Природа ответственности

Виталий Олийник
Просмотров: 11751

В иудейской традиции время накануне праздника Йом Киппур называется «Дни трепета», «Дни раскаяния», и т.д.

Это особое время, когда подводится своеобразная черта под уходящим годом, осуществляется анализ духовного состояния человека - его взаимоотношений со Всевышним и ближними, - чтобы попросить прощения и раскаяться во грехах.

Предпосылки для такого отношения даны в письменной Торе: «И сказал Господь Моисею, говоря: также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Левит/Ваикра 23:26-29).

Как на грех реагирует Бог? Вот красноречивый ответ на этот вопрос в Библии: «...ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь» (Псалтирь 5:5-7). Бог не любит беззаконие, рядом с Ним не может находиться злой; Он не может смотреть на нечестивых, Он ненавидит делающих беззаконие, гнушается кровожадных и коварных. Бог и грех несовместимы.

Этот ответ общего характера нуждается в прояснении: а что, если человек не знает за собой грехов, не осознает, что виновен, или забыл, что нарушил заповедь? В этом контексте важно задать вопрос о природе ответственности перед Богом.

«И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней» (Бытие 20:3-6).

В этом отрывке раскрывается принцип Божьей оценки греховных поступков. Бог смотрит не только на факт нарушения закона, но и на внутренние процессы, которые ведут к этому. Авимелех назвал себя невинным, и Бог согласился с ним. Причина - отсутствие злого умысла, знания о том, что то или иное действие является нарушением.

«Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил... Или если прикоснется к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются, и он не знал того, но после узнает, то он виновен. Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том. Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил» (Левит 4:27,28; 5:3-5).

Тора налагает ответственность на человека тогда, «когда узнан будет им грех, которым он согрешил», когда «он не знал того, но после узнает». Только тогда он становится виновным и должен исповедаться и принести жертву.

«Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас... Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем... Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (Евангелие от Иоанна 9:41; 15:22,24).

Иисус Христос провозгласил чудную благую весть: грех в Божьих глазах измеряется не только законом, но и степенью знания закона. Поскольку Господь - сердцеведец, знает и причины, и мотивы, и степень осведомленности человека, Он не вменяет грех, когда у человека нет знания об истине.

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Послание Иакова 4:17). Вновь, степень греховности измеряется степенью разумения.

«...ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Послание к Римлянам 2:14-16). Здесь очень хорошо показаны внутренние процессы, которые будут служить критерием принятия решения на Божьем суде. Главный вопрос - обвиняла ли совесть, обвиняли ли мысли, то есть понимал ли человек, что делает грех.

Все упомянутые стихи из Библии приводят нас к очень важному открытию: Божья реакция на грех определяется взаимосвязью, существующей между фактом нарушения закона и пониманием греховности действия. Это означает, как это ни парадоксально звучит, что человек может быть нарушителем закона, но невиновным в Божьих глазах. Бог не наказывает до тех пор, пока нет осознанного нарушения.

Теперь давайте применим полученные знания к исследованию разницы между тем, как на грех реагирует Бог, и как - сатана. Для наглядности приведем иллюстрацию. Положим, Вы - ученый, занимающийся исследованием сильно действующего радиоактивного вещества в эпоху, когда научный мир еще не знал о чрезвычайной опасности излучения для здоровья, в исследовательских лабораториях еще не было правил по технике безопасности по работе с радиацией. Вы возглавляете исследовательский проект, под Вашим руководством - молодые ученые. Когда участники проекта начинают болеть и постепенно умирать от облучения, Вас не за что привлечь к ответственности ни по административным, ни по криминальным обвинениям. Вы невиновны, но это не меняет факта неизбежности трагедии потери жизни.

Вне зависимости от того, нарушает ли человек законы мироздания осознанно, или по неведению, ему не избежать негативных последствий в жизни. Человек может быть невиновным в Божьих глазах, но страдать от проклятия по причине нарушения закона. А поскольку совершенный грех дает еще и право действовать сатане, это приводит к ситуации, при которой у Бога к человеку претензий нет, а у дьявола - есть. Наличие в жизни проклятия, таким образом, не обязательно свидетельствует о том, что человек осужден Богом. Степень осуждения от Бога зависит от степени осознанности греха. В конечном итоге это означает, что человек может быть оправдан на Божьем суде и обрести жизнь вечную, но влачить жалкое существование в жизни нынешней.

Проиллюстрируем это различие на примере распространенной юридической формулы: «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение». Кого описывает этот постулат - Бога или дьявола? Дьявола! Его не интересует, знали ли Вы о законе, или нет. Более того, в его интересах, чтобы Вы знали как можно меньше, а нарушали как можно больше! Для него главное - факт нарушения, который дает власть над человеком.

У Бога же действует иной принцип: «незнание закона освобождает от ответственности за его нарушение». Бог справедлив и не наказывает за нарушение, совершенное по неведению. Бог смотрит не только на акт, но и на его причины.

Понятие о грехе в Библии также сопряжено с понятием о долге в смысле задолженности. Совершенный грех создает долг. Эта истина хорошо видна при сравнении молитвы «Отче наш» в двух Евангелиях: «...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Евангелие от Матфея 6:12). «...и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» (Евангелие от Луки 11:4).

Там, где Матфей использует слово «долги», Лука пишет «грехи». Грешник является должником. Диавол же выступает в роли взыскательного кредитора. У него появляется законное основание требовать плату.

Важно отметить, что сразу после слов о долге и грехе в молитве Господней идет речь о дьяволе: «...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Евангелие от Матфея 6:12,13). «...и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Евангелие от Луки 11:4).

Просьба об избавлении от дьявола размещена в этом месте молитвы не случайно. Она следует за просьбой о прощении грехов именно потому, что за совершением грехов следует власть дьявола. Освобождение же от власти лукавого обретается только на основании прощения грехов, устранения вины, внесения платы за долг.

До сих пор речь о проклятии шла преимущественно в контексте лишь причинно-следственной связи. Говоря о Божьей роли, мы подчеркивали автоматическую, безличностную природу проклятия, при которой оно приходит само собою, если имеет место совершенный грех, на который провоцирует сатана. Роль дьявола, рассмотренная на данный момент, сводится к тому, чтобы ввести человека в грех, после чего запускается в действие механизм проклятия.

К сожалению, это не полная картина. Согласно Библии, роль и действия дьявола не заканчиваются введением человека в грех. Они простираются на проклятого дальше. Дело в том, что проклятие - это не только вопрос последствий греха, но и вопрос подвластности сатане. Проклятие в Библии представлено не только в материальном, но и в духовном измерении.

Подтолкнув Адама и Еву ко греху, сатана не только обрек их на проклятия, но и обрел над ними власть. А коль скоро они были владыками всей нашей планеты, она перешла во власть сатаны также: «...и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Евангелие от Луки 4:6,7).

Всякий, кто грешит, попадает не только под проклятие деструктивных последствий нарушения матрицы бытия, но еще и становится подневолен: «...с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Послание к Тимофею 2:25,26).

Одной из важнейшей целей служения Мессии было освобождение из духовного рабства: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (Исаия 61:1,2). «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Послание к Евреям 2:14,15).

По причине совершения греха человек попадает во власть сатаны. Это обстоятельство значительно усугубляет состояние проклятия. Поскольку у дьявола появляется власть над грешником, лукавый может принимать решение о том, какие сферы жизни будут поражены. Он может приносить в жизнь беззаконного бедствия, не связанные напрямую с совершенным грехом. Помимо естественных последствий появляются сверхъестественные: дьявол, превосходя человека силою и крепостию, начитает чинить беды по своему усмотрению. Хозяин имеет полную власть над рабом. По этой причине вор, например, может заболеть, блудник - страдать от психических расстройств, то есть проклятие может поразить сферу жизни, в которой не было нарушений Божьих законов.

Получив власть над согрешающим, сатана может и отложить время действия проклятия. Этим он создает иллюзию свободы, лучшего качества жизни тех, кто грешит: «...я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» (Псалтирь 72:3-9,12-14).

Проявление проклятия может и не быть очевидным сразу после совершения греха. Даже в естественном мире сбои в работе механизма вовсе не обязательно заметны сразу. Спустя какое-то время может появиться небольшое поскрипывание, попискивание, глухой гул, однако все продолжает работать. Часто, когда последствия поломки уже очевидны, повреждения становятся практически неисправимыми. Подобным же образом обстоит дело и с проклятием в смысле естественного следствия греха.

Однако, поскольку проклятие - это еще и состояние подвластности сатане, именно он принимает решение о времени, когда оно начнет проявляться особенно злобно. Именно он решает, когда и в какой сфере проклятие становится очевидным.

Зная это, мы теперь готовы к осмыслению следующего стиха: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Евангелие от Матфея 25:41).

Эти слова прозвучат из уст Иисуса Христа, когда Он придет на нашу Землю во второй раз. Те, кто пойдет в «огонь вечный», названы проклятыми. Проклятые - это те, кто нарушает закон. Однако, как мы уже выяснили, не все нарушители закона будут наказаны Богом. Иными словами, все, кто пойдет в «огонь вечный», прокляты, но не все проклятые пойдут в «огонь вечный».

 

Виталий Олийник,

штат Вашингтон.

 

Изображение: Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом-Кипур. Вена, 1878. Фрагмент.