Почему?
Потому что психология человечества постепенно становится предметом изучения не психологии, а психиатрии.
Почему мы отваживаемся на столь смелое, если не сказать резкое заявление?
Об этом речь ниже.
Но вначале посмотрим на один библейский урок.
«И устремил на него Елисей взор свой, и так оставался до того, что привел его в смущение; и заплакал человек Божий. И сказал Азаил: отчего господин мой плачет? И сказал он: от того, что я знаю, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло; крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных женщин у них разрубишь» (4Цар.8:11,12).
В приведенном отрывке очень важным является факт восприятия картин грядущих бедствий пророком Елисеем. Он, во-первых, пристально смотрит, а, во-вторых, плачет. Его реакция — это реакция праведного человека, он поступает так, как если бы он читал слова Исайи (Елисей жил раньше). Он действительно может жить при «огне пожирающем».
Как сегодня этот тест прохожу я?
Как сегодня этот тест проходят другие люди?
Было бы прекрасно, если бы реакция Елисея была для всех примером для подражания. Но, как известно, спрос рождает предложение, а глядя на предложение, очень сложно говорить об исполнении слов пророка Исайи.
В частности, индустрия новостей, построена на принципе, который на сто процентов противоречит сказанному пророком.
Почему люди смотрят / читают / слушают новости?
Если речь идет о локальных новостях, то, скорее всего, потому что хотят быть в курсе событий.
Но вот когда речь идет о глобальных новостях, то передовицы изданий, как раз и демонстрируют глубину деградации человечества.
Кто задается вопросом о том, как формируется основной блок новостей?
Как это не печально, но закон Мерфи отвечает на этот вопрос:
«Чем дальше от вас произошло бедствие или несчастный случай, тем больше требуется погибших и раненых, чтобы получился газетный репортаж». Законы журналистики Фуллера.
Иными словами трое погибших в автомобильной аварии в Пенсильвании не интересуют бразильцев. А вот поезд, сошедший с рельсов в Дюссельдорфе и унесший жизни ста человек будет достаточным событием, чтобы заинтересовать читателей в Австралии.
Когда вы проанализируете основной читаемый контент (еще раз, читаемый, а не помещенный в подвале или на предпоследней странице), то увидите, что это будет описание зубодробильных стычек полиции с демонстрантами, политические свары, стихийные бедствия, сообщения о смерти знаменитостей и т. д. Какой процент из читающих все это плачет как Елисей? Какой процент читателей бросается сразу же искать способы перечислить деньги пострадавшим? Какой процент хотя бы молится и сострадает? Какой процент позитивных новостей составляет основной контент? Если относительно позитивная информация и попадает на передовицу, то это — спорт, кино, рауты или нечто подобное.
Современное человечество осуждает кровожадных римлян, собиравшихся посмотреть на то, как гладиаторы отрывают друг другу конечности, в то же время не осознавая, что новостные ресурсы — это очень ловко выстроенный субститут гладиаторской арены. Все выглядит благообразно: дикторы в пиджачках, утренний кофеек, но суть, хотят это признать люди или нет — одна. Это древнее, затаившееся в генах кровожадное наслаждение мордобоем, гладиаторскими боями, рыцарскими турнирами и т. п.
Естественно, когда эвфемизм без предупреждения заменяется тем, что за ним скрывалось, у общественности возникает негодование: «как ты мог такое говорить»? Но суть от этого не меняется. Лужи крови, оскаленные лица полиции, разгоняющей толпу, разрушенные дома и сообщения о похищенных детях сегодня не вызывают слез, как у Елесея. Все это вызывает щекочущее адреналиново-гадливое удовольствие, как в древности у толпы, именовавшей себя патрициями и думавшей, что у их ног лежит мир. И чем громче я убеждаю себя, что это не так, тем больше вероятность того, что это таки так "больше требуется погибших и раненых, чтобы получился газетный репортаж".
Индустрия новостей — это не собрание альтруистов, отстаивающих объективность и свободу слова. Мы не утверждаем, что все журналисты таковые, но, к сожалению, очень многие представители журналистского сообщества или не осознают глубину проблемы (что очень сомнительно) либо являются шестернями этой машины.
К глубокому сожалению, сегодня многих интересует не правда, а количество кликов, лайков и деньгов; не истина, благородство и желание помочь, а корысть. Есть исключения, но они встречаются все реже и реже.
В этом убеждаешься, глядя на то, как с легкостью подаются «новости».
Вот один из примеров:
«Во Франции адвентистов приговорили к тюрьме за ритуал экзорцизма». Агентство France Presse (AFP).
По правде говоря, если разобраться — бывших адвентистов, людей, пришедших к мнению, что у них нет ничего общего с адвентизмом.
Для нас в этом нет ничего удивительного, ибо если во времена апостолов антихристы были бывшими христианами, то что говорить о сегодняшних реалиях и бывших адвентистах? «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Иоан.2:18,19).
Но ведь это не интересно. Ведь любой алкоголик был не алкоголиком. Любой бомж когда-то бомжом не был. Добрые ангелы стали демонами, но Бог не творил демонов изначально. Никто не говорит «бывший интеллигентный человек сегодня напился в стельку». В этом нет смысла. А вот рассказать о злобных бывших адвентистах, зачастую, опуская слово «бывшие» - это то что надо по закону Фуллера. Больше трупов, крови, гадости и грязи. И цель достигнута, новость стала мировой. И лайки, клики, обсуждения и, главное, деньги получены. Только вопрос: какой ценой? И еще вопрос: а не боится ли автор этой спланированной провокации, что он сам и его ближние будут также облиты грязью более проворных, безпринципных и сильных искателей лайков и кейков? К сожалению такие вопросы, судя по всему на ум не приходили. Но защитить себя от подобного, можно только, противостав нечестию.
«И устремил на него Елисей взор свой, и так оставался до того, что привел его в смущение; и заплакал человек Божий»...
«...кто из нас может жить при огне пожирающем?»...
Дэниел Гордан
Изображение: Святой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего, картина Франсиско Гойи. Фрагмент.