В I в. н.э. еврейский народ распространился по всей Римской империи, и все знали о евреях, по крайней мере, три вещи: они практиковали обрезание, они не ели свинину, они соблюдали субботу.
Из этих трех знаков еврейской сущности суббота была самой влиятельной среди неевреев. Во время I века н.э. семидневный недельный цикл начал распространяться среди народов, и он не был ограничен ни чем иным кроме субботы.[1]
В иудаизме происходили и другие события. Субботу наделяли новыми теологическими смыслами. Среди апокалиптически ориентированных людей возникли идеи космической недели и эсхатологической субботы, согласно которым мировая история должна была длиться в течение 6000 лет, за которыми последует суббота длиной в 1000 лет, во время которой Земля будет в запустении, так же, как земля находилась под паром в течении юбилейного года.[2] Многие думали, что последует вечная суббота,[3] так же, как за субботним годом следует юбилейный.
Еврейский философ диаспоры Филон сформулировал еще одну доктрину субботы – о божественной или трансцендентной субботе. Он говорил, что только один Бог по-настоящему отдыхает, но это не отдых бездействия, это свобода от труда и действий, несущих изменение. Соответственно, Бог вечно хранит вечную субботу.[4]
Книга Юбилеев учила, что Бог призвал Израиль, чтобы у Него был народ, который должен хранить субботу на Земле. В Эрец Исраэль раввины часто учили, что суббота была дана только Израилю, хотя евреи диаспоры, подобно Филону, придерживались более широких идей по этому поводу.
Наряду с субботней агадой развилась и сложилась субботняя галаха, особенно в фарисейских кругах. Создавались «правила на правила», формулировавшие, как нужно хранить субботу, знакомые нам из трактатов Мишны - Шаббат и Эрувин. Но всеобщего согласия по поводу всех подробностей не было.
Саддукеи запрещали зажигать огонь и иметь супружескую близость в субботу. Однако фарисеи разрешали, чтобы горели светильники, если их зажигали до наступления субботы, они также одобряли супружеские отношения в субботний вечер. Сектанты Кумрана запрещали в субботу даже испражняться, они также запрещали трудиться в субботу с целью спасти животное или даже спасти человеческую жизнь.[5] Фарисеи, однако, признавали верховенство смертельной опасности, в соответствии с которой субботой можно было пренебречь в случае угрожающей жизни чрезвычайной ситуации.
Среди таких разногласий на исторической сцене возник Иешуа с поразительным определением идеи субботы. Согласно Евангелиям предмет субботы был самым противоречивым среди всех тем, затронутых им. Но эта полемика никогда не заключалась в том, должна ли соблюдаться суббота, но в том, как ее следует соблюдать.
Его основная предпосылка содержится в Евангелии от Марка 2:27, 28: «Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы». Эти слова были более революционными и, возможно, волнующими, чем они звучат сегодня. Всегда говорилось, что Израиль был создан для субботы, а суббота была дана только Израилю. Иешуа противоречит обоим идеям: «Суббота создана для человека» - обобщающее понимание субботы противостало более традиционному мышлению людей.[6] Он обычно говорил о себе как о «Сыне Человеческом», поэтому, объявляя себя «господином и субботы», он утверждал, что является окончательным авторитетом в том, как следует соблюдать субботу. И как это происходило?
Иешуа был целителем, и Евангелия описывают, по меньшей мере, 7 исцелений, совершенных им в субботу. Если бы эти случаи имели дело с опасными для жизни чрезвычайными ситуациями, они не были бы столь памятными. Но, по крайней мере, шесть из них касались исцеления хронических заболеваний и инвалидностей. Человек с нечистым духом (Марка 1:21-28), человек с иссохшей рукой (Марка 3:1-6 и параллельные тексты), скорченная женщина (Луки 13:10-17), человек с водянкой (Луки 14:1-6), человек, который 38 лет был парализован (Иоанна 5) и слепорожденный (Иоанна 9). Это было смелым и публичным вызовом субботней галахе, возбудившим враждебность фарисеев. После исцеления человека с иссохшей рукой «Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» (Марка 3:6).
Случай со скорченной женщиной особо показывает контраст между Иешуа и его оппонентами. Иисус учил в синагоге и заметил, что «там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Луки 13:11) – определенно хроническое состояние, а не внезапное чрезвычайное происшествие. Иешуа мог бы подождать день, чтобы совершить это исцеление, не ставя под угрозу жизнь женщины, но он решил не продлевать ее страдания еще один день: «Он позвал ее и обратился к ней: «Женщина, ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Луки 13:12-14). Ответ Иешуа не был мягким: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Луки 13:15-16.)
Это был смелый и разрушительный аргумент. Галаха запрещала ношение бремени в субботу. В сущности, Иешуа говорил: «Эта женщина носит тяжелое бремя в течение 18 лет, но вы осуждаете меня в том, что я снимаю его с нее, чтобы она могла по-настоящему соблюдать субботу впервые за в 18 лет!»
В другой раз фарисеи критиковали его, потому что его голодные ученики срывали колосья в субботу, чтобы поесть (Матфея 12:1-8, ср. Марка 2:23-28). (Большинство из книжников рассматривали эти действия как жатву и молотьбу, два из 39 видов деятельности, запрещенных в субботу в соответствии с Мишной, Шаббат 7:02.). Иешуа защищал их действия не на основании того, что суббота больше не обязательна, но на основе библейского прецедента: деятельность священников в Храме в субботу, а также случай Давида с хлебами предложения (1 Царств 21:1-6).[7] Его аргументом было то, что служение Богу и облегчение человеческих нужд – это правомерные действия в субботу.
Рассказу Матфея о спорах насчет субботы предшествует фраза Иешуа, которая чрезвычайно важна для теологии субботы: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфея 11:28-30).
«Покой» переводится здесь греческим словом anapausis, которое используется в Септуагинте (древнегреческий перевод Библии) как один из переводов для обозначения субботнего покоя. Подразумевается, что истинное соблюдение субботы - это не только внешнее соблюдение дня, но и внутренний опыт. Подобно тому, как Иешуа указал на внутренний аспект шестой и седьмой заповеди Декалога - ненависть к убийству, похоти, прелюбодеянию (Матфея 5:21-30), он открывает теперь внутреннее измерение субботы.
Данное понимание не имеет аналогов в предыдущей литературе. Наряду с эсхатологической субботой апокалиптической литературы и трансцендентной субботой Филона Иешуа раскрывает перед нами концепцию экзистенциальной субботы.
Книга Откровения (20 глава) представляет эсхатологическую субботу. В Послании к Евреям (3 и 4 главы) происходит увлекательный синтез трансцендентной субботы Филона с экзистенциальной субботой Иешуа: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евреям 4:9-10).
После времен Нового Завета возвышенный смысл субботы получил несчастливое изменение под влиянием гностических настроений и антииудаизма после восстания Бар Кохбы. Христиане хотели отказаться от всего, что считалось основополагающим для еврейской сущности. И так как гностицизм противопоставлял духовное физическому и буквальному, они пытались отделить опыт субботы от субботнего дня. Основное направление христианства в большой степени пыталось сопротивляться такому мышлению, но его сопротивление было не совсем успешным. Иустин Мученик, например, вскоре после середины второго века заявил, что «Истинное соблюдение субботы прекращается из-за греха». Он сказал об этом в контексте отказа от буквального соблюдения субботнего дня.
Таким образом, мы видим любопытный парадокс. Фарисейство хотело видеть субботний день без опыта субботы. Гностическое христианство хотело иметь переживание субботы без субботнего дня. Оба они были виновны в одном и том же грехе: разрознить то, что Господь соединил воедино. Христиане, которые серьезно относятся к учению Иешуа, будут стремиться к субботе души и субботе тела.
Роберт М. Джонстон
Перевод с английского Александры Обревко
Метки: Суббота в иудаизме и христианстве, суббота