Вопрос. Спрашивает Кристина.
Я — католичка, однако принимаю также и основы протестантизма. Какая из этих двух религий является ближе к Библии? Католицизм с своим величием обрядов, храмов, признанием святых? Или протестантизм со своей простотой, большей активностью в церкви и отвержением некоторых таинств католиков?
Отвечает Александр Болотников
Ваш вопрос с научной точки зрения поставлен весьма верно и корректно. Мы не вправе выносить суждения по поводу истинности или ложности чьего-либо вероучения, тем более выносить приговор о вечной участи того или иного верующего, но мы можем дать объективную историко-богословскую оценку тому или иному вероучению, основываясь на источниках и определениях, используемых теми, кто его исповедует. Основываясь на католических/православных и протестантских первоисточниках мы можем однозначно заключить, что самое главное различие между традиционными христианскими церквами (католицизмом и восточным православием) и протестантизмом заключается в понимании главного и первичного источника авторитета.
В традиционном христианстве, которое сформировалось к 4-му веку и разделилось в 11 веке на православие и католицизм, первичным и главным авторитетом является церковь и традиция или предание, существующее в ней. Согласно учению католической и православной церквей, отцы церкви на соборах определили канон Священного Писания. Соответственно Библия должна восприниматься опосредованно, только через призму интерпретации Святых Отцов.
Эта позиция в некотором смысле схожа с взглядом, существующим в средневековом ортодоксальном иудаизме, где Тора воспринимается исключительно через призму традиционной раввинистической интерпретации. Подобный подход выработался в иудаизме к 12-му веку, после того, как раввины того времени отсекли все альтернативные мнения и выработали единообразный взгляд на то, какая традиция является истинной галахой.
В отличие от иудаизма, традиционное христианство не смогло выработать цельную единую позицию по вопросу традиции. А потому в 11 веке оно разделилось на западный католицизм и восточное православие, которое само разделено на несколько разных ветвей. В этом и заключается самая главная слабость подхода, при котором абсолютным авторитетом обладает церковь. Не понятно какая из церквей права и чья традиция вернее.
В протестантизме с времен Лютера основным авторитетом является Библия. Церковь должна во всех своих традициях соответствовать тому, что говорит Священное Писание. Лютер впервые утвердил принцип Sola Scriptura, при котором Библия истолковывает сама себя без того, чтобы кто-то обладал исключительным правом ее истолковывать. Конечно же основной проблемой протестантизма является его неоднородность. Несмотря на то, что протестантизм исповедует прежде всего боговерие а не обрядоверие, далеко не всякая протестантская церковь до конца и последовательно придерживается Библии. Тем не менее каждое протестантское течение можно и следует оценивать в рамках обще задекларированного ими принципа Sola Scriptura. Являясь главным мерилом авторитета Библия позволяет нам дать полную оценку тому или иному направлению как в протестантском так и в евангелическом христианстве. Подобный подход более определен и объективен. Если в традиционном христианстве истина полностью поставлена в зависимость человеческого фактора, то в протестантизма она четко очерчена рамками Священного Писания, а потому не зависит от человека.